Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Орловской области от 09.06.2016 № 252-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

9 июня 2016 г.  № 252-р

г. Орёл

 

 

1.  Утвердить прилагаемую Стратегию государственной культурной политики Орловской области на период до 2030 года (далее – Стратегия).

2.  Органам исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области учитывать положения Стратегии при разработке и реализации государственных программ Орловской области и иных программных документов.

3.  Рекомендовать органам местного самоуправления Орловской области руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации муниципальных программ и иных программных документов.

4. Управлению культуры и архивного дела Орловской области совместно с заинтересованными органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области разработать и представить в Правительство Орловской области проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

5.  Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области по социальной политике С.А. Ступина.

 

 

Исполняющий обязанности Председателя

Правительства Орловской области      А.Ю. Бударин

 

 

 

Приложение

 к распоряжению

Правительства Орловской области

от 9 июня 2016 г.  № 252-р

 

 

Стратегия

государственной культурной политики Орловской области

на период до 2030 года

 

I. Общие положения

 

Стратегия государственной культурной политики Орловской области на период до 2030 года (далее также – Стратегия) разработана во исполнение Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (далее – Основы государственной культурной политики), и направлена на реализацию их целей и задач.

Стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах, соглашениях и конвенциях, участницей которых является Российская Федерация, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основах государственной культурной политики, других документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания.

При разработке Стратегии учтены следующие документы:

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, Концепция развития дополнительного образования детей, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция информационной безопасности детей, Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, Стратегия государственной национальной политики Орловской области на период до 2025 года, а также другие документы стратегического планирования, разработанные в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципам;

положения и целевые показатели государственных программ Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области», «Развитие информационного общества на территории Орловской области», «Образование в Орловской области», «Молодежь Орловщины» и других документов стратегического планирования, разрабатываемых в целях планирования и программирования и оказывающих влияние на государственную культурную политику;

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция долгосрочного развития театрального дела в Орловской области на период до 2020 года, иные концептуальные документы и программы в разных областях культурной деятельности.

Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Такой подход базируется на положениях Основ государственной культурной политики, согласно которым государственная культурная политика понимается как широкое межотраслевое явление, охватывающее такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движений, формирование информационного пространства страны.

В Основах государственной культурной политики культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.

 

II. Современное состояние и сценарии реализации Стратегии

 

1. Современное состояние и основные проблемы

государственной культурной политики

 

За последние 25 лет в Орловской области сеть государственных (муниципальных) учреждений культуры (по сравнению с аналогичными показателями в РСФСР) имела как положительную, так и отрицательную динамику по разным видам учреждений.

Количество театров возросло на 1 учреждение (с 3 театров в 1990 году до 4 театров в 2015 году), количество музеев увеличилось на 5 учреждений (с 7 музеев в 1990 году до 12 музеев в 2015 году).

Количество культурно-досуговых учреждений в Орловской области за 1990–2015 годы уменьшилось с 661 до 341 учреждения. Число формирований культурно-досуговых учреждений за этот период сократилось с 3600 единиц до 2714 единиц, а число участников формирований уменьшилось с 42,4 тыс. человек до 30,5 тыс. человек.

Уменьшилось и количество библиотек в Орловской области: с 538 до 390 за 1990–2015 годы, что обусловлено снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности, распространением домашних форм проведения досуга, развитием информационно-коммуникационных технологий, а также процессами оптимизации бюджетной сети в рамках проведения реформы бюджетного сектора.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний.

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах впервые за многие годы в качестве одного из приоритетных направлений бюджетных расходов определена поддержка сферы культуры. Так, в 2014 году расходы на культуру и кинематографию в консолидированном бюджете Российской Федерации составили 410 млрд рублей, что на 33,1 млрд рублей выше уровня предыдущего года. В консолидированном бюджете Орловской области расходы на культуру и кинематографию в 2014 году составили 1255,4 млн рублей, что на 283,4 млн рублей выше уровня предыдущего года.

Важнейшими документами, изданными в целях планирования и программирования направлений государственной культурной политики, а также повышения эффективности управления, стали указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» и от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». В результате реализации этих указов заработная плата работников учреждений культуры по сравнению со средней заработной платой по экономике Российской Федерации выросла с 55 процентов в 2012 году до 74 процентов в 2015 году (за 9 месяцев), составив 24 514 рублей. При этом в 2000–2014 годах оплата труда в сфере культуры и искусства в номинальном выражении увеличилась почти в 19 раз (в реальном выражении – в 3 раза за 15 лет).

В Орловской области выполнение данных указов Президента Российской Федерации также привело к значительному улучшению экономической ситуации в части заработной платы работников культуры. Динамика показателя средней заработной платы за период с 2012 по 2015 год имеет тенденцию увеличения: если в 2012 году данный показатель находился на уровне 8013 рублей, то в 2015 году (по официальным данным Росстата) средняя заработная плата работников учреждений культуры составила 15 319,6 рублей.

Это показывает, что реальный фактический доход работников культуры региона за последние годы существенно вырос (на 91,1 процента), но по-прежнему остается значительно ниже показателя средней заработной платы работников учреждений культуры по Российской Федерации.

В Орловской области действуют государственные программы, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие сферы туризма, укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений, развитие образования, просвещения, воспитания и самовоспитания граждан, развитие детского и молодежного движений, формирование медийного и информационного пространства в регионе, патриотическое воспитание молодежи и поддержку русского языка.

Обеспечено расширение доступа населения к культурным ценностям: выросло количество музейных выставок; обеспечен бесплатный доступ в государственные музеи Орловской области посетителям младше 16 лет, в результате чего возросло количество посещений музеев.

Для приобщения и расширения доступа к отечественному культурному наследию за счет средств областного бюджета ежегодно поддерживается выпуск социально значимых книг, изданий для инвалидов по зрению, реализуются проекты и мероприятия, направленные на поддержку русского языка и российской литературы.

Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также для сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, создана Национальная электронная библиотека, фонд электронных документов которой насчитывает более 1,6 млн экземпляров. К Национальной электронной библиотеке подключены более 100 региональных библиотек, в том числе 1 государственная библиотека Орловской области.

