Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.05.1994 № 93
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 мая 1994 г. № 93
"О проекте Закона Республики Алтай "Об особо
охраняемых природных
|
Председателя Правительства |
А.И.Ялбаков |
Об особо охраняемых
природных территориях и объектах Республики Алтай см. Закон Республики Алтай от 4 ноября 1994
г. № 6-15
Статья 1.
Законодательство об особо охраняемых природных территориях
Отношения в области организации,
функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
регулируются Законами "Об
охране окружающей природной среды", Об особо охраняемых природных территориях в Российской
Федерации, О
животном мире в Республике Алтай, статьями земельного, водного, лесного законодательства, настоящим
Законом.
Статья 2. Природно-заповедный фонд Республики
Алтай
Все ООПТ, редкие или находящиеся под
угрозой исчезновения растения и животные, объекты живой и неживой природы,
имеющие важное природоохранное, социально-историческое, культурное значение
образуют природно-заповедный фонд Республики Алтай и обеспечиваются особой
охраной государства.
Природно-заповедный фонд находится в
ведении и управлении специально уполномоченных на то государственных органов
Российской Федерации Республики Алтай в области охраны окружающей природной
среды.
Режим природно-заповедного фонда
Республики Алтай и его составных частей определяется настоящим Законом, Законом
Р.Ф. "Об охране окружающей
природной среды" и иными нормативными и законодательными
актами Р.Ф. и Республики Алтай.
Состав и категории природно-заповедного
фонда определяются из значимости территорий и объектов природы для настоящего и
будущего поколений народов Республики Алтай и зависят от желания людей
сохранить имеющиеся природные комплексы в естественном их развитии, сберечь
объемы живой и неживой природы.
Статья 3. Определение и категории особо
охраняемых природных территорий
Особо охраняемые природные территории -
это участки земли и водного пространства, имеющие особое экологическое,
природоохранное, научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное
значение, изъятие полностью или частично, навечно или временно из хозяйственной
эксплуатации и имеющие режим особой охраны. Основная цель создания особо
охраняемых природных территорий в Республике Алтай:
- сохранение природных ландшафтов в
условиях естественного развития единого природного комплекса;
- изучение природного разнообразия;
- природоохранное просвещение.
Устанавливаются следующие категории
особо охраняемых природных территорий:
- государственные природные заповедники
- государственные заказники
- природные парки
- этноэкологические
территории
- памятники природы
- дендрологические парки и ботанические
сады
- зоны покоя - природные резерваты
- другие формы заповедания.
Статья 4. Государственное управление и
государственный контроль в области организации, использования и охраны особо
охраняемых природных территорий
Государственное управление и
государственный контроль в области организации, режима использования и охраны
особо охраняемых территорий в Республике Алтай осуществляется Правительством
Республики Алтай и специально уполномоченными государственными органами, в
ведении которых находятся эти территории, а также органами местного
самоуправления.
Статья 5. Компетенция органов местного
самоуправления в вопросах функционирования и сохранности ООПТ в Республике
Алтай
К ведению органов местного самоуправления
в вопросах функционирования и сохранности ООПТ относится:
- вынесение решений по созданию ООПТ
- организация охраны памятников природы
и других ООПТ, выявление и взятие на учет природных объектов, нуждающихся в
особой охране государства
- определение основных направлений и
разработка программ по вопросам сохранения природных ресурсов и отдельных
природных территорий и природных объектов
- экологическое воспитание, образование,
просвещение в области необходимости функционирования ООПТ
- обеспечение населения необходимой
экологической информацией;
- решение других вопросов охраны
окружающей природной среды, отнесенных к компетенции органов местного
самоуправления в соответствии с Законом РФ "О местном самоуправлении в РСФСР, "Об охране окружающей природной среды".
Статья 6. Участие общественности в организации,
охране и использовании особо охраняемых природных территорий
Неправительственные организации,
граждане и их объединения оказывают содействие государственным органам в
осуществлении мероприятий по организации, охране и использовании особо
охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при
осуществлении этих мероприятий предложения неправительственных организаций,
отдельных граждан и их объединений.
