Расширенный поиск

Указание Центрального банка Российской Федерации от 04.07.2016 № 4060-У

 

 

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(БАНК РОССИИ)

 

УКАЗАНИЕ

 

от 4 июля 2016 г. № 4060-У

г. Москва

 

 

О требованиях к организации системы управления

рисками негосударственного пенсионного фонда

 

 

Зарегистрировано Минюстом России 1 августа 2016 года Регистрационный № 43052

 

 

Настоящее Указание на основании абзаца тринадцатого пункта 1 статьи 14 и подпункта 2 пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2071; 2001, № 7, ст. 623; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 2, ст. 166; 2004, № 49, ст. 4854; 2005, № 19, ст. 1755; 2006, № 43, ст. 4412; 2007, № 50, ст. 6247; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3619; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6450, ст. 6454; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4196; 2011, № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7036, ст. 7037, ст. 7040, ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322; № 47, ст. 6391; № 50, ст. 6965, ст. 6966; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4044, ст. 4084; № 49, ст. 6352; № 52, ст. 6975; 2014, № 11, ст. 1098; № 30, ст. 4219; 2015, № 27, ст. 3958, ст. 4001; 2016, № 1, ст. 41, ст. 47) (далее – Федеральный закон “О негосударственных пенсионных фондах”) устанавливает требования к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда (далее – фонд).

 

Глава 1. общие положения

 

1.1. Фонд должен организовать систему управления рисками, связанными с осуществляемой им деятельностью  по  негосударственному  пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, в соответствии с требованиями Федерального закона “О негосударственных пенсионных фондах”, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Указания и внутренних документов фонда (далее - управления рисками) и обеспечить осуществление мероприятий в рамках организации системы управления рисками, включая разработку внутренних документов фонда, предусмотренных настоящим Указанием, в том числе:

выявление рисков, связанных с осуществляемой  им  деятельностью  по  негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию (предполагаемого события или ряда событий, в результате наступления которого (которых), с учетом вероятности их наступления и степени влияния на результат управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, фонд не сможет исполнить свои обязательства перед вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, государственной корпорацией “Агентство по страхованию вкладов” (далее – Агентство по страхованию вкладов) в полном объеме и в установленный срок) (далее – риски);

организацию   процесса   управления   рисками, включая установление фондом ограничений рисков (в том числе установление совокупного предельного размера рисков) (далее – ограничения рисков);

измерение и оценку рисков;

контроль за соответствием рисков установленным фондом ограничениям рисков и устранением выявленных нарушений ограничений рисков.

1.2. Совет директоров (наблюдательный совет) фонда (совет фонда) принимает участие в утверждении и осуществляет контроль за реализацией мероприятий в рамках организации системы управления рисками, в том числе утверждает политику управления рисками, содержащую основные принципы (подходы) выявления рисков, организации процесса управления рисками, измерения и оценки рисков, а также внутренние документы, предусмотренные пунктом 2.3, подпунктами 3.1.2–3.1.6 пункта 3.1, пунктом 4.4 (в части внутренних документов, содержащих  описание  используемых  сценариев стресстестирования) и пунктом 4.10 настоящего Указания, рассматривает отчет о деятельности фонда по организации системы управления рисками, в том числе о деятельности фонда по управлению рисками и конфликтом интересов в фонде.

1.3. Ответственным за организацию системы система     управления рисками и за соответствие деятельности фонда внутренним документам фонда, разработанным в рамках системы управления рисками, является лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа фонда.

1.4.   На   лица   (структурные   подразделения), осуществляющие деятельность по выявлению, измерению и оценке рисков фонда, разработке внутренних документов фонда, предусмотренных настоящим Указанием, по контролю за соответствием риска установленным фондом ограничениям риска (далее – ответственные лица), не могут быть возложены обязанности по заключению сделок при размещении средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов (в том числе выбор управляющей компании и определение объема средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, передаваемых в доверительное управление конкретной управляющей компании).

