Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1877-р

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 31 августа 2017 г. № 1877-р

 

МОСКВА

 

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

 

Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года.

 

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                               Д.Медведев

 

 

УТВЕРЖДЕНА 
распоряжением Правительства 
Российской Федерации 
от 31 августа 2017 г. № 1877-р

 

 

СТРАТЕГИЯ 
развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года

 

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

 

Общие положения

 

Целью Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) является определение приоритетов, инструментов и необходимых условий для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности и технологических решений в сфере автомобильной промышленности на период до 2025 года. Стратегия разработана в рамках реализации приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11), и должна обеспечить достижение объема экспорта продукции автомобильной промышленности на уровне не менее 4,4 млрд. долларов США к концу 2025 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

Приоритетными направлениями развития экспорта продукции автомобильной промышленности Российской Федерации являются:

создание общих условий для развития экспортно ориентированных производств автомобилей и автокомпонентов;

поддержка экспансии национальных производителей на новые зарубежные рынки;

размещение на существующих заводах крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков;

интеграция российских производителей автомобильных автокомпонентов в производственные цепочки международных автопроизводителей;

создание условий для вывода на глобальные рынки новых продуктов и выхода на глобальные рынки субъектов новых видов предпринимательской деятельности, применение новых бизнес-моделей в сфере автомобильной промышленности. (Дополнен  - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р) 

В базовом сценарии объем экспорта продукции автомобильной промышленности составит 4,9 млрд. долларов США, при этом будет экспортировано около 240 тыс. автомобилей и автокомпонентов на 1,6 млрд. долларов США.

В оптимистическом сценарии (при оптимальном сочетании всех факторов) объем экспорта продукции автомобильной промышленности может составить до 7,8 млрд. долларов США (400 тыс. автомобилей и комплектов), при этом объем экспорта автокомпонентов составит 2,5 млрд. долларов США.

 

Текущие объемы производства и экспорта

 

Российский рынок автомобилей в 2016 году составил 1,5 млн. штук, что более чем в 2 раза ниже пикового уровня 2012 года. Реализация программы промышленной сборки привела к росту доли автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, в общих продажах до 83 процентов в количественном и до 73 процентов в денежном выражении.

Совокупный объем экспорта автомобилей и автокомпонентов в 2016 году составил 2,4 млрд. долларов США без учета шин (3,4 млрд. долларов США с учетом шин). Всего в 2016 году экспортировано 83 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых автомобилей и около 2 тыс. автобусов.

Объем экспорта готовых автомобилей снизился с 2013 года на 32 процента - с 2,2 млрд. долларов США до 1,5 млрд. долларов США, при этом доля экспорта в объеме российского производства увеличилась с 4 процентов до 7 процентов в денежном выражении. Экспорт автомобилей в страны дальнего зарубежья вырос с 0,2 млрд. долларов США в 2013 году до 0,7 млрд. долларов США в 2016 году и достиг 50 процентов всего объема экспорта. Объем экспорта в Содружестве Независимых Государств снизился в 2,7 раза из-за снижения рынков стран Содружества Независимых Государств, введения утилизационного сбора в Казахстане и ситуации на Украине.

Объем экспорта автокомпонентов и шин достигал 2,5 млрд. долларов США в 2013 году, однако сократился до 1,9 млрд. долларов США (на 25 процентов) в 2016 году вследствие снижения спроса на рынках Содружества Независимых Государств. Объем поставок в дальнее зарубежье остается стабильным и составляет в среднем 1,1 млрд. долларов США. Шины занимают около 50 процентов в структуре экспорта с объемом продаж 1 млрд. долларов США, экспорт кузовов, шасси, частей транспортных средств составляет 0,4 млрд. долларов США, прочих автокомпонентов - 0,5 млрд. долларов США.

 

Основные производители и экспортеры России

 

В результате реализации программы промышленной сборки на территории России создано 21 производство автомобилей с потенциальным объемом выпуска около 3,7 млн. автомобилей в год:

национальные производители (23 процента) - АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Соллерс;

международные автопроизводители, работающие в режиме промышленной сборки (45 процентов), - Рено, Ниссан, Джи Эм Авто, Форд Соллерс, Джи Эм - АвтоВАЗ, Фольксваген, Хендэ, Тойота, Мицубиси;

прочие российские и международные автопроизводители, включая производителей специальной техники (32 процента) - около 1000 компаний.

Национальные автопроизводители в 2016 году экспортировали 37 тыс. автомобилей, что составляет 44 процента общего объема экспорта. В сегменте легковых автомобилей лидировали АвтоВАЗ, Фольксваген и Рено. В сегменте легких коммерческих автомобилей до 100 процентов экспорта обеспечили ГАЗ и Соллерс, в сегменте грузовых автомобилей основными экспортерами были КАМАЗ и ГАЗ. Основным экспортером автобусов из Российской Федерации является ГАЗ.

Средний уровень загрузки автосборочных предприятий снизился с 65 процентов в 2012 - 2013 годах до 35 процентов в 2015 - 2016 годах из-за падения внутреннего рынка (с 3,1 до 1,5 млн. штук). При этом национальные производители имеют загрузку 33 процента, в то время как локализованные международные производители - 38 процентов на 2016 год. Низкая загрузка ограничивает дальнейшее развитие отрасли, в том числе рост локализации автокомпонентов и субкомпонентов.

По состоянию на 2016 год в отрасли насчитывается 153 крупных производителя автокомпонентов с выручкой свыше 500 млн. рублей. В России представлены 47 из топ-100 международных производителей автокомпонентов, что соответствует уровню восточноевропейских стран с развитой автомобильной промышленностью.

Экспорт автокомпонентов и субкомпонентов фрагментирован. В целом даже российские предприятия глобальных производителей компонентов слабо интегрированы в международную кооперацию. Основной объем поставок идет на вторичные рынки Содружества Независимых Государств, хотя ограниченное число международных и российских компаний обеспечивают поставки автокомпонентов и субкомпонентов на конвейеры других стран.

 

Мировая торговля и положение Российской Федерации

 

В 2016 году в мире было произведено 95 млн. автомобилей, а к 2025 году с учетом среднегодовых темпов роста около 2 процентов в год будет произведено 116 миллионов автомобилей. Ежегодно в мире продается около 44 млн. автомобилей, основными импортерами являются развитые страны (Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Швейцарская Конфедерация, Канада, Австралийский союз, Япония, Королевство Швеция, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Государство Израиль, на их долю приходится около 70 процентов мирового импорта), крупные развивающиеся страны (Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Бразилия, Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турецкая Республика, Южно-Африканская Республика, Арабская Республика Египет, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, на их долю приходится примерно 20 процентов мирового импорта). Остальной объем импорта (примерно 10 процентов) распределен между небольшими рынками.

Российская Федерация относится к группе стран, автомобильная промышленность которых изначально нацелена на большой внутренний рынок, а экспорт не превышает 10 - 15 процентов объема внутреннего производства в отличие от экспортно ориентированных стран, которые находятся в зонах свободной торговли и продают на экспорт автомобилей 20 - 40 процентов мирового рынка. При этом Россия не имеет эффективной системы торговых соглашений с крупными рынками, что приводит к удорожанию российской продукции на 15 - 30 процентов относительно аналогичной продукции стран-конкурентов. Также в России пока не сложилась комплексная система поддержки экспортеров.

Россия сохранила национальных производителей, которые обладают собственными платформами с высоким уровнем локализации, инжиниринговыми компетенциями и правами на интеллектуальную собственность. Модельный ряд, построенный на базе таких платформ, способен конкурировать в нижнем ценовом сегменте на многих международных рынках. В настоящее время существует необходимость в дальнейшем повышении технического уровня продукции на базе локальных российских платформ, укреплении брендов и выстраивании каналов сбыта на зарубежных рынках.

Условия для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности можно охарактеризовать по следующим направлениям:

конкурентные преимущества:

значительное число современных производств автомобилей и компонентов первого уровня с достаточным объемом незагруженных мощностей;

наличие национальных производителей, обладающих собственными платформами, инжиниринговыми компетенциями, современной высоколокализованной продукцией с высоким экспортным потенциалом;

относительно недорогой труд и инфраструктура;

близость к крупному рынку Европы;

слабые стороны:

высокая себестоимость импортной и экспортной логистики;

слабое развитие сети поставщиков субкомпонентов, сырья, материалов второго и третьего уровня;

отсутствие зоны свободной торговли с ключевыми рынками;

санкции и высокий воспринимаемый уровень страновых рисков;

возможности:

использование низкой себестоимости для экспансии национальных производителей на зарубежные рынки и размещение в Российской Федерации производства нескольких экспортно ориентированных зарубежных моделей;

угрозы:

укрепление рубля;

усиление санкций и другие страновые риски;

рост требований по локализации на развивающихся рынках.

 

Цели развития экспорта Российской Федерации

 

При росте внутреннего спроса до 2,5 млн. автомобилей к 2025 году (базовый сценарий Стратегии) для достижения 70 процентов загрузки мощностей необходимо экспортировать не менее 250 - 300 тыс. автомобилей общей стоимостью около 4 млрд. долларов США.

Целями развития экспорта продукции автомобильной промышленности являются:

возвращение отрасли в целом к экономически эффективным масштабам производства для снижения себестоимости продукции и создания условий для развития сети локализованных поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов, ключевых машиностроительных технологий, а также поддержки разработки следующего поколения продукции;

диверсификация рынков сбыта для компенсации колебаний внутреннего рынка Российской Федерации и рынков стран Содружества Независимых Государств;

рост объема несырьевого экспорта Российской Федерации, объема добавленной стоимости и налоговых поступлений, а также создание квалифицированных и производительных рабочих мест;

интеграция в международную систему разделения труда;

обеспечение приоритетных позиций российских компаний на глобальных рынках"; (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

создание стимулов для внедрения передовых технологических решений в сфере автомобильной промышленности. (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

 

Основные барьеры для развития экспорта

 

Общими барьерами для всех автопроизводителей и производителей автокомпонентов являются:

отсутствие стабильной программы мер поддержки экспорта, приводящее к консервативным решениям по долгосрочным проектам по размещению экспортно ориентированных производств;

высокая стоимость экспортной логистики из-за естественных географических ограничений, а также недостаточное развитие логистической инфраструктуры;

таможенные барьеры при импорте продукции на зарубежные рынки;

высокая себестоимость производства экспортной продукции на территории Российской Федерации относительно продукции стран-конкурентов, в том числе из-за недостаточного развития сети поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов, высоких импортных пошлин, а также низкой загрузки мощностей;

несовершенство налоговой системы в отношении экспортных поставок, включая неработающий режим переработки на таможенной территории.

