Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2016 № 1056-рп



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 1056-рп

 

30 декабря 2016 г.                       г. Хабаровск

 

Об утверждении программы "Обеспечение оказания скорой

специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим

в труднодоступных районах Хабаровского края, с применением

авиации"

 

В целях реализации приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам "Санитарная авиация", утвержденного протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. N 9:

Утвердить прилагаемую программу "Обеспечение оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Хабаровского края, с применением авиации".

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением

Правительства Хабаровского края

от 30 декабря 2016 г. N 1056-рп

 

ПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РАЙОНАХ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, С ПРИМЕНЕНИЕМ АВИАЦИИ"

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

"Обеспечение оказания скорой специализированной медицинской

помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах

Хабаровского края, с применением авиации"

 

Наименование программы

Обеспечение оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Хабаровского края, с применением авиации (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа Правительства Хабаровского края, ответственного за разработку и утверждение программы

министерство здравоохранения края

Участники-соисполнители Программы

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство информационных технологий и связи края;

администрация г. Комсомольска-на-Амуре (по согласованию);

Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию)

Сроки реализации программы

2017 - 2019 годы

Цель программы

увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, в 2017 году до 71 процента; в 2018 году - до 83,5 процента; в 2019 году - до 90 процентов

Задачи программы

создание региональной системы оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна (вертолета), произведенного на территории Российской Федерации не ранее 01 января 2014 г. (далее - новое воздушное судно), оснащенного медицинским модулем;

строительство/реконструкция вертолетной посадочной площадки при медицинской организации;

внедрение современных информационных систем в здравоохранение (организация телемедицинских консультаций)

Основные мероприятия программы

организация оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна, оснащенного медицинским модулем;

разработка и внедрение схем маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях, в том числе создание картографических материалов;

строительство вертолетной посадочной площадки при медицинской организации краевом государственном бюджетном учреждении "Городская больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края г. Комсомольска-на-Амуре;

внедрение современных информационных технологий для создания и развития телемедицинского консультирования

Объемы и источники финансирования программы

Прогнозный объем финансирования Программы составляет 776,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2017 - 251,3 млн. рублей

2018 - 277,6 млн. рублей

2019 - 247,6 млн. рублей, в том числе по мероприятиям:

организация оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием нового воздушного судна, оснащенного медицинским модулем, - 735,4 млн. рублей, в том числе годам:

2017 - 243,2 млн. рублей;

2018 - 246,1 млн. рублей;

2019 - 246,1 млн. рублей;

строительство/реконструкция вертолетной посадочной площадки при медицинской организации - 33,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2017 - 3,5 млн. рублей;

2018 - 30,0 млн. рублей;

внедрение современных информационных систем в здравоохранение для создания и развития телемедицинского консультирования - 7,6 млн. рублей, в том числе по годам:

2017 - 4,6 млн. рублей;

2018 - 1,5 млн. рублей;

2019 - 1,5 млн. рублей;

В разрезе указанных мероприятий за счет субсидий федерального бюджета <1>

Средств краевого бюджета - 768,9 млн. рублей, в том числе:

2017 - 246,7 млн. рублей;

2018 - 276,1 млн. рублей;

2019 - 246,1 млн. рублей;

средства Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования - 7,6 млн. рублей, в том числе

2017 - 4,6 млн. рублей;

2018 - 1,5 млн. рублей;

2019 - 1,5 млн. рублей

Основные показатели реализации программы

снижение младенческой смертности к 2019 году до 6,4 случая на 1 000 родившихся живыми и к 2025 году до 6,0 случаев на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 546,7 случая на 100 тысяч населения, к 2025 году до 538,8 на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от болезней кровообращения к 2019 году до 630,4 на 100 тыс. населения и к 2025 году до 622,4 на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от травм к 2019 году до 118,1 на 100 тыс. населения и к 2025 году до 115,8 на 100 тыс. населения;

увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, к 2019 году до 62,8% и к 2025 году до 72,9%, в том числе по нозологиям:

острое нарушение мозгового кровообращения к 2019 году до 65%, к 2025 году до 70%;

инфаркт миокарда к 2019 году до 80% и к 2025 году до 85%;

неантологическая патология, требующая экстренной медицинской помощи, к 2019 году до 36%, к 2025 году до 40%;

комбустиология к 2019 году до 63%, к 2025 году до 64%;

травмы различной этиологии к 2019 году до 51%, к 2025 году до 52%, в том числе

при дорожно-транспортных происшествиях к 2019 году до 42,5% и к 2025 году до 37,2%;

количество вертолетных площадок при медицинских организациях - 1 единица

 

--------------------------------

<1> Средства федерального бюджета будут уточнены после выхода распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации, с применением воздушных судов

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее

решения программными методами

 

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на развитие оказания скорой специализированной медицинской помощи с использованием санитарной авиации.

Программа разработана в соответствии с решением Президиума государственного Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. N 9).

 

1.1. Демографическая ситуация. Показатели здоровья населения Хабаровского края

Хабаровский край во многих аспектах является специфичным регионом с жесткими климатическими условиями. Площадь территории края составляет 4,6 процента территории России и 21,7 процента Дальневосточного Федерального округа. Край простирается с севера на юг на 1 800 километров.

Численность постоянного населения 1,3 млн. человек, из которых более 64 процентов проживает в двух городских округах "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре" и 17 муниципальных районах.

Почти 80 процентов территории края относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. На этих территориях проживает 43 процента населения. Плотность населения составляет 1,7 человека на один квадратный километр, что почти в пять раз меньше, чем в среднем по России.

Протяженность железных дорог на 1000 кв. км территории края составляет 2,7 км против 50 км по Российской Федерации, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 7,4 км против 37 км.

Динамика изменения демографической ситуации в крае характеризуется как устойчиво положительная.

 

Демографические показатели

 

Наименование показателя

Единица измерения

Годы

2013

2014

2015

январь - июнь 2016

1

2

3

4

5

6

Рождаемость

случаев на 1 000 населения

13,9

14,0

14,3

13,2

Общая смертность

случаев на 1 000 населения

13,6

13,3

13,4

13,3

Смертность от болезней системы кровообращения снизилась

- " -

764,7

694,5

661,7

650,7

Смертность от новообразований

- " -

199,6

191,3

203,5

195,6

Смертность от туберкулеза

- " -

20,4

16,7

16,6

14,2

Смертность от болезней органов дыхания

- " -

53,3

61,2

54,2

48,5

Смертность от болезней органов пищеварения

- " -

79,3

88,3

84,3

87,7

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

- " -

14,2

12,1

12,1

7,7

Младенческая смертность

случаев на 1 000 родившихся живыми

12,1

9,6

6,4

5,7

 

В условиях суженного воспроизводства поколений решающее значение играет продолжительность и качество жизни населения.

Несмотря на положительную динамику, показатели смертности по основным классам причин и продолжительность жизни населения в крае не достигают среднероссийских значений.

Показатель продолжительности жизни в 2015 году составил 68,72 года и вырос по сравнению с 2014 годом на 0,71 года.

В то же время целевой показатель "дорожной карты", составляющий в 2015 году 69,2 года, в крае не достигнут.

Структура общей заболеваемости населения в целом коррелирует со структурой общей смертности и определяется болезнями системы кровообращения, органов дыхания, злокачественными новообразованиями.

 

Структура заболеваемости населения Хабаровского края

 

Классы болезней МКБ-10

Единица измерения

Годы

2013

2014

2015

1

2

3

4

5

ВСЕГО

случаев на 100. тыс. населения

133 526,5

129 025,8

129 665,2

Инфекционные и паразитарные болезни

- " -

5 477,6

5 226,01

5 260,7

Новообразования

- " -

3 840,9

3 749,3

4 002,1

Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм

случаев на 100 тыс. населения

658,7

635,87

671,6

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

- " -

5 297,6

5 278,29

5 464,3

Психические расстройства и расстройства поведения

- " -

4 608,6

4 565,42

4 534,1

Болезни нервной системы

- " -

2 683,8

2 548,56

2 568,1

Болезни глаза и его придаточного аппарата

- " -

8 245,1

7 794,51

7 524,3

Болезни уха и сосцевидного отростка

- " -

3 856,9

3 539,4

3 278,0

Болезни системы кровообращения

- " -

16 572,6

15 958,8

16 791,8

Болезни органов дыхания

- " -

35 332,5

34 294,2

34 826,7

Болезни органов пищеварения

- " -

8 961,5

8 884,8

8 860,8

Болезни кожи и подкожной клетчатки

- " -

6 834,0

6 120,0

6 121,7

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани

- " -

9 568,3

9 265,6

9 352,9

Болезни мочеполовой системы

- " -

8 116,3

7 857,3

7 432,1

Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения

- " -

562,5

529,0

552,4

Травмы, отравления и некоторые другие последствия внешних причин

- " -

9 358,5

9 358,5

9 286,6

 

Уровень общей заболеваемости за три последних года снизился на 2,9 процента и составил в 2015 году 129 665,2 случая на 100 тыс. населения.

В структуре общей заболеваемости в 2015 году на первом месте - болезни органов дыхания (30%), на втором - заболевания системы кровообращения (13%), на третьем месте - болезни костно-мышечной системы (7,2).

Среди детей до 14 лет общая заболеваемость продолжает снижаться, в 2015 году снижение показателя составило 0,3% по отношению к уровню 2014 года.

Основное место в структуре заболеваемости детей и подростков занимают болезни органов дыхания (60 и 33,3% соответственно). На втором месте у детей и подростков - болезни органов пищеварения (5 и 10% соответственно); на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки (5 процентов), у подростков - травмы и отравления (12%).

При этом устойчиво сохраняется роль факторов, характеризующих образ жизни населения, таких как табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя.

Как и в целом по Российской Федерации, основным фактором формирования болезней системы кровообращения, в том числе ишемической болезни сердца, является возраст.

Среди лиц старше трудоспособного возраста этот показатель (43 065,44 на 100 000 соответствующего возраста) в 3,7 раза выше, чем среди взрослого населения трудоспособного возраста (11 733,51 на 100 тыс. населения соответствующего возраста).

В структуре болезней системы кровообращения среди взрослого населения в 2015 году на первом месте стоят болезни, характеризующиеся повышенным артериальным давлением, - 8 772,9 на 100 тыс. (в 2014 г. - 8 220,5 на 100 тыс. взрослого населения), на втором - цереброваскулярные болезни - 4317,29 на 100 тыс. взрослого населения (2014 год - 4 348,97), на третьем - ишемическая болезнь сердца - 4 043,97 на 100 тыс. взрослого населения (в 2014 г. - 3 982,7 на 100 тыс.).

С целью снижения заболеваемости и смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы в крае организована работа сосудистых центров, что позволило оказать медицинскую помощь почти 7 тыс. больным с острым коронарным синдромом и мозговыми инсультами.

В крае оказывают медицинскую помощь 113 врачей-кардиологов (количество ставок кардиологического профиля в учреждениях здравоохранения - 194,75).

Обеспеченность врачами-кардиологами составила 0,85 на 10 тыс. населения, врачами-кардиохирургами - 0,26 на 10 тыс. населения.

Укомплектованность врачами-кардиологами амбулаторного звена в 2015 году составила 59 процентов, стационаров - 58 процентов.

Укомплектованность врачами-кардиохирургами в стационаре - 61 процент, врачей рентгенэндохирургических методов диагностики и лечения - 83 процента.

В крае в 2015 году на 411 кардиологических койках пролечено 13 632 больных, в 2014 году на 417 кардиологических койках оказана медицинская помощь 13 612 больным. Таким образом, число пролеченных больных, несмотря на сокращение коечного фонда на 6 коек, не изменилось.

Во всех учреждениях здравоохранения организовано лечение больных с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения в строгом соответствии с трехуровневой системой оказания медицинской помощи.

За счет улучшения качества диагностики и должной организации медицинской помощи улучшилась выявляемость ишемической болезни сердца на 1,5 процента (с 3982,7 на 100 тыс. населения в 2014 г. до 4044,3 на 100 тыс. населения в 2015 г.), распространенность цереброваскулярных болезней снижена на 0,7 процента (с 4349,0 до 4317,3).

 

1.2. Сеть учреждений здравоохранения Хабаровского края

В крае завершена работа по реструктуризации и реорганизации неэффективных учреждений здравоохранения, проводимая по принципу 1 муниципальный район - 1 центральная районная больница, при этом была сохранена действующая структура здравоохранения в виде филиальной сети (ФАПы, амбулатории, участковые больницы). В настоящее время в крае работает 88 учреждений здравоохранения краевого подчинения, из них 18 районных больниц, в состав которых входят 55 амбулаторий, 179 ФАПов.

Таким образом, с учетом сохраненной филиальной сети учреждений здравоохранения и транспортной инфраструктуры в крае сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению.

Маршрутизация пациентов определена с учетом транспортной доступности, проведено квотирование медицинских услуг.

Скорая медицинская помощь (далее - СМП) является самым массовым и доступным видом медицинской помощи населению.

За медицинской помощью по поводу экстренных состояний ежегодно обращается каждый третий житель Хабаровского края. Из них госпитализируются в стационарные учреждения здравоохранения только 23,7 процента.

Структура ранжирования по трем видам выездных бригад (врачебные выездные, специализированные, фельдшерские), существующая в крае, является оптимальной моделью организации скорой медицинской помощи и соответствует действующему законодательству.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Сеть учреждений скорой медицинской помощи в крае включает:

- две самостоятельные станции в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре;

- 44 структурных подразделения в виде отделений скорой медицинской помощи в составе центральных районных (районных) больниц.

 

1.3. Оказание первичной медико-санитарной помощи в выездных формах

С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению края учреждениями здравоохранения края продолжено оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в выездных формах (далее - выездная работа).

В 2016 году выездные формы оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи населению муниципальных районов края в соответствии с утвержденным закреплением осуществлялись специалистами мобильных медицинских бригад учреждений здравоохранения в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 декабря 2016 г. N 467-пр (далее - терпрограмма).

В 2016 г. в районы края осуществлен 271 выезд мобильных медицинских бригад краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Осмотрено 35,2 тыс. человек, в том числе 15,5 тыс. детей, им проведено 79,4 тыс. медицинских осмотров (посещений), 33,2 тыс. диагностических исследований.

В рамках терпрограммы передвижному консультативно-диагностическому центру "Терапевт Матвей Мудров" негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая поликлиника на ст. Хабаровск-1 ОАО "РЖД" (далее - ПКДЦ "Терапевт Матвей Мудров") определено государственное задание по оказанию медицинской помощи жителям муниципальных районов Хабаровского края, проживающим в малых населенных пунктах, расположенных вдоль железнодорожной магистрали Дальневосточной железной дороги. В 2016 году ПКДЦ "Терапевт Матвей Мудров" сделано 6 выездов в 9 муниципальных районов края (Верхнебуреинский, Солнечный, Комсомольский, Амурский, район им. Лазо, Бикинский, Вяземский, Советско-Гаванский и Ванинский). Осмотрено 9 588 человек, в том числе 2059 детей, 9,6 тыс. диагностических исследований.

В целях оказания профилактической медицинской помощи населению, проживающему в населенных пунктах, расположенных в бассейне реки Амур, осуществляется выезд медицинской бригады краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Территориальный консультативно-диагностический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края с использованием речного транспорта (теплоход "Здоровье") в Комсомольский, Ульчский и имени Полины Осипенко муниципальные районы.

В 2016 году теплоход "Здоровье" посетил 31 малочисленный труднодоступный населенный пункт.

Специалистами мобильной бригады проведены осмотры 4 295 человек, в том числе 1 642 ребенка, 315 беременных. Выявлено 11 377 заболеваний, в том числе 3 389 впервые, из них 16 случаев туберкулеза, 4 случая онкологических заболеваний, 4 пневмонии. 1 588 пациентам назначено лечение для проведения в амбулаторных условиях, 271 пациенту рекомендовано проведение курса лечения в стационаре.

 

1.4. Оказание скорой специализированной медицинской помощи населению Хабаровского края с применением санитарной авиации

Санитарная авиация в Хабаровском крае существует более 50 лет. В системе здравоохранения Хабаровского края санитарная авиация занимает одно из ведущих мест в организации оказания скорой специализированной медицинской помощи населению. Необходимость санитарной авиации, ее дальнейшее развитие обусловлено и продиктовано рядом особенностей края, в числе которых: значительная протяженность края, географические, ландшафтные и климатические особенности, труднодоступность и отдаленность населенных пунктов, неразвитость дорожно-транспортной инфраструктуры, особенно в северных территориях края. В этих условиях использование санитарной авиации обеспечивает и повышает:

- своевременность и доступность скорой медицинской помощи;

- своевременность эвакуации больных и пострадавших в специализированные учреждения здравоохранения;

- своевременность доставки медицинских грузов, медикаментов, препаратов крови с целью спасения жизни и здоровья пациентов.

Скорая специализированная медицинская помощь населению Хабаровского края с применением санитарной авиации осуществляется краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Хабаровского края и его филиалом в г. Николаевске-на-Амуре.

В Хабаровском крае имеется 41 посадочная площадка и 13 аэродромов, принимающих вертолеты. Полеты выполняются на воздушных судах, которые выделяются авиакомпаниями по принципу аутсорсинга. С учетом особенностей Хабаровского края воздушные суда санитарной авиации базируются в трех пунктах на территории края:

- г. Хабаровск, вертолеты Ми-8 (годовой контракт с авиакомпанией "Восток"), самолеты Ан-28, Ан-26, Ан-38, Л-410 (разовые контракты с авиакомпаниями "Амур" и "Хабаровские авиалинии");

- г. Николаевск-на-Амуре, один вертолет Ми-8 (годовой контракт с авиакомпанией "Восток");

- п. Охотск, один вертолет Ми-8 (годовой контракт с авиакомпанией "Дальнереченск Авиа").

Данная система расположения санитарной авиации позволяет организовать и обеспечить оказание своевременной медицинской помощи в самых отдаленных, труднодоступных населенных пунктах коренным народам севера на оленеводческих бригадах и стойбищах, сотрудникам отдаленных метеостанций, старательских приисков и лесоучастков.

Существующая структура санитарной авиации в Хабаровском крае обеспечивает оказание своевременной медицинской помощи в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах.

Полеты санитарной авиации выполняются на расстояние от 100 км до 1 300 км.

Ежегодно санитарная авиация выполняет 470 - 490 вылетов. В 2016 году выполнено вылетов санитарной авиации - 434 вылета (2015 год - 332). Налет составил 1 331,4 час (2015 г. - 915 часов), из них более 50 процентов выполняется в северные районы края, в отдаленные, труднодоступные территории.

Оказана экстренная и консультативная медицинская помощь за январь - ноябрь 2016 г. - 980 пациентам, из них взрослые - 746 человек, дети - 234 человека.

Воздушными судами санитарной авиации из районов края в 2016 году эвакуировано 898 пациентов, в том числе 216 детей.

Расходы краевого бюджета на авиационные услуги в 2016 году составили 182,9 млн. рублей.

Преимуществом применения вертолетной техники в медицинских целях является возможность посадки вертолета в непосредственной близости от учреждения здравоохранения.

Авиакомпании, выигравшие ежегодный конкурс на оказание услуги по медицинской эвакуации с использованием санитарной авиации, в соответствии с действующим законодательством приобретают воздушные судна отечественного производства, оборудованные медицинским модулем, на условиях финансовой аренды (лизинга).

На балансе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Хабаровского края имеется вертолетная площадка, построенная в 2008 году по утвержденному проекту в рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" с привлечением субсидии федерального бюджета.

Данная вертолетная площадка находится на территории многопрофильной медицинской организации - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края.

Время доезда автомобилем скорой медицинской помощи от данной вертолетной площадки до других специализированных медицинских организаций третьего уровня г. Хабаровска, оказывающих экстренную помощь жителям края, составляет в пределах 15 минут.

Дополнительно требуется строительство вертолетной посадочной площадки при краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края в г. Комсомольске-на-Амуре.

Для реализации данного инвестиционного проекта потребуется внесение изменений в Правила землепользования и застройки города, которые в настоящее время не предусматривают зоны разрешенного использования для размещения вертолетных площадок.

Проектная документация по объекту отсутствует, требуется ее разработка. В краевом бюджете на 2017 год средства на реализацию данного инвестиционного проекта не предусмотрены, потребуется внесение изменений в процессе исполнения краевого бюджета.

С учетом соблюдения требований федерального законодательства в сфере градостроительной деятельности, сфере размещения государственного заказа, а также с учетом климатических условий г. Комсомольска-на-Амуре строительство новой вертолетной посадочной площадки планируется осуществить в следующие сроки: в 2017 году - разработка и утверждение в установленном порядке проектной документации; в 2018 году - строительство и ввод в эксплуатацию.

 

1.5. Кадровое обеспечение отрасли здравоохранения Хабаровского края

В учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, на 01 января 2016 г. работает 5 117 врачей и 11 335 медицинских работников со средним профессиональным образованием. Кроме того, в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Хабаровского края, работает 284 врача и 1152 средних медицинских работника.

Миграционные процессы в Хабаровском крае отразились и на численности специалистов отрасли здравоохранения.

В 2015 году абсолютная численность врачей в краевых государственных учреждениях здравоохранения снизилась на 1,3 процента (69 человек), а численность средних медицинских работников увеличилась на 0,9 процента (105 человек).

Обеспеченность населения края медицинскими работниками, с учетом учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву России, составила: врачами - 40,0 на 10 тыс. населения, средними медицинскими работниками - 87,1 на 10 тыс. населения.

Обеспеченность населения края на 10 тыс. населения врачами выше среднероссийских показателей на 0,75 процента (РФ на 01 января 2015 г. - 39,7), обеспеченность населения на 10 тыс. населения средними медицинскими работниками ниже среднероссийских показателей на 0,9 процента.

Сохраняется дефицит врачей по специальностям: "анестезиология-реаниматология", "эндокринология", "клиническая лабораторная диагностика", "фтизиатрия", "психиатрия", "инфекционные болезни", "оториноларингология", "скорая медицинская помощь", "рентгенология".

Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения связаны не столько с дефицитом врачей и средних медицинских работников по ряду специальностей, сколько со сформировавшимися диспропорциями в отрасли здравоохранения края, а именно дисбалансом в обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных и амбулаторных условиях в целом и, в частности, врачей-специалистов и врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых; в укомплектованности штатов медицинских организаций, расположенных в сельской местности и в городах; в соотношении между количеством врачей и средних медицинских работников.

В рамках реализации программы "Земский доктор", предусмотренной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", за 2012 - 2016 годы по программе "Земский доктор" привлечено 148 врачей в сельские населенные пункты и рабочие поселки края с предоставлением единовременной компенсационной выплаты в размере 1 млн. рублей.

В рамках реализации краевой подпрограммы "Кадры здравоохранения" за 2013 - 2016 годы в отдаленные и труднодоступные районы края привлечено 29 врачей и 78 средних медицинских работников.

Реализация комплекса мероприятий по устранению кадровых диспропорций позволила добиться положительной динамики численности врачей по 31 специальности, в том числе по таким дефицитным специальностям, как "фтизиатрия", "рентгенология", "оториноларингология".

 

1.6. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение

Полномасштабная системная работа по информатизации здравоохранения на территории Хабаровского края началась в 2011 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения.

В рамках программы на внедрение современных информационных систем в здравоохранение было выделено 235,8 млн. рублей, которые освоены в полном объеме.

По итогам программы модернизации в учреждения здравоохранения поставлено 4 650 единиц компьютерной техники. Во всех учреждениях края построены локальные вычислительные сети общим количеством 1 693 рабочих места, организованы защищенные каналы связи. Были внедрены информационная система "Электронный паспорт медицинского учреждения" (в 83 учреждениях), система ведения единого регионального регистра медицинских работников и электронной медицинской карты. В 46 учреждениях возможен обмен телемедицинскими данными.

В 60 государственных учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и работающих в системе обязательного медицинского страхования, реализована возможность воспользоваться государственной услугой "Запись на прием к врачу в электронном виде" через Единый портал государственных и муниципальных услуг и через краевой портал государственных услуг.

В учреждениях здравоохранения внедрена система электронного документооборота Правительства края. Это позволяет без интеграции нескольких систем обеспечивать обмен документами между учреждениями здравоохранения и министерством и организовать доступ к ним с удаленных рабочих мест, в том числе и мобильных.

В медицинских информационных системах формируется выгрузка для обмена с Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования.

В труднодоступных районах края (15 районов) расположено 190 медицинских учреждений (амбулатории, больницы, участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты). Интернет, доступный по оптическому каналу, имеется в 8 районах (Амурский, Бикинский, Верхнебуреинский, Вяземский, имени Полины Осипенко, Николаевский, Советско-Гаванский, Солнечный муниципальные районы края), пропускная способность варьируется от 6 до 30 Мбит/сек. (среднее - 11 Мбит/сек.). В 7 районах (Аяно-Майский, Ванинский, Комсомольский, Нанайский, Охотский, Тугуро-Чумиканский, Ульчский муниципальные районы края) интернет доступен по каналу DSL и через спутник, пропускная способность от 512 Кбит/сек. до 4 Мбит/сек. (среднее - 1,7 Мбит/сек.). В 120 медицинских организациях отсутствует подключение к сети Интернет; во многих населенных пунктах имеется канал сети Интернет, но требуется постройка "последней мили" до учреждения.

Из 118 фельдшерско-акушерских пунктов имеют доступ к сети Интернет 17; из 17 участковых больниц имеют доступ к сети Интернет - 11; из 35 амбулаторий, в том числе врачебных, имеют доступ к сети Интернет - 23; из 20 больниц имеют доступ к сети Интернет - 19.

С учетом территориальных особенностей края и существенного дефицита медицинских кадров особое значение для Хабаровского края имеет формирование телемедицинской инфраструктуры. Проведение телемедицинских консультаций стало возможным благодаря системам видеоконференцсвязи, которыми располагают 46 учреждений здравоохранения.

В 2016 году проведено около 400 дистанционных консультаций, большая часть из которых - консультации детей. Кроме того, при решении вопроса об эвакуации пациента из труднодоступных районов края силами санитарной авиации проводятся телеконсилиумы между учреждениями здравоохранения и бригадами санитарной авиации.

Для проведения телемедицинских консультаций в участковых больницах, амбулаториях, станциях скорой помощи, фельдшерско-акушерских пунктах необходимо подключение учреждения к сети Интернет, организация защищенного канала связи, установка как минимум одного автоматизированного рабочего места, оборудованного web-камерой и аудиогарнитурой, установка и настройка бесплатного свободно распространяемого программного обеспечения для участия в видеотрансляциях, а также наличие обученного технического и медицинского персонала.

На базе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" имени А.К.Пиотровича министерства здравоохранения Хабаровского края имеется программно-аппаратный комплекс для проведения многоточечных видеоконференций, но он имеет ограничение на 20 одновременных подключений.

 

1.7. Состояние материально-технической базы учреждения здравоохранения

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", краевой программы "Модернизация здравоохранения Хабаровского края на 2011 - 2012" позволила существенно улучшить показатели фондовооруженности и фондооснащенности краевых государственных учреждений здравоохранения.

В настоящее время на балансе краевых государственных учреждений здравоохранения числится 33,8 тыс. единиц медицинского оборудования общей стоимостью 14,5 млрд. рублей. Средний процент износа оборудования составляет 68 процентов.

 

Фондовооруженность, рублей на 1 работника

Годы

2013

2014

2015

2016

темп роста к 2013 году (%)

Учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную медицинскую помощь (III уровень)

1 191 389,2

1 274 551,6

1 237 937, 9

1 241 699,6

104,2

Учреждения здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (II и I уровень)

312 976,3

307 721,1

328 504, 4

328 445,1

104,9

Всего по отрасли

497 053,7

511 183,6

521 904,5

522 166,8

105,1

 

Фондовооруженность учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края, выросла по сравнению с 2013 годом на 5,1 процента. При этом в учреждениях здравоохранения третьего фондовооруженность 3,7 раза выше, чем в учреждениях 1 и 2 уровней.

 

Фондооснащенность, рублей на 1 кв. м

годы

2013

2014

2015

2016

Темп роста к 2013 году

1

2

3

4

5

6

Учреждения здравоохранения, оказывающие специализированную медицинскую помощь (III уровень)

30 016,9

31 311,8

30 166,2

30 166,2

100,5%

Учреждения здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (II и I уровень)

11 671,1

11 316,5

11 804,0

11 732, 5

100,5%

Всего по отрасли

16 841,2

17 019,1

17 034,2

16 960, 3

100,7%

 

Фондооснащенность отрасли выросла по сравнению с 2013 годом на 0,7 процента. При этом в учреждениях третьего уровня фондооснащенность в 2,6 раза выше, чем в учреждениях 1 и 2 уровней.

Учреждения здравоохранения третьего уровня оснащены оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.

 

2. Основные цели, задачи, основные показатели реализации

Программы

 

Основной целью Программы является увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, в 2017 году до 71%; в 2018 году - до 83,5%; в 2019 году - до 90%.

Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

- создание региональной системы оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна (вертолета), произведенного на территории Российской Федерации не ранее 01 января 2014 г.;

- строительство вертолетных площадок при учреждениях здравоохранения;

- внедрение современных информационных систем в здравоохранение (организация телемедицинских консультаций).

 

4. Перечень показателей (индикаторов) Программы

 

Для оценки результатов реализации настоящей Программы предлагается использовать в качестве следующие показатели (индикаторы):

снижение младенческой смертности к 2019 году до 6,4 случая на 1 000 родившихся живыми и к 2025 году до 6,0 случаев на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 546,7 случая на 100 тысяч населения, к 2025 году до 538,8 на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от болезней кровообращения к 2019 году до 630,4 на 100 тыс. населения и к 2025 году до 622,4 на 100 тыс. населения;

снижение смертности населения от травм к 2019 году до 118,1 на 100 тыс. населения и к 2025 году до 115,8 на 100 тыс. населения;

увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, к 2019 году до 62,8 процента и к 2025 году до 72,9 процента, в том числе по нозологиям:

острое нарушение мозгового кровообращения к 2019 году до 65 процентов, к 2025 году до 70 процентов;

инфаркт миокарда к 2019 году до 80 процентов и к 2025 году до 85 процентов;

неантологическая патология, требующая экстренной медицинской помощи, к 2019 году до 36 процентов, к 2025 году до 40 процентов;

комбустиология к 2019 году до 63 процентов, к 2025 году до 64 процентов;

травмы различной этиологии к 2019 году до 51 процента, к 2025 году до 52 процентов, в том числе

при дорожно-транспортных происшествиях к 2019 году до 42,5 процента и к 2025 году до 37,2 процента.

Количество вертолетных площадок при медицинских организациях - 1 единица.

Сведения о показателях (индикаторах) настоящей Программы и их значения приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.

 

4. Сроки реализации Программы

 

Реализацию Программы предполагается осуществить в один этап - в период с 2017 по 2019 годы.

 

5. Основные мероприятия Программы

 

Перечень основных мероприятий Программы содержится в приложении N 2 к настоящей Программе.

Программа включает в себя следующие мероприятия:

- организация оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна, оснащенного медицинским модулем;

- разработка и внедрение схем маршрутизации пациентов, госпитализируемых по экстренным показаниям в течение первых суток при жизнеугрожающих состояниях, в том числе создание картографических материалов;

- строительство вертолетной посадочной площадки при медицинской организации краевом государственном бюджетном учреждении "Городская больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края г. Комсомольска-на-Амуре;

- внедрение современных информационных технологий для создания и развития телемедицинского консультирования

 

6. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль хода

ее выполнения

 

Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Программы, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Программы.

Ответственный исполнитель Программы - министерство здравоохранения Хабаровского края.

Ответственный исполнитель программы:

- является главным распорядителем средств, предусмотренных в краевом бюджете на реализацию мероприятия настоящей Программы, направленного на организацию оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна;

- разрабатывает предложения по корректировке настоящей Программы, совершенствованию механизма ее реализации;

- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией настоящей Программы;

- организует размещение в средствах массовой информации и электронном виде информации о ходе и результатах реализации настоящей Программы, финансировании мероприятий настоящей Программы;

- ежеквартально не позднее 15 числа, следующего за отчетным кварталом, направляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации отчет о реализации мероприятий Программы, а также о расходах бюджета Хабаровского края по установленной Министерством здравоохранения Российской Федерации форме;

- запрашивает у соисполнителей и участников Программы сведения, необходимые для проведения мониторинга, оценки эффективности и подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности Программы (далее - годовой отчет);

- готовит совместно с соисполнителями Программы годовой отчет и представляет его в министерство экономического развития края до 15 марта года, следующего за отчетным.

Участники - соисполнители Программы:

- осуществляют реализацию мероприятий подпрограмм и основных мероприятий Программы, в отношении которых они являются соисполнителями;

- вносят ответственному исполнителю Программы предложения о необходимости внесения изменений в Программу;

- представляют ответственному исполнителю Программы сведения, необходимые:

а) для проведения мониторинга в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

б) для подготовки годового отчета - в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом, годовой отчет по мероприятиям, в отношении которых они являются соисполнителями.

Внесение изменений в Программу осуществляется во исполнение поручений Губернатора края, Правительства края либо по инициативе ответственного исполнителя Программы по согласованию с соисполнителями и участниками Программы, в том числе по результатам оценки эффективности реализации Программы.

Ответственный исполнитель Программы размещает на официальном сайте Правительства края, официальном сайте министерства здравоохранения края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о Программе, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Программы, степени выполнения мероприятий Программы.

 

7. Финансовое обеспечение Программы

 

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального и краевого бюджетов, а также средства Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

Главным распорядителем бюджетных средств на реализацию мероприятия "организация оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна, оснащенного медицинским модулем" является министерство здравоохранения Хабаровского края.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется в пределах выделенных средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию Программы, а также в рамках бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 октября 2013 г. N 350-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие здравоохранения Хабаровского края". Предоставление средств из федерального бюджета осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Получателем средств является краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Хабаровский территориальный центр медицины катастроф" министерства здравоохранения Хабаровского края. Средства выделяются в виде субсидии на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 27 ноября 2015 г. N 414-пр "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания".

Услуга "выполнение авиационных работ" приобретается в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Полеты выполняются на воздушных судах, которые выделяются авиакомпаниями по принципу аутсорсинга. Воздушные суда авиакомпании приобретают за счет собственных средств.

Главным распорядителем бюджетных средств на реализацию мероприятия "строительство вертолетной посадочной площадки при медицинской организации краевом государственном бюджетном учреждении "Городская больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края г. Комсомольска-на-Амуре является министерство строительства Хабаровского края.

Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставляемых на реализацию Перечня краевых адресных инвестиционных проектов.

Получателем средств является краевое государственное казенное учреждение "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края".

Реализация мероприятия "внедрение современных информационных технологий для создания и развития телемедицинского консультирования" не потребует целевого финансирования за счет бюджетных средств, будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования, получаемых краевыми государственными учреждениями здравоохранения от страховых медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь (структура тарифа на оплату медицинской помощи, установленная Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", данные расходы предусматривает. Установление отдельного тарифа на оплату телемедецинского консультирования не предусмотрено).

Общий объем финансирования программы развития оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, - 776,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2017 г. - 251,3 млн. рублей;

2018 г. - 277,6 млн. рублей;

2019 г. - 247,6 млн. рублей.

Организация оказания скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, в том числе с использованием воздушного судна, оснащенного медицинским модулем, - 735,4 млн. рублей, в том числе по годам:

2017 г. - 243,2 млн. рублей;

2018 г. - 246,1 млн. рублей;

2019 г. - 246,1 млн. рублей.

Строительство вертолетной посадочной площадки при медицинской организации краевом государственном бюджетном учреждении "Городская больница N 2" министерства здравоохранения Хабаровского края г. Комсомольска-на-Амуре до 33,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2017 г. - 3,5 млн. рублей;

2018 г. - 30,0 млн рублей.

Внедрение современных информационных технологий для создания и развития телемедицинского консультирования - 7,6 млн. рублей, в том числе годам:

2017 г. - 4,6 млн. рублей;

2018 г. - 1,5 млн. рублей;

2019 г. - 1,5 млн. рублей.

Средства федерального бюджета будут уточнены после выхода распоряжения Правительства Российской Федерации о распределении субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании скорой специализированной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации, с применением воздушных судов.

Средства краевого бюджета - 768,9 млн рублей, в том числе по годам:


Информация по документу
Читайте также