Ответственные лица (в случае если указанная деятельность осуществляется структурным подразделением фонда, – руководитель структурного подразделения фонда) должны иметь опыт работы по принятию (подготовке) решений по вопросам управления рисками, разработке инвестиционной стратегии в области финансового рынка общей продолжительностью не менее двух лет, а с 1 января 2019 года – не менее четырех лет в банке, страховой организации, обществе взаимного страхования, негосударственном пенсионном фонде, организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в Банке России или в иностранной организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

1.5. Фонд должен обеспечить предотвращение, выявление конфликта интересов и управление конфликтом интересов ответственных лиц и работников фонда, осуществляющих деятельность по оценке активов и обязательств, подготовке отчетности, в том числе обеспечив:

отсутствие стимулирования принятия рисков, в том числе с использованием системы оплаты труда в фонде (в том числе третьими лицами);

отражение в отчетности фонда достоверной информации (в том числе о принятых рисках, о стоимости активов фонда и величине его обязательств).

1.6. Фонд должен обеспечить хранение информации и документов, подтверждающих его соответствие требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет.

1.7.  Фонд должен обеспечить взаимодействие органов управления и структурных подразделений фонда в соответствии с внутренними документами фонда, регламентирующими порядок такого взаимодействия, в том числе случаи и порядок обязательного информирования ответственными лицами органов управления фонда о рисках фонда и их соотношении с ограничениями рисков. В рамках такого взаимодействия должно быть предусмотрено регулярное (не реже одного раза в квартал) предоставление совету директоров (наблюдательному совету) фонда (совету фонда) отчета о деятельности фонда по организации системы управления рисками, включая деятельность фонда по управлению рисками и конфликтом интересов в фонде.

1.8. Фонд должен обеспечить в порядке, предусмотренном внутренними документами фонда, взаимодействие с управляющими компаниями, осуществляющими инвестирование средств пенсионных накоплений и размещение средств пенсионных резервов, по реализации мероприятий в рамках организации системы управления рисками, и иных требований настоящего Указания.

1.9. Фонд должен руководствоваться принципом экономической целесообразности масштаба применения мероприятий в рамках организации системы управления рисками.

 

Глава 2. Выявление рисков

 

2.1.  При выявлении рисков необходимо учитывать доступную фонду информацию и документы, в том числе:

о рыночных рисках (в том числе рисках изменения финансовых показателей, котировок, уровня процентных ставок, значений инфляции);

о кредитных рисках (в том числе рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств контрагентами фонда или лицами, обязанными по ценным бумагам, составляющим активы фонда);

о рисках концентрации (в том числе рисках, связанных с концентрацией части средств пенсионных накоплений или части средств пенсионных резервов в одном активе);

об операционных рисках (в том числе правовых рисках, рисках отказа информационных систем, ошибочных действий (бездействия) или злоупотреблений работников фонда, перебоев в электроснабжении);

о рисках ликвидности (в том числе рисках неисполнения обязательств фонда по причине нехватки денежных средств);

о рисках увеличения периодов выплат накопительных пенсий или негосударственных пенсий застрахованным лицам или участникам;

о рисках, связанных со смертностью и половозрастной структурой застрахованных лиц и участников;

о рисках потери деловой репутации;

об иных рисках, возникающих в деятельности фонда;

о результатах проводимого фондом стресстестирования;

стратегию развития (бизнесплан) фонда;

о результатах деятельности фонда и о его организации;

иную информацию, в том числе о контрагентах фонда, лицах, способных оказывать непосредственное влияние на деятельность фонда, а также о рисках, связанных с деятельностью финансовых организаций, статистическую информацию.

2.2. Выявление рисков осуществляется в соответствии с внутренними документами фонда.

2.3. Выявленные риски и результаты их оценки включаются во внутренний документ фонда – реестр рисков.

2.4. Реестр рисков должен пересматриваться по мере необходимости, но не реже одного раза в год, с учетом результатов выявления рисков в целях актуализации данных, содержащихся в нем.

 

Глава 3. организация процесса управления рисками

 

3.1. В рамках организации системы управления рисками фонд должен организовать процесс управления рисками, в который включаются в том числе следующие действия.

3.1.1. Организация управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов (в том числе выбор управляющей компании, кредитной организации для открытия счетов фонда, выбор активов для размещения средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов) на принципах разумности, добросовестности и с должной степенью осмотрительности исключительно в интересах застрахованных лиц и участников соответственно. Организация управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов не должна допускать размещение средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов в активы, не соответствующие интересам застрахованных лиц и участников. Сделки в рамках размещения средств пенсионных накоплений или пенсионных резервов должны заключаться на наилучших доступных для фонда условиях на момент заключения сделки.

3.1.2. Выбор управляющей компании и определение перечня активов, в которые может инвестировать управляющая компания в соответствии с внутренними документами фонда, содержащими критерии такого выбора (в том числе требования к опыту и результатам управления активами, инвестирование в которые будет предусмотрено договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений и (или) договором доверительного управления средствами пенсионных резервов с управляющей компанией).

3.1.3. Определение объема средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, передаваемых в доверительное управление конкретной управляющей компании, в соответствии с внутренними документами фонда, содержащими критерии и факторы, определяющие объем средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, передаваемых в доверительное управление управляющей компании.

3.1.4.  Регулярная (но не реже одного раза в квартал) оценка эффективности управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов, проверка соответствия управляющей компании требованиям, установленным фондом к управляющей компании на этапе ее выбора, в соответствии с внутренними документами фонда, содержащими критерии такой оценки, основанные на достигнутых, в том числе управляющей компанией, показателях доходности средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов фонда, скорректированных с учетом принятых рисков.

3.1.5. Принятие мер по повышению эффективности управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов управляющими компаниями, признанными фондом неэффективными в соответствии с внутренними документами фонда, которые могут включать в том числе пересмотр условий договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договоров доверительного управления средствами пенсионных резервов с такими управляющими компаниями (в том числе пересмотр инвестиционной декларации, размера вознаграждения управляющей компании) или расторжение указанных договоров.

3.1.6.   Обеспечение управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов фонда в соответствии с внутренними документами фонда, пересматриваемыми с учетом результатов измерения фондом рисков, а также реестра рисков, но не реже одного раза в год и определяющими в том числе:

активы, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов фонда, цели управления такими активами;

виды допустимых сделок с активами, в которые могут размещаться средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов фонда, ограничения на условия сделок с ними;

целевую доходность (доходность активов фонда, необходимую для достижения целей, определенных в стратегии развития фонда);

структуру активов, отражающую целевое (оптимальное) соотношение целевой доходности и рисков, которые фонд готов принимать в долгосрочной перспективе (далее – целевая структура активов фонда);

допустимые отклонения структуры активов фонда от целевой структуры активов фонда и порядок приведения структуры активов фонда к целевой структуре активов фонда в случае ее отклонения от указанных допустимых отклонений;

порядок установления фондом ограничений рисков;

ограничения рисков;

порядок выявления нарушения ограничений рисков и порядок их устранения.

Целевая структура активов фонда должна соответствовать принципам инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов и способствовать максимизации доходности инвестиционных портфелей с учетом ограничений рисков, в том числе инвестиционных рисков и рисков, связанных со смертностью и половозрастной структурой застрахованных лиц и участников.