Дополнительными барьерами, специфичными для национальных автопроизводителей, являются:

слабое развитие каналов продаж, сборочных производств, а также низкая узнаваемость брендов на внешних рынках;

недостаточно конкурентоспособный технический уровень продукции и слабая адаптация продукции для внешних рынков;

слабое развитие клиентского кредитования и страхования;

высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, а также подготовку сборочных производств для новых экспортных рынков из-за незначительных объемов сбыта;

отсутствие необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства, техническое регулирование и прочие барьеры.

Дополнительными барьерами, специфичными для международных автопроизводителей, а также производителей автокомпонентов и субкомпонентов, являются:

сложившиеся производственно-логистические цепочки, а также набор моделей для обслуживания традиционных рынков, пересмотр которых происходит только при смене поколений моделей раз в 5 - 7 лет;

высокая конкуренция с другими заводами внутри компаний за размещение производства при смене модельного ряда, осложненная нестабильностью и непрозрачностью условий ведения бизнеса в Российской Федерации;

страновые риски, в том числе риски перемещения автокомпонентов и автомобилей через границу Российской Федерации, создающие угрозы для международной кооперации.

 

Сценарии развития экспорта продукции автомобильной промышленности

 

При стабильном курсе рубля, восстановлении спроса на рынках Содружеств Независимых Государств до 60 - 70 процентов уровня 2013 года, реализации мер поддержки экспорта национальных автопроизводителей в рамках реализации приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности" к 2025 году будет достигнут планируемый объем экспорта автомобилей и автокомпонентов. При базовом сценарии развития отрасли объем экспорта автомобилей и автокомпонентов увеличится с 2,4 до 4,9 млрд. долларов США, из которых 3,3 млрд. долларов США - экспорт автомобилей:

экспорт легковых автомобилей национальных производителей к 2025 году увеличится до 120 - 130 тыс. штук в год, ожидаемая доля экспорта в объеме производства составит около 20 процентов;

экспорт коммерческих автомобилей национальных производителей составит 50 тыс. штук, доля экспорта в производстве вырастет до 20 процентов;

экспорт автомобилей международных производителей увеличится до 70 тыс. штук с долей экспорта в производстве около 5 процентов;

экспорт автокомпонентов увеличится до 1,6 млрд. долларов США, доля экспорта в производстве составит около 17 процентов.

В случае сохранения благоприятных макроэкономических факторов (конкурентоспособный уровень зарплат и оптимальный курс рубля), высокой динамики спроса на ключевых экспортных рынках, создания зон свободной торговли с 5 - 8 процентами мирового рынка, реализации системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, реализации программы развития сети поставщиков, а также успешного заключения специальных инвестиционных контрактов с международными автопроизводителями на производство модели для глобальных рынков объем экспорта автомобилей и автокомпонентов к 2025 году может составить 7,8 млрд. долларов США (оптимистический сценарий развития экспорта), из которых 5,3 млрд. долларов США - экспорт автомобилей:

экспорт легковых автомобилей национальных производителей к 2025 году увеличится до 170 - 180 тыс. штук, ожидаемая доля экспорта в объеме производства составит около 25 процентов;

экспорт коммерческих автомобилей национальных производителей составит 70 - 80 тыс. штук, доля экспорта в производстве вырастет до 28 - 30 процентов;

экспорт автомобилей международных производителей составит 150 тыс. штук, доля экспорта в производстве составит около 10 процентов;

экспорт автокомпонентов увеличится до 2,5 млрд. долларов США в 2025 году, доля экспорта в производстве составит более 20 процентов.

При пессимистическом сценарии развития отрасли, характеризующемся отсутствием мер поддержки экспорта продукции автомобильной промышленности, объем экспорта продукции автомобильной промышленности к 2025 году составит в стоимостном выражении 2,2 - 2,5 млрд. долларов США.

 

Рынки экспорта

 

Приоритетными рынками для экспорта продукции национальных автопроизводителей являются Содружество Независимых Государств, Ближний Восток, Восточная Европа, отдельные страны Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Приоритетными рынками для экспорта продукции международных автопроизводителей являются Содружество Независимых Государств, Ближний Восток, Восточная и Западная Европа, отдельные страны Африки.

Приоритетные рынки для экспорта автокомпонентов включают Содружество Независимых Государств, страны Восточной и Западной Европы, Ближний Восток, а также отдельные страны Африки, Азии, Северной и Латинской Америки, обладающие развитыми автосборочными производствами.

Перечень приоритетных стран для создания зон свободной торговли в интересах автопроизводителей приведен в приложении № 1.

 

Приоритетные направления развития экспорта

 

Поддержка экспорта автомобильной промышленности включает 4 приоритетных направления, совместная реализация которых поможет обеспечить целевой рост экспорта.

Во-первых, создание общих условий для развития экспортно ориентированных производств автомобилей и компонентов, включая:

создание долгосрочной системы мер поддержки (на 8 - 10 лет) для обеспечения возможности долгосрочного планирования на полный жизненный цикл модели;

снижение таможенных барьеров на целевых рынках;

развитие сети локальных поставщиков компонентов, сырья и материалов для снижения себестоимости производства;

совершенствование налогообложения экспортных поставок и создание налоговых стимулов для роста экспорта;

реализация пакета мер для снижения логистических издержек экспортных поставок до уровня стран-конкурентов;

снижение технических барьеров при выводе российской продукции на зарубежные рынки;

снижение рисков при перемещении товаров через границу Российской Федерации;

совершенствование организационной и информационной поддержки экспортеров.

Во-вторых, поддержка экспансии национальных производителей с высокой локализацией производства на новые зарубежные рынки, включая:

совершенствование технического уровня продукции;

развитие сборочных производств за рубежом;

развитие зарубежных сбытовых и сервисных сетей;

повышение доступности экспортного финансирования;

стимулирование спроса на зарубежных рынках.

В-третьих, размещение на существующих российских предприятиях международных автопроизводителей крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков.

В-четвертых, интеграция российских производителей автомобильных компонентов в производственные цепочки международных автопроизводителей.

Организационные меры поддержки Стратегии приведены в приложении № 2.

Ресурсное обеспечение Стратегии приведено в приложении № 3.

Целевые показатели Стратегии приведены в приложении № 4.

 

Результаты реализации Стратегии

 

Планируемый объем экспорта продукции автомобильной промышленности к 2025 году может быть достигнут при сочетании нескольких групп факторов:

макроэкономические факторы, определяющие относительную себестоимость российской продукции (курс рубля, инфляция);

полнота реализации программы поддержки экспорта;

динамика спроса на мировых рынках.

При сочетании стабильного курса рубля, частичного восстановления спроса на рынках Содружества Независимых Государств до 60 - 70 процентов от уровня 2013 года, внедрении режима переработки и реализации пакета мер для стимулирования экспорта национальных автопроизводителей, сохранении действующего пакета мер поддержки до 2025 года (финансирование действующих мер поддержки подтверждено до 2019 года) объем экспорта автомобилей и компонентов составит 4,9 млрд. долларов США (базовый сценарий развития экспорта).

В случае сохранения благоприятных макроэкономических факторов (конкурентоспособный уровень зарплат и оптимальный курс рубля), высокой динамики спроса на ключевых экспортных рынках, создания зоны свободной торговли с 5 - 8 процентами мирового рынка, реализации системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, реализации программы развития поставщиков, а также успешного заключения специальных инвестиционных контрактов с международными автопроизводителями на производство модели для глобальных рынков объем экспорта автомобилей и компонентов может достигнуть 7,8 млрд. долларов США (оптимистический сценарий).

Пессимистический сценарий соответствует базовому сценарию в части организационных мер поддержки, однако меры финансовой поддержки ограничены периодом до 2019 года. Целевой объем экспорта продукции автомобильной промышленности в указанном сценарии в стоимостном выражении составит 2,2 - 2,5 млрд. долларов США.

 

Реализация и мониторинг Стратегии

 

Реализация Стратегии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за исполнение перечня организационных мер поддержки, использование необходимого ресурсного обеспечения и достижение целевых показателей.

Участие в реализации Стратегии принимают Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации при участии акционерного общества "Российский экспортный центр". Органы государственной власти определяют перечень должностных лиц, несущих ответственность за исполнение мероприятий и представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых в связи с ними мерах.

Координатором реализации Стратегии является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при участии акционерного общества "Российский экспортный центр" в качестве агента Правительства Российской Федерации. Задачами координатора являются построение системы мониторинга реализации Стратегии, анализ хода реализации плана мероприятий и оценка достигнутых результатов, а также представление в Правительство Российской Федерации сводной отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и финансового обеспечения. Кроме того, задачами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации являются участие в разработке системных мер для создания конкурентных преимуществ для отрасли, подготовка специальных инструментов поддержки экспорта, совершенствование технического регулирования. Задачами Министерства экономического развития Российской Федерации являются реализация комплекса мероприятий по снижению барьеров на внешних рынках (совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации), совершенствование работы торговых представительств и изменение законодательства в целях поддержки экспортной деятельности (совместно с Министерством финансов Российской Федерации).

Мониторинг реализации Стратегии осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основе данных официального статистического наблюдения, отраслевой отчетности, а также иной информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со сферой ведения. Координатор реализации Стратегии организует регулярные экспертные проверки хода выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии с привлечением заинтересованных органов государственной власти, отраслевых объединений и предприятий отрасли.

По результатам мониторинга и экспертного обсуждения будут проводиться корректировки мероприятий Стратегии с учетом изменения факторов, влияющих на достижение ее целей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Стратегии развития экспорта продукции
автомобильной промышленности
в Российской Федерации до 2025 года

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ СТРАН 
для создания зон свободной торговли в интересах автопроизводителей

 

Регион

Страны первого интереса

Страны второго интереса

Ближний Восток

Исламская Республика 
Иран (ведется работа) 
Ливанская Республика

Турецкая Республика 
Королевство Саудовская Аравия 
Султанат Оман 
Иорданское Хашимитское Королевство

Африка

Арабская Республика 
Египет (ведется работа) 
Алжирская Народная Демократическая Республика 
Тунисская Республика

Южно-Африканская Республика 
Королевство Марокко
Республика Кения 
Федеративная Республика Нигерия 
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия 
Демократическая Республика Конго 
Объединенная Республика Танзания 
Республика Судан 
Республика Гана 
Республика Ангола

Латинская Америка

Республика Чили 
Республика Колумбия
Республика Перу 
Республика Эквадор

Федеративная Республика Бразилия 
Мексиканские Соединенные Штаты 
Аргентинская Республика 
Восточная Республика Уругвай 
Боливарианская Республика Венесуэла

Азия

Республика Индонезия 
Республика Филиппины

Китайская Народная Республика 
Республика Индия

Восточная Европа

 -

Республика Польша 
Чешская Республика 
Румыния 
Венгрия 
Словацкая Республика 
Республика Словения 
Республика Болгария 
Литовская Республика 
Латвийская Республика 
Босния и Герцеговина 
Республика Македония

Западная Европа

 -

Федеративная Республика Германия 
Французская Республика 
Королевство Испания

Северная Америка

 -

Соединенные Штаты Америки

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 
к Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ 
Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года

 

(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

 

Мера поддержки

Ответственный орган государственной власти, организация

Срок реализации

Индикатор

I. Базовый сценарий

1. Реализация системных мер в целях создания конкурентных преимуществ для отрасли

1.

Проработка мер развития экспортной транспортно-логистической инфраструктуры для снижения издержек экспортеров, а также создания сборочных производств в иностранных государствах

Минпромторг России

2018 год

дополнительные меры по развитию экспортной транспортно-логистической инфраструктуры

2. Снижение барьеров на зарубежных рынках

2.

Создание зоны свободной торговли с приоритетными странами для экспорта продукции автомобильной промышленности

Минэкономразвития России, 
МИД России, 
Минпромторг России

2025 год

направлены в Евразийскую экономическую комиссию предложения по созданию зон свободной торговли с приоритетными странами для экспорта продукции автомобильной промышленности

3.

Заключение соглашений о взаимном признании и гармонизации сертификатов с приоритетными странами с сопоставимыми техническими требованиями

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России

2019 год

количество приоритетных стран, с которыми были подписаны соглашения о взаимном признании и гармонизации сертификатов

3. Создание специальных инструментов поддержки экспорта

4.

Разработка и внедрение механизма налоговых вычетов за экспортные поставки, включая создание авторизованного центра

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России, 
Минфин России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

2018 год

внедрена система налоговых вычетов за экспортные поставки

5.

Разработка механизма специальных инвестиционных контрактов с национальными и международными производителями на размещение производства моделей для глобальных рынков

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России, 
Минфин России

2018 год

разработаны принципы заключения специальных инвестиционных контрактов с производителями

6.

Заключение специальных инвестиционных контрактов с национальными и международными производителями на размещение производства моделей для глобальных рынков

Минпромторг России

2020 - 2021 годы

заключены 1 - 2 специальных инвестиционных контракта с производителями

7.

Введение поправки в формулу расчета локализации для учета экспортных поставок для соглашений о "промышленной сборке"

Минпромторг России, 
Минфин России, 
Минэкономразвития России

2018 год

внесены поправки в формулу расчета локализации

8.

Проработка возможности обнуления ввозных пошлин на импорт оборудования, осуществляемого в рамках одной группы компаний

Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внесены изменения в тарифы на импорт оборудования

9.

Разработка механизма предоставления субсидий на развитие дилерской (сервисной) сети

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России

2018 год

нормативный правовой акт с правилами предоставления субсидий на развитие дилерской (сервисной) сети

10.

Разработка механизма субсидирования ставок по кредитам физическим лицам на покупку автомобилей на целевых экспортных рынках

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России

2018 год

нормативный правовой акт с правилами субсидирования ставок по кредитам физическим лицам на покупку автомобилей на экспортных рынках

11.

Разработка механизма оптимизации рисков экспортеров

Минпромторг России

2018 год

нормативный правовой акт с правилами субсидирования

4. Совершенствование регулирования

12.

Определение и применение понятия "машинокомплект" в целях распространения всех действующих мер поддержки на машинокомплекты

Минпромторг России, 
Минфин России, 
Минэкономразвития России

2018 год

ведомственным нормативным правовым актом Минпромторга России утвержден порядок, определяющий понятие "машинокомплект" и устанавливающий применение указанного понятия

13.

Гармонизация требований для получения сертификата СТ-1 в России с требованиями по промышленной сборке, которая позволила бы компаниям, осуществляющим производство автомобилей в России в режиме "промышленной сборки", автоматически получать сертификат СТ-1 на производимую продукцию

Минпромторг России

2018 год

внесены изменения в требования для получения сертификата СТ-1

14.

Унификация внутреннего технического регулирования с основными международными стандартами

Минпромторг России, 
Росстандарт

2018 год

внесены изменения во внутренние технические стандарты

15.

Проработка вопросов оптимизации законодательства о процедуре переработки на таможенной территории:
отмена требования об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при реэкспорте продукции переработки на таможенной территории; 
замена поштучного учета сырья на учет по совокупным объемам использованного и ввезенного сырья и материалов; отмена принципа указания точного количества сырья и материалов для производства партий готовой продукции; отмена принципа распространения процедуры на ограниченный, заранее заявленный объем продукции

Минфин России, 
Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внесены изменения в законодательство о процедуре переработки на таможенной территории

16.

Внедрение режима свободного склада для реэкспорта продукции

Минфин России, 
Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внедрен режим свободного склада

17.

Упрощение процедуры ввоза (вывоза) оборотной тары

Минэкономразвития России, 
Минфин России

2018 год

внесены изменения в процедуру ввоза (вывоза) оборотной тары

18.

Упрощение отчетности по экспортным операциям и возврату налога на добавленную стоимость

Минфин России, 
Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внесены изменения в процедуру отчетности по экспортным операциям

181.

Мониторинг действия мер государственной поддержки экспорта продукции автомобильной промышленности, включая технологии, технологические решения и связанные с ними услугиМинпромторг России,

Минэкономразвития России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

2019 год

подготовлен доклад в Правительство Российской Федерации
(Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)

5. Совершенствование организационной и информационной поддержки

19.

Создание и сопровождение сайта с информацией о мерах поддержки экспортеров, данных о приоритетных зарубежных рынках, контактах ответственных специалистов

акционерное общество "Российский экспортный центр"

2018 год

сайт с информацией о мерах поддержки экспортеров, аналитикой по зарубежным рынкам, контактах ответственных специалистов

20.

Создание центров информационной поддержки экспортеров

акционерное общество "Российский экспортный центр"

2018 год

создан центр информационной поддержки экспортеров

II. Оптимистический сценарий

1. Реализация системных мер для создания конкурентных преимуществ для отрасли

1.

Проработка мер развития экспортной транспортно-логистической инфраструктуры для снижения издержек экспортеров, а также создания сборочных производств в иностранных государствах

Минпромторг России

2018 - 2019 годы

дополнительные меры по развитию экспортной транспортно-логистической инфраструктуры

2. Снижение барьеров на зарубежных рынках

2.

Создание зоны свободной торговли с приоритетными странами для экспорта продукции автомобильной промышленности

Минэкономразвития России, 
МИД России, 
Минпромторг России

2025 год

направлены в Евразийскую экономическую комиссию предложения по созданию зон свободной торговли с приоритетными странами для экспорта продукции автомобильной промышленности

3.

Заключение соглашений о взаимном признании и гармонизации сертификатов с приоритетными странами с сопоставимыми техническими требованиями

Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 - 2020 годы

количество приоритетных стран, с которыми были подписаны соглашения о взаимном признании и гармонизации сертификатов

3. Создание специальных инструментов поддержки экспорта

4.

Разработка и внедрение механизма налоговых вычетов за экспортные поставки, включая создание авторизованного центра

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России, 
Минфин России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

2018 год

внедрена система налоговых вычетов за экспортные поставки

5.

Разработка механизма специальных инвестиционных контрактов с национальными и международными производителями на размещение производства моделей для глобальных рынков

Минпромторг России, 
Минфин России, 
Минэкономразвития России

2018 год

разработаны принципы заключения специальных инвестиционных контрактов с производителями

6.

Заключение специальных инвестиционных контрактов с национальными и международными производителями на размещение производства моделей для глобальных рынков

Минпромторг России

2020 - 2021 годы

заключены 1 - 2 специальных инвестиционных контракта с производителями

7.

Введение поправки в формулу расчета локализации для учета экспортных поставок для соглашений о "промышленной сборке"

Минпромторг России, 
Минфин России, 
Минэкономразвития России

2018 год

внесены поправки в формулу расчета локализации

8.

Проработка возможности обнуления ввозных пошлин на импорт оборудования, осуществляемого в рамках одной группы компаний

Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внесены изменения в тарифы на импорт оборудования

9.

Разработка механизма предоставления субсидий на развитие дилерской (сервисной) сети

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России

2018 год

нормативный правовой акт с правилами предоставления субсидий на развитие дилерской (сервисной) сети

10.

Разработка механизма субсидирования ставок по кредитам физическим лицам на покупку автомобилей на целевых экспортных рынках

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России

2018 год

нормативный правовой акт с правилами субсидирования ставок по кредитам физическим лицам на покупку автомобилей на экспортных рынках

11.

Разработка механизма оптимизации рисков экспортеров

Минпромторг России

2018 год

нормативный правовой акт с правилами субсидирования

4. Совершенствование регулирования

12.

Определение и применение понятия "машинокомплект" в целях распространения всех действующих мер поддержки на машинокомплекты

Минпромторг России, 
Минфин России, 
Минэкономразвития России

2018 год

ведомственным нормативным правовым актом Минпромторга России утвержден порядок, определяющий понятие "машинокомплект" и устанавливающий применение указанного понятия

13.

Гармонизация требований для получения сертификата СТ-1 в России с требованиями по промышленной сборке, которая позволила бы компаниям, осуществляющим производство автомобилей в России в режиме "промышленной сборки", автоматически получать сертификат СТ-1 на производимую продукцию

Минпромторг России, 
Минэкономразвития России, 
Минфин России

2018 - 2019 годы

внесены изменения в требования для получения сертификата СТ-1

14.

Унификация внутреннего технического регулирования с основными международными стандартами

Минпромторг России, 
Росстандарт

2019 - 2020 годы

внесены изменения во внутренние технические стандарты

15.

Проработка вопросов оптимизации законодательства о процедуре переработки на таможенной территории:

 отмена требования об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при реэкспорте продукции переработки на таможенной территории;

замена поштучного учета сырья на учет по совокупным объемам использованного и ввезенного сырья и материалов; отмена принципа указания точного количества сырья и материалов для производства партий готовой продукции; отмена принципа распространения процедуры на ограниченный, заранее заявленный объем продукции

Минфин России, 
Минэкономразвития России, 
Минфин России, 
Минпромторг России

2018 - 2019 годы

внесены изменения в законодательство о процедуре переработки на таможенной территории

16.

Внедрение режима свободного склада для реэкспорта продукции

Минфин России, 
Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внедрен режим свободного склада

17.

Упрощение процедуры ввоза (вывоза) оборотной тары

Минэкономразвития России, 
Минфин России

2018 год

внесены изменения в процедуру ввоза (вывоза) оборотной тары

18.

Упрощение отчетности по экспортным операциям и возврату налога на добавленную стоимость

Минфин России, 
Минэкономразвития России, 
Минпромторг России

2018 год

внесены изменения в процедуру отчетности по экспортным операциям

5. Совершенствование организационной и информационной поддержки

19.

Создание и сопровождение сайта с информацией о мерах поддержки экспортеров, данных о приоритетных зарубежных рынках, контактах ответственных специалистов

акционерное общество "Российский экспортный центр"

2018 год

сайт с информацией о мерах поддержки экспортеров, аналитикой по зарубежным рынкам, контактах ответственных специалистов

20.

Создание центров информационной поддержки экспортеров

акционерное общество "Российский экспортный центр"

2018 год

создан центр информационной поддержки экспортеров

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 
к Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года

 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года

 

  Показатель
   

Ответственный орган
государственной власти, организация

Единица
измерения

  Объем финансирования   из федерального бюджета    

2018 год*

2019 год*

2020 год*

2021 год*

2022 год*

2023 год*

2024 год*

2025 год*

Итого 2018 - 2025 годы

I. Базовый сценарий

1. Стимулирование экспорта продукции национальных и международных производителей автомобилей и автокомпонентов

1.

Субсидирование затрат на транспортировку продукции

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

2,6

3,3

4,4

5,4

6,1

6,5

6,7

6,9

41,9

2.

Финансирование соглашений с национальными и международными производителями, в том числе предоставление грантов на размещение производства моделей для глобальных рынков на конкурсной основе

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

-

2. Поддержка развития экспорта продукции автомобильной промышленности на зарубежных рынках

3.

Субсидирование затрат на омологацию и сертификацию продукции на зарубежных рынках

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

2,5

1,6

2,4

 -

 -

 -

 -

 -

6,5

4.

Субсидирование затрат на развитие дилерской (сервисной) сети

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

1,6

5.

Субсидирование затрат на участие в международных отраслевых выставках

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,8

6.

Льготное кредитование и лизинг, включая коммерческие кредиты экспортерам, иностранным покупателям, банкам иностранного покупателя

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,3

0,6

1,2

1,7

2

2,2

2,3

2,4

12,8

7.

Льготное кредитование физических лиц на покупку автомобилей на целевых экспортных рынках

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,4

0,8

1,4

1,9

2,3

2,6

2,9

3

15,3

8.

Субсидирование страховой премии акционерному обществу "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций"

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,3

0,5

1

1,4

1,7

1,9

1,9

2

10,7

3. Реализация инфраструктурных проектов

9.

Создание в Российской Федерации сертификационного центра для тестирования продукции по международным методикам

Минпромторг России

млрд. рублей

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

-

II. Оптимистический сценарий

1. Стимулирование экспорта продукции национальных и международных производителей автомобилей и автокомпонентов

1.

Субсидирование затрат на транспортировку продукции

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

2,9

3,8

5,4

7

8,2

9,6

10,4

10,9

58,2

2.

Финансирование соглашений с национальными и международными производителями, в том числе предоставление грантов на размещение производства моделей для глобальных рынков на конкурсной основе

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

 -

 -

 -

 -

 -

3,8

6,8

8,4

18,9

2. Поддержка развития экспорта продукции автомобильной промышленности на зарубежных рынках

3.

Субсидирование затрат на омологацию и сертификацию продукции на зарубежных рынках

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

2,5

1,6

2,4

 -

 -

 -

 -

 -

6,5

4.

Субсидирование затрат на развитие дилерской (сервисной) сети

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

1,6

5.

Субсидирование затрат на участие в международных отраслевых выставках

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,8

6.

Льготное кредитование и лизинг, включая коммерческие кредиты экспортерам, иностранным покупателям, банкам иностранного покупателя

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,4

0,8

1,6

2,4

2,9

3,2

3,3

3,4

17,8

7.

Льготное кредитование физических лиц на покупку автомобилей на целевых экспортных рынках

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,5

1

1,8

2,6

3,2

3,7

4

4,2

21,1

8.

Субсидирование страховой премии акционерному обществу "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций"

Минпромторг России с участием акционерного общества "Российский экспортный центр"

млрд. рублей

0,3

0,6

1,3

2

2,4

2,6

2,8

2,8

14,8

3. Реализация инфраструктурных проектов

9.

Создание в Российской Федерации сертификационного центра для тестирования продукции по международным методикам

Минпромторг России

млрд. рублей

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

-

___________________

* Прогнозируемый объем государственной поддержки в 2018 - 2025 годах, решение об осуществлении которой по состоянию на 20 июня 2017 г. не принято и источники ее финансового обеспечения прорабатываются. Принятие решения о предоставлении мер государственной поддержки конкретным предприятиям и по конкретным объемам такой поддержки должно приниматься скоординированно с достижением этими предприятиями заявленных целевых показателей, а также с учетом доли предприятия в достижении общих показателей Стратегии за предыдущий период.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 
к Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 
Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации до 2025 года

 

  Показатель

Индикатор

Единица измерения

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

I. Базовый сценарий

1. Целевые показатели реализации Стратегии

1.

Объем экспорта продукции автомобильной промышленности

объем экспорта продукции автомобильной промышленности

млрд. долларов США

2,5

2,5

2,9

3,4

3,9

4,4

4,7

4,8

4,9

2. Индикативные количественные показатели реализации Стратегии

2.

Объем экспорта по группам продукции

легковые автомобили

млрд. долларов США

1

1

1,2

1,4

1,7

1,9

2,1

2,2

2,2

 

 

легкие коммерческие автомобили

млрд. долларов США

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,3

0,3

0,3

0,34

 

 

грузовые автомобили

млрд. долларов США

0,3

0,4

0,4

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

0,65

 

 

автобусы

млрд. долларов США

0,04

0,04

0,05

0,05

0,06

0,06

0,06

0,07

0,07

 

 

автокомпоненты

млрд. долларов США

1

1

1,1

1,2

1,4

1,5

1,6

1,6

1,6

3.

Экспорт автомобилей национальных производителей

объем экспорта легковых автомобилей и машинокомплектов

млн. штук

0,03

0,04

0,05

0,07

0,09

0,1

0,11

0,12

0,12

 

 

доля экспорта легковых автомобилей в производстве

процентов

8

8

10

14

16

18

19

19

20

 

 

объем экспорта коммерческих автомобилей и машинокомплектов

млн. штук

0,02

0,02

0,02

0,03

0,04

0,04

0,05

0,05

0,05

 

 

доля экспорта легких коммерческих автомобилей в производстве

процентов

11

11

13

16

18

20

21

21

21

4.

Экспорт автомобилей международных производителей

объем экспорта

млн. штук

0,05

0,05

0,05

0,06

0,06

0,07

0,07

0,07

0,07

 

 

доля экспорта в производстве

процентов

5

5

5

5

5

5

5

5

5

 

 

количество соглашений о производстве моделей для глобальных рынков

штук

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

 -

-

5.

Кредитование физических лиц на целевых экспортных рынках

доля стран первого и второго интересов, в которых действует программа кредитования физических лиц

процентов

 -

 -

 -

40

 -

 -

 -

 -

80

3. Показатели бюджетной эффективности поддержки экспорта

6.

Дополнительные доходы бюджета Российской Федерации

дополнительные поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за вычетом объема государственных субсидий и налоговых вычетов по автопроизводителям и поставщикам компонентов первого уровня

млрд. рублей

9

10

11

10

13

14

14

15

15

II. Оптимистический сценарий

1. Целевые показатели реализации Стратегии

1.

Объем экспорта продукции автомобильной промышленности

объем экспорта продукции автомобильной промышленности

млрд. долларов США

2,7

2,8

3,4

4,2

5,2

6

6,9

7,5

7,8

2. Индикативные показатели реализации Стратегии

2.

Объем экспорта по группам продукции

легковые автомобили

млрд. долларов США

1,1

1,1

1,3

1,7

2,1

2,5

3,1

3,5

3,7

 

 

легкие коммерческие автомобили

млрд. долларов США

0,1

0,1

0,2

0,3

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

 

 

грузовые автомобили

млрд. долларов США

0,4

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

1

 

 

автобусы

млрд. долларов США

0,04

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

0,09

0,1

 

 

автокомпоненты

млрд. долларов США

1,1

1,1

1,3

1,6

2

2,2

2,4

2,5

2,5

3.

Экспорт автомобилей национальных производителей

объем экспорта легковых автомобилей

млн. штук

0,04

0,04

0,05

0,09

0,12

0,14

0,16

0,17

0,17

 

 

доля экспорта легковых автомобилей в производстве

процентов

10

10

13

18

21

24

24

24

24

 

 

объем экспорта коммерческих автомобилей

млн. штук

0,02

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,07

0,07

 

 

доля экспорта коммерческих автомобилей в производстве

процентов

13

13

15

20

23

26

27

28

28

4.

Экспорт автомобилей международных производителей

объем экспорта

млн. штук

0,05

0,05

0,05

0,06

0,06

0,07

0,1

0,14

0,15

 

 

доля экспорта в производстве

процентов

5

5

5

5

5

6

8

9

10

 

 

количество соглашений о производстве моделей для глобальных рынков

штук

 -

 -

 -

 -

 -

1

 -

 -

-

5.

Кредитование физических лиц на целевых экспортных рынках

доля стран первого и второго интересов, в которых действует программа кредитования физических лиц

процентов

 -

 -

 -

40

 -

 -

 -

 -

80

3. Показатели бюджетной эффективности поддержки экспорта

6.

Дополнительные доходы бюджета Российской Федерации

дополнительные поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации за вычетом объема государственных субсидий и налоговых вычетов по автопроизводителям и поставщикам компонентов первого уровня

млрд. рублей

10

11

13

13

17

19

18

17

16

 

 

____________

 


Информация по документу
Читайте также