Расширенный поиск

Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 20.09.2017 № 495

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

 

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 22 сентября  2017 г. N 495

г. Кемерово

 

Об утверждении нормативов обеспеченности населения  Кемеровской области услугами организаций культуры и методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области  услугами организаций культуры

 

 

 

В соответствии с Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления  по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 № Р-965, Коллегия Администрации Кемеровской области

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемые нормативы обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры и методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области».

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования,  культуры и спорта) Е.А. Пахомову.

        

 

 

И.о. Губернатора

Кемеровской области          В.Н. Чернов

 

 

 

 

Утверждены

постановлением Коллегии

Администрации Кемеровской области

от 20 сентября 2017 г. № 495

 

 

Нормативы обеспеченности населения Кемеровской области

услугами организаций культуры и методические рекомендации

по развитию сети организаций культуры и обеспеченности

населения Кемеровской области услугами организаций культуры

 

 

Настоящие  нормативы  обеспеченности  населения Кемеровской области услугами организаций культуры  и методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Кемеровской области услугами организаций культуры (далее – нормативы и методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 09.10.92 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р, Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 № Р-965.

Нормативы и методические рекомендации направлены на обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Задачами установления и реализации нормативов и методических рекомендаций являются:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание сети современных цифровых кинозалов;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие  нормативы и методические рекомендации разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры.

Норма - это минимально допустимое количество сетевых единиц.  Норматив - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах), и минимальное значение количества населения, для которого установлена данная норма, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Под сетевой единицей следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.

1.2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и органами местного самоуправления исходя из полномочий Кемеровской области и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

1.3. Расчет нормативной потребности Кемеровской области в целом и муниципальных образований Кемеровской области в объектах культуры должен предусматривать:

вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;

нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;

показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).

При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 человек). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с приложением к настоящим нормативам и методическим рекомендациям.

При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше 5, то увеличение не производится.

1.4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:

существующую обеспеченность населения объектами культуры;

функциональное многообразие организаций культуры;

специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;

прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Кемеровской области (муниципального образования);

критерии доступности услуг организаций культуры для населения.

Критерии доступности услуг организаций культуры:

возможность выбора организаций культуры;

развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

наличие организаций культуры для детей;

наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

1.5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности), а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

1.6. В соответствии со статьями 29.1, 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение объектов культуры должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Кемеровской области и муниципальных образований Кемеровской области.

В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

1.7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

 

2. Нормы и нормативы размещения библиотек

в Кемеровской области

 

2.1. В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (далее - Федеральный закон «О библиотечном деле») в  основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области обеспечивают:

финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

условия доступности для инвалидов библиотек Кемеровской области и муниципальных библиотек.

Органы государственной власти Кемеровской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

 

Таблица 1

 

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек

в Кемеровской области

 


Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Населенный пункт (численность населения)

Количество сетевых единиц (по нормативу)

Доступность

1

2

3

4

5

Кемеровская область

Универсальная библиотека

Административный центр с населением от 150 тыс. человек

1

 

Транспортная доступность для жителей административного центра- в течение 

1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня

Детская библиотека

1

Библиотека для инвалидов по зрению

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс. человек

1

Детская библиотека

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

Городской округ

 

Общедоступная библиотека

На 20 тыс. человек

1

Транспортная доступность -

30 - 40 минут

Детская библиотека

На 10 тыс. детей

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Независимо от количества населения

2

Муниципальный район

Межпоселенческая библиотека

Административный центр района

1

Транспортная доступность -

30 минут - 1 час

Детская библиотека

Административный центр района

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

1

Городское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

На 10 тыс. человек

1

Шаговая доступность -

15 - 30 минут / транспортная доступность -

15 - 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

 

1

Сельское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

1

Шаговая доступность -

15 - 30 минут / транспортная доступность -

15 - 30 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

1

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

На 1 тыс. человек

1


Также на всех административно-территориальных уровнях независимо от количества жителей необходимо размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам (по 1 в каждой сетевой единице).

