Расширенный поиск

Постановление Думы Московской области от 21.09.2017 № 34/30-П

 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 21 сентября 2017 г.  № 34/30-П

 

 

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области»

 

 

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области», в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума

 

постановила:

 

1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области». (Приложение.)

2. Направить настоящее постановление в Министерство экономики и финансов Московской области и в Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области.

3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

 

 

Председатель

Московской областной Думы                                       И.Ю. Брынцалов

 

Приложение к постановлению

Московской областной Думы

от 21 сентября 2017 г.  № 34/30-П

 

 

Отчет

о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области»

 

 

I. Общие положения

 

Основания проведения мониторинга правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (далее – мониторинг):

Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»;

Закон Московской области № 46/2012-ОЗ «О правовом мониторинге в Московской области»;

Положение о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденное постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П;

постановление Московской областной Думы от 22.12.2016 № 74/12-П «О плане работы Московской областной Думы на I квартал 2017 года»;

постановление Московской областной Думы от 23.03.2017 № 49/19-П «О плане работы Московской областной Думы на II квартал 2017 года»;

постановление Московской областной Думы от 22.06.2017 № 23/27-П «О плане работы Московской областной Думы на III квартал 2017 года»;

постановление Московской областной Думы от 19.01.2017 № 21/13-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (с учетом изменений, внесенных постановлением Московской областной Думы от 06.07.2017 № 111/28-П).

Цель проведения мониторинга:

выявление существующих проблем правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (далее – Закон № 164/2012-ОЗ) и подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области о налогах и сборах.

Субъект мониторинга: Московская областная Дума.

Объект мониторинга: правовые нормы Закона № 164/2012-ОЗ.

Период проведения мониторинга: с 1 января 2013 года по 1 июля 2016 года.

Время проведения мониторинга: IIII кварталы 2017 года.

 

II. Деятельность Комиссии по мониторингу

 

Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга, созданной постановлением Московской областной Думы от 19.01.2017 № 21/13-П «О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 164/2012-ОЗ «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (далее – Комиссия), в следующем составе:

1)      Ефимов Т.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

2)      Смирнов А.Э. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

3) Гольберт В.Л. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

4) Максимович П.И. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

5) Савин В.Н. – член Экспертного совета при Московской областной Думе в составе экспертной группы при Комитете по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики;

6) Волков А.В. – консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы.

По предложению Губернатора Московской области в состав Комиссии включен Щербаков М.В. – начальник Управления формирования политики в сфере налоговых и неналоговых доходов Министерства финансов Московской области.

По предложению руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области (далее – Управление ФНС) в состав Комиссии включены:

Савченко А.А. – и.о. заместителя руководителя Управления ФНС;

Глазунова Е.А. – начальник отдела налогообложения доходов физических лиц Управления ФНС.

Председателем Комиссии избран Ефимов Т.В. – депутат Московской областной Думы, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Деятельность Комиссии осуществлялась на основании Плана проведения мониторинга, утвержденного на первом заседании Комиссии.

За время проведения мониторинга Комиссией проведено четыре заседания.

В ходе мониторинга в целях обсуждения эффективности действия Закона № 164/2012-ОЗ как инструмента поддержки развития малого предпринимательства на территории Московской области, проведен круглый стол на тему «Практика применения патентной системы налогообложения на территории Московской области на примере городского округа Подольск. Проблемы и перспективы».

В мероприятиях, проводимых в ходе мониторинга, приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители налоговых органов Управления ФНС, Министерства экономики и финансов Московской области, Контрольно-счетной палаты Московской области, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области, а также представители общественных объединений предпринимателей (Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Московской области, Центра развития предпринимательства Союза «Балашихинская торгово-промышленная палата»).

Также в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Московской областной Думой и Государственным Советом Республики Крым в мероприятиях мониторинга приняла участие заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Виноградова О.М.

По результатам работы Комиссии подготовлен Отчет о проведении мониторинга.

 

III. Проведение мониторинга

 

Патентная система налогообложения (далее – ПСН) – один из пяти специальных налоговых режимов, действующих в Российской Федерации.

На территории Московской области ПСН введена в действие с 1 января 2013 года Законом № 164/2012-ОЗ.

В настоящее время Закон № 164/2012-ОЗ действует с учетом изменений, внесенных законами Московской области № 107/2013-ОЗ, № 153/2014-ОЗ, № 48/2015-ОЗ, № 152/2015-ОЗ, № 142/2016-ОЗ, № 165/2016-ОЗ.

В Законе № 164/2012-ОЗ установлены виды предпринимательской деятельности, по которым индивидуальные предприниматели могут работать на основе патента.

Изменения указанных видов деятельности в 2016 году осуществлялись в соответствии с видами деятельности, относящимися к бытовым услугам, определенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р. Это обусловлено изменениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и являются следствием введения с 1 января 2017 года нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.

Среди субъектов Российской Федерации за 2013–2016 годы Московская область занимает первое место по количеству выданных патентов на право применения ПСН.

Возможность применения ПСН на территории Московской области из года в год расширяется. С 2017 года в Московской области патент можно приобрести по 75 видам предпринимательской деятельности в производственной, социальной сферах и в сфере оказания бытовых услуг, что на 12 позиций больше, чем в перечне видов предпринимательской деятельности, установленном в НК РФ.

По всем 75 видам деятельности Законом № 164/2012-ОЗ установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (далее ПВГД).

