Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2017 г. № 996
МОСКВА
Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 559, от 20.11.2018 № 1391, от 21.12.2018 № 1615, от 06.05.2019 № 562, от 11.10.2019 № 1313)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы. 2. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти представлять в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, доклад о ходе реализации Программы, утвержденной настоящим постановлением. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562)
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 559, от 20.11.2018 № 1391, от 21.12.2018 № 1615, от 06.05.2019 № 562, от 11.10.2019 № 1313)
ПАСПОРТ
I. Обоснование разработки Программы, цель и задачи Программы
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", определяет в качестве приоритетных на ближайшие 10 - 15 лет направления научно-технологического развития Российской Федерации, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг и обеспечат устойчивое положение России на внешних рынках. Реализация мер по таким направлениям должна обеспечить переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания. В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", к числу наиболее значимых рисков в сфере продовольственной безопасности относятся технологические риски, вызванные отставанием в уровне технологического развития отечественной производственной базы от производственной базы развитых стран, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля за их соблюдением. В настоящее время наиболее востребованные отечественные технологии, основанные на новейших достижениях науки, не находят применения в аграрном производстве. При этом, по данным прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, в России к началу 2016 года насчитывалось около 436 организаций, выполняющих исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (10,4 процента всех организаций, занятых исследованиями и разработками). В целом с 1995 года их число уменьшилось на 17,6 процента, прежде всего за счет более чем двукратного сокращения сети научных организаций и образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. На долю последних сегодня приходится немногим менее трети (31,7 процента) организаций, выполняющих исследования и разработки в рассматриваемой области. В стране поддерживается 75 государственных биоресурсных коллекций. Исследовательскую деятельность в области сельскохозяйственных наук проводят более 11 тысяч ученых, из них более 2700 человек ведут исследования в области генетики и селекции. На фоне роста затрат на науку в России с 1994 года почти в 2,2 раза доля сельскохозяйственных наук в их общем объеме неуклонно сокращалась, достигнув минимума в 2014 - 2015 годах - 1,6 процента (в 1994 году - 3,6 процента). Сельскохозяйственные науки с середины 2000-х годов занимают предпоследнее место в структуре затрат на науку, значительно отставая от традиционно лидирующих технических (73,4 процента) и естественных (17,4 процента) наук. При этом средства федерального бюджета обеспечивают 59,6 процента затрат на исследования и разработки в области сельскохозяйственных наук (на конец 2015 года), что выше среднероссийского уровня (56,5 процента). Субсидии подведомственным организациям Федерального агентства научных организаций на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы на проведение фундаментальных научных исследований в области сельского хозяйства в 2016 году составили 6881614,06 тыс. рублей. Вклад бизнеса в финансирование таких исследований и разработок неуклонно сокращается - с 14,8 процента в 2002 году до 9,4 процента на начало 2016 года. В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения агропромышленного комплекса необходимо создание условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов, а также для передачи научных результатов в производство и последующего их вовлечения в экономический оборот. Обеспечение условий для формирования конкурентоспособных научных и (или) научно-технических результатов включает в себя в том числе создание открытого источника информации о научном и научно-техническом заделе страны и выполнении перспективных (прорывных) и востребованных бизнесом исследований. В настоящее время передача научных и (или) научно-технических результатов в целях развития сельского хозяйства обеспечивается в том числе 54 учреждениями высшего и 22 учреждениями дополнительного профессионального образования, 146 малыми инновационными предприятиями, 30 учебно-опытными хозяйствами, 548 центрами сельскохозяйственного консультирования. Отраслевой потенциал в Российской Федерации (по предварительным итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи) представлен 36,4 тыс. сельскохозяйственных организаций, 174,8 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 18,2 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, 76,3 тыс. некоммерческих объединений граждан. Тем не менее деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов в большинстве случаев не осуществляется. Создание условий для передачи и последующего вовлечения в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов должно иметь рыночную направленность, выраженную в извлечении прибыли от экономического оборота научных и (или) научно-технических результатов. Целью Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - Программа), разработанной с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", а также в соответствии с положениями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Бюджетного кодекса Российской Федерации, является обеспечение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции, полученной за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала), технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения, пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, современных средств диагностики, методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: формирование условий для развития научной, научно-технической деятельности и получения результатов, необходимых для создания технологий, продукции, товаров и оказания услуг, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса; привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс; создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства; создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения; разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений; создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве; создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала; совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для агропромышленного комплекса, ориентированной на быструю адаптацию к требованиям научно-технического прогресса. Достижение цели и реализация задач Программы позволят снизить технологические риски в продовольственной сфере и повысить качество отечественной сельскохозяйственной продукции на основе научно-технологического обеспечения развития агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу, в том числе: производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства; производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения; разработки средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений; производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве; производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; разработки средств обеспечения контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала. Наращивание научно-технологического потенциала российского агропромышленного комплекса позволит поэтапно снизить его зависимость от импорта технологий, семян, средств диагностики и защиты растений, лекарственных средств для ветеринарного применения и других ресурсов. Одновременно с этим для повышения качества жизни российских граждан предусматривается обеспечить научный подход к системе контроля и управления качеством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, произведенных на территории Российской Федерации.
