Расширенный поиск
Постановление Правительства Брянской области от 04.09.2017 № 430-пПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 сентября 2017 г. № 430-п г. Брянск Об организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» Правительство Брянской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые: Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области; функциональную структуру системы управления проектной деятельностью в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области; перечень ответственных за реализацию основных направлений стратегического развития Российской Федерации; план мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области. 2. Рекомендовать органам местного самоуправления Брянской области организовать проектную деятельность, руководствуясь настоящим постановлением. 3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. 4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой. Губернатор А.В. Богомаз Утверждено постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2017 г. № 430-п ПОЛОЖЕНИЕ об организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области 1. Настоящее Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области (далее – Положение) устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области. 2. В настоящем Положении используются термины и понятия, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации". 3. Реализации в соответствии с настоящим Положением подлежат: а) определяемые советом по проектной деятельности при Правитель-стве Брянской области приоритетные проекты (программы) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации (далее – направления); б) определяемые ведомственными координационными органами испол-нительных органов государственной власти Брянской области (далее – ведомственные координационные органы) ведомственные проекты (прог-раммы), осуществляемые исполнительными органами государственной вла-сти Брянской области. 4. Организационная структура системы управления проектной деятель-ностью включает в себя: а) постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся: совет по проектной деятельности при Правительстве Брянской области (далее – совет по проектной деятельности); региональный проектный офис; ведомственные координационные органы; проектные офисы исполнительных органов государственной власти Брянской области (далее – ведомственные проектные офисы); б) временные органы управления проектной деятельностью, формируе-мые в целях реализации проектов (программ), к которым относятся: кураторы; функциональные заказчики проектов (программ); старшие должностные лица проектов (программ); руководители проектов (программ); администраторы проектов (программ); руководители рабочих органов проектов (программ); рабочие органы проектов (программ); участники проекта (программы); в) обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся: общественно-деловые советы; экспертные группы. 5. Функции органов управления проектной деятельностью в Прави-тельстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области определяются функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области, утверж-денной постановлением Правительства Брянской области, и реализуются в соответствии с настоящим Положением. II. Инициирование приоритетных проектов (программ) и формирование портфеля приоритетных проектов (программ) Предложение по приоритетному проекту (программе) 6. Предложения по приоритетным проектам (программам) разрабатыва-ются и инициируются исполнительными органами государственной власти Брянской области, а также в соответствии с поручениями и решениями Губернатора Брянской области, решениями Правительства Брянской области. 7. Предложения по приоритетным проектам могут также иницииро-ваться заинтересованными органами местного самоуправления Брянской области, общественными объединениями. 8. Предложения по приоритетным проектам (программам), иници-ируемым федеральными органами исполнительной власти, а также реше-ниями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Феде-рации, инициируются и разрабатываются в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации". 9. При наличии поручения или решения Губернатора Брянской обла-сти, решения Правительства Брянской области о целесообразности подго-товки приоритетного проекта (программы) разработка и одобрение предло-жений по проекту не требуются. По соответствующему приоритетному проекту (программе) формируется паспорт приоритетного проекта (прог-раммы). 10. Предложение по приоритетному проекту (программе) должно содержать идею приоритетного проекта (программы), описание проблем, цели, конкретные результаты и показатели, базовые подходы к способам, этапам и формам их достижения, обоснования оценки сроков, бюджета, риски и иные сведения о приоритетном проекте (программе). Подготовка предложения по приоритетному проекту (программе) осуществляется с учетом методических рекомендаций регионального проект-ного офиса. 11. Инициатор ведомственного приоритетного проекта (программы) представляет предложение по приоритетному проекту (программе) в регио-нальный проектный офис. 12. Региональный проектный офис в течение 5 календарных дней с даты поступления предложения по приоритетному проекту (программе) регистрирует предложение по проекту, определяет потенциального функцио-нального заказчика приоритетного проекта (программы) и направляет ему предложение по приоритетному проекту (программе). 13. Исполнительный орган государственной власти Брянской области – потенциальный функциональный заказчик приоритетного проекта (прог-раммы) в течение 21 календарного дня обеспечивает согласование предло-жения по приоритетному проекту (программе) с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Брянской области. Согласованное предложение по приоритетному проекту (программе) направляется в региональный проектный офис. Региональный проектный офис направляет согласованное предложение по приоритетному проекту (программе) в совет по проектной деятельности для рассмотрения и утверждения. 14. При наличии замечаний по предложению приоритетного проекта (программы) заинтересованный исполнительный орган государственной власти Брянской области направляет замечания на предложение по прио-ритетному проекту (программе) в региональный проектный офис и инфор-мирует инициатора приоритетного проекта (программы). Региональный проектный офис по согласованию с исполнительным органом государственной власти Брянской области – потенциальным функ-циональным заказчиком приоритетного проекта (программы) и инициатором предложения по приоритетному проекту (программе) может принять реше-ние о целесообразности его доработки с учетом поступивших замечаний, предложений и заключения на предложение по приоритетному проекту (программе). В этом случае исполнительный орган государственной власти Брянской области – потенциальный функциональный заказчик приоритетного проекта (программы) совместно с инициатором предложения по приоритетному проекту (программе) и с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Брянской области в течение 15 календарных дней обеспечивает доработку и согласование предложения по приоритетному проекту (программе). При отсутствии разногласий по доработанному предложению по приоритетному проекту (программе) исполнительный орган государственной власти Брянской области – потенциальный функциональный заказчик приоритетного проекта (программы) направляет согласованное предложение по приоритетному проекту (программе) в региональный проектный офис. Региональный проектный офис направляет доработанное предложение по приоритетному проекту (программе) в совет по проектной деятельности. При наличии неурегулированных разногласий после доработки предло-жения по приоритетному проекту (программе) исполнительный орган госу-дарственной власти Брянской области – потенциальный функциональный заказчик приоритетного проекта (программы) направляет доработанное пред-ложение по приоритетному проекту (программе) с таблицей разногласий, которая подписывается руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Брянской области, в региональный проектный офис, который, в свою очередь, направляет полученные материалы в совет по проектной деятельности. 