Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 18.01.2017 № 12-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

18 января 2017 г.

12-п

г. Тюмень

Об утверждении Бюджетного

прогноза Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года

 

 

 

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить Бюджетный прогноз Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 18 января 2017 г. № 12-п

 

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА

 

          Бюджетный прогноз Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года (далее – бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правилами разработки бюджетного прогноза Тюменской области на долгосрочный период, утвержденными распоряжением Правительства Тюменской области от 06.04.2015 № 466-рп.

          К задачам бюджетного прогноза относятся:

разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета Тюменской области;

выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной и долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета Тюменской области в долгосрочном периоде;

обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета Тюменской области и базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;

профилактика бюджетных рисков;

определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения целевых программ.

          Наряду с реализованными в регионе среднесрочным и программно-целевым методами планирования долгосрочное бюджетное прогнозирование будет еще одним инструментом в рамках проводимой работы по повышению эффективности управления региональными финансами.

          Бюджетный прогноз разрабатывается по консолидированному бюджету Тюменской области. В связи с чем для целей настоящего документа под термином «бюджет Тюменской области» понимается консолидированный бюджет Тюменской области.

I. Основные итоги бюджетной политики Тюменской области за 2015 год

Условия формирования Бюджетного прогноза в 2016 году

Направление развития региональной бюджетной политики предопределили сложные экономические условия последних лет – резкое падение структурного уровня цен на нефть, нестабильность на финансовых рынках, централизация доходов в федеральном бюджете (с 2010 года – налога на добычу полезных ископаемых), создание консолидированных групп налогоплательщиков.

Основная задача Правительства Тюменской области в сложившихся условиях – в максимально короткий срок обеспечить замещение выпадающих доходов, снизить зависимость бюджета Тюменской области от доходов, генерируемых нефтегазовым сектором, путем планомерной работы по диверсификации отраслевой структуры региональной экономики и выявлению наиболее перспективных направлений инвестиционной деятельности.

За истекший период была поставлена задача – обеспечить привлечение инвестиций в разные сферы региональной экономики. Главный ориентир –  поддержка новых производств, которая осуществлялась по следующим направлениям:

предоставление региональных налоговых преференций в рамках ежегодно принимаемых законов Тюменской области о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков;

частичное возмещение расходов, в том числе субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов. В результате за несколько лет удалось осуществить десятки инвестиционных проектов в различных отраслях.

При этом налоговые преференции не носят перманентного характера. При планировании налоговой политики в истекшем периоде и на перспективу за основу взята практика максимальной поддержки предприятий на стадии инвестирования и строительства с поэтапным переходом от предоставления полного пакета налоговых преференций к частичному освобождению от уплаты налогов при переходе к стадии промышленной эксплуатации. В настоящее время установлены ставки по налогу на прибыль организаций в размере 17,3% и 14%, по налогу на имущество организаций – 2,2%, 1,5%, 1%, 0,5% и 0%. Данный подход отвечает как интересам бюджета Тюменской области, так и интересам налогоплательщиков.

В целом в регионе реализуется порядка трехсот инвестпроектов на общую сумму в 1,5 триллиона рублей. За три года в Тюменской области открыты 25 крупных производств, 7 из которых построены иностранными компаниями.

Большое значение в обеспечении устойчивого развития экономики и социальной стабильности имеет создание долгосрочных благоприятных условий для поддержания и развития малого бизнеса. В регионе создана система эффективной поддержки предпринимательства.

Поддержка осуществляется путем предоставления льготного налогообложения:

для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения    «доходы, уменьшенные на величину расходов», с 2009 года ставка налога снижена в три раза – с 15% до 5%. Более того, Законом Тюменской области от 31.03.2015 № 21 «О моратории на повышение налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»  до 31 декабря 2019 года для указанных плательщиков зафиксирован предельный размер ставки на уровне 5%;

для индивидуальных предпринимателей – субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность в Тюменской области, с 2013 года установлен специальный налоговый режим, позволяющий минимизировать налоговую нагрузку – патентная система налогообложения.

При определении размера стоимости патента используются коэффициенты дифференциации для городских округов и муниципальных районов, учитывающих территориальные особенности ведения бизнеса.

Кроме того, предусмотрено снижение размеров потенциального годового дохода для наиболее востребованных в социальном плане видов деятельности (услуги по обучению и репетиторству, по присмотру и уходу за детьми и больными, по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, услуги проката), а также в отдельную категорию пассажирских перевозок выделены услуги такси.

для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах деятельности, в деятельности по оказанию бытовых услуг населению при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Тюменской области установлена нулевая ставка налога.

Для увеличения доходной базы бюджета Тюменской области проводятся следующие мероприятия:

l  Повышение роли имущественных налогов.

Установлена максимальная ставка налога на имущество организаций в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.

В отношении введенных в эксплуатацию до 1 января 2010 года объектов недвижимого имущества – административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 10 000 квадратных метров и помещений в них установлены особенности определения налоговой базы – от кадастровой стоимости и максимальные ставки на 2015, 2016 год – 1,5%, на 2017 год и последующие годы – 2%.

В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, на федеральном уровне установлены предельные налоговые ставки: 2013 год –  0,4%; 2014 год – 0,7%; 2015 год – 1%; 2016 год – 1,3% 2017 год – 1,6%; 2018 год – 1,9% (на переходный период). В Тюменской области в отношении указанных объектов действуют максимальные ставки по налогу.

Действующие ставки транспортного налога увеличены по отдельным объектам налогообложения от 1,1 до 2,5 раза.

Введено ограничение в отношении налоговой льготы, предусматривающей освобождение от уплаты транспортного налога физических лиц – владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. В частности, закреплена норма, согласно которой указанная группа лиц освобождается от уплаты транспортного налога только по одному транспортному средству.

l    Для налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации на основании патента, ежегодно устанавливается региональный коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда. На 2015 год размер указанного патента установлен в размере 3 999 рублей, на 2016 год – 4 139 рублей, на 2017 год – 5 134 рубля с учетом дополнительных региональных коэффициентов на 2015 год – 2,55, на 2016 год – 2,278, на 2017 год – 2,636.

l  Размер части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в областной бюджет, увеличен с 15% в 2015 году до 20% в 2016 году. С 2017 года размер части прибыли унитарных предприятий планируется установить на уровне 25%.

Проведение ответственной бюджетной и налоговой политики, комплексных мер по укреплению доходной базы позволило снизить риски от замедления темпов роста экономики и обеспечить стабильное поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет Тюменской области.

Наряду с принимаемыми мерами по наращиванию доходов, Правительство Тюменской области проводит рачительную и нацеленную на результат политику бюджетирования, основные задачи которой в сложившихся условиях – верный выбор приоритетов.

С 2015 года работа по стабилизации экономической ситуации осуществляется в рамках утвержденного Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тюменской области.

Бюджетные ресурсы концентрируются на следующих направлениях: предоставление государственных (муниципальных) услуг, полном обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий,  поддержка реального сектора экономики, завершение строительства (реконструкции) начатых ранее объектов общественной инфраструктуры и дорожного хозяйства.

В целях обеспечения сбалансированности бюджета Тюменской области Правительством Тюменской области принимаются меры по повышению эффективности бюджетных расходов, выявлению и использованию резервов для достижения установленных результатов.

Расходы областного бюджета формируются в полном соответствии с принципами программно-целевого бюджетного планирования. В 2016 году     77% расходов областного бюджета реализуются в рамках 29 государственных программ Тюменской области. При формировании государственных программ Тюменской области обеспечена увязка их целей, задач и показателей с документами стратегического планирования федерального и регионального уровней, в том числе с указами Президента Российской Федерации, государственными программами Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития Тюменской области.

Осуществлены мероприятия по оптимизации государственного управления в целях приведения к единым стандартам построения управленческих структур, оптимизации функций и сокращения расходов на их содержание. Внесены изменения в структуру и штатную численность исполнительных органов государственной власти Тюменской области в части устранения избыточных и дублирующих функций, централизации «обеспечивающих» функций, автоматизации видов учета, сокращения административно-управленческого персонала и вакантных должностей. В результате проведенных в 2015-2016 годах мероприятий штатная численность исполнительных органов государственной власти Тюменской области сокращена на 25%.