3.1.7. Проверка соответствия приобретенного либо приобретаемого актива (в том числе его цены) требованиям законодательства Российской Федерации и внутренних документов фонда с учетом информации, доступной на момент проверки и способной оказать влияние на принятие фондом решения о приобретении или продаже актива (в том числе информации о существенных фактах, предусмотренной Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 2001, № 33, ст. 3424; 2002, № 52, ст. 5141; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3225; 2005, № 11, ст. 900; № 25, ст. 2426; 2006, № 1, ст. 5; № 2, ст. 172; № 17, ст. 1780; № 31, ст. 3437; № 43, ст. 4412; 2007, № 1, ст. 45; № 18, ст. 2117;22, ст. 2563; № 41, ст. 4845; № 50, ст. 6247; 2008, № 52, ст. 6221; 2009, № 1, ст. 28; № 18, ст. 2154; № 23, ст. 2770; № 29, ст. 3642; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6428; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4193; № 41, ст. 5193; 2011, № 7, ст. 905; № 23, ст. 3262; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7040; № 50, ст. 7357; 2012, № 25, ст. 3269; № 31, ст. 4334; № 53, ст. 7607; 2013, № 26, ст. 3207; № 30, ст. 4043, ст. 4082, ст. 4084; № 51, ст. 6699; № 52, ст. 6985; 2014, № 30, ст. 4219; 2015, № 1, ст. 13; № 14, ст. 2022; № 27, ст. 4001; № 29, ст. 4348, ст. 4349, ст. 4357; 2016, № 1, ст. 81). Проверка приобретенного или приобретаемого актива должна осуществляться по мере необходимости (по мере поступления соответствующей информации и (или) раскрытия информации о существенных фактах), но не реже одного раза в квартал.

3.2. В рамках процесса управления рисками фонд должен обеспечить отсутствие противоречия между инвестиционными декларациями и внутренними документами фонда, а также наличие в фонде и учет при принятии решений, связанных с осуществляемой им деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, следующей информации:

о целях приобретения каждого актива, входящего в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов (включая обоснование соответствия владения таким активом интересам застрахованных лиц или участников);

об условиях инвестирования в актив (в том числе содержащихся в проспекте эмиссии ценных бумаг, депозитном договоре, правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, в договоре, являющемся производным финансовым инструментом);

о ключевых финансовых показателях актива (в том числе содержащихся в финансовой отчетности эмитента ценных бумаг, банка, в котором размещается депозит, или контрагента по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, справке о стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда);

об ожидаемой доходности актива, входящего в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов (с указанием исходных данных, в соответствии с которыми определялась ожидаемая доходность и порядок ее определения);

о целесообразности приобретения каждого актива, входящего в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов, по сравнению с альтернативными вариантами вложения средств в аналогичные активы с сопоставимыми рисками;

о предельных сроках владения каждым активом, входящим в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов (или о намерении удерживать актив до погашения), о предполагаемых событиях, которые могут привести к существенному изменению его стоимости, прогнозе денежных потоков от владения им в течение планируемого срока владения (включая прогноз изменения денежных потоков в результате реализации рисков и обоснование таких прогнозов);

об управлении каждым активом, входящим в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов, в случае реализации рисков;

иной информации, которая повлияла и (или) способна повлиять на принятие решения о приобретении или продаже актива, входящего в состав средств пенсионных накоплений или средств пенсионных резервов.

 

Глава 4. измерение и оценка рисков

 

4.1. Измерение и оценка совокупных принятых рисков должны осуществляться в соответствии с порядком, определяемым внутренними документами фонда и пересматриваемыми по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

4.2.  Измерение и оценка отдельных принятых рисков, включенных в реестр рисков, должны осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

4.3.  Для измерения совокупных принятых рисков фонд проводит стресстестирование на предмет достаточности активов фонда для исполнения фондом своих обязательств перед вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, Агентством по страхованию вкладов в полном объеме и в установленный срок (далее – достаточность активов).

4.4. Стресстестирование проводится в порядке, предусмотренном во внутренних документах фонда, содержащих описание используемых сценариев стресстестирования и порядок расчета изменения стоимости активов и величины обязательств фонда при наступлении событий, составляющих сценарий (далее – реализация сценария), пересматриваемых при изменениях рыночных условий, которые могут повлиять на сценарии стресстестирования или на порядок расчета изменения стоимости активов и величины обязательств фонда при реализации сценария, но не реже одного раза в год.

4.5. Стресстестирование должно проводиться в случае изменения состава и структуры активов и обязательств фонда, планирования фондом изменений состава и структуры активов и обязательств фонда в случае приобретения, продажи активов или при изменении рыночных условий, приводящих к изменению объема или состава рисков, но не реже одного раза в квартал.

4.6.  Стресстестирование должно проводиться на основании состава и структуры активов и обязательств фонда, сформированных на расчетную дату, в срок, не превышающий одного календарного месяца с расчетной даты.

4.7. Сценарии должны включать неблагоприятные (то есть приводящие к снижению стоимости активов, составляющих имущество фонда, и (или) росту обязательств фонда) редкие, но возможные события. События сценария не должны быть взаимоисключающими.

4.8. Фонд должен проводить стресстестирование с использованием в том числе сценариев изменения рыночных условий и реализации риска недостаточности ликвидности, а также разработанных Банком России сценариев, информация о которых размещается на официальном сайте Банка России в информационнотелекоммуникационной сети “Интернет”.

Сценарий изменения рыночных условий должен охватывать период не менее трех лет с даты проведения стресстестирования и предусматривать неблагоприятное изменение экономической конъюнктуры в течение этого периода. Сценарий изменения  рыночных  условий  может  включать снижение темпов экономического роста или увеличение уровня безработицы, инфляции, рост процентных ставок или падение фондовых индексов, изменение  курсов  валют,  снижение  кредитных рейтингов или неисполнение обязательств крупнейшими контрагентами или эмитентами ценных бумаг, снижение стоимости недвижимости или цен на нефть.

Сценарий реализации риска недостаточности ликвидности должен охватывать период не менее трех месяцев с даты проведения стресстестирования и предусматривать снижение возможности привлечения средств для исполнения обязательств в течение этого периода. Сценарий реализации риска недостаточности ликвидности может включать значительное снижение спроса на активы или предъявление требований о дополнительном обеспечении по заключенным сделкам.

Сценарии изменения рыночных условий и не менее одного из сценариев реализации риска недостаточности ликвидности не должны учитывать поступление в фонд пенсионных взносов и страховых взносов в течение охватываемого сценарием периода.

4.9. Расчет изменения стоимости активов фонда при реализации сценария должен учитывать события сценария, ранее наблюдаемые взаимосвязи между ценами активов (величинами обязательств) и событиями сценария и быть экономически обоснован.

4.10. Если в результате стресстестирования при реализации сценария выявлена недостаточность активов для исполнения обязательств фонда, фонд должен в течение одного месяца утвердить внутренний документ – план мероприятий, направленных на достижение достаточности активов (далее – план мероприятий), направить план мероприятий в течение трех дней со дня его утверждения в уведомительном порядке в Банк России и осуществлять исполнение плана мероприятий.

План мероприятий может включать изменение состава и структуры активов и (или) обязательств фонда, увеличение объема собственных средств (имущества для обеспечения уставной деятельности) фонда.

 

Глава 5. Заключительные положения

 

5.1. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования1.

5.2. Фонд должен привести свою деятельность в соответствие с требованиями абзацев первого и второго пункта 1.1, пунктов 1.2–1.9 и требованиями главы 2 настоящего Указания в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Указания, в соответствие с требованиями абзаца третьего пункта 1.1 и требованиями главы 3 настоящего Указания – в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указания, а в соответствие с требованиями абзацев четвертого и пятого пункта 1.1 и требованиями главы 4 настоящего Указания – в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего Указания.

 

 

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации                        Э.С. НАБИУЛЛИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________

1Официально опубликовано на сайте Банка России 10.08.2016.

 


Информация по документу
Читайте также