15. Поступившие в совет по проектной деятельности материалы рас-сматриваются на очередном заседании совета по проектной деятельности с целью принятия решения, в том числе решения о целесообразности разра-ботки паспорта приоритетного проекта (программы), об урегулировании разногласий, о проведении экспертизы предложения по приоритетному проекту (программе) при наличии неурегулированных разногласий и (или) о необходимости его доработки, о целесообразности реализации приоритетного проекта (программы) в режиме эксперимента и (или) в качестве ведомственного проекта (программы). В случае принятия решения об управлении экспериментом на регио-нальном уровне его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением в отношении реализации приоритетных проектов (программ). 16. При принятии решения о проведении экспертизы предложения по приоритетному проекту (программе) и (или) о необходимости его доработки повторное рассмотрение указанного предложения проводится на заседании совета по проектной деятельности в срок, не превышающий 21 календарный день. Паспорт приоритетного проекта (программы) 17. Паспорт приоритетного проекта (программы) разрабатывается исполнительным органом государственной власти Брянской области или организацией, определенной решением совета по проектной деятельности либо решением Правительства Брянской области (далее – разработчик), и включает наименование приоритетного проекта (программы), обоснование приоритетного проекта (программы), основания для инициирования приоритетного проекта (программы), перечень государственных программ Брянской области в сфере реализации приоритетного проекта (программы), цели приоритетного проекта (программы), целевые показатели и критерии успешности приоритетного проекта (программы), способы достижения целей и задач приоритетного проекта (программы), ключевые риски и возможности, сроки начала и окончания приоритетного проекта (программы), оценку бюджета приоритетного проекта (программы), сведения об исполнительных органах государственной власти Брянской области и организациях – исполнителях и соисполнителях мероприятий приоритетного проекта (программы). Подготовка паспорта приоритетного проекта (программы) осуществляется в соответствии с учетом методических рекомендаций регионального проектного офиса. 18. Паспорт приоритетного проекта (программы) направляется разра-ботчиком на согласование заинтересованным исполнительным органам государственной власти Брянской области и организациям – потенциальным исполнителям или соисполнителям мероприятий приоритетного проекта (программы), общественно-деловому совету и региональному проектному офису. Исполнительные органы государственной власти Брянской области, организации и региональный проектный офис рассматривают и согласовывают соответствующие материалы в течение 21 календарного дня со дня их поступления, если иной срок не установлен советом по проектной деятельности. Общественно-деловой совет в течение 21 календарного дня направляет заключение разработчику. Согласованный паспорт приоритетного проекта (программы) вносится разработчиком на очередное заседание совета по проектной деятельности. В случае если замечания от заинтересованных исполнительных органов государственной власти Брянской области и организаций – потенциальных исполнителей или соисполнителей мероприятий приоритетного проекта (программы) не поступили в установленный срок, паспорт считается согласованным. 19. При поступлении замечаний от заинтересованных органов исполни-тельной власти и организаций – потенциальных исполнителей или соиспол-нителей мероприятий приоритетного проекта (программы) разработчик в течение 10 календарных дней осуществляет доработку паспорта приори-тетного проекта (программы) и осуществляет его повторное согласование, которое проводится в течение 15 календарных дней. Неурегулированные разногласия вносятся в таблицу разногласий. 20. Разработчик направляет согласованный паспорт приоритетного проекта (программы) с заключением общественно-делового совета или паспорт приоритетного проекта (программы) с заключением общественно-делового совета вместе с таблицей разногласий в региональный проектный офис. 21. Региональный проектный офис в течение 10 дней при поступлении материалов рассматривает их и принимает решение об одобрении паспорта приоритетного проекта (программы) и представлении его в совет по про-ектной деятельности на утверждение. При наличии неурегулированных разногласий региональный проектный офис принимает решение о направлении паспорта приоритетного проекта (программы) на экспертизу по оценке целесообразности реализации приоритетного проекта (программы) в режиме эксперимента и (или) в качестве ведомственного проекта (программы). При принятии решения о направлении паспорта приоритетного проекта (программы) на экспертизу повторное рассмотрение паспорта приоритетного проекта (программы) региональным проектным офисом проводится в срок, не превышающий 30 календарных дней. 22. По итогам рассмотрения паспорта приоритетного проекта (прог-раммы) совет по проектной деятельности может принять решение об утверждении паспорта приоритетного проекта (программы) и включении его в портфель приоритетных проектов (программ), об одобрении паспорта приоритетного проекта (программы) и включении его в перечень предвари-тельно одобренных проектов (программ) в случае необходимости дополни-тельной проработки, в том числе необходимости рассмотрения вопроса его финансового обеспечения, о реализации приоритетного проекта (программы) в качестве ведомственного проекта (программы), а также принять иное решение. Одновременно с принятием решения об утверждении или одобрении паспорта приоритетного проекта (программы) совет по проектной деятельно-сти принимает решения о назначении функционального заказчика и руково-дителя приоритетного проекта (программы). 