Кроме того, в целях экономии средств областного бюджета на содержание аппарата управления проведены мероприятия по сокращению расходов на материально-техническое обеспечение текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Тюменской области в целом на 5%, лимитированы расходы на служебную подвижную связь и мобильный Интернет, приостановлено предоставление отдельных государственных гарантий гражданским служащим Тюменской области.

          Продолжается работа по созданию условий для улучшения качества государственных услуг, в том числе по формированию стимулов для более рационального и экономного расходования бюджетных средств. В 2015 году данная задача решалась посредством оптимизации сети учреждений.

          В целях создания оптимальных организационных условий для оказания медицинской помощи населению, увеличения перечня врачебных услуг проведена реорганизация (объединение) 19 государственных лечебных учреждений. Высвободившиеся средства направлены на сохранение качества и объемов медицинской помощи в условиях роста цен на потребительские товары и услуги, используемые при ее оказании.

          Проведена реорганизация (объединение) 6 профессиональных образовательных организаций. Высвободившиеся средства направлены на финансирование новых проектов, реализуемых в Тюменской области в сфере образования развитие Центра непрерывного аграрного образования и Физико-математической школы.

          В сфере социального обслуживания населения созданы комплексные центры социального обслуживания населения на базе центров социального обслуживания и социальных приютов; оптимизирована сеть учреждений социального обслуживания населения с учетом видов и форм социального обслуживания, территориальных особенностей; проведена профилизация учреждений с учетом основных категорий потребителей услуг; разработаны и внедрены менее затратные и наиболее эффективные формы социального обслуживания (филиальная форма работы отделений дневного пребывания несовершеннолетних и реабилитации инвалидов; семейные формы устройства несовершеннолетних, граждан пожилого возраста (приемная семья).

          Количество учреждений культуры по итогам 2015 года уменьшилось на 8 в результате реорганизации учреждений. Высвободившиеся средства направлены на оплату труда работников учреждений культуры с учетом увеличения численности творческого персонала во вновь открывшихся после реконструкции учреждениях.

          По-прежнему обязательными при планировании бюджета Тюменской области является исполнение показателей в рамках реализации указов Президента Российской Федерации. Один из приоритетов – финансовое обеспечение принятых решений по повышению оплаты труда специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

          В 2015 году целевые показатели заработной платы педагогических работников, врачей, среднего и младшего медперсонала, социальных работников, работников учреждений культуры государственных и муниципальных учреждений Тюменской области, установленные региональными планами мероприятий в соответствующей сфере деятельности («дорожными картами»), достигнуты.

          В 2015 году в регионе наблюдался устойчивый рост промышленного производства, достигнуты высокие объемы ввода жилья. Продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов. Сохранилась динамика роста численности населения региона.

          Индекс промышленного производства по итогам 2015 года составил  109,7% (в среднем по России – 96,6%).

          В 2015 году в бюджет Тюменской области поступили доходы в сумме 151,5 млрд рублей, что составило 101% годового плана. Объем налоговых и неналоговых доходов составил 143,8 млрд рублей, объем безвозмездных поступлений – 7,7 млрд рублей.

          Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета Тюменской области – 5%, налоговых и неналоговых доходов – 95 %.

          Основной доходный источник в структуре налоговых и неналоговых доходов – налог на прибыль организаций. Его доля в 2015 году составила   62,1%.

          Поступления по налогу на доходы физических лиц в структуре   составили 19,2%.

          Расходы бюджета Тюменской области за 2015 год произведены в сумме 139,7 млрд рублей, что составило 90% годового плана.

На финансирование отраслей социальной сферы направлено 65 млрд рублей.      Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета Тюменской области составила 47%. В полном объеме обеспечены выплаты социального характера, в том числе заработной платы работникам государственных и муниципальных учреждений. Своевременно и в полном объеме осуществлено финансирование межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

          На финансирование мероприятий государственных программ Тюменской области за 2015 год направлено 99 130 млн рублей или 80% общего объема расходов областного бюджета.

          В 2016 году Правительство Тюменской области продолжает осуществление бюджетного процесса в рамках трехлетнего бюджета, принятого на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

          Ожидаемая оценка исполнения бюджета Тюменской области за 2016 год характеризуется следующими основными показателями.

          Доходы поступят в сумме 131,5 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 123,9 млрд рублей, безвозмездные поступления –        7,6 млрд рублей.

Расходы ожидается исполнить в плановых назначениях текущего года.                  На финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт) расходы из бюджета Тюменской области составят 72,7 млрд рублей, их доля в общем объёме расходов бюджета Тюменской области – 49%.

          В текущем году не планируется привлечение заёмных средств. Источником покрытия дефицита предусмотрены остатки средств областного и местных бюджетов на начало финансового года.

          Тюменская область входит в число регионов с минимальным уровнем долговой нагрузки на бюджет.

          Отношение государственного долга Тюменской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений за 2015 год составило 0,9%, ожидаемая оценка по состоянию на 1 января 2017 года – 2,01%.

Объем и структура государственного долга Тюменской области

Наименование показателя

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017 (оценка)

Объем госдолга,  млн рублей

Доля,%

Объем госдолга, млн   рублей

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

Доля, %

Государственный долг Тюменской области, всего   

319

Х

1 140

Х

2 488

Х

в том числе

 

 

 

 

 

 

Бюджетные кредиты

319

100

321

28

321

13

Государственные гарантии

0

Х

819

72

2 167

87

          За 2015 год объем государственного долга Тюменской области увеличился на 821 млн рублей, за 2016 год ожидается увеличение на               1 348 млн рублей, что обусловлено предоставлением государственных гарантий Тюменской области.

          Высокий удельный вес государственных гарантий Тюменской области в общем объеме государственного долга Тюменской области (2015 год – 72%, оценка 2016 года – 87%) объясняется незначительным прямым долгом Тюменской области.

          Тюменская область не осуществляет заимствований с 2010 года, прямой долг Тюменской области состоит из бюджетного кредита, привлеченного в 2010 году из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) в размере 321 млн рублей.

          Государственные гарантии Тюменской области выступают важным инструментом государственной антикризисной поддержки, способствуют реализации инвестиционных, социально значимых проектов, развитию малого бизнеса, позволяют юридическим лицам оперативно привлекать заемные средства в кредитных организациях.

          В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в общем объеме государственного долга Тюменской области учитывается объем предоставленных государственных гарантий Тюменской области и планируются расходы на возможное их исполнение. Так, в составе расходов областного бюджета в 2016 году на эти цели предусмотрены средства в размере 154 млн рублей. Расходы определены исходя из графиков платежей по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области.

          Тюменской областью принимаются все возможные меры для снижения рисков, связанных с предоставлением государственных гарантий Тюменской области:

          сформирована правовая основа для предоставления государственных гарантий Тюменской области;

          распределены риски между Тюменской областью и получателями государственных гарантий Тюменской области (принципалами), гарантируются обязательства только в части основного долга;

          проводятся проверки финансового состояния принципалов до полного исполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Тюменской.

          Государственные гарантии Тюменской области предоставляются с 2009 года. Обязательства, обеспеченные государственными гарантиями Тюменской области, исполняются принципалами своевременно и в полном объеме. За весь период предоставления государственных гарантий Тюменской области (2009-2016 года) гарантийных случаев не возникало.

          В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2015 № 292 «О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» в 2015 году проведена реструктуризация обязательств по бюджетному кредиту, привлеченному из федерального бюджета, предоставлена отсрочка на 10 лет (до 2025 года) и рассрочка погашения реструктурированной задолженности.

          Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Тюменской области – это расходы по обслуживанию реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту. В 2015 году они составили 0,2 млн рублей или 0,0002% к объему расходов областного бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, на 2016 год запланированы в размере 0,3 млн рублей или 0,0002%.

          Фактическое состояние государственного долга Тюменской области наряду с другими сильными бюджетными показателями Тюменской области обуславливает значение кредитного рейтинга на уровне суверенного рейтинга Российской Федерации. По результатам исследования международного рейтингового агентства FitchRatings долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Тюменской области в иностранной и национальной валюте находится на уровне «ВВВ-», национальный долгосрочный рейтинг – на «АААrus». Прогноз по долгосрочному РДЭ, национальному долгосрочному рейтингу «Стабильный».

II. Подходы к разработке бюджетного прогноза

          Развитие общественных и экономических процессов предполагает синхронное развитие в сфере общественных финансов. Выбранная Правительством Тюменской области бюджетная политика нацелена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета Тюменской области на долгосрочную перспективу, что должно способствовать укреплению стабильности социально-экономического развития региона, росту его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности и в конечном итоге – созданию условий для повышения качества жизни населения.

          При формировании бюджетной стратегии учитываются положения посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, посланий Губернатора Тюменской области Думе «О положении дел в области и перспективах ее развития», Программы повышения эффективности управления государственными финансами в Тюменской области на период до 2018 года.

          При формировании бюджета Тюменской области, начиная с 2017 года, в целях повышения результативности и эффективности бюджетных расходов, а также обеспечения условий для устойчивого экономического роста сделана ставка на проектную работу по заявленным значимым инвестиционным и инфраструктурным проектам. Проектная работа подразумевает жесткие требования к государственному управлению и максимальную концентрацию финансовых ресурсов.

          Для определения тактических и стратегических задач в направлении повышения эффективности управления финансами, их систематизации, выстраивания приоритетов главной задачей бюджетного прогнозирования на долгосрочный период является моделирование варианта развития бюджета Тюменской области с целью обеспечения его сбалансированности при безусловном выполнении принятых обязательств.

          В этой связи с учетом основных изменений, тенденций и последствий, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона, необходимо обеспечение надежности и достоверности оценок его ресурсного потенциала.

          Модель постоянного роста бюджетных доходов в сложившихся экономических условиях ограничена своими возможностями. Проведение эффективной налоговой политики региона является необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджета Тюменской области в долгосрочном периоде.

          Региональная налоговая политика в целях формирования бюджетных доходов, необходимых для исполнения полномочий Тюменской области, способствует поддерживанию благоприятных условий для развития реального сектора экономики Тюменской области, малого и среднего предпринимательства, росту инвестиционной активности и улучшению делового климата.

          Основные подходы при формировании доходов бюджета Тюменской области:

          совершенствование регионального законодательства о налогах и сборах, в том числе изыскание дополнительных источников пополнения доходной части областного бюджета на основе анализа действующих ставок и льгот;

          повышение налоговой нагрузки на имущество, в том числе за счет оптимизации налоговых льгот. В этих условиях, при планировании налоговой политики на последующие годы будет продолжена практика максимальной государственной поддержки организаций приоритетных отраслей экономики на стадии инвестирования и строительства с поэтапным переходом от предоставления полного пакета налоговых преференций к частичному освобождению от уплаты налогов при переходе к стадии промышленной эксплуатации;

          переход на определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, являющемуся источником доходов местных бюджетов, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости;

          обеспечение заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной мобилизации доходов;

          повышение доходов и эффективности использования государственного и муниципального имущества.

          Бюджетный прогноз разработан на основе проекта прогноза социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (далее – прогноз социально-экономического развития).

          Прогноз социально-экономического развития разработан в трех вариантах (сценариях) в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, с учетом макроэкономических параметров социально-экономического развития Тюменской области, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

          Тенденции развития национальной экономики и внешнеэкономические условия определяют параметры внешней среды для развития Тюменской области.

          Внутренние факторы связаны с особенностями экономического развития Тюменской области и спецификой стоящих перед ней целей и задач.

          При формировании сценариев учтены тенденции, взаимосвязи между показателями социально-экономического развития Тюменской области, в том числе демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов.

          Все варианты прогноза социально-экономического развития предполагают рост численности населения Тюменской области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Среднегодовая численность населения области в 2030 году по инерционному варианту составит порядка 1 602 тыс. человек, по базовому варианту – 1 746 тыс. человек, по оптимистическому варианту – 1 799 тыс. человек.

          Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области в долгосрочной перспективе будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р:

повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;                                                              формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

          Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов.                                                                                                   В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения, канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; очистке и экологической реабилитации водных объектов, созданию водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и бесхозных пестицидов и агрохимикатов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, формированию инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов, строительство мусороперерабатывающих заводов.

          В целях прогнозирования бюджета Тюменской области принят «базовый» вариант, который характеризует основные тенденции и параметры развития экономики при сохранении траекторий изменения внешних и внутренних факторов, основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов и предполагает сохранение инвестиционной направленности роста экономики, развитие транспортной инфраструктуры.

          Развитие сервисного сектора экономики и усиление в этом процессе инновационных факторов будут способствовать увеличению внутреннего и внешнего спроса на продукцию и услуги региона.

          Инновационная составляющая технологического обновления традиционных отраслей будет базироваться преимущественно на развитии сложившегося научно-образовательного потенциала Тюменской области.

          Прогноз доходов бюджета Тюменской области на 2017 год и двухлетний плановый период рассчитан на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации и Тюменской области на 2017-2019 годы. Также учтено действующее законодательство и одобренные Правительством Российской Федерации основные направления налоговой и бюджетной политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, вступающих в действие с 2017 года.

          В целях определения долгосрочных проектировок в части доходов за основу приняты основные макроэкономические параметры «базового» варианта проекта прогноза социально-экономического развития исходя из действующего законодательства с учетом сохранения основных подходов налогообложения в истекшем периоде.

          Прогнозируемый прирост налоговых и неналоговых доходов бюджета Тюменской области к 2028 году против 2016 года ожидается на уровне 116,5% или 20,5 млрд рублей. В то же время в разрезе доходных источников наблюдается разнонаправленная динамика. Рост предполагается по доходным источникам, имеющим немобильную налоговую базу, которая может индексироваться под влиянием инфляционных процессов (налог на доходы физических лиц, имущественные налоги), а также прирост в результате реализации инвестиционных проектов. При этом доходные источники, имеющие высокую мобильную налоговую базу (налог на прибыль организаций), складывающуюся помимо прочего под влиянием результатов финансово-хозяйственной деятельности крупных налогоплательщиков, в долгосрочном горизонте планируется с понижением.

          По неналоговым доходам имеет место тенденция к снижению, поскольку они включают в себя не прогнозируемые в долгосрочном горизонте источники доходов.

          В структуре налоговых и неналоговых доходов доля налоговых доходов в 2028 году составит порядка 96,4% против 94,5% в 2016 году, доля неналоговых доходов – 3,6% против 5,5% в 2016 году. В прогнозируемом периоде основными доходными источниками бюджета Тюменской области сохранятся: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налоги на имущество. При этом прогнозируются сдвиги в структуре как налоговых, так и неналоговых доходов. В объеме налоговых доходов прогнозируется снижение доли налога на прибыль организаций с 59,1% в 2016 году до 38,5% к 2028 году с одновременным увеличением доли других доходных источников, в том числе налога на доходы физических лиц с 23,2% в 2016 году до 33,7% к 2028 году. В объеме неналоговых доходов доля доходов от использования имущества снизится с 64,1% в 2016 году до 33,2% в 2028 году.

          Бюджетное прогнозирование в условиях программно-целевого принципа построения бюджета Тюменской области должно стать инструментом для определения финансовых возможностей реализации целей и задач государственных программ Тюменской области на долгосрочный период.

          С целью обеспечения сбалансированности бюджета Тюменской области планируется продолжать политику приоритизации расходов с учетом заданных стратегических целей и задач при безусловном выполнении всех взятых обязательств.

          При планировании расходов на осуществление бюджетных инвестиций необходимо исходить из того, что бюджетные инвестиции не должны создавать конкуренцию реализации коммерческих инвестиционных проектов, а также проектов, для реализации которых используются механизмы государственно-частного партнерства.

          Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства необходимо формировать исходя из необходимости оплаты принятых бюджетных обязательств по заключенным государственным контрактам для завершения работ по строительству и реконструкции объектов и достижения положительного социально-экономического эффекта в части строительства объектов образования, культуры и транспортной инфраструктуры.

          Приоритетным направлением расходов областного бюджета продолжают оставаться расходы на социальную сферу, удельный вес которых составляет в общем объеме расходов порядка 50%.

          При планировании расходов обеспечена реализация задач, поставленных в указах Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»,   № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012     № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

          Основной задачей бюджетной политики в здравоохранении остается обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности предоставления медицинских услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения, в том числе за счет внедрения инновационных медицинских технологий, повышения приоритетности оказания первичной медико-санитарной помощи, усиления профилактической направленности здравоохранения, формирования у населения культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению.

          В сфере социальной защиты населения в полном объеме планируется безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, сформированных с учетом адресности предоставления социальной помощи, применения принципа оценки нуждаемости при установлении мер социальной поддержки.

          Бюджетная политика в сфере образования направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов, а также рабочих кадров для динамично развивающейся экономики области.

          Продолжится реализация проектов по воспитанию толерантности и развитию международного сотрудничества, в том числе организация молодежных обменов, деятельности диалоговых, образовательных площадок для представителей различных молодежных объединений и движений.

          В сфере культуры одним из приоритетных инновационных направлений является информатизация отрасли, создание информационно-коммуникационных ресурсов, формирование единого информационного культурного пространства региона, его интеграции в общероссийское и мировое информационное сообщество, расширение доступа граждан к культурным ценностям, на поддержку творческой деятельности, традиционной народной культуры.

          Продолжится реализация государственной программы содействия занятости населения, реализация мер, направленных на обеспечение населения Тюменской области доступным и комфортным жильем.

          На долгосрочный период планируется сохранение основных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса, промышленности, малого и среднего бизнеса.

          Малый и средний бизнес Тюменской области является одним из  драйверов развития экономики, поэтому его поддержке уделяется особое внимание.

          С целью повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства будет продолжено оказание поддержки по его основным направлениям: растениеводство, животноводство, переработка сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственная потребительская кооперация.

          В Тюменской области многое делается для повышения инвестиционной привлекательности региона и муниципалитетов. Это подтвердили результаты последнего национального рейтинга состояния инвестиционного климата, где наш субъект вошел в пятерку лидеров. Темпы роста экономики региона превышают среднероссийские. За семь лет валовой региональный продукт вырос в 2,4 раза.

          Поддержка в сфере животноводства и растениеводства помимо возмещения затрат по производству сельскохозяйственной продукции будет направлена на поддержку инвестиционной деятельности в форме предоставления субсидий на создание и развитие материально-технической базы, техническое и технологическое оснащение и перевооружение, а также возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.

          Планируется сохранить основной вектор государственной поддержки промышленного производства в Тюменской области, направленный на развитие инвестиционной деятельности предприятий, в том числе:

          предоставление субсидий на возмещение процентных ставок и развитие лизинга оборудования, которые предоставляются только предприятиям, чьи проекты по результатам экспертной оценки включены в Реестр инвестиционных проектов Тюменской области либо производящих продукцию импортозамещения;

          возмещение части стоимости продукции, закупаемой нефтегазодобывающими организациями на промышленных предприятиях области с целью расширения рынка сбыта продукции местных товаропроизводителей.

          Прогнозные параметры расходов бюджета Тюменской области на 2028 год составят порядка 145,6 млрд рублей с ростом против объемов 2017 года на 7 млрд рублей.

          Бюджет Тюменской области сбалансирован с превышением доходов над расходами на сумму 1 млрд рублей, за счёт указанных средств будут осуществлены погашение государственных ценных бумаг Тюменской области и возврат бюджетного кредита, полученного из федерального бюджета.

          Реализация долговой политики Тюменской области в среднесрочном и долгосрочном периодах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

          привлечение государственных заимствований Тюменской области с учетом фактического исполнения и реальной потребности бюджета Тюменской области, исходя из долговой емкости бюджета и соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

          минимизация бюджетных рисков при осуществлении государственных заимствований, при предоставлении государственных гарантий Тюменской области;

          планирование обслуживания и погашения долга исключительно за счет доходов областного бюджета, равномерное распределение долговой нагрузки по годам, минимизация стоимости обслуживания заимствований;

          обеспечение соблюдения показателей долговой устойчивости Тюменской области:

          отношение объема государственного долга к общему утвержденному годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не выше 15%;

          отношение расходов на обслуживание государственного долга к общим расходам областного бюджета на уровне не выше 5%;

          отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не выше 10%.

          Привлечение государственных заимствований планируется на 2017 год  в сумме 7 000 млн рублей, на 2018 год – 3 900 млн рублей, на 2019 год 6 200 млн рублей.

          В качестве источника заемных ресурсов рассматриваются рыночные заимствования в виде государственных облигаций Тюменской области.

          Основными преимуществами данного вида заимствований являются конкурентный механизм ценообразования, повышение открытости и прозрачности долговой политики Тюменской области, формирование положительной кредитной истории Тюменской области.

          Средний срок размещения государственных облигаций Тюменской области планируется до 10 лет, доходность – на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.

          Привлечение кредитов кредитных организаций не прогнозируется.

          Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.

