БАРНАУЛЬСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от
15 июня 2007 г. N 589
Утратило
силу - Решение Думы города Барнаула от 26.11.2010 г. №
397
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА БАРНАУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
(В
редакции Решение Думы города Барнаула от 28.03.2008 г. №
743)
В
соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Уставом муниципального образования городского округа - города Барнаула
Алтайского края городская Дума решила:
1.
Утвердить Регламент Барнаульской городской Думы (приложение).
2.
Считать утратившими силу решения городской Думы от 27.02.2004 N 465 "Об
утверждении Регламента Барнаульской городской Думы"; от 27.08.2004 N 15
"О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от 27.02.2004
N 465 "Об утверждении Регламента Барнаульской городской Думы"; пункт
1.1 решения городской Думы от 27.02.2006 N 301 "О приведении в
соответствие с законодательством решений городской Думы".
3.
Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования.
4.
Пресс-центру администрации города (Губин М.К.) опубликовать настоящее решение в
средствах массовой информации.
5.
Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет по законности и
местному самоуправлению (Звягинцев М.Н.).
Председатель городской
Думы
С.В.КРАСНОВ
Приложение
к
Решению
городской
Думы
от
15 июня 2007 г. N 589
РЕГЛАМЕНТ
БАРНАУЛЬСКОЙ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Регламент
Барнаульской городской Думы (далее - Регламент) является нормативным правовым
актом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний Барнаульской
городской Думы (далее - городская Дума), подготовки, внесения и рассмотрения
вопросов на заседаниях, образования и избрания органов и должностных лиц
городской Думы и другие вопросы организации работы городской Думы, ее органов и
должностных лиц.
Глава
I. БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА.
ПОРЯДОК
СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ДУМЫ
Статья
1. Правовой статус городской Думы
1. В
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от
06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования
городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Устав города)
представительным органом муниципального образования является городская Дума.
2.
Компетенция, порядок организации деятельности городской Думы регулируются
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Алтайского
края, Уставом города и настоящим Регламентом.
3.
Основной формой деятельности городской Думы является заседание.
Статья
2. Признание полномочий депутатов городской Думы
Полномочия
вновь избранных депутатов признаются на первом организационном заседании
городской Думы, на основании протокола избирательной комиссии муниципального
образования г. Барнаула по выборам депутатов городской Думы и оформляются
решением городской Думы.
Статья
3. Порядок созыва и проведения первого организационного заседания городской
Думы
1.
После опубликования итогов выборов аппарат городской Думы организует
консультации с вновь избранными депутатами городской Думы (далее - депутат),
проводит собрание депутатов, на котором избирается оргкомитет по подготовке
первого заседания городской Думы. Оргкомитет определяет повестку дня первого
организационного заседания городской Думы и разрабатывает проект структуры
городской Думы.
2.
Вновь избранным депутатам вручаются необходимые нормативные правовые акты,
определяющие работу органов местного самоуправления, и принимаются заявления от
депутатов, изъявивших желание работать на постоянной основе и на участие в
работе одного из постоянных комитетов городской Думы.
3.
Первое организационное заседание городской Думы созывается не позднее 10 дней
после опубликования (обнародования) в средствах массовой информации итогов
выборов депутатов городской Думы.
4.
На первом организационном заседании заслушивается доклад избирательной комиссии
муниципального образования г. Барнаула об итогах выборов депутатов городской
Думы, депутатам вручаются удостоверения и значки депутата, утверждается
структура городской Думы, избирается председатель городской Думы, образуются
постоянные комитеты.
5.
Первое организационное заседание открывает один из депутатов по поручению
оргкомитета.
После
избрания председателя городской Думы он становится председательствующим на
заседании.
Статья
4. Порядок созыва заседаний городской Думы
1.
Очередные заседания городской Думы созываются председателем городской Думы по
мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.
2.
Внеочередные заседания городской Думы созываются по предложению председателя
городской Думы, постоянных комитетов городской Думы, а также не менее одной
трети от установленного числа депутатов, главы города.
3.
Предложение о созыве внеочередного заседания городской Думы в письменном виде с
обоснованием необходимости внеочередного заседания и указанием вопросов,
предлагаемых для включения в повестку дня, проекты решений представляются
председателю городской Думы.
4.
Внеочередное заседание созывается не позднее 3 рабочих дней с момента
поступления предложения о его созыве, а при чрезвычайных ситуациях - в день
оповещения.
5.
Подготовку и проведение заседаний во всех случаях организационно обеспечивает
аппарат городской Думы по поручению председателя городской Думы.
Статья
5. Правомочность заседаний городской Думы
(Статья
в редакции Решение Думы города Барнаула от 28.03.2008 г. №
743)
Правомочность
заседаний городской Думы определяется Уставом муниципального образования
городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Статья
6. Обязательность участия депутатов в заседаниях городской Думы
Депутаты
обязаны участвовать в каждом заседании городской Думы.
В
случае невозможности прибыть на заседание депутат заблаговременно информирует
об этом председателя городской Думы или председателя комитета, в составе
которого находится, непосредственно или через аппарат городской Думы.
Статья
7. Планирование деятельности городской Думы
1.
Работа городской Думы строится в соответствии с перспективным планом работы,
утверждаемым на календарный год.
2.
Проект перспективного плана формируется аппаратом городской Думы с учетом
предложений председателя городской Думы, главы города, постоянных комитетов,
депутатов, администрации города, представляемых в аппарат городской Думы за
месяц до начала планируемого года.
3.
Проект перспективного плана обсуждается в постоянных комитетах городской Думы и
вносится на утверждение городской Думы на последнем заседании, предшествующем
началу планируемого периода.
4.
Контроль за ходом выполнения перспективного плана работы осуществляется
постоянными комитетами и аппаратом городской Думы с информированием
председателя городской Думы о ходе выполнения плана и необходимости его
корректирования.
5.
Вопросы, предусмотренные перспективным планом работы, вносятся в первоочередном
порядке в повестку дня заседаний городской Думы, а также в текущие планы работы
органов городского самоуправления.
Статья
8. Формирование проекта повестки дня заседания городской Думы
1.
Проект повестки дня заседания городской Думы формируется на основе
перспективного плана работы. Помимо этого, предложения по повестке дня
заседания могут вноситься субъектами правотворческой инициативы, указанными в
пункте 2 статьи 17 настоящего Регламента. Указанные предложения вносятся в
городскую Думу не позднее чем за 15 дней до начала заседания.
2.
Первоочередному включению в проект повестки дня заседания городской Думы
подлежат:
2.1.
проекты решений об утверждении Устава города, Регламента, о внесении в них
изменений и дополнений;
2.2.
проекты решений по результатам публичных слушаний;
2.3.
проекты решений об утверждении бюджета города, уточнении и внесении изменений в
него;
2.4.
проекты решений, рассматриваемых во втором чтении;
2.5.
проекты решений о рассмотрении представлений и протестов прокурора.
Статья
9. Гласность в деятельности городской Думы
1.
Заседания городской Думы проводятся гласно и носят, как правило, открытый
характер.
2. В
работе заседания городской Думы вправе принимать участие депутаты всех уровней,
глава города и его заместители, прокурор, начальник управления внутренних дел
города.
На заседании
по приглашению могут присутствовать представители Администрации Алтайского
края, администрации города, администраций районов города, зарегистрированных
общественных организаций, политических партий, лица, участвующие в подготовке
рассматриваемых вопросов при формировании повестки заседания.
Вопрос
о количестве и персональном составе приглашенных на заседание лиц решается
председателем городской Думы по предложению председателей постоянных комитетов
городской Думы.
В
работе заседания городской Думы принимает участие с правом совещательного
голоса глава города либо должностное лицо, временно исполняющее обязанности
главы города.
3.
Городская Дума по предложению председательствующего, постоянных комитетов,
депутатов может принять решение о проведении закрытого заседания (закрытого
слушания вопроса).
Решение
по данному вопросу принимается большинством голосов от числа депутатов,
присутствующих на заседании. Сведения о содержании закрытого заседания
(закрытого слушания вопроса) не подлежат разглашению.
Глава
города либо должностное лицо, временно исполняющее обязанности главы города,
прокурор вправе присутствовать на закрытых заседаниях (закрытых слушаниях
вопроса).
4. В
зале заседаний для лиц, не являющихся депутатами, отводятся специальные места.
Они обязаны соблюдать порядок и подчиняться председательствующему.
5.
На открытые заседания городской Думы через аппарат городской Думы приглашаются
представители средств массовой информации, направляемые главными редакторами. В
зале заседания фотосъемка, аудио- и видеозапись может вестись только с
разрешения председательствующего в соответствии с установленным порядком.
Статья
10. Регистрация депутатов и лиц, приглашенных на заседание
1.
Регистрация депутатов и приглашенных лиц, прибывших как до открытия заседания,
так и в ходе заседания, проводится аппаратом городской Думы.
2.
Председательствующий информирует депутатов о количестве присутствующих на
заседании депутатов, правомочности ее заседания, а также о составе и числе лиц,
приглашенных на заседание.
Статья
11. Утверждение повестки дня
1.
Заседание начинается с утверждения повестки дня. При этом за основу принимается
проект повестки дня, сформированный в порядке, установленном статьями 7, 8
настоящего Регламента.
2.
Предложения по повестке дня заседания (об исключении вопросов либо о включении
в нее дополнительных вопросов) вносятся председательствующим, депутатами,
главой города в письменном виде в аппарат городской Думы либо излагаются устно
посредством микрофона с изложением мотивов в письменном виде. Предложения о
рассмотрении проектов решений, оформленных в нарушение требований ст. 19
Регламента, не рассматриваются.
3.
Решение о включении вопроса в повестку дня заседания (исключении из повестки
дня) принимается процедурным голосованием по каждому предложению в порядке
очередности. После этого повестка дня заседания принимается в целом.
4.
Вопросы, требующие безотлагательного рассмотрения, могут включаться в повестку
дня и отклоняться непосредственно на заседаниях с указанием мотивов.
5.
По вопросам, внесенным в повестку дня непосредственно на заседании городской
Думы, инициаторами внесения вопроса готовятся проект решения городской Думы и
другие материалы, которые представляются председательствующему и депутатам в
ходе заседания.
6.
После принятия повестки дня в целом внесение дополнительных вопросов не
допускается.
Статья
12. Порядок проведения заседания
1.
Продолжительность заседания городской Думы определяется председательствующим по
согласованию с председателями комитетов с учетом сложности вопросов, включенных
в повестку дня заседания, и обеспечения депутатам возможности для всестороннего
и глубокого их рассмотрения и утверждается регламентом заседания.
2.
Заседания городской Думы начинаются, как правило, в 9 - 10 часов и
заканчиваются не позднее 17 часов. Городская Дума вправе изменить время
проведения заседания.
Статья
13. Перерывы в ходе заседаний
1.
Перерывы в работе заседания Думы объявляются через 1,5 - 2 часа работы с учетом
принятой повестки дня и регламента заседания.
Помимо
этого, в ходе заседания могут объявляться иные перерывы (для проведения
консультаций, дополнительного изучения документов и т.п.), но не более одного
раза по каждому обсуждаемому вопросу. Продолжительность одного такого перерыва
не может быть более 30 минут.
2. Вносить
предложения об объявлении перерыва могут депутат (депутаты), постоянные
комитеты.
Статья
14. Распространение документов и иных материалов в ходе заседания
1. В
ходе заседания депутат (депутаты), постоянные комитеты вправе распространять
среди депутатов заявления, обращения и иные документы по вопросам, включенным в
повестку дня.
2.
Распространение анонимных документов, а также каких-либо иных документов
лицами, органами и объединениями, не указанными в части 1 настоящей статьи, не
допускается.
Статья
15. Полномочия депутата на заседании
Полномочия
депутата городской Думы на ее заседаниях регламентируются Уставом города и
(или) решением городской Думы и настоящим Регламентом.
Статья
16. Полномочия председательствующего на заседании
1.
Председательствующим на заседании в соответствии с Уставом города является
председатель городской Думы, а в его отсутствие - один из председателей
постоянных комитетов.
2.
Председательствующий руководит заседанием городской Думы, следит за соблюдением
Регламента и принятого депутатами порядка работы заседания.
3.
Председательствующий в ходе заседания:
3.1.
Обеспечивает соблюдение регламента заседания;
3.2.
Следит за наличием кворума;
3.3.
Предоставляет слово для выступления в порядке поступления обращений; в необходимых
случаях, с согласия депутатов, может изменить очередность выступлений; в случае
нарушения настоящего Регламента - может предупредить и прервать оратора, а в
случаях, установленных пунктами 11, 12 статьи 26 настоящего Регламента, -
лишить слова;
3.4.
При нарушении порядка работы заседания решает вопрос об удалении нарушителя, не
являющегося депутатом;
3.5.
Организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
3.6.
Организует работу аппарата городской Думы по ведению протокола заседания;
3.7.
Предоставляет слово депутатам для предложений и поправок к проектам правовых
актов, для выступления по мотивам голосования, а также замечаний по ведению
заседаний, устных обращений и справок, оглашает письменные обращения депутатов;
3.8.
В пределах своей компетенции дает поручения, связанные с обеспечением работы
городской Думы, постоянным комитетам и депутатам, работникам аппарата городской
Думы, а также другим лицам;
3.9.
Пользуется другими правами, установленными настоящим Регламентом.
4. Председательствующий
в ходе заседания не вправе:
4.1.
Перебивать выступающего, делать ему замечания, кроме случаев, предусмотренных
Регламентом;
4.2.
Комментировать выступления, давать оценку выступлению или выступающему;
4.3.
Без согласия депутатов изменять вопросы повестки дня, порядок работы заседания;
4.4.
Игнорировать требование депутата поставить на голосование его предложение или
поправку.
Глава
II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ВНЕСЕНИЯ ВОПРОСОВ
НА
РАССМОТРЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Статья
17. Правотворческая инициатива
1.
Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения,
устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского
округа, а также решения по вопросам организации своей деятельности.
2.
Право реализации правотворческой инициативы в городской Думе принадлежит
депутату (депутатам) городской Думы, Алтайского краевого Совета народных
депутатов, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, главе Администрации
края, главе города, главам администраций районов, сел (поселков), органам
территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан.
Статья
18. Вопросы, регулируемые посредством принятия решений городской Думы
1.
Вопросы, регулируемые городской Думой посредством принятия решений, определяются
в соответствии с компетенцией городской Думы, закрепленной Уставом города.
2.
Проекты решений городской Думы по вопросам, требующим предварительного
рассмотрения на заседаниях коллегии администрации города, оформляемым
постановлениями главы города и вносимым на рассмотрение и утверждение городской
Думы на основании статьи 41 Устава города, оформляются в соответствии с
требованиями статьи 19 настоящего Регламента.
3.
Перечень постановлений, вносимых на рассмотрение городской Думы, представляется
администрацией города в аппарат городской Думы до 10 числа каждого месяца.
4.
Для реализации решений городской Думы, при необходимости могут приниматься
постановления главы города и иные муниципальные правовые акты.
Статья
19. Требования, предъявляемые к проектам решений, подлежащим рассмотрению
городской Думой
1.
Проект решения, подлежащий рассмотрению городской Думой, представляется к
рассмотрению с обоснованием необходимости его принятия и, при необходимости,
перечнем правовых актов, которые с принятием предлагаемого решения должны быть
изменены, отменены, признаны утратившими силу или вновь разработаны.
Согласование
проектов решения осуществляется инициатором внесения вопроса на рассмотрение
городской Думы.
2.
Проект решения, требующего бюджетных ассигнований, вносится при указании
источников финансирования и наличии заключения комитета по финансам, налоговой
и кредитной политике администрации города.
Проекты
решений о введении или отмене местных налогов, освобождении от их уплаты,
изменении финансовых обязательств городского округа, иные нормативные правовые
акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета города, вносятся
на рассмотрение городской Думы по представлению главы города либо при наличии
его заключения.
3.
Вопросы, подготовленные для рассмотрения на заседании городской Думы с
нарушением установленного настоящим Регламентом порядка, в повестку дня
заседания не включаются и не рассматриваются, за исключением случаев
согласования рассмотрения данного вопроса с председателем городской Думы и
председателем соответствующего постоянного комитета Думы.
4. В
случае представления проекта решения администрацией города проект
рассматривается лишь при наличии визы заместителя главы администрации города,
курирующего данный вопрос, руководителя соответствующего отраслевого
подразделения администрации города, председателя соответствующего постоянного
комитета городской Думы.
5. В
случае представления проекта решения депутатами (депутатом) городской Думы
проект рассматривается лишь при наличии виз председателя соответствующего
постоянного комитета городской Думы и заведующего экспертно-правовым отделом.
Статья
20. Представление в городскую Думу проектов решений и иных документов
1.
Проекты решений, подготовленные в соответствии со статьей 19 Регламента, и иные
материалы направляются в городскую Думу на имя председателя городской Думы за
15 дней до дня заседания.
2.
Представленные документы для предварительного рассмотрения и подготовки
заключения о порядке дальнейшей работы над ними направляются председателем
городской Думы в постоянный комитет (комитеты) городской Думы, заинтересованным
должностным лицам. Заключение постоянного комитета (комитетов) возвращается
председателю городской Думы для окончательного принятия решения о внесении
вопроса на рассмотрение городской Думы.
Статья
21. Рабочая группа по работе над проектами решений
Для
доработки проектов решений председатель городской Думы, постоянные комитеты
могут создавать рабочую группу с привлечением депутатов, представителей органов
местного самоуправления, инициаторов проекта и специалистов.
Статья
22. Проект решения, вызвавший разногласия
Неурегулированные
разногласия по проектам решений рассматриваются председателем городской Думы,
который принимает по ним решение. При этом председатель городской Думы вправе
принять решение о внесении на заседание проекта с разногласиями. В этом случае
к проекту прилагается заключение с изложением мнения визирующих лиц, имеющих
возражения.
Статья
23. Получение депутатами и иными заинтересованными лицами материалов к
заседаниям городской Думы
1.
Аппарат городской Думы не позднее чем за 10 дней до дня заседания обеспечивает
получение проектов решений и иных материалов, связанных с проведением
заседания, депутатами, юридической службой администрации города, прокурором, а
также другими лицами, участвующими в рассмотрении вопросов.
2.
При созыве заседания при чрезвычайных ситуациях материалы, связанные с его
проведением, депутаты получают при регистрации.
Глава
III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ,
ВКЛЮЧЕННЫХ
В ПОВЕСТКУ ДНЯ ЗАСЕДАНИЯ
Статья
24. Последовательность и продолжительность рассмотрения вопросов, включенных в
повестку дня заседания
1. В
начале каждого заседания городской Думы после утверждения повестки дня
утверждается примерный регламент заседания с перечнем рассматриваемых вопросов,
с указанием времени, отведенного для их рассмотрения.
2.
Обсуждение каждого вопроса, включенного в повестку дня заседания, как правило,
состоит из доклада, содоклада, вопросов, выступлений в прениях, справок, выступлений
по порядку ведения, заключительных выступлений докладчика и содокладчика.
Статья
25. Время для выступлений депутатов и иных лиц, участвующих в заседании
1.
Время для докладов и содокладов устанавливается председателем городской Думы
при формировании повестки дня по согласованию с докладчиками и содокладчиками,
но не более 15 минут для доклада и 10 минут для содоклада.
2.
Для заключительного слова и выступающим в прениях, для повторных выступлений в
прениях, а также выступлений при обсуждении проектов правовых актов
предоставляется до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения,
мотивам голосования, для обращений - до 3 минут.
3.
По просьбе выступающих председательствующий может с согласия депутатов продлить
время выступления.
4. В
конце заседания отводится для выступления главы города до 15 минут и депутатов
с краткими, до 3 минут, заявлениями и сообщениями. Прения по этим вопросам не
открываются.
Статья
26. Порядок проведения прений
1.
Выступления депутатов в ходе заседания допускаются только после предоставления
им слова председательствующим.
Депутаты
выступают с трибуны. Для реплик, справок, вопросов, внесения кратких
предложений по порядку ведения, мотивам голосования используются микрофоны.
2.
Просьбы о предоставлении слова для выступления в прениях подаются
председательствующему как в письменном, так и в устном виде. Устное обращение
осуществляется поднятием руки.
3.
Председательствующий предоставляет слово в порядке поступления обращений, но с
согласия депутатов может изменить очередность выступлений.
4.
Председательствующий на заседании может также предоставить слово в прениях по
рассматриваемому вопросу лицам, приглашенным на заседание. При этом депутаты
имеют право на первоочередное выступление. Переуступка права на выступление не
допускается.
5.
Председательствующий имеет право взять слово для выступления в любое время не
более чем на 5 минут.
6.
Депутат может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Слово по
порядку ведения заседания, мотивам голосования и для справки предоставляется
депутату вне очереди.
7.
Слово для справки предоставляется:
7.1.
Для напоминания точной формулировки правового акта, имеющего непосредственное
отношение к рассматриваемому вопросу;
7.2.
Для приведения касающихся рассматриваемого вопроса статистических и иных данных
(со ссылкой на источник информации).
8.
Слово для выступления по порядку ведения предоставляется депутатам в следующих
случаях:
8.1.
Для заявления претензий к председательствующему;
8.2.
Для указания на отступление от регламента (без заявления претензии);
8.3.
Для заявления о неожиданно возникшем обстоятельстве, препятствующем продолжению
нормальной работы депутатов;
8.4.
Для предложения об изменении порядка ведения заседания.
9.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места.
10.
Выступающий депутат представляется присутствующим, называя номер избирательного
округа и фамилию.
11.
Выступающий не должен использовать в своей речи грубые, некорректные выражения,
призывать к незаконным действиям. В случае данного нарушения
председательствующий вправе лишить выступающего слова без предупреждения. Если
выступающий взял слово без разрешения председательствующего, он также лишается
слова.
12.
Если выступающий превысил отведенное ему время для выступления или выступает не
по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения
лишает его слова.
13.
Лицо, не являющееся депутатом, в случае нарушений установленного порядка может
быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.
14.
Предложения по прекращению прений вносятся только председательствующим и
депутатами. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий
информирует о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто
настаивает на выступлении, и с согласия депутатов предоставляет ему слово.
Депутатам, выступающим от имени постоянных комитетов (по одному человеку),
слово предоставляется в обязательном порядке.
15.
После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным
словом. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением
прений, то по их просьбе тексты выступлений должны быть включены в протокол
заседания.
Статья
27. Рассмотрение проектов решений нормативного характера
1.
Рассмотрение проектов решений нормативного характера по вопросам
исключительного ведения городской Думы, вносимых на заседания городской Думы,
осуществляется, как правило, в двух чтениях; проектов иных решений - в одном
либо, по решению городской Думы, - в двух чтениях.
2.
Перед рассмотрением вопросов исключительного ведения городская Дума в
обязательном порядке принимает решение - в одном или в двух чтениях состоится
рассмотрение вопроса.
Статья
28. Рассмотрение проектов решений в первом чтении
1. В
первом чтении городская Дума заслушивает доклад, содоклад, обсуждает основные
положения проекта и высказывает предложения и замечания.
2.
Обсуждение проекта может проводиться в целом, по разделам, главам и постатейно.
При необходимости возможно возвращение отдельных статей или проекта в целом на
доработку авторам проекта, постоянному комитету или рабочей группе.
3.
Городская Дума может принять решение о голосовании сразу по проекту в целом. В
ином случае на голосование ставится каждый раздел, глава проекта правового акта.
В
случае если раздел, глава в целом не приняты, проводится постатейное
голосование, а также голосование по каждой, внесенной в письменном виде
поправке.
При
постатейном обсуждении проекта голосование по разделу в целом не проводится.
4.
При внесении альтернативных проектов по одному и тому же вопросу городская Дума
одновременно обсуждает их в ходе первого чтения и принимает решение о том,
какой из рассматриваемых проектов принять за основу для подготовки ко второму
чтению.
5.
Если в ходе первого чтения городская Дума признает представленный проект не
требующим поправок, он может быть принят без второго чтения.
6.
Решение по проекту, рассматриваемому в первом чтении, считается принятым
окончательно, без второго чтения, если за него проголосовало необходимое
количество от численного состава депутатов, установленное настоящим Регламентом
для принятия решения по данному вопросу.
7.
Поправки к обсуждаемому проекту в письменном виде вносятся депутатами городской
Думы, авторами проекта в постоянный комитет, рабочую группу, которым городской
Думой поручено доработать проект. Поправки должны быть переданы не позднее чем
за 15 дней до рассмотрения проекта во втором чтении.
8.
Поправки, отклоненные в ходе доработки проекта, прилагаются к тексту проекта
для рассмотрения их в ходе второго чтения.
Статья
29. Рассмотрение проектов решений во втором чтении
1.
При рассмотрении проектов решений во втором чтении с докладом о результатах
рассмотрения проекта в постоянных комитетах, поступивших поправках и
результатах их обсуждения выступает представитель соответствующего постоянного
комитета.
2.
Процесс обсуждения проекта во втором чтении осуществляется аналогично пунктам
2, 3 статьи 28 настоящего Регламента.
3.
Устные поправки при втором чтении проекта не рассматриваются.
4. В
обязательном порядке рассматриваются предложения главы города.
5. В
результате второго чтения городская Дума принимает решение, отклоняет проект
либо возвращает его на доработку.
Глава
IV. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ
ГОРОДСКОЙ
ДУМЫ
Статья
30. Виды голосования
1.
По вопросам, внесенным на рассмотрение, городская Дума принимает решения путем
открытого, в том числе поименного, или тайного голосования.
2.
Перед началом голосования по принятию решения председательствующий четко
формулирует вопрос, по которому проводится голосование.
3.
Депутат обязан выразить свое отношение по вопросу, поставленному на
голосование, и принимаемому решению путем участия в голосовании.
Статья
31. Проведение открытого голосования
1.
Открытое голосование осуществляется поднятием руки депутатами поэтапно:
"за", "против", "воздержался".
2.
Количество проголосовавших фиксируется и передается председательствующему
специалистами аппарата городской Думы. По окончании голосования его результат
(принято или не принято) оглашается председательствующим.
Статья
32. Проведение поименного голосования
Поименное
голосование проводится по требованию не менее одной пятой от числа депутатов,
участвующих в голосовании, и осуществляется поднятием руки. Фамилии депутатов,
голосующих "за", "против", "воздержался",
регистрируются специалистами аппарата городской Думы.
По
окончании голосования фамилии депутатов с результатами голосования оглашаются
специалистами аппарата городской Думы и заносятся в протокол.
Статья
33. Проведение открытого голосования посредством опроса депутатов
1.
Проведение открытого голосования в исключительных случаях по вопросам,
требующим безотлагательного решения, в промежутках между заседаниями может
проводиться посредством опроса депутатов по распоряжению председателя городской
Думы.
Опрос
осуществляется с помощью именных опросных листов, в которых указываются вопрос,
по которому проводится голосование, дата его проведения и другие данные.
Форма
опросного листа разрабатывается аппаратом городской Думы по согласованию с
председателем городской Думы, председателями постоянных комитетов.
2.
Итоги голосования посредством опроса депутатов доводятся до сведения депутатов
на ближайшем заседании и включаются в протокол заседания.
Статья
34. Проведение тайного голосования
1.
Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом,
а в иных случаях - по предложению председателя городской Думы, депутатов
(депутата).
2.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов из числа
депутатов городской Думы избирается счетная комиссия, количественный и
персональный состав которой определяется городской Думой. В случаях выдвижения
депутатов в состав избираемых органов или на должности избираемых лиц они не
могут входить в состав счетной комиссии.
Счетная
комиссия избирает из своего состава председателя.
3.
Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования
информацию и изготавливаться под контролем счетной комиссии по установленной ею
форме и в определенном количестве.
4.
Каждому депутату членами счетной комиссии выдается один бюллетень по выборам
избираемого органа или должностного лица либо по решению рассматриваемого
вопроса.
5.
Заполнение бюллетеня производится депутатом путем зачеркивания в бюллетене
фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту
решения - путем округления или подчеркивания нужного ответа.
Счетная
комиссия вправе установить иную форму бюллетеня для тайного голосования.
6.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, незаполненные
бюллетени, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две
или более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетени, при
подсчете голосов не учитываются.
7.
По результатам тайного голосования счетная комиссия составляет протокол,
который подписывается членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии
городская Дума утверждает результаты тайного голосования.
Статья
35. Переголосование
1.
По мотивированному предложению председательствующего и депутата (депутатов)
может проводиться переголосование об отмене, внесении изменений в принятое на
текущем заседании решение или принятии решения, не набравшего на этом заседании
необходимого для его принятия количества голосов.
2.
Переголосование может проводиться не более двух раз по одному вопросу.
Статья
36. Необходимое большинство голосов депутатов для принятия решений городской
Думы
(Статья
в редакции Решение Думы города Барнаула от 28.03.2008 г. №
743)
1.
Большинством голосов, не менее двух третей от установленного числа депутатов,
принимаются следующие решения городской Думы:
1.1.
Устав города и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и
дополнений.
1.2.
Об утверждении бюджета города и отчета о его исполнении, о внесении изменений и
дополнений в бюджет города.
1.3.
Об избрании и отзыве председателя городской Думы.
1.4.
Нормативный правовой акт, отклоненный в установленном порядке главой города.
1.5.
Решения по иным вопросам, предусмотренным настоящим Регламентом.
2.
Иные нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от
установленной численности депутатов городской Думы.
3.
Правовые акты ненормативного характера принимаются большинством голосов от
числа депутатов, присутствующих на заседании.
Статья
37. Принятие решения по процедурным вопросам
1.
По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа
депутатов, присутствующих на заседании.
К
процедурным относятся вопросы:
1.1.
О перерыве в заседании или переносе заседания;
1.2.
О предоставлении дополнительного времени для выступления;
1.3.
О предоставлении слова приглашенным на заседание;
1.4.
О переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
1.5.
О передаче вопроса на рассмотрение соответствующего постоянного комитета или
комиссии городской Думы;
1.6.
О голосовании без обсуждения;
1.7.
О проведении закрытого заседания;
1.8.
Об изменении способа голосования;
1.9.
Об изменении очередности выступлений;
1.10.
О пересчете голосов.
Глава
V. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ, ДОРАБОТКИ
И
ПОДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья
38. Протоколы заседания
1.
На каждом заседании городской Думы ведется запись, на основании которой
оформляется стенограмма, где фиксируется ход заседания.
2.
На основании стенограммы заседания городской Думы составляется протокол.
3. В
протоколе заседания городской Думы указывается:
3.1.
Наименование представительного органа, порядковый номер заседания (в пределах
созыва) и дата проведения заседания;
3.2.
Число депутатов, установленное Уставом города, число избранных депутатов, число
присутствующих на заседании депутатов, список лиц, присутствующих и
приглашенных на заседание;
3.3.
Число депутатов, отсутствующих на заседании (с указанием причин неявки на
заседание);
3.4.
Фамилия, инициалы и должность лица, открывшего заседание, а также
председательствующего;
3.5.
Утвержденная повестка дня заседания (наименование вопросов, фамилии и инициалы
докладчиков и содокладчиков);
3.6.
Ход обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания (наименование
каждого вопроса, фамилии, инициалы и должности докладчиков и содокладчиков);
3.7.
Выступления в прениях по вопросам повестки дня заседания с кратким изложением
выступлений (фамилии, инициалы депутатов, номера их избирательных округов, а
также фамилии, инициалы и должности выступающих в прениях лиц, не являющихся
депутатами);
3.8.
Поступившие в ходе заседания обращения;
3.9.
Принятые решения по обсуждаемым вопросам, а также результаты голосования, в том
числе по обращениям депутатов;
3.10.
По требованию депутатов, не согласных с принятыми решениями (решением), в
протоколе указываются их фамилии, инициалы и номера избирательных округов с
изложением их особого мнения.
4. К
протоколу прилагаются тексты докладов, содокладов, письменные обращения
депутатов, рассмотренные на заседании; письменные предложения и замечания
депутатов, переданные председательствующему; письменные информации, полученные
депутатами на заседании; сведения о составе приглашенных лиц, присутствующих на
заседании.
5.
Протокол заседания должен быть завизирован руководителем аппарата, начальником
организационного отдела городской Думы и подписан председательствующим не
позднее тридцати дней после окончания заседания.
6.
Протокол и иные материалы заседания в течение пяти лет хранятся в текущем
архиве аппарата городской Думы, а затем передаются в архивный отдел
администрации города для постоянного хранения.
7.
Протокол и иные материалы заседания представляются для ознакомления депутатам
по их требованию, иным лицам - с разрешения председателя городской Думы.
Статья
39. Доработка правовых актов, принятых городской Думой
Доработка
требующих того правовых актов, принятых городской Думой, осуществляется
инициаторами внесения их на рассмотрение заседания не позднее пяти рабочих дней
со дня окончания заседания. При этом вносить какие-либо поправки, кроме
указанных на заседании и редакционных, в принятый правовой акт запрещается.
Статья
40. Подписание и опубликование (обнародование) правовых актов городской Думой
1.
Правовые акты, принятые на заседании городской Думы без поправок либо
доработанные в установленном порядке, визируются председателем городской Думы,
председателем соответствующего постоянного комитета городской Думы,
экспертно-правовым отделом администрации города, руководителем аппарата
городской Думы, иными должностными лицами.
2.
Правовые акты городской Думы по вопросам организации ее деятельности
подписываются председателем городской Думы.
3.
Нормативный правовой акт, принятый городской Думой, направляется главе города
для подписания и обнародования. Глава города имеет право отклонить нормативный
правовой акт, принятый городской Думой. В этом случае указанный нормативный
правовой акт в течение 10 дней возвращается в городскую Думу с мотивированным
обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и
дополнений. Отклоненный нормативный правовой акт вновь рассматривается
городской Думой на очередном заседании. Если при повторном рассмотрении
указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции
большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов
городской Думы, он подлежит подписанию главой города в течение семи дней и
обнародованию.
4.
Аппарат городской Думы обеспечивает доведение правовых актов городской Думы до
сведения исполнителей и заинтересованных лиц в течение 5 дней со дня их
подписания.
5.
Официальное опубликование (обнародование) нормативных правовых актов, принятых
городской Думой, в средствах массовой информации осуществляется в порядке,
указанном в правовых актах, и в случаях, предусмотренных действующим
законодательством.
Глава
VI. ПРОЦЕДУРА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ПО
ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, ОТНЕСЕННЫМ К ЕЕ ВЕДЕНИЮ
Статья
41. Порядок принятия Устава города, внесения в него изменений и дополнений
1.
Проект Устава города, проект муниципального правового акта о внесении изменений
и дополнений в Устав города не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения
вопроса о принятии Устава города, внесении изменений и дополнений в Устав
города подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным
опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом
муниципального образования порядка учета предложений по проекту Устава, проекту
указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его
обсуждении.
2.
Предложения о принятии Устава, внесении в него изменений и дополнений в Устав
города вносятся в соответствии со статьей 2 Устава города.
3.
Состав рабочей группы по рассмотрению предложений по принятию Устава города,
внесению в него изменений и дополнений утверждается городской Думой.
4.
Предложения о внесении изменений и дополнений в Устав города поступают в рабочую
группу и рассматриваются на ее заседаниях, назначаемых председателем рабочей
группы или его заместителем и правомочных при наличии большинства членов
рабочей группы.
Оповещение
членов рабочей группы о дате, месте и времени проведения заседания осуществляет
аппарат городской Думы.
Проект
Устава города, проект муниципального правового акта о внесении изменений и
дополнений в Устав города предварительно рассматривается на заседаниях
постоянных комитетов, а затем выносится на публичные слушания.
5.
Устав города, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в
Устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности
депутатов городской Думы.
6.
Устав города, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в
Устав города подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке,
установленном федеральным законом.
Устав
города, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав
города подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их
государственной регистрации и вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования).
Изменения
и дополнения, внесенные в Устав города и изменяющие структуру органов местного
самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных
должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока
полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего
муниципальный правовой акт о внесении в Устав города указанных изменений и
дополнений.
Статья
42. Порядок утверждения и уточнения бюджета города, отчета о его исполнении
Утверждение
и уточнение бюджета города, отчета о его исполнении проводятся городской Думой
в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в
городе, утверждаемым городской Думой.
Статья
43. Порядок рассмотрения протеста, представления прокурора
1.
Протест прокурора на противоречащий федеральному законодательству,
законодательству края, Уставу города правовой акт, принятый городской Думой,
рассматривается на очередном заседании городской Думы с предварительным
обсуждением на заседаниях постоянных комитетов.
2. О
дате рассмотрения протеста прокурор извещается не позднее, чем за пять дней до
начала заседания.
3.
По согласованию с прокурором представление, не требующее изменения или отмены
правового акта городской Думы, может быть рассмотрено на заседании постоянного
комитета по вопросам законности и местному самоуправлению без внесения данного
вопроса на заседание городской Думы.
Статья
44. Досрочное прекращение полномочий депутата
1.
Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно решением городской Думы на
основании письменного заявления депутата и по основаниям, предусмотренным
Уставом города.
2.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата рассматривается на ближайшем
заседании городской Думы, но не позднее одного месяца со дня наступления
оснований для досрочного прекращения полномочий депутата.
3.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутатов принимается большинством в
две трети голосов от установленной численности депутатов.
Статья
45. Толкование решений, принятых городской Думой
1.
Толкование решений, принятых городской Думой, производится в случае обнаружения
неясностей в их содержании, неправильной и противоречивой практики применения.
2.
Право направлять в городскую Думу обращения о толковании решений принадлежит
субъектам права правотворческой инициативы, указанным в пункте 2 статьи 17
настоящего Регламента, а также гражданам, организациям, общественным
объединениям, иным органам государственной власти и органам местного
самоуправления.
3.
Председатель городской Думы направляет обращение об официальном толковании
правового акта в постоянный комитет, в компетенцию которого входят вопросы,
регулируемые данным решением.
Постоянный
комитет, рассмотрев обращение об официальном толковании, подготавливает проект
решения об официальном толковании правового акта городской Думы либо об отказе
в толковании и выносит его для рассмотрения на заседание городской Думы.
В
официальном толковании может быть отказано, если отсутствует неопределенность в
понимании положений правового акта либо если ранее давалось толкование по
данным положениям.
4.
Результатом официального толкования правового акта должна быть полная
определенность смысла положений соответствующего правового акта.
5.
Решение об официальном толковании нормативных правовых актов подлежит
официальному опубликованию (обнародованию).
Толкование,
данное городской Думой, является обязательным для всех лиц, реализующих
правовые нормы либо положения правовых актов, по которым давалось толкование.
Толкование
не должно создавать, изменять или отменять норму права.
Толкование
ненормативного акта не должно изменять объем и характер прав и обязанностей
лиц, в отношении которых принят правовой акт.
6.
Толкование не имеет самостоятельного значения и применяется только вместе с
разъясняемым актом. Изменение или признание утратившими силу толкуемых
положений правовых актов означает признание утратившими силу актов официального
толкования в целом или в части.
Глава
VII. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
Статья
46. Порядок избрания председателя городской Думы
1.
На первом организационном заседании городская Дума избирает председателя
городской Думы из числа депутатов тайным голосованием в порядке, установленном
статьей 34 настоящего Регламента.
2.
Кандидатуры для избрания на должность председателя городской Думы выдвигаются
депутатами, а также путем самовыдвижения.
Каждый
депутат вправе предложить только одну кандидатуру на должность председателя
городской Думы.
Субъекты
правотворческой инициативы вправе поддержать выдвинутые кандидатуры.
3.
Кандидаты на должность председателя городской Думы выступают перед депутатами с
программами предстоящей деятельности.
4.
Каждый депутат имеет право задавать вопросы кандидату, агитировать
"за" или "против" выдвинутой кандидатуры.
5.
Выдвижение и обсуждение кандидатур прекращается по решению депутатов. После
этого принимается решение о включении кандидатур для избрания на должность
председателя городской Думы в бюллетень для тайного голосования.
6. В
бюллетень для тайного голосования включаются все выдвинутые кандидатуры, кроме
лиц, взявших самоотвод.
7.
Кандидаты, включенные в бюллетень для тайного голосования, вправе участвовать в
голосовании.
8.
Победившим считается кандидат, набравший в результате голосования наибольшее
количество голосов по отношению к другим кандидатам.
Статья
47. Полномочия председателя городской Думы
1.
Председатель городской Думы:
1.1.
Осуществляет свои полномочия на постоянной основе и представляет городскую Думу
в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной
власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими
организациями, общественными объединениями;
1.2.
Созывает заседания городской Думы, доводит до сведения депутатов время и место
их проведения, а также проект повестки дня, осуществляет руководство
подготовкой заседаний;
1.3.
Председательствует на заседаниях городской Думы;
1.4.
Оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий;
1.5.
Во исполнение решений городской Думы, в пределах своей компетенции, дает
поручения постоянным комитетам городской Думы, иным органам городского
самоуправления, должностным лицам местного самоуправления;
1.6.
Организует прием граждан, рассмотрение их обращений депутатами;
1.7.
Является распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным бюджетом
города на осуществление деятельности городской Думы;
1.8.
Решает другие вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом, а также
порученные ему городской Думой.
2.
Председатель городской Думы издает постановления и распоряжения, подписывает
решения городской Думы по вопросам организации ее деятельности.
Статья
48. Отзыв председателя городской Думы
1.
Председатель городской Думы подотчетен городской Думе и может быть освобожден
от занимаемой должности в порядке отзыва путем тайного голосования.
2.
Предложение об отзыве председателя городской Думы вносится письменно в
городскую Думу не менее, чем одной третью от установленного числа депутатов не
позднее чем за один год до истечения срока полномочий городской Думы.
3.
Решение об отзыве председателя городской Думы принимается не позднее чем через
два месяца после внесения предложения о его отзыве. Решение считается принятым,
если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа
депутатов.
4.
Если решение об отзыве председателя городской Думы не было принято (за отзыв
проголосовало менее двух третей депутатов), то повторное внесение предложения о
его отзыве возможно не ранее чем через год после дня голосования по этому
вопросу.
5.
При рассмотрении вопроса об отзыве председателя городской Думы ему должно быть
предоставлено слово для объяснения.