УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Законодательного Собрания края
от 29 июня 2017 г. № 3-803П
РЕЗОЛЮЦИЯ
ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ
"ОБ ОТЧЕТЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КРАЕВОГО
БЮДЖЕТА ЗА 2016 ГОД"
Заслушав информацию об итогах
социально-экономического развития края и об исполнении краевого и
консолидированного бюджетов за 2016 год, участники публичных слушаний отмечают,
что исполнение краевого бюджета в 2016 году осуществлялось при снижении основных социальных и экономических
показателей по отношению к 2015 году, обусловленном влиянием
негативных факторов на экономику Российской Федерации и Красноярского края (низкие
цены на нефть и цветные металлы, сохраняющаяся неопределенность на финансовых
рынках). Прогнозные значения большинства показателей не были достигнуты.
Вместе с тем Красноярский край сохранил положительную
динамику производства в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве,
возобновился рост инвестиций, снизилась инфляция.
В 2016 году цены на нефть
марки "Ural’s" и цветные
металлы, экспортируемые Красноярским краем, не достигли своих прогнозных
значений, но были близки к ожидаемой оценке по итогам года. Продолжилось
ослабление курса рубля, 1 доллар США стоил 66,9 рубля в
среднегодовом исчислении против 61,0 рубля в 2015 году.
В сложившихся условиях объем
промышленного производства составил 98,5 % относительно 2015 года при среднем
показателе по России - 101,1
%.
Сложившийся показатель промышленного производства
обусловлен изменениями в основных промышленных видах деятельности:
добыча полезных ископаемых - 101,7 % (Россия - 102,5 %);
обрабатывающие производства - 95,3 % (Россия - 100,1 %);
энергетика - 101,1 % (Россия - 101,5 %).
В обрабатывающих производствах при снижении общего
показателя (95,3 % к уровню 2015 года) отмечается существенный рост в семи
наиболее значимых видах экономической деятельности.
Причиной, повлиявшей на снижение итогового индекса в
обрабатывающем производстве и в промышленности в целом, стало снижение
производства цветных металлов (никеля, меди) в связи с масштабной
модернизацией, проводимой в металлургической отрасли края.
Край остается лидером в Сибирском федеральном округе
по объему инвестиций в основной капитал и формирует около 30 % общего объема
инвестиций округа и порядка 3 % общероссийского объема. В условиях продолжения
реализации крупных инвестиционных проектов объем инвестиций в основной капитал
по итогам 2016 года возрос на 22,2 млрд. рублей и составил 419,1 млрд. рублей.
В сфере жилищного строительства в отчетном году
введено 1,37 млн кв. метров общей площади
жилых домов, что на 4,8 % больше, чем в 2015 году.
Объем производства продукции агропромышленного комплекса
в хозяйствах всех категорий в 2016 году составил 102,6 млрд. рублей. По этому
показателю край занял второе место среди субъектов Сибирского федерального
округа. Доля края в производстве сельскохозяйственной продукции в Сибирском
федеральном округе составила 15,2 % (в Российской Федерации - 1,8 %).
Достигнутые показатели в значительной мере стали результатом государственной
поддержки отрасли. На реализацию
мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий края направлено 409,9
млн. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2015 году.
Инфляция на потребительском рынке края в декабре 2016
года по отношению к декабрю 2015 года составила 104,7 % (в декабре 2015 года по
отношению к декабрю 2014 года - 110,6 %), что ниже среднероссийского показателя
(105,4 %).
По итогам 2016 года среднемесячная начисленная
заработная плата составила 38,5 тыс. рублей, номинально увеличилась на 6,6% к
2015 году. Рост реальной заработной платы в крае по отношению к 2015 году
составил 0,8%, что выше среднего показателя по Российской Федерации - 0,7% (в
Сибирском федеральном округе реальная заработная плата снизилась на 0,8%). В
2016 году в Красноярском крае, как и в целом по Российской Федерации,
продолжилось снижение реальных денежных доходов населения. Реальные денежные
доходы населения Красноярского края в 2016 году составили 97,9 % к 2015 году,
что выше, чем в среднем по Российской Федерации (94,4 %) и по Сибирскому
федеральному округу (93,3 %). Красноярский край по-прежнему лидирует среди
регионов Сибирского федерального округа по величине среднемесячной заработной
платы, среднедушевых доходов населения.
