Расширенный поиск

Постановление Администрации Города Томска от 08.02.2017 № 73

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

08.02.2017

N 73

 

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ

ПЕРИОД ДО 2022 ГОДА

 

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 9 Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период, утвержденный постановлением администрации Города Томска от 30.12.2015 N 1349, руководствуясь Уставом Города Томска, постановляю:

1. Утвердить бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2022 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Комитету по общим вопросам администрации Города Томска (О.Н.Берлина):

1) опубликовать настоящее постановление в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск";

2) направить настоящее постановление в структурное подразделение Администрации Томской области, определенное Губернатором Томской области, выполняющее функции уполномоченного органа по ведению Регистра муниципальных нормативных правовых актов в Томской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.

4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

Мэр Города Томска                                                                                                    И.Г.КЛЯЙН

 

 

 

 

 

Приложение

к постановлению

администрации Города Томска

от 08.02.2017 N 73

 

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК"

НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2022 ГОДА

 

Бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2022 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом стратегических целей, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 N 224, решением Думы Города Томска от 02.06.2015 N 1300 "О формировании бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск на долгосрочный период".

Бюджетный прогноз разработан на 6 лет (на 2017 - 2022 годы) на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 14.09.2016 N 979, на основании постановления администрации Города Томска от 30.12.2015 N 1349 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период".

Долгосрочное бюджетное прогнозирование является естественным продолжением работы по повышению качества управления в муниципальном образовании "Город Томск" в целом и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.

Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.

Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного их роста.

Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Томск" и качества бюджетной политики на муниципальном уровне.

 

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК"

ЗА 2015 - 2016 ГОДЫ

 

Реализация налоговой политики, бюджетной политики и долговой политики муниципального образования "Город Томск" в 2015 - 2016 годах осуществлялась в сложных экономических и политических условиях, когда целый ряд внешних и внутренних факторов вызвал изменения основных параметров бюджета, не соответствующих тем ожиданиям, которые закладывались при формировании бюджета на трехлетний период.

Бюджет муниципального образования "Город Томск" имеет социальную направленность расходования бюджетных средств.

 

1.1. Доходы муниципального образования "Город Томск"

 

Основные направления налоговой политики определяют ориентиры в налоговой сфере и являются основой для составления проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" в области формирования доходной части.

В целях пополнения доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2015 - 2016 годах и рационального использования муниципального имущества и земель, находящихся в границах города, были приняты следующие меры:

1. Решением Думы города Томска от 11.11.2014 N 1145 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Томск" налога на имущество физических лиц" с 01.01.2015 увеличены на 6,5% ставки по налогу на имущество физических лиц. Так как в соответствии со ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то налог по повышенным ставкам за 2015 год будет уплачен плательщиками в 2016 году.

2. Решением Думы города Томска от 11.11.2014 N 1146 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 21.09.2010 N 1596 "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", в целях эффективности использования земельных ресурсов, с 01.01.2015 отменены налоговые льготы по уплате земельного налога органам местного самоуправления, органам администрации Города Томска, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск", в отношении земельных участков, используемых для целей их основной деятельности, что позволило увеличить в 2015 году доходную часть бюджета муниципального образования "Город Томск" на 235,6 млн р.

3. Постановлением администрации Города Томска от 26.11.2014 N 1240 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования "Город Томск" с 01.01.2015 утверждены результаты новой кадастровой оценки земель. Оценка проведена в отношении почти 59 тысяч земельных участков с общей кадастровой стоимостью в 316 млрд р., что на 72,5 млрд р. (или на 30%) превышает стоимость всех оцениваемых участков при ранее действовавшей оценке.

4. Решением Думы Города Томска от 25.12.2014 N 1221 "О внесении изменений в отдельные решения Думы Города Томска" с 01.01.2015 увеличились ставки арендной платы за землю по отдельным категориям арендаторов, в том числе в отношении земельных участков, на которых размещены временные (некапитальные) объекты торговли (применяемые коэффициенты к ставкам арендной платы увеличились с 4% до 7%).

5. Решением Думы Города Томска от 25.12.2014 N 1220 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 24.12.2013 N 934 "О порядке определения и оплаты цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" с 01.01.2015 изменен порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск". Увеличена цена продажи земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов индивидуального жилищного строительства (с 1,5% до 3% от кадастровой стоимости таких участков), объектов промышленного назначения (с 15% до 20%), объектов коммерческого назначения (с 15% до 30%).

6. Решением Думы Города Томска от 18.08.2015 N 1376 "О порядке определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при их продаже гражданам без проведения торгов для садоводства, огородничества, дачного хозяйства" с 28.08.2015, в целях содействия в оформлении прав собственности на земельные участки, которыми граждане ранее владели в составе садоводческих товариществ, установлен порядок определения цены земельных участков при их продаже гражданам без проведения торгов для садоводства, огородничества, дачного хозяйства: по общим основаниям цена земельного участка устанавливается в размере 15% его кадастровой стоимости; для льготных категорий граждан - 3% кадастровой стоимости (в отношении впервые предоставляемого земельного участка).

7. Решением Думы Города Томска от 08.12.2015 N 82 "О внесении изменений в решение Томской городской Думы от 24.12.2004 N 815 "О порядке определения величины арендной платы за пользование объектами нежилого фонда муниципального образования "Город Томск" с 01.01.2016 увеличена базовая ставка арендной платы за муниципальные нежилые помещения с 1920 рублей до 2125 рублей за 1 кв. м площади в год.

8. Решением Думы Города Томска от 07.07.2015 N 1344 "О порядке определения и уплаты цены права на заключение договора (начальной цены предмета аукциона по продаже права на заключение договора) о размещении нестационарного торгового объекта" установлен порядок определения цены права на заключение договоров о размещении нестационарных торговых объектов. С 01.01.2016 в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов проводятся аукционы по продаже права на заключение указанных договоров.

9. Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 N 131 "О порядке определения размера и внесения платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск" утвержден порядок определения размера платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", позволяющий взимать плату за ограниченное пользование земельным участком, расположенным в границах города.

10. Решением Думы Города Томска от 05.04.2016 N 184 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 18.08.2015 N 1376 "О порядке определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Томск", при их продаже без проведения торгов для садоводства, огородничества, дачного хозяйства" ограничена возможность продажи земельных участков по цене, равной 15% от кадастровой стоимости в случаях их продажи для садоводства и дачного хозяйства, так, второй и последующий земельный участок одному и тому же лицу будет предоставляться за плату в размере кадастровой стоимости участка.