II. Основные понятия, используемые в Программе
Для целей Программы используются следующие основные понятия: "дирекция Программы" - организация, осуществляющая организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мероприятий Программы, методическое обеспечение заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) "заказчики комплексных научно-технических проектов" - организации, участвующие в выполнении мероприятий Программы по направлениям ее реализации; "информационно-аналитическая система" - система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов; "комплексный научно-технический проект" - согласованный в установленном порядке президиумом совета Программы комплекс работ, реализуемых заказчиком комплексного научно-технического проекта в рамках подпрограмм, структурированных по мероприятиям Программы и направленных на получение научных и (или) научно-технических результатов, разработку технологий, их передачу сельскохозяйственным товаропроизводителям для применения (внедрения) в производстве и выпуска сельскохозяйственной продукции в промышленных масштабах; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) "комплексный план научных исследований" - обязательный элемент подпрограммы, сформированный путем прямого взаимодействия представителей научно-образовательного сообщества, бизнеса, институтов развития и технологических платформ, федеральных и региональных органов власти в целях выявления и выполнения перспективных (прорывных) и востребованных отраслью направлений научных исследований и экспериментальных разработок в рамках направления реализации Программы; "мероприятия Программы" - комплекс взаимоувязанных действий участников Программы, сгруппированных по основным этапам жизненного цикла перспективных инновационных разработок и развития рынка технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на достижение целевых индикаторов и показателей Программы; "мониторинговые центры" - организации из числа государственных бюджетных учреждений или государственных автономных учреждений, осуществляющие мониторинг реализации комплексных научно-технических проектов; "направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, сырья и продовольствия, а также другие подотрасли, способствующие снижению технологических, организационных и рыночных рисков и повышению качества сельскохозяйственной продукции на основе конкурентоспособных отечественных разработок; "объекты инфраструктуры агропромышленного комплекса" - научно-производственные партнерства, отраслевые лаборатории, образовательные организации, учебно-опытные хозяйства, малые инновационные предприятия, селекционно-семеноводческие и селекционно-генетические центры и другие организации, созданные в различных институциональных формах, в том числе в рамках иных государственных программ Российской Федерации, заказчиком и участниками комплексных научно-технических проектов в целях доработки и передачи результатов исследований и разработок, правовой охраны и управления правами на такие результаты для опытного производства; "план системных мер государственной политики" - обязательный элемент подпрограммы, формируемый в целях создания регуляторной среды и условий для успешной реализации комплексных научно-технических проектов и достижения показателей и индикаторов подпрограммы; "подпрограмма" - комплексная научно-техническая программа, соответствующая направлению реализации Программы и включающая в себя все этапы инновационного цикла от получения научных и (или) научно-технических результатов и продукции до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок; "участники комплексных научно-технических проектов" - государственные научные и образовательные учреждения, сельскохозяйственные товаропроизводители, другие организации агропромышленного комплекса, а также иные организации различных форм собственности, в том числе малые инновационные предприятия, междисциплинарные научно-исследовательские центры, институты развития и технологические платформы.
III. Механизм реализации Программы
Исполнители и соисполнители мероприятий Программы формируют необходимые инструменты для обеспечения научно-технологического развития страны в области сельского хозяйства в соответствии с Программой. Количественные значения целевых индикаторов и показателей Программы, а также объемы финансирования Программы, в том числе по источникам финансирования Программы, определяются в рамках подпрограмм по направлениям реализации Программы. Виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, производство и переработку которых предусматривается осуществлять в ходе реализации Программы, определяются советом Программы на основании предложений членов совета Программы, государственных научных и образовательных учреждений, сельскохозяйственных товаропроизводителей, союзов (ассоциаций), а также иных организаций различных форм собственности. На основании утвержденных советом Программы видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ответственные исполнители Программы формируют подпрограммы в порядке, определяемом Программой. Подпрограммы учитываются при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации, перечисленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства". Формой реализации подпрограмм являются: выполнение плана системных мер государственной политики, в том числе государственной научно-технической и государственной аграрной политики; выполнение комплексных научно-технических проектов, отражающих системный и комплексный подход к реализации мероприятий Программы. Координация действий исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы осуществляется советом Программы путем проведения заседаний совета Программы и его президиума. В целях организационно-технического и информационно-аналитического сопровождения мероприятий Программы, методического обеспечения заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм), а также для осуществления мониторинга комплексных научно-технических проектов государственный координатор Программы: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) отбирает в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, дирекцию Программы из числа федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных государственному координатору Программы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2019 № 1313) определяет (по согласованию с исполнителями мероприятий Программы) по каждому направлению реализации Программы мониторинговый центр из числа федеральных государственных бюджетных или государственных автономных учреждений, подведомственных исполнителям мероприятий Программы, деятельность которых соответствует направлениям реализации Программы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) Дирекция Программы подготавливает для совета Программы и государственного координатора Программы поквартальный ситуационный анализ выполнения комплексных научно-технических проектов и годовые отчеты о реализации подпрограмм и Программы в целом, которые выносятся на рассмотрение совета Программы с экспертным заключением соответствующей экспертной группы. Порядок работы дирекции Программы, а также порядок взаимодействия дирекции и мониторинговых центров Программы по вопросам, связанным с осуществлением возложенных на них функций, устанавливаются государственным координатором Программы. При этом определяются в том числе: условия и финансовое обеспечение административных расходов, связанных с осуществлением возложенных на дирекцию Программы и мониторинговые центры функций; порядок взаимодействия сторон; ответственность сторон; иные условия в рамках законодательства Российской Федерации. В целях экспертного обеспечения формирования и реализации подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы совет Программы создает экспертную группу и утверждает ее руководителя. Экспертные группы осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом советом Программы. Состав экспертной группы формируется президиумом совета Программы из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, организаций агропромышленного комплекса, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также иных организаций, имеющих заделы и компетенции по направлениям реализации Программы. Экспертная группа осуществляет экспертную оценку: комплексных планов научных исследований по направлению реализации Программы; комплексных научно-технических проектов, представленных на согласование (одобрение) президиума совета Программы; годовых отчетов дирекции Программы о ходе реализации Программы.