Отечественная академическая музыка по-прежнему играет ведущую роль в мировой музыкальной культуре, составляет национальную славу и гордость Российской Федерации. Отечественные исполнители регулярно занимают призовые места в престижных российских и международных конкурсах. В Орловской области ежегодно оказывается содействие музыкальным и театральным коллективам в их развитии и поддержке гастрольной деятельности, поддерживается проведение крупных музыкальных и театральных конкурсов, фестивалей и проектов (международного театрального фестиваля «Люди», фестиваля искусств «Орловская музыкальная осень», концертного проекта Орловского Губернаторского симфонического оркестра «Молодые дарования Орловщины», концертного проекта «Поклонимся великим тем годам», серии концертов мастеров сцены фортепианного, скрипичного и вокального искусства, а также лекторийных концертных программ для детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях региона).

Значительные инвестиции направляются на строительство, реконструкцию объектов культуры и реставрацию памятников истории и культуры. В 2014–2015 годах в регионе построено новое здание Орловской хореографической школы, осуществляется реконструкция зданий Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева и Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство». На содержание и ремонт 1918 памятников, находящихся под государственной охраной, в 2014 году было выделено свыше 295,6 млн рублей из федерального бюджета и 66,7 млн рублей из областного бюджета, а в 2015 году из федерального бюджета – более 33,7 млн рублей, из областного бюджета – 20,5 млн рублей.

В соответствии с Основами государственной культурной политики осуществление экономической и социальной модернизации страны в исторически короткий срок, переход к интенсивному пути развития, обеспечивающему готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира, не представляются возможными без планомерных и последовательных инвестиций в человека. Отсутствие таких вложений в дальнейшем может привести к угрозе гуманитарного кризиса.

К наиболее опасным для будущего Российской Федерации возможным проявлениям гуманитарного кризиса в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р, отнесены:

1) снижение интеллектуального и культурного уровней общества;

2) девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров;

3) рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

4) деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации;

5) атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

К угрозам национальной безопасности в области культуры отнесены размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и разъединение многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

В целях недопущения реализации рисков и угроз необходимо преодолеть межведомственные, межуровневые и межрегиональные противоречия по вопросам культурного развития, а также существующие ограничения в вопросах ресурсного обеспечения.

В системе финансирования культуры Орловской области по-прежнему превалирует прямое бюджетное финансирование, а иные источники финансирования, доступные для зарубежных культурных институтов, отсутствуют.

Доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидированного бюджета Орловской области за 15-летний период варьировалась от 1,8 процента в 2000 году до 3,1 процента в 2015 году (максимум – 3,7 процента в 2014 году). В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидированного бюджета Орловской области в номинальных или текущих ценах выросли с 80,5 млн рублей в 2000 году до 1064,3 млн рублей в 2015 году.

В расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию в Орловской области выросли в 2005–2015 годах с 405,4 рубля до 1309,8 рубля.

Однако по показателю расходов на культуру в расчете на душу населения Орловская область в целом демонстрирует отставание от аналогичного показателя по Российской Федерации. В расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию в 2014 году в Российской Федерации составили 2853,2 рубля, а в Орловской области – 1630,4 рубля).

Доля бюджетного финансирования областных государственных учреждений культуры (в общем объеме финансовых поступлений) в 2015 году в целом составила 88 процентов, в том числе государственных театров – 72,1 процента, музеев – 92,2 процента, библиотек – 99,4 процента, культурно-досуговых учреждений – 95,2 процента.

Необходимо учитывать, что возможности роста внебюджетных доходов организаций культуры имеют свои ограничения (вместительность и пропускная способность организаций ограничены, рост цен может привести к сокращению доступности культурных ценностей для широких слоев населения). Кроме того, велика вероятность нивелирования ценностной составляющей культурной деятельности в стремлении добиться максимальных внебюджетных доходов непосредственно от сети учреждений культуры. При этом доля благотворительных пожертвований и спонсорских средств в отношенииотечественных организаций культуры и искусства (в общем объеме финансовых поступлений) незначительна. Необходимо создать соответствующие правовые и институциональные возможности для использования потенциала меценатства. Опыт успешных отечественных культурных учреждений, имеющих серьезную меценатскую поддержку, свидетельствует о потенциале этого источника финансирования культуры.

Использование отечественного и современного зарубежного опыта формирования при определенных экономических условиях многоканальной системы финансирования культуры способствует привлечению значительных внебюджетных инвестиций и обеспечивает устойчивое развитие культуры в современных условиях.

Анализ ситуации в сфере культурной политики позволяет выявить ряд рисков.

Одними из основных рисков являются постепенное сокращение в силу разных причин присутствия и влияния российской культуры в мире (в том числе и как следствие распада СССР) и снижение в 90-е годы экономических возможностей поддержки отечественной культуры за рубежом, которые происходили на фоне формирования образовательной и культурной политики независимых государств – бывших советских республик, сопровождавшегося сокращением инфраструктуры, обеспечивающей изучение российской культуры и русского языка в этих странах, и численности людей, изучающих и знающих русский язык. Следствием этого стала низкая степень адаптивности поздних миграционных потоков, прибывающих в регионы Российской Федерации, в том числе Орловскую область, с низким качеством знания русского языка, российской истории и культуры. Однако внесенные в российское миграционное законодательство изменения, обязывающие трудовых мигрантов сдавать экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации, стали дополнительным стимулом для изучения этих дисциплин. Кроме того, в последние годы предпринимаются усилия по развитию российской системы открытого образования, введению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В силу ряда причин, в том числе и геополитического характера, происходит снижение объемов международных гастролей и выставочных проектов, организованных учреждениями культуры региона за рубежом. Не прекращаются попытки фальсифицировать российскую историю, подвергнуть ее ревизии, в том числе в целях пересмотра итогов Второй мировой войны. В этих условиях важнейшим условием успешности мягкой силы российского гуманитарного влияния за рубежом является осуществление действенной культурной политики.

Существует угроза единству культурного пространства на фоне недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития. Культура сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства. Необходимы меры по сохранению и усилению роли русского языка как государственного языка и как языка межнационального общения. При этом необходимо учитывать федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления, этнокультурное многообразие. Региональные и муниципальные диспропорции в доступе к услугам, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии также формируют риски для сохранения единства культурного пространства. Существуют угрозы проявления и пропаганды расовой, национальной и религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации и социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществления экстремистской деятельности под видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в том числе со стороны иностранных организаций.

При этом информационная среда как совокупность печатных средств массовой информации, систем теле- и радиовещания, сетей информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также распространяемой с их помощью информации, текстовых и визуальных материалов, созданных и создаваемых цифровых архивов, библиотек, оцифрованных музейных фондов задействована в противовес этим угрозам недостаточно эффективно по причине того, что уровень информационной грамотности населения, то есть состояние знаний, способностей и навыков, необходимых для получения информации, ее оценки и использования и приобретаемых как в процессе обучения в профессиональных и образовательных организациях, так и вне их, остается невысоким.

