Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Орловской области от 25.08.2017 № 14/348-ОС

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

12 июля 2017 года № 14/348-ОС

город Орёл

 

 

О проверке соответствия вопроса, предлагаемого Советом регионального отделения в Орловской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) для вынесения на референдум Орловской области, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

 

 

Рассмотрев ходатайство Совета регионального отделения в Орловской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Орловской области по проекту закона Орловской области "О порядке избрания глав городских округов, глав муниципальных районов Орловской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и их месте в системе органов местного самоуправления" и приложенные к нему документы, постановление Избирательной комиссии Орловской области от 3 июля 2017 года № 10/80-6 "О ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Орловской области", и руководствуясь Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Орловской области

 от 20 мая 2004 года № 403-ОЗ "О референдуме Орловской области", Орловский областной Совет народных депутатов постановляет:

1. Признать вопрос, предлагаемый Советом регионального отделения в Орловской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) для вынесения на референдум Орловской области, не отвечающим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. Направить настоящее постановление в Избирательную комиссию Орловской области в срок, установленный частью 6-1) статьи 21 Закона Орловской области от 20 мая 2004 года № 403-ОЗ "О референдуме Орловской области".

 

 

Председатель Орловского областного

Совета народных депутатов          Л.С. Музалевский

 

 

 

Пояснительная записка

к проекту постановления Орловского областного Совета народных депутатов "О проверке соответствия вопроса, предлагаемого Советом регионального отделения в Орловской области Политической партии "Партия народной свободы" (ПАРНАС) для вынесения на референдум Орловской области, требованиям статьи 12 Федерального закона

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие

в референдуме граждан Российской Федерации"

 

В соответствии с пунктами 2, 6 и 7 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации, вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Специальным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющим государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены указанным федеральным законом. Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования может быть избран одним из трех способов:

1) на муниципальных выборах;

2) представительным органом муниципального образования из своего состава;

3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При этом порядок избрания главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Следовательно, вопрос о порядке избрания главы муниципального образования урегулирован Федеральным законом № 131-ФЗ.

В соответствии с принятым в развитие Федерального закона № 131-ФЗ Законом Орловской области от 10 ноября 2014 года № 1685-ОЗ "О порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области" глава муниципального образования Орловской области, наделенного статусом муниципального района, городского округа Орловской области, избирается представительным органом муниципального образования Орловской области из своего состава и в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования Орловской области исполняет полномочия председателя представительного органа этого муниципального образования Орловской области либо возглавляет местную администрацию.

На основании вышеизложенного вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Орловской области, предполагает лишение Орловского областного Совета народных депутатов предоставленного ему Федеральным законом № 131-ФЗ права определять порядок избрания главы муниципального района, городского округа, что противоречит части 3 статьи 34 и части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ и порождает неопределенность правовых последствий того решения, которое может быть принято на референдуме Орловской области.

Принимая во внимание, что поставленные вопросы касаются порядка и способов формирования органов местного самоуправления и урегулированы на федеральном уровне, а соответственно, изменение правового регулирования посредством проведения референдума Орловской области, исходя из его правовой природы и юридической силы актов, принимаемых на референдуме, не может быть осуществлено на территории отдельного субъекта Российской Федерации, в том числе на территории Орловской области.

Указанная позиция согласуется с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", где высказана позиция о праве субъектов Российской Федерации в своих законах устанавливать единственно возможный (безальтернативный) вариант порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления глав городских округов и муниципальных районов.

Таким образом вопрос, выносимый на референдум Орловской области, не соответствует требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ.

 


Информация по документу
Читайте также