УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации Томской области
от 23.06.2017 № 230а
Документ
планирования
регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным
маршрутам регулярных перевозок на территории Томской области на 2017 – 2020 годы
1. Общие положения долгосрочной политики в области организации
регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным
маршрутам регулярных перевозок на территории Томской области
Настоящий Документ
планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом
по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Томской области
на 2017 – 2020 годы (далее – Документ планирования регулярных перевозок) разработан
в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации
регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным
электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», Законом Томской области от 29 декабря
2015 года № 216-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом на территории Томской области», постановлением Администрации Томской
области от 29.01.2016 № 32а «О Порядке подготовки документа планирования регулярных
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам
регулярных перевозок на территории Томской области».
Понятия и термины,
используемые в настоящем Документе планирования регулярных перевозок, применяются
в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного
транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федеральным законом
от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской
области.
Развитие транспорта
в современных условиях должно базироваться на таких инновационных решениях, как
внедрение информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий, альтернативных
видов топлива, новых материалов, развитие беспилотных транспортных средств. Результатом
этого должны стать снижение транспортных издержек в экономике, повышение производительности
труда и качества жизни населения.
Общие положения
долгосрочной политики в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на
территории Томской области (далее – регулярные перевозки): формирование оптимальной
маршрутной сети регулярных перевозок, основанной на принципах конкурентности и окупаемости.
Целью долгосрочной
политики в области организации регулярных перевозок является обеспечение транспортной
доступности населенных пунктов Томской области и создание условий для безопасной
перевозки пассажиров и багажа.
Задачами формирования
долгосрочной политики в области организации регулярных перевозок являются:
удовлетворение
потребности населения Томской области в регулярных перевозках в межмуниципальном
сообщении;
повышение безопасности,
доступности и качества оказываемых транспортных услуг по межмуниципальным маршрутам
регулярных перевозок для населения Томской области;
формирование оптимальной
сети межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок;
создание приоритетных
условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным
средствам.
2. Текущее
состояние и проблемы в организации регулярных перевозок
Межмуниципальная маршрутная сеть на
территории Томской области включает 46 автобусных маршрутов регулярных перевозок,
которые обеспечивают транспортную связь населения административных центров 15 муниципальных
районов и городских округов Томской области и более 50 сельских населенных пунктов
Томского района с областным центром. Особое место в маршрутной сети межмуниципальных
маршрутов регулярных перевозок Томской области занимают маршруты регулярных перевозок
Томской агломерации, в которую входят муниципальное образование «Город Томск», муниципальное
образование «Городской округ закрытое административно-территориальное образование
Северск Томской области», а также муниципальное образование «Томский район» (далее
– Томская агломерация). В Томской агломерации насчитывается 22 пригородных и 7 междугородных
межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. Автобусные маршруты, соединяющие
города Томск и Северск, являются не только межмуниципальными, но и муниципальными
для каждого из городов. Маршрутов между городами Северском и Томском, работающих
по классической схеме от автовокзала до автовокзала, нет, что говорит о востребованности
со стороны пассажиров остановочных пунктов на всем протяжении маршрута.
В организации регулярных перевозок
существуют следующие проблемы:
снижение пассажиропотока на общественном
транспорте, изменение его структуры, а также снижение платежеспособности пассажиров;
неполная компенсация затрат перевозчикам
за оказанные услуги льготным категориям граждан;
высокий износ автобусного парка;
увеличение количества нелегальных
перевозчиков.
К причинам, приведшим к возникновению
проблем в организации регулярных перевозок, относятся:
снижение пассажиропотока по регулярным
перевозкам из-за оттока населения в города, использование личного транспорта и кратный
рост нелегальных перевозок, а также снижение платежеспособности большинства пассажиров;
увеличение доли пассажиров, имеющих
льготы по оплате регулярных перевозок, в структуре пассажиропотока, неограниченное
количество поездок по единому социальному проездному билету и отсутствие регулярной
индексации стоимости проезда по единому социальному проездному билету;
отсутствие объективного учета выручки
и расходов у большинства перевозчиков по регулярным перевозкам;
отсутствие регулярного субсидирования
регулярных перевозок по маршрутам с низким пассажиропотоком;
неупорядоченность муниципальной и
межмуниципальной маршрутной сети;
перенасыщение парка подвижного состава
пассажирского транспорта транспортными средствами малого класса;
неэффективное использование подвижного
состава группами перевозчиков;
дефицит квалифицированных водительских
кадров.
Таким образом, сложившаяся в сфере
организации регулярных перевозок ситуация требует совершенствования и развития.
3. Перечень
мероприятий по развитию регулярных перевозок
Развитие регулярных перевозок планируется осуществлять по следующим направлениям:
комплексное
развитие системы пассажирских перевозок Томской агломерации;
комплексное
развитие системы пассажирских перевозок за пределами Томской агломерации.
Решение задач по развитию регулярных
перевозок по межмуниципальным маршрутам планируется реализовать за счет выполнения
следующих мероприятий:
изменение межмуниципальной маршрутной
сети Томской области;
упорядочение маршрутной сети межмуниципальных
и муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
внедрение безналичной системы оплаты
проезда, в том числе отдельных льготных категорий граждан по единому социальному
проездному билету;
изменение порядка предоставления и
использования единого социального проездного билета;
изменение действующего порядка тарифного
регулирования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок;
создание условий для обновления подвижного
состава пассажирского транспорта;
внедрение современных автоматизированных
систем управления автомобильным пассажирским транспортом;
организация единого диспетчерского
центра межмуниципальных пригородных и междугородных маршрутов с использованием навигационной
системы ГЛОНАСС;
повышение эффективности
использования транспортных средств;
повышение производительности
труда перевозчиков;
снижение транспортных
расходов перевозчиков;
обеспечение доступности
транспортных услуг для людей с ограниченными возможностями.
Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается
посредством заключения уполномоченным исполнительным органом государственной власти
Томской области либо иным государственным заказчиком контрактов в соответствии с
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно
графику, в соответствии с которым в отношении регулярных перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок
на территории Томской области, частично или полностью оплачиваемых за счет областного
бюджета, должен быть заключен государственный контракт (приложение к Документу планирования
регулярных перевозок).
По межмуниципальным
маршрутам регулярных перевозок № 502 «Томск – Спасо-Яйское», № 518 «Томск
– Белый Яр», № 559 «Томск – Каргасок» в 2017 году планируется провести конкурсные процедуры по изменению вида регулярных перевозок.
Межмуниципальный
маршрут регулярных перевозок № 405 «Северск – Томск» в 2017 году планируется отменить.
Разработанные
в настоящем Документе планирования регулярных перевозок основные мероприятия по
развитию регулярных перевозок должны быть реализованы путем проведения комплекса
взаимосвязанных мероприятий и программ, которые подлежат уточнению и доработке в
процессе их осуществления.
Ожидаемые
результаты реализации мероприятий по развитию регулярных перевозок в Томской области:
повышение безопасности транспортного
обслуживания населения;
повышение доступности, удобства, комфортности
и привлекательности услуг транспортного комплекса для населения Томской области;
увеличение пассажиропотока на межмуниципальных
маршрутах регулярных перевозок;
повышение рентабельности регулярных
перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок;
повышение транспортной доступности
пассажирского транспорта для граждан, относящихся к маломобильным группам населения
и инвалидам;
повышение эффективности системы управления
регулярными пассажирскими перевозками, а также внедрение современных информационных
технологий в сфере транспорта.