Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1877-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 августа 2017 г. № 1877-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)
Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
СТРАТЕГИЯ
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)
Общие положения
Целью Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) является определение приоритетов, инструментов и необходимых условий для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности и технологических решений в сфере автомобильной промышленности на период до 2025 года. Стратегия разработана в рамках реализации приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11), и должна обеспечить достижение объема экспорта продукции автомобильной промышленности на уровне не менее 4,4 млрд. долларов США к концу 2025 года. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р) Приоритетными направлениями развития экспорта продукции автомобильной промышленности Российской Федерации являются: создание общих условий для развития экспортно ориентированных производств автомобилей и автокомпонентов; поддержка экспансии национальных производителей на новые зарубежные рынки; размещение на существующих заводах крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков; интеграция российских производителей автомобильных автокомпонентов в производственные цепочки международных автопроизводителей; создание условий для вывода на глобальные рынки новых продуктов и выхода на глобальные рынки субъектов новых видов предпринимательской деятельности, применение новых бизнес-моделей в сфере автомобильной промышленности. (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р) В базовом сценарии объем экспорта продукции автомобильной промышленности составит 4,9 млрд. долларов США, при этом будет экспортировано около 240 тыс. автомобилей и автокомпонентов на 1,6 млрд. долларов США. В оптимистическом сценарии (при оптимальном сочетании всех факторов) объем экспорта продукции автомобильной промышленности может составить до 7,8 млрд. долларов США (400 тыс. автомобилей и комплектов), при этом объем экспорта автокомпонентов составит 2,5 млрд. долларов США.
Текущие объемы производства и экспорта
Российский рынок автомобилей в 2016 году составил 1,5 млн. штук, что более чем в 2 раза ниже пикового уровня 2012 года. Реализация программы промышленной сборки привела к росту доли автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, в общих продажах до 83 процентов в количественном и до 73 процентов в денежном выражении. Совокупный объем экспорта автомобилей и автокомпонентов в 2016 году составил 2,4 млрд. долларов США без учета шин (3,4 млрд. долларов США с учетом шин). Всего в 2016 году экспортировано 83 тыс. автомобилей, в том числе 67 тыс. легковых, 6 тыс. легких коммерческих, 8 тыс. грузовых автомобилей и около 2 тыс. автобусов. Объем экспорта готовых автомобилей снизился с 2013 года на 32 процента - с 2,2 млрд. долларов США до 1,5 млрд. долларов США, при этом доля экспорта в объеме российского производства увеличилась с 4 процентов до 7 процентов в денежном выражении. Экспорт автомобилей в страны дальнего зарубежья вырос с 0,2 млрд. долларов США в 2013 году до 0,7 млрд. долларов США в 2016 году и достиг 50 процентов всего объема экспорта. Объем экспорта в Содружестве Независимых Государств снизился в 2,7 раза из-за снижения рынков стран Содружества Независимых Государств, введения утилизационного сбора в Казахстане и ситуации на Украине. Объем экспорта автокомпонентов и шин достигал 2,5 млрд. долларов США в 2013 году, однако сократился до 1,9 млрд. долларов США (на 25 процентов) в 2016 году вследствие снижения спроса на рынках Содружества Независимых Государств. Объем поставок в дальнее зарубежье остается стабильным и составляет в среднем 1,1 млрд. долларов США. Шины занимают около 50 процентов в структуре экспорта с объемом продаж 1 млрд. долларов США, экспорт кузовов, шасси, частей транспортных средств составляет 0,4 млрд. долларов США, прочих автокомпонентов - 0,5 млрд. долларов США.
