Расширенный поиск

Постановление Администрации г. Хабаровска от 01.06.2017 № 1771

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

N 1771

 

01 июня 2017 г.         г. Хабаровск

 

Об утверждении Концепции благоустройства

городского округа "Город Хабаровск"

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Уставом городского округа "Город Хабаровск", Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года администрация города постановляет:

1. Утвердить Концепцию благоустройства городского округа "Город Хабаровск" согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившим силу постановление администрации города Хабаровска от 13.09.2012 N 3957 "Об утверждении Концепции дизайнерского и архитектурно-художественного облика городского округа "Город Хабаровск".

3. Пресс-службе администрации города Хабаровска (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести".

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя мэра города по городскому хозяйству Чернышова С.А.

 

Мэр города

А.Н.Соколов

 

 

 

 

 

Приложение

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

администрации города Хабаровска

от 1 июня 2017 г. N 1771

 

КОНЦЕПЦИЯ

БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ХАБАРОВСК"

 

1. Общие положения

 

Настоящая концепция благоустройства городского округа "Город Хабаровск" (далее - Концепция) разработана с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды, обеспечения престижа города Хабаровска, повышения его инвестиционной привлекательности, вовлечения в концептуальный процесс роста интеллектуального и творческого потенциала города, создания условий для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по благоустройству городских территорий.

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Уставом городского округа "Город Хабаровск", Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.

Концепция носит рекомендательный характер для разработки и реализации муниципальных целевых программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления города Хабаровска, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "Город Хабаровск", а также общественных организаций и средств массовой информации.

 

2. Термины и определения

 

Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.

Стратегия - долговременные планы, установки, намерения в отношении чего-либо.

Городская среда - совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.

Архитектурная среда - совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики.

Комплексное благоустройство территории - совокупность работ и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.

Ландшафтный дизайн - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных материалов, объектов, комплексов и явлений.

Геопластика - пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач.

Единая визуальная информация - организованная совокупность графических и технических средств, информации об управлении объектами, об их местонахождении, направлениях движения к ним, предписывающая определенные правила поведения в среде и т.п.

Световой дизайн - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений, создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве за счет использования осветительных приборов и техники.

Цветовая среда - элемент среды обитания человека, оказывающий на него психофизическое и психоэмоциональное воздействие и зрительно воспринимаемый во времени и пространстве.

Паспорт земельного участка - документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней зданиях, строениях, сооружениях, расположение подземных коммуникаций и их границы раздела, элементов благоустройства, малых форм архитектуры и существующих зеленых насаждений, выполняется в текстовой и графической форме.

Паспорт фасадов здания - документ, содержащий материалы о внешнем виде фасадов здания, материалах отделки его элементов, цветового решения и подсветки, выполняется в текстовой и графической форме.

Проект благоустройства территории - документация, разрабатываемая (утверждаемая) в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения по облагораживанию территории, с определением элементов благоустройства, видов и объемов работ, применяемых материалов и конструкций.

 

3. Основная цель и приоритетные задачи

 

Основной целью Концепции является определение главных стратегических направлений развития благоустройства города Хабаровска, создание благоприятной городской среды, отвечающей функциональным, эстетическим, социальным и экологическим потребностям жителей и гостей города.

В процессе реализации Концепции решаются следующие приоритетные задачи:

- формирование городской среды;

- комплексное применение передовых технологий и новых материалов;

- создание необходимой нормативно-правовой, инженерно-технической базы;

- формирование благоприятных условий для привлечения материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в развитие городской среды, создание инвестиционной привлекательности города.

 

4. Главные направления развития городской среды

 

Городская среда рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно, поэтапно:

- организация городской среды при проектировании и возведении объектов;

- формирование городской среды в процессе освоения объектов;

- совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объектов.

Комплексное формирование города следует понимать как постоянный социально-культурный процесс развития города в его совокупности и во всех его частях. Цель при этом - создание целесообразного и привлекательного городского окружения, где люди чувствуют себя уютно и комфортно.

