Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.09.2014 № 672Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 30 апреля
См. текст паспорта в предыдущей редакции
Наименование программы |
Государственная программа "Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан на 2015-2020 годы" (далее - Программа) |
|||
Государственный заказчик - координатор Программы |
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан |
|||
Государственные заказчики Программы |
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (по согласованию); предприятия и организации Республики Татарстан (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан (по согласованию) |
|||
Основные разработчики Программы |
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан |
|||
Цель Программы |
Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и территорию Республики Татарстан |
|||
Задачи Программы |
1. Обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз химического характера. 2. Обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз биологического характера |
|||
Сроки и этапы реализации Программы |
2015-2020 годы |
|||
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам |
Общий объем финансирования Программы составляет 10747613,0 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Республики Татарстан - 420719,0 тыс. рублей; привлекаемые в установленном порядке средства из внебюджетных источников - 10326894,0 тыс. рублей. (тыс. рублей) |
|||
Год |
Всего |
В том числе средства |
||
бюджета Республики Татарстан |
из внебюджетных источников (средства предприятий и организаций) |
|||
2015 |
1722627,0 |
65266,0 |
1657361,0 |
|
2016 |
2682322,6 |
71090,6 |
2611232,0 |
|
2017 |
1643768,6 |
71090,6 |
1572678,0 |
|
2018 |
1547794,6 |
71090,6 |
1476704,0 |
|
2019 |
1562322,6 |
71090,6 |
1491232,0 |
|
2020 |
1588777,6 |
71090,6 |
1517687,0 |
|
Итого |
10747613,0 |
420719,0 |
10326894,0 |
|
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов. |
||||
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) |
Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит: снизить к 2020 году количество химически опасных объектов в Республике Татарстан до 43 единиц; уменьшить к 2020 году на 12 процентов количество аварийно химически опасных веществ на территории Республики Татарстан; повысить к 2020 году уровень обеспеченности персонала химически опасных объектов Республики Татарстан средствами индивидуальной защиты до 48 процентов; поддерживать на 100-процентном уровне соответствие готовности скотомогильников и биотермических ям требованиям по обеспечению биологической безопасности; сохранить 100-процентный уровень готовности очистных сооружений предприятий к эксплуатации |
В соответствии с Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу*, химическая и биологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием готовности государства к предотвращению угроз химического и биологического характера, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов.
Основными причинами, усугубляющими негативное воздействие опасных химических и биологических факторов на современном этапе, являются:
широкомасштабное использование химических веществ с высокой токсичностью; накопление в окружающей среде опасных химически стойких соединений; разработка и внедрение в производство принципиально новых классов химических веществ с недостаточно изученным воздействием на здоровье человека и окружающую среду; наличие большого количества выведенных из эксплуатации с близкими к предельным либо полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами химически опасных производственных объектов, а также территорий, загрязненных в результате хозяйственной деятельности в прошлый период; использование в промышленности несовершенных в отношении обеспечения химической безопасности технологий; отсутствие эффективных технических решений, касающихся переработки (утилизации) химически опасных отходов производства и рекультивации загрязненных территорий; увеличение риска возникновения аварийных ситуаций на производственных объектах из-за нарастающей изношенности оборудования и снижения уровня квалификации персонала; глобализация торговли и возможность ввоза опасных химических веществ и продукции, полученной с их применением; сохранение угроз террористических проявлений в отношении химически опасных объектов или с применением опасных химических веществ;
преодоление микроорганизмами межвидовых барьеров (антропозоонозы, инфекции отдаленных биологических видов); увеличение риска возникновения новых инфекций, вызываемых ранее неизвестными патогенами; завоз редких или ранее не встречавшихся на территории Российской Федерации инфекций; возникновение опасных и особо опасных инфекций, в том числе природно-очаговых, спонтанных и "возвращающихся", а также их распространение среди населения, животных и растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии); распространение антимикробной резистентности; возрастание эпидемиологического значения условно-патогенных микроорганизмов и увеличение частоты заболеваемости инфекциями, проявляющимися у лиц с иммунодефицитными состояниями любой природы; распространение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; возникновение биологических катастроф вследствие аварий и (или) диверсий на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами; природные катастрофы, приводящие к росту инфекционной заболеваемости; возрастание рисков, связанных с противоправным использованием биотехнологий двойного назначения и биологическим терроризмом во всех его проявлениях; опасной техногенной деятельностью, в том числе активным использованием генно-инженерных технологий.
Республика Татарстан является регионом с высоким уровнем развития промышленности. Общее количество опасных производственных объектов, находящихся на территории Татарстана, составляет 8993, и они эксплуатируются на 3329 предприятиях республики. На территории Республики Татарстан расположено 49 объектов** экономики, классифицированных по степени химической опасности, использующие в своей производственной деятельности аварийно химически опасные вещества.
Основными видами аварийно химических опасных веществ, которые используются или получаются в результате производственной деятельности предприятий Республики Татарстан, являются аммиак, хлор, окись этилена и другие.
Кроме того, по железным дорогам республики ежегодно перевозится большое количество различных потенциально опасных грузов, которые в случае аварии могут стать причиной массовой гибели людей и заражения территории.
Наибольшую опасность из химически опасных объектов представляют объекты 1 и 2 степени опасности, такие, как ОАО "Казаньоргсинтез", водозаборы, железнодорожные станции, склады жидкого хлора, в зоны возможного заражения от которых попадает свыше 200 тыс. человек.
Кроме того, на складах Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан имеется достаточное количество индивидуальных противохимических пакетов ИПП-8, являющихся источником химической опасности и требующих утилизации.
Основной задачей по снижению угроз химического заражения территории республики и поражения проживающего на ней населения является проведение работ по внедрению на химически опасных объектах новых технологий по обеззараживанию воды, использование инертных хладагентов и других современных систем и технологий, обеспечивающих снижение опасных выбросов в окружающую среду.
Так, в частности, на территории Республики Татарстан находится ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго", которое является крупным российским производителем бытовой холодильной техники и единственным серийным предприятием в стране, выпускающим высокотехнологичное медицинское холодильное оборудование. Продукция предприятия занимает 8,5 процента рынка бытовых холодильных приборов в России и около 5 процентов рынка стран СНГ.
Применяемые в холодильном производстве ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго" гидрохлорфторуглероды R142b/R22 и R141b являются химически производимыми веществами, отнесенными к числу основных озоноразрушающих веществ, и подпадают под действие Монреальского и Киотского протоколов. Решением проблемы выбросов является полный перевод производства холодильной техники POZIS на экологически безопасные хладагенты изобутан и циклопентан или смесь циклопентан/изопентан, не имеющие ограничений в применении.
Проблема модернизации химически опасных производств актуальна и будет решаться в рамках реализации настоящей Программы рядом ведущих предприятий республики, таких, как ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", ЗАО "КВАРТ", ООО "КАМАЗ-Энерго", ОАО "Челны-Холод" и рядом других.
По итогам проводимых мероприятий ожидается значительное повышение уровня химической безопасности населения и территории республики в связи с уменьшением количества химически опасных веществ и использованием новых, более безопасных технологий производства.
В комплекс мероприятий по защите населения входит решение вопросов, связанных с ранним обнаружением аварий на химически опасных объектах, принятием мер по их локализации и ликвидации, основными из которых являются:
оповещение об аварии руководящего состава и работников химически опасных объектов;
прогнозирование и оценка химической обстановки на химически опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
оповещение населения прилегающей территории о возникновении угрозы поражения.
Решение задач оперативного обнаружения аварии, оценки, прогнозирования и своевременного оповещения возможно только при использовании автоматизированной системы контроля аварийных утечек токсических газов и оповещения химически опасных объектов.
Основной подход к снижению химической опасности объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Данное направление работы связано с необходимостью сокращения сроков принятия управленческих решений и оценки обстановки, которая, возможно, может сложиться в результате чрезвычайных ситуаций, особенно когда чрезвычайная ситуация выходит за пределы объекта. В связи с этим четко отлаженная система обучения и тренировок персонала в случае возникновения аварии на химически опасном объекте будет существенно влиять на уровень безопасности предприятия.
Население Республики Татарстан недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ и не имеет навыков их применения (за исключением работников химической промышленности), что существенно снижает уровень защиты населения от воздействия химически опасных факторов при потенциально возможных авариях с выбросом опасных химических веществ за пределы территории объектов.
По состоянию на 01.04.2014 в Республике Татарстан обеспеченность населения средствами индивидуальной защиты составляет 43,5 процента, из них:
неработающего населения - 68,8 процента;
населения, занятого в производственной сфере, - 27,1 процента.
Хранящиеся на складах гражданской обороны республики средства индивидуальной защиты предназначены для обеспечения неработающего населения Республики Татарстан. Из общего количества имеющихся средств индивидуальной защиты в запасах республики 64 процента - федеральное имущество и 36 процентов - республиканское имущество.