Основные производители и экспортеры России
В результате реализации программы промышленной сборки на территории России создано 21 производство автомобилей с потенциальным объемом выпуска около 3,7 млн. автомобилей в год: национальные производители (23 процента) - АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Соллерс; международные автопроизводители, работающие в режиме промышленной сборки (45 процентов), - Рено, Ниссан, Джи Эм Авто, Форд Соллерс, Джи Эм - АвтоВАЗ, Фольксваген, Хендэ, Тойота, Мицубиси; прочие российские и международные автопроизводители, включая производителей специальной техники (32 процента) - около 1000 компаний. Национальные автопроизводители в 2016 году экспортировали 37 тыс. автомобилей, что составляет 44 процента общего объема экспорта. В сегменте легковых автомобилей лидировали АвтоВАЗ, Фольксваген и Рено. В сегменте легких коммерческих автомобилей до 100 процентов экспорта обеспечили ГАЗ и Соллерс, в сегменте грузовых автомобилей основными экспортерами были КАМАЗ и ГАЗ. Основным экспортером автобусов из Российской Федерации является ГАЗ. Средний уровень загрузки автосборочных предприятий снизился с 65 процентов в 2012 - 2013 годах до 35 процентов в 2015 - 2016 годах из-за падения внутреннего рынка (с 3,1 до 1,5 млн. штук). При этом национальные производители имеют загрузку 33 процента, в то время как локализованные международные производители - 38 процентов на 2016 год. Низкая загрузка ограничивает дальнейшее развитие отрасли, в том числе рост локализации автокомпонентов и субкомпонентов. По состоянию на 2016 год в отрасли насчитывается 153 крупных производителя автокомпонентов с выручкой свыше 500 млн. рублей. В России представлены 47 из топ-100 международных производителей автокомпонентов, что соответствует уровню восточноевропейских стран с развитой автомобильной промышленностью. Экспорт автокомпонентов и субкомпонентов фрагментирован. В целом даже российские предприятия глобальных производителей компонентов слабо интегрированы в международную кооперацию. Основной объем поставок идет на вторичные рынки Содружества Независимых Государств, хотя ограниченное число международных и российских компаний обеспечивают поставки автокомпонентов и субкомпонентов на конвейеры других стран.
Мировая торговля и положение Российской Федерации
В 2016 году в мире было произведено 95 млн. автомобилей, а к 2025 году с учетом среднегодовых темпов роста около 2 процентов в год будет произведено 116 миллионов автомобилей. Ежегодно в мире продается около 44 млн. автомобилей, основными импортерами являются развитые страны (Соединенные Штаты Америки, Европейский союз, Швейцарская Конфедерация, Канада, Австралийский союз, Япония, Королевство Швеция, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Государство Израиль, на их долю приходится около 70 процентов мирового импорта), крупные развивающиеся страны (Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Бразилия, Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турецкая Республика, Южно-Африканская Республика, Арабская Республика Египет, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, на их долю приходится примерно 20 процентов мирового импорта). Остальной объем импорта (примерно 10 процентов) распределен между небольшими рынками. Российская Федерация относится к группе стран, автомобильная промышленность которых изначально нацелена на большой внутренний рынок, а экспорт не превышает 10 - 15 процентов объема внутреннего производства в отличие от экспортно ориентированных стран, которые находятся в зонах свободной торговли и продают на экспорт автомобилей 20 - 40 процентов мирового рынка. При этом Россия не имеет эффективной системы торговых соглашений с крупными рынками, что приводит к удорожанию российской продукции на 15 - 30 процентов относительно аналогичной продукции стран-конкурентов. Также в России пока не сложилась комплексная система поддержки экспортеров. Россия сохранила национальных производителей, которые обладают собственными платформами с высоким уровнем локализации, инжиниринговыми компетенциями и правами на интеллектуальную собственность. Модельный ряд, построенный на базе таких платформ, способен конкурировать в нижнем ценовом сегменте на многих международных рынках. В настоящее время существует необходимость в дальнейшем повышении технического уровня продукции на базе локальных российских платформ, укреплении брендов и выстраивании каналов сбыта на зарубежных рынках. Условия для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности можно охарактеризовать по следующим направлениям: конкурентные преимущества: значительное число современных производств автомобилей и компонентов первого уровня с достаточным объемом незагруженных мощностей; наличие национальных производителей, обладающих собственными платформами, инжиниринговыми компетенциями, современной высоколокализованной продукцией с высоким экспортным потенциалом; относительно недорогой труд и инфраструктура; близость к крупному рынку Европы; слабые стороны: высокая себестоимость импортной и экспортной логистики; слабое развитие сети поставщиков субкомпонентов, сырья, материалов второго и третьего уровня; отсутствие зоны свободной торговли с ключевыми рынками; санкции и высокий воспринимаемый уровень страновых рисков; возможности: использование низкой себестоимости для экспансии национальных производителей на зарубежные рынки и размещение в Российской Федерации производства нескольких экспортно ориентированных зарубежных моделей; угрозы: укрепление рубля; усиление санкций и другие страновые риски; рост требований по локализации на развивающихся рынках.