23. При назначении старшего должностного лица проекта (программы), руководителя проекта (программы) и руководителей рабочих органов про-екта (программы) должны соблюдаться требования к уровню их квалифи-кации в сфере проектного управления, а также учитываться личностные компетенции, включая лидерские качества, опыт успешной реализации проектов, уровень занимаемой должности, доступ к экспертизе в предметной области проекта (программы), понимание целей проекта (программы) и нацеленность на их достижение. Требования к уровню квалификации в сфере проектного управления старшего должностного лица проекта (программы), руководителя проекта (программы), руководителей рабочих органов проекта (программы) и участников проектов (программ) разрабатываются региональным проектным офисом и утверждаются советом по проектной деятельности. 24. При назначении старшего должностного лица проекта (программы) и руководителя проекта (программы) с учетом сложности и содержания проекта (программы) устанавливается уровень занятости назначаемых лиц на время реализации проекта (программы) (полная занятость или совмещение с другими задачами). Решения о назначении старшего должностного лица проекта (прог-раммы) и руководителя проекта (программы) на условиях совмещения с другими задачами принимаются при условии возможности эффективного исполнения ими своих обязанностей в проекте (программе) с учетом уровня занятости в связи с решением других задач. 25. Региональный проектный офис ежегодно представляет на утверж-дение в совет по проектной деятельности портфель приоритетных проектов (программ), который формируется в соответствии с решением совета по проектной деятельности. В течение года в портфель приоритетных проектов (программ) могут вноситься изменения в соответствии с решением совета по проектной деятельности. 26. Информация о подготовке приоритетного проекта (программы) до одобрения паспорта проекта (программы) советом по проектной деятельно-сти относится к служебной информации. 27. Приоритетный проект (программа), соответствующий сфере реали-зации одной государственной программы Брянской области, отражается в составе этой государственной программы Брянской области в виде ее структурных элементов. Приоритетный проект (программа), затрагивающий сферы реализации нескольких государственных программ Брянской области, отражается в составе соответствующих государственных программ Брянской области в виде их структурных элементов. III. Подготовка приоритетного проекта (программы) 28. После утверждения паспорта приоритетного проекта (программы) разрабатывается сводный план приоритетного проекта (программы), который состоит из следующих документов: а) план приоритетного проекта (программы) по контрольным точкам; б) план согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта (программы); в) план финансового обеспечения приоритетного проекта (программы); г) план управления приоритетным проектом (программой), который с учетом специфики приоритетного проекта (программы) может включать разделы по управлению рисками и возможностями, рассмотрению проблемных вопросов и управлению изменениями, организации взаимодействия и отчетности, управлению результатами и выгодами, закупкам и поставкам и иные. Подготовка сводного плана приоритетного проекта (программы) осу-ществляется с учетом методических рекомендаций регионального проектно-го офиса. 29. Руководитель приоритетного проекта (программы) обеспечивает разработку сводного плана приоритетного проекта (программы), его согласо-вание с участниками приоритетного проекта (программы), региональным проектным офисом и направление экспертной группе на заключение в течение 30 календарных дней со дня утверждения паспорта приоритетного проекта (программы), если иной срок не предусмотрен при утверждении паспорта приоритетного проекта (программы). Согласованный сводный план приоритетного проекта (программы) вносится руководителем приоритетного проекта (программы) в региональ-ный проектный офис. 30. Региональный проектный офис принимает решения об одобрении сводного плана приоритетного проекта (программы), о целесообразности внесения изменений в паспорт приоритетного проекта (программы), об урегулировании разногласий, о направлении сводного плана приоритетного проекта (программы) на экспертизу при наличии неурегулированных разногласий и о необходимости его доработки. В случае принятия решения об одобрении сводного плана приоритет-ного проекта (программы) и целесообразности внесения изменений в паспорт приоритетного проекта (программы) решение об утверждении сводного плана проекта (программы) принимается советом по проектной деятельности. 31. Финансовое обеспечение приоритетного проекта (программы) мо-жет осуществляться частично или полностью за счет средств областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюд-жетов, публичных акционерных обществ с участием Брянской области, общественных, научных и иных организаций после утверждения сводного плана приоритетного проекта (программы) и в соответствии с ним, если иное не установлено решениями совета по проектной деятельности. Лимиты бюджетных обязательств на реализацию приоритетного про-екта (программы) доводятся до соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета в течение 3 рабочих дней после утверждения сводного плана приоритетного проекта (программы), если иное не установ-лено решениями совета по проектной деятельности. 32. Контракты, заключенные в целях реализации приоритетных про-ектов (программ), подлежат казначейскому сопровождению либо банков-скому сопровождению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. IV. Реализация приоритетного проекта (программы) и управление изменениями приоритетного проекта (программы) 33. Реализация приоритетного проекта (программы) осуществляется в соответствии со сводным планом приоритетного проекта (программы) и рабочим планом приоритетного проекта (программы), разрабатываемым руководителем приоритетного проекта (программы) на основе сводного плана приоритетного проекта (программы). Подготовка рабочего плана приоритетного проекта (программы) осуществляется с учетом методических рекомендаций регионального проектного офиса. 34. В случае если в приоритетном проекте (программе) выделены этапы реализации, мероприятия очередного этапа начинаются при наличии соответ-ствующего решения совета по проектной деятельности (в отношении этапов, зафиксированных в паспорте приоритетного проекта (программы) или регио-нального проектного офиса, в отношении этапов, зафиксированных в свод-ном плане приоритетного проекта (программы), не включенных в паспорт приоритетного проекта (программы)). Указанные решения не могут быть приняты до принятия решения о завершении текущего этапа приоритетного проекта (программы). 35. В ходе реализации приоритетного проекта (программы) в сводный план приоритетного проекта (программы) и в рабочий план приоритетного проекта (программы) могут вноситься изменения в соответствии с проце-дурой управления изменениями приоритетных проектов (программ), опреде-ленной в плане управления приоритетным проектом (программой). 36. В целях исполнения связанных с реализацией приоритетного про-екта (программы) поручений и указаний Губернатора Брянской области, поручений Правительства Брянской области, решений совета по проектной деятельности в паспорт приоритетного проекта (программы), сводный план приоритетного проекта (программы), рабочий план приоритетного проекта (программы) вносятся соответствующие изменения в соответствии с установ-ленной процедурой управления изменениями приоритетных проектов (прог-рамм), определенной в плане управления приоритетным проектом (прог-раммой). 37. В ходе реализации приоритетного проекта (программы) проводится соответствующая оценка актуальности его целей, задач и способов реали-зации проекта с учетом имеющихся рисков и возможностей по повышению выгод от реализации приоритетного проекта (программы). Соответствующая оценка проводится функциональным заказчиком приоритетного проекта (программы) с участием экспертной группы в соответствии со сводным пла-ном приоритетного проекта (программы), а также по инициативе функцио-нального заказчика приоритетного проекта (программы) либо по решению регионального проектного офиса при существенных изменениях обстоя-тельств, влияющих на реализацию приоритетного проекта (программы). Результаты оценки и соответствующие предложения рассматриваются советом по проектной деятельности. 38. Разработка и согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации приоритетных проектов (программ), осуществляются соответствующими исполнительными органами государ-ственной власти Брянской области. 39. Проекты нормативных правовых актов Правительства Брянской области, подготавливаемые в рамках реализации приоритетных проектов (программ), вносятся в Правительство Брянской области куратором приори-тетного проекта (программы) или направления или иным членом Прави-тельства Брянской области в соответствии с решением совета по проектной деятельности. 40. Проекты нормативных правовых актов Правительства Брянской области, подготавливаемые в рамках реализации приоритетных проектов (программ), вносятся в Правительство Брянской области вместе с протоколом заседания совета по проектной деятельности, на котором было принято соответствующее решение. V. Завершение приоритетного проекта (программы) 41. Проект решения совета по проектной деятельности о плановом завершении приоритетного проекта (программы) подготавливается руково-дителем приоритетного проекта (программы) и рассматривается советом по проектной деятельности после его одобрения региональным проектным офисом. К проекту решения о завершении приоритетного проекта (программы) прилагается итоговый отчет о реализации приоритетного проекта (прог-раммы), который подлежит согласованию с функциональным заказчиком приоритетного проекта (программы), региональным проектным офисом, участниками приоритетного проекта (программы) в соответствии с планом управления приоритетным проектом (программой) до рассмотрения указанного итогового отчета на заседании совета по проектной деятельности. При принятии решения о завершении приоритетного проекта (прог-раммы) совет по проектной деятельности может также принять решение о подготовке и реализации плана достижения результатов и выгод на период после завершения приоритетного проекта (программы). 42. При принятии советом по проектной деятельности решения о досрочном завершении приоритетного проекта (программы) руководитель приоритетного проекта (программы) в течение 30 календарных дней подготавливает итоговый отчет о реализации приоритетного проекта (программы) и согласовывает его с функциональным заказчиком приоритетного проекта (программы), региональным проектным офисом, участниками приоритетного проекта (программы) в соответствии с планом управления приоритетным проектом (программой) и представляет указанный итоговый отчет для рассмотрения советом по проектной деятельности. 43. При направлении итогового отчета о реализации приоритетного проекта (программы) для согласования в региональный проектный офис дополнительно направляется архив приоритетного проекта (программы) и информация об опыте реализации соответствующего приоритетного проекта (программы). Указанные сведения предоставляются с учетом методических рекомендаций регионального проектного офиса. VI. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) 44. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) пред-ставляет собой систему мероприятий по измерению фактических параметров приоритетных проектов (программ), расчету отклонения фактических пара-метров приоритетных проектов (программ) от плановых, анализу их причин, прогнозированию хода реализации приоритетных проектов (программ), принятию управленческих решений по определению, согласованию и реали-зации возможных корректирующих воздействий. 45. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) прово-дится в отношении: а) паспорта приоритетного проекта (программы); б) сводного плана приоритетного проекта (программы); в) рабочего плана приоритетного проекта (программы). 46. Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) осу-ществляют: а) руководитель приоритетного проекта (программы) – в отношении рабочего плана приоритетного проекта (программы) и включенных в него мероприятий по корректирующим воздействиям, поручений и решений Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, совета по проектной деятельности, регионального проектного офиса в рамках реали-зации приоритетного проекта (программы); б) региональный проектный офис – в отношении паспортов, сводных планов, рабочих планов приоритетного проекта (программы) в рамках реали-зации приоритетного проекта (программы) поручений и решений Губер-натора Брянской области, Правительства Брянской области, совета по про-ектной деятельности в рамках реализации приоритетного проекта (прог-раммы); в) совет по проектной деятельности – в отношении поручений и реше-ний Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, совета по проектной деятельности в рамках реализации приоритетного проекта (программы). 47. Подготовка, согласование и представление отчетности в рамках приоритетного проекта (программы) организуются в соответствии с планом управления приоритетным проектом (программой). 48. Руководитель приоритетного проекта (программы) ежемесячно, не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца, представляет данные мониторинга реализации приоритетного проекта (программы) в региональный проектный офис в части реализации паспорта приоритетного проекта (программы), сводного плана приоритетного проекта (программы), поручений и решений Губернатора Брянской области, Правительства Брянской области, совета по проектной деятельности в рамках реализации приоритетного проекта (программы). Данные мониторинга реализации приоритетного проекта (программы) определяются с учетом методических рекомендаций регионального проект-ного офиса. 49. Региональный проектный офис анализирует представленную информацию о ходе реализации приоритетных проектов (программ), при необходимости инициирует рассмотрение соответствующих вопросов на заседаниях совета по проектной деятельности или регионального проектного офиса. 