Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 27.07.2017 № 500-рп



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 500-рп

 

27 июля 2017 г.                          г. Хабаровск

 

Об итогах реализации концепции "Основные направления

развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения

родителей, в Хабаровском крае на 2013 - 2017 годы",

утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края

от 22 января 2013 г. N 14-рп

 

В Хабаровском крае с 2013 года реализуется концепция "Основные направления развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013 - 2017 годы", утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 января 2013 г. N 14-рп (далее также - Концепция).

Для поэтапной реализации Концепции распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 сентября 2013 г. N 709-рп утвержден комплексный план основных мероприятий по реализации концепции "Основные направления развития системы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013 - 2017 годы", утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 22 января 2013 г. N 14-рп (далее - мероприятия Концепции). Ежегодно формируется сводная информация о его исполнении.

Реализуемые мероприятия Концепции позволяют обеспечивать приоритетное право детей жить и воспитываться в родной семье и, соответственно, уменьшать численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты), обеспечивать защиту прав и законных интересов детей-сирот, в том числе на семейное устройство.

За период реализации мероприятий Концепции удалось добиться положительной динамики в данных вопросах, решая в первую очередь проблемы семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляя с данными семьями индивидуальную профилактическую работу, обеспечивая тем самым сохранение ребенку родной семьи.

По итогам 2016 года показатель "Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по отношению к общей численности детей в крае уменьшился на 0,76 процента и составил 2,63 процента (2012 год - 3,39%). Численность детей-сирот в крае уменьшилась на 1 261 человека (с 8 303 до 7 042).

За четыре года на 26 процентов уменьшилась численность ежегодно выявляемых детей-сирот (с 1 128 до 833).

Удалось снизить на 20 процентов число родителей, лишенных родительских прав (с 627 до 501), возвратить 885 детей родителям в связи с восстановлением их в родительских правах, отменой ограничения в родительских правах.

Проводимая работа по профилактике отказов от новорожденных в родильных домах позволила уменьшить количество детей (со 130 до 67), оставляемых матерями при рождении, на 48 процентов.

В результате реализации межведомственных индивидуальных профилактических мероприятий предотвращено лишение и ограничение родителей в родительских правах в отношении более 8 600 детей. Количество семей, находящихся в социально опасном положении, удалось уменьшить до 2 023 семей (2012 год - 4 633 семьи).

Проводимая работа по устройству детей-сирот на воспитание в семьи граждан, профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, позволила к 2017 году ликвидировать 12 организаций для детей-сирот, а одну реорганизовать в краевое государственное казенное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению" (далее - Центр семейного устройства).

Удалось увеличить показатель "Доля детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан Российской Федерации" до 78,21 процента (2012 год - 63,93%), сократить численность детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот (с 2 522 до 1 218).

Несмотря на имеющуюся положительную динамику по устройству детей-сирот на воспитание в семьи, ежегодно около 20 процентов выявляемых детей данной категории помещаются под надзор в организации для детей-сирот в связи с невозможностью передачи их в семьи на воспитание (дети-инвалиды, подростки, братья и сестры).

В то же время имеются факты увеличения добровольных отказов опекунов и попечителей от своих подопечных детей-сирот (с 75 до 94), отстранения и освобождения опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей, в том числе по причине ненадлежащего их исполнения (с 20 до 26).

С 2015 года в крае ведется работа по наставничеству над воспитанниками организаций для детей-сирот. В настоящее время в восьми организациях для детей-сирот реализуются проекты "Стань старшим другом", "Наставники: не рядом, а вместе!", "Право на успех". Всего в крае в проектах занято 76 наставников и 103 воспитанника.

В целях социальной и психолого-педагогической поддержки выпускников, завершивших пребывание в организациях для детей-сирот, оказания им консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, в том числе в целях предоставления возможности временного проживания, в структуре 24 организаций для детей-сирот с 2013 года созданы службы постинтернатного сопровождения выпускников. За последние два года в указанные службы обратились 1 307 выпускников.

В целях оказания психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, а также возвращения воспитанников в родные семьи в структуре 11 организаций для детей-сирот с 2014 года созданы службы по профилактике социального сиротства.

В крае сформирована система подбора и подготовки граждан, выразивших желание принять в семью на воспитание детей-сирот, а также система сопровождения семей, принявших детей-сирот на воспитание. Данную деятельность в крае осуществляют 22 организации для детей-сирот и Центр семейного устройства, который в том числе осуществляет методическую помощь указанным организациям и координацию данной деятельности.

За период реализации мероприятий Концепции прошли подготовку и поставлены на учет 3 274 семьи, желающие принять на воспитание детей-сирот, из них 3 045 семей приняли детей-сирот на воспитание. Всего на воспитании в семьях находятся 5 795 детей-сирот.

В крае ведется систематическая работа по совершенствованию законодательства, направленного на решение задач, поставленных Концепцией, в том числе по совершенствованию мер социальной поддержки опекунов, попечителей, граждан, усыновивших детей-сирот.

В настоящее время размер ежемесячных денежных средств, выплачиваемых на содержание одного ребенка-сироты, находящегося под опекой или попечительством граждан, составляет от 8 600 до 11 500 рублей в зависимости от районных коэффициентов.

Размер ежемесячного денежного вознаграждения, выплачиваемого опекунам и попечителям, исполняющим свои обязанности на возмездных условиях, составляет от 11 600 до 15 500 рублей за каждого ребенка-сироту, принятого на воспитание в семью.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 октября 2011 г. N 345-пр "О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01 января 2013 г. установлена единовременная денежная выплата гражданам, усыновившим ребенка, в размере 250 тыс. рублей за каждого усыновленного ребенка-сироту.