Кроме того, действующие документы стратегического планирования Российской Федерации и Орловской области не в полной мере учитывают стратегическую значимость потенциала культуры.

Диспропорции в развитии культуры региона проявляются из-за различного уровня обеспеченности объектами культуры каждого из муниципальных образований и их финансирования, а также доступности культурных благ для широких слоев населения. Несмотря на то, что расходы на культуру и искусство в процентном отношении от консолидированного бюджета Орловской области демонстрируют в последние годы тенденцию к увеличению (с 2,5 процента в 2010 году до 3,1 процента в 2015 году), муниципальные различия в обеспеченности и развитости инфраструктуры продолжают оставаться значительными.

Наблюдается переизбыток кадров в столицах и их дефицит в регионах. Кадровые проблемы в сфере культуры Орловской области заключаются в нехватке преподавателей в образовательных организациях дополнительного образования детей, средних профессиональных образовательных организациях сферы культуры, библиотечных и музейных работников, артистов, дирижеров, хормейстеров, художественных руководителей и многих других работников творческих специальностей, а также неосновного персонала учреждений культуры региона.

Хотя численность региональных театров выросла, не все регионы Российской Федерации соответствуют социальным нормативам и нормам обеспеченности населения организациями культуры по их видам. В целом в 41 регионе нет театров юного зрителя, в 6 регионах – театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек нет театров оперы и балета. Из 165 городов Российской Федерации с численностью населения более 100 тыс. человек в 36 городах обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальным нормативам, а в 33 – театров нет вообще.

Число мест в концертных залах согласно социальному нормативу устанавливается из расчета 2–4 места на каждую 1000 городских жителей. В действительности же значение этого показателя составляет около 1,14 места, а с учетом численности населения, проживающего в сельской местности, – около 0,84 места на 1000 жителей.

В Орловской области в соответствии с социальными нормативами и нормами обеспеченности населения организациями культуры по их видам на уровне субъекта Российской Федерации имеется потребность в музыкально-драматическом театре, цирке, а также в увеличении числа зрительских мест в театрах и концертных организациях, что отвечает сложившейся общероссийской ситуации.

На муниципальном уровне в Орловской области отмечается потребность в развитии обеспечения населения услугами библиотек и культурно-досуговых организаций, музеев и выставочных учреждений, цирковых организаций и организаций кинопоказа.

В сложном положении, требующем системного стратегического подхода, оказалась сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия. По данным статистики, в сельской местности в 2014 году действовало около 72 тыс. учреждений культуры (80 процентов от общего количества учреждений культуры Российской Федерации). В Орловской области в 2014 году в сельской местности действовало 667 учреждений культуры (88 процентов от общего количества учреждений культуры субъекта Российской Федерации). При этом сеть сельских клубных учреждений в Российской Федерации по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 процента (14,2 тыс. единиц), в Орловской области сеть клубных учреждений сократилась значительно больше – на 51 процент (с 635 единиц в 1990 году до 312 единиц в 2015 году), что в целом объясняется следующими факторами:

1) укрупнением сельских населенных пунктов и объединением в рамках реформы местного самоуправления нескольких сел в сельские поселения на фоне снижения числа сельских населенных пунктов;

2) сокращением численности сельских населенных пунктов;

3) реорганизацией части сельских учреждений культуры (клубов, музеев и библиотек) путем слияния в единые многофункциональные учреждения.

При этом материально-техническая база значительной части сельских учреждений культуры не обновлялась. Многие здания сельских учреждений культуры находятся в неудовлетворительном состоянии. В Орловской области 77 из 312 учреждений культурно-досугового типа (или 24,6 процента), расположенных в сельской местности, требуют капитального ремонта.

Диспропорции в обеспеченности культурной инфраструктурой испытывают и малые города в ряде субъектов Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Российской Федерации насчитывается 781 малый город с численностью населения до 50 тыс. жителей, в которых проживает до 25 процентов населения страны.

В Орловской области расположены следующие малые города с численностью населения до 50 тыс. жителей: Болхов, Дмитровск-Орловский, Ливны, Малоархангельск, Мценск и Новосиль.

Значительная часть малых городов Российской Федерации является средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центрами культурно-познавательного туризма. В 2014 году в рамках программы поддержки сельских территорий и малых городов Российской Федерации почти 3 млрд рублей было направлено на комплексное развитие учреждений культуры, 38 малых городов получили гранты на воссоздание и сохранение исторических центров, более 1,5 тыс. учреждений культуры приобрели современное оборудование и музыкальные инструменты.

Так, в 2014 году государственная поддержка (грант) в бюджет Орловской области составила 55,2 млн рублей, в том числе:

1) государственная поддержка (грант) комплексного развития региональных и муниципальных учреждений культуры – 14,6 млн рублей;

2) государственная поддержка  (грант) на реализацию лучших событийных региональных и межрегиональных проектов в рамках развития культурно-познавательного туризма – 10,5 млн рублей;

3) государственная поддержка (грант) больших, средних и малых городов – центров культуры и туризма – 30,1 млн рублей.

В Орловской области в 2014 году поддержку получили такие малые города, как Болхов и Мценск.

Большинство малых городов неспособно самостоятельно решать многочисленные проблемы городского хозяйства. Значительное количество памятников истории и культуры в таких поселениях требует реставрации либо консервации, а большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждается в модернизации; недостаточно развита социальная инфраструктура.

Также одним из рисков является и недооценка потенциала культуры, которую необходимо применять для гармонизации общественных отношений. Несмотря на большое количество некоммерческих организаций, занимающихся вопросами культуры, сохраняется недостаточная активность общественных институтов и их слабая вовлеченность в реализацию культурной политики. Так, несмотря на увеличивающиеся с каждым годом объемы грантовых средств на творческие проекты и реализацию гражданских инициатив, а также на привлечение внебюджетных средств в сферу культуры, значительная часть общественных инициатив осуществляется при условии доступа к бюджетному финансированию. Особых мер культурной поддержки требуют социально уязвимые группы населения, включая инвалидов.