50. Данные мониторинга реализации приоритетного проекта (прог-раммы) рассматриваются на заседаниях совета по проектной деятельности. Информацию о ходе реализации приоритетного проекта (программы) докладывает руководитель проекта (программы). В случае выявления рисков реализации приоритетных проектов (программ), требующих внесения изме-нений в паспорт и (или) сводный план приоритетного проекта (программы), дополнительно к информации о ходе реализации приоритетного проекта (программы) докладывается информация о принятых мерах и (или) пред-ставляются соответствующие предложения о мероприятиях по коррек-тирующим воздействиям. В рамках указанных заседаний могут приниматься решения о проведении оценок и иных контрольных мероприятий приори-тетного проекта (программы) или иные решения в отношении приоритетных проектов (программ). 51. Данные мониторинга реализации приоритетных проектов (прог-рамм) к заседаниям совета по проектной деятельности представляются регио-нальным проектным офисом. 52. Мероприятия по корректирующим воздействиям, включенные в сводный или рабочий план приоритетного проекта (программы), подлежат контролю на уровне органа, утвердившего внесение изменений в соответ-ствующий план. 53. Мониторинг реализации приоритетного проекта (программы) про-водится начиная с принятия решения об утверждении паспорта приори-тетного проекта (программы) и завершается в момент принятия решения о его закрытии. 54. Руководителем приоритетного проекта (программы) подготав-ливается ежегодный отчет о ходе его реализации в сроки, определенные сводным планом приоритетного проекта (программы). После одобрения советом по проектной деятельности указанный отчет публикуется функцио-нальным заказчиком приоритетного проекта (программы). 55. Ежегодный сводный отчет о ходе реализации портфеля приори-тетных проектов (программ) подготавливается региональным проектным офисом и по итогам одобрения советом по проектной деятельности подлежит официальному опубликованию в информационной системе "Портал Брян-ской области в сети "Интернет". VII. Оценка и иные контрольные мероприятия реализации приоритетных проектов (программ) 56. Плановые оценки и иные контрольные мероприятия в отношении приоритетного проекта (программы) осуществляются в соответствии с планом согласований и контрольных мероприятий приоритетного проекта (программы). Данные, необходимые для проведения оценок и иных контрольных мероприятий, предоставляются с учетом методических рекомендаций регионального проектного офиса. 57. При формировании плана согласований и контрольных меро-приятий приоритетного проекта (программы) руководитель приоритетного проекта (программы) и заинтересованные исполнительные органы государ-ственной власти Брянской области обеспечивают согласованность прове-дения оценок и иных контрольных мероприятий по срокам и мероприятиям в целях минимизации затрат ресурсов как проверяющих органов, так и участ-ников приоритетного проекта (программы). 58. В отношении реализуемых приоритетных проектов (программ) могут проводиться следующие виды оценок и иных контрольных мероприятий реализации приоритетного проекта (программы): а) плановые оценки и иные контрольные мероприятия, реализуемые региональным проектным офисом при необходимости с привлечением исполнительных органов государственной власти Брянской области в соответствии с их компетенцией, экспертных и иных организаций, в том числе: ежегодная комплексная оценка приоритетного проекта (программы), включающая оценку рисков и реализуемости приоритетного проекта (прог-раммы), оценку соответствия стратегическим задачам и приоритетам Брян-ской области; оперативная оценка хода реализации приоритетного проекта (програм-мы) при прохождении ключевых этапов и контрольных точек, в том числе в отношении достижения ожидаемых результатов и выгод приоритетного проекта (программы); оценка успешности и итогов реализации приоритетного проекта (программы); б) плановые оценки, проверки и иные контрольные мероприятия, реализуемые исполнительными органами государственной власти Брянской области, а также иными организациями в соответствии с законодательством Брянской области; в) экстренная углубленная оценка или иное контрольное мероприятие, реализуемые региональным проектным офисом, в том числе по результатам мониторинга реализации приоритетного проекта (программы), при необходи-мости с привлечением исполнительных органов государственной власти Брянской области в соответствии с их компетенцией, региональных эксперт-ных групп, общественно-делового совета и иных организаций в целях разрешения кризисной ситуации, связанной с реализацией приоритетного проекта (программы), а также оперативная оценка реализации антикризисных мероприятий. 59. По итогам проведенных оценок и иных контрольных мероприятий Губернатор Брянской области, Правительство Брянской области, совет по проектной деятельности могут принять решения о внесении изменений в паспорт, сводный план, рабочий план приоритетного проекта (программы). Утверждена постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2017 г. № 430-п Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области I. Постоянные органы управления проектной деятельностью 1. Совет по проектной деятельности при Правительстве Брянской области. Совет по проектной деятельности при Правительстве Брянской области (далее – совет по проектной деятельности) осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением с совете по проектной деятельности при Правительстве Брянской области, утверждаемым постановлением Правительства Брянской области. Состав совета по проектной деятельности утверждается постановлением Правительства Брянской области. Совет по проектной деятельности: а) координирует подготовку предложений по параметрам и приори-тетам для формирования портфеля приоритетных проектов (программ); б) формирует портфель приоритетных проектов (программ) и осу-ществляет оценку их реализации; в) утверждает паспорта приоритетных проектов (программ), а также принимает решения о внесении изменений в паспорта приоритетных про-ектов (программ); г) принимает решение о начале реализации приоритетного проекта (программы), об утверждении его значимых результатов, о прохождении ключевых контрольных точек и этапов приоритетного проекта (программы) (при их выделении для контроля на уровне совета по проектной деятель-ности), завершении (в том числе досрочном) либо приостановлении приори-тетного проекта (программы); д) определяет исполнительные органы государственной власти Брян-ской области, ответственные за реализацию приоритетных проектов (прог-рамм) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, назначает кураторов, руководителей, старших должностных лиц и функциональных заказчиков приоритетных проектов (программ); е) рассматривает информацию о ходе реализации портфеля приори-тетных проектов (программ) и утверждает отчеты о ходе реализации приоритетных проектов (программ); ж) координирует деятельность исполнительных органов государ-ственной власти Брянской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции совета по проектной деятельности; з) принимает решение о реализации проекта (программы) в режиме эксперимента в целях последующего инициирования проекта (программы) в соответствии с разделом III Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области (далее – Положение), а также определяет уровень управления таким проектом (программой); и) координирует развитие и применение системы стимулирования государственных гражданских служащих, участвующих в проектной деятель-ности; к) определяет