Расширенный поиск
Приказ Центрального банка Российской Федерации от 31.07.2017 № ОД-2161
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНК
РОССИИ) ПРИКАЗ от
31 июля 2017 г. № ОД-2161 г.
Москва О введении в действие Политики
управления платежной системой Банка России В целях раскрытия информации
о цели, задачах, принципах управления платежной системой Банка России, о
системе управления платежной системой Банка России, направленного на реализацию
положений статьи 82.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)”, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Ввести в действие
Политику управления платежной системой Банка России (приложение к приказу). 2. Пресс-службе Банка России
(Рыклина М.В.) опубликовать приказ в “Вестнике Банка
России”. Председатель Банка России Э.С. НАБИУЛЛИНА Приложение к
приказу Банка России от 31 июля 2017 года № ОД-2161 Политика управления платежной системой Банка России I.
Общие
положения 1.1. Политикой управления платежной системой Банка
России (далее – ПС БР) определяются цель, задачи и принципы управления ПС БР,
субъекты системы управления ПС БР, их полномочия в рамках ПС БР, взаимосвязи и
подотчетность, роль внутреннего аудита, а также участников ПС БР (далее –
участники) в управлении ПС БР. 1.2. Политика управления ПС
БР разработана на основе законодательства Российской Федерации, положений
нормативных и иных актов Банка России, Политики управления рисками Банка России1, международных стандартов, в том числе
положений документа Комитета по платежным и расчетным системам2 и
Международной организации комиссий по ценным бумагам (далее – КПРС – МОКЦБ)
“Принципы для инфраструктур финансового рынка”. 1.3. Основные термины и
определения. Управление ПС БР –
скоординированная деятельность субъектов системы управления ПС БР, направленная
на обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования ПС БР. Система управления ПС БР –
система, включающая субъекты системы управления ПС БР, взаимосвязи между ними,
правила и процедуры, направленные на эффективное и бесперебойное
функционирование ПС БР. Субъекты
системы управления ПС БР – Национальный финансовый совет, Совет директоров
Банка России, Председатель Банка России, первые заместители Председателя Банка
России, заместители Председателя Банка России, служба главного аудитора Банка
России, Комитет по управлению рисками в ПС БР, Комиссия по предотвращению,
выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Банком России
функций, предусмотренных федеральными законами, структурные подразделения
центрального аппарата Банка России, обеспечивающие функционирование ПС БР, территориальные
учреждения Банка России, Межрегиональный центр обработки информации Банка
России. Система управления рисками в
ПС БР – осуществляемый субъектами системы управления ПС БР комплекс мероприятий
и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий для
бесперебойности функционирования ПС БР с учетом размера причиняемого ущерба. Субъекты ПС БР – участники,
привлеченные операторы услуг платежной инфраструктуры ПС БР (в случае
привлечения Банком России сторонних организаций в качестве операторов услуг
платежной инфраструктуры ПС БР), Банк России. Надлежащее функционирование
ПС БР – оказание услуг платежной инфраструктуры в рамках ПС БР в соответствии с
требованиями Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной
платежной системе”, нормативных актов Банка России, в том числе определяющих
правила ПС БР, и договоров, которыми устанавливается порядок взаимодействия
субъектов ПС БР. _____________________ 1Введена
в действие приказом Банка России от 23 марта 2016 года № ОД-961. 2С
сентября 2014 года – Комитет по платежам и рыночным инфраструктурам (КПРИ). Бесперебойность
функционирования ПС БР – состояние платежной системы, характеризующееся
способностью субъектов ПС БР поддерживать надлежащее функционирование ПС БР и
восстанавливать надлежащее функционирование ПС БР в течение времени,
определенного в правилах ПС БР, в случае его нарушения. Эффективность ПС БР для
Банка России как оператора ПС БР (далее – эффективность функционирования ПС БР)
– степень рациональности использования Банком России ресурсов (трудовых,
финансовых, технологических и других) для обеспечения бесперебойного
функционирования ПС БР. Эффективность участия в ПС
БР – степень удовлетворенности участников составом и качеством предоставляемых
услуг в рамках ПС БР и степень рациональности использования участниками
денежных средств на счетах, открытых в Банке России, в целях совершения
переводов денежных средств. Результативность ПС БР –
степень достижения целевых значений показателей
бесперебойности функционирования ПС БР и показателей, характеризующих
эффективность системы управления рисками в ПС БР. 1.4. Все иные термины и
определения, приведенные в Политике управления ПС БР, применяются в значениях,
установленных Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной
платежной системе”, нормативными актами Банка России, определяющими правила ПС
БР. II.
Цель,
задачи и принципы управления ПС БР 2.1. Целью управления ПС БР
является обеспечение бесперебойности функционирования ПС БР и эффективности
участия в ПС БР при обеспечении приемлемого для Банка России уровня
эффективности функционирования ПС БР и результативности ПС БР. 2.2. Цель управления ПС БР
достигается посредством комплексного решения следующих задач: поддержание надлежащего
функционирования ПС БР; организация системы
управления рисками в ПС БР, в том числе процесса мониторинга
значений ключевых индикаторов рисков в ПС БР; выявление нарушений надлежащего
функционирования ПС БР, нарушений бесперебойности функционирования ПС БР; восстановление надлежащего
функционирования ПС БР в течение времени, определенного в правилах ПС БР, в
случае его нарушения; осуществление мониторинга значений показателей эффективности функционирования
ПС БР, показателей эффективности участия в ПС БР, показателей результативности,
контроль достижения целевых значений показателей результативности, разработка и
принятие мер, направленных на повышение уровня эффективности участия в ПС БР и
уровня эффективности функционирования ПС БР; ведение
обоснованной и прозрачной тарифной политики, направленной на стимулирование
участников к эффективному управлению своей ликвидностью, повышение
заинтересованности участников в оптимальном использовании предоставляемых
сервисов ПС БР, снижение операционных рисков в ПС БР посредством тарифного
стимулирования участников к равномерному направлению распоряжений о переводе
денежных средств в ПС БР в течение операционного дня, а также частичное покрытие
операционных расходов на функционирование ПС БР. 2.3. Управление ПС БР
основывается на следующих принципах: прозрачность и открытость –
доведение до сведения участников и заинтересованных лиц правил ПС БР, включая
тарифы, планов и целей развития ПС БР, степени их достижения; обеспечение справедливого и
открытого доступа к участию в ПС БР – отсутствие в правилах ПС БР и иных
документах Банка России препятствий или преференций для участия в ПС БР; учет интересов участников и
заинтересованных лиц – учет интересов участников и заинтересованных лиц при
определении целей развития и совершенствования ПС БР, а также правил ПС БР; разграничение полномочий и
подотчетность субъектов системы управления ПС БР – определение полномочий и
подотчетности субъектов системы управления ПС БР и доведение информации о них
до сведения соответствующих субъектов ПС БР; ответственность –
ответственность субъектов системы управления ПС БР за управление ПС БР, в том
числе в части управления рисками в ПС БР, в соответствии с предоставленными
им полномочиями; единообразие и
осведомленность – обеспечение единого понимания сущности управления ПС БР и
согласованного с ним процесса управления рисками в ПС БР, а также обеспечение
информированности субъектов системы управления ПС БР и заинтересованных лиц об
изменениях в функционировании ПС БР; предотвращение, выявление и
управление конфликтами интересов – реализация комплекса мер по предотвращению,
выявлению и управлению конфликтами интересов, которые могут возникнуть в
деятельности субъектов системы управления ПС БР, в том числе посредством
разделения полномочий между ними, в процессе достижения целей деятельности и
выполнения функций Банка России как оператора ПС БР; непрерывность –
осуществление на постоянной основе процессов управления ПС БР; оптимальное
соотношение между бесперебойностью и эффективностью – достижение эффективности
функционирования ПС БР и эффективности участия в ПС БР не должно оказывать
негативное влияние на обеспечение бесперебойности функционирования ПС БР и,
соответственно, обеспечение бесперебойности функционирования ПС БР не должно
оказывать негативное влияние на достижение эффективности функционирования ПС БР
и эффективности участия в ПС БР; обеспечение эффективной
реализации целей развития ПС БР, их измеримость – установление достижимых
целей, степень достижения которых может быть измерена с помощью количественных
и (или) качественных показателей; обучение и мотивация –
обеспечение прохождения сотрудниками Банка России, вовлеченными в процессы
управления ПС БР, обучения современным стандартам и лучшим практикам
управления, в том числе в части управления рисками в ПС БР, и применения мер
мотивации, стимулирующих сотрудников Банка России эффективно выполнять свои
обязанности. III. Организационная
структура системы управления ПС БР 3.1. Система управления ПС
БР является частью системы управления Банком России. Полномочия и подотчетность
субъектов системы управления ПС БР определяются законодательством Российской
Федерации, нормативными и иными актами Банка России. 3.2. Субъекты системы
управления ПС БР осуществляют следующие функции в части управления ПС БР. 3.2.1. Национальный
финансовый совет, Совет директоров Банка России, Председатель Банка России,
первые заместители Председателя Банка России, заместители Председателя Банка
России в рамках полномочий, определенных законодательством Российской
Федерации, нормативными и иными актами Банка России: утверждают нормативные акты
Банка России, определяющие правила ПС БР, тарифы на услуги Банка России в ПС
БР; одобряют документы
концептуального характера, определяющие цели развития ПС БР и способы их
достижения; принимают решения о
выделении ресурсов (трудовых, финансовых, технологических) для обеспечения
бесперебойного функционирования ПС БР; ежеквартально рассматривают информацию
о функционировании ПС БР. 3.2.2. Служба главного
аудитора Банка России проводит независимую оценку системы управления ПС БР, в
том числе системы управления рисками в ПС БР. 3.2.3. Комитет
по управлению рисками в ПС БР (далее – Комитет) является коллегиальным органом,
который координирует деятельность структурных подразделений, обеспечивающих
функционирование ПС БР, по управлению рисками в ПС БР, устанавливает критерии
оценки системы управления рисками в ПС БР и проводит указанную оценку, формирует
предложения и рекомендации по итогам проведения оценки системы управления
рисками в ПС БР. Персональный состав Комитета
утверждается распорядительным актом Банка России. Комитет в своей деятельности
подотчетен Председателю Банка России. 3.2.4. Комиссия по
предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении
Банком России функций, предусмотренных федеральными законами (далее –
Комиссия), является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы,
связанные с конфликтами интересов, возникающими в деятельности структурных
подразделений Банка России, при осуществлении Банком России функций,
предусмотренных федеральными законами, и готовит предложения по предотвращению
конфликта интересов. Комиссия осуществляет
контроль возникновения конфликта интересов при осуществлении Банком России
функций по регулированию расчетов и выполнению функций оператора ПС БР. Персональный состав Комиссии
утверждается распорядительным актом Банка России. Комиссия в своей
деятельности подотчетна Председателю Банка России. 3.2.5. Структурные подразделения центрального
аппарата Банка России, обеспечивающие функционирование ПС БР: осуществляют подготовку и
методологическое сопровождение нормативных актов Банка России, определяющих
правила ПС БР в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июня 2011
года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”; обеспечивают бесперебойное
функционирование ПС БР посредством поддержания надлежащего функционирования ПС
БР, управления рисками в ПС БР, выявления нарушений бесперебойности
функционирования ПС БР и восстановления надлежащего функционирования ПС БР в
течение времени, определенного в правилах ПС БР, в случае его нарушения; осуществляют мониторинг
значений показателей эффективности функционирования ПС БР, показателей
эффективности участия в ПС БР, показателей результативности, контроль
достижения целевых значений показателей результативности и разработку и
принятие мер, направленных на повышение уровня эффективности участия в ПС БР и
эффективности функционирования ПС БР. Департамент национальной
платежной системы и Главное управление безопасности и защиты информации
реализуют функции оператора ПС БР. Структурные подразделения
центрального аппарата Банка России, обеспечивающие функционирование ПС БР,
подотчетны Председателю Банка России, первым заместителям Председателя Банка
России, заместителям Председателя Банка России в соответствии с
распорядительным актом Банка России о распределении обязанностей между
Председателем Банка России и заместителями Председателя Банка России. 3.2.6. Полномочия по
обеспечению функционирования ПС БР в части оказания услуг платежной
инфраструктуры (операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных
услуг) реализуют территориальные учреждения Банка России, Межрегиональный центр
обработки информации Банка России. Контроль
за
соблюдением правил ПС БР и надлежащим оказанием услуг платежной инфраструктуры
территориальными учреждениями Банка России, Межрегиональным центром обработки
информации Банка России организуется и осуществляется Департаментом
национальной платежной системы и Главным управлением безопасности и защиты
информации. 3.3. Обмен информацией,
необходимой для управления ПС БР, в том числе для управления рисками в ПС БР,
между субъектами системы управления ПС БР, а также доведение информации до
органов управления Банка России осуществляются на основании регламентов о
взаимодействии и иных внутренних документов Банка России. III. Существенные аспекты системы
управления рисками в ПС БР 4.1. Банк
России организует и осуществляет управление рисками в ПС БР с учетом положений
Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной
системе”, Политики управления рисками Банка России, единой комплексной
методологии управления операционными рисками Банка России, документа КПРС –
МОКЦБ “Принципы для инфраструктур финансового рынка” и в соответствии с
нормативными актами Банка России, которыми определяется система управлению
рисками в ПС БР. 4.2. Система управления
рисками в ПС БР интегрирована в организационную структуру управления ПС БР и
является неотъемлемой частью каждого из бизнес-процессов, обеспечивающих
функционирование ПС БР. 4.3. Руководство Банка
России, руководители и работники структурных подразделений Банка России,
обеспечивающих функционирование ПС БР, несут ответственность за управление
рисками в ПС БР в соответствии с предоставленными им полномочиями. 4.4. Решения о реагировании
на риски в ПС БР принимаются исходя из уровня рисков в ПС БР и с учетом
соотношения затрат и выгод от реализации мер реагирования на риски, а также
других факторов, определяющих целесообразность реализации указанных мер. 4.5. Процесс управления
рисками в ПС БР выполняется на постоянной основе, обеспечивая руководство Банка
России, руководителей и работников структурных подразделений Банка России,
обеспечивающих функционирование ПС БР, актуальной информацией об уровне рисков
в ПС БР с использованием ключевых индикаторов риска и о предпринимаемых мерах
реагирования на них. 4.6. Организационная
структура системы управления рисками в ПС БР формируется на основе модели “трех
линий защиты”: первая линия защиты
представлена структурными подразделениями Банка России, которыми выполняются
бизнес-процессы, обеспечивающие функционирование ПС БР, и осуществляется
управление рисками в ПС БР; вторая
линия защиты представлена внутренними подразделениями Департамента национальной
платежной системы и Главного управления безопасности и защиты информации,
которыми выполняются методологические и контрольные функции по управлению
рисками в ПС БР, а также Комитетом, которым устанавливаются критерии оценки
системы управления рисками в ПС БР, проводится оценка системы управления
рисками в ПС БР, формируются предложения и рекомендации по итогам оценки
системы управления рисками в ПС БР; третья линия защиты
представлена Департаментом внутреннего аудита, осуществляющим независимую
оценку системы управления рисками в ПС БР. 4.7. Организационной моделью
управления рисками в ПС БР предусматривается самостоятельное управление рисками
оператором ПС БР – Банком России. В случае привлечения Банком России сторонних
организаций в качестве операторов услуг платежной инфраструктуры ПС БР возможно
использование иной организационной модели управления рисками в ПС БР. IV.
Роль
участников в управлении ПС БР 5.1. Банк России определяет
соответствие ПС БР требованиям и потребностям участников путем взаимодействия с
ними, в том числе путем проведения опросов и анкетирования участников, а также
посредством получения отзывов на проекты нормативных актов Банка России,
определяющих правила ПС БР и размещенных для публичного обсуждения на
официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети
“Интернет”. 5.2. Банк России привлекает
участников к работе в Комитете. V.
Раскрытие
информации 6.1. Банк России раскрывает информацию
о системе управления ПС БР, в том числе информацию об обязанностях и
подотчетности субъектов системы управления ПС БР, посредством опубликования
нормативных актов Банка России, определяющих правила ПС БР, и иной информации
на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети
“Интернет”. 6.2. Банк России публикует
документы концептуального характера, раскрывающие направления совершенствования
ПС БР, статистическую информацию о функционировании ПС БР, а также иную
информацию о результатах деятельности Банка России, в том числе как оператора
ПС БР. 6.3. Банк России как
оператор системно значимой платежной системы публикует информацию о ПС БР,
включая информацию о системе управления ПС БР, в соответствии с положениями
документа КПРС – МОКЦБ “Принципы для инфраструктур финансового рынка: Структура
раскрытия информации и Методология оценки”. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|