Величина прожиточного минимума выросла всего на 2,1%
(четвертый квартал 2016 года к четвертому кварталу 2015 года) и составила 10 821
рубль. Доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по
итогам года незначительно уменьшилась и составила 18,5% (2015 год - 18,9%, 2014
год - 16,7%, 2013 год - 15,2%), или 529,1 тыс. человек.
Уровень зарегистрированной безработицы в течение 2016
года сократился на 0,1 % и по состоянию на 1 января 2017 года составил 1,2 % от
численности экономически активного населения, что ниже среднего показателя по
Сибирскому федеральному округу и соответствует среднероссийскому уровню
(Сибирский федеральный округ - 1,6 %, Российская Федерация - 1,2 %).
Несмотря на снижение рождаемости с 41,2 до 39,8 тыс.
человек, сохраняется естественный прирост населения, который в 2016 году
составил 4,0 тыс. человек. Красноярский край по-прежнему занимает первое место
по численности населения в Сибирском федеральном округе (удельный вес населения
Красноярского края в общей численности населения округа - 14,9 %). По состоянию
на 1 января 2017 года общая численность постоянного населения края составила
2875,3 тыс. человек и увеличилась с начала 2016 года на 8,8 тыс. человек, или
на 0,3 %. Среднегодовая численность населения в 2016 году достигла 2870,9 тыс. человек.
В 2016 году одной из главных задач бюджетной политики
Красноярского края являлась задача по снижению дефицита краевого бюджета,
который по итогам года составил 13,1 млрд. рублей, в том числе по собственным
средствам - менее 11 млрд. рублей (в 2013 году - 31,2 млрд. рублей).
Благодаря этому произошло замедление темпов прироста
государственного долга Красноярского края с 65,1% в 2013 году до 13,2% в 2016
году.
В результате взаимодействия органов исполнительной
власти края с органами государственной власти Российской Федерации в 2016 году
бюджету края из федерального бюджета дополнительно к первоначально
утвержденному объему было выделено 4,3 млрд. рублей.
Кроме того, в 2016 году Красноярскому краю из
федерального бюджета были дополнительно предоставлены бюджетные кредиты в сумме
9,3 млрд. рублей в целях погашения долговых обязательств субъектов Российской
Федерации по бюджетным кредитам, кредитам от кредитных организаций и ценным
бумагам субъектов Российской Федерации.
В результате общий объем средств из федерального
бюджета в 2016 году составил 32,6 млрд. рублей.
Объем налоговых и неналоговых поступлений с территории
края вырос в 2016 году на 19,6 млрд. рублей.
Программная часть краевого бюджета, сформированная на
основании 21 государственной программы Красноярского края, составила 98,1% (196
483,7 млн. рублей) общих исполненных расходов краевого бюджета, непрограммные
расходы - 1,9% (3 897,9 млн. рублей). Из них на реализацию указов Президента
Российской Федерации в течение 2016 года было направлено 56,7 млрд. рублей за
счет всех источников финансирования, в том числе за счет средств краевого
бюджета - 43,4 млрд. рублей. Основными направлениями, реализация которых
осуществлялась в рамках указов Президента Российской Федерации, являлись:
- повышение заработной платы работников бюджетной
сферы;
- обеспечение стопроцентной доступности дошкольного
образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
- обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в
Красноярском крае в 2016 году была направлена также на продолжение
совершенствования системы межбюджетных отношений в Красноярском крае.
По-прежнему одним из главных приоритетов бюджетной
политики края является обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных
образований края, сохранения их финансовой устойчивости.
Прошедший год стал решающим на этапе подготовки к
проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске: из 34
объектов, предусмотренных перечнем объектов капитального строительства,
необходимых для подготовки и проведения Универсиады, по 22 объектам в 2016 году
разработана проектно-сметная документация, по 17 - завершена государственная
экспертиза и начато строительство.
Всего расходы на реализацию мероприятий по подготовке
и проведению Универсиады в целом исполнены в сумме 7 369,2 млн. рублей, что
составило 81,7% от плановых ассигнований (9 015,9 млн. рублей).
В течение 2016 года в Закон о бюджете вносились
изменения, в результате которых первоначальные бюджетные назначения по доходам
были уменьшены на 1,6 млрд. рублей. Расходы бюджета выросли на 1,7 млрд.
рублей, плановый дефицит - на 3,3 млрд. рублей.
Размер
государственного долга в 2016 году увеличился на 11,2 млрд. рублей и составил
95,9 млрд. рублей, или 58,9% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета,
в том числе 70,8 млрд. рублей по коммерческим обязательствам (облигации и
кредиты банков), без учета кредитов сумма обязательств составила 60,6 млрд.
рублей, или 43,5% от налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Участники публичных слушаний РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Законодательному Собранию края
утвердить отчет об исполнении краевого бюджета за 2016 год.
2. Правительству края совместно с
Законодательным Собранием края:
осуществлять взаимодействие с органами
государственной власти Российской Федерации, направленное на совершенствование
межбюджетных отношений и получение дополнительных средств финансовой помощи
краевому бюджету;
разработать и принять нормативные правовые
акты, необходимые для реализации Закона края от 31 марта 2016 года № 10-4346
"О промышленной политике в Красноярском крае", в том числе
разработать порядок заключения специального инвестиционного контракта и
установить критерии отбора инвестиционных проектов для предоставления мер
государственной поддержки;
ускорить принятие закона края о переходе
на исчисление налога на имущество физических лиц на основе кадастровой
стоимости объектов недвижимости.
3. Правительству края:
обеспечить согласованность документов
стратегического планирования края с проектом стратегии социально-экономического
развития Красноярского края до 2030 года в части определенных в проекте
стратегии целей, основных направлений и целевых ориентиров
социально-экономического развития края в долгосрочной перспективе;
проанализировать возможность и
организовать работу по внедрению практики укрупнения муниципальных образования
края;
продолжить реализацию политики сдержанного
расходования средств краевого бюджета с целью сокращения размера дефицита
краевого бюджета;
продолжить реализацию мер, направленных на
сокращение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности главными
администраторами бюджетных средств, главными распорядителями бюджетных средств;
организовать работу по достижению
показателей в рамках соглашения о предоставлении дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
бюджету Красноярского края;
продолжить реализацию проекта по поддержке
местных инициатив;
продолжить реализацию межбюджетной
политики, направленной на консолидацию межбюджетных субсидий и сокращение
объемов межбюджетных трансфертов, распределяемых в течение бюджетного года;
рассмотреть возможность отдельного
отражения в перечне строек и объектов тех объектов, бюджетные ассигнования по
которым выделяются на разработку проектно-сметной документации, в целях
повышения эффективности контроля за расходованием бюджетных средств.
4. Правительству края совместно с органами
местного самоуправления:
продолжить реализацию мер, направленных на
повышение качества администрирования и прогнозирования неналоговых доходов
консолидированного бюджета края;
обеспечить реализацию планов мероприятий
по росту доходов и повышению эффективности бюджетных расходов Красноярского
края;
принять меры по повышению собираемости
налогов и сборов и повышению эффективности работы по взысканию имеющейся
задолженности во все уровни бюджетной системы;
совместно с контрольно-надзорными и правоохранительными
органами продолжить реализацию мер, направленных на выявление и снижение
неформальной занятости, легализацию "теневой" заработной платы во
внебюджетном секторе экономики и повышение собираемости налогов на доходы
физических лиц;
разработать и принять план мероприятий по
сокращению объемов незавершенного строительства в крае, повышению качества
оценки эффективности капитальных вложений при вынесении решения о выделении
средств на строительство и повышению качества подготовки проектной документации
на объекты капитального строительства;
разработать и принять комплекс мер,
направленных на устранение многочисленных нарушений, касающихся как процедур
проведения, так и эффективности и результативности закупок товаров, работ и
услуг для государственных и муниципальных нужд;
продолжить реализацию комплекса мер по
повышению доступности банковских и почтовых услуг в сельских поселениях края.
5. Органам местного самоуправления края:
продолжить работу по совершенствованию
бюджетного планирования в муниципальных образованиях края;
усилить контроль за целевым, эффективным и
экономным расходованием бюджетных средств, за использованием средств,
выделяемых в рамках реализации муниципальных программ;
обеспечить выполнение соглашений о мерах
по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению
поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
совместно с налоговыми органами продолжить
реализацию мер, направленных на увеличение собираемости налоговых и неналоговых
доходов местных бюджетов, сокращение задолженности по платежам в местные
бюджеты.
6. Счетной палате края:
при осуществлении контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий руководствоваться стандартами внешнего
финансового контроля;
продолжить информационно-методическое обеспечение деятельности контрольных
органов муниципальных образований края с целью внедрения единых подходов и
стандартов контрольно-аналитической деятельности.