В результате внесения изменений и дополнений в Закон Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан" с 01 января 2014 г. опекуны и попечители края, воспитывающие трех (включая родных) и более подопечных детей-сирот, приобрели право на ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату коммунальных услуг (в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом края) в размере 30 процентов, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей детей в возрасте до шести лет, на ежемесячную денежную выплату в размере 310 рублей на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации.

В целях развития семейных форм устройства детей-сирот, профилактики социального сиротства проводятся ежегодные краевые конкурсы "Я выбираю семью", "Открытое сердце", соискание претендентов премии Губернатора Хабаровского края в области профилактики безнадзорности и социального сиротства, защиты прав и интересов детей. Торжественная церемония награждения победителей проводится в рамках мероприятий, посвященных Дню защиты детей.

В крае реализуется девять программ, включающих мероприятия по защите прав и законных интересов детей-сирот.

В крае осуществляется деятельность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Для решения данного вопроса Правительством края принят ряд дополнительных мер:

- предоставление лицам из числа детей-сирот компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения их жильем (ежегодно за получением указанной меры социальной поддержки в министерство социальной защиты населения края обращается около 1 000 граждан из числа детей-сирот);

- изменение способа и порядка исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма гражданам из числа детей-сирот, вынесенных до 01 января 2013 г. (за три года путем заключения мировых соглашений жилыми помещениями обеспечены дополнительно 83 человека).

Данные меры позволили снять напряженность в вопросах предоставления жилых помещений гражданам из числа детей-сирот.

За период исполнения органами исполнительной власти края полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот жильем обеспечен 1 481 гражданин:

- с 2005 по 2012 год - 263 человека;

- с 2013 по 2016 год - 1 183 человека.

Промежуточные целевые показатели мероприятий Концепции достигнуты, реализация мероприятий Концепции продолжается.

В целях обеспечения завершения реализации в 2017 году мероприятий Концепции, сохранения сформированного положительного опыта работы, механизмов деятельности всех заинтересованных органов государственной власти края и органов местного самоуправления, органов и организаций системы профилактики социального сиротства и иных организаций, направленных на сохранение приоритетного права детей жить и воспитываться в родной семье, уменьшение численности детей-сирот, а также их семейное устройство:

1. Министерству образования и науки края:

1.1. Обеспечить завершение выполнения мероприятий Концепции.

Срок - 01 февраля 2018 г.

1.2. Обеспечить доведение показателя семейного устройства детей-сирот до 82 процентов от общего количества детей-сирот в крае.

Срок - 01 февраля 2021 г.

1.3. Обеспечивать внедрение в подведомственные организации для детей-сирот положительного опыта организации наставничества граждан и должностных лиц над воспитанниками подросткового возраста.

Срок - постоянно.

1.4. Развивать взаимодействие с некоммерческими организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот.

Срок - постоянно.

1.5. Обеспечить надлежащий контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, в том числе за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений.

Срок - постоянно.

1.6. Совместно с министерством строительства края, министерством жилищно-коммунального хозяйства края, министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики края внести изменения в распоряжение Губернатора Хабаровского края от 30 мая 2013 г. N 241-р "О дополнительных мероприятиях по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае на 2013 - 2017 годы" в части изменения периода его реализации.

Срок - 01 декабря 2017 г.

2. Управлению по вопросам семейной политики и социального развития Губернатора и Правительства края, министерству образования и науки края, министерству социальной защиты населения края, министерству здравоохранения края, управлению координации отраслей социально-культурной сферы Губернатора и Правительства края (по компетенции) продолжить реализацию мероприятий по профилактике социального сиротства, направленных на сохранение приоритетного права детей жить и воспитываться в родной семье, на уменьшение численности детей-сирот в рамках государственных программ края, Комплексной краевой программы развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 05 ноября 2014 г. N 780-рп, Плана мероприятий на 2015 - 2018 годы по реализации в Хабаровском крае первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2015 г. N 1010-рп.

Срок - постоянно.

3. Управлению координации отраслей социально-культурной сферы Губернатора и Правительства края, министерству социальной защиты населения края, министерству образования и науки края, министерству здравоохранения края (по компетенции):

3.1. Активизировать проведение мероприятий, направленных на раннее выявление семейного неблагополучия, принятие мер по своевременному оказанию семьям, находящимся в социально опасном положении, необходимой помощи.

Срок - постоянно.

3.2. Подготовить и внести в Закон Хабаровского края от 19 января 2005 г. N 248 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - Закон N 248) изменение в части наделения органов государственной власти края правом принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований края государственных полномочий.

Срок - 30 декабря 2017 г.

3.3. После принятия изменения в Закон N 248 разработать проект нормативного правового акта Правительства Хабаровского края, регламентирующего порядок признания (отнесения) муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав семей к категории находящихся в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы, а также порядок признания семей утратившими данный статус.

Срок - 30 июня 2018 г.

4. Министерству образования и науки края, министерству социальной защиты населения края, министерству здравоохранения края обеспечить завершение приведения подведомственных организаций для детей-сирот в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

Срок - 30 декабря 2018 г.

5. Министерству здравоохранения края, министерству социальной защиты населения края продолжить внедрение положительного опыта работы по профилактике отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах во всех муниципальных образованиях края.

Срок - постоянно.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края:

6.1. Разработать и утвердить на 2018 - 2020 годы комплекс мер по уменьшению в муниципальных образованиях края количества семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.

Срок - декабрь 2017 г.

6.2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14.1, пунктом 3 части 1 статьи 15.1, пунктом 4 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принимать участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, в том числе по устройству детей-сирот на воспитание в семьи.

Срок - постоянно.

7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра культуры края.

Информацию о выполнения настоящего распоряжения представить Губернатору края до 01 февраля 2018 г.

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 


Информация по документу
Читайте также