IV. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы базируется на следующих принципах: обеспечение системного эффекта от реализации мероприятий Программы посредством согласованного планирования выполняемых проектов; обеспечение непрерывного инновационного процесса, основанного на взаимодействии участников комплексных научно-технических проектов при создании, передаче и коммерциализации научного и (или) научно-технического результата и продукции; реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, направленных на получение принципиально новых возможностей для развития отраслей агропромышленного комплекса, в соответствии с тематикой, сформированной по заказу бизнеса. Комплекс мероприятий, отвечающих указанным принципам, нацелен на повышение результативности и эффективности научно-технической политики и включает три мероприятия Программы (приложение № 1): создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса; передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства; коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса. При этом все три мероприятия должны быть включены в каждый комплексный научно-технический проект и рассматриваться в качестве основных факторов, способствующих активизации инновационной деятельности (применение специальных мер и целевых инструментов государственной политики и государственного управления, финансовое обеспечение, поддержка и развитие инфраструктуры, приобретение необходимых профессиональных навыков и расширение компетенций, осуществление эффективного научно-технического сотрудничества). Реализация мероприятия "Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса" обеспечивается путем проведения фундаментальных и прикладных научных исследований и экспериментальных работ в целях решения предусмотренных подпрограммами задач на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Для комплексного решения задач, предусмотренных подпрограммами, в рамках реализации данного мероприятия формируются комплексные планы научных исследований по направлениям реализации Программы в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) Результативность реализации Программы в части создания научных и (или) научно-технических результатов и продукции определяется путем достижения следующих показателей (приложение № 2): увеличение числа публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus или в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science); увеличение числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса, в том числе за рубежом; количество лицензионных соглашений предприятий с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства. Реализация мероприятия "Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" обеспечит переход результатов научных исследований и разработок в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов с целью получения коммерческой выгоды и может осуществляться в материальной или нематериальной форме в ходе реализации комплексных научно-технических проектов. Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции осуществляется в процессе сотрудничества заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов. Формами передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции могут быть: передача прав на результаты интеллектуальной деятельности государственными научными и образовательными учреждениями научно-производственным партнерствам, созданным в различных институциональных формах (отраслевые лаборатории, малые инновационные предприятия, федеральные государственные унитарные предприятия, селекционно-семеноводческие и селекционно-генетические центры) для использования, доработки и доведения результатов научных исследований до стадии опытного производства и оценки качества полученных результатов; научно-производственное партнерство, в том числе в виде государственных концессий, не противоречащих законодательству Российской Федерации; разработка программ для системы высшего, дополнительного и среднего профессионального образования с целью подготовки и переподготовки кадров для отраслей агропромышленного комплекса по новым направлениям подготовки и специальностям, соответствующим тематике Программы; реализация новых образовательных решений в рамках научно-производственных партнерств и взаимодействие с образовательными организациями (совместные базовые кафедры, целевая контрактная подготовка, внедрение новых образовательных программ); формирование молодыми учеными и специалистами стартапов и инновационных предприятий для трансфера результатов научных исследований и разработок в сферу практического применения, производства и маркетинга новых продуктов с целью получения коммерческой выгоды. Результативность реализации Программы в части передачи научных и (или) научно-технических результатов и продукции определяется путем достижения следующих показателей (приложение № 2): уровень обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации Программы; увеличение численности высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса; увеличение числа организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы. Реализация мероприятия "Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса" предусматривает практическое использование результатов, полученных в процессе передачи научных и (или) научно-технических результатов, и может включать: организацию опытного производства; переработку и хранение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; апробацию и оптимизацию новых технологий, средств, методик; проведение маркетинговых исследований; масштабирование процессов; сбыт инновационной продукции. Результативность реализации Программы в части коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов и продукции определяется путем достижения следующих показателей (приложение № 2): увеличение объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений; увеличение объема производства отечественной племенной продукции (материала); увеличение объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных; увеличение объема производства отечественных лекарственных средств для ветеринарного применения; увеличение объема производства современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур; увеличение объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения; увеличение числа технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; увеличение числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы.