Цели развития экспорта Российской Федерации
При росте внутреннего спроса до 2,5 млн. автомобилей к 2025 году (базовый сценарий Стратегии) для достижения 70 процентов загрузки мощностей необходимо экспортировать не менее 250 - 300 тыс. автомобилей общей стоимостью около 4 млрд. долларов США. Целями развития экспорта продукции автомобильной промышленности являются: возвращение отрасли в целом к экономически эффективным масштабам производства для снижения себестоимости продукции и создания условий для развития сети локализованных поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов, ключевых машиностроительных технологий, а также поддержки разработки следующего поколения продукции; диверсификация рынков сбыта для компенсации колебаний внутреннего рынка Российской Федерации и рынков стран Содружества Независимых Государств; рост объема несырьевого экспорта Российской Федерации, объема добавленной стоимости и налоговых поступлений, а также создание квалифицированных и производительных рабочих мест; интеграция в международную систему разделения труда; обеспечение приоритетных позиций российских компаний на глобальных рынках"; (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р) создание стимулов для внедрения передовых технологических решений в сфере автомобильной промышленности. (Дополнен - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)
Основные барьеры для развития экспорта
Общими барьерами для всех автопроизводителей и производителей автокомпонентов являются: отсутствие стабильной программы мер поддержки экспорта, приводящее к консервативным решениям по долгосрочным проектам по размещению экспортно ориентированных производств; высокая стоимость экспортной логистики из-за естественных географических ограничений, а также недостаточное развитие логистической инфраструктуры; таможенные барьеры при импорте продукции на зарубежные рынки; высокая себестоимость производства экспортной продукции на территории Российской Федерации относительно продукции стран-конкурентов, в том числе из-за недостаточного развития сети поставщиков субкомпонентов, сырья и материалов, высоких импортных пошлин, а также низкой загрузки мощностей; несовершенство налоговой системы в отношении экспортных поставок, включая неработающий режим переработки на таможенной территории. Дополнительными барьерами, специфичными для национальных автопроизводителей, являются: слабое развитие каналов продаж, сборочных производств, а также низкая узнаваемость брендов на внешних рынках; недостаточно конкурентоспособный технический уровень продукции и слабая адаптация продукции для внешних рынков; слабое развитие клиентского кредитования и страхования; высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, а также подготовку сборочных производств для новых экспортных рынков из-за незначительных объемов сбыта; отсутствие необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства, техническое регулирование и прочие барьеры. Дополнительными барьерами, специфичными для международных автопроизводителей, а также производителей автокомпонентов и субкомпонентов, являются: сложившиеся производственно-логистические цепочки, а также набор моделей для обслуживания традиционных рынков, пересмотр которых происходит только при смене поколений моделей раз в 5 - 7 лет; высокая конкуренция с другими заводами внутри компаний за размещение производства при смене модельного ряда, осложненная нестабильностью и непрозрачностью условий ведения бизнеса в Российской Федерации; страновые риски, в том числе риски перемещения автокомпонентов и автомобилей через границу Российской Федерации, создающие угрозы для международной кооперации.