Все федеральное имущество выслужило установленные сроки хранения и в настоящее время Федеральным агентством по государственным резервам по нему проводится процедура разбронирования, списания, реализации и вывоза. После его вывоза в 2014 году обеспеченность средствами индивидуальной защиты неработающего населения республики будет составлять 24,8 процента.
К 2016 году республиканское имущество также полностью выслужит установленные сроки хранения и будет непригодно к дальнейшему применению и использованию.
Обеспеченность средствами индивидуальной защиты неработающего населения республики с 2016 года будет составлять 0 процентов.
Решение проблемы видится в поэтапном накоплении средств индивидуальной защиты для неработающего населения для достижения показателя полной обеспеченности к 2020 году.
В настоящее время на химически опасных объектах проводится работа, направленная на совершенствование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий, связанных с выливом (выбросом) аварийно химически опасных веществ, по приведению технологических процессов на объектах в соответствие с действующими нормами и правилами. Разработаны корпоративные программы и мероприятия, направленные на совершенствование технологических процессов и безопасную эксплуатацию химически опасных производств. В направлении снижения химической опасности в течение 2013 года проводилась работа по уменьшению запасов аварийно химически опасных веществ на химически опасных объектах и внедрению более безопасных технологий.
В Республике Татарстан находится один из ведущих отечественных производителей средств индивидуальной защиты - ОАО "Казанский химический научно-исследовательский институт". В настоящей Программе предусматриваются мероприятия, направленные на разработку новых высокоэффективных защитных материалов на основе полимерных композиций, обеспечивающих комплекс заданных свойств, для индивидуальных и коллективных средств защиты населения от воздействия опасных химических и биологических факторов.
В целях профилактики профессиональных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ежегодно проводятся контрольно-надзорные мероприятия по проверке объектов, использующих или образующих в своей деятельности вышеуказанные вещества (пестициды, агрохимикаты, тяжелые металлы, пластмассы и т.д.).
В последние годы в связи с удорожанием стоимости используемых пестицидов и агрохимикатов практически не выявляются случаи неконтролируемого применения данных химических веществ. Сельхозпредприятиями пестициды закупаются и используются практически без остатка. В существующих складах для хранения пестицидов осуществляется частичное хранение минеральных удобрений.
В целях повышения профессиональной грамотности различных категорий работников промышленности и агропромышленного комплекса республики, в том числе лиц, имеющих профессиональный контакт с пестицидами и агрохимикатами, в 2013 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении перечней определенных категорий работников организаций, предприятий, учреждений всех форм собственности, подлежащих профессиональной и гигиенической подготовке и аттестации" (в настоящее время проект находится на рассмотрении).
На территории Республики Татарстан 80 хозяйствующих субъектов (14 коммунальных, 9 промышленных объектов, 2 научно-исследовательских и образовательных учреждения, 33 предприятия пищевой промышленности, 22 ветеринарные лаборатории) и 7 филиалов юридических лиц (деятельность которых осуществляется на территории нескольких субъектов Российской Федерации) используют в своей деятельности возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных. 33 лечебно-профилактических учреждения имеют лицензии на медицинскую деятельность, в рамках которой используются патогенные биологические агенты.
Учреждения, в которых осуществляется хранение микроорганизмов, опасных для человека и животных, и проводятся работы с возбудителями инфекционных болезней I и II групп патогенности, относятся к биологически опасным объектам.
На территории Республики Татарстан осуществляют деятельность 4 опасных биологических объекта - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности", государственное бюджетное учреждение "Республиканская ветеринарная лаборатория", федеральное бюджетное учреждение "Татарская региональная ветеринарная лаборатория", федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан", в лабораториях которых осуществляются диагностические исследования с зараженным материалом (или с подозрением на зараженность) микроорганизмами II-IV групп патогенности.
Особо опасными являются лаборатории федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности", где осуществляется хранение коллекций типовых, авторских и депонированных штаммов микроорганизмов II-IV групп патогенности для научной работы и диагностических целей. Федеральный центр является ведущим научным учреждением 1-й категории Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по проблемам токсикологической, радиационной и биологической безопасности. Учеными центра разработаны и внедрены в производство высокоэффективные средства диагностики, профилактики и лечения при токсических поражениях, особо опасных и социально значимых инфекционных заболеваниях. Федеральному центру необходима реконструкция лабораторных корпусов, которую планируется осуществить до 2020 года за счет средств федерального бюджета.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан осуществляет во взаимодействии с заинтересованными ведомствами надзор за соблюдением требований санитарного законодательства на критически важных объектах биологического профиля в процессе их эксплуатации.