V. Разработка и формирование подпрограмм
Подпрограммы разрабатываются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в целях обеспечения создания и внедрения до 2026 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки. Подпрограмма должна предусматривать: оценку состояния и рисков развития направления реализации Программы; сроки и этапы реализации подпрограммы; план системных мер государственной политики по направлению реализации Программы; описание типов и особенностей комплексных научно-технических проектов, характерных для направления реализации Программы; комплексный план научных исследований; показатели реализации подпрограммы; финансовый план реализации подпрограммы. Подпрограмма может включать иные компоненты, необходимые для ее эффективной реализации. Подпрограмма включает целевые индикаторы и показатели Программы с учетом направления реализации подпрограммы. В подпрограмме могут быть предусмотрены иные индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее целей. В финансовом плане реализации подпрограммы отражаются ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов, необходимые для реализации подпрограммы. План системных мер по реализации государственной политики непосредственно связан с выполнением комплексных научно-технических проектов и формируется ответственными исполнителями, исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы в непосредственном взаимодействии с участниками комплексных научно-технических проектов подпрограммы. Комплексные научно-технические проекты формируются в соответствии с условиями, определяемыми подпрограммой, на следующих принципах: правовая охрана и коммерциализация полученных результатов проектов и масштабирование производства такой продукции; привлечение федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений, бизнеса, институтов развития и технологических платформ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения научных исследований и разработок в соответствии с комплексными планами научных исследований; наличие опыта профессиональной деятельности заказчика и участников комплексного научно-технического проекта в области агропромышленного комплекса по выбранному направлению; наличие соглашения о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе реализации комплексных научно-технических проектов. Комплексный научно-технический проект состоит из видов работ, соответствующих мероприятиям реализации Программы. Комплексный научно-технический проект включает целевые индикаторы и показатели Программы с учетом направления реализации подпрограммы. Кроме того, в комплексный научно-технический проект могут быть включены другие индикаторы и показатели, являющиеся значимыми для достижения целей проекта. Комплексные научно-технические проекты формируются заказчиками с учетом комплексных планов научных исследований на условиях научно-производственного партнерства, предусмотренного для типов комплексных научно-технических проектов в рамках подпрограммы. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информирует дирекцию Программы о результатах исследований, полученных в рамках реализации комплексного плана научных исследований, по форме, определенной дирекцией Программы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) Заказчики и (или) участники комплексных научно-технических проектов могут объединиться для реализации целей и задач подпрограммы. При необходимости может быть зарегистрировано юридическое лицо. В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", подпрограммы, сформированные ответственными исполнителями Программы и согласованные с советом Программы, вносятся в виде проекта акта Правительства Российской Федерации ответственным исполнителем Программы в Правительство Российской Федерации. Комплексные научно-технические проекты отбираются в порядке, установленном государственным координатором Программы, и согласовываются президиумом совета Программы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562) В целях поддержки реализации комплексных научно-технических проектов, отобранных для участия в подпрограмме, исполнители и соисполнители мероприятий Программы предусматривают специальные инструменты поддержки в соответствии с финансовым планом реализации подпрограммы. На организации, реализующие комплексные научно-технические проекты, отобранные для участия в подпрограммах, в целях обеспечения запланированных показателей распространяются меры стимулирующего характера в порядке, установленном исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы.
VI. Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства
В целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса, государственный координатор Программы создает государственную информационную систему "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" (далее - информационная система) в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы с учетом положений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов". Информационная система предназначена для: сбора информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы; автоматизированного мониторинга указанной информации, обеспечивающего выявление значимых научно-технологических трендов, формирование обоснованных альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований; создания информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства. Правительство Российской Федерации может установить требования к информационной системе, включая требования о включении в информационный ресурс системы дополнительных сведений и порядок взаимодействия с иными информационными системами. На основании данных информационного ресурса информационной системы дирекция и мониторинговые центры Программы проводят оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы для подготовки рекомендаций совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм и комплексных научно-технических проектов. Сведения, содержащиеся в информационной системе, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат размещению на официальном сайте государственного координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.
VII. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2017 - 2025 годы. Сроки реализации подпрограмм определяются в подпрограммах и согласовываются советом Программы в установленном порядке.
VIII. Финансовое обеспечение реализации Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы, приведенное в приложении № 3, осуществляется ответственными исполнителями, исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на цели Программы, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Финансирование комплексных научно-технических проектов осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию Программы. Финансовое обеспечение Программы может быть скорректировано при утверждении подпрограмм. Средства внебюджетных источников являются собственными или заемными средствами участников комплексных научно-технических проектов. Средства внебюджетных источников должны составлять не менее половины стоимости комплексного научно-технического проекта. Государственный координатор Программы обеспечивает предоставление субсидии дирекции Программы на соответствующий финансовый год в соответствии со статьей 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2019 № 1313) Исполнители мероприятий Программы обеспечивают предоставление субсидий мониторинговым центрам Программы на соответствующий календарный год в порядке, установленном статьей 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
IX. Целевые индикаторы и показатели Программы
Программа обеспечивает вклад в достижение стратегических целей социально-экономического развития и обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Целевыми индикаторами Программы являются: повышение инновационной активности в сельском хозяйстве; привлечение инвестиций в сельское хозяйство; повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры; обеспечение отрасли программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям. Значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении № 2. Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы, включая источники сбора исходной информации, приведена в приложении № 4.
X. Ожидаемые результаты реализации Программы
В ходе выполнения мероприятий Программы будет достигнуто: снижение уровня импортозависимости за счет внедрения и использования: технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений - не менее чем на 30 процентов; технологий производства племенной продукции (материала) - не менее чем на 20 процентов; технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных - не менее чем на 25 процентов; технологий производства лекарственных средств для ветеринарного применения - не менее чем на 50 процентов; средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур путем увеличения числа отечественных средств диагностики - на 20 единиц; технологий производства пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения для применения в сельском хозяйстве - не менее чем на 20 процентов; технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия путем увеличения числа конкурентоспособных отечественных технологий - на 60 единиц; современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала - не менее чем на 50 процентов; увеличение не менее чем на 25 процентов числа организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы; увеличение не менее чем на 5 процентов численности высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса; заключение предприятиями не менее 50 лицензионных соглашений с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства; доведение до 100 процентов уровня обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации Программы; увеличение не менее чем на 25 процентов числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса, в том числе не менее чем на 10 процентов за рубежом; увеличение не менее чем на 20 процентов числа публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах.
XI. Возможные риски реализации Программы
При реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в Программе конечных результатов. К возможным рискам относятся: макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, что ограничивает возможность значительной части участников Программы осуществлять комплексные научно-технические проекты, переход к новым технологиям; природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия; сокращение финансирования Программы; корректировка приоритетов и перспективных направлений научно-технического развития агропромышленного комплекса; недостаточное финансирование комплексных научно-технических проектов из внебюджетных источников; отсутствие финансового обеспечения за счет федерального бюджета создания и осуществления деятельности дирекции Программы, а также работ по формированию и ведению информационной системы. Программа предусматривает: выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на создание результатов интеллектуальной деятельности; развитие производственной базы участников Программы и внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Управление рисками при реализации Программы будет осуществляться на основе: проведения мониторинга угроз реализации комплексных научно-технических проектов; выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления комплексными научно-техническими проектами; корректировки образовательных программ; подготовки и представления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. № 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы. Для решения задач по повышению конкурентоспособности и обеспечению развития российского агропромышленного комплекса, а также снижению технологических рисков в продовольственной сфере необходимо создать условия для скорейшего перевода агропромышленного комплекса на новую технологическую базу, что будет возможно только при обеспечении полноценного финансирования реализации Программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПЕРЕЧЕНЬ
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
----------------------------------------------------|--------------|------------------------------------------------------------------------------- Целевые индикаторы | Единица | Значение и показатели Программы | измерения |-------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------- | | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | | год | год | год | год | год | год | год | год | год ----------------------------------------------------|--------------|-------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|-------- I. Целевые индикаторы 1. Повышение инновационной активности в сельском процентов - - 2 3 5 10 15 20 30 хозяйстве 2. Привлечение инвестиций в сельское хозяйство тыс. рублей 870130 3115050 3056610 3064512 3273560 3250320 3220040 3175660 3123330 3. Повышение уровня обеспеченности процентов - 6 8 12 14 16 18 20 25 агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры 4. Обеспечение отрасли программами подготовки процентов - - - 10 20 50 65 80 100 кадров по востребованным на рынке труда новым и перспективным направлениям подготовки и специальностям II. Показатели 1. Мероприятие "Создание научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса" 5. Увеличение числа публикаций по результатам процентов - 12 14 15 15 16 17 18 20 исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus или в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), по отношению к предшествующему году 6. Увеличение числа охраняемых результатов процентов - 6 8 12 14 16 18 20 25 интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса по отношению к предшествующему году 7. Увеличение числа охраняемых результатов процентов - 1 2 3 4 5 6 7 10 интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса за рубежом по отношению к предшествующему году 8. Количество лицензионных соглашений предприятий единиц - 1 3 5 10 15 25 30 50 с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства 2. Мероприятие "Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования и повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" 9. Уровень обеспеченности системы процентов - - - 10 20 50 65 80 100 профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации Программы 10. Увеличение численности высокотехнологичных процентов - - - 1 1 2 2 4 5 рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса по отношению к предшествующему году 11. Увеличение числа организаций, осуществляющих процентов - 6 8 12 14 16 18 20 25 предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы, по отношению к предшествующему году 3. Мероприятие "Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов и продукции для агропромышленного комплекса" 12. Увеличение объема производства семян новых процентов - - - 5 10 15 20 25 30 отечественных сортов сельскохозяйственных растений по отношению к предшествующему году 13. Увеличение объема производства отечественной процентов - - - - - 5 10 15 20 племенной продукции (материала) по отношению к предшествующему году 14. Увеличение объема производства отечественных процентов - - - - 5 10 15 20 25 высококачественных кормов, кормовых добавок для животных по отношению к предшествующему году 15. Увеличение объема производства отечественных процентов - - 20 25 30 35 40 45 50 лекарственных средств для ветеринарного применения по отношению к предшествующему году 16. Увеличение объема производства современных единиц - - - 3 5 7 10 15 20 средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур 17. Увеличение объема производства отечественных процентов - - - - - 5 10 15 20 пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения по отношению к предшествующему году 18. Увеличение числа технологий переработки и единиц - - - 10 20 30 40 50 60 хранения сельскохозяйственной продукции 19. Увеличение числа методов контроля качества процентов - - 20 25 30 35 40 45 50 сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2019 № 562)
(тыс. рублей)
____________________ 1 Оценочные объемы финансирования мероприятий в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". 2 Финансовое обеспечение реализации Программы может корректироваться в зависимости от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников, предусмотренных в подпрограммах. 3 Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период не предусмотрены бюджетные ассигнования, необходимые для создания и осуществления деятельности дирекции Программы и формирования и ведения информационной системы. 4 Объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из количества комплексных научно-технических проектов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, и определяется в подпрограммах. 5 Средства внебюджетных источников составляют не менее 50 процентов общей стоимости комплексного научно-технического проекта и определяются в подпрограммах.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
МЕТОДИКА
1. Значение целевого индикатора "Повышение инновационной активности в сельском хозяйстве" рассчитывается по формуле 1:
Ин i И = _____ x 100, 1i Ин i-1 где: Инi - число организаций, осуществлявших технологические инновации в рамках Программы в i-м году; Инi-1 - число организаций, осуществлявших технологические инновации в рамках Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики. 2. Значение целевого индикатора "Привлечение инвестиций в сельское хозяйство" рассчитывается по формуле 2:
И = Ф - Ф , 2i i i-1 где: Фi - объем инвестиций в сельское хозяйство в рамках Программы в i-м году; Фi-1 - объем инвестиций в сельское хозяйство в рамках Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются официальные данные Федеральной службы государственной статистики. 3. Значение целевого индикатора "Повышение уровня обеспеченности агропромышленного комплекса объектами инфраструктуры" рассчитывается по формуле 3: Q i И = ____ x 100, 3i Q i-1 где: Qi - объекты инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданные в рамках Программы в i-м году; Qi-1 - объекты инфраструктуры агропромышленного комплекса, созданные в рамках Программы в предыдущем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 4. Значение целевого индикатора "Обеспечение отрасли программами подготовки кадров по востребованным на рынке труда новыми перспективным направлениям подготовки и специальностям" рассчитывается по формуле 4:
i И = сумма W , 4i 1 i где Wi - число разработанных образовательных программ высшего образования по востребованным на рынке труда новым перспективным специальностям и направлениям подготовки (единиц) в i-м году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 5. Значение показателя "Увеличение числа публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus или в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 5:
N - N i i-1 П = _________ x 100%, 1i N i-1 где: Ni - число публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus или в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), по направлениям реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2025 годы (далее - Программа) в i-м году; Ni-1 - число публикаций по результатам исследований и разработок в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus или в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения информационных систем Scopus или WEB of Science. 6. Значение показателя "Увеличение числа охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса, в том числе за рубежом, по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 6:
P - P i i-1 П = _________ x 100%, 2i P i-1 где: Рi - число охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса по направлениям реализации Программы в i-м году; Рi-1 - число охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сфере технологий агропромышленного комплекса по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности". 7. Значение показателя "Количество лицензионных соглашений предприятий с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства" рассчитывается по формуле 7: i П = сумма T , 3i 1 i где Ti - число лицензионных соглашений предприятий с научными и образовательными, а также иными организациями, осуществляющими и (или) способствующими осуществлению научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, заключенных по направлениям реализации Программы в течение i-го года. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 8. Значение показателя "Уровень обеспеченности системы профессионального образования образовательными программами по новым направлениям подготовки и специальностям, созданным по направлениям реализации Программы" рассчитывается по формуле 8: K i П = __ x 100%, 4i K о где: Ki - число образовательных программ по новым направлениям подготовки и специальностям, соответствующих направлениям реализации Программы, разработанных в i-м году; Kо - число образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям, соответствующих направлениям реализации Программы. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 9. Значение показателя "Увеличение численности высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 9:
R - R i i-1 П = _________ x 100%, 5i R i-1 где: Ri - число высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса, работающих по направлениям реализации Программы в i-м году; Ri-1 - число высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях агропромышленного комплекса, работающих по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 10. Значение показателя "Увеличение числа организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы, по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 10:
M - M i i-1 П = _________ x 100%, 6i M i-1 где: Мi - число организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы в i-м году; Мi-1 - число организаций, осуществляющих предоставление услуг для научной, научно-технической и инновационной деятельности в области сельского хозяйства, апробацию технологий и управление правами на такие технологии по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации подпрограмм Программы. 11. Значение показателя "Увеличение объема производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 11:
O - O i i-1 П = _________ x 100%, 7i O i-1 где: Оi - объем производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений по направлениям реализации Программы в i-м году; Оi-1 - объем производства семян новых отечественных сортов сельскохозяйственных растений по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 12. Значение показателя "Увеличение объема производства отечественной племенной продукции (материала) по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 12:
A - A i i-1 П = _________ x 100%, 8i A i-1 где: Аi - объем производства отечественной племенной продукции (материала) по направлениям реализации Программы в i-м году; Аi-1 - объем производства отечественной племенной продукции (материала) по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 13. Значение показателя "Увеличение объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 13:
F - F i i-1 П = _________ x 100%, 9i F i-1 где: Fi - объем производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных по направлениям реализации Программы в i-м году; Fi-1 - объем производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 14. Значение показателя "Увеличение объема производства отечественных лекарственных средств для ветеринарного применения по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 14:
V - V i i-1 П = _________ x 100%, 10i V i-1 где: Vi - объем производства отечественных лекарственных средств ветеринарного применения по направлениям реализации Программы в i-м году; Vi-1 - объем производства отечественных лекарственных средств ветеринарного применения по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 15. Значение показателя "Увеличение объема производства современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур" рассчитывается по формуле 15:
i П = сумма H , 11i 1 i где Нi - число современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных культур, произведенных по направлениям реализации Программы в течение i-го года. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 16. Значение показателя "Увеличение объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 16:
D - D i i-1 П = _________ x 100%, 12i D i-1 где: Di - объем производства отечественных пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения по направлениям реализации Программы в i-м году; Di-1 - объем производства отечественных пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 17. Значение показателя "Увеличение числа технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции" рассчитывается по формуле 17:
i П = сумма G , 13i 1 i где Gi - число конкурентоспособных технологий переработки и хранения сельскохозяйственной продукции по направлениям реализации Программы в течение i-го года. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы. 18. Значение показателя "Увеличение числа методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала в рамках реализации Программы по отношению к предшествующему году" рассчитывается по формуле 18: X - X i i-1 П = _________ x 100%, 14i X i-1 где: Xi - число методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала по направлениям реализации Программы в i-м году; Xi-1 - число методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала по направлениям реализации Программы в предшествующем году. Источником исходной информации являются сведения, собираемые дирекцией Программы в ходе реализации Программы.
ПОДПРОГРАММА
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 559, от 06.05.2019 № 562)
ПАСПОРТ
I. Оценка состояния развития селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации
Картофель традиционно является вторым по значимости продуктом растениеводства в Российской Федерации после зерновых культур. Среднегодовой объем производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах оценивается в 6 - 7 млн. тонн. Российская Федерация занимает 3 место в мире по производству картофеля. Отличительной чертой картофелеводства в Российской Федерации остается его ориентированность на внутренний рынок. Структура внутреннего рынка картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах включает в себя столовый картофель - 4 - 5 млн. тонн, семенной картофель - до 1 млн. тонн и картофель на переработку - до 1 млн. тонн. Ежегодный объем импорта картофеля составляет около 500 тыс. тонн (549 тыс. тонн в 2015 году, что составляет не более 8 процентов товарного картофеля, произведенного в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах), экспорт картофеля - около 200 тыс. тонн. Несмотря на значительные объемы внутреннего производства товарного картофеля, доля семенного картофеля сортов отечественной селекции среди 10 лидирующих на российском рынке сортов в общем объеме производства картофеля не превышает 20 процентов. Это объясняется следующими факторами: использование несертифицированного семенного картофеля, а также сортов картофеля, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (в 2015 и 2016 годах доля такого материала в общем объеме высаженного семенного картофеля составила свыше 30 процентов); низкая конкурентоспособность сортов картофеля отечественной селекции по сравнению с сортами картофеля иностранной селекции, на которые в 2016 году пришлось около половины посадочного материала (50,1 процента). В структуре посевных площадей, занятых посадками картофеля, на сельскохозяйственные организации приходится около 10 процентов, крестьянские (фермерские) хозяйства - около 7 процентов площадей и хозяйства населения - более 80 процентов. Однако, по предварительным данным сельскохозяйственной переписи 2016 года, посевная площадь картофеля в личных подсобных хозяйствах населения сократилась на 624,9 тыс. га. Высокая доля посадочного материала иностранной селекции в общем объеме посадочного материала отражает прежде всего спрос сельскохозяйственных организаций на семенной картофель иностранной селекции. В Российской Федерации в настоящее время действуют 17 ведущих государственных селекционных учреждений и другие организации, в том числе высшие учебные заведения, которые осуществляют научные исследования по селекции картофеля. Семеноводством картофеля занимаются более 140 семеноводческих хозяйств. Материально-техническая база большинства картофелеводческих селекционно-семеноводческих учреждений формировалась в 70 - 80 годах прошлого века и с тех пор обновилась незначительно. Информационные базы по селекции и семеноводству картофеля таких учреждений не соответствуют современным требованиям либо вовсе отсутствуют. Отсутствие современной инфраструктуры и устаревшая материально-техническая база организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля, низкое качество производимого семенного картофеля сортов селекции являются главными причинами того, что большинство новых отечественных сортов картофеля остаются невостребованными на внутреннем и внешнем рынках. Ведущими странами - поставщиками семенного картофеля в Российскую Федерацию в 2014 - 2017 годах выступали Германия, Нидерланды, Финляндия, Польша, Великобритания и Франция. В последние годы семеноводческие компании указанных стран активно реализуют проекты по локализации производства семенного картофеля на территории Российской Федерации. Использование сортов картофеля иностранной селекции предопределило зависимость российских картофелеводческих хозяйств от импорта исходного генетического материала в форме пробирочной культуры, микроклубней и миниклубней. Важным приоритетом обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является сокращение зависимости от сортов картофеля иностранной селекции за счет формирования отечественной стандартизированной системы выращивания семенного материала на каждом этапе воспроизводства картофеля (от лаборатории до категории элита) и продвижение отечественных сортов картофеля на внутренний рынок с комплексным технологическим оснащением процесса его производства. На основе проведенного анализа, включающего определение внутренних факторов, характеризующих, с одной стороны, конкурентные преимущества и факторы конкурентного отставания подотрасли, с другой стороны, внешние благоприятные и неблагоприятные для развития подотрасли факторы, можно сделать вывод о том: что внутренними конкурентными преимуществами подотрасли картофелеводства являются: традиционно сохраняемый высокий спрос на картофель в Российской Федерации со стороны российских потребителей. В среднесрочной перспективе в потреблении российских домохозяйств картофель сохранит статус второго хлеба. Несмотря на происходившие в последние десятилетия сдвиги структуры потребления в пользу товаров-субститутов (в первую очередь макаронных изделий), динамика этих сдвигов до 2014 года была ограниченной, а падение реальных доходов населения в ходе экономического кризиса 2015 и 2016 годов еще более замедлило указанные сдвиги структуры потребления. В среднесрочном периоде (2020 - 2022 годы) спрос на картофель будет поддерживаться за счет повышения в потреблении картофеля доли картофеля, подвергнутого переработке (сухих картофелепродуктов, вакуумированного картофеля); потенциал динамично развивающихся отечественных компаний в сфере производства семенного картофеля, освоивших производство семенного картофеля по всем звеньям цепочки (от тепличных миниклубней и первого полевого поколения до высококачественной рыночной продукции - суперэлита, элита, первой репродукции); высокая дифференциация природных условий культивирования картофеля на территории Российской Федерации, предоставляющая широкий выбор районов для развития семеноводства картофелеводства в различных природно-климатических зонах (регионы Северо-Западного федерального округа, Западная Сибирь, Приморье, Северный Кавказ, Сахалин); что внутренними факторами конкурентного отставания подотрасли картофелеводства являются: ограниченность ресурсного и кадрового потенциала научно-исследовательских и научно-образовательных организаций, способных служить базой научных исследований и разработки новых отечественных конкурентоспособных сортов картофеля. Одновременно с этим селекция и семеноводство картофеля в Российской Федерации практически не обеспечены современной материально-технической базой и инфраструктурой, также отмечается слабая оснащенность современными лабораторными приборами, оборудованием и химическими реактивами научных лабораторий и семеноводческих центров. По уровню финансирования, технической оснащенности и обеспеченности кадровым потенциалом российские государственные организации, занимающиеся селекцией и семеноводством картофеля, существенно уступают исследовательским структурам ведущих стран - производителей семенного картофеля, имеющих возможность опираться на финансирование и заказы крупных картофелеводческих компаний; недостаточное применение современных методов геномной селекции и технологии геномного редактирования картофеля. Имеющиеся научные заделы необходимо использовать для преодоления критического отставания в разработке и применении современных методов селекции картофеля; слабая связь между научной базой картофелеводства и отечественными картофелеводческими компаниями. Утрачены связи с партнерскими хозяйствами, созданными на базе опытных участков и аффилированных опытных хозяйств советского периода; незаинтересованность современных картофелеводческих компаний в сотрудничестве с государственными научно-исследовательскими и образовательными организациями, которые не способны в настоящее время предложить пакетные конкурентоспособные технологические решения для конкретного сорта картофеля, включая поставку высококачественного семенного материала с технологией возделывания, эффективными средствами защиты растений, удобрениями, технологиями хранения урожая и сельскохозяйственной техникой. Особенно ощущается дефицит усилий в сфере разработки технологического оборудования, компьютеризированных систем управления бизнесом, в том числе маркетинговых операций. В результате сохраняются высокие риски для практического внедрения в производство созданных новых отечественных сортов картофеля; отсутствие системных мер по продвижению на рынок новых сортов картофеля отечественной селекции. Ежегодно в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, вносятся новые разработанные в Российской Федерации сорта картофеля, которые в подавляющем большинстве случаев остаются невостребованными со стороны отечественных картофелеводческих хозяйств; недостаточный контроль качества семенного картофеля. Несмотря на действовавшие в данной сфере стандарты, обязательность их соблюдения и контроль выполнения необходимых при этом процедур находились на неудовлетворительном уровне. Данное обстоятельство обусловило дифференциацию качества семян картофеля, произведенного как на территории Российской Федерации, так и поступающего из-за рубежа. В настоящее время принят межгосударственный стандарт ГОСТ 33996-2016 "Картофель семенной. Технические условия и методы определения качества". Снижение качества поставляемого в Российскую Федерацию по импорту семенного картофеля и высокая зараженность импортируемых семян картофеля бактериозами всех видов приводят к появлению на территории России новых болезней картофеля; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|