11. Ежегодно в муниципальном образовании "Город Томск" распоряжением администрации Города Томска утверждается Сводный план мероприятий по развитию налоговой базы и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" (распоряжения администрации Города Томска от 27.02.2015 N р181, от 20.01.2016 N р30), включающий в себя перечень мероприятий, реализуемых в течение текущего года, для решения вопросов по развитию налогооблагаемой базы территории, сокращению ненаблюдаемой экономики, повышению деловой активности хозяйствующих субъектов на территории города, повышению эффективности использования земельных ресурсов, обеспечению полноты взимания налоговых и неналоговых доходов, совершенствованию нормативной правовой базы в части доходных источников бюджета города.

12. В соответствии с постановлением Мэра города Томска от 14.08.2003 N 338 "Об утверждении Положения "О постоянно действующей комиссии по пополнению доходной части городского бюджета" в новой редакции" продолжает осуществлять свою деятельность постоянно действующая комиссия по пополнению доходной части городского бюджета (далее - ПДК), которая создана с целью решения вопросов по исполнению доходной части бюджета города, сокращению задолженности организаций и физических лиц по налоговым и неналоговым платежам.

В 2015 году проведено 38 заседаний ПДК, на которых рассмотрено 393 организации:

- 185 организаций, имеющих задолженность по уплате налоговых и неналоговых платежей в размере 369,2 млн р. (в т.ч. в бюджет Города Томска - 201,8 млн р.);

- 208 организаций в рамках работы с неформальной занятостью (выявлено 558 работников, с которыми не заключены трудовые договоры, трудоустроено 236 работников).

В результате проведенных мероприятий по исполнению решений комиссии:

- по состоянию на 01.01.2016 сумма погашенной задолженности составила 178,7 млн р. (48,4% от суммы рассмотренной задолженности), в т.ч. в бюджет Города Томска - 74,3 млн р. (36,8% от суммы рассмотренной задолженности), из них:

- НДФЛ - 57,6 млн р., в т.ч. в городской бюджет - 14,4 млн р.;

- земельный налог - 4,3 млн р.

- арендная плата за землю - 43,3 млн р.;

- специальные режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН) - 17,0 млн р., в т.ч. в городской бюджет - 12,3 млн р.

За 2016 год было проведено 36 заседаний ПДК, на которых рассмотрено 122 организации, имеющие задолженность на общую сумму 360,0 млн р., в том числе в бюджет города на сумму 145,4 млн р. По итогам работы погашено общей задолженности на сумму 273,6 млн р., в том числе перед бюджетом муниципального образования "Город Томск" - на сумму 81,8 млн р.

С 2015 года полномочия ПДК расширены - она выполняет функции межведомственной комиссии по снижению неформальной занятости, в рамках работы которой за 2016 год рассмотрены 235 организаций, представлявших в отчетах в Пенсионный фонд России сведения об отсутствии работников. В результате работы выявлено 540 работников, с которыми не заключены трудовые договоры, трудоустроено из них 397 человек.

13. В целях урегулирования дебиторской задолженности плательщиков неналоговых платежей в бюджет муниципального образования "Город Томск" принято решение Думы города Томска от 05.07.2016 N 274 "Об утверждении порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате неналоговых платежей в бюджет муниципального образования "Город Томск".

14. В соответствии со статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" и в целях снижения дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет муниципального образования "Город Томск" администраторами доходов бюджета города утверждены порядки принятия решений о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по отдельным видам неналоговых доходов.

Всего в 2015 - 2016 годах администрирование доходных источников бюджета муниципального образования "Город Томск" осуществляют 46 главных администраторов (администраторов) доходов бюджета. Из органов вышестоящих уровней государственной власти - администраторов доходов бюджета Города Томска основные поступления в бюджет налоговых доходов обеспечивает инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску. Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска контролирует основную долю поступлений неналоговых доходов, являясь администратором доходов бюджета - органом местного самоуправления.

По итогам 2015 года бюджет муниципального образования "Город Томск" по доходам исполнен в сумме 11792,7 млн р., или на 100,1% от утвержденного плана, в том числе налоговых и неналоговых доходов поступило в сумме 5858,1 млн р., или 100,3% от утвержденного плана, сверх плана поступило 16,2 млн р.

В условиях замедления темпов экономического роста, при индексе потребительских цен за 2015 год в размере 112,4% (по данным Томскстата), темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета города в 2015 году составил 101,6% к уровню 2014 года.

По налоговым доходам план исполнен на 100,1% (при плане 4831,5 млн р. поступления составили 4834,8 млн р.), сверх плана поступило 3,3 млн р.

В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимает налог на доходы физических лиц и земельный налог, на долю которых в 2015 году приходится 73,8%.

План за 2015 год по данным налогам исполнен на 101,0% и 101,4% соответственно, сверх плана поступило 38,6 млн р.

По налогу на доходы физических лиц перевыполнение связано с ростом поступлений по отдельным налогоплательщикам в 4 квартале 2015 года, проведением инспекцией ФНС России по г. Томску комплекса мероприятий, направленных на исполнение плана по данному налогу.

По земельному налогу перевыполнение сложилось за счет поступлений налога в 4 квартале 2015 года по отдельным налогоплательщикам, которые в 2014 году и в течение 2015 года не уплачивали авансовые платежи, а также досрочной уплаты налога за 4 квартал 2015 года.

По налогу на имущество физических лиц план исполнен на 90,1%, невыполнение связано с проведением перерасчетов (уменьшение налога) собственникам объектов недвижимости, которые в соответствии с действующим законодательством имеют льготы по данному налогу, а также использующим строения, помещения и сооружения в предпринимательской деятельности, которые также не уплачивают данный налог.

Снижение потребительского спроса не обеспечило прироста поступлений налогов на совокупный доход на уровне роста коэффициентов-дефляторов, установленных на 2015 год, по сравнению с 2014 годом (рост коэффициентов-дефляторов на 2015 год по сравнению с 2014 годом на 7,5%, прирост поступлений налогов на совокупный доход в 2015 году - 3,5%).

План по единому налогу на вмененный доход исполнен на 98,9%. Основная причина неисполнения плана - снижение платежеспособности налогоплательщиков. Ожидаемые в декабре 2015 года "авансовые" платежи по ЕНВД не поступили.

План по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исполнен на 99,7%, невыполнение в связи с неуплатой налога по декларациям за 2014 год, снижением начислений налога по отдельным организациям и, соответственно, поступлений налога, а также переходом налогоплательщиков на иные режимы налогообложения.

План по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, не выполнен на 7,7%, или на 0,5 млн р., что связано с изменениями отдельных норм патентной системы налогообложения, которые привели к сокращению как количества налогоплательщиков, так и количества выданных патентов.

По неналоговым доходам при плане 1010,4 млн р. поступления составили 1023,3 млн р., или 101,3%, сверх плана поступило 12,9 млн р.

Основными доходными источниками в структуре неналоговых доходов являются:

- доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

- доходы от продажи земельных участков.

Доходы от сдачи в аренду земельных участков и средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступили в объеме 437,8 млн р., или 96,5% от плана (план - 453,6 млн р.), невыполнение на 15,8 млн р., связано с ростом в течение 2015 года задолженности организаций, в отношении которых введена процедура банкротства (со 110,9 млн р. до 150,5 млн р.). Кроме того, отдельные арендаторы земельных участков, расчет арендной платы у которых установлен от кадастровой стоимости, не уплачивали арендную плату в полном объеме в связи с прохождением процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

Также невыполнение обусловлено несостоявшимися продажами права аренды земельных участков на торгах в связи со значительным снижением инвестиционной активности потенциальных покупателей - из выставленных на торги 61 земельного участка с общим размером начальной годовой арендной платы в сумме 187,1 млн р. продано 22 земельных участка на общую сумму годовой арендной платы 24,1 млн р.

В результате введения с 01.01.2015 новых результатов кадастровой оценки земельных участков значительная часть собственников земельных участков и арендаторов принимали меры по оспариванию результатов кадастровой оценки и не уплачивали в полном объеме в бюджет земельный налог и арендную плату. Так, в течение 2015 года только в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило заявлений по оспариванию стоимости 220 земельных участков, из которых по 140 земельным участкам принято решение об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, что позволило землепользователям значительно снизить размер земельных платежей, подлежащих уплате в бюджет, и произвести перерасчет начислений за 2015 год.

Доходы от продажи земельных участков поступили в сумме 230,0 млн р., или 105,7% от плана (план - 217,5 млн р.), перевыполнение за счет продажи земельных участков с объектами недвижимости по адресам: пер. Затеевский, 5 и ул. Герцена, 72/4. Общая сумма поступлений в бюджет города от продажи данных объектов составила 64,2 млн р.

Прочие неналоговые доходы - это плата за право установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности; плата за наем муниципального жилищного фонда; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий; плата за негативное воздействие на окружающую среду; административные платежи и сборы; плата за снос зеленых насаждений поступила в сумме 153,6 млн р. при плане 152,9 млн р., или на 0,7 млн р. больше.

Исполнение бюджета муниципального образования "Город Томск" по доходам за 2016 год составило 13872,8 млн р., или 99,6%, при плановом значении 13933,1 млн р., невыполнение 60,3 млн р., в том числе по налоговым и неналоговым доходам план исполнен на 99,9%, невыполнение составило 3,4 млн р.

По налоговым доходам невыполнение плана составило 30,6 млн р., план не выполнен практически по всем видам налогов и сборов, за исключением акцизов. По акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, исполнение плана составило 104,4%. Основное невыполнение сложилось по следующим доходным источникам:

- налог на доходы физических лиц - на 5,6 млн р. за счет снижения поступлений налога по отдельным налоговым агентам в связи с сокращением численности работников, снижением премиальных выплат (единовременных выплат), дивидендов, выплат за предыдущий год в текущем году;

- налоги на совокупный доход - на 4,3 млн р. в связи с неуплатой отдельными налогоплательщиками налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единого сельскохозяйственного налога;

- налог на имущество физических лиц - на 10,5 млн р. - объясняется поздней рассылкой уведомлений на уплату данного налога в связи с переходом налоговых органов Российской Федерации на новое программное обеспечение по учету расчетов с физическими лицами в части имущественных налогов;

- земельный налог - на 8,1 млн р., что связано с возвратами плательщикам сумм уплаченного налога по решениям судов по пересмотру кадастровой оценки земельных участков;

- государственная пошлина - на 2,5 млн р. в связи с уменьшением количества юридически значимых действий по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

По неналоговым доходам план исполнен на 103,1%, перевыполнение в сумме 27,2 млн р. сложилось практически по всем неналоговым доходам, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, план не исполнен на 2,2 млн р., что связано с неуплатой текущих платежей предприятиями-должниками и по административным платежам и сборам (родительская плата за содержание детей в школе-интернате) план не исполнен на 0,04 млн р. в связи с низким материальным положением родителей учащихся.

Прирост поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2016 году к уровню 2015 года составил 331,1 млн р., или 5,7% (факт за 2016 год - 6189,2 млн р., за 2015 год - 5858,1 млн р.).

По безвозмездным поступлениям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступило в бюджет города 7776,3 млн р., при плане 7810,0 млн р., или 99,6%.

 

1.2. Расходы муниципального образования "Город Томск"

 

Расходы бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2015 году составили 12421,7 млн р., или 97,1% от годового плана, что обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.

В соответствии с рекомендациями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах в части перехода к "программному бюджету" в целях создания взаимоувязанной системы стратегического и бюджетного планирования в муниципальном образовании "Город Томск" продолжена реализация бюджета по программно-целевому принципу. Так, бюджет по расходам на 2015 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 89,8%.

В 2015 году общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных за счет бюджетов всех уровней, составил 1544,7 млн р. Так, продолжено строительство отдельно стоящих зданий для дошкольных групп на территориях общеобразовательных учреждений муниципального образования "Город Томск", активизирован процесс приобретения зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений с использованием механизма государственно-частного партнерства, проводились мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществлено строительство 9 спортивных многофункциональных спортивных площадок круглогодичного использования в рамках реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни".

Общий объем расходов на проведение капитального ремонта объектов в 2015 году составил 458,8 млн р. Проведены работы по капитальному ремонту, установке и монтажу ограждений территорий 24 детских садов, 8 школ, 2 учреждений дополнительного образования, продолжен капитальный ремонт лыжероллерной трассы в г. Томске по ул. Королева, осуществлялся капитальный ремонт, в т.ч. подготовка проектно-сметной документации школ N 28, 36, 27, детских садов N 104, 3, 95, подготовлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт фасадов 8 образовательных учреждений.

Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 19.02.2015 N р150 "Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования "Город Томск" на 2015 год и среднесрочную перспективу" общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования "Город Томск" составила 869,9 млн р., или 11,4% от первоначально утвержденного бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2015 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).

Исполнение бюджета муниципального образования "Город Томск" по расходам в 2016 году составило в сумме 14088,1 млн р., или 97,3%, годового плана 14484,4 млн р., что обусловлено поступлением в конце года дополнительных безвозмездных поступлений из областного бюджета.

Реализация бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2016 году осуществлялась по программно-целевому принципу. Так, бюджет по расходам на 2016 год сформирован на основе программ, доля расходов которых составляет 92,2%.

Общий объем капитальных вложений в экономику города Томска, произведенных в 2016 году за счет бюджетов всех уровней, составил 2726,1 млн р., в частности, продолжено строительство автомобильных дорог, газоснабжение территории муниципального образования "Город Томск", проведение проектно-изыскательских работ в целях строительства спортивных объектов, строительство и приобретение, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, в муниципальную собственность объектов образования.