случаи и порядок осуществления в отношении приори-тетных проектов (программ) внешнего управления (в том числе региональ-ным проектным офисом); л) согласовывает кандидатуры заместителей руководителей исполни-тельных органов государственной власти Брянской области, ответственных за организацию проектной деятельности; м) рассматривает вопросы внедрения передовых методов проектного управления и соответствующих информационных технологий обеспечения проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполни-тельных органах государственной власти Брянской области; н) осуществляет иные функции, возложенные на совет по проектной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Губер-натора Брянской области, Правительства Брянской области и Положением. Региональный проектный офис 2. Региональный проектный офис: а) обеспечивает формирование и ведение портфеля приоритетных проектов (программ), а также представляет в совет по проектной деятельности отчеты о ходе реализации портфеля приоритетных проектов (программ); б) согласовывает проектные предложения, паспорта, а также сводные планы приоритетных проектов (программ), рассматривает вопросы соответ-ствия представленных документов порядку организации проектной деятель-ности в Правительстве Брянской области и исполнительных органах государственной власти Брянской области; в) согласовывает кандидатуры старших должностных лиц, руково-дителей и администраторов приоритетных проектов (программ); г) представляет в совет по проектной деятельности для утверждения составы рабочих групп по реализации проектов и программ, общественно-деловых советов и экспертных групп приоритетных проектов (программ); д) согласовывает кандидатуры ответственных секретарей ведомствен-ных координационных органов приоритетных проектов (программ) или направлений; е) участвует во взаимодействии с заинтересованными исполнитель-ными органами государственной власти Брянской области, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и иными организациями в мониторинге приоритетных проектов (программ), инициирует рассмотрение вопросов, требующих решения органами управления приоритетными проектами (программами), а также может направлять предложения в части организации реализации приоритетных проектов (программ) исполнительным органам государственной власти Брянской области и участникам приоритетных проектов (программ); ж) обеспечивает проведение с участием заинтересованных исполни-тельных органов государственной власти Брянской области оценок приори-тетных проектов (программ) и итогов реализации проектов (программ), а также подготавливает соответствующие рекомендации и предложения; з) обеспечивает деятельность совета по проектной деятельности; и) направляет представителей для участия в работе ведомственных координационных органов и ведомственных проектных офисов; к) обеспечивает методическое сопровождение проектной деятельности, подготавливает методические рекомендации по организации проектной дея-тельности, а также координирует деятельность по их применению; л) согласовывает проекты правовых актов исполнительных органов государственной власти Брянской области, регламентирующих организацию проектной деятельности, а также назначение руководителей ведомственных проектных офисов; м) осуществляет мониторинг внедрения и функционирования системы управления проектной деятельностью, включая достижение соответствую-щих показателей деятельности региональным проектным офисом и исполни-тельными органами государственной власти Брянской области, а также представляет соответствующие отчеты и предложения; н) запрашивает у исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций материалы и информацию по вопросам реализации приоритетных проектов (программ); о) выполняет функции, предусмотренные Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Брянской области и исполнитель-ных органах государственной власти Брянской области. Ведомственный координационный орган 3. Ведомственный координационный орган: а) определяет параметры и приоритеты для формирования ведом-ственного портфеля проектов (программ); б) одобряет ведомственный портфель проектов (программ) и утверж-дает паспорта ведомственных проектов (программ), принимает решение о начале их реализации; в) одобряет проектные предложения и проекты паспортов приори-тетных проектов (программ), инициируемых соответствующими исполни-тельными органами государственной власти Брянской области; г) утверждает сводный план приоритетного проекта (программы) и вносит в него изменения, а также принимает решения о прохождении контрольных точек и этапов; д) представляет на утверждение руководителям соответствующих исполнительных органов государственной власти Брянской области канди-датуры кураторов, старших должностных лиц и руководителей ведомствен-ных проектов (программ); е) рассматривает информацию о ходе реализации ведомственного портфеля проектов (программ) и одобряет отчеты о ходе реализации ведом-ственного портфеля проектов (программ); ж) осуществляет мониторинг достижения ключевых показателей про-ектной деятельности исполнительного органа государственной власти Брян-ской области, ведомственного проектного офиса, подведомственных органи-заций, а также рассматривает вопросы качества проектного управления в соответствующем исполнительном органе государственной власти Брянской области; з) рассматривает вопросы внедрения передовых методов проектного управления и соответствующих информационных технологий обеспечения проектной деятельности в соответствующем исполнительном органе государ-ственной власти Брянской области; и) выполняет иные функции, предусмотренные Положением и иными нормативными правовыми актами. 4. Ведомственный координационный орган может формироваться в целях реализации одного или нескольких проектов (программ) в рамках определенного направления либо формироваться на постоянной основе для реализации всех приоритетных проектов (программ) в рамках соответ-ствующего направления. 5. Ведомственный координационный орган формируется правовым актом соответствующего исполнительного органа государственной власти Брянской области. Ведомственный координационный орган возглавляет руководитель соответствующего исполнительного органа государственной власти Брянской области либо его заместитель, ответственный за организацию проектной деятельности. 