За последние 5 лет 79 хозяйствующих субъектов, работающих с возбудителями инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности, были охвачены проверками по выполнению лицензионных требований.
Из 7 филиалов юридических лиц, деятельность которых осуществляется в нескольких субъектах Российской Федерации, на территории Республики Татарстан деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных осуществляют Казанский филиал федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту", федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарной части Министерства внутренних дел по Республике Татарстан", Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Казани, федеральное казенное учреждение "1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан (Казанский филиал), муниципальное унитарное предприятие "Октябрьск-водоканал" (Ютазинский район), филиал ООО "Русский Стандарт Водка" "Буинский спиртзавод", филиал ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес" в г. Казани.
В части организации мониторинга опасных для человека биологических агентов и химических веществ на сегодняшний день Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан осуществляется социально-гигиенический мониторинг факторов окружающей среды, который проводится в соответствии с приказом Управления от 27.03.2012 N 62 "О мониторинговых точках".
Информационными показателями ведения социально-гигиенического мониторинга являются показатели среды обитания человека и показатели здоровья населения.
Одними из основных факторов, характеризующих среду обитания человека, являются:
биологические (бактериальные, паразитарные);
химические, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
По результатам данного мониторинга актуальными вопросами модернизации производственных объектов являются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности при эксплуатации водозаборов и очистных сооружений. В рамках настоящей Программы реконструкция и модернизация очистных сооружений и водозаборов будут осуществляться в ЗАО "Челны-Водоканал", ОАО "Водоканалсервис", ОАО "Химический завод им. Л.Я. Карпова", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "Казанский завод синтетического каучука".
В целях обеспечения биологической безопасности на территории республики в рамках настоящей Программы также предусматриваются мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе содержание сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям, отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных, организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых с применением лабораторных методов исследования, в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, в рамках настоящей Программы планируется решить вопросы, связанные с:
обеспечением технологического перевооружения и модернизацией химически опасных производств в целях уменьшения количества обращающихся аварийно химически опасных веществ и вредных выбросов во внешнюю среду;
накоплением средств индивидуальной защиты;
обеспечением функционирования локальных систем оповещения;
безопасным функционированием водозаборов и очистных сооружений в городах и населенных пунктах республики;
содержанием и обеспечением безопасности скотомогильников и сибиреязвенных захоронений;
регулированием численности безнадзорных животных;
проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере разработки новых технологий и технологических процессов, повышающих химическую и биологическую безопасность республики.
Для преодоления негативных тенденций в области обеспечения химической и биологической безопасности Республики Татарстан необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций, общественных объединений, граждан.
Успешное комплексное решение масштабных разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
Без использования ресурсообеспеченного программно-целевого метода в решении проблемы обеспечения химической и биологической безопасности высока вероятность развития ситуаций, сопровождающихся:
увеличением числа погибших и пораженных людей в случае аварий на химически опасных объектах, а также при возникновении эпидемий;
увеличением ущерба от потенциально возможных угроз химического и биологического характера;
потерей межведомственной координации действий по обеспечению химической и биологической безопасности;
неэффективным использованием средств бюджетов, в том числе из-за дублирования и (или) неправильного определения приоритетов и целей.
Кроме того, решение вышеуказанных проблем без использования методов целевого планирования может привести к увеличению сроков достижения необходимых результатов и объемов финансирования в 2-3 раза. Подобный вариант развития должен быть исключен.
Разработка программных мероприятий предполагает дифференцированный подход к решению задач обеспечения химической и биологической безопасности в условиях различного бюджетного финансирования с учетом:
разграничения полномочий и обязательств между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления в области обеспечения химической и биологической безопасности;
уровней существующих и потенциальных рисков происшествий на химически опасных объектах, возможностей их эффективного снижения;
необходимости системного мониторинга и прогнозирования состояния и уровня защищенности объектов экономики и социальной сферы в разрезе складывающейся обстановки и превентивных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и биолого-социального характера.
При разработке настоящей Программы рассматривались различные варианты реализации программных мероприятий, обеспечивающих повышение защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры от угроз химического и биологического характера, а также проведение научных исследований в указанной области.
Выбор вариантов реализации Программы в отношении проведения мероприятий, направленных на повышение уровня химической и биологической безопасности, был основан на результатах оценки и анализа имеющихся рисков на территории республики.
Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации Программы и достижения поставленных целей и решения задач, позволяет выделить следующие виды рисков:
1. Риск обеспечения финансирования Программы.
Риск обеспечения финансирования Программы (риск ликвидности) возникает в результате значительной продолжительности реализации Программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему трехлетнего бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать минимальным.
2. Риск возникновения сбоев при реализации Программы.
Риск возникновения сбоев при реализации Программы (операционный риск) возникает в результате низкой эффективности деятельности, в том числе ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности инфраструктуры муниципальных образований (управленческой, информационной, финансовой и др.) к решению задач, поставленных Программой.
3. Внешние риски.
К внешним рискам относятся экономические риски, которые подразумевают влияние возможной нестабильной экономической ситуации в стране, экономического кризиса и т.п. на показатели эффективности реализации Программы.
При формировании программных мероприятий выбран оптимальный набор сценариев каждого направления Программы, позволяющих достичь ее целевых индикаторов.
* Утверждены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 1 ноября 2013 года N Пр-2573.
** Согласно Перечню потенциально опасных объектов Республики Татарстан, утвержденному распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан от 31.01.2014 N 02-14р.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 30 апреля
См. текст раздела в предыдущей редакции
Целью Программы является снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население и территорию Республики Татарстан.
Для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз химического характера;
обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз биологического характера.
Масштабность поставленной в рамках Программы цели требует разработки комплекса мероприятий. Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов целей и задач, а также объемы финансирования мероприятий представлены в приложении к настоящей Программе.
Сферой реализации Программы является организация эффективной деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности Республики Татарстан.
Достижение цели и решение задачи Программы в сфере обеспечения защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз химического характера предлагается реализовать путем выполнения следующих мероприятий:
обеспечение технологического перевооружения и модернизации химически опасных производств;
создание и содержание в целях гражданской обороны запасов средств индивидуальной защиты с целью обеспечения ими персонала химически опасных объектов и населения Республики Татарстан;
обучение персонала химически опасных объектов действиям в аварийных ситуациях;
создание и организация безаварийной эксплуатации систем мониторинга и контроля выбросов аварийно химически опасных веществ на химически опасных объектах Республики Татарстан;
обеспечение функционирования локальных систем оповещения химически опасных объектов;
утилизация индивидуальных противохимических пакетов ИПП-8;
разработка высокоэффективных защитных материалов для индивидуальных и коллективных средств защиты населения от воздействия опасных химических и биологических факторов.
Достижение цели и решение задачи Программы в сфере обеспечения защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз биологического характера предлагается реализовать путем выполнения следующих мероприятий:
обеспечение безопасности при эксплуатации водозаборов и очистных сооружений;
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе содержание сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям, а также отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных;
мероприятия по государственному контролю за обеспечением защиты сельскохозяйственных угодий от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами, в том числе мероприятия по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений от вредных объектов;
реконструкция объектов Федерального центра токсикологической, радиационной и биологической безопасности - Всероссийского научно-исследовательского ветеринарного института для обеспечения требований биологической безопасности.
Срок реализации Программы: 2015-2020 годы. При этом предполагается, что некоторые индикаторы* имеют качественную оценку, что демонстрирует обязательный характер исполнения запланированных в рамках Программы мероприятий. Реализация Программы оценивается по исполнению индикаторов оценки конечных результатов ее реализации.
Детальная информация об индикаторах оценки результатов реализации Программы в разрезе каждой задачи представлена в приложении к настоящей Программе.
* "Уровень готовности сооружений в соответствии с нормативами, %", "Доля выполненных плановых мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных, %".
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 30 апреля
См. текст раздела в предыдущей редакции
Общий объем финансирования Программы составляет 10747613,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 420719,0 тыс. рублей, привлекаемых в установленном порядке средств из внебюджетных источников - 10326894,0 тыс. рублей.
(тыс. рублей) |
|||
Год |
Всего |
В том числе средства |
|
бюджета Республики Татарстан |
из внебюджетных источников (средства предприятий и организаций) |
||
2015 |
1722627,0 |
65266,0 |
1657361,0 |
2016 |
2682322,6 |
71090,6 |
2611232,0 |
2017 |
1643768,6 |
71090,6 |
1572678,0 |
2018 |
1547794,6 |
71090,6 |
1476704,0 |
2019 |
1562322,6 |
71090,6 |
1491232,0 |
2020 |
1588777,6 |
71090,6 |
1517687,0 |
Итого |
10747613,0 |
420719,0 |
10326894,0 |
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
Запланированные из бюджета Республики Татарстан средства на 2016 год включены в Закон Республики Татарстан от 19 ноября 2015 года N 97-ЗРТ "О бюджете Республики Татарстан на 2016 год" и являются субвенциями бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию государственных полномочий в сфере организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В последующий период предполагается, что эти мероприятия будут финансироваться в том же объеме.
Объемы финансирования Программы за счет средств из внебюджетных источников сформированы на основании прогнозных значений расходов предприятий и организаций на мероприятия по обеспечению химической и биологической безопасности. Детальная информация об объемах финансирования Программы в разрезе мероприятий представлена в приложении к настоящей Программе.
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан является государственным заказчиком - координатором Программы, осуществляет общее руководство Программой, координирует деятельность государственных заказчиков, проводит анализ и формирует предложения о рациональном использовании финансовых ресурсов Программы.
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств на очередной финансовый год ежегодно уточняет целевые индикаторы, затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".
Государственные заказчики Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию о реализации мероприятий Программы в Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
К сводному отчету за год прикладывается информация о невыполненных мероприятиях с указанием причин невыполнения.
В случае существенных расхождений между плановыми и фактическими значениями показателей эффективности мероприятий Программы Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан проводит анализ факторов, повлиявших на такие расхождения. При анализе выделяются внутренние факторы, на которые Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан могло повлиять, и внешние, которые не зависят от государственного заказчика.
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан обеспечивает достоверность сведений о ходе реализации Программы, включая достижение индикаторов, и расходах по направлениям и источникам финансирования.
Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
текста утвержденной Программы;
нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий;
информации о ходе реализации Программы, фактическом финансировании Программы, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы, в том числе по результатам независимой экспертизы.
Эффективность Программы выражается, в первую очередь, в достижении целей, определенных основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации.
Оценка эффективности Программы ведется по основным направлениям: социально-экономическая эффективность, эффективность достижения результатов, экологические результаты и экономическая эффективность.
Для оценки ожидаемой экономической эффективности реализации Программы предлагается величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах и экономический эффект, который получит Республика Татарстан от реализации Программы.
Экономический эффект от реализации Программы оценивается путем сравнения необходимых затрат на ликвидацию возможного ущерба с затратами на профилактические (превентивные) мероприятия. Исходя из практики наиболее экономически развитых государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к предотвращенному ущербу составляет 7-10 процентов, что соответствует экономическому эффекту от 10 до 14,28 рубля на каждый вложенный рубль.
Социально-экономическая эффективность выражается в:
уменьшении социальной напряженности в обществе за счет снижения до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов;
создании дополнительных условий для оздоровления нации, снижения уровня смертности и заболеваемости населения, сохранения генофонда страны и поддержания его на необходимом для нормального развития общества уровне;
повышении эффективности производственной деятельности химически и биологически опасных производств и объектов за счет модернизации химико-технологических и биотехнологических процессов в рамках реализации программных мероприятий.
Эффективность и результативность Программы в сфере экологии основана на следующих достижениях:
повышение качества жизни населения Республики Татарстан за счет обеспечения экологической безопасности функционирования предприятий, обладающих потенциально опасными производствами;
восстановление (реабилитация) сельскохозяйственных земель, выведенных из хозяйственного оборота по причине их загрязнения токсичными химическими веществами и опасными биологическими агентами.
К числу ожидаемых эффекта и результативности Программы по группе результатов, имеющих государственную значимость в части предотвращения угроз химического и биологического характера, относится достижение следующих результатов:
совершенствование системы мониторинга и анализа возникающих угроз химической и биологической направленности, а также путей их преодоления;
повышение уровня комплексной безопасности Республики Татарстан в рассматриваемой области;
сокращение времени обнаружения аварийных утечек токсичных газов, оперативное приведение в действие системы оповещения и минимизация ущерба для химически опасных объектов и населения.
Информация об изменениях:
Постановлением КМ РТ от 30 апреля
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение
к государственной
программе
"Система
химической и биологической безопасности
Республики Татарстан на 2015-2020 годы"
Наименование основных мероприятий |
Исполнители |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единица измерения |
Значения индикаторов |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тис. рублей |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Цель: Снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на территории Республики Татарстан |
|||||||||||||||||
1. Общие целевые показатели в области химической и биологической безопасности |
|||||||||||||||||
|
МПиТ РТ, МЧС РТ |
2015-2020 гг. |
Количество химически опасных объектов на территории Республики Татарстан, единиц |
49 |
48 |
47 |
46 |
45 |
44 |
43 |
|
|
|
|
|
|
|
МПиТ РТ, МЧС РТ |
2015-2020 гг. |
Количество используемых аварийных химически опасных веществ на территории Республики Татарстан, % |
98 |
96 |
94 |
92 |
90 |
88 |
86 |
||||||||
МПиТ РТ, Роспотребнадзор по РТ (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Уровень соответствия готовности скотомогильников и биотермических ям требованиям по обеспечению биологической безопасности, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||||||||
МПиТ РТ, Роспотребнадзор по РТ (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Сохранение 100-процентного уровня готовности очистных сооружений предприятий к эксплуатации |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 1: Обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз химического характера |
|||||||||||||||||
1.1. Обеспечение безопасности персонала химически опасных объектов и населения, находящегося в зоне возможного заражения, путем накопления средств индивидуальной защиты |
ООО "Менделеевск-азот", ООО "КАМАЗ-Энерго", ОАО "Казанский завод синтетического каучука". ЗАО "Челныводоканал" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Уровень обеспеченности персонала химически опасных объектов Республики Татарстан средствами индивидуальной защиты, % |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
ВБИ |
4859,0 |
2858,0 |
2853,0 |
2953,0 |
3155,0 |
3154,0 |
1.2. Обучение персонала химически опасных объектов действиям в аварийных ситуациях |
ООО "КАМАЗ-Энерго" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Доля обученного персонала химически опасных объектов, % |
74 |
78 |
82 |
84 |
86 |
88 |
90 |
ВБИ |
50,0 |
50,0 |
700,0 |
50,0 |
50,0 |
900,0 |
1.3. Создание и организация безаварийной эксплуатации систем мониторинга и контроля выбросов АХОВ на химически опасных объектах Республики Татарстан |
ООО "Менделеевск-азот", ООО "КАМАЗ-Энерго", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", ЗАО "Челныводоканал" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Уровень готовности систем мониторинга и контроля выбросов АХОВ химически опасных объектов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ВБИ |
3720,0 |
3595,0 |
3605,0 |
4510,0 |
4315,0 |
3620,0 |
1.4. Обеспечение функционирования локальных систем оповещения химически опасных объектов |
ООО "Менделеевск-азот", ООО "КАМАЗ-Энерго" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Уровень готовности локальных систем оповещения, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ВБИ |
92,0 |
9,0 |
10,0 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
1.5. Обеспечение технологического перевооружения, модернизации химически опасных производств, в том числе: |
Предприятия, организации Республики Татарстан (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Доля выполненных мероприятий по обеспечению технологического перевооружения, модернизации химически опасных производств, в % к запланированному уровню |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ВБИ |
129200,0 |
133000,0 |
82000,0 |
69000,0 |
54000,0 |
54000,0 |
1.5.1. Модернизация подготовительного производства, включающая замену резиносмесителей РС250 на импортные |
ЗАО "КВАРТ" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Осуществление модернизации подготовительного производства, в % к запланированному уровню |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ВБИ |
57000,0 |
61000,0 |
62000,0 |
65000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
1.5.2. Замена кипятильников поз. IД-1 в цехе N 1808 |
ПАО "Нижнекамскнефтехим" (по согласованию) |
2015-2016 гг. |
Доля замененных кипятильников, % |
10 |
55 |
100 |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
52000,0 |
52000,0 |
- |
- |
- |
- |
1.5.3. Замена абсорберов поз. 1A-6/2, поз. 2A-6/1, поз. 2А-6/2 в цехе N 1808 |
ПАО "Нижнекамскнефтехим" (по согласованию) |
2015-2017 гг. |
Доля замененных абсорберов, % |
10 |
40 |
70 |
100 |
- |
- |
- |
ВБИ |
16000,0 |
16000,0 |
16000,0 |
- |
- |
- |
1.5.4. Технологическое перевооружение, модернизация производства с целью уменьшения количества обращающихся химически опасных веществ |
ОАО "Челны Холод" (по согласованию) |
2015-2015 гг. |
Доля снижения обращающихся химически опасных веществ к запланированному уровню, % |
- |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
200,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
1.5.5. Модернизация производственных мощностей |
ОАО "Казанский завод синтетического каучука" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Доля выполненных работ по модернизации производственных мощностей в % к запланированному уровню |
10 |
25 |
40 |
55 |
70 |
85 |
100 |
ВБИ |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
Задачи 2: Обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от негативных влияний и угроз биологического характера |
|||||||||||||||||
2.1. Обеспечение безопасности при эксплуатации водозаборов и очистных сооружений, в том числе: |
Предприятия, организации Республики Татарстан (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Уровень безаварийной эксплуатации водозаборов и очистных сооружений, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ВБИ |
299440,0 |
1231720,0 |
223510,0 |
120180,0 |
129700,0 |
136000,0 |
2.1.1. Реконструкция аэротенков районных очистных сооружений |
ЗАО "Челныводоканал" (по согласованию) |
2015-2016 гг. |
Доля реконструированных аэротенков к запланированному, % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
82500,0 |
90750,0 |
- |
- |
- |
- |
2.1.2. Реконструкция водозаборов "Восточный" и "Васильевский" |
ОАО "Водоканал-сервис" (по согласованию) |
|
Готовность к эксплуатации после реконструкции водозаборов "Восточный" и "Васильевский, % |
- |
- |
- |
100 |
- |
- |
- |
ВБИ |
- |
- |
2300,0 |
- |
- |
- |
2.1.3. Проектирование, проведение экспертизы промышленной безопасности, реконструкция и чистка отстойника промышленных стоков |
ОАО "Химзавод им. Л.Я. Карпова" (по согласованию) |
|
Доля выполненных работ по реконструкции отстойника к плановым, % |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
500,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1.4. Проектирование, проведение экспертизы промышленной безопасности, строительство очистных биологических сооружений |
ОАО "Химзавод им. Л.Я. Карпова" (по согласованию) |
|
Количество введенных в эксплуатацию очистных сооружений, единиц |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
1400,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1.5. Проектирование, проведение экспертизы промышленной безопасности, реконструкция шламонакопителя |
ОАО "Химзавод им. Л.Я. Карпова" (по согласованию) |
|
Введение шламонакопителя в эксплуатацию после реконструкции, единиц |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
5000,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1.6. Реконструкция локальных очистных сооружений цеха N 09 НПЗ |
ОАО "ТАИФ-НК" (по согласованию) |
2015-2016 гг. |
Доля выполненных мероприятий по реконструкции локальных очистных сооружений, в % к запланированному уровню |
- |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
ВБИ |
78940,0 |
899020,0 |
- |
- |
- |
- |
2.1.7. Реконструкция очистных сооружений и водозабора |
ОАО "Казанский завод синтетического каучука" (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Доля выполненных мероприятий по реконструкции очистных сооружений и водозабора, в % к запланированному уровню |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ВБИ |
131100,0 |
241950,0 |
221210,0 |
120180,0 |
129700,0 |
136000,0 |
2.2. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе: |
ГУВ КМ РТ, ОМС РТ (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Доля выполненных плановых мероприятий, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
БРТ* |
65266,0 |
71090,6 |
71090,6 |
71090,6 |
71090,6 |
71090,6 |
2.2.1. Содержание сибиреязвенных скотомогильников и биотермических ям |
ГУВ КМ РТ, ОМС РТ (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Уровень готовности сооружений в соответствии с нормативами, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
БРТ* |
46166,3 |
46166,3 |
46166,3 |
46166,3 |
46166,3 |
46166,3 |
2.2.2. Отлов, содержание и регулирование численности безнадзорных животных |
ГУВ КМ РТ, ОМС РТ (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Доля выполненных плановых мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
БРТ* |
19099,7 |
24924,3 |
24924,3 |
24924,3 |
24924,3 |
24924,3 |
2.3. Мероприятия по обеспечению защиты сельскохозяйственных растений от вредных объектов |
Сельхозпредприятия и организации Республики Татарстан (по согласованию), Роспотребнадзор по РТ (по согласованию) |
2015-2020 гг. |
Охват площади мероприятиями по защите от вредных объектов, млн. гектаров |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
ВБИ |
1220000,0 |
1240000,0 |
1260000,0 |
1280000,0 |
1300000,0 |
1320000,0 |
Итого по Программе, |
1722627,0 |
2682322,6 |
1643768,6 |
1547794,6 |
1562322,6 |
1588777,6 |
|||||||||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
бюджет Республики Татарстан |
65266,0 |
71090,6 |
71090,6 |
71090,6 |
71090,6 |
71090,6 |
|||||||||||
внебюджетные источники |
1657361,0 |
2611232,0 |
1572678,0 |
1476704,0 |
1491232,0 |
1517687,0 |
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |