ПРАВИТЕЛЬСТВО
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
|
г.Барнаул
|
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Бийска
в статусе наукограда Российской Федерации на 2017 – 2030 годы
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1561 «Об утверждении
Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по
реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской
Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса
наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию
инфраструктуры наукоградов Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации» Правительство Алтайского
края постановляет:
Утвердить
Стратегию социально-экономического развития города Бийска в статусе
наукограда Российской Федерации на 2017 – 2030 годы.
Губернатор Алтайского края, Председатель Правительства Алтайского
края
|
А.Б. Карлин
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Алтайского края
от 14.02.2017
№ 50___________
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического
развития г. Бийска
в
статусе наукограда Российской Федерации на 2017 – 2030 годы
Стратегия социально-экономического
развития г. Бийска в статусе наукограда Российской Федерации на 2017 – 2030
годы (далее – «Стратегия») разработана в соответствии с Федеральным законом от
07.04.1999 № 70-ФЗ. «О статусе наукограда Российской Федерации» и законом Алтайского
края от 03.04.2015 № 30-ЗС «О стратегическом планировании в Алтайском крае».
Особенность
инновационного развития г. Бийска состоит в необходимости одновременного
решения ряда задач, основными из которых являются обеспечение опережающего
развития в условиях глобальной конкуренции и признание особой роли человека в
социально-экономическом развитии города, ценности поддержания и преумножения
человеческого капитала.
С учетом вышесказанного
сформирована система целей, включающая генеральную цель, направления
социально-экономического развития и приоритетные направления реализация и
достижение которых обеспечат устойчивое и сбалансированное развитие г. Бийска.
Участие города
в решении задач социально-экономического развития края и страны в целом
определяется его экономико-географическим потенциалом и сложившейся структурой
экономики и социальной сферы города.
Стратегия включает генеральную цель развития города, а
также приоритетные направления и направления социально-экономического развития
города (стратегические приоритеты), выполняемые администрацией г. Бийска с
целью обеспечения достижения стратегической цели.
1. Текущее состояние развития г. Бийска и конкурентные преимущества
Бийск – второй по численности город Алтайского края, в
котором сегодня проживает 9 % населения региона.
В городе выпускается более 15 % общего объема произведенной
в крае продукции. На долю организаций города приходится 70 % объема инновационной
продукции, выпущенной в регионе, 72 % выполненных научных исследований и
разработок.
Базирующееся на территории города некоммерческое
партнерство Алтайский биофармацевтический кластер (АБФК) является не только
региональным, но и общероссийским лидером в производстве биологически активных
добавок из растительного и животного сырья (более 20 % российского рынка),
производя свыше 600 видов фармацевтической продукции, поставляемой в 53 региона
России и 18 зарубежных стран.
Место г. Бийска в социально-экономическом
развитии края, Сибирского федерального округа и Российской Федерации определяется
следующими аспектами его экономико-географического положения:
расположение в центре крупнейшего сельскохозяйственного региона России;
наличие многопрофильного научно-производственного комплекса (НПК);
современный уровень развития экономики г. Бийска, основанный на развитии
города с 2005 года по 2015 год в статусе наукограда Российской Федерации,
формировании в городе модели инновационного развития, становлении его как
опорного центра инновационного развития экономики края.
Ближайшими
соседями являются крупные сырьевые и промышленные регионы (Кемеровская и
Новосибирская области), а также Республика Алтай как регион развития внутреннего
туризма Российской Федерации. При этом сам г. Бийск является опорным центром
для развивающейся туристической отрасли («ворота» в Горный Алтай), а также
важнейшим транспортным узлом на юге Западной Сибири (3 вида транспорта),
обеспечивающим связь основных городов (Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово) с
Китаем и Монголией.
Анализ состояния и тенденций
развития отраслей экономики и инфраструктуры определил общие итоги развития экономики города в 2015
году в сравнении с краевыми, окружными и общероссийскими показателями:
1)_значения показателей развития г.
Бийска выше краевых, окружных и общероссийских по индексу и темпам роста
объемов промышленного производства;
2)_значения показателей развития
города ниже краевых, окружных и общероссийских по объему инвестиций в основной
капитал на душу населения.
Выводы, сделанные в результате проведенного
анализа:
локомотивом развития экономики города является промышленный комплекс,
который развивается опережающими темпами, причем по научно-производственному
комплексу темпы роста еще выше;
по подушевым показателям развития экономики город опережает среднекраевые
показатели, но заметно отстает от уровня Сибирского федерального округа (СФО) и
России;
по средней заработной плате город отстает от
уровня СФО и России в целом;
критическая ситуация сложилась в городе с
привлечением средств: по объему инвестиций в основной капитал на душу населения
город отстает более чем в 2 раза даже от краевых показателей и в 4,6 раза от
среднероссийских.
Возможности развития промышленности города связаны в первую очередь с
использованием научного и инновационного потенциала научно-производственного
комплекса города, а также реализаций политических и институциональных
предпосылок.
Научный
потенциал города составляют АО «Федеральный научно-производственный центр
«Алтай» (ФНПЦ «Алтай»), Институт проблем химико-энергетических технологий
Сибирского отделения Российской академии наук (ИПХЭТ СО РАН), 35 организаций,
занятых научными исследованиями и разработками, в том числе 20 промышленных. Организации
высшего образования также вносят значительный вклад, ведя исследования и разработки
по основным направлениям развития города.
Основой инновационного
потенциала является градообразующий научно-производственный комплекс наукограда
– с 2005 года по 2015 год в его составе более 15 предприятий и организаций, отвечающих условиям Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ
«О статусе наукограда Российской Федерации».
Основным предприятием является ФНПЦ «Алтай», единственный производитель
в стране ряда лекарственных средств, в том числе малотоннажных
фармацевтических субстанций, получаемых методами химического синтеза. Весомый
вклад в инновационный потенциал города вносит концерн малых инновационных
организаций различных отраслей, возникших в результате коммерциализации
разработок оборонно-промышленного комплекса (ОПК), все это, а также полный
инновационный цикл: от исследований и разработок до производства наукоемкой продукции
мирового уровня, увеличение количества организаций, осуществляющих исследования
и разработки, выпуск инновационной продукции, наличие высококвалифицированных
кадров, возможность дальнейшего трансфера инновационных
технологий и инновационная активность предприятий города обеспечивают лидерство
города в инновационном производстве.
Политическими предпосылками является готовность руководства Алтайского края и г. Бийска
развивать инновационную деятельность в качестве основного стратегического приоритета.
Институциональные предпосылки:
развитие г. Бийска с 2005 года в статусе наукограда
Российской Федерации;
поддержка из
бюджетов всех уровней;
наличие положительного
опыта инновационного развития экономики на основе кластерного подхода;
размещение в г.
Бийске центров управления и якорных резидентов АБФК и кластера Ассоциации
«Некоммерческое партнерство «Алтайский полимерный композитный кластер» (Алтайполикомпозит);
наличие
технпарка, бизнес-инкубатора, центра коллективного пользования
высокотехнологичным оборудованием распределенного типа;
наличие площадки
непрерывного образования, образовательных организаций, способных готовить
специалистов высокой квалификации;
широкомасштабная
политика импортозамещения в России, стимулирования производств, выпускающих
продукцию, способную заместить широкий ассортимент импортных товаров.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №
1487 «О сохранении статуса наукограда Российской Федерации за г. Бийском
(Алтайский край)» утверждены направления научной, научно-технической, инновационной
деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и подготовки кадров,
являющиеся приоритетными для г. Бийска как наукограда Российской Федерации и
соответствующие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники
Российской Федерации:
1) индустрия
наносистем;
2) науки о
жизни;
3) перспективные
виды вооружения, военной и специальной техники;
4) энергоэффективность,
энергосбережение, ядерная энергетика.
В основу
деятельности научно-производственного комплекса наукограда заложен принцип
полной завершенности работ - «От идеи до готовой продукции». Создание любой
продукции сопровождается проведением всего комплекса научно-исследовательских и
опытно-конструкторских разработок (НИР и ОКР) с последующим переходом на
опытное производство. Все работы завершаются созданием серийного производства и
освоением на нем выпуска готовой продукции.
Предприятия НПК
города осуществляют исследования, разработки и выпуск готовой продукции по
направлениям:
медицинские
препараты (биостимуляторы, пищевые добавки, экстракты, бальзамы,
трансдермальные терапевтические системы, субстанции лекарственных средств,
таблетированные средства из природного экологически чистого сырья);
медицинское
оборудование;
парфюмерно-косметические
изделия (кремы, шампуни, духи, одеколоны, лосьоны);
разработка и
выпуск изделий специального назначения;
физико-технические
процессы, средства измерения и автоматизации (ультразвуковые и тензометрические
датчики, преобразователи, измерительные комплексы, комплексы дефектоскопии,
автоматизированные рабочие места);
полимерные
композиционные материалы;
системы и
средства пожаротушения.
Через г. Бийск
ежегодно проезжает более 2 млн. туристов. По территории города и его
окрестностям проходят 15 экскурсионных маршрутов. Основные элементы потенциала
развития туризма и усиления функций г. Бийска в туристическом секторе:
рост
транзитного турпотока через город - как основа для развития городской
туриндустрии;
потенциал
историко-культурного наследия;
потенциал
развития оздоровительного, делового и паломнического туризма;
по территории
города проходит множество туристических маршрутов, в том числе регионального
значения;
рост
внутреннего потребления туристических услуг;
кадровый и
человеческий потенциал – г. Бийск усиливает свои позиции на рынке труда и
подготовки кадров в сфере туризма.
Потенциал формирования в городе комфортной среды определяется:
благоприятными
природными условиями и богатым культурно-историческим наследием;
мощным
интеллектуальным потенциалом и научной базой, наличием системы образовательных организаций,
позволяющих развивать человеческий потенциал;
расположением
города на реке Бия (у истоков Оби), наличием сохранившейся исторической части
города и выделенной зоны научно-производственного развития, что создает
предпосылки для эстетичных архитектурно-планировочных решений, гармонично
сочетающих традиции и модерн, жилые, производственные, деловые и рекреационные
функции;
хорошей
транспортной доступностью;
сформированной
социальной и инженерной инфраструктурой;
наличием
необходимой телекоммуникационной инфраструктуры города, обеспечивающей
эффективный доступ к информационным ресурсам;
перспективами
развития городской среды, связанными с развитием туризма.
Многие объекты социальной и административной инфраструктуры
города уже сейчас обслуживают районы Юго-Восточной зоны Алтайского края, что создает
предпосылки развития города в качестве «окружного центра» в области образования,
медицины, культуры, обеспечения безопасности, правоохранительной деятельности и
т.д.
Реализация
потенциала в полной мере ограничивается рядом проблем:
сокращение
населения (естественная убыль, миграционный отток);
«старение»
населения;
ограниченные
возможности воспроизводства ключевого ресурса развития – человеческого капитала
– на перспективу;
отставание от
средних показателей по краю, СФО и Российской Федерации по обеспеченности врачами,
доле населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом;
низкая
конкурентоспособность части промышленных производств из-за отдаленности от
основных рынков сбыта;
низкие объемы
инвестиций, недостаточное использование инвесторами инструментов государственной
поддержки;
недостаток
кадров в области инноваций, маркетинга и стратегического управления;
дефицит
квалифицированных кадров рабочих профессий;
неудовлетворительное
состояние исторических памятников;
имидж не
туристического, а промышленного города;
недостаток
ориентированной на туристов городской среды;
низкое
качество транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса;
недостаток
инвесторов для создания объектов туристической сферы, в том числе требующих восстановления
зданий исторических памятников;
высокий
уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), дефицит
инвестиций в эту сферу, низкие темпы формирования конкурентного рынка указанных
услуг;
слабое
применение ресурсосберегающих технологий и материалов;
вероятность
отказа инвесторов от дальнейшей газификации города.
2. Стратегическое видение
развития г. Бийска на перспективу до 2030 года
2.1. Идеология развития г. Бийска на период до 2030 года
Учитывая имеющийся потенциал, конкурентные преимущества и
тенденции развития г. Бийска за последние 10 лет в статусе наукограда Российской
Федерации, его можно рассматривать в качестве локомотива регионального экономического
развития. Идеология развития города должна учитывать прогнозируемые изменения,
новые тенденции, складывающиеся как в глобальных масштабах на уровне страны и
мира в целом, так и в СФО.
2.2.
Образ г. Бийска к 2030 году
Образ г. Бийска к 2030 году формируется на базе выявленного потенциала
развития социальной среды города и его экономики с учетом общероссийских
тенденций, а также прогнозов развития регионов, входящих в СФО.
В перспективе образ будущего г. Бийска основывается на гармоничном сочетании
социального развития и выполнения следующих функций:
«форпоста восстановления и сохранения здоровья населения России» – центра
технологий комплексного оздоровления с кластером наукоемких экологически чистых
производств;
наукограда Российской Федерации и значимого научно-инновационного
центра, обладающего многопрофильным научно-производственным комплексом и возможностями
внедрения передовых разработок в сферах биофармацевтики, медицинских
технологий, композитных материалов и обеспечения безопасности населения.
Ориентиром для социального развития г. Бийска может служить уровень
ближайших крупных городов – Барнаула, Новосибирска, Кемерово. Их близость
задает высокие требования к качеству жизни. Уровень этих городов привлекателен
для многих бийчан и является естественной угрозой для развития г. Бийска.
Ежегодно наблюдается отток специалистов, в том числе молодых. Следовательно,
для сохранения привлекательности г. Бийска в сравнении со «столицами» необходимо,
чтобы качество жизни в городе было сопоставимо или превышало указанные города.
Однако при этом в г. Бийске
отсутствуют проблемы крупных городов, в частности, перенаселенность, высокий
темп жизни, повышенный уровень загрязнения воздуха, шума, пробок на дорогах,
больших расстояний. Такие города, как г. Бийск, сами по себе являются
привлекательными: город имеет компактные размеры, небольшие расстояния, люди
хорошо знают друг друга, сохраняются доброжелательные отношения.
Образ г. Бийска к 2030
году – красивый компактный город, который выделяется среди других городов
стройностью и целостностью собственного художественного облика, где архитектура
купеческих зданий XIX века соседствует с высокими
технологиями XXI века.
Социально-экономическая ситуация в городе определяется развитием НПК
города, туризма, транспорта, других отраслей инновационной экономики наукограда,
реализующих собственную продукцию в других регионах и странах и привлекающих в
город финансовые ресурсы.
Локомотивом развития городской экономики является многопрофильный НПК,
который в результате продолжения реализации инновационных проектов и повышения темпов
роста показателей предприятий будет соответствовать новым перспективным мировым
технологическим рынкам.
Реализуемая государственная политика, направленная на стимулирование
производств, выпускающих продукцию с высоким потенциалом в сфере импортозамещения,
придаст в перспективе новый импульс развитию многопрофильного производственного
комплекса г. Бийска.
Увеличение спроса на продукцию экспортно-ориентированных предприятий
на международных рынках обусловлено низким курсом национальной валюты и высоким
качеством товаров и услуг, производимых в наукограде.
Кластерный подход как основа инновационного развития экономики г. Бийска
выстраивает систему связей между организациями НПК
различных отраслей, определяет наиболее перспективные направления сотрудничества, позволяет создавать передовые технологии и сформировать
новые, сегодня отсутствующие рынки. Реализация такого подхода дает новый импульс развитию
производительных сил территории, объединяющих сферы практико-ориентированной
науки, инновационной промышленности и развивающего образования. Новая
конфигурация производительных сил, обеспеченная реализацией крупных
инфраструктурных проектов, обеспечит стратегическую конкурентоспособность
экономики города, в том числе на мировом уровне.
Прогнозируется рост налогооблагаемой базы и,
как следствие, уровня бюджетной обеспеченности, что позволит наращивать
ассигнования на развитие социальной и инженерной инфраструктуры на
благоустройство города. Созданные новые рабочие
места с высоким уровнем оплаты труда приведут к росту потребительского
рынка, дальнейшему развитию торговли и сферы услуг.
В силу своего пространственно-географического положения г. Бийск будет
играть роль ведущего узлового центра обслуживания инфраструктуры туризма. Расположение
«на входе» в Алтай и близость к туристическим особым экономическим зонам
сформирует образ города как опорного транспортного узла для всех видов туризма.
На основе культурного наследия и современных инвестиционных проектов в
г._Бийске будут реализованы
культурно-развлекательные и событийные проекты, позволяющие городу поддержать
роль значимого культурно-исторического и культурно-инновационного центра
Южно-Сибирского макрорегиона. Этому будет способствовать тот факт, что г. Бийск,
исторически являясь форпостом православной христианской цивилизации Сибири,
стал точкой диалога и взаимопроникновения разных культур.
В городе будет успешно развиваться высокотехнологичный малый бизнес,
осуществляться трансфер новых инновационных технологий во все сферы экономики.
Наличие образовательного кластера, охватывающего все уровни и направления
образования – от дошкольного до подготовки специалистов высшей квалификации,
формирует систему инновационного обучения и обеспечивает качественный
профессиональный уровень подготовки кадров.
Все это будет способствовать продвижению интересов города на рынках
товаров, услуг и капитала, развитию системы международных и межрегиональных
связей с потенциальными инвесторами и их организациями, укреплению имиджа г.
Бийска как территории, благоприятной для инвестиций и ведения бизнеса,
обеспеченной всей необходимой инфраструктурой.
2.3. Генеральная цель и направления развития г. Бийска
На основе выявленного потенциала и конкурентных преимуществ города и с
учетом внешних тенденций и ограничений формулируется
следующая генеральная
цель развития города: формирование инновационной экономики и комфортной
городской среды.
Для ее реализации определяется система приоритетных направлений развития
города на период до 2030 года:
1._Развитие биофармацевтических и пищевых производств;
2._Развитие туристической отрасли;
3._Развитие производства композиционных материалов.
3. Система реализации Стратегии
3.1
Приоритеты и система стратегических действий по реализации направлений развития
г. Бийска
3.1.1.
Приоритетное направление № 1:
«Развитие биофармацевтических и пищевых производств»
Фармацевтика г.
Бийска – динамично развивающаяся отрасль, имеющая очень хорошие рыночные
перспективы. Ежегодный прирост рынка фармпрепаратов в России составляет 10 – 15
%. Бийские предприятия фармацевтики, в частности ЗАО «Алтайвитамины», ЗАО
«Эвалар» стабильно входят в топ-список российских производителей лекарственных средств и биологически активных добавок. Основная доля
продукции предприятий АБФК (67 %) реализуется на территориях других регионов,
около 14 % продукции экспортируется.
Развитие фармацевтической промышленности будет строиться на
базе:
производства лекарственных и биологически активных средств,
витаминной продукции на основе местного сырья с соблюдением требований
стандарта GMP (Good Manufacturing Practic, надлежащая производственная
практика);
создания лекарственных средств нового поколения на основе
биотехнологических способов получения лекарственных субстанций;
производства лекарственных средств в рамках импортозамещения.
Предприятия фармацевтической отрасли наукограда являются
ядром биофармацевтического кластера.
Переработка сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания
в рамках данного приоритетного направления позволят:
выпускать уникальные продукты на основе сырья, произведенного в Алтайском
крае;
организовать производства глубокой переработки зерна, семян подсолнечника
и других культур для пищевой и фармацевтической промышленности;
вывести на новый уровень действующие производства по выпуску продуктов
питания;
за счет применения инновационных технологий, разрабатываемых предприятиями
биофармацевтического кластера, технологических цепочек по производству
«здорового питания» с высокой добавленной стоимостью сформировать принципиально
новый рынок здоровой и оздоравливающей пищи.
Продовольственные санкции открывают дополнительные возможности для
российских сельхозпроизводителей и переработчиков как с точки зрения рынка
сбыта, так и с точки зрения дальнейшего развития.
Импульс развития данному направлению придаст формирование в г. Бийске
центров сотрудничества для расширения каналов экспорта не только
биофармацевтической, но и пищевой продукции, пользующейся популярностью на
азиатских рынках благодаря своей экологичности.
Реализация направления будет способствовать достижению целей государственной
политики обеспечения национальной безопасности, обозначенных в Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации.
С целью развития экономики города данное приоритетное направление
позволит эффективно использовать имеющиеся производственные мощности, кадровый
потенциал, в том числе позволит активно развиваться малым организациям,
ориентированным на производство экологически чистых продуктов функционального
питания, биофармацевтической и косметической продукции.
В рамках
направления необходимо решить следующие задачи:
1. Развитие биофармацевтики,
биотехнологии и технологии живых систем (синтез лекарственных средств и пищевых
добавок, внедрение инновационных методов косметологии и комплексного
оздоровления, системы жизнеобеспечения и защиты человека). Действиями по реализации
задачи будут: координация научных исследований в данном направлении и объединение
производственных, научных и образовательных мощностей территории, работающих в
этой области; обеспечение эффективной поддержки промышленных предприятий и
организаций НПК, стимулирование их инновационной активности; создание базовых
центров поддержки инноваций; развитие инновационной инфраструктуры в рамках
реализации программы развития АБФК.
2. Реализация
проектов развития пищевых производств («здоровых продуктов»), в том числе
функционального питания (стимулирование модернизации производственной базы для
выполнения государственных задач и реализации политики импортозамещения и
повышения экспортной привлекательности; содействие продвижению продукции на
внутренних и внешних рынках, создание единого бренда здоровой и оздоравливающей
пищи).
3. Создание
условий для повышения инновационного уровня организаций города (в том числе не
входящих в НПК), поддержка на конкурсной основе разработки и реализации
программ технологического преобразования, формирования сетевых и кластерных
образований (налаживание контактов с крупными бизнес-партнерами в
научно-производственной сфере и инновационной сфере, привлечение в город
высокотехнологичных компаний и институтов развития, осуществляющих финансирование
инновационных проектов и т.д.).
Реализация
данного приоритетного направления будет способствовать инновационному развитию
биофармацевтики и пищевой промышленности наукограда и Алтайского края, а также развитию
туризма и курортологии. Город продолжит осуществление функции опорного
инновационного центра экономического развития региона. В масштабах страны это позволит
внести весомый вклад в обеспечение потребности в высококачественных
отечественных препаратах, реализацию программы импортозамещения лекарств и
высококачественных пищевых продуктов.
3.1.2. Приоритетное
направление № 2 «Развитие туристической отрасли»
В настоящий
момент темпы инвестиционного роста, осуществление федеральных проектов,
инициируемых Правительством Алтайского края, претворяемые
в жизнь и планируемые инвестиционные проекты бизнеса и рыночные возможности
формируют базу для реализации данного стратегического направления в г. Бийске.
Близость к городу-курорту федерального значения Белокурихе, особой
экономической зоне «Бирюзовая Катунь», игорной зоне «Сибирская монета», запуск
туристических маршрутов «Малое золотое кольцо Алтая» и «Большое золотое кольцо
Алтая», «Казачья подкова Алтая» предполагают развитие г. Бийска в
качестве транзитного туристского центра («Ворота в Алтай»), специализирующегося
на услугах и товарах для отдыха, логистике, информационном обеспечении
туристов. Наличие инновационных предприятий биофармацевтики создает предпосылки
для развития на основе современных технологий уникальных видов лечебно-оздоровительных
процедур (пантолечение, траволечение и др.), центров оздоравливающего туризма
для отдыха и оздоровления жителей Сибири, Российской Федерации и туристов из
других стран.
На территории
г. Бийска предполагается создание нового туристско-познавательного кластера
«Бийск – золотые ворота Алтая», включающего в себя исторический центр города,
территорию бывшего архиерейского подворья, территорию автотуристского кластера
«Золотые ворота», объекты истории оборонного комплекса и улицы транзитного движения
туристов на территорию Горного Алтая и в город-курорт Белокуриху.
Существующий
туристический поток формируется в основном жителями соседних регионов, в
перспективе ожидается значительный спрос на туристические услуги города,
связанный с низкой доступностью зарубежных курортов для граждан Российской
Федерации и привлекательным валютным курсом для иностранных туристов. Туристский
кластер призван стать «точкой роста» г. Бийска и Алтайского края в целом. Он
будет являться привлекательным сегментом для работы малого и среднего бизнеса,
развития предпринимательства, поскольку обладает большей «гибкостью» и возможностью
для кооперации.
Стратегической
целью развития туризма является превращение г. Бийска в «туристический город» с
развитой инфраструктурой, обеспечивающей привлечение и обслуживание туристов и
выполнение роли главного транспортно-логистического узла. Этому способствуют
интенсивно развивающиеся в мировой торговле евразийские торгово-экономические
связи.
Достижению
цели будут также способствовать развитие г. Бийска как туристического центра,
формирование в городе туристско-ориентированной городской среды. Кроме того,
упор будет сделан на развитие видов туризма, опирающихся на
экономико-географические особенности и потенциал города: научного и делового туризма,
а также развитие медицинского и оздоровительного туризма.
В рамках направления
необходимо решить следующие задачи:
1) становление
г. Бийска как центра развития инфраструктуры услуг для туристического сегмента
(создание туристического информационного и логистического центра; разработка и
реализация мер поддержки бизнеса по снабжению и техническому обслуживанию
туристического сектора и т.д.);
2) создание
научно-технологического центра и инновационной инфраструктуры развития туризма,
создание центров оздоровительного туризма с применением продукции
биофармацевтического кластера (создание системы производства и внедрения
инноваций в туристическом секторе; поддержка разработок и реализации проектов,
обеспечивающих интеграцию биофармацевтического кластера и центров
оздоровительного и медицинского туризма, проектов в сфере биотехнологий,
производства здоровой и оздоравливающей пищи; проведение конкурсов инноваций и
ежегодной выставки туристического технического оборудования);
3) формирование
туристической инфраструктуры для обслуживания транзитных туристов, концентрация
в городе туристических услуг и товаров (разработка маркетинговой и имиджевой
стратегий на рынке «транзитников»; создание системы информационного
обслуживания транзитного турпотока; строительство специализированных
оздоровительных, торгово-развлекательных центров по продаже товаров для
туристов, гостиниц, объектов общественного питания и т.д.);
4) развитие г.
Бийска как культурно-туристического центра (совершенствование музейно-заповедных
комплексов и парковых зон, реконструкция исторической части города, реализация
культурно-событийных проектов, создание системы привлечения для этого
финансовых ресурсов, использование в качестве культурного ресурса
научно-технических достижений города в разные периоды его истории, создание
условий для развития производства сувенирной продукции);
5) формирование
туристско-ориентированной городской среды (функциональное зонирование города,
реализация мер по совершенствованию инженерной инфраструктуры и благоустройству
города для целей развития туризма);
6) развитие
новых видов туризма, опирающихся на экономико-географические особенности и
потенциал города (научный туризм и поездки, связанные с инновационным бизнесом,
медицинский и оздоравливающий туризм, спортивный, познавательный,
гастрономический и событийный туризм, паломнический туризм, деловой туризм,
включая сегмент «MICE» (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions – корпоративные
встречи, презентации, переговоры, поощрительные или мотивационные туры и программы,
конференции, выставки).
Также в
рамках данного направления необходимо решить задачу обеспечения участия
предприятий города в формировании туристического кластера. Суть такого участия
заключается в построении цепочки «инновационные разработки в сфере
биофармацевтики – производство здоровой и оздоравливающей пищи на базе
предприятий перерабатывающей промышленности города – потребление и питание в
туристском секторе».
В ядро
туристического кластера могут войти предприятия и организации города, способные
оказать инновационное воздействие на развитие туризма: наукоемкие предприятия АБФК,
вузы, бизнес-инкубатор.
Будут
реализованы культурно-развлекательные и событийные проекты, позволяющие городу
поддержать роль значимого культурно-исторического и культурно-инновационного
центра Южно-Сибирского макрорегиона.
С развитием
транспортной доступности территории емкость рынка туристических и
оздоровительных услуг будет расти, что потребует дополнительных инвестиций в
развитие инфраструктуры и туристических объектов.
3.1.3. Приоритетное направление № 3
«Развитие производства композиционных материалов»
Специфика сложившейся научной, научно-технической и инновационной
деятельности в наукограде связана с развитием технологий, обеспечивающих
создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки
принципиально новых видов материалов, продукции, обладающих ранее недостижимыми
возможностями, а также технологий, формирующихся на стыке различных предметных
областей.
Интеграция
при реализации кластерного подхода является, в первую очередь, объединением
возможностей организаций фундаментальной и прикладной науки, образовательных организаций,
предприятий малого и среднего бизнеса, институтов развития предпринимательства
для эффективного хозяйствования.
В г. Бийске располагаются организации, занимающиеся разработкой и
промышленным выпуском композиционных материалов и изделий из них различного
назначения на основе термопластичных и термореактивных полимеров. В России и
мире отмечается положительная тенденция роста потребления композиционных
материалов в среднем на 15 – 20 % в год. В городе преимущественно производятся
изделия из наполненных полимеров в таких секторах экономики, как строительство,
теплоэлектроэнергетика, нефте-, угле- и газодобывающая отрасль и другие.
Исторически сложившиеся научные школы, система подготовки кадров всех
уровней и производственный потенциал бийских компаний позволили реализовать
кластерный подход посредством организации территориально-отраслевого кластера
Алтайполикомпозит.
Многолетний научно-технический задел и развитое частно-государственное
партнерство, реализуемое производственными компаниями г. Бийска, позволяют
формировать перспективные направления создания и производства принципиально
новых композиционных материалов, обладающих уникальными свойствами, для
различных сфер применения.
Достижение
стратегической цели и установленных значений целевых показателей будет
обеспечено реализацией:
программы
развития производства и внедрения композиционных материалов (композитов),
конструкций и изделий из них в сферы экономики региона на основе кластерного
подхода;
программы вывода
на рынок (расширения присутствия на рынке) продукции участников Алтайского
полимерного композитного кластера;
программы
развития кооперации с ведущими инновационными центрами, отраслевыми
ассоциациями, в том числе межрегиональными и международными.
Основными принципами при реализации приоритетного направления являются:
поддержка и эффективное стимулирование потребления композитных
материалов и изделий из них; формирование благоприятных условий для создания
новых производств композиционных материалов с высокой добавленной стоимостью;
концентрация ресурсов на «прорывных» технологиях – исследованиях и
разработках, способных повысить конкурентоспособность продукции, имеющей спрос
на внутреннем и внешнем рынках;
совершенствование системы непрерывной подготовки кадров для полимерной
композитной отрасли г. Бийска всех уровней, начиная с рабочих и заканчивая
высококвалифицированными кадрами в сфере производства, науки и управления
предприятием;
открытость: развитие кластерного подхода при формировании инновационной
экономики, кооперация с другими инновационными центрами Сибири, развитие
межрегиональных и международных связей, привлечение в город российских и
зарубежных высокотехнологичных компаний и тесная научно-технологическая
интеграция с ними.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1) создание
единой системы методического, организационного, экспертно-аналитического и
информационного сопровождения предприятий полимерной композитной отрасли (эффективное
вхождение на основе специально разрабатываемых маркетинговых схем в
существующую систему рынков; создание центров коллективного пользования для
субъектов малого и среднего предпринимательства (сертифицированные
диагностические центры, лаборатории и т.д.), в том числе в рамках кластера; создание
центра технологического аудита, осуществляющего оценку и мониторинг научных заделов
и инновационных разработок; формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей
оперативное информирование о спросе на инновации и инновационную продукцию,
поиске бизнес-партнеров, продвижении продукции и разработок);
2) развитие
производственного потенциала, разработка и создание высокотехнологичных
производств (увеличение производственных мощностей; развитие сырьевой базы для
производства стекло- и базальтопластиков и композитов на основе вторичной
переработки; создание пилотных производств и опытных образцов новой продукции;
повышение кадрового потенциала предприятий кластера).
В развитии
инновационных компаний, в том числе малых и средних, можно выделить три типа:
1.
Независимые малые инновационные компании, или стартап-проекты (новые проекты).
2. Малые
инновационные компании, в которых крупная якорная компания имеет контрольный
пакет, спин-офф компания (производные проекты крупных якорных компаний).
3. Масштабные
коммерческие разработки крупных компаний продуктовой линейки или сложного
продукта, которые ведутся в рамках общей деятельности компании, как правило,
одним из подразделений компании.
Для каждого
из вышеперечисленных типов необходима разная инфраструктура и меры поддержки.
Для первого
сегмента «Независимые малые инновационные компании, или стартап-проекты»
необходимы инкубаторы и акселерационные программы, экспертная и менторская
поддержка. Данные компании, с одной стороны, являются наиболее уязвимыми, с
другой стороны, наиболее перспективными в развитии, так как они создаются и
управляются наиболее мотивированными предпринимателями. Из таких компаний
вырастают лидеры рынка, но на ранних этапах компания не имеет достаточно
средств и компетенций.
Для спин-офф
компаний возможно размещение в инкубаторе или технопарке, таким проектам
интересны все инструменты поддержки, как и стартап компаниям ранней стадии, за
исключением того, что у них, как правило, имеется достаточный бюджет и
технологическая база, обеспеченные материнской компанией.
Для
масштабных коммерческих проектов крупных компаний наиболее интересен формат
промышленного технопарка с инфраструктурой для организации масштабных
производств.
Наиболее
оптимальной моделью развития инфраструктуры для Алтайского полимерного
композитного кластера может стать подход, при котором будут сбалансированы развитие
и поддержка независимых малых инновационных компаний и проектов якорных
компаний.
3) Развитие
кооперации с другими инновационными центрами, межрегиональных и международных
связей (участие предприятий кластера в крупнейших выставках, в том числе
международных; проведение межрегиональных и международных деловых миссий по поиску
партнеров для создания совместных производств, организаций поставок материалов
и комплектующих изделий; проведение научно-практических конференций; содействие
организации стажировок специалистов предприятий кластера; проведение рекламно-информационной
кампании в международных специализированных СМИ).
При развитии
различного рода кооперации, следует выделить три уровня:
1. Кооперация
с ведущими российскими инновационными центрами по сертификации и стандартизации
продукции, изделий и производств предприятий кластера. Взаимодействие кластера
и предприятий, являющихся его участниками, с ФГБУ «Федеральный институт
промышленной собственности», с целью защиты результатов интеллектуальной
деятельности на российском и международном уровнях. Взаимодействие с ведущими
отраслевыми ассоциациями, деятельность которых направлена на развитие
полимерной композитной отрасли в Российской Федерации, такими как Союз производителей
композитов, Российский Союз химиков и др. С целью развития нормативно-технических
документов, регламентирующих производство и применение композитов и изделий из
них, предполагается тесное взаимодействие с профильными техническими
комитетами.
2.
Межрегиональная кооперация по приоритетным направлениям развития предприятий
кластера с профильными ассоциациями: Московский полимерный кластер, кластер
авиационно-космических технологий полимерных композиционных материалов и
конструкций Калужской области, Смоленский и Санкт-Петербургский полимерные
кластеры и другие. В рамках кооперации предполагается взаимовыгодный трансфер
технологий и создание совместных производств по выпуску композитных материалов
и изделий, являющихся востребованными в регионах-партнерах.
3. Установление международного
сотрудничества с ведущими мировыми производителями и разработчиками композитных
материалов различного назначения для обмена научно-техническими знаниями и
новыми технологиями. Сотрудничество с международными профильными сертификационными
агентствами с целью последующего вывода продукции предприятий кластера на
международный рынок. Установление тесного сотрудничества со странами Юго-Восточной
Азии, заинтересованными в продвижении на своих рынках российских
полимерных композиционных материалов и изделий на их основе.
3.1.4. Приоритетное
направление № 4 «Развитие образования»
Образование в г. Бийске развивается на базе ряда
основополагающих приоритетов:
1) качество
дошкольного и школьного образования должно отвечать высоким стандартам и уровню
жизни в наукограде, а также ориентироваться на формирование у обучающихся
востребованных в современном мире компетенций, инновационного типа мышления и
на воспитание в духе поликультурной идентичности и патриотизма;
2) высокое
качество и расширение направлений подготовки в сфере профессионального
образования призваны обеспечивать конкурентоспособность экономики наукограда;
3) наукоград
должен стать местом привлечения талантливой молодежи из других регионов и стран
через систему высшего образования.
Эффективное
функционирование организаций образования возможно на основе использования инноваций,
интеграции культурных, научно-образовательных, материально-технических
ресурсов, создания единой информационно-образовательной среды, активного
вовлечения обучающихся и общественности в образовательный процесс. Повышение
эффективности управления, в том числе на основе обратной связи, позволит решать
проблемы, стоящие перед городом в социально-экономической и культурной сферах.
Помимо общих
целей развития образования, характерных и для других городов России,
инновационной экономике наукограда необходимо обеспечение кадровыми ресурсами научно-производственного комплекса
города, инфраструктурных и обслуживающих отраслей. Инновационная экономика требует
от выпускников системы всех уровней профессионального образования не только
современных базовых знаний, но и ориентации на их практическое использование
при создании новых знаний и технологий. Это означает повышение гибкости систем
профессионального образования, индивидуализацию образовательных программ,
сочетание образования с работой как в области создания новых знаний
(исследованиях и разработках), так и в сфере их практического применения;
повышение качества профессионального образования и его доступности в различных
формах для населения разных возрастов.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Укрепление материально-технической
базы и кадрового потенциала сферы образования города (обеспечение доступности и
равных возможностей полноценного качественного образования для всех жителей
города; совершенствование городской системы повышения квалификации и
переподготовки кадров, создание научно-образовательных центров; расширение
использования инновационных технологий в процессах обучения; совершенствование
экономических механизмов и повышение привлекательности сферы образования; повышение
эффективности всех уровней образования).
2. Развитие интеграции «образование – наука – бизнес» с целью повышения
качества образования, обеспечения его соответствия требованиям рынка (оптимизация
объемов выпуска и профилей подготовки специалистов; формирование и развитие
системы мониторинга и прогнозирования развития рынка труда в городе и регионе
за счет создания механизмов актуализации программ подготовки выпускников с точки зрения запроса предприятий научно-производственного
комплекса; формирование
позитивного образа профессиональной деятельности и образования; оптимизация профильной
структуры подготовки, отвечающей рыночным
запросам; разделение магистратуры на прикладную
и академическую; создание спектра механизмов перехода выпускников из
образовательной
организации
на рабочее место на предприятиях наукограда; развитие структур довузовского образования; выявление
и поддержка талантливых детей; популяризация научно-исследовательской
деятельности в среде учащихся).
3. Достижение конкурентоспособного качества образования в г. Бийске (развитие
партнерства с ведущими вузами Российской Федерации и зарубежными
университетами; развитие механизмов координации и взаимодействия вузов с
работодателями; обеспечение качества подготовки высококвалифицированных
специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке
труда).
4. Формирование общественно-государственной системы воспитания и
социализации детей (формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей
успешной социализации детей; внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания; полноценное использование
в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин).
3.1.5. Приоритетное
направление № 5 «Охрана и
укрепление здоровья жителей г. Бийска»
В настоящее время вопросы здоровья населения приобретают
все большее значение. Происходит смена приоритетов, здоровье все больше
связывается в сознании людей с успехом, возможностями, ответственностью. Все
новые сферы жизнедеятельности вовлекаются в решение вопросов охраны и укрепления
здоровья жителей.
Город входит
в Ассоциацию по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения
«Здоровые города, районы и поселки» деятельность которой направлена на
улучшение состояния здоровья, достижение физического, психического и
социального благополучия жителей городских округов, городских и сельских
поселений.
Здоровый
образ жизни - это гармоничное развитие человека. Достижение им долголетия и
полноценного выполнения социальных функций и активного
участия в общественной, трудовой и других формах жизнедеятельности.
Значимость здорового образа жизни вызвана изменением в
возрастании нагрузок на человека, усложнением общественной жизни. В
биологическом смысле речь идет о возможностях человека адаптироваться к
воздействиям окружающей среды и изменениям внутренней среды.
Сегодня
необходимо объединение усилий всех муниципальных, государственных и
общественных организаций в целях организации мероприятий по улучшению
(укреплению) здоровья населения, по развитию физической культуры и спорта,
повышение внимания органов власти к подготовке спортивного резерва, активное
привлечение к решению этих вопросов бизнес-структур. В развитии массового
спорта долгосрочным приоритетом является создание и развитие системы организации
досуга населения, обеспечивающей доступность занятий физической культурой и
спортом; первоочередными задачами – организация общедоступных спортивных
площадок во всех районах города и увеличение доли населения, регулярно
занимающегося физкультурой и спортом.
Принимая за основу постулат «здоровье – самая большая ценность», при
реализации направления предполагается:
проведение планомерной последовательной политики в области медицинского
и санитарного образования населения;
воспитание медицинской культуры в обществе, воздействие на общественное
мнение в отношении сохранения здоровья граждан;
создание условий для развития на территории города центров медицинской
диагностики и активного внедрения принципов прецизионной медицины.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья (формирование убежденности в необходимости
здорового образа жизни и самостоятельного приобретения знаний по сохранению,
укреплению и восстановлению здоровья; организация мероприятий для популяризации
спорта и активного образа жизни, правильного питания; содействие диспансеризации
работающих граждан).
2. Развитие
физической культуры и спорта (укрепление материально-технической базы сферы
физкультуры и спорта; повышение эффективности спортивно-массовой работы; обеспечение
спортивным инвентарем детско-юношеских спортивных школ и спортивных клубов; включение
мероприятий физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха
различных социально-демографических групп; развитие спорта высших достижений).
3. Развитие инфраструктуры поддержки здоровья (создание инфраструктуры,
стимулирующей население города проводить больше времени на свежем воздухе и
способствовать активному образу жизни; организация доступных и бесплатных мест
для занятий спортом).
3.1.6.
Приоритетное направление № 6 «Развитие
культуры»
Культура как
совокупность творческих ресурсов создает позитивные эффекты в разных сферах.
Эффективное функционирование организаций культуры, их кооперация с другими
социальными субъектами позволяют решать социально-экономические проблемы,
улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, инициировать
создание новых рабочих мест.
Город является
историческим и культурным центром юга Алтайского края, имеющим богатые
культурные традиции, начало которым было положено еще во времена расцвета
купечества. И сегодня деятельность организаций культуры является одной из
важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры
выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе,
способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных
потребностей и ценностных ориентиров. Организации культуры являются также одной
из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые
ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и
информационного ресурса города.
Поэтому в новых конкурентных условиях муниципальные организации
культуры г. Бийска должны помимо решения традиционных задач стать источником
новых культурных практик, производителями и ретрансляторами современных
культурных продуктов и услуг, адекватных спросу, демонстрировать гибкость и
динамизм, быть открытыми запросам и проблемам местных сообществ, участвовать в
решении актуальных социальных проблем.
Городская политика в сфере культуры будет основываться на следующих
принципах:
сохранение
единого культурно-информационного пространства;
обеспечение
максимальной доступности культурных ценностей для населения города, повышение
качества и разнообразия услуг;
создание благоприятных
условий для творческой самореализации граждан;
использование
площадок организаций культуры для проведения фестивалей науки, форумов,
семинаров с целью популяризации науки и научной деятельности среди населения, в
первую очередь среди молодежи.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Укрепление материально технической базы сферы культуры города (оснащение
организаций культуры современным оборудованием; сохранение историко-культурного
наследия; обеспечение реконструкции памятников архитектуры, сохранения и
эффективного использования объектов движимого и недвижимого историко-культурного
наследия);
2. Создание благоприятных условий развития культуры в г. Бийске (использование
потенциала города как исторической точки взаимопроникновения разных культур и диалога цивилизаций; стимулирование жителей к активному участию в развитии
культурной сферы, в том числе пропаганда меценатства и спонсорства; поддержка
профессионального и самодеятельного творчества;
развитие и популяризация культуры разных
национальностей).
Мобилизация
бюджетных и внебюджетных источников финансирования позволит существенно
увеличить объем средств, направляемых на реконструкцию памятников культуры и
истории, улучшение материальной базы и оснащение оборудованием организаций
культуры, поддержку профессионального и самодеятельного творчества.
3.1.7. Приоритетное направление № 7 «Инфраструктура
и безопасность населения»
Безопасность
– одна из основных потребностей людей. Сохранение человеческого капитала,
повышение качества жизни человека зависит от соблюдения его неотъемлемых прав и
свобод, делает необходимым соблюдение правил общественной безопасности и
общественного порядка, охрану общественной нравственности, соблюдение норм и
правил обращения с источниками повышенной опасности и их использования,
правомерное пользование достижениями науки и техники, в том числе информацией.
С каждым годом все большую актуальность приобретают вопросы обеспечения экологической
безопасности населения и повышения безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры
города.
Создание
комфортных условий проживания и условий для развития туризма на территории
неотъемлемо связано с обеспечением безопасности во все сферах.
В рамках направления необходимо решение следующих задач:
1. Создание комфортной городской среды, повышение уровня общественной
безопасности и правопорядка (обеспечение общественной безопасности и
предотвращение угроз возникновения социальной нестабильности за счет
совершенствования системы охраны правопорядка и профилактики правонарушений; создание
общественных объединений по вопросам безопасности).
2. Развитие
обеспечивающей научно-производственный комплекс инфраструктуры: жилищно-коммунального хозяйства, электро- и теплоэнергетики,
повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Жилищное
строительство (снижение морально-технического
износа жилищного фонда и инженерных коммуникаций; модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры и материально-технической базы ЖКХ с использованием
современных ресурсосберегающих технологий и материалов; реализация мероприятий
для осуществления эффективной работы с отходами (в том числе опасными), вторсырьем;
реализация мероприятий по обеспечению доступным и комфортным жильем,
строительство жилья экономического класса, в том числе для молодых ученых; развитие
застроенных территорий, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда и
вовлечение данных территорий в новое жилищное строительство).
3. Повышение
экологической безопасности (использование экономических стимулов и административных
мер по экологической безопасности производств на территории города; обеспечение
соответствия экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям полигона
твердых бытовых отходов; перевод источников теплоснабжения на более экологичное
топливо (газ).
4. Обеспечение
безопасности населения в чрезвычайных ситуациях (прогнозирование и оценка
возможных последствий чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий,
направленных на предотвращение или снижение вероятности возникновения таких
ситуаций, а также на уменьшение их последствий; обучение населения правилам
поведения в чрезвычайных ситуациях; укрепление материально-технической базы
аварийно-спасательной службы).
3.1.8. Приоритетное
направление № 8 «Общее инфраструктурное развитие и градостроительная
политика»
Основной целью градостроительной деятельности администрации
г. Бийска является формирование благоприятной среды обитания населения с
учетом условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического
развития г. Бийска, национально-этнических и иных местных особенностей.
Территориальное планирование основано на гармоничном
развитии науки, производства и городской среды, зафиксированном в ранее принятых
документах и направлениях Стратегии.
Генеральным планом г. Бийска предусмотрены меры,
направленные на сбалансированное развитие различных видов хозяйственной
деятельности на территории города, повышение уровня жизни и условий проживания
населения, повышение инвестиционной привлекательности территории, что напрямую
зависит от уровня социально-экономического развития городского хозяйства.
С целью
решения задач пространственного развития планируется предпринять следующие
действия:
определение и
утверждение приоритетов градостроительного развития г. Бийска как
инновационного центра СФО и Алтайского края, финансового, научного,
образовательного, культурного и спортивного центра;
совершенствование
системы градостроительной деятельности в г. Бийске (территориальное
планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное
проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов
капитального строительства);
сохранение
историко-архитектурного облика центра города, комплексное обустройство и
развитие территории г. Бийска;
формирование
благоприятных условий для инвестиционной деятельности в г. Бийске;
развитие
дорожно-транспортной системы;
развитие
транспорта.
Совершенствование пространственной структуры
территории г. Бийска предусматривает:
сохранение, визуальное раскрытие и акцентирование
природно-ландшафтного каркаса, формируемого системой озелененных зон, долины реки
Бия и иных природных особенностей территории;
визуальное акцентирование ансамблей площадей,
смысловых доминант, формирующих контрастный силуэт города, фронтальной застройки
главных улиц и пешеходных пространств.
3.2. Пространственная планировка
Пространственная
среда г. Бийска формировалась в течение длительного исторического периода и
зафиксировала в планировке, застройке и городском ландшафте основные
исторические этапы развития города – оборонительная крепость, духовный
религиозный форпост, торговый и перевалочный узел при продвижении товаров в Центральную
Россию; образовательный и культурный центр юга Западной Сибири, крупный
научно-производственный инновационный центр.
В настоящее
время сформирован исторический центр города, несколько промышленно-коммунальных
зон, магистральная улично-дорожная сеть с инженерно-транспортными сооружениями.
Основной
задачей пространственного развития является создание благоприятной среды
жизнедеятельности человека и условий для устойчивого развития г. Бийска на
перспективу путем достижения баланса интересов всех участников
градостроительной деятельности.
Ядром
промышленности г. Бийска является многопрофильный НПК, его дальнейшее развитие
должно иметь мультипликативный эффект, так как инновационное развитие
промышленного производства активизирует все сферы экономической деятельности
(строительство, логистику, риэлтерскую деятельность, торгово-ярмарочную
деятельность, гостиничный бизнес и др.), новый импульс получают кооперационные
связи между предприятиями НПК.
За основу
пространственного развития города взяты приоритетные направления
социально-экономического роста: биофармацевтика; сельхозпереработка, в том
числе производство пищевых продуктов; туристическая отрасль и производство
композитных материалов.
Биофармацевтическая
отрасль. Продукция городских предприятий фармацевтики известна далеко за
пределами Алтайского края. С каждым годом в городе увеличивается число
биофармацевтических компаний малого бизнеса. На перспективу предусмотрена
единая площадка для развития новых биофармпредприятий.
Сельхозпереработка.
Алтайский край был и остается житницей Сибири. Бийск как второй по величине
город в Алтайском крае естественным образом вовлечен в сферу
сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции
в отраслях: растениеводства, животноводства, пчеловодства,
мараловодства, рыборазведения. Переработка сельскохозяйственной продукции
является смежным направлением развития фармацевтической отрасли.
Туристическая отрасль одна из самых перспективных с точки
зрения вложения капитала и развития территории г. Бийска. Она позволяет на базе
культурно-исторического наследия создавать привлекательные инвестиционные
проекты, реализация которых дает мультипликативный экономический эффект.
Производство
композитных материалов. Будущее г. Бийска во многом связано с созданием новых
материалов, разработкой и промышленным выпуском композиционных материалов
различного назначения на основе термопластичных и термореактивных полимеров для
строительного сектора, электроэнергетики, угольной, нефтяной и других отраслей.
Город располагает площадками, пригодными для размещения новых предприятий по
производству композиционных материалов и других производств, а также для жилищного
строительства с максимальным использованием композитных материалов и металлоконструкций,
разработанных и произведенных на территории города.
Генеральным
планом определены основные направления в развитии функциональных зон с целью
совершенствования пространственной структуры территории, в том числе
совершенствование зонирования жилых, производственных и природных территорий;
сохранение, визуальное раскрытие и акцентирование природно-ландшафтного
каркаса, формируемого системой озелененных зон, долин рек и иных природных
особенностей территории; развитие и совершенствование сложившегося
общественного центра, общественных подцентров, примагистральных территорий.
Развитие
города невозможно без решения транспортно-логистических задач по реорганизации
и развитию производственных территорий. На перспективу определены территории
под развитие производственных и коммунально-складских объектов,
транспортно-логистических терминалов. Планируется проведение мероприятий по
реорганизации и изменению функционального использования производственных
территорий, сохранение функции которых несовместимо с градостроительными,
экономическими, санитарно-гигиеническими требованиями, и реконструкции
территорий, сохраняющих свое производственное назначение, с обновлением,
уплотнением застройки, созданием новой транспортной, инженерной,
природоохранной инфраструктур.
Улучшение
экологической обстановки будет достигнуто путем увеличения площади озеленения,
установления границ санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны, сохранения
и воспроизводства природных рекреационных ресурсов, организации рекреационных
зон, зонирования территорий на основе розы ветров, обеспечения режима
землепользования в санитарно-защитных зонах и зонах санитарной охраны. Решение
проблем охраны окружающей среды заключается в охране от неблагоприятного
антропогенного воздействия на атмосферный воздух, поверхностные и подземные
воды, почву и растительность.
Сохранение
историко-культурного наследия будет реализовано через:
обеспечение
исторической преемственности в развитии архитектурно-планировочной, объемно-пространственной
и ландшафтной организации территории города, а также в формировании городской
среды на основе ансамблевого подхода к формированию градостроительных
комплексов;
сохранение на
территории города целостного исторического характера застройки и типичных
признаков исторического ландшафта, восстановление утраченных или нарушенных
исторических признаков;
обеспечение
режимов охраны памятников истории и культуры при осуществлении градостроительной
деятельности.
Проектная
планировочная структура предполагает реализацию основных принципов
территориального развития г. Бийска, определенных исходя из изменившихся
градостроительных условий, проектом город разделен на функциональные части.
Рекреационная
зона города сформирована из территорий, занятых зелеными насаждениями общего
пользования, устроенными лесами (городской лесной фонд), неустроенными лесами
со всеми необходимыми объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, а
также пляжами и набережными.
Существующая
дорожно-уличная сеть г. Бийска не удовлетворяет требованиям по пропуску
транспортных потоков. Предусматриваются мероприятия по повышению пропускной способности дорожно-уличной сети и по снижению
загруженности основных улиц города, что в значительной степени улучшит магистральную
дорожно-уличную сеть и вкупе с возведением инженерно-транспортных сооружений
(мосты, тоннели, развязки, эстакады) позволит создать приемлемые условия для
проживания населения города.
Инженерная инфраструктура
Водоснабжение. На территории города имеются значительные водные
ресурсы Бийского месторождения. На расчетный срок генпланом сохраняется сложившаяся
система и схема водоснабжения.
Водоотведение.
Проектируемая система и схема канализации сохраняется. Предусматривается
перекладка и дублирование коллекторов, находящихся в аварийном состоянии, ремонт
и реконструкция сооружений, имеющих большой процент износа, развитие уличной системы
коллекторов для существующей и проектируемой застройки.
Энергоснабжение.
Энергоснабжение города - комплексная взаимоувязанная система электроснабжения,
теплоснабжения и газоснабжения. Планируется проведение реконструкции объектов
электроснабжения для повышения надежности системы электроснабжения, повышение
мощности системы для обеспечения потребностей города, а также реализация дублирования.
Теплоснабжение.
Предусмотрено переключение котельных на газ с ликвидацией неэффективных
котельных, модернизация и оптимизация режимов теплоснабжения, развитие тепловых
сетей с увеличением диаметров в наиболее узких местах в районах массовой
застройки, строительство магистральных тепловых сетей и повысительных
(понизительных) насосных станций. В настоящее время снабжение населения г.
Бийска горячей водой осуществляется открытой системой. В перспективе - реконструкция
системы горячего водоснабжения из открытой в закрытую с одновременной реконструкцией
наружных тепловых сетей и устройством централизованных тепловых пунктов.
Схема
газоснабжения г. Бийска определяется с учетом условий местоположения
газораспределительных станций, головных газорегуляторных пунктов, характера
планировки застройки города, расположения сосредоточенных потребителей и населенных
пунктов. Реализуется программа газификации г. Бийска.
В сфере
защиты населения от воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного и природного
характера, а также с учетом особенностей социально-экономического развития и
природно-климатических условий приняты соответствующие решения по зонированию
территории, размещению основных элементов планировочной структуры,
транспортному и инженерному обеспечению с точки зрения повышения устойчивости
функционирования жизнеобеспечения населения в случае чрезвычайных ситуаций.
Влияние
приоритетных отраслей Стратегии на пространственное
развитие и формирование городской среды будет осуществляться через развитие
функциональных зон и качественное преобразование планировочной структуры
города, обеспечение устойчивого социально-экономического развития, взаимосвязь
и рациональное сохранение целостности территории в сочетании с удобствами и
комфортностью организации производства и жизни населения. Развитие новых
биофармацевтических и пищевых производств, производств композиционных
материалов даст возможность использования свободных территорий с сохранением и
преобразованием сложившихся районов города. Развитие туристической отрасли позволит
сохранить исторический центр города, изменить архитектурный облик, в том числе
за счет развития зон отдыха населения и расширения зон зеленых насаждений.
3.3. Система
управления реализацией Стратегии
Достижение
поставленных стратегических целей во многом будет определяться эффективностью
механизма реализации Стратегии, предусматривающий комплекс мер организационного,
нормативно-правового, финансово-экономического и информационно-коммуникативного
характера, обеспечивающий скоординированные действия всех участников реализации
Стратегии.
В реализации
комплекса мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие г.
Бийска в статусе наукограда Российской Федерации будут участвовать:
Правительство Алтайского края, органы исполнительной власти Алтайского края,
органы местного самоуправления, общественные организации, хозяйствующие
субъекты и местные жители.
Основополагающим
инструментом достижения стратегических целей должно стать использование
механизма партнерства краевой власти, органов местного самоуправления, бизнеса,
общественных организаций и населения. Это перспективная форма экономического
сотрудничества, осуществляемая в рамках реализации экономических проектов,
направленных на достижение целей, стоящих перед наукоградом, равные условия
развития для бизнеса, привлечение и эффективное использование государственных,
муниципальных и частных ресурсов.
Целью такого
взаимодействия является активизация инвестиционного процесса, совершенствование
предпринимательского климата, создание благоприятных условий для привлечения
стратегических инвесторов.
1.
Организационный механизм предусматривает развитие системы общественных и
консультативных органов (координационные, общественные, экспертные и другие
советы, комиссии органах местного самоуправления). Основным совещательным
органом по развитию города является Наблюдательный совет по развитию наукограда
Российской Федерации г. Бийска, который состоит из представителей органов
законодательной и исполнительной власти региона, а также научных и общественных
деятелей.
Согласование межведомственного
взаимодействия исполнителей мероприятий Стратегии осуществляется на основе
оказания нормативно-методического обеспечения эффективного кооперационного
взаимодействия; организации информационного взаимодействия хозяйствующих
субъектов и органов местного самоуправления, проведения круглых столов,
совещаний, конференций.
Организационный
блок механизма исполнения Стратегии формируется в качестве Плана мероприятий по
реализации Стратегии социально-экономического развития г. Бийска в статусе
наукограда Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утверждаемого Правительством
Алтайского края. В нем содержатся значения показателей по годам реализации
Стратегии, мероприятия, планируемые к проведению в разрезе стратегических
направлений развития города, перечни приоритетных инвестиционных проектов,
планируемые к реализации на территории г. Бийска.
2.
Нормативно-правовым механизмом реализации Стратегии является совокупность
нормативных правовых актов федерального, краевого и муниципального уровней,
оказывающих влияние на развитие наукограда.
В целях
реализации Стратегии предусматривается дальнейшее совершенствование
регионального законодательства с обязательным включением мер, направленных на
стимулирование инновационной активности предпринимательского сектора и
социальной сферы.
Инструментами
механизма являются документы стратегического планирования, муниципальные
правовые акты, принятые в целях регулирования отношений органов местного
самоуправления и хозяйствующих субъектов-участников выполнения мероприятий.
3. Финансово-экономический
механизм реализации Стратегии предполагает создание на территории города
условий для эффективного ведения бизнеса (улучшение инвестиционного климата,
стимулирование развития малого и среднего бизнеса в соответствии с
установленными в крае нормами, повышение эффективности управления муниципальным
имуществом). При этом важной составляющей механизма реализации Стратегии
является использование инструментов бюджетного целевого финансирования путем
участия города в государственных программах федерального и краевого уровня для
создания механизмов (институтов) развития, локализуемых непосредственно в г.
Бийске.
4.
Информационно-коммуникативный механизм реализуется посредством размещения на
официальных сайтах наукограда и Алтайского края, в средствах массовой
информации материалов о ходе выполнения основных мероприятий Стратегии и
достижении целевых показателей, о возможностях получения государственной
поддержки из бюджетов всех уровней, о пер-
спективных направлениях
реализации научных, инновационных и инвестиционных проектов и т.д. Также
предусматривается организация обратной связи с предприятиями и населением с использованием
интернет-технологий.
4.
Сценарии
социально-экономического развития
При
планировании рассматриваются два сценария социально-экономического развития г.
Бийска: базовый и целевой.
В рамках
базового сценария предполагается инерционное развитие социально-экономической
сферы г. Бийска.
Внешняя среда
будет обусловлена ограничением доступа на финансовые рынки, высоким уровнем
банковской процентной ставки, что значительно ограничит возможности
предпринимателей по использованию заемных ресурсов в среднесрочной перспективе.
Стабилизация стоимости нефти на низком уровне снизит налоговую базу
федерального бюджета, что ограничит объемы федеральной поддержки всех отраслей
экономики.
С учетом
сокращения реальных доходов населения и продолжения политики импортозамещения
спрос на фармацевтическую и продовольственную продукцию г. Бийска будет
увеличиваться. В сфере туризма рост будет обеспечен низкой доступностью
зарубежных курортов для граждан Российской Федерации и привлекательным валютным
курсом для иностранных туристов, однако удельная выручка будет снижаться, что
обеспечит только умеренный рост данного сектора.
Инвестиционная
активность значительно сократится из-за ограничения использования заемных
ресурсов и отсутствия достоверных долгосрочных прогнозов развития страны и
региона.
Демографические
тенденции последних лет сохранятся. Превышение смертности над рождаемостью
будет увеличиваться, но миграционное сальдо будет стремиться к положительным
значениям.
Новые внешние
стимулы для развития экономики не будут созданы, а имеющиеся внутренние
источники роста будут ограничиваться в связи с неблагоприятными
демографическими тенденциями, сохранением отставания по доходам населения,
старением основных производственных фондов.
Целевой
сценарий является инновационным и ориентирует на достижение целевых показателей
социально-экономического развития, обозначенных в Стратегии.
Обеспечить
стабильный экономический рост и преодолеть неблагоприятную конъюнктуру
предполагается за счет значительного увеличения производительности труда,
которое возможно при условиях модернизации производственных мощностей и развития
человеческого капитала.
Основное
внимание будет уделено широкомасштабному внедрению инновационных технологий во
всех сферах экономики г. Бийска, а также развитию туристско-рекреационного
комплекса по международным стандартам.
Увеличение
спроса на продукцию предприятий г. Бийска в России будет обеспечено политикой
импортозамещения, а на международных рынках – низким курсом национальной валюты
и высоким качеством товаров и услуг.
Реализация
совокупности мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности
обеспечит дополнительный прирост финансовых вложений и расширение
предпринимательской активности.
Несмотря на
то, что преодолеть сокращение численности населения невозможно из-за снижения
численности женщин детородного возраста в ближайшие 10 лет, в случае реализации
целевого сценария следует ожидать увеличения притока трудоспособного населения
на территорию города, продолжительности жизни и удельной рождаемости. Указанные факторы приведут к улучшению качества
человеческого капитала.
Реализация инновационного сценария предполагает
максимальное вовлечение кадрового и научного потенциала города в развитие
экономики, внедрение эффективных производственных и маркетинговых
технологий и устранение барьеров между властью, бизнесом и обществом.
5. Итоги реализации Стратегии
Реализация
первого приоритетного направления «Развитие биофармацевтики и пищевых
производств» позволит к 2030 году увеличить производство фармацевтической
продукции в 3,5 – 4 раза. Значительно возрастет экспортная составляющая
выпуска. Важнейшим конкурентным преимуществом алтайской фармацевтики будут
инновационность и использование экологически чистых природных сырьевых
ресурсов.
Следствием
реализации данного направления должен также стать выход экономики города на
новый качественный уровень, а как результат - повышение уровня жизни населения
города и снижение негативных демографических тенденций. Прежде всего, за счет
создания новых рабочих мест и роста социальных расходов на основе увеличения
налогооблагаемой базы, обеспеченного опережающим ростом стратегических отраслей
экономики города, привлечением в город новых торговых и финансовых потоков.
Развитие
туристической отрасли предполагает следующие значения целевых показателей
развития туризма и транспортно-логистических услуг к 2030 году:
число
остановок транзитных туристов – не менее 700 тыс. человек в год;
число
туристов, находящихся в г. Бийске не менее 1 суток, – не менее 250 тыс. человек
в год;
число занятых
в отрасли постоянных работников - не менее 1,5 тыс. человек; сезонных
работников - не менее 2,5 тыс. человек.
Для
реализации третьего приоритетного направления «Развитие производства
композиционных материалов» устанавливаются следующие значения целевых
показателей развития к 2030 году:
рост объемов
реализации продукции по предприятиям в сфере производства полимерных
композиционных материалов и изделий из них – не менее чем в 15 раз;
инвестиции в
модернизацию и технологическое переоснащение основных производственных фондов
составят не менее 20 % от суммы добавленной стоимости;
объем затрат
предприятий отрасли на научные исследования и разработки – не менее 30 % от
суммы добавленной стоимости;
индекс
инновационной активности (доля предприятий промышленности, осуществляющих
технологические инновации) – не менее 80 %;
увеличение
номенклатуры выпускаемых композиционных материалов и изделий из них до 1500
наименований и расширение их использования в таких секторах экономики, как
добывающая и теплоэнергетическая промышленность, дорожное строительство и ЖКХ;
создание не менее
пяти совместных российских предприятий и двух предприятий с международным
участием.
Реализация
Стратегии позволит г. Бийску перейти в качественно новое состояние. Развитие
экономики г. Бийска характеризуется следующими важнейшими целевыми показателями
к 2030 году:
среднедушевой
денежных доход – не менее 28 тыс. рублей в ценах 2015 года;
средняя
заработная плата – не менее 31 тыс. рублей в ценах 2015 года;
рост объемов
реализации продукции по предприятиям НПК – не менее чем в 3 раза, в том числе по
предприятиям биофармацевтики – 3,5 – 4 раза;
доля
инновационной продукции в общем объеме отгрузки по городу – не менее 18 %;
доля общего
объема товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) НПК наукограда,
в общем объеме товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных)
всеми организациями и индивидуальными предпринимателями города, за исключением
организаций, образующих инфраструктуру наукограда – не менее 50 %.