Осуществлялась реализация муниципальной программы "Доступное и комфортное жилье" в составе подпрограмм, которые направлены на улучшение жилищных условий молодым семьям в возрасте до 35 лет, решение проблемы дефицита маневренного жилищного фонда муниципального образования "Город Томск", улучшение жилищных условий и социальную поддержку работников социально значимых организаций, решение проблемы ветхости и аварийности жилых многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Томск, решение проблем переселения граждан, проживающих на территории города Томска, из аварийного жилищного фонда и ликвидации аварийного жилищного фонда.

Общий объем расходов на проведение капитального ремонта объектов в 2016 году составил 251,5 млн р. Учитывая, что бюджет муниципального образования "Город Томск" сохраняет социальную направленность, 69,9% указанного общего объема расходов, или 175,9 млн р., направлено на проведение капитального ремонта объектов социальной сферы, а именно: на капитальный ремонт, установку и монтаж ограждений территорий 25 детских садов и 10 школ, капитальный ремонт, в т.ч. подготовку проектно-сметной документации кровель 9 детских садов и 1 школы, противопожарные мероприятия в рамках капитального ремонта 23 детских садов и 2 школ, капитальный ремонт, в т.ч. подготовку проектно-сметной документации 2 школ, 1 учреждения дополнительного образования и 1 учреждения культуры.

Объем расходов в сумме 75,6 млн р. направлен на проведение капитального ремонта автомобильных дорог, зданий, сооружений, объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры, дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним, уплату взносов на капитальный ремонт жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в муниципальной собственности.

Во исполнение распоряжения администрации Города Томска от 10.02.2016 N р100 "Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности (в том числе оптимизации) бюджетных расходов и совершенствованию долговой политики муниципального образования "Город Томск" на 2016 год и среднесрочную перспективу" общая сумма оптимизации расходов бюджета муниципального образования "Город Томск" составила 572,4 млн р., или 7,7% от первоначально утвержденного бюджета муниципального образования "Город Томск" на 2016 год (без учета целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета).

 

1.3. Муниципальный долг муниципального

образования "Город Томск"

 

По итогам 2015 года при утвержденном дефиците бюджета Города Томска в сумме 1017,7 млн р. фактический дефицит бюджета составил 629,0 млн р., в том числе 323,2 млн р. - за счет привлечения заемных средств и 305,8 млн р. - за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета.

Дефицит бюджета без учета изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета составил 323,2 млн р., или 5,5% от величины доходов бюджета города Томска без учета объема безвозмездных поступлений (при максимально допустимом размере в соответствии с бюджетным законодательством - 10%), при плановом значении - 6,9%.

Объем муниципального долга на 01.01.2016 составил 3419,0 млн р. По сравнению с 01.01.2015 произошел рост муниципального долга на 10,4%, или на 323,2 млн р. за счет увеличения объема заемных средств, направленных в 2015 году на финансирование дефицита бюджета города.

Отношение муниципального долга к доходам бюджета города Томска без учета объема безвозмездных поступлений по состоянию на 01.01.2016 составило 58,4% (на 01.01.2015 - 53,7%).

Бюджет муниципального образования "Город Томск" на 2016 год утвержден с дефицитом в размере 551,3 млн р., или 8,9% от общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (дефицит без учета изменений остатков в размере 236,3 млн р., или 3,8%).

По итогам исполнения бюджета Города Томска за 2016 год дефицит бюджета Города Томска составил 215,3 млн р., или 3,5% (дефицит без учета изменения остатков в размере 131,2 млн р., или 2,1%).

Верхний предел муниципального долга на 01.01.2017 утвержден в размере 3655,2 млн р., или 59,0% от общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. По итогам 2016 года объем муниципального долга на 01.01.2017 составил 3550,2 млн р., или 57,4% от общего годового объема доходов бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК"

НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

 

Целью долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение предсказуемости развития бюджета муниципального образования "Город Томск", что позволит оценивать на вариантной основе долгосрочные тенденции изменений объема и структуры доходов и расходов бюджета муниципального образования "Город Томск", структуры и условий привлечения и обслуживания заимствований, перспектив межбюджетного регулирования, а также обеспечение связи между долгосрочными целями муниципальных программ, целевыми показателями их выполнения и бюджетными проектировками на среднесрочный период.

Налоговая политика на долгосрочную перспективу ориентирована на развитие налогового потенциала, в том числе за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, реализации комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования в целях привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений и проектов, способных увеличить поступление доходов в бюджет муниципального образования "Город Томск".

При формировании и реализации налоговой политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующей основной задачи - реализация мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и сокращению задолженности по платежам в бюджет города.

В рамках реализации данной задачи администрацией Города Томска планируется проведение следующих мероприятий:

- упорядочение системы налоговых льгот, повышение их адресности;

- совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов бюджета;

- стимулирование рационального и эффективного землепользования, направленного на развитие городской территории;

- повышение эффективности использования муниципального имущества;

- повышение эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти (взаимодействие с федеральными структурами, осуществляющими на территории Города Томска государственный учет и регистрацию прав, правообладателей земельных участков, кадастровый учет объектов недвижимости, с целью актуализации электронной версии городского земельного кадастра; взаимодействие с налоговыми органами по вопросу улучшения администрирования налоговых платежей, улучшение налоговой дисциплины, сокращение задолженности, увеличение собираемости).

Таким образом, налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию налоговых и неналоговых доходов бюджета города, необходимых для исполнения расходных обязательств муниципального образования "Город Томск", а также поддерживать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций.

Неравномерность поступлений доходов в бюджет Города Томска в течение финансового года приводит к кассовым разрывам и создает риск разбалансированности бюджета города.

Неисполнение и недостаточность роста доходных источников приводят к необходимости привлечения муниципальных внутренних заимствований и росту муниципального долга.

Управление муниципальным долгом является неотъемлемым элементом экономической и финансовой политики города. Увеличение муниципального долга может стать как мощным фактором экономического роста, так и привести к серьезным кризисным последствиям. Являясь составной частью экономической и финансовой систем, муниципальный долг оказывает прямое и косвенное воздействие на многие элементы: на доходную и расходную части бюджета города, бюджетные инвестиции, уровень деловой активности, поэтому особенно важным представляется обоснованным выбор методов управления муниципальными долговыми обязательствами.

Эффективная долговая политика характеризуется не только отсутствием просроченных долговых обязательств, но также гибкостью и прозрачностью системы управления муниципальным долгом, публичностью муниципальных долговых обязательств.

Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета города не может обособленно рассматриваться от основных экономических параметров и приоритетов бюджетной системы Российской Федерации. В то же время независимость муниципального образования от результатов применения мер межбюджетного регулирования, реализуемых на федеральном и региональном уровне, влияет на возможности органов местного самоуправления к устойчивому и стабильному управлению в различных отраслевых сферах деятельности. Развитие признаков устойчивости бюджета, таких как бюджетная самостоятельность, сбалансированность бюджета, эффективное расходование бюджетных средств и эффективное управление долговыми обязательствами, качество финансового менеджмента, способствует долгосрочному перспективному развитию города.

При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:

1. Повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из четкой приоритизации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения.

В рамках решения данной задачи необходимо осуществлять взвешенный подход к принятию новых расходных обязательств и сокращать неэффективные бюджетные расходы, а также при исполнении бюджета муниципального образования "Город Томск" необходимо обеспечить максимальную экономию бюджетных средств за счет их рационального использования.

2. Дальнейшая реализация принципа формирования бюджета муниципального образования "Город Томск" по программно-целевому принципу.

Это позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и расширит возможности для оценки их эффективности. Направления и задачи социально-экономической политики муниципального образования "Город Томск", реализуемые в рамках муниципальных программ, должны иметь надежное и просчитанное финансовое обеспечение. Следовательно, необходимо провести работу по приведению объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям бюджета муниципального образования "Город Томск".

3. Повышение эффективности системы муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Развитие системы муниципального финансового контроля, контроля в сфере закупок, а также внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита будет способствовать сокращению нарушений законодательства о контрактной системе и повышению эффективности (результативности и экономности) бюджетных расходов.

4. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов.

В долгосрочном периоде на постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности информации по реализации налоговой, бюджетной и долговой политики за счет регулярной публикации информации о бюджетах для граждан.

5. Повышение качества муниципальных услуг.

Решение указанной задачи в долгосрочной перспективе должно осуществляться за счет повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений и реорганизации неэффективных учреждений. Бюджетные средства, высвобождаемые в результате реализации данных мер, должны использоваться на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы, но только при условии роста производительности труда в бюджетном секторе. Эффективный контракт, включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности руководителей и работников учреждений, должен стать действенным инструментом повышения качества оказываемых муниципальных услуг.

Улучшению качества оказания муниципальных услуг также будет способствовать повышение конкуренции организаций, участвующих в оказании муниципальных услуг, в том числе за счет привлечения к оказанию услуг иных юридических лиц, а не только муниципальных учреждений.

6. Повышение эффективности организации финансового менеджмента в администрации Города Томска и ее органах, а также в муниципальных учреждениях.

Финансовый менеджмент в бюджетном секторе представляет собой совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств, иных финансовых и нефинансовых ресурсов и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление и исполнение бюджета, планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности организации, организация и ведение бухгалтерского (бюджетного учета), формирование и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита). Соответственно, реализация указанной задачи позволит минимизировать бюджетные риски, связанные с возможностью невыполнения (полностью или частично) определенных параметров (характеристик) бюджета, а также неэффективным использованием бюджетных средств.

7. Развитие информационного обеспечения бюджетного процесса.

В настоящее время в муниципальном образовании "Город Томск" сформированы основные элементы информационно-технологической инфраструктуры бюджетного процесса. Автоматизированные системы применяются в сферах планирования, исполнения бюджета, сбора бюджетной отчетности, при проведении муниципальных закупок, при анализе основных показателей бюджетной сферы и финансово-хозяйственной деятельности учреждений, внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита главными распорядителями бюджетных средств.

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА

 

Развитие муниципального образования "Город Томск" в 2015 - 2016 годах происходило в непростых экономических условиях, сложившихся в российской экономике в результате осложнения геополитической обстановки, введения перекрестных санкций, падения мировых цен и спроса на нефть, обесценения рубля и ускорения инфляции.

Сценарные условия Бюджетного прогноза вытекают из трех вариантов прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2030 года (далее - прогноз на долгосрочный период).

Прогноз на долгосрочный период разработан с учетом результатов социально-экономического развития Города Томска за 2013 - 2015 годы, анализа состояния экономики муниципального образования "Город Томск" в январе - июле 2016 года, а также параметров прогноза развития российской экономики на среднесрочный период.

Прогноз на долгосрочный период сформирован в трех вариантах: консервативном, базовом и целевом.

Консервативный вариант построен исходя из наименее благоприятного сценария внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы Города Томска. Данный вариант предполагает в 2017 - 2030 годы замедление темпов роста промышленного производства, фиксирование потребительского спроса населения на уровне 2014 - 2015 годов на фоне незначительного прироста реальной заработной платы населения Города Томска, как следствие, невысокие темпы роста оборота розничной торговли и объема платных услуг.

Базовый вариант исходит из эволюционного сценария развития Города Томска в более благоприятных внешних и внутренних условиях. Указанный вариант предполагает в 2017 - 2030 годы:

- умеренные темпы роста промышленного производства на томских предприятиях в диапазоне 100,8% - 104,2%;

- ежегодный прирост объемов инвестиций в размере 0,2% - 2,1%;

- формирование в 2020 году тенденции к приросту объемов строительных работ в диапазоне 1,0% - 2,3% в год;

- положительную динамику потребительского спроса на фоне снижения инфляции. Указанный вариант является базовым для составления Бюджетного прогноза.

Целевой вариант ориентирован на инновационный сценарий развития Города Томска и достижение целевых показателей социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года. Целевой вариант предполагает к 2030 году успешную реализацию долгосрочных производственно-финансовых планов томскими организациями реального сектора экономики, как следствие, формирование тенденции устойчивого роста экономики Города Томска, характеризующейся ежегодным приростом на 1,9% - 5,3% объемов промышленного производства. Согласно целевому варианту темпы роста объемов инвестиций в основной капитал в Городе Томске ежегодно составят 100,4% - 103,5%. На фоне устойчивого роста реальной заработной платы населения Города Томска прогнозируемые темпы роста оборота розничной торговли годы составляют 102,8% - 105,5% ежегодно.

Показатели прогноза на долгосрочный период, характеризующие развитие муниципального образования "Город Томск" при установленных трех вариантах, сгруппированы по следующим основным сферам:

1) Демография.

Указанная сфера направлена на прогнозирование ситуации, касающейся численности, территориального размещения и состава населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Базовый вариант предполагает положительную динамику улучшения демографической ситуации в муниципальном образовании "Город Томск", ориентированную на увеличение качества жизни населения.

Демография характеризуется такими основными показателями, как численность населения, средняя продолжительность жизни, численность занятых в экономике, численность занятых на крупных и средних предприятиях, численность занятых в малом предпринимательстве; уровень регистрируемой безработицы.

2) Уровень жизни населения.

Уровень жизни (уровень благосостояния) характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, и базируется на объеме реальных доходов на душу населения и соответствующем объеме потребления.

При базовом варианте социально-экономического развития Города Томска на долгосрочный период предполагается устойчивый рост средней заработной платы в реальном секторе экономики, прежде всего, на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности и обеспечение положительной динамики заработной платы работников муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальных услуг. При этом рост средней заработной платы увеличит потребительский спрос и будет способствовать увеличению объема реализации товаров и услуг, следовательно, росту номинальной и реальной заработной платы в сфере малого предпринимательства.

Данная сфера оценена такими основными показателями, как среднемесячная заработная плата одного работника в целом по городу, среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, среднемесячная заработная плата работников, занятых в малом предпринимательстве.

3) Экономический потенциал.

Экономический потенциал города определяет совокупную способность экономической системы производить продукцию, осуществлять строительство, оказывать услуги населению и удовлетворять его запросы, обеспечивать развитие производства и потребления.

Базовый вариант предполагает сохранение темпов экономического роста и основных тенденций, сложившихся в экономике Города Томска в 2013 - 2016 годы, при ускоренном развитии отдельных сфер экономики (пищевая, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство электрооборудования), традиционно являющихся основой экономического потенциала Города Томска. Данный вариант отличается устойчивой положительной динамикой темпов роста объемов производства и инвестиций в основной капитал за счет улучшения общей экономической ситуации в Томской области и в Российской Федерации.

Экономический потенциал определяется такими основными показателями, как экономический оборот, объем отгруженной промышленной продукции, объем инвестиций в основной капитал, объем строительных работ.

4) Потребительский рынок.

Функционирование потребительского рынка определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу производства и реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности отдельных социальных групп и слоев населения.

При базовом варианте социально-экономического развития города предусматривается устойчивое развитие существующего сетевого ритейла, появления ряда новых супермаркетов современных форматов, ежегодное открытие новых ресторанов и расширение перечня предлагаемых потребителям бытовых и иных услуг.

В долгосрочной перспективе до 2030 года основным фактором, определяющим развитие потребительского рынка, является платежеспособный спрос населения.

В долгосрочном периоде снижению инфляции будет способствовать ограничение предельного размера индексации регулируемых тарифов, умеренный рост внутренних цен на продовольственные товары, расширение импортозамещения, широкий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынок продовольствия и ярмарки сельхозпродукции.

Основными показателями, характеризующими состояние потребительского рынка города в долгосрочном периоде, являются оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению.

5) Городское хозяйство.

Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта, при этом его хозяйственная деятельность направлена на удовлетворение коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

Основными показателями, отражающими деятельность в данной сфере, являются протяженность улично-дорожной сети, пассажиропоток общественного транспорта, средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов, общая площадь жилых помещений в аварийных жилых домах.

Базовый вариант долгосрочного прогнозирования предусматривает:

- решение основных задач по созданию разветвленной улично-дорожной сети, обеспечивающей эффективную работу грузового и общественного транспорта в условиях роста автомобилизации, а также системная работа по оснащению улично-дорожной сети города Томска качественными и надежными системами наружного освещения, обеспечивающими необходимый уровень освещенности и гарантирующими долгий срок службы дорожного полотна;

- увеличение пассажиропотока, которому будет способствовать процесс обновления подвижного состава привлеченных маршрутных автобусов;

- повышение средней обеспеченности горожан жильем экономкласса за счет реализации государственных программ строительства жилья экономкласса, а также муниципальных жилищных программ, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и отдельных категорий граждан;

- менее высокие темпы роста аварийного жилья за счет целенаправленной работы по капитальному ремонту многоквартирных домов с высокой степенью износа во избежание их перехода в число аварийных жилых домов.

6) Социальная сфера.

Экономическая деятельность, непосредственно касающаяся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества в полной степени характеризует состояние социальной сферы города.

Основными показателями, отражающими деятельность в данной сфере, являются доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования, уровень обеспеченности населения города Томска спортивными залами и плоскостными сооружениями от нормативной потребности, обеспеченность населения города объектами культуры.

При базовом варианте долгосрочного прогнозирования предусматривается:

- сдерживающая динамика снижения показателя доступности услуг дошкольного образования. Планируется сохранить доступность дошкольного образования в прогнозном периоде для детей в возрасте 3 - 7 лет на уровне 2016 года. Однако с учетом прогнозируемого уровня рождаемости в городе, которому объективно не будут соответствовать темпы развития инфраструктуры дошкольного образования, планируется незначительное снижение количества детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих услуги дошкольного образования. При этом в целях снижения социальной напряженности, связанной с ограниченностью количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, планируется продолжение работы по предоставлению компенсации родителям (законным представителям) части затрат на содержание детей в группах по присмотру и уходу за детьми, денежной выплаты родителям (законным представителям) детей, посещающих частные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в целях возмещения затрат за присмотр и уход, а также мер социальной поддержки многодетным семьям при присвоении им статуса "Семейная группа присмотра и ухода за детьми".

- сохранение на достигнутом в 2016 году уровне обеспеченности населения спортивными залами и плоскостными сооружениями от нормативной потребности за счет строительства спортивных площадок, а также ремонт и реконструкцию существующих спортивных сооружений;

- сохранение традиционных форм культурно-досугового обслуживания населения (просвещение, объекты культурного наследия и т.д.) и увеличение числа пользователей библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений.

 

4. ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК" НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ

ПЕРИОД ДО 2022 ГОДА

 

Основными критериями эффективности налоговой политики являются возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимальном благоприятствовании инвестиционной активности, развитие человеческого капитала, преимущественное положение добросовестных налогоплательщиков перед субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.

Основной целью бюджетной политики на долгосрочную перспективу является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального образования "Город Томск".

Удлинение горизонтов планирования заставляет обеспечить более тесную увязку целей и задач стратегического планирования с муниципальными программами.

Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться, в том числе за счет применения единой бюджетной классификации Российской Федерации, единых перечней муниципальных услуг.

Прогноз основных показателей бюджета муниципального образования "Город Томск" в долгосрочном периоде представлен в приложении 1 к Бюджетному прогнозу.

 

4.1. Основные подходы к формированию доходов бюджета

муниципального образования "Город Томск"

 

Прогноз доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" на период до 2022 года сформирован исходя из расчетов, представленных администраторами доходов бюджета города, с учетом нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Томской области от 09.02.2012 N 7-ОЗ "Об установлении единых нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов Томской области", от 14.11.2012 N 208-ОЗ "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Томской области от отдельных федеральных налогов".

Прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования "Город Томск" на период до 2022 года представлен в приложении 2 к Бюджетному прогнозу.

При составлении прогноза учтены следующие основные изменения налогового законодательства, принятые на федеральном уровне:

1. В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" с 1 января 2021 года будет отменена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Ранее было утверждено, что система налогообложения в виде ЕНВД будет отменена с 1 января 2018 года.

2. Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приняты изменения, устанавливающие, что с 01.01.2017 до 01.01.2020 кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется исходя из результатов кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014.

3. Федеральным законом от 03.07.2016 N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся изменения, связанные с переходом на новые общероссийские классификаторы. С 1 января 2017 года вступают в силу новые редакции Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с отменой ряда действующих в настоящее время общероссийских классификаторов. Помимо замены наименований классификаторов Законом уточняется также понятие "бытовые услуги", используемое в специальных налоговых режимах.

4. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017:

- увеличен предельный размер доходов для целей применения упрощенной системы налогообложения до 150 млн р. (2016 - 60 млн р.);

- применять названный специальный режим можно будет, если доход организации за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не превысил 112,5 млн р. (2016 - 45 млн р.);

- ежегодная индексация предельных размеров доходов для целей применения упрощенной системы налогообложения на коэффициент-дефлятор приостанавливается до 2021 года;

- со 100 млн р. до 150 млн р. увеличится пороговое значение остаточной стоимости основных средств (превышение указанного значения будет свидетельствовать о том, что предприятие потеряло право на применение упрощенной системы налогообложения).

На местном уровне - с целью повышения эффективности использования муниципального имущества и земельных ресурсов приняты:

1) решение Думы Города Томска от 04.10.2016 N 363 "О внесении изменений в решение Томской городской Думы от 24.12.2004 N 815 "О порядке определения величины арендной платы за пользование объектами нежилого фонда муниципального образования "Город Томск", предусматривающее ежегодную индексацию базовой ставки арендной платы за 1 кв. м площади объектов муниципального нежилого фонда (с учетом прогнозируемого индекса инфляции);

2) решение Думы Города Томска от 01.11.2016 N 396 "О внесении изменений в отдельные решения представительного органа местного самоуправления", предусматривающее:

- ежегодную индексацию размера арендной платы за землю (с учетом прогнозируемого индекса инфляции), корректировку льгот по отдельным категориям арендаторов;

- повышение ставок арендной платы за землю / коэффициентов к ставкам по отдельным видам использования земельных участков;

- поэтапное повышение ставок выкупной стоимости земельных участков.

По налоговым доходам прогноз поступлений в бюджет муниципального образования "Город Томск" составлен исходя из расчетов, представленных главным администратором доходов бюджета города - инспекцией ФНС России по г. Томску в соответствии с нормативами отчислений налогов в местный бюджет, с учетом динамики поступлений налогов, сложившейся за три года, предшествующих текущему финансовому году, ожидаемого поступления налогов в 2016 году, прогнозируемых среднегодовых темпов роста поступлений налогов в бюджет города на период до 2022 года.

Прогноз поступлений по налогу на доходы физических лиц составлен исходя из прогнозируемого среднегодового темпа роста поступлений налога в размере 106,6%, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - учтен среднегодовой темп роста в размере 111%, по сельскохозяйственному налогу - 114%, по земельному налогу - 101%.

По единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности прогноз до 2020 года составлен на уровне ожидаемого поступления налога в 2016 году в связи с переходом налогоплательщиков на иные системы налогообложения, так как с 1 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" будет отменена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

По налогу на имущество физических лиц прогноз составлен до 2020 года, так как в соответствии с действующим законодательством в срок до 1 января 2020 года необходимо установить единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В настоящее время принято решение о проведении на территории Города Томска новой государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, планируемое время проведения оценки - 2018 год. Таким образом, составить прогноз на 2021 - 2022 годы не представляется возможным.

По неналоговым доходам прогноз поступлений в бюджет муниципального образования "Город Томск" составлен с учетом действующего федерального, областного законодательства и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Прогноз поступлений по арендной плате за земельные участки составлен исходя из ставок арендной платы, установленных действующими по состоянию на 01.07.2016 решениями Думы Города Томска, с учетом текущей экономической ситуации, а также динамики вновь заключаемых и расторгаемых договоров аренды земельных участков и проводимой работы по взысканию задолженности.

Прогноз поступлений по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества составлен исходя из условий действующих договоров аренды муниципального имущества в части установленного размера арендной платы, с учетом сроков внесения платежей и сроков действия договоров, сложившейся тенденции сокращения общего объема арендного фонда.

Прогноз доходов от приватизации муниципального имущества составлен в соответствии с предварительным перечнем объектов муниципального имущества, планируемого к включению в ежегодный Прогнозный план (Программу) приватизации, с учетом ожидаемых поступлений денежных средств за объекты, проданные в рассрочку в рамках реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества, и суммы поступлений денежных средств по переходящим объектам.

Прогноз поступлений от продажи земельных участков рассчитан исходя из средней сложившейся цены за 1 кв. м и коэффициента продаваемости земельных участков в собственность.

Прогноз поступлений по административным платежам и сборам (платежи, взимаемые органами местного самоуправления (организациями) городских округов за выполнение определенных функций) осуществлен исходя из платы, взимаемой с родителей детей, посещающих школу-интернат N 1 г. Томска, количества учебных дней и с учетом сложившейся посещаемости.

Прогноз по штрафам, санкциям, возмещению ущерба составлен на основании данных, представленных администраторами данных платежей. Доходы бюджета муниципального образования "Город Томск" в части поступления денежных взысканий (штрафов) администрируют 27 главных администраторов (администраторов) доходов.

Прочие неналоговые доходы включают в себя следующие виды доходов:

- плата за снос зеленых насаждений - прогноз составлен управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска исходя из средней суммы поступлений данной платы за последние 3 года;

- плата за право на заключение договора о размещении нестационарного торгового объекта - прогноз составлен районными администрациями Города Томска исходя из данных о размере площади земельных участков, занятых под размещение нестационарных торговых объектов, ставки платы за размещение нестационарного торгового объекта;

- прочие неналоговые доходы.

Бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" по доходам на 2017 - 2018 годы составлен с учетом безвозмездных поступлений из областного бюджета, утвержденных решением Думы Города Томска от 08.12.2015 N 76 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов" (с изменениями и дополнениями), на 2019 год прогноз по доходам составлен с учетом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на 2020 - 2022 годы прогноз составлен с учетом безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц.

Бюджетный прогноз на 2017 год составлен с дефицитом в сумме 646,8 млн р. (9,9%), на плановый период 2018 - 2019 годов и долгосрочный период до 2022 года - бюджетный прогноз сформирован без дефицита.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию в городе Томске, ограниченную бюджетными ресурсами, и замедлением темпов роста доходов населения, прогноз основных показателей бюджета муниципального образования "Город Томск" в долгосрочном периоде по доходам ориентирован на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении всех социальных обязательств перед населением города. Приоритетным направлением остается обеспечение максимальной наполняемости городского бюджета и реализация мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и сокращению задолженности по платежам в городской бюджет.

 

4.2. Основные подходы к формированию расходов бюджета

муниципального образования "Город Томск"

 

Прогноз расходов бюджета муниципального образования "Город Томск" на период до 2022 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.

С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации муниципальной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.

В числе приоритетных направлений будут сохранены расходы на развитие образования, культуры и спорта, а также производственной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства, транспорта.

Прогноз основных показателей бюджета муниципального образования "Город Томск" в долгосрочном периоде по расходам ориентирован на:

- обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств;

- обеспечение безусловного исполнения указов Президента Российской Федерации социально-экономической направленности;

- реализацию мероприятий по строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, капитальному ремонту и ремонту объектов образования, инженерной и коммунальной инфраструктуры;

- реализацию мероприятий по переселению граждан города из аварийного и ветхого жилищного фонда;

- поддержка молодых (в том числе из числа многодетных) семей в решении проблемы приобретения жилья;

- улучшение жилищных условий и социальную поддержку работников социально значимых организаций.

Дальнейшая реализация принципа формирования муниципального образования "Город Томск" по программно-целевому принципу позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.

Показатели финансового обеспечения на реализацию муниципальных программ муниципального образования "Город Томск" на период до 2022 года представлены в приложении 3 к Бюджетному прогнозу.

 

4.3. Основные подходы к формированию долговой политики,

дефицита (профицита) бюджета муниципального

образования "Город Томск"

 

Долговая политика муниципального образования "Город Томск" на период до 2022 года будет направлена на решение ключевой задачи по поддержанию долговой нагрузки на безопасном уровне.

Для решения указанной задачи необходимо обеспечить:

- эффективность осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление необходимого объема муниципальных заимствований, способного обеспечить решение социально-экономических задач развития муниципального образования, не допустив при этом необоснованного роста муниципального долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;

- взаимосвязь принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета муниципального образования "Город Томск" в привлечении заемных средств;

- раскрытие информации о муниципальном долге.

Отношение объема муниципального долга к доходам бюджета города без учета объема безвозмездных поступлений на конец 2022 года составит не более 66,5%.

Расходы на обслуживание муниципального долга на долгосрочный период будут определяться на основании действующих долговых обязательств, прогнозного уровня доходности облигаций и прогнозной стоимости кредитных ресурсов. Объем расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета города не превысит ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

5. ОСНОВНЫЕ РИСКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК"

 

В сфере бюджетной политики риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от множества внешних и внутренних факторов. Внешним фактором риска зачастую является бюджетная политика Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень муниципалитетов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств муниципалитетов, изменения федерального и регионального законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджета. Данные меры могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на бюджет муниципального образования или сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и областного бюджетов. Кроме того, рост стоимости расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.

К числу основных внешних рисков относятся:

1) Сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности его влияния на социально-экономическое развитие страны возможны негативные последствия и для социально-экономического развития города Томска, проявляющиеся, в частности, в сокращении доступности и увеличении стоимости кредитных ресурсов, оттоке инвестиций, снижении рентабельности соответствующих видов экономической деятельности.

Минимизация указанного риска в долгосрочном периоде возможна путем сохранения налоговых льгот, субсидировании затрат производителей на федеральном и областном уровне.

2) Изменение федерального и областного законодательства, влияющего на параметры бюджета муниципального образования, в частности:

- новации в межбюджетном регулировании;

- снижение нормативов отчислений от налогов и сборов;

- установление новых расходных обязательств;

- сокращение межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов.

Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и впоследствии в случае их уменьшения, ограничения роста расходных обязательств сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.

К числу основных внутренних рисков относятся:

1) Снижение численности населения в трудоспособном возрасте.

Минимизация указанного риска должна быть выражена в проведении работы по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих налоги и взносы.

2) Большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией мер, сформулированных в "майских" указах Президента Российской Федерации.

Меры поддержки, оказываемые государством, направлены на повышение социальных возможностей. В случае замедления темпов экономического развития существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.

Минимизация риска должна осуществляться за счет принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала муниципального образования "Город Томск", качественного проведения системных реформ в отраслях социальной сферы, а также перехода к адресности оказания мер социальной поддержки.

3) Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.

Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста муниципального образования, поскольку в среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для его стимулирования.

Минимизация указанных рисков возможна путем реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, в том числе через построение эффективного сотрудничества и партнерских отношений власти, бизнеса и общества (муниципально-частное партнерство) по всем направлениям развития города.

Таким образом, в целях недопущения развития ситуации с бюджетом муниципального образования "Город Томск" в негативную сторону основными мерами, направленными на минимизацию риска его несбалансированности, будут являться:

- оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;

- активное использование оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений;

- повышение адресности мер социальной поддержки нуждающихся категорий граждан;

- активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации и Томской области;

- постоянная оценка расходных обязательств муниципального образования "Город Томск" в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.

 

 

 

 

 


Приложение 1

к Бюджетному прогнозу

муниципального образования "Город Томск"

на долгосрочный период до 2022 года

 

ПРОГНОЗ

ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ТОМСК" В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

 

млн р.

N пп

Наименование показателя

2015 год

2016 год

Прогноз на

Исполнено

План

Исполнено

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Доходы, всего в т.ч.:

11792,7

13933,1

13872,8

12378,4

11087,4

7380,9

7110,0

6495,3

6835,4

 

Налоговые и неналоговые доходы

5858,1

6192,6

6189,2

6539,6

6445,8

6698,5

7104,6

6489,9

6830,0

 

Безвозмездные поступления, в т.ч.:

5934,6

7740,5

7683,6

5838,8

4641,6

682,4

5,4

5,4

5,4

 

целевые средства

5330,9

7012,3

6955,4

5146,7

3959,2

0,0

0,0

0,0

0,0

 

нецелевые средства

603,7

728,2

728,2

692,1

682,4

682,4

5,4

5,4

5,4

2

Расходы, всего, в т.ч.:

12421,7

14484,4

14088,1

13025,2

11087,4

7380,9

7110,0

6495,3

6835,4

2.1

Капитальный ремонт

458,8

274,5

251,5

626,6

36,4

36,4

246,5

225,2

236,9

2.2

Капитальные вложения

1544,7

2901,4

2726,1

1942,9

488,9

58,2

1123,0

1025,9

1079,6

2.3

Расходы на обслуживание муниципального долга

194,7

243,6

243,6

354,4

358,3

381,4

417,9

417,9

417,9

2.4

Условно утвержденные расходы, в т.ч.

x

x

x

x

893,3

1281,3

x

x

x

в %

x

x

x

x

12,5%

17,4%

x

x

x

3

Дефицит (-) (профицит (+)), в т.ч.

-629,0

-551,3

-215,3

-646,8

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

 

в %

10,7%

8,9%

3,5%

9,9%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

4

Объем муниципального долга, в т.ч.

3419,0

3655,2

3550,2

4540,8

4540,8

4540,8

4540,8

4540,8

4540,8

 

в %

58,4%

59,0%

57,4%

69,4%

70,4%

67,8%

63,9%

70,0%

66,5%


Информация по документу
Читайте также