Сценарии развития экспорта продукции автомобильной промышленности
При стабильном курсе рубля, восстановлении спроса на рынках Содружеств Независимых Государств до 60 - 70 процентов уровня 2013 года, реализации мер поддержки экспорта национальных автопроизводителей в рамках реализации приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности" к 2025 году будет достигнут планируемый объем экспорта автомобилей и автокомпонентов. При базовом сценарии развития отрасли объем экспорта автомобилей и автокомпонентов увеличится с 2,4 до 4,9 млрд. долларов США, из которых 3,3 млрд. долларов США - экспорт автомобилей: экспорт легковых автомобилей национальных производителей к 2025 году увеличится до 120 - 130 тыс. штук в год, ожидаемая доля экспорта в объеме производства составит около 20 процентов; экспорт коммерческих автомобилей национальных производителей составит 50 тыс. штук, доля экспорта в производстве вырастет до 20 процентов; экспорт автомобилей международных производителей увеличится до 70 тыс. штук с долей экспорта в производстве около 5 процентов; экспорт автокомпонентов увеличится до 1,6 млрд. долларов США, доля экспорта в производстве составит около 17 процентов. В случае сохранения благоприятных макроэкономических факторов (конкурентоспособный уровень зарплат и оптимальный курс рубля), высокой динамики спроса на ключевых экспортных рынках, создания зон свободной торговли с 5 - 8 процентами мирового рынка, реализации системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, реализации программы развития сети поставщиков, а также успешного заключения специальных инвестиционных контрактов с международными автопроизводителями на производство модели для глобальных рынков объем экспорта автомобилей и автокомпонентов к 2025 году может составить 7,8 млрд. долларов США (оптимистический сценарий развития экспорта), из которых 5,3 млрд. долларов США - экспорт автомобилей: экспорт легковых автомобилей национальных производителей к 2025 году увеличится до 170 - 180 тыс. штук, ожидаемая доля экспорта в объеме производства составит около 25 процентов; экспорт коммерческих автомобилей национальных производителей составит 70 - 80 тыс. штук, доля экспорта в производстве вырастет до 28 - 30 процентов; экспорт автомобилей международных производителей составит 150 тыс. штук, доля экспорта в производстве составит около 10 процентов; экспорт автокомпонентов увеличится до 2,5 млрд. долларов США в 2025 году, доля экспорта в производстве составит более 20 процентов. При пессимистическом сценарии развития отрасли, характеризующемся отсутствием мер поддержки экспорта продукции автомобильной промышленности, объем экспорта продукции автомобильной промышленности к 2025 году составит в стоимостном выражении 2,2 - 2,5 млрд. долларов США.
Рынки экспорта
Приоритетными рынками для экспорта продукции национальных автопроизводителей являются Содружество Независимых Государств, Ближний Восток, Восточная Европа, отдельные страны Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Приоритетными рынками для экспорта продукции международных автопроизводителей являются Содружество Независимых Государств, Ближний Восток, Восточная и Западная Европа, отдельные страны Африки. Приоритетные рынки для экспорта автокомпонентов включают Содружество Независимых Государств, страны Восточной и Западной Европы, Ближний Восток, а также отдельные страны Африки, Азии, Северной и Латинской Америки, обладающие развитыми автосборочными производствами. Перечень приоритетных стран для создания зон свободной торговли в интересах автопроизводителей приведен в приложении № 1.
Приоритетные направления развития экспорта
Поддержка экспорта автомобильной промышленности включает 4 приоритетных направления, совместная реализация которых поможет обеспечить целевой рост экспорта. Во-первых, создание общих условий для развития экспортно ориентированных производств автомобилей и компонентов, включая: создание долгосрочной системы мер поддержки (на 8 - 10 лет) для обеспечения возможности долгосрочного планирования на полный жизненный цикл модели; снижение таможенных барьеров на целевых рынках; развитие сети локальных поставщиков компонентов, сырья и материалов для снижения себестоимости производства; совершенствование налогообложения экспортных поставок и создание налоговых стимулов для роста экспорта; реализация пакета мер для снижения логистических издержек экспортных поставок до уровня стран-конкурентов; снижение технических барьеров при выводе российской продукции на зарубежные рынки; снижение рисков при перемещении товаров через границу Российской Федерации; совершенствование организационной и информационной поддержки экспортеров. Во-вторых, поддержка экспансии национальных производителей с высокой локализацией производства на новые зарубежные рынки, включая: совершенствование технического уровня продукции; развитие сборочных производств за рубежом; развитие зарубежных сбытовых и сервисных сетей; повышение доступности экспортного финансирования; стимулирование спроса на зарубежных рынках. В-третьих, размещение на существующих российских предприятиях международных автопроизводителей крупных экспортно ориентированных производств моделей для глобальных рынков. В-четвертых, интеграция российских производителей автомобильных компонентов в производственные цепочки международных автопроизводителей. Организационные меры поддержки Стратегии приведены в приложении № 2. Ресурсное обеспечение Стратегии приведено в приложении № 3. Целевые показатели Стратегии приведены в приложении № 4.
Результаты реализации Стратегии
Планируемый объем экспорта продукции автомобильной промышленности к 2025 году может быть достигнут при сочетании нескольких групп факторов: макроэкономические факторы, определяющие относительную себестоимость российской продукции (курс рубля, инфляция); полнота реализации программы поддержки экспорта; динамика спроса на мировых рынках. При сочетании стабильного курса рубля, частичного восстановления спроса на рынках Содружества Независимых Государств до 60 - 70 процентов от уровня 2013 года, внедрении режима переработки и реализации пакета мер для стимулирования экспорта национальных автопроизводителей, сохранении действующего пакета мер поддержки до 2025 года (финансирование действующих мер поддержки подтверждено до 2019 года) объем экспорта автомобилей и компонентов составит 4,9 млрд. долларов США (базовый сценарий развития экспорта). В случае сохранения благоприятных макроэкономических факторов (конкурентоспособный уровень зарплат и оптимальный курс рубля), высокой динамики спроса на ключевых экспортных рынках, создания зоны свободной торговли с 5 - 8 процентами мирового рынка, реализации системы налоговых бонусов (вычетов) за экспортные поставки, реализации программы развития поставщиков, а также успешного заключения специальных инвестиционных контрактов с международными автопроизводителями на производство модели для глобальных рынков объем экспорта автомобилей и компонентов может достигнуть 7,8 млрд. долларов США (оптимистический сценарий). Пессимистический сценарий соответствует базовому сценарию в части организационных мер поддержки, однако меры финансовой поддержки ограничены периодом до 2019 года. Целевой объем экспорта продукции автомобильной промышленности в указанном сценарии в стоимостном выражении составит 2,2 - 2,5 млрд. долларов США.
Реализация и мониторинг Стратегии
Реализация Стратегии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за исполнение перечня организационных мер поддержки, использование необходимого ресурсного обеспечения и достижение целевых показателей. Участие в реализации Стратегии принимают Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации при участии акционерного общества "Российский экспортный центр". Органы государственной власти определяют перечень должностных лиц, несущих ответственность за исполнение мероприятий и представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых в связи с ними мерах. Координатором реализации Стратегии является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при участии акционерного общества "Российский экспортный центр" в качестве агента Правительства Российской Федерации. Задачами координатора являются построение системы мониторинга реализации Стратегии, анализ хода реализации плана мероприятий и оценка достигнутых результатов, а также представление в Правительство Российской Федерации сводной отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и финансового обеспечения. Кроме того, задачами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации являются участие в разработке системных мер для создания конкурентных преимуществ для отрасли, подготовка специальных инструментов поддержки экспорта, совершенствование технического регулирования. Задачами Министерства экономического развития Российской Федерации являются реализация комплекса мероприятий по снижению барьеров на внешних рынках (совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации), совершенствование работы торговых представительств и изменение законодательства в целях поддержки экспортной деятельности (совместно с Министерством финансов Российской Федерации). Мониторинг реализации Стратегии осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основе данных официального статистического наблюдения, отраслевой отчетности, а также иной информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со сферой ведения. Координатор реализации Стратегии организует регулярные экспертные проверки хода выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии с привлечением заинтересованных органов государственной власти, отраслевых объединений и предприятий отрасли. По результатам мониторинга и экспертного обсуждения будут проводиться корректировки мероприятий Стратегии с учетом изменения факторов, влияющих на достижение ее целей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИОРИТЕТНЫХ СТРАН
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 883-р)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
___________________ * Прогнозируемый объем государственной поддержки в 2018 - 2025 годах, решение об осуществлении которой по состоянию на 20 июня 2017 г. не принято и источники ее финансового обеспечения прорабатываются. Принятие решения о предоставлении мер государственной поддержки конкретным предприятиям и по конкретным объемам такой поддержки должно приниматься скоординированно с достижением этими предприятиями заявленных целевых показателей, а также с учетом доли предприятия в достижении общих показателей Стратегии за предыдущий период.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
____________
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|