          В целях стимулирования экономического развития Тюменской области планируется продолжить предоставление государственных гарантий Тюменской области с сохранением мер по снижению рисков при их предоставлении.

В целях совершенствования долговой политики, поддержания кредитных рейтингов Тюменской области, планируется осуществлять взаимодействие с рейтинговыми агентствами, включая международные рейтинговые агентства, путем проведения встреч, семинаров, конференций и иных мероприятий.

III. Межбюджетные отношения

с муниципальными образованиями Тюменской области

          Проведение ответственной бюджетной политики предполагает наличие предсказуемой и стабильной системы межбюджетных отношений. В условиях сложившейся диспропорции между доходной базой органов местного самоуправления и объемом их расходных полномочий значение межбюджетного регулирования возрастает.

          Основные задачи системы межбюджетных отношений в Тюменской области заключаются в обеспечении органов местного самоуправления необходимыми источниками средств для осуществления расходов по решению вопросов местного значения и стимулирование органов местного самоуправления к работе по более полной мобилизации налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет и развитию собственной налоговой базы.

          Межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из областного бюджета, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий на софинансирование вопросов местного значения, субвенций на реализацию отдельных государственных полномочий и иных межбюджетных трансфертов, составляют значительную часть доходов местных бюджетов.

          Так, объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в 2015 году составил 33 974 млн рублей или 69,6% доходов местных бюджетов (без учета субвенций на реализацию государственных полномочий).

          В 2016 году высокая финансовая зависимость местных бюджетов сохраняется, из областного бюджета планируется передать в местные бюджеты межбюджетные трансферты в сумме 30 268 млн рублей или 67,9% от общего объема доходов местных бюджетов (без учета субвенций на реализацию государственных полномочий).

          В сложившихся условиях, основными целями в сфере межбюджетных отношений на долгосрочную перспективу являются:

          обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

          повышение заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственного налогового потенциала;

          минимизация остатков целевых межбюджетных трансфертов на счетах местных бюджетов.

          Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета осуществляется межбюджетное регулирование из двух региональных фондов: фонда финансовой поддержки поселений и фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), а также путем предоставления субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности по реализации отдельных расходных обязательств местных бюджетов.

          Указанные инструменты межбюджетного регулирования позволят в долгосрочной перспективе обеспечить органы местного самоуправления необходимыми дополнительными источниками средств для исполнения расходов по решению вопросов местного значения.

          Кроме того, для обеспечения стабильности межбюджетных отношений с местными бюджетами, продолжится практика сохранения на долгосрочную перспективу значений критериев выравнивания финансовых возможностей поселений и критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и неснижения объемов дотаций всем муниципальным образованиям на очередной финансовый год и первый год планового периода относительно размера дотации, утвержденного соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, в соответствии с бюджетным законодательством.

          В рамках решения задачи по стимулированию органов местного самоуправления по наращиванию собственного доходного потенциала, в соответствии с бюджетным законодательством, дотации, предоставляемые из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), по согласованию с органами местного самоуправления, заменяются отчислениями по дополнительным нормативам от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет.

          Данная мера, с учетом проводимых органами местного самоуправления мероприятий по повышению собираемости налогов, позволяет получить муниципалитетам дополнительные доходы сверх фиксированной суммы дотации. Так, в 2015 году органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дополнительно получили 147 млн рублей.

          Кроме того, в рамках работы по повышению заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании собственного налогового потенциала принято решение об установлении с 2017 года единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Тюменской области в размере 50% от подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

          Передача указанных доходов позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на своей территории.

          В рамках повышения эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам и минимизации неиспользованных остатков указанных средств на счетах местных бюджетов,  применяется механизм перечисления целевых межбюджетных трансфертов после заключения муниципальных контрактов, с учетом порядка оплаты, предусмотренного муниципальными контрактами, в соответствии с фактической потребностью.

IV. Приложения к бюджетному прогнозу

          Основные показатели социально-экономического развития Тюменской области, применяемые для разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период до 2028 года, представлены в приложении 1 к бюджетному прогнозу.

  Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года представлен в приложении 2 к бюджетному прогнозу.

          Предельные расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Тюменской области на период их действия представлены в приложении 3 к бюджетному прогнозу.


Информация по документу
Читайте также