Неправительственные организации,
граждане и их объединения могут создавать общественные фонды поддержки
природных заповедников и иных особо охраняемых природных территорий. Эти фонды,
а также предприятия и организации создаваемые ими освобождаются от уплаты всех
видов налогов, сборов и пошлин. Расходование средств подобных фондов на цели,
не связанные с созданием, развитием и обеспечением функционирования особо
охраняемых природных территорий запрещается.
Статья 7. Общественный экологический контроль в
ООПТ
Общественный экологический контроль по
выполнению требований законодательства об охране окружающей природной среды
предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами
осуществляется профессиональными союзами и иными общественными объединениями,
трудовыми коллективами.
Правовую основу общественного
экологического контроля составляют Конституция
Российской Федерации, закрепившая обязанность граждан сохранять природу и
окружающую среду, право граждан на объединения и право этих объединений на
участие в управлении государственными и общественными делами.
Общественные экологические объединения,
выполняющие экологические функции в деле развития сети природно-заповедного
фонда Республики Алтай имеют право:
- разрабатывать, утверждать и
пропагандировать свои экологические программы по вопросам функционирования и
сохранения ООПТ
- за счет своих средств и добровольного
трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству
природных ресурсов, оказывать всемерное содействие государственным органам в
борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создавать общественные
фонды по охране окружающей природной среды и охране отдельных ООПТ и
расходовать их на проведение экологических мероприятий.
Экологическая деятельность общественных
объединений и ведение общественного контроля в ООПТ проводится в полном
соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и
Республики Алтай.
В целях улучшения ведения экологического
контроля за состоянием ООПТ и других природоохранных целях могут создаваться
общественные экологические фонды, которые образуются за счет средств населения,
добровольных взносов и пожертвований общественных объединений и других
источников. Эти фонды создаются в составе общественного объединения, либо на
самостоятельной основе и расходуются исключительно на охрану окружающей
природной среды, включая расходы на экологическое образование и воспитание, на
издание экологических книг и брошюр, на проведение общественных экологических
экспертиз. Общественные экологические фонды могут создаваться как фонды
поддержки отдельных, конкретных ООПТ.
Порядок образования и расходования этих
фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.
Статья 8. Порядок пользования в ООПТ
Порядок пользования природными ресурсами
в ООПТ определяется индивидуальным Положением охраняемой территории, где
устанавливается режим использования, виды пользования и конкретные территории
для разрешенных видов деятельности.
Хозяйственная и иная деятельность,
связанная с использованием природных ресурсов в ООПТ, включая профессиональную кино-и-фотосъемку, сбор гербарных, минералогических, иных
образцов живой и неживой природы осуществляется на основе лицензии.
Контроль за порядком ведения
хозяйственных и других работ в ООПТ осуществляют специальные уполномоченные
органы в области охраны окружающей природной среды; органы, решением которых
созданы охраняемые территории или объекты; предприятия, организации и
объединения за которыми закреплены для ведения охраны, отдельные природные
объекты и комплексы.
Статья 9. Лимиты на природопользование на ООПТ
Республики Алтай
Лимиты на природопользование в ООПТ
являются системой экологических ограничений на этих территориях и представляют
собой установленные предприятием - природопользователем
на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных
ресурсов.
Лимиты на природопользование
устанавливаются природопользователям специально
уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей
природной среды. Лимиты изъятия природных веществ при использовании природной
среды в ООПТ устанавливаются по определенным отраслям природопользования
(водным, лесным, геологическим объектам, животному миру и т.д.) на определенные
сроки пользования.
Нормативы предельно допустимых вредных
воздействий на природную среду в ООПТ устанавливаются на основе экономических
расчетов с учетом природно-климатических особенностей, эколого-социальной
ценности природных территорий и природных объектов.
Нумерация статей
приводится в соответствии с источником
Статья 5. Общие положения
Природные парки республиканского
значения являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории
(акватории) которых включают природные участки и объекты, имеющие высокую
рекреационную, эстетическую и экологическую ценность и предназначенные для
использования в природоохранных и рекреационных целях.
Территории природных парков
располагаются на землях, переданных им, решением Правительства Республики
Алтай, в частное или временное пользование, а также на землях иных владельцев и
пользователей для совместного пользования.
На природные парки возлагаются следующие
задачи:
- сохранение природных и
историко-культурных ландшафтов, памятников истории и культуры;
- создание условий для отдыха (в т.ч.
массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
- сохранение и сбережение природных
ресурсов как основы традиционного природопользования;
- разработка и внедрение методов охраны
природы в условиях рекреационного использования территории.
Статья 6. Порядок образования природных парков
Решения об образовании природных парков,
а также о расширении их территорий принимает Правительство Республики Алтай по
ходатайству районных исполнительных органов власти.
На основании утвержденной Правительством
Республики Алтай схемы развития особо охраняемых природных территорий
принимается решение о резервировании земельных участков предполагаемых для
организации природных парков и режиме их использования. Хозяйственная
деятельность (кроме традиционных форм) на этой территории ограничивается или
прекращается до принятия решения об организации природных парков, а данная
территория именуется резервной природной территорией.
Статья 7. Юридический статус и средства природных
парков
Природные парки являются юридическими
лицами, состоят на государственном бюджете, находятся на самостоятельном
балансе, имеют счета в учреждениях банков Республики Алтай и Российской
Федерации и печати с изображением герба Республики Алтай.
Средства, в том числе в иностранной валюте,
получаемые природными парками в качестве возмещения ущерба, причиненного
природным паркам в результате деятельности предприятий, учреждений и
организаций, в т.ч. совместных и иностранных; от реализации конфискованных
орудий охоты, рыболовства и изъятой продукции незаконного природопользования,
от научной, рекреационной, рекламно-издательской и другой деятельности, не
противоречащей целям и задачам природных парков, а также в порядке
безвозмездной помощи от государственных, кооперативных и иных организаций и
учреждений, отдельных граждан, международных и иностранных организаций и
частных лиц являются собственными средствами парков, которыми они распоряжаются
самостоятельно.
Статья 8. Режим природных парков
На территории природных парков
устанавливается различный режим охраны и использования в зависимости от
экологической и рекреационной ценности участков природы.
В соответствии с этим в пределах
территорий природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные,
агрохозяйственные и иные функциональные зоны, а также
территории историко-культурных комплексов и объектов.
На территории природных парков
запрещается деятельность, ведущая к изменению исторически сложившегося
ландшафта, снижению или уничтожению экологических, эстетических и рекреационных
ресурсов природных парков, в том числе:
- разработка полезных ископаемых;
- рубки главного пользования;
- деятельность объектов
целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной
энергетики и любых иных, представляющих особую экологическую опасность;
- условия, изменяющие гидрологический
режим
- строительство магистральных дорог,
трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с
деятельностью природных парков;
- интродукция растений и животных,
чуждых местной флоре и фауне.
В пределах природных парков могут быть
запрещены или ограничены и другие виды деятельности, влекущие за собой снижение
экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
Конкретные особенности, зонирование и
режим каждого природного парка устанавливается в индивидуальном Положении о нем, утверждается Правительством Республики Алтай.
Статья 9. Общие положения
Этноэкологические территории
(ЭЭТ) образуются с целью сохранения участков биосферы, имеющих особую
экологическую и историко-культурную ценность и служащих основой традиционного
образа жизни коренного и старожильческого населения, в т.ч. малочисленных
народов и этнических групп.
На этноэкологические
территории возлагаются следующие задачи:
- сохранение природного наследия,
духовной и материальной культуры, исторически сложившегося жизненного уклада и
традиций природопользования коренного и старожильческого населения;
- сохранение и рациональное
использование природных ресурсов, являющихся основой долговременного
традиционного природопользования коренного и старожильческого населения;
поддержание жизни местных народов в гармонии с природой;
- развитие традиционных форм
природопользования;
- экологическое и историко-культурное
воспитание и просвещение населения, пропаганда значения природного и
культурного наследия.
Статья 10. Порядок образования этноэкологических
территорий
Решение об образовании ЭЭТ принимает
Правительство Республики Алтай по представлению районных исполнительных органов
власти, организаций коренного и старожительского
населения и государственных органов охраны природы.
Статья 11. Особенности функционирования этноэкологической территории
Этноэкологические территории
находятся в ведении республиканских и районных исполнительных органов власти и
функционируют на основании положений, утвержденных Правительством Республики
Алтай.
Для финансирования этноэкологической
территории по усмотрению администрации района и определению в Положении о этноэкологической территории
могут выделяться дотации из районного бюджета на определенные виды
природоохранных работ средства экологического фонда, а также утверждаются
специальные внебюджетные фонды формируемые за счет:
- поступлений в порядке безвозмездной
помощи от государственных и иных предприятий, организаций и учреждений, граждан
и их объединений;
- средств, полученных в виде дивидендов
от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий
в этноэкологической территории;
- иных источников, предусмотренных
утвержденным Положением о этноэкологической
территории.
Статья 12. Режим этноэкологической
территории
В пределах этноэкологической
территории выделяются функциональные зоны с различным режимом охраны и
использования в зависимости от экологической и культурно-исторической ценности
отдельных участков и объектов, а также возможности осуществления традиционного
природопользования.
На этноэкологической
территории запрещается или сводится к минимуму хозяйственная деятельность, не
относящаяся к традиционным видам природопользования. Традиционное
природопользование осуществляется на основе нормативов разработанных для
местных условий.
В пределах этноэкологической
территории может развиваться экологический туризм, а также осуществляться
научно-исследовательская деятельность по изучению и сохранению природного и
культурного наследия, экологическому мониторингу, оценке состояния исследуемых
ресурсов и определению нормативов природопользования.
Без согласия местных органов власти и
органов самоуправления коренного и местного населения, проживающих в пределах этноэкологической территории, эти территории и их отдельные
участки не подлежат отчуждению под промышленное и иное освоение, не
предусмотренное установленным для данных территорий режимом.
Конкретные особенности зонирования,
режима, финансирования и функционирования каждой этноэкологической
территории определяются в Положении о ней.
Статья 13. Общие положения
Памятниками природы объявляются
отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом,
научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительном отношении
и нуждающиеся в особой охране государства.
В зависимости от своей уникальности,
экологической, научной и иной ценности природные объекты и комплексы могут быть
объявлены памятниками природы федерального, республиканского и районного
значения.
Основной задачей объявления природных
объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном
состоянии.
Статья 14. Порядок объявления природных объектов
памятниками природы
Природные объекты и комплексы
объявляются памятниками природы республиканского значения Правительством
Республики Алтай по представлению специально уполномоченных государственных
органов в области охраны окружающей природной среды.
- Природные объекты и комплексы
объявляются памятниками природы районного значения решениями органов
исполнительной власти районов.
- Объявление природных объектов и
комплексов памятниками природы производится как правило без изъятия земельных
участков, на которых они расположены у собственников земли, землевладельцев и
землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей, допускается
лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости
в установленном порядке.
- В целях защиты памятников природы от
неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и
водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и
контролируемым режимом хозяйственной деятельности.
Статья 15. Режим охраны памятников природы
На территории расположения памятников
природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается
всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности
охраняемых природных объектов.
Предприятия, учреждения и организации,
иные собственники, владельцы и пользователи, на землях которых находятся
памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима охраны
памятника природы. Государственным органом, принявшим решение об объявлении
природного объекта памятником природы, проводится передача его под охрану,
оформление охранного обязательства и паспорта в котором определяется режим
охраны памятника природы. Расходы по обеспечению установленного режима охраны
памятников возмещаются за счет средств республиканского и районных бюджетов,
внебюджетных государственных экологических Фондов.
Памятники природы и их охранные зоны
обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по
периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со
специально уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды.
Все памятники природы и их охранные зоны
в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив
экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем
землеустройства и районной планировки.
Статья 16. Использование памятников природы
Использование памятников природы
допускается в следующих целях:
- научных (мониторинг состояния
окружающей природной среды);
- эколого-просветительских (проведение
учебно-познавательных экскурсий, снятие видеофильмов, фотографирование с целью
выпуска слайдов, буклетов и т.п.);
- рекреационных (транзитные прогулки)
- природоохранных.
Допустимые виды использования каждого
памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и
указываются в паспорте памятника.
Разрешения на использование конкретного
памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными
государственными органами в обеспечении охраны окружающей природной среды,
осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников
природы.
Статья 17. Общие положения
Дендрологические парки и ботанические
сады - это учреждения, созданные с целью сохранения, изучения и обобщения в
искусственных условиях объектов растительного мира.
Дендрологические парки и ботанические сады
могут быть как юридическими лицами, состоящими на государственном бюджете, так
и входить в состав научно-исследовательских или учебных учреждений и состоять
на их балансе.
Земли дендрологических парков и
ботанических садов изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются
дендрологическим паркам и ботаническим садам в бессрочное (постоянное)
пользование.
Статья 18. Порядок образования
Дендрологические парки и ботанические
сады образуются решениями Правительства Республики Алтай по ходатайству органов
исполнительной власти районов и природоохранных органов республик.
Статья 19. Задачи дендрологических парков и
ботанических садов
Основными задачами дендрологических
парков и ботанических садов являются:
- сохранение в искусственных условиях
коллекций живых растений и других ботанических объектов, имеющих научное,
учебное значение.
- проведение научно-исследовательских
работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;
- проведение учебно-педагогической и
научно-просветительской работы в области ботаники и охраны природы,
растениеводству и селекции.
Статья 20. Режим и охрана дендрологических парков
и ботанических садов
На территории дендрологических парков и
ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением
их задач и угрожающая сохранности коллекций живых растений природной и
культурной флоры.
Охрана дендрологических парков и
ботанических садов осуществляется специальными штатными сотрудниками этих
природоохранных учреждений и государственными органами в ведении которых они
находятся.
Конкретные задачи, научный профиль,
организационное устройство, особенности режима и охраны дендрологических парков
и ботанических садов определяются в положении утверждаемом органом в ведении
которого они находятся.
Статья 21. Общие положения
Зонами покоя объявляются природные
территории, ценные в природоохранном, экологическом и эстетическом отношении,
где одна или ряд экосистем не изменены существенно хозяйственной деятельностью,
при необходимости создания природных резерватов флоры и фауны, убежищ для
животных, лесные, геологические, археологические и т.д.
В зависимости от своей уникальности,
экологической, научной и иной значимости объявление зоны покоя может повлечь за
собой изъятие у землепользователей определенной части территории и в пределах
границ зоны покоя.
Статья 22. Цели создания зон покоя - природных
резерватов
1. Сохранение природных комплексов в
естественном состоянии.
2. Сохранение, воспроизводство и восстановление
природных ресурсов.
3. Поддержание существующего
экологического баланса.
Статья 23. Профиль зон покоя
В зависимости от конкретных задач охраны
окружающей природной среды и природных ресурсов зоны покоя могут быть:
1. Биологическими (ботаническими и
зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов
растительного и животного мира, в том числе рыбных запасов для сохранения
численности видов живых организмов, ценных в хозяйственном, научном и
эстетическом отношении, а также редких и исчезающих биологических видов и их
генофонда.
2. Геологическими, предназначенными для
сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (месторождений
минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанные с ними элементов ландшафта и т.п.).
3. Археологическими, предназначенными
для сохранения отдельных курганов, каменных скульптур, наскальных рисунков.
Статья 24. Порядок образования зоны покоя
природного резервата
1. Зоны покоя образуются Правительством
Республики Алтай по представлению специально уполномоченного государственного
органа в области охраны окружающей природной среды, согласованному с
администрацией районов, пользователями и арендаторами соответствующих участков
земли.
2. Изменение границ, реорганизация и
ликвидации зоны покоя осуществляется в том же порядке, что и ее образование.
Статья 25. Режим зоны покоя
1. На объявленной зоной покоя территории
вводится заповедный режим, где запрещается любая деятельность, нарушающая
естественный ход процессов, протекающих в охраняемом природном резервате, в том
числе:
- строительство зданий и сооружений,
дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
- изыскательские работы и разработки
полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов и горных
пород;
- сбор зоологических, ботанических и
минералогических коллекций;
- охота, рыбная ловля, уничтожение,
отлов животных, разорение гнезд, нор и прочих укрытий и жилищ, а также иные
нарушения условия обитания животных;
- рубки главного пользования и другие
виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор
грибов, ягод, плодов и семян, лекарственных и иных растений, другие виды
пользования растительным миром;
- проезд моторного, гусеничного
транспорта, облет территории вертолетом и посадка (за исключением поисковых
работ и случаев, связанных с пожарами и проведением мероприятий, разрешенных
Правительством Р.А. на территории зоны покоя;
- устройство привалов, бивуаков,
туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
- любые иные виды хозяйственной
деятельности, рекреационного и другого природопользования за исключением
традиционных видов хозяйствования (пастьба скота, сенокошение), препятствующие
сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов на
территории зоны покоя.
2. На территории зоны покоя разрешаются
мероприятия по предотвращению изменений природных комплексов в результате
хозяйственной деятельности на территориях, прилегающих к зоне покоя.
3. Зоня покоя обозначаются на
местности предупредительными и информационными знаками по периметру,
охраняемого природного резервата.
4. Расходы по обеспечению режима, по
проектированию и созданию зоны покоя производится за счет республиканского и
районного бюджетов, принявших решение об организации зоны покоя, общественных
экологических фондов, средств природоохранных органов.
Статья 26. Охрана зон покоя
1. Охрана зон покоя осуществляется
должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране
окружающей природной среды, силами специальной службы охраны, входящей в состав
государственных органов, в ведении которых находятся охраняемые природные
резерваты.
2. К охране зон: покоя могут
привлекаться специализированные и иные службы и иные формирования предприятий и
учреждений, осуществляющие ведомственный и общественный экологический контроль
в республике и на местах.
Статья 27. Государственные заповедники и заказники
в Республике Алтай
Государственные заповедники и заказники,
расположенные на территории Республики Алтай входят в природно-заповедный фонд
Республики Алтай, являются общенациональным природным наследием народов
Российской Федерации и Республики Алтай и находятся в совместном владении и
ведении.
Конкретные особенности по вопросам
режима этих особо охраняемых природных территорий, охраны и пользования
отражены в принятых индивидуальных Положениях на основе Российского
законодательства.
Статья 28. Охраняемые
природные объекты общемирового значения
Уникальность природных ландшафтов
Республики Алтай, обусловленная особенностями горных территорий и
характеризующаяся большим видовым разнообразием растительных и животных
сообществ, разнообразием форм неживой природы, обладающая высоким
рекреационным, научным, духовным, культурно-историческим потенциалом требует
включение отдельных территорий в исключительные формы заповедания.
К таким формам заповедания,
в виду своей неповторимости и уникальности, относятся
природные объекты включенные или подготавливаемые к включению в список Мирового
Природного Наследия. Такие уникальные охраняемые природные объекты имеют
большое международное значение в области охраны окружающей природной среды, в
поддержании экологического равновесия геосистем и
экосистем Республики Алтай и всей планеты в целом.
Статья 29. Порядок объявления и режим охраняемых
природных объектов Общемирового значения
Охраняемые природные объекты
Общемирового значения образуются Решением Правительства Республики Алтай по
представлению государственных органов в области охраны окружающей природной
среды. Правительство Республики Алтай ходатайствует в Федеральные органы о
принятии статуса этих территорий и включении их в список Мирового природного
наследия.
Режим охраны и использования территорий,
объявленных природными объектами Общемирового значения определяется в
индивидуальных Положениях, утверждается Правительством Республики Алтай и
основывается значимостью охраняемой территории и возможностью традиционных
видов природопользования.
Статья 30.
Туристско-экскурсионная деятельность на особо охраняемых территориях
Туристская деятельность на территориях
государственных заповедников, природных резерватах - зонах покоя запрещается.
Разрешается экскурсионная деятельность в местах с оборудованными смотровыми
площадками, музеями природы, экологическими тропами.
Открытие таких рекреационных участков на
заповедных территориях производится решением Ученого Совета заповедников и
согласованием с государственными органами в ведении которых они находятся.
На территории расположения памятников
природы и их охранных зон туристическая деятельность запрещается (устройство
привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, строительство объектов
любого назначения угрожающих состоянию и сохранности природного объекта).
Разрешается, экскурсионное посещение (транзит) памятников природы с целью
ознакомления и иных целях, не противоречащих установленному режиму.
Туристско-экскурсионная деятельность в
природных парках, этноэкологических территориях
осуществляется на отведенных для этих целей территориях согласно утвержденных
квот .
Туристско-экскурсионная и любая другая
деятельность, связанная с посещением особо охраняемых территорий
(государственных заповедников, государственных заказников, отдельных памятников
природы и других природных территорий и объектов, имеющих большое
природоохранное значение) разрешается на основании лицензии.
Лицензирование и квотирование посещения
ООПТ осуществляет комитет экологии и природных ресурсов Республики Алтай на
основании оценки рекреационного потенциала и расчетов допустимой нагрузки на
ландшафты.
Стоимость лицензии на право посещения и
пользования ООПТ индексируется 10-ти кратным коэффициентом от стоимости
лицензии за путешествия на иных территориях Республики Алтай.
Полученные от реализации средства
поступают в экологический фонд Республики Алтай и используются на восстановительные
и другие природоохранные мероприятия на ООПТ.
Статья 31. Научно-исследовательская деятельность в
особо охраняемых природных территориях Республики Алтай
Любая научно-исследовательская
деятельность в особо охраняемых природных территориях, независимо от темы,
работ, проводится по согласованию с Госкомприродой
Республики Алтай, Администрации особо охраняемых природных территорий,
администрацией района, села.
Порядок получения разрешения на
проведение научно-исследовательских работ определяется Положением о научных
работах на территории Республики Алтай, утвержденными Правительством Республики
Алтай и Положением особо охраняемых природных территорий.
Статья 32. Общие положения
Важным средством обеспечения охраны
территорий и объектов природно-заповедного фонда Республики Алтай является
юридическая ответственность за нарушения Правил их охраны.
Основание юридической ответственности -
виновное, противоправное действие, нарушающее требования по охране территорий и
объектов природно-заповедного фонда Республики Алтай, которое выражается в
изменении их естественного состояния, уничтожении, порче, применении иного
вреда природному комплексу или объекту, недопустимое их использование в
хозяйственных и иных целях.
Ответственность устанавливается как за
нарушение заповедного режима в целом, так и за уничтожение, повреждение или
порчу отдельных компонентов (земель, вод, атмосферного воздуха, недр,
растительного и животного мира) природных объектов, входящих в
природно-заповедный фонд Республики Алтай.
С учетом характера вредных последствий,
причиненных противоправными действиями, степени и вины правонарушителей в
области экологических правонарушений, должностные лица и граждане несут
административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а
предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Законами Республики Алтай.
Статья 33. Перечень
противоправных действий отнесенных к незаконному пользованию
природно-заповедным фондом Республики Алтай и меры ответственности за
причиненный ущерб
1. Нарушение установленного режима и
порядка пользования в особо охраняемых природных территориях, в том числе:
- пребывание, устройство лагерей отдыха,
туристских стоянок в границах ООПТ;
- облет территории и посадка вертолетов,
иные транспортные доставки туристов, научных экспедиций с любыми целями,
включая кратковременную кино- и фотосъемку, в границах ООПТ без лицензии или
разрешения компетентных государственных органов, полномочия которых определены
настоящим Законом и Законами Российской Федерации;
- безлицензионный сбор, добыча,
заготовка природных объектов и их частей, входящих в состав ресурсов
природно-заповедного фонда Республики Алтай.
- порча, повреждение, уничтожение
природных объектов природно-заповедного фонда.
2. Скупка, продажа, обмен, приобретение,
пересылка, ввоз и вывоз объектов растительного и животного мира, их продуктов и
частей, биологических и минералогических коллекций природно-заповедного фонда
Республики Алтай, а также посреднические услуги в указанных действиях.
За эти виды экологических нарушений и
другие определенные Законодательством Российской Федерации, настоящим Законом,
Законом о животном мире Республики Алтай и другими законодательными актами
определяется штраф, налагаемый в административном порядке:
- граждане до 10-кратного размера минимальной заработной платы
в Российской Федерации;
- должностные лица - до 20-кратного
размера минимальной заработной платы в Российской Федерации.
В зависимости от категории ООПТ, вины
правонарушителя и причиненного ущерба величины штрафа может индексироваться 2-х кратным
повышением.
В случаях выдачи разрешений на посещение
ООПТ и на любое пользование на этих территориях органами власти других
регионов, предприятиями, организациями, не имеющими таких полномочий, штрафные
санкции применяются к должностным лицам, нарушившим Закон.
Штрафы за экологические правонарушения в
ООПТ налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Привлечение к ответственности в виде
штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности
возмещения вреда.
Статья 34. Порядок
возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением в ООПТ
Возмещение вреда, причиненного
окружающей природной среде ООПТ производится добровольно, либо по решению суда
или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке
таксами и методиками начисления размера ущерба, а при их отсутствии по
фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей
природной среды, с учетом понесенных убытков.
Иски предъявляются государственными
органами управления и контроля в области охраны окружающей природной среды и ее
объектов.
В случаях изъятия у правонарушителей
отдельных видов или частей животных, растений, или других природных объектов и
невозможности определения конкретного ущерба за причиненный вред
природно-заповедному фонду, сумма взыскания за ущерб определяется из рыночной
стоимости этих природных объектов или их частей. Взыскиваемые суммы за ущерб
направляются в экологический фонд Республики Алтай, либо в конкретную ООПТ для
восстановления ущерба.
Проект Закона разработан комитетом
экологии и природных ресурсов Республики Алтай на основе Закона Р.Ф. "Об охране окружающей
природной среды", Указа
Президента Российской Федерации от 2.10.92 г. № 1155 "Об особо охраняемых
природных территориях"; Закона
Республики Алтай", "О животном мире", других нормативных актов
Российской Федерации и Республики Алтай с учетом предложений и мнений
общественности и реальных условий состояния природы Горного Алтая.
Приложение № 1
I. Особо охраняемые природные территории
1. Заповедники: Алтайский, Катунский
2. Заказники: Кош-Агачский,
Шавлинский, Сумультинский, Чергинский, Турачакский
3. Зоны покоя: плато Укок
4. Памятники природы
озера: Аккемское,
Шавлинское
пещеры; Тут-Кууш,
Музейная
горы: массив г. Белуха и прилегающие
горно-долинные территории в радиусе 20 км урочища: ур.
Пазырык, ур. Актру.
II. Высокогорные районы - территории
мест обитания животных, занесенных в Красную книгу.
Приложение № 2
Заповедники: Зона покоя, массив г.
Белухи - 10-кратное
Заказники - 5-кратное
Памятники природы - 2-кратное.
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |