Расширенный поиск

Постановление Администрации Смоленской области от 25.08.2017 № 580

 

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

от 25.08.2017 № 580

 

 

Об утверждении Стратегии развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 годы

 

 

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

            

Администрация Смоленской области  п о с т а н о в л я е т:

     

Утвердить прилагаемую Стратегию развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 годы.

 

 

Губернатор

Смоленской области                                                                     А.В. Островский

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Администрации

Смоленской области

от 25.08.2017 № 580

 

 

СТРАТЕГИЯ

развития туристского кластера Смоленской области

на 2017-2020 годы

 

1. Общие положения

 

Создание туристского кластера Смоленской области обосновано внедрением кластерного подхода в сфере развития внутреннего и въездного туризма.

В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских фирм, объектов размещения туристов, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, выступая тем самым катализатором социально-экономического развития.

Смоленская область располагает значительным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Развить и максимально реализовать его – основная задача Стратегии развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 годы (далее также – Стратегия).

Стратегия развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 годы направлена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 № 418, в части развития сферы внутреннего и въездного туризма.

Стратегия является базовым документом, определяющим условия достижения поставленных целей, закладывает основу для понимания перспективных направлений, ориентацию предпринимательской инициативы граждан в сфере туризма.

Формирование туристского кластера Смоленской области обусловлено наличием на территории Смоленской области разнообразных туристско-рекреационных ресурсов и организаций индустрии туризма (потенциальных участников кластера), которые способны скоординировать свою деятельность по созданию и продвижению туристского продукта Смоленской области на внутрироссийский и международный рынки, что в свою очередь будет способствовать созданию привлекательного имиджа Смоленской области для потенциальных потребителей и инвесторов.

Стратегия разработана с учетом:

- Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы»; 

- распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»;

- постановления Администрации Смоленской области от 26.11.2007 № 418 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)»;

- постановления Администрации Смоленской области от 29.11.2013 № 988 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие культуры и туризма в Смоленской области» на 2014-2020 годы»;

- распоряжения Администрации Смоленской области от 15.12.2014 № 1753-р/адм «Об утверждении Инвестиционной стратегии Смоленской области до 2025 года».

Реализация Стратегии будет содействовать повышению качества жизни населения Смоленской области, росту уровня развития и эффективности предпринимательства, устойчивому социальному развитию, высокому уровню конкурентоспособности Смоленской области в долгосрочной перспективе.

В целях Стратегии используются следующие понятия:

- кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, кредитных организаций и прочее): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;

- туристский кластер – совокупность организаций и фирм, взаимодействующих в развитии туристского продукта в определенных географических границах;

- туристские аттракции – система развлечений и мероприятий, направленных на формирование положительных впечатлений у туриста от тура;

- краудфандинг – народно-общественное финансирование – коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», чтобы поддержать усилия других людей (владельцев, создателей стартап-компании, проекта) или организаций (реципиентов).

Неотъемлемой частью Стратегии является план мероприятий по реализации Стратегии развития туристского кластера Смоленской области на 2017-2020 годы, приведенный в приложении к Стратегии.

 

2. Анализ текущего состояния и проблем развития туризма в Смоленской области

 

2.1. Современное состояние туризма в Смоленской области

 

Смоленская область перспективна в отношении развития внутреннего и пригранично-регионального туризма. Через нее проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией.

Смоленская область граничит с пятью областями Российской Федерации: на севере – с Псковской и Тверской, на востоке и юго-востоке – с Московской и Калужской, на юге – с Брянской и двумя областями Республики Беларусь: Витебской – на северо-западе и Могилевской – на юго-западе.

Уникальность географического положения Смоленской области заключается в том, что она, с одной стороны, является приграничным регионом, с другой – близко расположена к крупнейшему мегаполису нашей страны и столице Российской Федерации – городу Москве.

Среди регионов российско-белорусского приграничья Смоленская область, обладающая богатой историей, является одним из перспективных центров развития транзитного туризма. Богатое культурно-историческое наследие и природный потенциал дают возможность привлекать транзитных туристов. Смоленскую область от других регионов отличает большое количество памятников: храмы XII века, Смоленская крепостная стена, памятники Отечественной войны 1812 года, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, дворянские усадьбы XIX века и многие другие объекты культурного и исторического наследия.

Участок автодороги федерального значения М-1 «Беларусь» протяженностью 320 километров, пересекающий территорию Смоленской области, проходит по местам с живописной природой, наличием больших лесных массивов, обилием небольших рек, озер и имеет подъезды к старинным русским городам, которые популярны среди туристов, – Вязьма, Гагарин, Смоленск. В настоящее время существуют одно-, двух-, трехдневные туры и тематические маршруты по Смоленской области.

Общее количество автотранспортных средств, ежесуточно пересекающих Смоленскую область в транзитных направлениях, превышает 30 тысяч единиц. Интенсивность движения – до 16 тысяч единиц по федеральной трассе М-1 «Беларусь».

Смоленская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, раскрытие которого будет способствовать ее вхождению в число субъектов Российской Федерации с лучшими темпами развития туризма. На территории Смоленской области расположено более 4 тысяч объектов культурного наследия, 47 музеев, более 2 тысяч памятников истории, археологии, монументального искусства, национальный парк «Смоленское Поозерье», природный парк «Гагаринский», большое количество памятников природы (регионального и местного значения).

В Смоленской области активно развиваются такие виды туризма, как культурно-познавательный, событийный, религиозный, экологический, военно-патриотический.

В последние годы наличие на территории Смоленской области древних православных храмов и святынь способствует привлечению все большего числа паломников из разных субъектов Российской Федерации и иностранных государств. Главными центрами паломничества являются города Смоленск, Вязьма, деревня Болдино. Огромную роль в развитии данного вида туризма в Смоленской области сыграло то, что в течение четверти века митрополитом Смоленским и Калининградским являлся святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Основные объекты религиозного туризма – это Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, храмы XII века (храм Петра и Павла, храм Иоанна Богослова, храм Архангела Михаила), Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь в муниципальном образовании «Дорогобужский район» Смоленской области. Разработаны туристские программы, включающие в себя в том числе посещение иконописной мастерской и мастерской лицевого шитья. В Смоленской области находится около двухсот памятников истории и культуры – объектов религиозного назначения.

Практически каждый район Смоленской области обладает теми или иными туристскими ресурсами и конкурентными преимуществами, такими как природно-географический потенциал, экологический потенциал (экологически чистые природные зоны), культурно-исторический потенциал, нематериальное наследие (традиции и умения, устное творчество, ярмарки, промыслы и ремесла).

Кроме того, на Смоленщине родились и жили такие известные люди, как Юрий Гагарин, Александр Твардовский, Михаил Глинка, Николай Пржевальский, Григорий Потемкин, Павел Нахимов, Михаил Тухачевский, Василий Докучаев, Александр Беляев, Михаил Исаковский, Сергей Коненков, Борис Васильев, Николай Рыленков, Михаил Егоров и многие другие. Это служит основой для создания и дальнейшего продвижения тематического туризма.

Вниманию туристов представлено немало туристских маршрутов, рассчитанных на любой круг интересов: поклонники спорта могут посетить автодром «Смоленское кольцо» с циклом уникальных соревнований, а любители животных – национальный парк «Смоленское Поозерье»; увлекающихся историей привлекает культовое для всех исследователей раннего средневековья место – Гнездовский археологический комплекс; туристы, интересующиеся военной тематикой, посещают мемориальный комплекс «Катынь», старую Смоленскую дорогу.

Самыми знаменитыми достопримечательностями Смоленской области являются Смоленская крепостная стена, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, три храма середины XII века, Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (с. Новоспасское), историко-архитектурный комплекс «Теремок».

Сохранилось большое количество и других исторических, архитектурных, культурных памятников.

В муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области вниманию туристов представлены историко-краеведческий музей, Иоанно-Предтечевский женский монастырь, Церковь Одигитрии, Богородицкая церковь, комплекс Свято-Троицкого собора, Аркадьевский монастырь, памятники Отечественной войны 1812 года, Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита»; в муниципальном образовании «Гагаринский район» Смоленской области – храм Казанской иконы Божией Матери, объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина, включающий в себя музей Первого полета.

В муниципальном образовании «Дорогобужский район» Смоленской области доступны для посещения историко-краеведческий музей, Свято-Димитриевский женский монастырь, Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь, уникальная дворянская усадьба Барышниковых «Алексино», историческая зона «Старый Дорогобуж», здесь можно увидеть самый большой в Европе глобус Земли; в муниципальном образовании «Угранский район» Смоленской области – Дом-музей И.С. Соколова-Микитова, мемориальный музей М.В. Исаковского.

В муниципальном образовании «Новодугинский район» Смоленской области функционируют природно-усадебные комплексы «Высокое», «Липецы», «Александрино», Новодугинский историко-краеведческий музей имени В.В. Докучаева; в муниципальном образовании «Темкинский район» Смоленской области – комплекс скимонахини матушки Макарии, церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии.

Для увеличения туристского потока необходимо поддержание инфраструктуры данных объектов.

Смоленская область имеет все возможности для развития сельского туризма, основанного на размещении туристов в гостевых домах в сельской местности и позволяющего горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Этот вид туризма актуален для иностранных граждан, обучающихся общеобразовательных организаций, семейного и корпоративного отдыха.

Сельский туризм может гармонично сочетаться и с другими видами туризма – этническим, паломническим, событийным, экологическим.

На сегодняшний день в Смоленской области функционируют Алексинский конный завод, «Медовая ярмарка» на родине выдающегося почвоведа В.В. Докучаева, сельские усадьбы, большое количество религиозных маршрутов.

Перспективное для Смоленской области направление – развитие зимних и летних видов активного отдыха (водный, пешеходный, велосипедный, спортивно-оздоровительный туризм). В настоящее время одним из центров организованного активного досуга в Смоленской области являются автодром «Смоленское кольцо», функционируют также биатлонный комплекс в поселке Пржевальское, многофункциональный спортивно-туристический комплекс «Соловьева переправа» и подобные комплексы.

На территории Смоленской области располагается большое количество бассейнов, ледовых дворцов, футбольных полей, атлетических арен и прочих спортивных площадок.

На базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» регулярно проводятся всероссийские и международные соревнования по мини-футболу, хоккею, самбо, синхронному плаванию, волейболу и другим видам спорта.

Также приоритетным видом туризма в Смоленской области может стать экологический туризм. Смоленская область богата уникальными природными памятниками, в ее недрах обнаружено около 30 видов полезных ископаемых. Экологический туризм предоставляет возможность повлиять на формирование положительного туристского имиджа Смоленской области, не навредив при этом природе и культуре. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На территории национального парка «Смоленское Поозерье» действуют эколого-туристские маршруты. Рекреационный потенциал национального парка «Смоленское Поозерье» – это прежде всего чистый воздух, прекрасные пейзажи и неповторимые ландшафты, богатый растительный и животный мир, 35 уникальных озер ледникового происхождения. Озеро Сапшо называют «Байкалом в миниатюре».  Функционируют дом отдыха с минеральным источником и грязелечебницей, базы отдыха. Ежегодно национальный парк «Смоленское Поозерье» посещают около 40 тысяч российских и иностранных туристов.

В окрестностях поселка Пржевальское проводятся культурные мероприятия (марш парков, фестивали бардовской песни), ведется просвещение обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Смоленской области. На юго-западном берегу озера Сапшо находятся смотровая площадка, стоянки для туристов, размещены детские и юношеские лагери.

Развитие туризма в национальных и природных парках способствует повышению занятости местного населения, улучшению его жизненного уровня, а также должно стать одной из распространенных форм культурного и экологического воспитания подрастающего поколения.

В Смоленской области имеются благоприятные природные предпосылки для развития лечебно-оздоровительного туризма.

Наиболее известные санатории Смоленской области – санаторий имени Пржевальского, санаторий «Красный Бор», санаторий-профилакторий «Кристалл».

Дальнейшее развитие данного направления заключается в улучшении инфраструктуры, повышении уровня сервиса и разнообразия предоставляемых услуг, так как отдых в санаториях Смоленской области преследует не только медицинские цели, но и цели, связанные с культурно-познавательным и активным туризмом.

С каждым годом растет популярность спортивно-оздоровительного туризма, прежде всего среди обучающихся образовательных организаций. В пределах Смоленской области возможна организация походов различных категорий сложности, организация палаточных лагерей, а также размещение горнолыжного курорта.

Данный вид туризма требует государственной поддержки, так как является социально ориентированным, способным привлекать к активному отдыху и изучению Смоленской области все социально-демографические группы населения. Кроме того, наличие грамотно составленных и оборудованных маршрутов создаст предпосылки для формирования внутреннего и въездного потоков туристов в Смоленскую область и увеличения объема платных услуг в сфере активного отдыха.

Ежегодно в Смоленской области происходит немало культурных событий, формирующих положительный имидж Смоленской области и отличающихся регулярностью проведения, устойчивой аудиторией. Среди них – Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», Всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров «Золотой Феникс», фестиваль исторической реконструкции и славянской культуры «Гнездово», Международный туристский фестиваль «Соловьева переправа», Всероссийский фестиваль фейерверков «Смоленский звездопад». Два мероприятия – Международный военно-исторический фестиваль «Лубино», посвященный сражению при деревне Лубино в Отечественной войне 1812 года, и туристская ярмарка «Праздник Вяземского пряника» – вошли в Национальный событийный календарь.

Каждое из данных мероприятий может лечь в основу программы специальных туров как для внутреннего, так и для въездного туризма, создав таким образом предпосылки успешного развития событийного туризма.

За последние годы статистика фиксирует постоянный рост числа туристов: от 210 тысяч человек в 2010 году до не менее 300 тысяч человек в 2016 году.

Также одним из ведущих видов туризма на Смоленщине можно считать деловой туризм. Его преимущество в том, что, как правило, он не зависит от сезонных факторов. Смоленская область все чаще становится местом проведения всевозможных форумов, совещаний, конференций российского и международного уровня.

 

2.2. Основные проблемы развития туризма в Смоленской области

 

Основными факторами, сдерживающими развитие туризма в Смоленской области, являются:

1)                слабо развитая инфраструктура. Туризм испытывает ограничения, связанные с недостаточным уровнем развития туристской инфраструктуры, высокой степенью износа объектов культурного наследия, транспортной доступностью;

2) отсутствие системных маркетинговых исследований туристского рынка в Смоленской области;

3) малая узнаваемость Смоленской области на внутреннем и мировом туристских рынках. Это связано с недостатком информации о туристских возможностях Смоленской области у российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов), отсутствием единого туристского фирменного стиля Смоленской области и комплексной системы брендинга территории, что влияет на эффективность продвижения туристского потенциала и туристских продуктов Смоленской области;

4) отсутствие стратегического и кластерного подхода. Необходимо создание и развитие туристского кластера Смоленской области, учитывающего основные приоритеты социально-экономического развития Смоленской области;

5) неустойчивость связей между организациями и сферой туризма, научными организациями и образовательными организациями;

6) отсутствие благоприятных условий для инвестиций в объекты размещения туристов, инфраструктуру туризма;

7) недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов туристской отрасли, что связано с отсутствием программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников туристской отрасли, по прохождению производственной практики, низкой восприимчивостью руководящих работников к инновациям. В связи с отсутствием в Смоленской области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда происходит отток квалифицированных кадров в другие субъекты Российской Федерации.

 

3. Основные цели, направления и задачи развития

туризма в Смоленской области

 

Основные цели развития туризма в Смоленской области предполагают создание условий для развития современной, высокоэффективной, конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения, что способствует экономическому росту Смоленской области.

К основным целям развития туризма в Смоленской области можно отнести:

- увеличение числа граждан, посетивших объекты туристской индустрии в Смоленской области;

- рост количества рабочих мест в сфере туризма;

- развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма;

- увеличение туристских маршрутов, создание и реализация туристских проектов с применением инновационных технологий и привлечением российских и иностранных инвестиций;

- развитие и продвижение региональных туристских брендов;

- создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции.

Приоритетными направлениями развития туризма в Смоленской области являются:

- создание условий для развития туристской инфраструктуры и привлечения инвестиций в сферу туризма;

- осуществление тесного взаимодействия органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений, научных организаций и образовательных организаций, иных организаций, а также граждан, проживающих на территории Смоленской области, по вопросам развития туристской сферы;

- принятие мер, направленных на обеспечение безопасности туристов, и содействие повышению качества туристских услуг;

- формирование условий для совершенствования системы подготовки кадров и повышения квалификации работников в сфере туризма.

Задачами развития туризма в Смоленской области являются:

- максимально эффективное использование природно-ресурсного и социально-культурного потенциала Смоленской области;

- развитие инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение состояния и создание новых объектов показа, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;

- развитие материальной базы туриндустрии, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств и повышения конкурентоспособности туристического продукта Смоленской области.

 

4. Основные мероприятия по развитию туризма в Смоленской области

 

4.1. Проведение исследования туристского рынка Смоленской области

 

Для анализа состояния и динамики туристской сферы, прогнозирования и планирования развития гостеприимства как составной и важной части экономики Смоленской области необходима достоверная, актуальная и доступная информация об общей экономической ситуации, о наличии рабочих мест, туристских потоках, о приоритетах туристов в потреблении услуг, о туристских расходах, а также данные, необходимые для оценки вклада туристской сферы и связанных с ней отраслей в экономику Смоленской области.

Данная информация будет востребована различными субъектами туристского рынка Смоленской области. К этим субъектам в первую очередь относятся:

- органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, для которых наиболее актуальной является информация о результатах оценки общей экономической ситуации, наличии рабочих мест, инвестиционной привлекательности Смоленской области;

- работники всех сфер туристского бизнеса, для которых актуальной является информация об оценке потенциала туристской привлекательности Смоленской области, об анализе доходности бизнеса, об инвестициях, о развитии новых туристских услуг, о наиболее привлекательных для туристов направлениях и об анализе турпотоков;

- работники учреждений культуры;

- потенциальные инвесторы, для которых актуальной является информация о темпах роста объема туристских услуг, прогнозах развития туризма;

- кредитные организации, которые являются кредиторами туристских фирм и финансовыми гарантами;

- страховщики, оказывающие услуги страхования как туристическим фирмам, так и туристам;

- правоохранительные органы, которым важны сведения о численности туристов, их национальной принадлежности, наиболее приоритетных местах посещения;

- исследователи, занимающиеся экономическими и управленческими проблемами туристской деятельности на уровне Смоленской области, разработкой стратегических программ развития;

- другие представители сферы обслуживания.

В настоящее время отсутствуют реальные статистические показатели туристских потоков в Смоленской области.

Вместе с тем существует потребность в создании общерегиональной электронной системы статистического мониторинга, наблюдения и учета туристских потоков с использованием развивающихся возможностей информационных технологий для обработки статистической информации и начала процесса информационного взаимодействия с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области.

Внедрение электронной путевки на базе единого координационно-регулирующего центра – смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский областной информационный центр культуры и туризма «Смоленский терем» – также будет способствовать повышению прозрачности туристической отрасли Смоленской области.

Кроме того, для равномерного распределения туристских потоков требуется разработка ежегодного календаря всех мероприятий, проводимых на территории Смоленской области.

 

4.2. Создание туристского кластера Смоленской области

 

В настоящее время происходит формирование новой модели управления и координации сферы туризма, предполагающей новые приоритетные подходы при формировании туристской инфраструктуры, информационно-методическом сопровождении, нормативно-правовом регулировании и подготовке профессиональных кадров.

Базисом для апробации данной модели будет выступать туристский кластер Смоленской области, целью создания которого согласно Инвестиционной стратегии Смоленской области до 2025 года, утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области от 15.12.2014 № 1753-р/адм, является повышение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней за счет увеличения турпотока на основе формирования экономически эффективной и технологически устойчивой комплексной системы современного обслуживания туристов.

Эволюция туристского кластера Смоленской области позволит в дальнейшем применять комплексный подход к развитию предприятий сферы туризма и организации продвижения их продукции как на внутреннем рынке Смоленской области, так и на российском и международном рынках. Кластерный механизм будет способствовать инновационной деятельности его участников, обеспечивать развитие инфраструктуры, расширение спектра и рост качества их продуктов (товаров, работ, услуг), а также удовлетворение коллективных интересов участников туристского кластера Смоленской области.

Преимущества кластерного подхода в развитии туристского сектора представлены в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п

Субъекты экономических отношений

Преимущества

1.

Органы государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

- увеличение числа налогоплательщиков;

- эффективное использование новых рыночных тенденций для социально-экономического развития Смоленской области.

Кластерный подход предоставляет органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования использования ресурсов и развития территорий Смоленской области

2.

Общество

- улучшение благосостояния населения;

- развитие туристской инфраструктуры;

- снижение безработицы.

Кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций

3.

Бизнес

- кластерный подход может существенно снизить барьер выхода на рынки сбыта продукции и поставки сырья и материалов, рабочей силы;

- бизнес и органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области могут совместно искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные органы государственной власти, включая подготовку законопроектов и продвижение на федеральном уровне региональных и отраслевых инициатив

В рамках туристского кластера Смоленской области будет осуществляться постоянное взаимодействие между его участниками, что будет способствовать формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями.

В рамках туристского кластера Смоленской области органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области смогут повысить эффективность инициатив по стимулированию предпринимательской активности населения.

 

4.3. Рекламно-информационное продвижение туристского продукта Смоленской области на международный и национальный рынки

 

В целях повышения эффективности рекламной деятельности в Смоленской области необходимо разработать мероприятия и привлечь для их реализации государственные и внебюджетные средства. Для рекламно-информационного продвижения туристского продукта Смоленской области необходимо провести подготовку и издание современных путеводителей по Смоленской области, таких как:

- детский путеводитель «Мой Смоленск» (Смоленск глазами детей), который привлечет внимание детей и их родителей к посещению города Смоленска;

- дорожный туристский путеводитель по Смоленщине, содержащий подробные карты всех районов Смоленской области с указанием сведений о географическом пункте, о культурно-исторических объектах показа, а также об объектах туристской индустрии.

 

4.4. Формирование положительного туристского имиджа Смоленской области

 

Для успешного существования в условиях конкурентной борьбы и формирования узнаваемости на российском туристском рынке Смоленской области необходим собственный уникальный имидж, который базируется на индивидуальных представлениях о расположении, культурном и экономическом развитии данного региона. На сегодняшний день Смоленская область находится только на начальной стадии формирования туристского имиджа, который необходимо разработать на основе имеющихся у нее преимуществ. В современных условиях именно туристский имидж Смоленской области станет одним из важнейших ресурсов, который способен сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии въездного и внутреннего туризма.

При работе с жителями Смоленской области (в форме проведения специализированных акций, конкурсов, мероприятий, направленных на продвижение положительных результатов для Смоленской области от развития туризма) целесообразно формировать культуру гостеприимства, продвигать туризм как отрасль экономики и сферы профессиональной деятельности, способствующую росту благосостояния и приносящую пользу для каждого жителя Смоленской области.

Необходимо способствовать распространению информации о Смоленской области как о привлекательном туристском направлении в сфере спортивного, культурно-исторического и других видов туризма в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая социальные сети, молодежные и специализированные информационные ресурсы.

 

4.5. Повышение туристской привлекательности территории Смоленской области, в том числе через туристские аттракции, привлекающие людей

 

Как показывает и мировая, и российская практика, аттракции могут быть созданы искусственно или могут дополнять уже существующие и иногда весьма известные объекты показа. В этом контексте весьма популярен в Смоленской области событийный туризм. Основной формой событийного туризма являются военно-исторические реконструкции, которые по популярности и массовости превосходят традиционные праздники, музыкальные фестивали и кинофестивали, проходящие на Смоленщине. Главной составляющей этих мероприятий является возможность стать их непосредственным участником, что говорит о важности интерактивной составляющей событий, а также получить новые знания и навыки. В связи с этим весьма правильно продолжать развитие военно-исторических реконструкций и поддерживать новые проекты исторических клубов. Одним из перспективных событий может стать реконструкция «40 лет европейской истории Смоленска», посвященная XVII веку, с приглашением участников российских и зарубежных военно-исторических клубов.

 

4.6. Формирование в Смоленской области городской

комфортной туристской среды

 

Формирование в Смоленской области городской комфортной туристской среды направлено на:

- использование современных коммуникационных и электронных технологий, необходимых для продвижения в системе навигации туристских продуктов и ресурсов в Смоленской области;

- создание единой системы туристских знаков и символов для размещения по всей территории Смоленской области, а также информационных указателей к культурным и природным объектам;

- обеспечение доступности объектов туристской индустрии для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

4.7. Развитие инфраструктуры туризма. Содействие в создании благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, привлечения российских и зарубежных инвестиций в сферу туризма

 

Особая роль в развитии туризма принадлежит малому и среднему предпринимательству, так как оно имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требует больших капиталовложений, как, например, промышленность, и является одной из ведущих индустрий по созданию рабочих мест. Развитие туризма способствует стимулированию развития сопутствующих сфер экономической деятельности – транспорта, связи, торговли, производства сувенирной продукции и продукции народных промыслов, сферы услуг, общественного питания, сельского хозяйства, строительства.

Развитие индустрии туризма Смоленской области невозможно без решения таких проблем, как: недостаточное развитие туристской инфраструктуры, значительный моральный и физический износ существующей материально-технической базы, низкий уровень подготовки кадров, отсутствие бренда Смоленской области.

Это требует огромных финансовых затрат, в том числе инвестиционных. В связи с этим инвестиционная составляющая имеет особое значение в процессе формирования современной конкурентоспособной туристской индустрии.

Инвестиции в сфере туризма способствуют стремительному ее развитию.  С целью привлечения инвестиций для развития туристской индустрии Смоленской области необходимо организовать размещение на внутреннем и внешнем рынках информации об инвестиционных возможностях туристской отрасли.

Проблемой для Смоленской области является привлечение предпринимательского капитала в отрасль туризма, что отражает активность туристской деятельности. Особенно плохое положение дел с инвестированием в гостиничный комплекс. Отсутствие гостиниц высокого класса и класса люкс привело к снижению конкуренции в этом сегменте рынка туризма Смоленской области. Существующие гостиницы не стремятся улучшать качество предоставляемых услуг, не проводят активную рекламную политику. Эта же проблема характерна и для баз отдыха, туристских комплексов, расположенных на территории Смоленской области. Для успешного развития туризма необходим приток как российских, так и зарубежных инвестиций.

Актуальным является строительство гостиниц, входящих в мировую гостиничную сеть, которые могли бы стать эконом-сегментом таких мировых гостиничных брендов, как The Carlson Rezidor Hotel Group или AccorHotels. Строительство гостиниц узнаваемого бренда повысит уровень гостиничного обслуживания в Смоленской области и привлечет большее количество туристов из-за рубежа.

 

4.8. Развитие государственно-частного партнерства и краудфандинга

 

Обеспечение высоких темпов роста туристской отрасли способствует повышению инвестиционной привлекательности объектов, которое достигается с помощью государственно-частного партнерства.

Успешно применяется государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство в развитии туристской инфраструктуры путем финансирования проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В качестве альтернативы банковскому кредитованию и микрофинансированию может быть использован краудфандинг.

 

4.9. Повышение качества и уровня сервиса в сфере туризма

 

Важную роль в развитии туризма играет повышение качества и уровня сервиса организаций туристской индустрии. В этом направлении необходимо:

- развитие современной системы подготовки кадров, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников в сфере туризма;

- практическое обучение персонала (в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг);

- поддержка исследований в области туризма.

 

4.10. Повышение качества придорожного сервиса. Приграничье

как перспективная дестинация развития туризма

 

Выгодное географическое положение Смоленской области, а также то, что Смоленская область является важнейшим транспортным и коммуникационным узлом, предполагает новый этап в развитии и модернизации сферы придорожного сервиса, которая обладает инвестиционной привлекательностью. Серьезный вектор для расширения бизнеса могут получить не только дорожные компании, но и предприятия общественного питания и гостиничной индустрии, основные и сопутствующие услуги автозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей, автостоянок, торговые, клининговые, банковские, туристские и другие услуги.

Программа по совершенствованию и развитию придорожной инфраструктуры Смоленской области на долгосрочный период позволит наметить создание многофункционального сервисного комплекса недалеко от города Вязьмы, рассмотреть возможность предоставления преференций существующим и перспективным владельцам объектов придорожного сервиса, а также внедрить автомобильно-туристскую информационную платформу для водителей об объектах придорожного сервиса, находящихся на автомобильных дорогах, об их местонахождении и спектре предоставляемых услуг.

Для включения Смоленской области в международные программы по развитию туризма необходимо разработать международный приграничный туристско-рекреационный проект «Славянское кольцо», который объединит в себе туристские объекты, относящиеся к архитектурно-культурному и природному наследию приграничных областей Российской Федерации (Псковская, Смоленская, Брянская области) и Республики Беларусь (Витебская, Могилевская, Гомельская области). Основные возможные формы современного туризма в приграничных районах – шоппинг, гастрономический, досуговый, медицинский, транзитный, природно-ориентированный, культурно-познавательный, событийно-ориентированный. Создание международного приграничного туристско-рекреационного проекта «Славянское кольцо» будет иметь большое политическое значение и способствовать росту международных связей, повышению авторитета Смоленской области как полноценного партнера в сферах экономики, туризма, охраны наследия и экологии.

 

4.11. Разработка и реализация программ, направленных на повышение качества обслуживания туристов. Подготовка работников для сферы туризма и повышение квалификации работников туристской индустрии

 

Особое внимание необходимо уделить работе по организации внутреннего контроля качества оказываемых туристическими фирмами туристских услуг на объектах размещения, питания, досугово-развлекательных комплексах и объектах показа. Следует возобновить вручение профессиональной отраслевой премии, которая сможет объединить туристскую отрасль, гостиничный и ресторанный бизнес и позволит отелям, ресторанам, туристским фирмам показать уровень сервиса.

В качестве стимулирования роста качества обслуживания необходимо разработать внутреннюю систему аккредитации – «Рекомендовано брендом «VisitSmolensk», где объекты туристской индустрии смогут получить официальный статус.

Немалое значение имеет и отношение к приезжающим туристам местных жителей. Их отзывчивость и дружелюбие, радушие и гостеприимство будут способствовать повышению престижа профессий в сфере туризма. В связи с этим можно предложить социальный проект «Гостеприимный житель» (например, на базе смоленского областного государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленский областной информационный центр культуры и туризма «Смоленский терем»).

На базе государственного бюджетного учреждения культуры «Смоленская областная универсальная научная библиотека имени А.Т. Твардовского» планируется организовать научно-творческую резиденцию с циклом мероприятий для жителей Смоленской области по проявлению дружелюбия и гостеприимства.

В целях подготовки кадров для сферы туризма и повышения квалификации работников туристской индустрии требуется:

- реформирование системы образования в сфере туризма, которое должно идти в направлении дифференциации перечня туристских перспективных и «уходящих» профессий с усилением внимания к программно-информационным компетенциям, навыкам и умениям выпускников. Высшее и среднее профессиональное образование в сфере туризма должно развиваться в контексте Атласа новых профессий, разработанного экспертами инновационного центра «Сколково»;

- отбор исполнителей для оказания образовательных услуг по подготовке кадров и профессиональной переподготовке работников в сфере туризма с учетом норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- разработка новых программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовки работников туристской сферы.

 

4.12. Внедрение музейного проектирования и инноваций

в музейной сфере

 

В современном мире проявляется потребность в расширении рамок привычного представления о музее и его экспозиции. В связи с этим актуальным является разработка и внедрение проекта «Музейно-театральный/музейно-выставочный квартал в городе Смоленске», который станет интеллектуальным пространством культурного интертеймента для жителей Смоленской области, а также туристов разных возрастов и интересов.

Данный проект направлен на просвещение, воспитание, отдых посредством театральных представлений, музыкальных фестивалей, выставок, экскурсий, квестов, лекций, мастер-классов.

Чрезвычайно важным также является проведение инвентаризации культурно-исторических объектов, а также составление перечня мер по восстановлению, реконструкции, охране и музеефикации памятников и ценных природных комплексов.

 

4.13. Разработка сувенирной стратегии развития туризма

 

Индустрия сувениров является одним из элементов туристского бизнеса. Сувениры являются визитной карточкой Смоленской области, ее культуры и традиций. В перспективе сувенир может послужить основой для развития событийного туризма (проведение новогодней ярмарки народных художественных промыслов).

Отдельное внимание следует уделить современной форме развития туризма – крафт-туризму, который предполагает посещение мастеровых подворий, знакомство с ремесленниками, с технологией производства, наблюдение за работой мастеров, а также непосредственное участие в процессе изготовления изделий и приобретение отдельных работ в качестве сувениров. В Смоленской области существуют объекты крафт-туризма (художественная мастерская гончарного искусства «Смоленская изба»).

В городе Смоленске возможна организация ремесленных палат или дома ремесел. Эти структуры объединят мастеров-индивидуалов, мастерские, малые и средние предприятия, при этом оказывая им содействие в материально-техническом, кредитно-финансовом обеспечении деятельности, в проведении маркетинговых исследований рынка сбыта продукции и услуг.

 

4.14. Интегрирование туризма с образовательной средой

 

В настоящее время происходит интеграция туризма со сферами культуры, спорта, здравоохранения, образования, социального страхования.

Экскурсии, интегрированные с основными образовательными программами, реализуемыми в областных общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, будут способствовать повышению образовательного, духовно-нравственного и патриотического уровня обучающихся, а также сформируют постоянный туристский интерес к основным историческим событиям и достопримечательностям Смоленской области. Изучение основных и дополнительных учебных предметов может включать в себя посещение исторических (Гнездовский археологический комплекс, мемориальный комплекс «Катынь», маршрут по старой Смоленской дороге), литературных (Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита», хутор «Загорье» (Музей-усадьба А.Т. Твардовского), музыкальных (Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (с. Новоспасское), художественных (историко-архитектурный комплекс «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника (поселок Фленово, бывшая усадьба Тенишевых – Талашкино), биологических (национальный парк «Смоленское Поозерье») и других экскурсий.

 

4.15. Развитие в Смоленской области детского и юношеского туризма

 

Сегодня расположенные на территории Смоленской области летние детские оздоровительные лагеря предлагают разнообразные программы.

Необходимо обратить внимание на сегмент тематических лагерей, которые станут перспективными площадками (локациями) для воспитания будущего поколения. К данному сегменту можно отнести археологические, биологические, палаточные лагеря с обучением элементам туризма, спортивные, конноспортивные, военно-исторические и патриотические лагеря. Это могут быть лагеря летнего, сезонного или круглогодичного действия, стационарного или нестационарного (палаточного) типа с круглосуточным либо дневным пребыванием, основная деятельность которых будет направлена на услуги, связанные с отдыхом, оздоровлением и обучением детей.

Современной альтернативой может стать перепрофилизация детского лагеря в лагерь семейного типа, где родители будут отдыхать и развиваться вместе детьми.

 

4.16. Развитие в Смоленской области делового туризма

 

Одним из направлений развития делового туризма может стать проведение международного туристского форума в Смоленске (сентябрь 2018 года), слоган которого гласит: «Туризм как драйвер развития региона». Цель форума –демонстрация туристского, инвестиционного и культурного потенциала Смоленской области, ее открытости к международному сотрудничеству.

 

5. Сроки и целевые индикаторы Стратегии

 

Стратегия рассчитана на четыре года (2017-2020 годы) и реализуется в три этапа:

- 1-й этап – 2017 год;

- 2-й этап – 2018-2019 годы;

- 3-й этап – 2020 год.

На 1-м этапе предполагается проведение исследования туристского рынка Смоленской области, создание необходимых условий для формирования туристского кластера Смоленской области, заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве участников туристского кластера Смоленской области с субъектами туристской индустрии.

На 2-м этапе подразумевается реализация организационных мероприятий по планированию и продвижению туристского кластера Смоленской области.

3-й этап направлен на достижение обозначенных в Стратегии точек роста целевых индикаторов и показателей.

Посредством проведения анализа ключевых показателей на разных этапах реализации Стратегии осуществляется контроль за достижением намеченных индикаторов. В результате проделанной работы принимается решение о корректировании технологических и организационных методик и непосредственно показателей туристского кластера Смоленской области.

 

6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

Экономическая эффективность Стратегии будет достигнута путем увеличения количества туристов, привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, пополнение областного бюджета.

Туризм в период кризиса может вобрать в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы, так как в этой отрасли велик процент субъектов малого предпринимательства, имеющих значительный потенциал для трудоустройства граждан.

В процессе реализации целей Стратегии ожидается:

- формирование туристского кластера Смоленской области;

- развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма;

- увеличение туристских маршрутов, создание и реализация туристских проектов с применением инновационных технологий и привлечением российских и иностранных инвестиций;

- развитие и продвижение туристских брендов Смоленской области;

- увеличение числа граждан, посетивших объекты туристической индустрии в Смоленской области, что будет способствовать росту доходов населения Смоленщины, занятого в данном секторе экономики;

- создание новых рабочих мест для местного населения, формирование системы туристских услуг с участием субъектов малого предпринимательства, увеличение численности работников в сфере туризма не менее чем на 40 процентов за годы реализации Стратегии;

- создание туристских информационных ресурсов, издание печатной продукции.

   Социальная эффективность реализации мероприятий Стратегии будет определяться удовлетворением потребностей различных категорий граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплением здоровья, приобщением к культурным ценностям при воспитании подрастающего поколения.

 

7. Риски реализации Стратегии и способы их минимизации

 

Можно выделить следующие наиболее существенные риски реализации Стратегии:

- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики;

- финансовые риски;

- техногенные и экологические риски;

- геополитические риски, так как на развитие сферы туризма, как внутреннего, так и въездного, оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны;

- международные риски, так как успешное функционирование сферы туризма напрямую зависит от состояния международных отношений.

В целях снижения возможного негативного воздействия факторов риска в течение всего срока реализации Стратегии предлагаются следующие меры управления рисками:

- детальное планирование хода реализации Стратегии;

- оперативный мониторинг выполнения мероприятий плана мероприятий по реализации Стратегии;

- своевременная актуализация мероприятий плана мероприятий по реализации Стратегии, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов от реализации мероприятий;

- проведение в течение всего срока реализации Стратегии мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации плана мероприятий по реализации Стратегии и при необходимости актуализация плана мероприятий по реализации Стратегии;

- поиск стратегических инвесторов из числа крупных российских и иностранных компаний.

Для проведения оценки возможностей развития туристского кластера Смоленской области использован SWOT-анализ как наиболее эффективный инструмент, предусматривающий изучение сильных сторон развития туристского кластера Смоленской области, слабых сторон, препятствующих развитию туристского кластера Смоленской области, возможностей развития туристского кластера Смоленской области, выявление угроз, препятствующих развитию туристского кластера Смоленской области, данные которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

№ п/п

Показатель

SWOT-анализа

Описание

1

2

3

1.

Сильные стороны развития туристского кластера Смоленской области

богатство объектов показа:

- размещение на территории Смоленской области большого количества достопримечательностей;

- наличие культурных и исторических памятников федерального значения

выгодное географическое положение:

- близость к российским регионам с высокой плотностью населения, Республике Беларусь и странам Европы;

- развитая транспортная инфраструктура (автомобильная и железнодорожная);

- наличие скоростного железнодорожного сообщения

высокая доля неиспользуемых сельскохозяйственных ресурсов

2.

Слабые стороны, препятствующие развитию туристского кластера Смоленской области

неразвитость инфраструктуры туризма:

- проблемы доставки и транспортного обслуживания туристов на значительной части территории Смоленской области;

- отсутствие действующего аэропорта;

- высокий износ транспортных средств;

- недостаток мест в гостиницах и других объектах размещения туристов;

- удовлетворительное качество объектов размещения туристов (в первую очередь гостиниц) и низкий уровень оказываемых услуг в указанных объектах;

- недостаточная оснащенность туристских объектов для обслуживания иностранных туристов;

- слабое развитие придорожного сервиса и объектов общественного питания;

- недостаточное развитие объектов индустрии развлечений, низкое качество сервиса в указанных объектах

отсутствие единой стратегии продвижения Смоленской области как привлекательного туристского направления:

- слабая межрегиональная координация действий агентов в туристской отрасли;

- слабая система продвижения туристских продуктов на внутреннем и международном рынках

недостаточность информационного обеспечения туристской отрасли:

- отсутствие информационных центров в населенных пунктах и туристских объектах и туристских путеводителей по большинству городов и районов Смоленской области;

- несоответствие форм статистической отчетности требованиям, принятым в международной практике системы учета и статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма и дающей базу для оценки вклада туристской и смежных отраслей в экономику Смоленской области;

- слабое развитие профессиональных объединений агентов туристской отрасли (например, ассоциаций отелей)

нехватка профессионально подготовленных кадров в туристской индустрии

неподготовленность местного населения большинства районов Смоленской области к работе с туристами

отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на значительной части территории Смоленской области («тревожная кнопка» на объектах размещения, памятки для туристов)

3.

Возможности развития туристского кластера Смоленской области

развитие туризма на основе исторических, культурных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для всех районов Смоленской области и может ускорить их экономическое развитие, а также существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в них

организация транспортно-логистических центров

активная инвестиционная политика органов государственной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, способствующая привлечению иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристской индустрии Смоленской области

4.

Угрозы, препятствующие развитию туристского кластера Смоленской области

конкуренция как со стороны городов Центральной России, так и государств Европы

утрата элементов исторического и природного наследия из-за недостатка финансовых ресурсов на его восстановление, поддержание и развитие

снижение платежеспособного спроса населения при ухудшении общеэкономической ситуации

риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристских объектов

отток туристов в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг

зависимость динамики развития и результативности отрасли от эффективности административных решений

отвлечение внимания потенциальных туристов к туристским продуктам Смоленской области из-за недостатка информации о них

 

В Смоленской области имеется огромный природный и культурно-исторический потенциал: памятники, уникальные архитектурные ансамбли, музеи, природные заповедники. Явные преимущества Смоленской области – культура, история и природа, которые являются мощным источником развития.

При реализации Стратегии необходимо использовать такой важный фактор, как географическая близость Смоленской области к столице Российской Федерации, Республике Беларусь, странам Балтии. Необходимо воссоздание, реконструкция и реставрация памятников истории и культуры не только на территории города Смоленска, но и в других городах Смоленской области.

Города Смоленск, Вязьма, Рославль, Велиж, Дорогобуж являются не только уникальными памятниками российской истории и культуры, но и туристскими центрами, потенциал которых не реализован. Туризм может стать одним из источников роста этих городов.

Инфраструктура туризма позволит создавать рабочие места для местного населения и станет важнейшим средством пополнения бюджетов различных уровней.

Активное вовлечение субъектов малого предпринимательства в программы развития туризма принесет реальную пользу Смоленской области, в том числе имиджевую.

 

 

 

Приложение

к Стратегии развития туристского кластера

Смоленской области на 2017-2020 годы

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Стратегии развития туристского кластера

Смоленской области на 2017-2020 годы

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Период реализации Стратегии

1. Первый этап (2017 год)

1.1. Мероприятия по планированию и организации туристского кластера Смоленской области

1.1.1.

Проведение установочной стратегической сессии

автономная некоммерческая организация «Центр кластерного развития Смоленской области» (далее – АНО «ЦКР Смоленской области»)

2017 год

1.1.2.

Организация работы по увеличению числа участников туристского кластера Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

2017 год

1.1.3.

Публикация в средствах массовой информации данных о создании туристского кластера Смоленской области, его участниках, преимуществах участия в туристском кластере Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

2017 год

1.2. Мероприятия по организации информационного обеспечения участников туристского кластера Смоленской области

1.2.1.

Создание веб-сайта туристского кластера Смоленской области, организация рассылок с дайджестом событий

АНО «ЦКР Смоленской области»

2017 год

1.2.2.

Сопровождение и администрирование веб-сайта

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2017 года

1.2.3.

Презентация туристской индустрии Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2017 года

1.2.4.

Проведение семинаров, «круглых столов» для участников туристского кластера Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2017 года

1.2.5.

Интегрирование туризма с образовательной средой

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2017 года

1.2.6.

Проведение отчетной стратегической сессии

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2017 года

2. Второй этап (2018 – 2019 годы)

2.1. Мероприятия по оказанию содействия развитию туризма в Смоленской области

2.1.1.

Проведение исследований туристского рынка Смоленской области, прогнозирование туристского потока, определение объемов и источников финансирования, потенциальных доходов от туристской деятельности

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.2.

Оказание содействия в создании единого календаря всех мероприятий, проводимых в Смоленской области (бизнес-форумы, фестивали, праздничные мероприятия, соревнования)

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.3.

Оказание содействия участникам туристского кластера Смоленской области в размещении и презентации предлагаемых услуг в сфере туризма на отраслевых российских и зарубежных выставочных площадках

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.4.

Сопровождение проведения классификации объектов туристской индустрии на территории Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.5.

Содействие в реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.6.

Разработка мер поддержки туроператоров Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

 

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.7.

Содействие повышению туристской привлекательности Смоленской области, в том числе через туристские аттракции, привлекающие людей

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.8.

Организация межрегиональных туристских маршрутов

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.9.

Содействие в проведении крупных областных и всероссийских соревнований по туризму

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.10.

Помощь в формировании городской комфортной туристской среды

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.11.

Содействие в повышении качества придорожного сервиса

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.12.

Содействие в создании новых смотровых площадок на территории города Смоленска, площадок под событийные мероприятия, продажу сувениров, увеличение количества общественных туалетов, парковок и мест остановки/стоянки экскурсионных автобусов

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.13.

Выстраивание системы взаимодействия с промышленными организациями в целях формирования перечня объектов для туристского посещения, экскурсионных программ, предполагающих участие посетителей в производственном процессе

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.14.

Выделение туристско-экскурсионной зоны в пределах исторического центра города Смоленска и ее расширение по улицам Барклая де Толли, Жукова, Тимирязева вдоль южного и восточного участков Смоленской крепостной стены (в том числе с внешней стороны)

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.15.

Обеспечение участия в «круглых столах» на отраслевых форумах. Приобретение новых связей и контактов, улучшение имиджа туристского кластера Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.16.

Содействие в развитии детского и юношеского туризма в Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.17.

Помощь в развитии делового туризма в Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.1.18.

Заключение соглашений о стратегическом партнерстве с ведущими российскими и зарубежными представителями туристской отрасли

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.2. Мероприятия по кадровому обеспечению туристского кластера Смоленской области

2.2.1.

Участие в разработке методических материалов и рекомендаций, способствующих повышению квалификации работников и руководителей организаций-участников туристского кластера Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.2.2.

Проведение обучающих семинаров, рабочих встреч, конференций,

содействие в организации прохождения практики для обучающихся образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018

 

года

2.2.3.

Оказание содействия в увеличении количества организаций, работающих в сфере туризма

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2018 года

2.2.4.

Помощь в создании пунктов реализации сувенирной продукции местных умельцев

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2019 года

2.2.5.

Содействие в организации туристических маршрутов по Смоленской области для образовательных организаций, расположенных на территории Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2019 года

3. Третий этап (2020 год)

3.1. Мероприятия по оказанию содействия продвижению туризма в Смоленской области

3.1.1.

Вовлечение в развитие сферы туризма музейной сети Смоленской области, создание интерактивных экспозиций по тематикам, наиболее привлекательным для рынков сбыта туристского продукта, внедрение музейного проектирования и инноваций в музейной сфере

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2020 года

3.1.2.

Создание отдельного путеводителя по музеям Смоленской области. Формирование новых туристических маршрутов, в том числе:

- железнодорожных и речных туристических маршрутов;

- по местам рождения знаменитых людей – уроженцев Смоленской области;

- по восточному участку Смоленской крепостной стены;

- военно-патриотических;

- пеших маршрутов;

- музейных и музыкальных туров

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2020 года

3.1.3.

Организация публикаций в печатных изданиях. Выпуск информационно-справочных материалов

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2020 года

3.1.4.

Повышение известности, информированности контрагентов туристского кластера Смоленской области

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2020 года

3.1.5.

Содействие развитию государственно-частного партнерства и краудфандинга

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2020 года

3.1.6.

Подготовка, создание и реализация проектов взаимодействия участников туристского кластера Смоленской области в части развития и модернизации туристской инфраструктуры Смоленской области, снижения маркетинговых издержек

АНО «ЦКР Смоленской области»

ежегодно, начиная с 2020 года


Информация по документу
Читайте также