6. В целях обеспечения единства организации проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Брянской области в состав ведомственного координационного органа включается представитель регионального проектного офиса. В случае несогласия с решением ведом-ственного координационного органа региональный проектный офис вправе заявить особое мнение и инициировать рассмотрение соответствующего вопроса в совете по проектной деятельности. В этом случае решение ведомственного координационного органа приводится в соответствие с решением совета по проектной деятельности. Ведомственный проектный офис 7. Ведомственный проектный офис: а) обеспечивает ведение портфеля ведомственных проектов (прог-рамм), а также представляет отчет о ходе реализации портфеля ведом-ственных проектов (программ); б) осуществляет по решению куратора проекта (программы) или направления функции администратора приоритетного проекта (программы), функциональным заказчиком которых является соответствующий исполни-тельный орган государственной власти Брянской области; в) согласовывает паспорта и сводные планы ведомственных проектов (программ); г) согласовывает и представляет в ведомственный координационный орган кандидатуры руководителей ведомственных проектов (программ), а также предложения по виду и составам рабочих органов ведомственных проектов (программ); д) согласовывает кандидатуры администраторов ведомственных про-ектов (программ), составы общественно-деловых советов, экспертных групп ведомственных проектов (программ), а также по решению ведомственного координационного органа непосредственно осуществляет функции админи-стратора ведомственных проектов (программ); е) обеспечивает текущий мониторинг и анализ рисков ведомственных проектов (программ), инициирует рассмотрение вопросов, требующих реше-ний ведомственного координационного органа, кураторов и руководителей ведомственных проектов (программ); ж) проводит оценку проектных (программных) предложений, оценку хода и итогов реализации ведомственных проектов (программ), а также подготавливает соответствующие рекомендации и предложения; з) обеспечивает деятельность ведомственного координационного орга-на; и) обеспечивает методическое сопровождение проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Брянской области и подведомственных организациях, издает соответствующие методические рекомендации, а также координирует деятельность администраторов ведом-ственных проектов (программ) по их применению; к) координирует в исполнительном органе государственной власти Брянской области и подведомственных организациях формирование и развитие автоматизированной информационной системы проектной деятельности, а также внедрение и развитие системы стимулирования государственных гражданских служащих, участвующих в проектной деятельности; л) координирует в исполнительном органе государственной власти Брянской области работу по накоплению опыта и развитию профессио-нальной компетентности государственных гражданских служащих в сфере проектной деятельности, а также ведение соответствующего резерва профес-сиональных кадров; м) выполняет иные функции, предусмотренные Положением и иными нормативными правовыми актами. 8. Функции ведомственного проектного офиса возлагаются правовым актом исполнительного органа государственной власти Брянской области на структурное подразделение исполнительного органа государственной власти Брянской области либо на подведомственную организацию. II. Временные органы управления проектной деятельностью Куратор 9. Куратор: а) оказывает всестороннее содействие успешной реализации проекта (программы) или направления (в том числе через личную вовлеченность в проект (программу) или направление); б) согласовывает общие подходы к реализации проекта (программы); в) согласовывает кандидатуры старшего должностного лица и руково-дителя проекта (программы); г) назначает администратора проекта (программы) и руководителей рабочих органов, формирует общественно-деловой совет и экспертную группу проекта (программы); д) выполняет иные функции, предусмотренные Положением и иными нормативными правовыми актами. 10. Куратор приоритетного проекта (программы) или направления назначается советом по проектной деятельности из числа заместителей Губернатора Брянской области. 11. Куратор может назначаться по одному или нескольким приори-тетным проектам (программам) либо по направлению и всем приоритетным проектам (программам) в рамках соответствующего направления. 12. Функции куратора проекта в составе приоритетной программы могут быть возложены на старшее должностное лицо приоритетной программы или руководителя приоритетной программы. Функциональный заказчик 13. Функциональный заказчик проекта (программы): а) определяет основные требования в отношении результатов проекта (программы), согласовывает результаты и ключевые показатели эффектив-ности проекта (программы); б) обеспечивает приемку промежуточных и окончательных результатов проекта (программы) и представляет их для утверждения в совет по проект-ной деятельности и координационный орган соответствующего уровня; в) участвует в проведении мониторинга реализации приоритетных проектов (программ), а также в проведении оценки и иных контрольных мероприятий по проекту (программе); г) согласовывает кандидатуру старшего должностного лица проекта (программы); д) выполняет иные функции, предусмотренные Положением и иными нормативными правовыми актами. 14. Функциональный заказчик приоритетного проекта (программы) назначается советом по проектной деятельности из числа исполнительных органов государственной власти Брянской области, в наибольшей степени заинтересованных в результатах проекта (программы). Функциональный заказчик проекта (программы) указывается в пас-порте проекта (программы). Старшее должностное лицо 15. По решению совета по проектной деятельности может назначаться старшее должностное лицо приоритетного проекта (программы) в статусе заместителя председателя ведомственного координационного органа. 16. Старшее должностное лицо приоритетного проекта (программы): а) взаимодействует с куратором и руководителем приоритетного про-екта (программы), оказывает содействие руководителю приоритетного про-екта (программы), дает необходимые консультации и рекомендации, инициирует мероприятия, направленные на повышение эффективности реализации приоритетного проекта (программы), оказывает содействие в согласовании позиций с функциональным заказчиком приоритетного проекта (программы), исполнительными органами государственной власти Брянской области и участниками приоритетного проекта (программы); б) обеспечивает координацию и взаимодействие исполнительных орга-нов государственной власти Брянской области, органов проектного управ-ления приоритетного проекта (программы) в целях своевременного принятия ими решений и осуществления иных действий, необходимых для реализации приоритетного проекта (программы), в том числе согласований, разрешений, заключений, подписания контрактов, финансового обеспечения, проведения контрольных и иных мероприятий; в) согласовывает проект паспорта приоритетного проекта (программы), сводный план приоритетного проекта (программы) и вносимые в них изменения; г) согласовывает проекты паспортов проектов в составе приоритетной программы, решения об их запуске, значимые промежуточные результаты, прохождение ключевых контрольных точек и этапов (при их выделении для контроля на уровне совета по проектной деятельности), завершении приори-тетных проектов (программ) (в том числе досрочном), а также о внесении изменений, требующих корректировки паспортов проектов в составе прио-ритетной программы; д) инициирует рассмотрение вопросов, требующих решения органами управления приоритетного проекта (программы), исполнительными орга-нами государственной власти Брянской области, а также направляет предло-жения участникам приоритетного проекта (программы); е) выполняет иные функции, предусмотренные Положением, иными нормативными правовыми актами, а также принимаемыми в соответствии с