Ослабление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентиров граждан Российской Федерации является причиной фиксируемого социологами разрыва прежде устойчивых социальных связей (дружеских, семейных, соседских), а также роста индивидуализма и числа разводов. Так, на 1,22 млн браков, заключенных в 2014 году в Российской Федерации, приходится более 690 тыс. разводов. В Орловской области в 2014 году на 6168 заключенных браков пришлось 3982 развода. Один из самых высоких уровней разводов в мире свидетельствует об ослаблении роли этого важного социального института в системе ценностей граждан Российской Федерации. Все это не способствует передаче из поколения в поколение традиционных для Российской Федерации ценностей и норм, традиций и обычаев, нарушает прежде устойчивые межпоколенческие связи в вопросах передачи культурных, этнических традиций и знаний.

Компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях. Массовая культура воспитывает потребителя, но не активного участника культурных процессов. Также проблемой является некоторое сокращение инфраструктуры профессионального образования в сфере культуры.

Так, в ряде регионов Российской Федерации обозначилась тенденция к сокращению количества детских школ искусств, являющихся первым и важнейшим звеном в сложившейся отечественной трехуровневой системе подготовки кадров для отрасли культуры, а также к реорганизации детских школ искусств путем объединения их с общеобразовательными организациями и передачи в органы исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования. За последние 10 лет при сокращении количества детских школ искусств на 293 единицы (до 5262 школ к 2015 году) количество обучающихся в детских школах искусств возросло на 234 тыс. человек, превысив значение в 1,5 млн детей.

В Орловской области сеть детских школ искусств не сокращалась и составляет 40 единиц: каждый муниципальный район и городской округ сегодня обеспечен как минимум 1 детской школой искусств. Однако количество обучающихся в детских школах искусств и количество населения в возрасте от 5 до 19 лет в регионе уменьшается. Вместе с тем процент охвата детского населения в возрасте от 5 до 19 лет дополнительным образованием за последние 5 лет в регионе вырос с 9,2 процента до 9,3 процента.

Вследствие низких темпов модернизации и развития инфраструктуры, а также недостаточной ресурсной обеспеченности сохранения объектов культурного наследия основной задачей Стратегии является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий в интересах настоящего и будущего поколений граждан Российской Федерации.

По состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации находятся около 172,5 тыс. объектов культурного наследия, из них объекты федерального значения составляют около 102,5 тыс. (в том числе объекты археологического наследия – 80,8 тыс.), объекты регионального значения – 67,8 тыс., объекты местного (муниципального) значения – около 2 тыс. Кроме того, существует около 83 тыс. объектов культурного наследия, выявленных, но не внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

На территории Орловской области в 2014 году находилось 1918 объектов культурного наследия, из них объекты федерального значения составляли 332 (в том числе объекты археологического наследия – 298), объекты регионального значения – 1402, объекты местного (муниципального) значения – 184 (в том числе объекты археологического наследия – 62).

Доля объектов культурного наследия в Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, от общего количества объектов культурного наследия составляет 39 процентов. Так как состояние объектов культурного наследия регионального значения значительно хуже, ежегодно увеличивается число региональных памятников в руинированном или неудовлетворительном состоянии.

Необходимы меры по передаче бесхозных и разрушающихся памятников новым собственникам на привлекательных условиях, обеспечивающих сохранность объекта культурного наследия и проведение реставрационных работ. Также неудовлетворительным является состояние памятников деревянного зодчества – самой оригинальной и своеобразной части архитектурного наследия Российской Федерации, еще в XIX веке определявшей облик большинства российских деревень и уездных городов. Другая проблема – это сохранение археологического наследия, в том числе его защита от грабительских раскопок. Наконец, серьезной проблемой является разработка и установление зон охраны объектов культурного наследия, что является важнейшим условием сохранения любого памятника истории и культуры.

Низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры в Орловской области, моральный и физический износ сооружений, технического и профессионального оборудования требуют дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Современным акустическим требованиям для проведения концертов академической музыки соответствует около 20 процентов залов, большинство из которых расположено в городах Москве и Санкт-Петербурге. По данным ведомственной статистики, 36 процентов филармонических концертных организаций располагаются в арендованных помещениях, 21 процент зданий требует капитального ремонта или находится в аварийном состоянии. Необходимо развитие концертной деятельности в области академической музыки посредством создания достаточного количества современных акустических залов вместимостью более 800 зрительских мест.

Орловская государственная филармония относится к числу концертных учреждений, располагающихся в арендованных помещениях и остро нуждающихся в улучшении акустических условий и увеличении числа зрительских мест.

 

2. Современная модель культурной политики

  

В Российской Федерации (в отличие от советской модели культурной политики, в которой государство являлось ключевым и часто единственным субъектом культурной политики) существует закрепленное нормами права многообразие субъектов культурной политики.

Однако государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры и культурных институтов. И в ближайшие годы ситуация кардинально не изменится. Это, с одной стороны, делает государство ключевым субъектом культурной политики, обязанным четко формулировать инвестиционные задачи, сочетая это с ценностно ориентированным подходом, с другой стороны, в условиях существующих бюджетных и ресурсных ограничений требует повышения эффективности и адресности инвестиций в человеческий капитал, культуру и культурную инфраструктуру. Таким образом, в зависимости от ситуации государство выступает в качестве:

1) инвестора, для которого важны эффективность инвестиций и работы управленцев учреждений культуры;

2) мецената, финансирующего культурную деятельность исходя из ценностно ориентированного подхода (культура – это ценность и общественное благо, а не услуга) без ожидания экономической отдачи;

3) соинвестора в части софинансирования мероприятий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, когда сам механизм субсидий или межбюджетных трансфертов предусматривает показатели эффективности и целевой характер расходов;

4) соинвестора, выступающего в рамках государственно-частного партнерства, и стратегического партнера, стимулирующего приток инвестиций в важную для государства и общества сферу (охраны объектов культурного наследия, туристической отрасли, кинематографа);

5) инвестора, делегирующего часть собственной ответственности и функций общественным институтам.

Вместе с тем следует учитывать, что унаследованный от советской модели патернализм оборотной своей стороной создает специфическую проблему формирования у части субъектов культурной политики иждивенческих настроений в отношении обязательств государства. В этих условиях обычное для зарубежной практики намерение инвестора оценить и проконтролировать эффективность инвестиций (с точки зрения экономической целесообразности понесенных расходов, целевого характера расходования средств, возможной оптимизации будущих расходов) порой воспринимается как вмешательство в творческую деятельность или формирование конкурентных условий для доступа к ресурсам. Однако общей нормой мировой практики является конкуренция творческих проектов. В некоторых направлениях культурной деятельности, в частности в сфере креативных (творческих) индустрий, конкуренция за получение государственных инвестиций будет сохраняться всегда.

В Российской Федерации, где региональное и этнокультурное многообразие – историческая традиция, делегирование части полномочий и функций с более высокого властного уровня является естественным. Это в определенной мере относится и к общественным институтам, которым в соответствии с принципом субсидиарности могут делегироваться отдельные функции.

Важнейшим условием обеспечения эффективности культурной политики является формирование условий для постепенного увеличения внебюджетных источников финансирования. Существующий мировой опыт, в том числе иностранных государств с развитой системой поддержки культуры из внебюджетных и иных альтернативных источников финансирования, свидетельствует, что многоканальная система финансирования может включать в себя следующие (дополнительные к существующим) элементы:

1) нормативы бюджетного финансирования;

2) общенациональная лотерея в области культуры;

3) эффективная система налоговых преференций;

4) институт бюджетных назначений;

5) маркированные налоги;

6) фонды целевого капитала (эндаумент-фонды) по видам культурной деятельности.

В Орловской области в соответствии со Стратегией может применяться ряд указанных механизмов для увеличения внебюджетных источников финансирования сферы культуры.

Дифференцированные нормативы устанавливают в различных странах минимальные доли расходов на культуру в бюджетах всех уровней бюджетной системы государства для обеспечения прежде всего гарантий доступности для широких слоев населения культурных благ.

Создание эффективной системы стимулирования частной и корпоративной меценатской деятельности в иностранных государствах обеспечило значительную долю негосударственных инвестиций в общем объеме расходов на культуру. Мировая практика стимулирования меценатской деятельности базируется на системе налоговых преференций в отношении физических лиц, государственных и негосударственных организаций культуры, коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью в сфере культуры. Это позволяет привлекать в сферу культуры частные и корпоративные инвестиции.

Создание фондов целевого капитала является перспективным направлением аккумулирования финансовых средств в целях долгосрочной поддержки сферы культуры.

Среди других рисков и проблем, определяющих целесообразность выработки новой модели культурной политики, являются сложности межведомственного взаимодействия по вопросам развития культуры, неполное соответствие инфраструктуры культуры вызовам нового времени, недофинансирование культуры и недиверсифицированность источников ее поддержки, несовершенство системы институтов развития, наконец, необходимость учета целей, задач и приоритетов Основ государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 году и Стратегии в документах стратегического планирования, в том числе разрабатываемых в целях планирования и программирования.

 

3. Сценарии реализации Стратегии

 

В Стратегии применяются следующие сценарии развития культуры, определенные Правительством Российской Федерации в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года:

1) инерционный;

2) инновационный;

3) базовый.

Инерционный сценарий реализации Стратегии предусматривает сохранение основных тенденций в культурной сфере, проблем и уровня финансирования (совокупных расходов на культуру в Российской Федерации за счет всех источников, включая внебюджетные, – 0,57 процента валового внутреннего продукта, а также соответствующего показателя в Орловской области). При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным, однако средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений, предусматриваемых Основами государственной культурной политики, недостаточно. При этом соотношение средней заработной платы в сфере культуры и средней заработной платы в среднем по экономике уже к 2018 году достигнет 100 процентов. Существует возможность формирования к 2025 году правовых и отчасти налоговых условий для более активного развития благотворительности и меценатства.

Однако имеющиеся ресурсы и региональная инфраструктура не обеспечат приоритетного культурного и гуманитарного развития как основания экономического процветания. В связи с этим существует вероятность того, что численность занятых в сфере культуры к 2030 году сократится ориентировочно на 12–15 процентов по сравнению с уровнем 2015 года.

Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием культурной инфраструктуры и сохранением объектов культурного наследия. Фактор значительного физического износа как культурной инфраструктуры, так и объектов культурного наследия, будет носить постоянный самовоспроизводящийся характер.

Одновременно при сохранении существующего объема финансирования и количества проводимых мероприятий будет сохраняться тенденция к снижению количества объектов, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Без существенного увеличения финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия можно прогнозировать дальнейшее ухудшение состояния объектов культурного наследия вплоть до их невосполнимой утраты.

Инерционный сценарий в целом не ухудшит положение областных государственных театральных и концертных учреждений и позволит осуществлять их гастрольную деятельность. Однако в муниципальных образованиях инерционный сценарий будет сопровождаться дальнейшей оптимизацией сети учреждений культурно-досугового типа и библиотек, в первую очередь в сельской местности. Региональная обеспеченность организациями культуры в соответствии с социальными нормативами и нормами будет составлять около 40 процентов, доля региональных объектов культурного наследия, находящихся в руинированном и неудовлетворительном состоянии, будет увеличиваться, региональные диспропорции будут сохранять тенденцию роста, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в центральные регионы.

Инновационный сценарий реализации Стратегии предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры, ресурсно и законодательно обеспеченного уже на первом этапе реализации Стратегии, кратное увеличение совокупных расходов на культуру за счет всех источников (до 1,5 процента валового внутреннего продукта до 2020 года согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), в которых доля внебюджетных поступлений будет увеличиваться, в том числе благодаря государственно-частному партнерству, меценатству и использованию альтернативных источников финансирования культуры.

Отличительными особенностями инновационного сценария станут значительные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру региональных учреждений культуры, реализация инвестиционных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства, для чего будут созданы законодательные условия и стимулы), а также инвестиционная привлекательность культуры.

Реализация этого сценария позволит достигнуть значительных результатов фактически по всем ключевым проблемным направлениям, кардинальным образом изменить ситуацию по сохранению объектов культурного наследия и культурной инфраструктуре в регионе, к 2030 году достигнуть обеспеченности в соответствии с социальными нормативами и нормами организациями культуры, существенно расширить сеть учреждений культуры и искусства (включая профессиональное образование) с учетом меняющихся демографических, социально-экономических особенностей и сокращающихся диспропорций.

Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников (в Российской Федерации к 2030 году – до 1,4 процента внутреннего валового продукта, в Орловской области к 2030 году – до 1,4 процента валового регионального продукта), в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением к реализации государственной культурной политики иных субъектов культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.

При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное включение элементов многоканальной системы финансирования культуры в приоритетные направления будут способствовать заметному улучшению положения культуры, повышению качества человеческого потенциала и модернизации материально-технической базы.

Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при увеличении совокупных расходов на культуру за счет всех источников до 0,8 процента валового внутреннего продукта уже к 2020 году в Российской Федерации и, соответственно, до 0,8 процента валового регионального продукта в Орловской области к 2020 году. Подобный сценарий позволит к 2030 году увеличить долю учреждений культуры и искусства, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации и состояние которых является удовлетворительным.

К началу 2018 года будет завершено внесение информации об объектах культурного наследия, расположенных на территории Орловской области, в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства, существенное увеличение финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. При этом сценарии можно прогнозировать вывод объектов культурного наследия из аварийного и руинированного состояния, увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, и соответствующее сокращение количества памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

К 2020 году должны быть утверждены границы территории и предметы охраны 40 процентов объектов культурного наследия.

К 2030 году ожидаются результаты реализации базового сценария, связанные с обеспечением государственной охраны 100 процентов объектов культурного наследия путем утверждения границ их территории и предметов охраны.

Для обеспечения надлежащего воспитания детей в краткосрочной перспективе до 2018 года необходимо увеличить количество детских школ искусств и количество обучающихся в них детей. Это позволит охватить 15 процентов детского населения (по сравнению с 11,8 процента в 2015 году по Российской Федерации и 9,3 процента по Орловской области). До 2030 года охват детей занятиями в детских школах искусств должен составить не менее 18 процентов.

Что касается культурной инфраструктуры Орловской области, то к 2030 году базовый сценарий позволит обеспечить регион организациями культуры в соответствии с социальными нормативами и нормами на 80–90 процентов и организовать виртуальные театральные площадки, виртуальные концертные залы и виртуальные музеи.

В области поддержки и продвижения русского языка, языков народов Российской Федерации и отечественной литературы базовый сценарий предполагает достижение следующих результатов:

1) увеличение количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, образовании и русской культуре, к 2018 году в 10 раз, к 2030 году – в 20 раз;

2) увеличение по сравнению с 2014 годом объема продажи книг в Орловской области на душу населения с 3 до 7 штук, количества книжных магазинов на 1 млн человек – с 14,5 до 38,2 магазинов, количества специализированных объектов розничной торговли периодической печатью – с 30,1 тыс. до 50,5 тыс. объектов.

В сфере кинематографа базовый сценарий предполагает достижение следующих показателей:

1) увеличение доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25 процентов, а к 2030 году – до 30 процентов;

2) увеличение количества кинотеатральных экранов;

3) увеличение к 2020 году среднего числа посещений киносеансов 1 жителем в год до 0,8 раза по сравнению с 0,35 раза в 2012 году.

С 2016 года начинает действовать механизм государственно-частного партнерства по стимулированию создания сети кинотеатров в городах с численностью меньше 100 тыс. жителей.

Стратегия позволяет при различных экономических и нормативно-правовых условиях реализовать 1 из 3 сценариев. Вместе с тем наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития сферы культуры является базовый сценарий.

 

III. Цели, задачи и приоритетные направления

реализации Стратегии

 

В соответствии с Основами государственной культурной политики основными целями государственной культурной политики являются:

1) формирование гармонично развитой личности;

2) укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;

3) укрепление гражданской идентичности;

4) создание условий для воспитания граждан;

5) сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;

6) передача из поколения в поколение традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;

7) создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;

8) обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.

Так как государственная культурная политика признается неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в Стратегии реализуются с учетом федеративного устройства Российской Федерации следующие принципы:

1) сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);

2) разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики;

3) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Орловской области;

4) взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной культурной политики.

Реализация задач и основных направлений государственной культурной политики планируется в следующих сферах деятельности:

1) культурное наследие народов Российской Федерации;

2) осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;

3) гуманитарные науки;

4) русский язык, языки народов Российской Федерации и отечественная литература;

5) расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;

6) воспитание;

7) просвещение;

8) детское и молодежное движения;

9) формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.

С учетом целей, задач и основных направлений Основ государственной культурной политики, а также выявленных проблем определяются межотраслевые приоритетные направления Стратегии, при реализации которых учитывается межведомственное и межуровневое взаимодействие.

Приоритетными направлениями Стратегии являются:

1) усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах;

2) сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;

3) активизация культурного потенциала территорий и сглаживание диспропорций;

4) повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;

5) повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание человека и передачу из поколения в поколение традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;

6) содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;

7) сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;

8) формирование новой модели культурной политики.

В целях усиления и расширения влияния российской культуры в иностранных государствах предусматриваются следующие меры:

1) противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;

2) популяризация туристической привлекательности России и создание инфраструктурных условий для въездного туризма;

3) содействие в расширении сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры иностранных государств.

В целях сохранения единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России предусматриваются:

1) продвижение статуса культуры как национального приоритета;

2) содействие в укреплении гражданской идентичности и сохранении единства многонационального народа Российской Федерации;

3) стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев;

4) стимулирование и поощрение реализации целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года.

В целях активизации культурного потенциала территорий и сглаживания в регионе диспропорций предусматривается:

1) выравнивание в регионе диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры, финансирования и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;

2) использование культурного и туристского потенциалов территорий, обладающих этнокультурным многообразием и спецификой;

3) брендинг территорий и создание условий для развития внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма;

4) разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды;

5) формирование чувства сопричастности территории для обеспечения укорененности и преемственности поколений;

6) обеспечение местного населения рабочими местами в сфере культуры, а также развитие народных промыслов и креативных индустрий;

7) гастрольная деятельность, направленная на выравнивание возможностей доступа жителей к культурным благам.

В целях повышения роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики предполагается:

1) повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;

2) повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности;

3) дальнейшее совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из регионального бюджета;

4) стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права объектов культурной политики;

5) использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продуктов творческих индустрий;

6) достижение задач и реализация соответствующих Стратегии направлений Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Орловской области на период до 2020 года, иных концептуальных документов и программ в разных областях культурной деятельности.

В целях повышения социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание человека и передачу из поколения в поколение традиционных для российского народа ценностей, предполагается:

1) возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, социального престижа многодетности, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;

2) создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;

3) преподавание в школе основ семейной культуры;

4) популяризация внутреннего познавательного и паломнического семейного туризма;

5) стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных культурных учреждений;

6) стимулирование и популяризация изучения истории семьи и рода, в том числе путем исследования архивных документов;

7) создание стимулов для семейного творчества как на любительском, так и на профессиональном уровнях, популяризация семейных династий в культуре;

8) достижение задач и реализация соответствующих направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В целях содействия в формировании гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, предполагается:

1) создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования;

2) содействие гражданам в приобретении ими разнообразных компетенций;

3) поддержка ценностно ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности;

4) содействие гражданам в участии в реализации государственной культурной политики в качестве ее субъекта;

5) обеспечение соответствия общеобразовательных программ по русскому языку языкам народов России, русской литературе и литературе народов Российской Федерации, истории, иным гуманитарным дисциплинам в школе положениям Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года;

6) создание условий и стимулов для совершенствования знания русского литературного языка, истории России, развития способности понимать и ценить искусство и культуру;

7) совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, развитие научного и методического сопровождения патриотического воспитания граждан;

8) развитие военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;

9) создание условий для вовлечения молодежи в волонтерские движения, приобщения к отечественной истории, культуре, увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, реставрационным и археологическим работам, изучению фольклора и народного творчества;

10) осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи, в том числе на базе музеев, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений Орловской области;

11) изучение и популяризация, в том числе через медиапроекты, истории отечественной культуры и отечественной истории, включая военную историю, историю народов России и российского казачества;

12) развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств);

13) формирование информационной грамотности граждан, в том числе путем повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

14) повышение этической и эстетической ценности распространяемых государственными телеканалами и радиостанциями продуктов;

15) поддержка развития организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации;

16) участие в формировании единого российского информационного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности;

17) участие в создании национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается:

1) принятие мер законодательного и стимулирующего характера для привлечения частного капитала в культуру, в том числе на строительство и ремонт объектов культуры, реставрацию и восстановление объектов культурного наследия, на поддержку образовательных и просветительских проектов;

2) стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;

3) повышение мер ответственности за нарушения пользователями или собственниками объектов культурного наследия требований законодательства Российской Федерации и Орловской области об охране объектов культурного наследия, включая одностороннее расторжение договора пользования (аренды) и безвозмездное изъятие (конфискацию) находящегося в его собственности объекта;

4) развитие механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере охраны культурного наследия, в том числе путем создания историко-культурных заповедников, управление которыми возможно на основе концессионного соглашения, в целях привлечения дополнительных ресурсов для сохранения и благоустройства историко-культурных территорий и развития культурно-познавательного туризма;

5) активизация действий по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территорий и градостроительных регламентов в установленных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия;

6) определение перечня исторических поселений, разработка историко-культурных планов сохранения исторических поселений, а также определение их границ и предметов охраны;

7) обеспечение постоянного мониторинга состояния объектов культурного наследия;

8) разработка в регионе целевой программы сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе инвентаризацию, мониторинг состояния, реставрацию объектов культурного наследия и разработку проектов их территорий и зон охраны;

9) популяризация культурного наследия России, в том числе среди молодежи;

10) сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел;

11) развитие системы профессионального образования (в том числе в сфере академической музыки, оперного и балетного искусства, драматического театра), обеспечивающей высокий профессиональный уровень и конкурентоспособность российских исполнителей на международном уровне;

12) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры (включая специалистов органов охраны памятников истории и культуры), образования, массовых коммуникаций;

13) развитие инфраструктуры культуры с учетом отраслевых документов стратегического планирования и документов стратегического планирования Орловской области, необходимости сглаживания диспропорций, а также обеспечения инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры;

14) создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства, включая создание нормативной базы для заключения соглашений в отношении интеллектуальной, творческой деятельности в сфере культуры, а также создание возможности проведения реставрационных работ и работ по реставрации с приспособлением для современного использования объектов культурного наследия, правовых условий для привлечения частного капитала, информирование инвесторов о потенциальных объектах, строительство, реставрация или реконструкция которых могут быть осуществлены с привлечением частного капитала, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;

15) развитие материально-технической базы музыкальной культуры, включая переоборудование старых и строительство новых специализированных акустических концертных залов большой вместимости для повышения экономической эффективности концертной деятельности;

16) развитие гастрольной деятельности в сфере академического музыкального искусства;

17) стимулирование развития киносетей в крупных городах и малых городах при одновременном содействии в увеличении доли российских фильмов в отечественном прокате;

19) участие в работе по реализации на базе государственно-частного партнерства инвестиционных проектов, способствующих формированию многофункциональных культурно-образовательных центров, региональных филиалов крупнейших федеральных музейных и театральных учреждений;

20) разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия, в том числе разработка планов сохранения исторических поселений, а также определение границ и предметов охраны исторических поселений, модернизация инженерных сетей и благоустройство, развитие туристского, культурного и институционального потенциала, создание благоприятных условий жизни в исторических поселениях, привлечение инвестиций и разработка стратегических планов устойчивого развития исторических поселений в целях определения экономических механизмов сохранения их исторической среды как ресурса развития территории поселений.

В целях формирования новой модели культурной политики предполагается:

1) обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики;

2) реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;

3) стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;

4) существенное увеличение доли внебюджетных инвестиций в совокупных расходах на культуру, в том числе посредством государственно-частного партнерства, а также стимулирование благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования культуры;

5) содействие в развитии культурной индустрии;

6) гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия страны;

7) участие в системе мониторинга и системе качественных и количественных показателей.

 

IV. Целевые показатели реализации Стратегии

 

Достижение целей, задач и приоритетов Стратегии оценивается следующими целевыми показателями:

1) доля расходов на культуру в валовом региональном продукте (в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года);

2) объем средств на культуру из внебюджетных источников;

3) соотношение оплаты труда в сфере культуры к оплате труда в среднем по экономике региона;

4) уровень удовлетворенности граждан Орловской области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;

5) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений;

6) увеличение количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, образовании, русской культуре;

7) прирост числа российских лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры;

8) обеспеченность Орловской области учреждениями культуры (соответствие их количества социальным нормативам и нормам);

9) степень дифференциации муниципальных образований Орловской области по интегральным показателям информационного развития;

10) степень дифференциации муниципальных образований Орловской области по показателю расходов на культуру и искусство в расчете на душу населения;

11) удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет;

12) доля детских, юношеских и образовательных программ в общем объеме вещания региональных каналов;

13) доля учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства;

14) доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения, расположенных на территории Орловской области;

15) увеличение числа исторических поселений регионального значения;

16) доля исторических поселений регионального значения, обеспеченных градостроительной документацией, учитывающей требования законодательства об охране культурного наследия, в общем количестве исторических поселений регионального значения;

17) доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Орловской области;

18) объем продажи книг в Орловской области на душу населения.