В соответствии с НК РФ в Законе № 164/2012-ОЗ размеры ПВГД установлены в зависимости от:

средней численности наемных работников;

количества транспортных средств;

величины общей площади.

Минимальному значению параметра соответствует минимальное значение ПВГД.

За пять лет действия ПСН на территории Московской области средние предельные значения ПВГД возросли на 10–20 процентов: от диапазона 180 тыс. рублей – 1,1 млн. рублей в 2013 году до диапазона 210 тыс. рублей – 1,2 млн. рублей в 2017 году.

Согласно НК РФ максимальный размер ПВГД подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2016 № 698 на 2017 год установлен коэффициент-дефлятор в размере 1,425.

В соответствии с НК РФ максимальный размер ПВГД по 8 видам деятельности может быть увеличен в 3 раза, по 4 видам деятельности – в 10 раз. Максимальные значения ПВГД, установленные в Законе № 164/2012-ОЗ, не превышают возможных максимальных значений, предусмотренных НК РФ.

Применимость ПСН на территории Московской области из года в год увеличивается. На основе официальных статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области было установлено, что с 2013 по 2016 годы количество выданных патентов возросло с 12559 до 54061.

Анализ бюджетной отчетности по исполнению консолидированного бюджета Московской области показал, что с 2013 года по 2016 год объем поступлений за счет средств, уплаченных налогоплательщиками, перешедших на ПСН, увеличился с 217 млн. рублей до 826 млн. рублей. На 2017 год запланировано поступление аналогичных платежей в местные бюджеты более 900 млн. рублей.

Анализ налоговой статистики Федеральной налоговой службы России показал, что в 2016 году в Московской области 46425 индивидуальных предпринимателей применяли ПСН, что составляет 21,47 процента от общего количества индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2017. За год количество индивидуальных предпринимателей, выбравших этот специальный налоговый режим, увеличилось на 13644 человека (на 41,6 процента).

Вместе с тем в 2016 году более половины патентов в Московской области выдано на розничную торговлю, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому – 30636 патентов. При этом по 6 видам деятельности патенты не выдавались, а по 11 видам деятельности количество выданных патентов не превысило десяти.

В рамках ПСН с 1 января 2015 года в Московской области введены и действуют налоговые ставки 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (статьи 2.1 и 2.2 Закона № 164/2012-ОЗ). Воспользоваться этой льготой могут до конца 2018 года предприниматели, осуществляющие деятельность в 38 видах деятельности, в том числе по 25 видам бытовых услуг. Механизм применения налоговой ставки 0 процентов показал свою эффективность: в 2016 году в Московской области выдано 2 251 патента с налоговой ставкой 0 процентов.

В ходе мониторинга изучался вопрос о влиянии на экономическую деятельность индивидуальных предпринимателей изменений федерального законодательства о применении контрольно-кассовой техники при использовании ПСН. В настоящее время согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСН, могут до 1 июля 2018 года осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Комиссией обсуждался вопрос о целесообразности разработки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих предоставление возможности не применять индивидуальными предпринимателями, использующими ПСН с налоговой ставкой 0 процентов, контрольно-кассовую технику на период применения «налоговых каникул».

 

IV. Результаты мониторинга

 

В результате проведенного мониторинга правоприменения Закона № 164/2012-ОЗ Комиссией выявлено следующее:

результаты проведенного анализа показали, что большинство правовых норм Закона № 164/2012-ОЗ получило практическую реализацию, было востребовано индивидуальными предпринимателями, что способствовало повышению предпринимательской активности, созданию стимулов для выхода «из тени» лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;

применение патентной системы налогообложения позволяет снизить налоговую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, обеспечивает увеличение доходности бизнеса, что в конечном итоге влияет на увеличение поступлений в консолидированный бюджет Московской области;

при практически неизменных значениях ПВГД, установленных в Московской области, происходит значительное увеличение налоговых поступлений: при увеличении среднего значения ПВГД на 15 % поступления в бюджеты бюджетной системы Московской области возросли в четыре раза, в указанных условиях повышение значений ПВГД нецелесообразно;

не в полном объеме используются возможности, предоставляемые НК РФ субъектам Российской Федерации: при установлении ПВГД в Законе № 164/2012-ОЗ не используются параметры грузоподъемности транспортных средств, количества посадочных мест в транспортном средстве, возможность дифференцировать территорию Московской области по территориям действия патентов по муниципальным образованиям.

 

V. Выводы

 

Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным:

1) отметить, что Закон № 164/2012-ОЗ оказывает существенное положительное влияние на предпринимательскую активность индивидуальных предпринимателей на территории Московской области, но требует в последующем проведения мониторинга правоприменения в текущем режиме;

2) поручить Комитету по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики:

рассмотреть возможность подготовки проекта федерального закона, предусматривающего предоставление права не применять контрольно-кассовую технику для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в соответствии с ПСН, которым законами субъектов Российской Федерации установлена налоговая ставка 0 процентов;

проводить в текущем режиме мониторинг правоприменения Закона № 164/2012-ОЗ;

3) предложить Правительству Московской области:

продолжить работу по анализу условий налогообложения по видам предпринимательской деятельности с целью подготовки предложений о дифференциации видов предпринимательской деятельности, осуществление которых дает право индивидуальным предпринимателям перейти на ПСН;

разработать проект закона Московской области, предусматривающий продление действия статей 2.1 и 2.2 Закона № 164/2012-ОЗ по 31 декабря 2020 года.


Информация по документу
Читайте также