ними решениями совета по проектной деятельности. Руководитель проекта (программы) 17. Руководитель проекта (программы): а) осуществляет оперативное управление реализацией проекта (прог-раммы), обеспечивая достижение целей, показателей, промежуточных, непо-средственных и долгосрочных результатов и выгод проекта (программы) в рамках выделенного бюджета, в соответствии со сроками осуществления проекта (программы) и с заданными требованиями к качеству; б) руководит рабочими органами проекта (программы) и организует их работу, включая работу подгрупп и иных рабочих органов проекта (прог-раммы); в) обеспечивает разработку, исполнение и своевременную актуализа-цию сводного плана проекта (программы), а также формирование на его основе рабочего плана проекта (программы); г) обеспечивает формирование и актуализацию документов и данных, касающихся проекта (программы), в автоматизированной информационной системе проектной деятельности; д) обеспечивает представление отчетности и организацию внутреннего мониторинга проекта (программы); е) согласует кандидатуры руководителей входящих в программу проектов, а также руководителей рабочих органов проекта (программы); ж) выполняет иные функции, предусмотренные Положением, иными нормативными правовыми актами, а также принимаемыми в соответствии с ними решениями совета по проектной деятельности. 18. Руководитель программы может выступать в качестве функцио-нального заказчика и (или) старшего должностного лица в отношении входя-щих в программу проектов. Администратор проекта (программы) 19. Администратор проекта (программы): а) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятель-ности старшего должностного лица, руководителя проекта (программы) и рабочих органов проекта (программы); б) обеспечивает ведение мониторинга реализации проектов (программ) и формирование отчетности по проекту (программе); в) обеспечивает учет методических рекомендаций по организации проектной деятельности и требований в отношении применения автоматизи-рованной информационной системы проектной деятельности; г) выполняет иные функции, предусмотренные Положением, иными нормативными правовыми актами, а также принимаемыми в соответствии с ними решениями совета по проектной деятельности и руководителя проекта (программы). 20. Функции администратора на время реализации приоритетного проекта (программы) могут возлагаться на структурное подразделение исполнительного органа государственной власти Брянской области, либо указанные функции могут возлагаться на ведомственный проектный офис, иную организацию, на соответствующий рабочий орган приоритетного проекта (программы) или на одного из участников приоритетного проекта (программы). Рабочие органы проекта (программы) 21. Рабочие органы проекта (программы) и его участники обеспе-чивают выполнение работ по проекту (программе) в соответствии с планами и иными документами проекта (программы), указаниями руководителя проекта (программы) и руководителей соответствующих рабочих органов проекта (программы). 22. Решение о привлечении работника исполнительного органа госу-дарственной власти Брянской области в проект (программу) в качестве участника принимается совместно руководителем проекта (программы) и руководителем структурного подразделения исполнительного органа госу-дарственной власти Брянской области, который является непосредственным руководителем привлекаемого в проект (программу) работника. 23. Руководители исполнительных органов государственной власти Брянской области и их структурных подразделений несут персональную ответственность за создание благоприятных условий для эффективной про-ектной деятельности работников и в случае необходимости принимают решение о перераспределении должностной и проектной нагрузки с целью обеспечения эффективного исполнения проектов (программ). В случае конфликта между должностной и проектной нагрузкой работ-ников приоритет имеют проектные задачи. В случае конфликта между проектной нагрузкой работников по прио-ритетному проекту (программе) и ведомственному проекту (программе) приоритет имеют задачи по приоритетному проекту (программе). III. Обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью Общественно-деловой совет 24. Общественно-деловой совет реализует следующие основные функ-ции: а) участвует в определении основных требований к результатам про-екта (программы), качественных результатов и ключевых показателей эффективности; б) направляет региональному проектному офису и ведомственным проектным офисам (по запросу) заключение на паспорт приоритетного проекта (программы); в) участвует в приемке промежуточных и окончательных результатов проекта (программы) и направляет соответствующие заключения в ведом-ственный проектный офис; г) участвует в организации мониторинга, оценки и иных контрольных мероприятий по проекту (программе); д) разрабатывает и направляет в ведомственный проектный офис, старшему должностному лицу и руководителю проекта (программы) рекомендации и предложения по увеличению выгод от проекта (программы), в том числе с учетом открывшихся по ходу проекта (программы) возможностей, а также рекомендации по управлению рисками. 25. Общественно-деловой совет приоритетного проекта (программы) формируется соответствующим исполнительным органом государственной власти Брянской области с привлечением представителей общественных и деловых объединений, иных организаций и групп граждан, непосредственно заинтересованных в результатах соответствующего приоритетного проекта (программы). По решению руководителя исполнительного органа государственной власти Брянской области функции общественно-делового совета ведомствен-ного проекта (программы) могут быть возложены на существующие консультативные или совещательные органы при этом исполнительном органе государственной власти Брянской области. 26. Общественно-деловой совет и экспертные группы могут формиро-ваться как по отдельному приоритетному проекту (программе), так и по нескольким приоритетным проектам (программам), а также в целом по направлению. Экспертная группа 27. Экспертная группа проекта (программы) формируется соответ-ствующим исполнительным органом государственной власти Брянской области в целях внешнего экспертного сопровождения реализации проекта (программы). Экспертная группа проекта (программы) оказывает содействие стар-шему должностному лицу и руководителю проекта (программы) в разработке наиболее эффективных путей достижения целей и результатов проекта (программы), мер реагирования на риски и открывшиеся возможности в разрешении сложных вопросов в содержательной части проекта (программы). Экспертная группа проекта (программы) готовит заключения о свод-ном плане проекта (программы), а также представляет старшему должност-ному лицу и руководителю проекта (программы) предложения по совершен-ствованию содержательных и технологических решений, а также иные предложения по эффективной реализации проекта (программы). Утвержден постановлением Правительства Брянской области от 4 сентября 2017 г. № 430-п П Е Р Е Ч Е Н Ь ответственных за реализацию основных направлений стратегического развития Российской Федерации
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|