 

V. Механизмы реализации Стратегии

 

Основными источниками обеспечения реализации Стратегии, являются государственная программа Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 7 ноября 2012 года № 400 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области», и иные государственные программы, связанные с отдельными областями культуры.

При этом мероприятия, показатели и параметры государственных программ Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области», «Развитие информационного общества на территории Орловской области», «Образование в Орловской области», «Молодежь Орловщины» и других документов стратегического планирования Орловской области, оказывающих влияние на государственную культурную политику в регионе (в частности, программы и подпрограммы  в сфере культуры, образования, русского языка, межнациональных отношений, патриотического воспитания, туризма), могут быть при необходимости скорректированы с учетом положений Основ государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и Стратегии.

Институтами развития в сфере государственной культурной политики Орловской области выступают существующие и планируемые к созданию государственные и негосударственные, но поддерживаемые государством структуры, деятельность которых направлена на развитие культурной (в широком и узкоотраслевом понимании) инфраструктуры, привлечение корпоративных и частных инвестиций, преодоление инфраструктурных ограничений культурной сферы, выравнивание диспропорций развития, содействие в развитии государственно-частного партнерства.

При положительной динамике экономических показателей региона и (или) реализации всего комплекса институциональных и законодательных мер представляется возможным создание иных институтов развития, в том числе для реализации (софинансирования) крупных частных или общественно-государственных инфраструктурных и комплексных проектов, в целях аккумулирования средств, необходимых для сохранения объектов культурного наследия, исторической среды городов и поселений, а также для создания условий для развития культурно-познавательного туризма.

В период реализации Стратегии будут осуществляться совершенствование законодательства Орловской области в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации, приниматься иные меры законодательного и нормативно-правового регулирования, необходимые для успешной реализации Стратегии.

Реализация Основ государственной культурной политики, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и Стратегии предполагает научно-методическое сопровождение разработки и принятия обоснованных управленческих решений на региональном и местном уровнях.

Для повышения качества кадров в сфере культуры разрабатывается система кадрового потенциала на региональном уровне, включающая кандидатуры для замещения должностей государственной гражданской службы Орловской области (группа «Руководитель») и руководящих должностей государственных учреждений культуры. Обеспечивается подготовка и повышение квалификации лиц, вошедших в кадровый резерв. Кроме того, специалисты подведомственных учреждений повышают квалификацию по разным направлениям.

Стратегия предусматривает включение региональных профессиональных союзов и общественных организаций в сфере культуры в процесс реализации государственной культурной политики, включая вопросы подготовки кадров и повышения квалификации.

Прежде всего, речь идет о профессиональных союзах и ассоциациях, имеющих длительную историю успешного взаимодействия с органами государственной власти Орловской области, объединяющих значительное число профессионалов и являющихся выразителями интересов и позиции значительной части профессионального и экспертного сообществ, таких, как региональные отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации, Союза кинематографистов Российской Федерации, Союза художников России, Союза писателей России, Союза композиторов России, Союза архитекторов России, Союза журналистов России, Союза концертных организаций России, Союза музеев России.

Возможно появление и новых региональных организаций, и региональных отделений крупных общероссийских организаций, и движений, инициирующих общественно значимые, опирающиеся на традиционные духовные ценности культурные проекты.

Примером государственно-частного партнерства в вопросах исторического просвещения, патриотического воспитания и противодействия фальсификации отечественной истории является деятельность Орловского регионального отделения Российского военно-исторического общества.

 

VI. Этапы реализации Стратегии

 

В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года Стратегия реализуется в 2 этапа:

1)   первый этап – 2016–2020 годы;

2)   второй этап – 2021–2030 годы.

На первом этапе после утверждения на федеральном уровне плана реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и приведения в соответствие документов стратегического планирования и планов по их реализации, а также осуществления мер законодательного и нормативно-правового характера в Орловской области обеспечивается совершенствование законодательства и нормативных правовых актов в связи с принятием Основ государственной культурной политики и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и корректировка соответствующих государственных программ Орловской области.

Обеспечивается межведомственная и межуровневая координация вопросов реализации государственной культурной политики.

Орловская область является участником системы качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года и федеральной информационно-аналитической системы мониторинга реализации государственной культурной политики.

Эффективно функционирует система кадрового потенциала на региональном уровне.

Принимаются программные меры по сглаживанию инфраструктурных диспропорций, развитию сельской культурной инфраструктуры. Создаются ресурсные и нормативно-правовые условия для развития креативной (творческой) индустрии.

На втором этапе принимаются меры законодательного и нормативно-правового характера, обеспечивающие существенное повышение ресурсной обеспеченности культуры преимущественно за счет государственно-частного партнерства и создания институтов развития, а также меры организационного и финансового характера, необходимые для достижения целей, задач и приоритетов Основ государственной культурной политики и Стратегии.

 

VII. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии позволит:

1) сформировать новую ценностно ориентированную модель государственной культурной политики, включающую в себя также и региональное измерение с учетом федеративного устройства Российской Федерации;

2) увеличить финансирование культуры за счет всех источников до 1,4 процента валового регионального продукта к 2030 году;

3) обеспечить долю внебюджетных инвестиций в культуру на уровне не менее 25 процентов совокупных расходов на культуру за счет всех источников;

4) обеспечить выравнивание условий доступности услуг для жителей малых городов и сельских территорий Орловской области, а также качества оказываемых услуг с учетом нормативного уровня обеспеченности и модернизации инфраструктуры;

5) привести уровень обеспеченности организаций культуры в регионе в соответствие с социальными нормативами и нормами, составляющими около 80–90 процентов;

6) создать эффективный механизм привлечения в культуру региона частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;

7) создать эффективную и ресурсно обеспеченную систему сохранения объектов культурного наследия, позволяющую постоянно снижать долю памятников, находящихся в неудовлетворительном или руинированном состоянии;

8) обеспечить государственную охрану 100 процентов объектов культурного наследия путем утверждения границ их территории и предметов охраны;

9) обеспечить использование исторического и культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения;

10) увеличить в 20 раз по сравнению с 2015 годом количество качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, образовании и русской культуре;

11) увеличить объем продажи книг в Орловской области с 3 до 7 штук на душу населения по сравнению с 2014 годом;

12) достичь доли национальных фильмов в отечественном прокате к 2030 году в размере 30 процентов;

13) включить профессиональные сообщества, союзы и общественные организации в сфере культуры в реализацию государственной культурной политики на территории Орловской области.

 


Информация по документу
Читайте также