Расширенный поиск

Указ Главы Республики Мордовия от 21.09.2017 № 214-УГ

 

 

 

 

УКАЗ

 

ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

 

Об Основных направлениях долговой политики

Республики Мордовия на 2018 год и на плановый

период 2019 и 2020 годов

 

 

В целях эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия и принятия мер по снижению долговой нагрузки

 

постановляю:

 

Утвердить Основные направления долговой политики Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (прилагаются).

 

 

Глава

Республики Мордовия В.Д. ВОЛКОВ

 

г.Саранск

21 сентября 2017 года

№ 214-УГ

 

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ

Указом Главы Республики Мордовия

от 21 сентября 2017 года № 214-УГ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

долговой политики Республики Мордовия

на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

 

Основные направления долговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определяют приоритеты долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – проект бюджета на 2018-2020 годы).

При подготовке Основных направлений долговой политики были учтены положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2022 годы, рекомендации Минфина России по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики.

 

Текущее состояние государственного долга

 

По результатам исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия за 2016 год можно констатировать сохранение тенденции, не способствующей достижению сбалансированности республиканского бюджета. Неполучение собственных доходов бюджета в запланированных объемах, необходимость продолжения подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и обеспечения в полном объеме мер по реализации социальной политики привели к формированию дефицита республиканского бюджета по итогам года и, как следствие, к продолжающемуся росту государственного долга.

Позитивной тенденцией за прошедший 2016 год стало улучшение структуры долга за счет полученных бюджетных кредитов. По состоянию на 1 января 2017 г. наибольший объем в структуре долга занимают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета – 56 процентов, облигации – 25 процентов, кредиты кредитных организаций – 15 процентов, государственные гарантии – 4 процента.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в течение 2016 года значительно снижен объем кредитов кредитных организаций в результате досрочного их погашения за счет полученного из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

Сохранение на высоком уровне международного кредитного рейтинга Республики Мордовия и социально-экономические показатели развития республики позволили в 2016 году произвести эмиссию государственных облигаций Республики Мордовия в увеличенном по сравнению с прошлыми выпусками объеме. В сентябре указанного года успешно размещен облигационный займ в размере 5,0 млрд. рублей по ставке купонного дохода в размере 11,7 процента годовых. Совокупный спрос среди инвесторов на облигации Республики Мордовия превысил размещаемый объем более чем в 4 раза и составил 22,0 млрд. рублей. При этом ставка купонного дохода при размещении была ниже средневзвешенной ставки кредитного портфеля республики на 1,8 процента.

Наметившиеся позитивные тенденции в оживлении рынка кредитования продолжились в начале 2017 года. В связи с неоднократным снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Мордовия кредитам. Если по состоянию на 1 января 2017 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составляла 13,45 процента годовых, то по состоянию на 1 августа 2017 г. средневзвешенная ставка составила 12,82 процента годовых.

В первом полугодии 2017 г. республикой также получены бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

 

Основные факторы, определяющие характер и направления

долговой политики Республики Мордовия на 2018-2020 годы

 

Изменения в налоговом законодательстве, сокращение дотаций и необходимость завершения подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу предопределяют основные условия реализация государственной политики в области управления государственным долгом в 2018-2020 годах.

Дополнительными факторами, усложняющими ситуацию с государственным долгом в указанный период, являются истечение срока действия временной нормы, позволяющей субъектам Российской Федерации превышать уровень государственного долга на сумму накопленных бюджетных кредитов до 1 января 2018 г., а также необходимость соблюдения параметров объема дефицита бюджета и государственного долга, определенных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

 

Цели и задачи долговой политики на 2018-2020 годы

 

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2018-2020 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;

оптимизация структуры государственного долга;

развитие финансовых инструментов государственных заимствований и механизмов управления государственным долгом;

поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению;

снижение рисков в сфере управления государственным долгом.

Одной из приоритетных задач осуществления долговой политики в указанный период будет уменьшение объема государственного долга до установленного законодательством возможного уровня в имеющихся экономических условиях, в том числе снижение уровня рыночного долга к 1 января 2021 г. до уровня не более 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

Достижению поставленных целей и задач должна способствовать реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2016-2018 годы.

 

Политика в области государственных заимствований

 

В связи с формированием бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с дефицитом остается актуальным проведение ответственной заемной политики.

Наиболее приемлемыми формами привлечения заимствований для покрытия дефицита остаются кредиты кредитных организаций и эмиссия ценных бумаг.

При этом, с учетом успешного размещения облигаций в 2016 году, наиболее привлекательной в 2018-2020 годах является эмиссия ценных бумаг.

В связи с низкой стоимостью более привлекательной формой заимствований также остается привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Также будет продолжено привлечение кредитов кредитных организаций в связи с наметившейся тенденцией к снижению процентных ставок, увеличением активности кредиторов и предоставлением возможности привлечения кредитов в форме возобновляемых кредитных линий.

Проводимая Банком России политика по снижению уровня ключевой ставки в дальнейшем может привести к снижению ставок кредитования для субъектов Российской Федерации, и с учетом этого фактора в рассматриваемой перспективе кредиты также будут привлекательным инструментом государственных заимствований.

Специфика осуществления государственных заимствований, определяемая готовностью и желанием кредиторов (инвесторов) участвовать в финансировании региона, предопределяет необходимость поддерживать постоянный диалог с участниками долгового рынка. Для этих целей республикой будет продолжена работа по взаимодействию с международным и национальным рейтинговыми агентствами.

 

Риски в реализации долговой политики

 

Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом в период 2018-2020 годов являются:

риск рефинансирования долговых обязательств;

риск роста процентных ставок на рынке заимствований;

риск снижения ликвидности рынка заимствований.

Указанные риски обусловлены следующими факторами:

риск рефинансирования долговых обязательств – невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств Республики Мордовия;

риск роста процентных ставок на рынке заимствований – возникновением непредвиденных расходов бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к росту дефицита бюджета;

риск снижения ликвидности рынка заимствований – неполучением денежных средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств Республики Мордовия, связанным с отказом кредитных организаций и инвесторов – потенциальных приобретателей государственных облигаций Республики Мордовия предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса.

По-прежнему высокие риски связаны с предоставленными государственными гарантиями, срок возврата которых наступает в 2018-2019 годах.

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период долговая политика будет направлена на обеспечение способности Республики Мордовия осуществлять заимствования в объемах, необходимых для исполнения бюджета, а также на укрепление статуса республики как надежного заемщика.

Решению этой задачи будет способствовать исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная работа с международными и национальными рейтинговыми агентствами для поддержания кредитного рейтинга республики, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с потенциальными кредиторами, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные облигации Республики Мордовия.


Информация по документу
Читайте также