Концептуальная модель городской среды формируются на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности:

- комплексное благоустройство;

- ландшафтный дизайн;

- архитектурная среда;

- цветовая среда;

- световое оформление;

- единая визуальная информация и наружная реклама;

- праздничное оформление.

Чем более четко и однозначно будут разработаны эти основные направления (векторы) комплексного формирования города, тем эффективнее можно скоординировать действия всех участников создания комфортной, благоустроенной городской среды, исключить или минимизировать случайный неэффективный параллелизм.

 

4.1. Комплексное благоустройство

Палитра комплексного благоустройства города состоит из геопластики, обработки пешеходных зон современными материалами, озеленения, цветочного оформления, колористики, архитектурного освещения, средств визуальной коммуникации, малых архитектурных форм.

Исходя из этого объектом благоустройства является весь город. Городские территории дифференцируются на 4 основные группы:

1-я группа - исторически сложившаяся часть города Хабаровска (центр города);

2-я группа - сложившаяся застройка (жилые кварталы, промышленные зоны, транспортные артерии);

3-я группа - объекты нового строительства;

4-я группа - различные озелененные территории в зависимости от категории их защиты (рекреационные зоны, лесопосадки и т.д.).

Неотъемлемой частью комплексного благоустройства являются малые архитектурные формы. В зависимости от функционального назначения их подразделяют на три группы:

1) малые архитектурные сооружения (павильоны, киоски, беседки);

2) оборудование территорий:

- уличная мебель;

- средства благоустройства (пандусы, лестницы на откосах, покрытие дорожек);

- ограждения (ворота, заборы, турникеты, шлагбаумы);

- водные устройства (фонтаны, брызгательные бассейны, искусственные водоемы, поливочный водовод);

- осветительные устройства (декоративные светильники, прожекторные установки), в том числе кабельное хозяйство;

- оборудование спортивных и детских площадок, в том числе на объектах новостроек;

- носители визуальной информации (стенды, указатели, флагштоки и т.д.);

- хозяйственное оборудование (урны, контейнеры для мусора);

3) декоративное убранство территорий:

- декоративные скульптуры (бюсты, камни, стелы);

- декоративные водные устройства (фонтаны, каскады, бассейны);

- емкости для цветов (вазоны, цветочницы, цветники и т.д.).

Все элементы благоустройства должны быть высокохудожественного качества и вместе с другими объектами создавать композиционно-целостное единство и подчиняться общему дизайну Концепции.

 

4.2. Ландшафтный дизайн

Одна из основных составляющих, формирующих городскую среду, - ландшафтный дизайн. В его состав входят планировочная структура газонов, зеленые насаждения, цветочное оформление. Приемы ландшафтной архитектуры должны быть дифференцированы в зависимости от типологии городских территорий с учетом их функционального назначения.

Цветочное оформление, как правило, используется в наиболее посещаемых местах: общегородских, районных центрах, местах отдыха, парках, садах, скверах, дворах, на главных улицах и проспектах города. Ассортимент насаждений необходимо подбирать с учетом соответствия агробиологических свойств растений. Композиция цветника, форма, соотношение объема и цвета, фактура поверхностей, аромат выбираются с учетом места размещения, физиологического и эмоционального восприятия.

Цветочное оформление следует осуществлять в рамках следующих направлений:

- исторический центр, включая набережную реки Амур;

- общегородские ансамбли и периферийные центры;

- "гостевой маршрут";

- транспортные развязки, основные магистрали и въезды в город.

Одним из главных условий для высокохудожественного цветочного оформления является взаимосвязь с элементами благоустройства (бордюры, скамьи, фонтаны, декоративные скульптуры и т.п.).

Разрабатывающаяся концептуальная основа цветочного оформления не должна лишать индивидуальности каждый цветник и задавать жесткие рамки их создателям.

 

4.3. Архитектурная среда

В Хабаровске сформирована и продолжает корректироваться градостроительная политика, в ходе реализации которой необходимо получить качественное изменение архитектурной среды, иметь больше уникальных, выразительных объектов федерального, регионального и местного значения. Это позволит Хабаровску сформировать неповторимый и уникальный облик.

Сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следует формировать как единую общегородскую систему, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией города. Общее инженерное и архитектурное решение улиц, дорог и искусственных сооружений должно быть направлено на достижение органической связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды.

Для системного решения градостроительных проблем города и создания многообразия и высоких эстетических качеств застройки назрела необходимость проведения комплексной реконструкции существующих улиц и кварталов с целью гармонизации городской среды, завершенности застройки центра, кварталов, районов, архитектурно-пространственной связи старых и новых частей города.

Вопросы внешнего вида существующих фасадов зданий и сооружений, а также контроля за их состоянием должны иметь правовой статус, необходимо вернуться к системному подходу по обязательному оформлению паспортов фасадов зданий.

Существующие объекты жилого, социального и производственного назначения должны получить новые потребительские качества, соответствующие возросшим требованиям общества, включая функциональные, экологические, социальные, экономические и эстетические требования.

 

4.4. Цветовая среда

В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активное развитие цветовой среды города. Основным пунктом разработки цветовой среды города являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста, не только сила контраста в целом решении элементов городской среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к архитектурному окружению (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов.

Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды города служат:

- выявление функциональных зон;

- выделение цветом пространственных ориентиров;

- соответствие стилистики архитектурного сооружения;

- создание "переменных" (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин, входов и вывесок организации) и "постоянных" цветов цветовой среды;

- создание яркой цветовой палитры общественного транспорта;

- повышение информативности среды;

- влияние географического расположения на колористическое решение различных участков города.

При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить:

- своеобразный неповторимый цветовой облик города;

- комфортную визуальную среду;

- утвержденную цветовую палитру в руках проектировщиков.

Утвержденное комплексное решение в обязательном порядке должно быть отражено в паспортах фасадов зданий и сооружений.

 

4.5. Световое оформление

Важной задачей освещения города в целом является гармонизация светотехнических параметров всех видов освещения. Это уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, освещение инженерных сооружений, витрин, световая информация и реклама, праздничная иллюминация.

При подсветке городских объектов решается ряд утилитарно-функциональных, архитектурно-градостроительных и образно-семантических задач (аспектов).

 

Утилитарно-функциональный аспект.

Освещение объектов и окружающей территории с целью обеспечения оптимальной ориентации человека в пространстве и его комфортного пребывания в темное время суток. Светом акцентируются наиболее важные функциональные объекты - входы в здания, остановки общественного транспорта и т.п.

 

Архитектурно-градостроительный аспект.

Выявление светом наиболее характерных для города и художественно значимых с точки зрения архитектуры зданий. Работа со светом проводится в целях создания целостной световой панорамы и силуэта города.

 

Образно-семантический аспект.

Создание художественной подсветкой яркого, запоминающегося образа здания осуществляется с целью выявления и обогащения его архитектурной стилистики. Последовательность восприятия световых контрастов с учетом особенностей человеческого зрения строится по системе от более сильного к более слабому.

Уровень восприятия "город - площадь - улица - фасад - деталь" - на основе этих принципов можно реально сформировать комфортную, эстетически значимую для человека световую среду вечернего и ночного города.

 

4.6. Единая визуальная информация и наружная реклама

Вопросы рекламной деятельности приобретают все большую остроту, актуальность и значимость еще и потому, что в рекламное пространство города все активнее входит социальная реклама, которая акцентирует внимание власти и населения на значимых социальных проблемах, способствует развитию конструктивного диалога между горожанами и органами местного самоуправления.

Визуальной информации в городе отведены специальные задачи, которые имеют существенное практическое и эстетическое значение в рамках формирования городского пространства.

К таким задачам относятся: ориентация и информация, архитектурно связанная реклама, политическая агитация, оформление общественных праздников и торжеств. Применяемые при этом элементы непосредственно определяют облик города.

Размещение и распространение рекламы необходимо рассматривать как непрерывно развивающийся процесс, и в связи с этим актуальна разработка программ по оптимизации и реконструкции рекламного пространства города.

От состояния наружной рекламы и информации во многом зависит эстетический и культурный облик города. Все рекламные конструкции должны быть изготовлены с применением современных технологий и материалов, размещены в строгом соответствии с проектными разработками, гармонировать с элементами благоустройства прилегающей территории и существующей архитектурой зданий и сооружений.

 

4.7. Праздничное оформление

Город Хабаровск всегда имел свой стиль по природному ландшафту, зеленым насаждениям и архитектуре. В праздничном оформлении города важно подчеркнуть его индивидуальность, сохранить единство старинных и современных композиций, объемов, форм, линий и материалов.

От согласованных действий предприятий всех видов собственности, жителей города, принимающих участие в праздничном оформлении, зависит неповторимость и привлекательность города Хабаровска в будущем.

Основные направления по праздничному оформлению города:

- разработка единого стилевого решения праздничного оформления;

- оформление улиц города перетягами, флагами, кронштейнами;

- праздничное поздравление жителей города на муниципальных стендовых установках;

- оформление фасадов зданий и организаций, предприятий, витрин магазинов, торговых точек и предприятий праздничными баннерами, плакатами, композициями;

- размещение светодинамических установок;

- выполнение дополнительного озеленения и благоустройства бульваров, скверов и газонов с посадкой цветников и клумб. Установка переносных декоративных вазонов, формирование кроны деревьев и кустарников;

- подсветка и светодинамическое оформление фасадов зданий, сооружений и зеленых насаждений;

- праздничное оформление городского транспорта.

На стадии разработки проектной Концепции праздничного оформления важное значение имеют:

- учет закономерностей зрительного восприятия в конкретных пространственных условиях;

- учет реальных технических условий для выполнения данной Концепции.

Выбор средств оформления зависит от темы праздника или общественно значимого события:

- государственные праздники акцентируются оформлением города с применением общепринятой символики (государственных флагов, гербов с использованием торжественной цветовой гаммы и единого стилевого решения праздничного оформления города);

- при оформлении города к празднованию Дня города (31 мая) используется единое стилевое решение как цветовой гаммы, так и городской символики;

- при оформлении городского пространства новогодних и рождественских мероприятий используются как единое стилевое решение, так и свободные композиционные приемы и веселая цветовая палитра с обязательным обозначением данного событийного мероприятия.

Праздничное оформление в любых его формах должно быть точно определено по смысловому значению - к какому празднику или мероприятию оно выполняется, размещение обобщающего поздравления для всех праздничных мероприятий недопустимо.

Необходимо учитывать восприятие праздничного оформления в дневное и вечерне-ночное время. Выразительность цветового решения форм и конструкций элементов оформления может быть усилена благодаря умелому использованию светотеней качественного освещения и функциональной, декоративной подсветки в ночное время.

Необходимо при этом учитывать и времена года. Наличие зеленого покрова и ярких цветов летом, доминирование белого снежного покрова (фона) зимой требует различных цветовых гамм оформления. Продолжительная темная пора суток в осенне-зимний период обусловливает применение светового оформления, иллюминации, подсветки и других светотехнических средств.

 

5. Финансовое обеспечение

 

В процессе реализации Концепции необходимо предусмотреть систему финансирования по каждому направлению.

Для реализации концептуального процесса целесообразно привлекать в установленном законодательством порядке следующие источники финансирования:

1) целевые средства городского бюджета;

2) средства хозяйствующих субъектов;

3) прочие источники.

 

6. Реализация Концепции

 

Механизмом реализации Концепции являются:

- долгосрочные и ведомственные целевые муниципальные программы, создаваемые по каждому направлению;

- разработка новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области благоустройства города;

- работа рабочих групп всех структурных подразделений администрации города в соответствии с данной Концепцией, с привлечением к работе специалистов и профессиональных организаций, работающих в сфере создания благоприятной городской среды.

 

7. Первоочередные мероприятия и перспективные

направления реализации Концепции

 

Основываясь на основных направлениях создания комфортной городской среды (комплексное благоустройство, ландшафтный дизайн, архитектурная среда, цветовая среда, световое оформление, единая визуальная информация и наружная реклама, праздничное оформление), их многоплановости и необходимости комплексных системных подходов, на первом этапе реализации Концепции предстоит решить следующие вопросы:

7.1. Сформировать эффективную систему работы органов местного самоуправления по надлежащему содержанию и развитию благоустройства, в том числе:

- разработать функциональную модель, определяющую место и роль структурных подразделений администрации города, подведомственных предприятий городского хозяйства в вопросах надлежащего состояния и развития системы благоустройства, и внести соответствующие уточнения и коррективы в положения о подразделениях и другие нормативные и распорядительные акты;

- определить финансовые источники и другие ресурсные факторы, обеспечивающие исполнение возложенных на подразделения задач;

- внести соответствующие дополнения и изменения в правила благоустройства города Хабаровска;

- внести соответствующие дополнения в регламенты выдачи и согласования технических условий при оформлении документов на проектирование и строительство объектов в городской черте, отразить специальные требования к системе комплексного благоустройства территории;

- совершенствовать формы надзора и контроля за надлежащим содержанием существующих и устройством новых объектов комплексного благоустройства;

- разработать комплекс мер, стимулирующих необходимые тенденции в вопросах содержания и развития благоприятной городской среды;

- рассмотреть возможность поступления от налоговых источников доходов, вновь формируемых службами по данному направлению деятельности, на развитие системы комплексного благоустройства, входящих в их сферу ответственности.

В первую очередь указанные вопросы касаются департаментов, комитетов и управлений, которые в той или иной мере должны выступать заказчиками различных объектов по улучшению городской среды. Без определения субъектов управления, сферы их ответственности и полномочий невозможна ни организация эффективного управления многофункциональной системой комплексного благоустройства объектов и территории города, ни целенаправленная долгосрочная политика в этой области.

7.2. Организовать исполнение централизованных мероприятий, связанных с решением неотложных проблем городского хозяйства в области системы комплексного благоустройства, в том числе:

- формирование и утверждение перечня первоочередных улиц, композиционных и локальных центров для разработки проектов по выполнению комплексного благоустройства городских территорий;

- разработать первоочередные проекты городских территорий создания благоприятной городской среды, обеспечивающих наиболее значимые социальные функции: места общего пользования, парки, скверы, площади, бульвары, набережные, дворовые территории многоквартирных жилых домов;

- формирование возможности для создания новых связей, общения и взаимодействия отдельных граждан и сообществ, их участия в проектировании и реализации проектов по развитию территории, содержанию объектов благоустройства и для других форм взаимодействия жителей города;

- разработать и утвердить типовые решения паспортов фасадов зданий и паспортов земельных участков;

- провести оценку первоочередных проектов и разработать план их финансового обеспечения и реализации.

Проектная документация по благоустройству отдельных территорий должна быть основана на концепции благоустройства для данной территории, созданной с учетом потребностей и запросов жителей данной территории и при их непосредственном участии на всех этапах создания данной Концепции. Предлагаемые в проектной документации решения рекомендуется готовить по результатам социологических, маркетинговых, архитектурных, градостроительных и иных исследований, социально-экономической оценки эффективности проектных решений.

7.3. Обеспечить решение вопросов перспективных направлений выполнения комплексного благоустройства городских территорий, в том числе:

- разработка комплексных проектов благоустройства в составе всей улицы или площади с обязательным выполнением разделов по цветовому решению фасадов зданий, архитектурной подсветки, размещению средств наружной рекламы, малых форм архитектуры, благоустройству и озеленению;

- разработка отдельных проектов благоустройства, обеспечивающих минимизацию бюджетных вложений и привлечение дополнительных финансовых средств частных инвесторов;

- разработка проектов праздничного и светодинамического оформления города;

- разработка проектов освещения элементов городского озеленения, элементов ландшафтного дизайна, цветочного оформления.

 

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация Концепции приведет к решению следующих социально-экономических задач:

- повышение качества и эффективности выполнения работ по комплексному благоустройству, повышение уровня комфорта проживания населения города;

- совершенствование и развитие работы органов местного самоуправления по надлежащему содержанию и развитию комплексного благоустройства;

- повышение деловой и культурной активности среднего и малого предпринимательства;

- повышение престижа города Хабаровска, его инвестиционной привлекательности.

 


Информация по документу
Читайте также