Расширенный поиск

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 26.05.2017 № 201

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО   ЧУКОТСКОГО  АВТОНОМНОГО  ОКРУГА

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

от 26 мая 2017 года № 201                                            г. Анадырь

 

Об утверждении Положения о региональной системе независимой оценки качества образования Чукотского автономного округа

 

 

В соответствии со статьями 95, 95.1, 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», в целях реализации мероприятия 5.1 «Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества» приложения 4 Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 и развития системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствования управления качеством образования в Чукотском автономном округе, Правительство Чукотского автономного округа

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить Положение о региональной системе независимой оценки качества образования Чукотского автономного округа согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (Боленков А.Г.).

 

 

 

Председатель Правительства                                           Р.В. Копин

 

 

 

Приложение

к Постановлению Правительства

Чукотского автономного  округа

от 26 мая 2017 года № 201

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональной системе независимой оценки качества образования

Чукотского автономного округа

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Положение о региональной системе независимой оценки качества образования Чукотского автономного округа (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497, и определяет основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования в Чукотском автономном округе, а также ее структуру, порядок проведения мониторинга и независимой оценки качества образования.

1.2. Деятельность региональной системы независимой оценки качества образования Чукотского автономного округа строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чукотского автономного округа, регламентирующими реализацию всех процедур независимой оценки качества образования.

1.3. Положение распространяется на образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

1) качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;

2) независимая оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых актах системе требований к качеству образования;

3) региональная система независимой оценки качества образования (далее – РСНОКО) - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;

4) экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;

5) измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (проверочных работ, тестов, анкет), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

 

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования

региональной системы независимой оценки качества образования

 

2.1. РСНОКО направлена на обеспечение федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

2.2. Целями РСНОКО являются обеспечение контроля за качеством образования, совершенствование управления им, получение и предоставление достоверной и объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

2.3. Основными задачами РСНОКО являются:

1) формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования Чукотского автономного округа;

3) разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования;

4) определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

5) выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;

6) повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования по вопросам обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных организаций, аттестации руководящих и педагогических работников, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся;

7) реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.

2.4. В основу РСНОКО положены принципы:

1) соблюдения преемственности и традиций российской системы образования;

2) реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

3) открытости, прозрачности процедур независимой оценки качества образования;

4) инструментальности и технологичности используемых показателей, минимизации их количества с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

5) методического сопровождения оценочных процедур в образовании;

6) доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

7) повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа.

2.5. Основные функции РСНОКО:

1) организационно-методическое сопровождение оценочных процедур в образовании;

2) информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития различных уровней систем образования;

3) обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, общественных организаций и средств массовой коммуникации (далее - СМИ), родители, широкая общественность) информацией о развитии региональной и муниципальной независимых систем образования, а также отдельных образовательных учреждений, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.

 

3. Составляющие региональной независимой

системы оценки качества образования

 

3.1. Организационно-функциональная структура РСНОКО включает:

1) Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа;

2) отдел оценки и контроля качества образования Управления надзора и контроля качества образования Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (далее – Отдел оценки и контроля качества образования);

3) Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт  развития образования и повышения квалификации»;

4) муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации.

3.2. Функционирование РСНОКО предполагает разделение полномочий организационных структур, выполняющих специальные задачи в сфере независимой оценки качества образования.

3.3. Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа:

1) формирует единые концептуальные подходы к независимой оценке качества образования;

2) разрабатывает нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование РСНОКО;

3) осуществляет в установленном порядке контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования образовательными организациями, расположенными на территории Чукотского автономного округа, а также муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования;

4) обеспечивает реализацию процедур контроля и независимой оценки качества образования, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х, 11-х (12-х) классов образовательных организаций;

5) координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами независимой оценки качества образования;

6) определяет состояние и тенденции развития региональной системы независимой оценки качества образования;

7) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных организаций, расположенных на территории Чукотского автономного округа, по всем реализуемым ими образовательным программам;

8) осуществляет аттестацию руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных оргнизаций;

9) принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования в Чукотском автономном округе;

10) публикует информацию о качестве образования в Чукотском автономном округе в средствах массовой информации, на официальных сайтах Чукотского автономного округа и Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.4. Отдел оценки и контроля качества образования осуществляет:

1) организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации выпускников 11-х (12-х) классов в форме единого государственного экзамена и выпускного государственного экзамена;

2) организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в форме основного государственного экзамена и выпускного государственного экзамена;

3) организационно-методическое и технологическое сопровождение проведения процедур независимой оценки качества образования по выявлению учебных достижений обучающимися по отдельным учебным предметам разных уровней обучения;

4) сбор и анализ результатов независимой оценки качества образования;

5) формирование и ведение базы данных показателей качества образования;

6) формирование и ведение банка контрольно-измерительных материалов для проведения независимой оценки качества образования обучающихся разных уровней образования по отдельным учебным предметам;

7) предоставление информации о качестве образования по запросам.

3.5. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Чукотского автономного округа «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» осуществляет:

1) научно-методическое обеспечение независимой оценки качества образования в округе (разрабатывает методики оценки качества образования);

2) разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих качество образования), а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования;

3) составляет инструментарий для проведения независимой оценки качества образования по отдельным предметам разных уровней образования;

4) организационно-методическое сопровождение процедур лицензирования и аккредитации общеобразовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников.

3.6. Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования осуществляют передачу информации на региональный уровень о (об):

1) предоставлении общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

2) организации предоставления дополнительного образования детям;

3) общедоступного бесплатного дошкольного образования.

3.7. Образовательные организации осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся.

3.8. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении обмена информацией между организационными структурами РСНОКО, осуществляется посредством соответствующих нормативных правовых актов Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа.

3.9. Согласованная работа всех организационных структур РСНОКО позволяет обеспечивать государственный образовательный стандарт общего образования и осуществлять образовательную деятельность в соответствии:

1) с мировыми и общероссийскими тенденциями развития образования;

2) мировыми и общероссийскими стандартами и образцами качества образования;

3) мировыми и общероссийскими стандартами содержания и структуры образования;

4) международными и общероссийскими процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

 

4. Организация и технология региональной системы

независимой оценки качества образования

 

4.1. Оценка качества образования предполагает:

1) оценку учебных и внеучебных достижений обучающихся;

2) оценку результатов деятельности педагогических работников;

3) оценку качества деятельности образовательной организации;

4) оценку качества деятельности муниципальной системы образования;

5) оценку качества системы образования Чукотского автономного округа в целом.

4.2. Предусматривается три уровня организации оценки качества образования:

1) уровень образовательной организации - качество деятельности образовательной организации (учебные и внеучебные достижения обучающихся, результаты деятельности педагогов, качество условий, качество оказания услуг);

2) муниципальный уровень - качество деятельности системы образования отдельного муниципалитета;

3) региональный уровень - качество системы образования Чукотского автономного округа.

4.3. Оценка качества образования на каждом уровне осуществляется на основе системы показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). Используемая для оценки качества образования система показателей и индикаторов сопоставима с международными аналогами стандартами качества и с федеральными аналогами всеобщего управления качеством.

Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования и вариативную составляющую.

4.4. Требования к системе показателей и индикаторов:

1) полнота охвата в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;

2) необходимость и достаточность (система показателей должна быть построена таким образом, чтобы они не дублировали друг друга и в целом обеспечивали получение полной информации по всем уровням системы оценки качества);

3) оперативность (система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений);

4) однозначность интерпретации значений показателей (информация, которую отражают показатели, не должна допускать возможности многозначного ее толкования для эффективного принятия стратегических и оперативных управленческих решений);

5) соответствие международным стандартам и общероссийской системе оценки качества образования (при прочих равных условиях содержание и форма представления индикатора (показателя) должны обеспечивать сопоставимость и сводимость получаемой на его основе статистической информации);

6) доступность (по возможности, индикаторы должны быть представлены в составе регулярных федеральных статистических наблюдений, статистики, собираемой в регионах);

7) цикличность (индикаторы должны обеспечивать возможность создания системы стратегического и оперативного планирования, системы прогнозирования развития отрасли).

4.5. Конкретный набор системы индикаторов (показателей) определяется приоритетами государственной (региональной) образовательной политики и запросами других заказчиков и потребителей образовательных услуг в округе и корректируется ежегодно.

4.6. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

4.7. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными правовыми актама Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

4.8. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на независимую оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

4.9. Региональная система независимой оценки качества образования включает следующие компоненты:

1) систему сбора и первичной обработки данных;

2) систему анализа и оценки качества образования;

3) систему адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.

Каждый из компонентов, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания.

4.10. Система сбора и первичной обработки данных представляет собой единое для отрасли информационное пространство, в которое включены все организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Структура, формат собираемых данных, порядок сбора информации определяются соответствующими регламентами деятельности составляющих РСНОКО инфраструктур, циклограммой сбора информации.

4.11. Основными информационными источниками данных выступают:

1) процедуры лицензирования, государственной аккредитации учреждений и организаций образования;

2) государственная итоговая аттестация выпускников 9-х, 11-х (12-х) классов;

3) мониторинговые исследования достижений обучающихся по отдельным предметам на различных ступенях обучения;

4) социологические исследования в системе образования;

5) процедуры текущего контроля образовательных организаций;

6) образовательные достижения учащихся, мониторинг и диагностика обученности;

7) процедуры аттестации педагогов и руководящих работников образовательных организаций;

8) конкурсы профессионального мастерства;

9) данные федеральных мониторингов качества образования;

10) данные контрольных проверок соблюдения законодательства в сфере образования;

11) данные Всероссийских проверочных работ, Национальных исследований качества образования, исследования компентенции учителей.

4.12. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

4.13. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, формы представления информации в рамках РСНОКО, порядок доступа к получению информации в рамках РСНОКО устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа.

4.14. Система анализа и оценки качества образования предполагает стандартизацию показателей оценки качества применительно к каждому уровню РСНОКО.

Для осуществления аналитической работы, интерпретации данных в целях разработки программ развития образовательных систем различного уровня.

Для анализа системы общего образования и представления различным группам пользователей используются методики интерпретации первичных данных образовательной статистики.

4.15. Система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.

Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном уровнях.

Информация о качестве образования публикуется в ежегодных докладах соответствующего уровня и размещается на официальном сайте Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа.

Ежегодно издаются информационно-аналитические сборники по итогам проведения независимой оценки качества образования на территории Чукотского автономного округа (единый государственный экзамен, основного государственный экзамен, достижения обучающихся разных уровней образования, Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования, исследования компентенции учителей).

Характер и формат информации о качестве образования и процедурах его оценки определяются:

направленностью на группы потенциальных потребителей услуг РСНОКО, имеющих собственные потребности в отношении качества образования;

уровнями готовности различных целевых групп к восприятию такого рода текстов:

публичный аналитический доклад - для заинтересованных непрофессионалов;

серия популярных статей в СМИ - для населения округа;

брошюра с более обстоятельным изложением выявленных фактов и закономерностей - для регионального педагогического сообщества.

4.16. Оценка качества образования в Чукотском автономном округе может проводиться по инициативе:

1) Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (для принятия решений о лицензировании и аккредитации подведомственных учреждений образования, изменении их статуса, о необходимости создания условий для обеспечения качества образования);

2) муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования (для принятия решений о софинансировании программ развития образовательных организаций, реализующих образовательные программы на территории муниципального образования);

3) образовательных организаций (для принятия решений об организации мероприятий по профориентации старшеклассников, о выборе профиля на старшей ступени обучения);

4) общественных и профессиональных объединений, физических лиц (для принятия решений о выборе дошкольных и общеобразовательных организаций, о выборе профессиональных образовательных программ).

4.17. Периодичность проведения процедур независимой оценки качества образования устанавливается соответствующим графиком, утверждаемым Департаментом образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа.

 

5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования

 

5.1. РСНОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных организаций в качестве экспертов.

5.2. РСНОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.

5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает:

1) соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретной образовательной организации, социальным ожиданиям и интересам общества;

2) формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;

3) развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:

1) качество образования, обеспечиваемого образовательной организацией, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся;

2) общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый конкретной образовательной организацией;

3) условия, созданные в образовательной организации в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья обучающихся.

5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает:

1) соответствие требований, предъявляемых к качеству образования, современным тенденциям развития образования;

2) формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся;

3) развитие сетевого взаимодействия в рамках системы повышения квалификации.

5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:

1) качество образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических материалов;

2) эффективность управления образовательными системами (образовательными организациями, муниципальной системой образования, региональной системой образования);

3) условия, созданные в образовательной организации в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических работников, повышения их профессионального мастерства;

4) условия, созданные для реализации программ дополнительного образования, реализация индивидуальных запросов обучающихся.

5.7. Доведение информации до общественности о результатах независимой оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования на региональном и муниципальном уровнях.


Информация по документу
Читайте также