2.2. В соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях реализации прав граждан на библиотечное обслуживание в Кемеровской области создаются государственные библиотеки Кемеровской области, обеспечивающие потребность в доступе к информации и знаниям на базе универсального комплектования библиотечных фондов, в том числе на основе обязательного экземпляра документов, в соответствии с полномочиями органов государственной власти Кемеровской области, к которым относится организация библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками Кемеровской области, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории Кемеровской области правомерно функционирование и создание новых молодежных (юношеских) библиотек, а также молодежных отделений в универсальных библиотеках.

2.3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Минимально необходимое количество библиотек определяется по следующей формуле:

БС = Н : Нн,

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.

2.4. В городском округе и городском поселении создается общедоступная библиотека, которая наделяется статусом центральной библиотеки и осуществляет функции по обеспечению комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов, созданию и ведению электронного каталога и специализированных баз данных, методическому обеспечению библиотечной деятельности, популяризации литературы и чтения.

В жилых районах городского округа и городского поселения создаются филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризации книги и чтения.

Для городского округа с населением менее 20 тыс. человек к расчету принимается 1 библиотека на 10 тыс. человек.

Минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

 

БС = (Н : Нн) + (Нд : Ннд),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нн - норматив численности жителей на 1 общедоступную библиотеку;

Нд - численность детского населения;

Ннд - норматив численности детского населения на 1 детскую библиотеку.

Для городского округа с населением от 19,999 до 15 тыс. человек следует применять коэффициент 1,5 к нормативной потребности в библиотеках.

Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тыс. человек.

Для городских округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

 

БС = (Нс : Ннс) + ([Н – Нс] : Ннг) + (Нд : Ннд),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нс - численность сельского населения;

Ннс - норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;

Ннг - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа;

Нд - численность детского населения;

Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку.

Для городских округов, в состав которых входят городские поселения, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

 

БС = (Нгп : Ннгп) + ([Н – Нгп] : Ннг) + (Нд : Ннд),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нгп - численность городского населения;

Ннгп - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городских поселений, входящих в состав городского округа;

Ннг - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа;

Нд - численность детского населения;

Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку.

Для городских округов, в состав которых входят городские поселения и сельские населенные пункты, минимально необходимое количество библиотек в городском округе определяется по следующей формуле:

 

БС = (Нгп : Ннгп) + (Нс : Ннс) + ([Н – Нгп – Нс] : Ннг) + (Нд : Ннд),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Нгп - численность городского населения;

Ннгп - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городских поселений, входящих в состав городского округа;

Нс - численность сельского населения;

Ннс - норматив численности жителей на 1 библиотеку для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского округа;

Ннг - норматив численности жителей на 1 библиотеку для городского округа;

Нд - численность детского населения;

Ннд - норматив численности детского населения на 1 библиотеку.

Для городского поселения с численностью населения менее 10 тыс. человек к расчету принимается сетевая единица на 5 тыс. человек.

Для городского поселения с населением от 9,999 до 7,5 тыс. человек следует применять коэффициент 1,25 к нормативной потребности в библиотеках.

Для городского поселения с численностью населения менее 5 тыс. человек к расчету принимается сетевая единица на 3 тыс. человек.

2.5. В городских округах и городских поселениях создается самостоятельная детская библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 10 тыс. человек.

При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.

В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать самостоятельную детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.

Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 10 тыс. человек, то в таких городских поселениях целесообразно создать самостоятельную детскую библиотеку.

Если у населения городского округа или городского поселения есть объективная потребность в создании молодежной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодежных и образовательных организаций и др.), то собственник (учредитель) имеет право создать молодежную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.

В Кемеровской области с целью повышения интереса к чтению среди детей и молодежи, пропаганды русского языка и литературы, нравственно-духовного и культурного развития подрастающего поколения при расчете численности сетевых единиц детских библиотек в городских округах с количеством населения до 500 тыс. человек и поселках городского типа рекомендуется применять повышающий коэффициент 2.

2.6. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек

В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека с филиалами в сельских поселениях в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.

Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района, по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных как с обслуживанием населения, так и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.

Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.

На базе межпоселенческой библиотеки может быть сформирована централизованная библиотечная система, объединяющая библиотеки сельских поселений.

2.7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях

Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, располагается в административном центре сельского поселения.

Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека создается исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тыс. жителей независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункт книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

Филиалы общедоступной библиотеки либо пункты книговыдачи (по потребности) могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или городского поселения). Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.

Минимально необходимое количество библиотек в сельском поселении определяется по следующей формуле:

 

БС = ([Н - Надм.ц.п.] : Нн.ф.) + (Надм.ц.п. : Нндм.ц),

где:

БС - библиотечная сеть;

Н - численность населения;

Надм.ц.п - численность населения административного центра сельского поселения;

Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал библиотеки;

Нндм.ц - норматив числа библиотек для административного центра сельского поселения.

При расчете численности сетевых единиц в сельских поселениях в случае отсутствия пешеходной доступности 15-30 минут между административным центром сельского поселения и сельскими населенными пунктами, входящими в состав данного сельского поселения, применяется повышающий коэффициент 1,25 - 4 в зависимости от степени удаленности сельских населенных пунктов от административного центра. Если при этом между административным центром сельского поселения и сельскими населенными пунктами, входящими в состав данного сельского поселения, обеспечивается транспортная доступность 15-30 минут путем организованного регулярного движения общественного транспорта, то повышающий коэффициент не применяется.

Размещение библиотечной сети на территории сельского поселения осуществляется в целях максимального охвата населения библиотечным обслуживанием.

Если в состав сельского поселения входит населенный пункт, указанный  в Законе Кемеровской области от 05.06.2007 № 66-ОЗ «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Кемеровской области», в данном сельском населенном пункте рекомендуется разместить филиал общедоступной библиотеки с детским отделением.

Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О библиотечном деле» решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.

2.8. Согласно статье 8 Федерального закона «О библиотечном деле» условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.11.2015 № 2761 и распространяется на все библиотеки, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации.

2.9. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на базе универсальной и детской библиотек Кемеровской области, центральных библиотек городского округа, городского поселения, муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.

Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть «Интернет» и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:

фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей (далее - НЭБ). НЭБ включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;

фонды Президентской библиотеки.

При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения необходимо рассматривать транспортную и шаговую доступность:

в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети следует применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения);

в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения следует применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).

2.10. Для организации библиотечного обслуживания жителей населенных пунктов или строящихся городских районов, не имеющих стационарных библиотек, применяются формы внестационарной работы (пункты выдачи, выездные читальные залы и т.п.). Для реализации данных целей централизованные библиотечные системы городских округов и муниципальных районов обеспечиваются транспортными единицами. При наличии финансовых средств муниципальными органами управления могут приобретаться специализированные транспортные единицы – библиобусы или библиомобили.

В Кемеровской области в целях повышения качества и эффективности внестационароного библиотечного обслуживания населения региона в парк транспортных средств центральных библиотек Кемеровской области приобретаются мобильные комплексы информационно-библиотечного обслуживания населения.

 

3. Нормы и нормативы размещения музеев в Кемеровской области

 

3.1. Нормы и нормативы размещения музеев в Кемеровской области устанавливаются в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены или могут быть отнесены к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.

 

Таблица 2

 

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения

музеев в Кемеровской области

 


Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Населенный пункт (численность населения)

Количество сетевых единиц (по нормативу)

Доступность

1

2

3

4

5

Кемеровская область

Краеведческий музей

Административный центр с населением от  1 млн. человек

1

Транспортная доступность ля жителей административного центра-

в течение

1 часа;

для жителей муниципальных образований –

в течение 1 дня

Художественный музей

1

Тематический музей

4

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек

1

Художественный музей

1

Тематический музей

3

Краеведческий музей

Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек

1

Тематический музей

2

Краеведческий музей

Административный центр с населением до 150 тыс. человек

1

Тематический музей

1

Городской округ

Краеведческий музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность -

30 - 40 минут

Тематический музей

Независимо от количества населения

1

Муниципальный район

Краеведческий музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность -

30 минут - 1 час

Городское поселение

Краеведческий музей

Независимо от количества населения

1

Транспортная доступность -

15 - 30 минут


3.2. За сетевые единицы принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Минимально необходимое количество музеев Кемеровской области в целом и различных муниципальных образований Кемеровской области определяется по следующей формуле:

 

МС = Н : Мн,

где:

МС - музейная сеть;

Н - численность населения;

Мн - норматив численности жителей на 1 музей.

В случае если для Кемеровской области и (или) муниципального образования требуются музеи различного типа, то к данному нормативу применяется коэффициент 2 и 3, где 2 - краеведческий и художественный музеи, 3 - краеведческий, художественный и тематический музеи.

Для учета транспортной и шаговой доступности следует применять коэффициент от 1,25 до 1,5.

Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем, в том числе в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы, рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям музеев.

Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определенного населенного пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.

Художественный музей - это исследовательское и научно-просветительское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющее комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тематические музеи могут быть любой профильной группы: политехнический, мемориальный, военно-исторический, историко-бытовой, археологический, этнографический, литературный, музыкальный, музей науки, техники, кино, архитектуры, боевой (трудовой) славы.

3.3. В соответствии со статьей 29  Федерального закона от 26.05.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных музеев, находящихся в ведении Кемеровской области, определяется высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области – Коллегией Администрации Кемеровской области.

Решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Кемеровской области, принимаются исполнительным органом государственной власти Кемеровской области, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

3.4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 14.1, пункту 1 части 1 статьи 15.1, пункту 1 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.

В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, независимо от количества населения.

В целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников в муниципальных образованиях могут быть созданы филиалы или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.

В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.

3.5. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея, или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.

3.6. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.

 

4. Нормы размещения театров в Кемеровской области

 

4.1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.

В соответствии с Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р, театр - это организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства, предусматривающего расширение доступности театрального искусства для различных групп населения.

 

Таблица 3

 

Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения

театров в Кемеровской области

                                                                 


Административно-территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта

Населенный пункт (численность населения)

Количество сетевых единиц (по нормативу)

Доступность

1

2

3

4

5

Кемеровская область

Театр драматический

Административный центр с населением свыше 1 млн. человек

1

Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа;

для жителей муниципальных образований –

в течение 1 дня/  либо за счет  гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием

Театр оперы и балета / музыкальный

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по    видам искусств

3

Театр драматический

Административный центр с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек

1

Театр музыкальный

1

Театр кукол

1

Театр юного зрителя

1

Прочие театры по    видам искусств

2

Театр драматический

Административный центр с населением от 150 до 500 тыс. человек

1

Театр музыкальный

1

Театр юного зрителя

1

Театр кукол

1

Прочие театры по видам искусств

1

Прочие театры по видам искусств

Административный центр с населением до 150 тыс. человек

1

Городской округ

Театр по видам искусств

Население от 500 тыс. человек до 1 млн. человек

1 на 500 тыс. человек

Транспортная доступность -

30 - 40 минут

Театр по видам искусств

Население от 200 тыс. человек до 500 тыс. человек.

1 на 200 тыс. человек

Театр по видам искусств

Население от 100 тыс. человек до

200 тыс. человек

1

Городское  поселение

Театр по видам            искусств

Население от 100 тыс. человек

1

Транспортная доступность –

3 часа.

Театр может быть создан в населенном пункте с населением менее 100 тыс. человек при условии, что до ближайшего театра транспортная доступность составляет

более 3 часов


Информация по документу
Читайте также