Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 23.03.2017 № 181-пп

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2017 г. N 181-ПП

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.10.2013 N 1332-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

 

В соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р, от 29.05.2015 N 996-р, статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлениями Правительства Свердловской области от 17.09.2014 N 790-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области", от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Внести в Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2013, N 10-11, 10-12, ст. 2035) с изменениями, внесенными Постановлениями от 07.05.2014 N 389-ПП, от 12.11.2014 N 974-ПП, от 30.12.2014 N 1244-ПП, от 29.07.2015 N 683-ПП, от 07.10.2015 N 887-ПП, от 18.11.2015 N 1058-ПП, от 24.12.2015 N 1178-ПП, от 18.05.2016 N 348-ПП, от 30.08.2016 N 605-ПП и от 19.01.2017 N 22-ПП (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП), следующие изменения:

1) в наименовании и пункте 1 слова "до 2020 года" заменить словами "до 2024 года";

2) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области П.В. Крекова.".

2. Внести в государственную программу Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП, изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

3. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Губернатор

Свердловской области

Е.В.КУЙВАШЕВ

 

 

 

 

 

К Постановлению

Правительства Свердловской области

от 23 марта 2017 г. N 181-ПП

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА"

 

ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА"

 

Ответственные исполнители государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа)

Министерство физической культуры и спорта Свердловской области,

Департамент молодежной политики Свердловской области

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2024 годы

Цели и задачи государственной программы

Цель 1. Создание условий для развития физической культуры и спорта в Свердловской области, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Задачи:

1) формирование у населения ответственного отношения к собственному здоровью и мотивации к здоровому образу жизни;

2) привлечение к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и избранными видами двигательной деятельности максимально большого количества лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории Свердловской области;

3) создание условий для активного, независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также толерантного отношения в обществе к ним;

4) поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на территории Свердловской области;

5) формирование и развитие рынка социальных услуг в сфере физической культуры и спорта.

Цель 2. Совершенствование системы спорта высших достижений, способствующей успешному выступлению спортсменов Свердловской области на международных и всероссийских соревнованиях.

Задача:

Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Свердловской области

 

Цель 3. Создание условий для развития детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.

Задачи:

1) модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов в Свердловской области;

2) стимулирование развития сети организаций дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области.

Цель 4. Создание условий, обеспечивающих доступность к спортивной инфраструктуре Свердловской области.

Задача:

Создание и развитие эффективной и доступной инфраструктуры физической культуры и спорта для различных групп населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель 5. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и использование его в интересах развития страны.

Задачи:

1) вовлечение молодежи в социальную практику;

2) формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками;

3) формирование культуры здорового образа жизни, ценностных установок на создание семьи, ответственное материнство и отцовство;

4) создание условий для участия молодых граждан в социально-экономическом и общественно-политическом развитии Свердловской области

 

Цель 6. Развитие системы патриотического воспитания молодежи Свердловской области.

Задачи:

1) гражданско-патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных ценностей в молодежной среде;

2) развитие военно-патриотического направления воспитания молодежи Свердловской области на основе формирования профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в процессе военной и государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу;

3) историко-культурное воспитание молодых граждан, формирование знаний о культурно-исторических традициях России и Урала, навыков межкультурного диалога.

Цель 7. Предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи:

1) предоставление мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям;

2) предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) одного ребенка.

Цель 8. Предоставление финансовой поддержки молодым семьям на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам).

Задача:

Предоставление молодым семьям финансовой поддержки в форме социальных выплат на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)

 

Цель 9. Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий.

Задачи:

1) предоставление региональных социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий;

2) предоставление региональных дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) каждого ребенка.

Цель 10. Руководство и управление в сфере установленных функций отрасли физической культуры, спорта и молодежной политики.

Задачи:

1) повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций отрасли физической культуры, спорта и молодежной политики;

2) обеспечение эффективного и качественного управления сферой физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области, государственными финансами и государственным имуществом

Перечень подпрограмм государственной программы

подпрограмма 1 "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области" (далее - подпрограмма 1);

подпрограмма 2 "Развитие образования в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области" (далее - подпрограмма 2);

подпрограмма 3 "Развитие инфраструктуры объектов спорта государственной собственности Свердловской области" (далее - подпрограмма 3);

подпрограмма 4 "Развитие потенциала молодежи Свердловской области" (далее - подпрограмма 4);

подпрограмма 5 "Патриотическое воспитание молодых граждан в Свердловской области" (далее - подпрограмма 5);

подпрограмма 6 "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма 6);

подпрограмма 7 "Предоставление финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)" (далее - подпрограмма 7);

подпрограмма 8 "Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий" (далее - подпрограмма 8);

подпрограмма 9 "Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2024 года" (далее - подпрограмма 9)

Перечень основных целевых показателей государственной программы

1) доля жителей Свердловской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Свердловской области;

2) количество спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

3) число жителей Свердловской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом (ежегодно);

4) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

5) доля граждан Свердловской области, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов комплекса;

6) количество детей и подростков, занимающихся в муниципальных организациях дополнительного образования - детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва;

7) количество спортивных площадок, оснащенных специализированным оборудованием для занятий уличной гимнастикой (нарастающим итогом);

8) уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта;

9) доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, регулярно участвующих в деятельности общественных объединений, различных формах общественного самоуправления, от общей численности молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет;

10) удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет;

11) количество молодых семей, получивших социальную выплату на улучшение жилищных условий;

12) уровень выполнения целевых показателей государственной программы

Объемы финансирования государственной программы по годам реализации

всего - 36743467,3 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 4172303,6 тыс. рублей;

2015 год - 4651112,9 тыс. рублей;

2016 год - 4265065,1 тыс. рублей;

2017 год - 3351071,3 тыс. рублей;

2018 год - 2671883,6 тыс. рублей;

2019 год - 2938671,8 тыс. рублей;

2020 год - 2938671,8 тыс. рублей;

2021 год - 2938671,8 тыс. рублей;

2022 год - 2938671,8 тыс. рублей;

2023 год - 2938671,8 тыс. рублей;

2024 год - 2938671,8 тыс. рублей;

из них:

областной бюджет - 23578768,8 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 2634016,5 тыс. рублей;

2015 год - 3082667,8 тыс. рублей;

2016 год - 2902622,3 тыс. рублей;

2017 год - 2164186,7 тыс. рублей;

2018 год - 1599220,9 тыс. рублей;

2019 год - 1866009,1 тыс. рублей;

2020 год - 1866009,1 тыс. рублей;

2021 год - 1866009,1 тыс. рублей;

2022 год - 1866009,1 тыс. рублей;

2023 год - 1866009,1 тыс. рублей;

2024 год - 1866009,1 тыс. рублей;

 

федеральный бюджет - 411978,8 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 104454,9 тыс. рублей;

2015 год - 187585,9 тыс. рублей;

2016 год - 113821,8 тыс. рублей;

2017 год - 6116,2 тыс. рублей;

местный бюджет - 1161318,2 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 167780,0 тыс. рублей;

2015 год - 183228,4 тыс. рублей;

2016 год - 168319,6 тыс. рублей;

2017 год - 94695,9 тыс. рублей;

2018 год - 78184,9 тыс. рублей;

2019 год - 78184,9 тыс. рублей;

2020 год - 78184,9 тыс. рублей;

2021 год - 78184,9 тыс. рублей;

2022 год - 78184,9 тыс. рублей;

2023 год - 78184,9 тыс. рублей;

2024 год - 78184,9 тыс. рублей;

 

внебюджетные источники - 11591401,5 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 1266052,2 тыс. рублей;

2015 год - 1197630,8 тыс. рублей;

2016 год - 1080301,4 тыс. рублей;

2017 год - 1086072,5 тыс. рублей;

2018 год - 994477,8 тыс. рублей;

2019 год - 994477,8 тыс. рублей;

2020 год - 994477,8 тыс. рублей;

2021 год - 994477,8 тыс. рублей;

2022 год - 994477,8 тыс. рублей;

2023 год - 994477,8 тыс. рублей;

2024 год - 994477,8 тыс. рублей

Официальный сайт государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

www.minsport.midural.ru

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Свердловская область по основным показателям развития физической культуры и спорта является одним из ведущих субъектов Российской Федерации. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Свердловской области продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на всероссийском и международном уровнях.

В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования), Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области совместно с физкультурными организациями Свердловской области в соответствии с календарным планом официальных физкультурных и спортивных мероприятий на 2015 год проведено 8055 спортивных и физкультурных мероприятий с участием различных возрастных и социальных категорий населения.

В 2015 году на Среднем Урале были организованы и проведены более десяти крупнейших спортивных мероприятий международного уровня, наиболее значимые среди них:

Кубок мира среди молодежных клубных команд по хоккею, хоккейные матчи Кубка мира;

традиционные Всероссийские соревнования по легкой атлетике "Рождественские старты";

Первенство мира по гандболу среди юношей до 19 лет;

лично-командный Чемпионат Европы по настольному теннису;

этапы Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина;

чемпионат России по фигурному катанию на коньках.

Особое место в спортивном календаре Свердловской области занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия с массовым участием жителей региона.

Наиболее масштабными по территориальному охвату и числу участников являются:

уральский этап Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2015" (518181 участник);

79-я традиционная легкоатлетическая эстафета "Весна Победы - 2015" (3500 спортсменов в составе 257 команд Свердловской области);

"Майская прогулка - 2015" (11577 участников);

Всероссийские соревнования "Кросс наций" (приняло участие 578 тысяч человек);

Фестиваль "Всероссийский день ходьбы" (более 20 тысяч человек).

Всего в спортивных мероприятиях, проведенных в 2015 году на территории Свердловской области, приняли участие свыше 1600000 человек.

На качественно новый уровень выходит и развитие зимних видов спорта. На уникальном трамплинном комплексе в городе Нижний Тагил успешно проводятся статусные международные соревнования - этапы Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.

Основной задачей в целях развития массового спорта является внедрение комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - комплекс ГТО).

Свердловская область долгое время являлась "пилотной" площадкой, где отрабатывались разные аспекты, связанные с возрождением комплекса ГТО, его внедрением в образовательный процесс и проведением спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

С 2010 года началась практическая реализация выполнения нормативов комплекса ГТО. Динамика вовлечения в проект комплекса ГТО обучающихся образовательных организаций Свердловской области с 2010 года к настоящему моменту возросла в четыре раза и составила 87 процентов.

В Свердловской области появились первые центры тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. На сегодняшний день в Свердловской области полномочиями центров тестирования комплекса ГТО наделена 71 организация, определено 227 мест тестирования, соответствующих требованиям для выполнения нормативов комплекса ГТО. На их базе будет осуществляться сдача нормативов комплекса ГТО у населения Свердловской области.

В рамках проводимой Министерством спорта Российской Федерации политики с целью сохранения и развития спортивного резерва, создания условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов в Свердловской области ведется планомерная работа по совершенствованию системы подготовки спортивного резерва.

Качественная подготовка членов сборных команд Российской Федерации включает в себя системную подготовку и создание оптимальных условий для обеспечения тренировочного процесса, в том числе создание оптимальных социально-бытовых условий. Решение вопросов социальной защиты спортсменов и тренеров осуществлялось как через государственное автономное учреждение Свердловской области (далее - ГАУ СО) "Центр спортивной подготовки спортивных сборных команд Свердловской области", ГАУ СО "Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник", так и через фонд "Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской области" (далее - Фонд). Фондом в соответствии с Порядком предоставления субсидии из областного бюджета фонду "Фонд поддержки спорта высших достижений в Свердловской области" на развитие спорта в Свердловской области в 2016 году, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2015 N 1180-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета фонду "Фонд поддержки спорта высших области" на развитие спорта в Свердловской области в 2016 году", были направлены финансовые средства на выплату грантов ведущим спортсменам Свердловской области.

В 2015 году спортсменам Свердловской области присвоено спортивных званий мастеров спорта России - 257, мастеров спорта международного класса - 18, заслуженных мастеров спорта России - 4. За отчетный период 2015 года подготовлено спортсменов массовых разрядов - 22288, из них кандидатов в мастера спорта (далее - КМС) - 910, I разряд - 1300. Присвоено званий "Заслуженный тренер России" (далее - ЗТР) - 3.

Всего спортсменами Свердловской области на чемпионатах, первенствах и кубках мира Европы и России в 2015 году завоевано 1600 медалей различного достоинства, из них 427 - международного уровня.

В регионе продолжается реформирование организаций дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта, которые являются базой подготовки спортивного резерва.

На территории Свердловской области функционирует 146 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. В организациях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности обучаются 99533 человека.

Организационную структуру системы подготовки спортивного резерва в Свердловской области составляют 150 организаций: 4 государственных учреждения центров спортивной подготовки (далее - ЦСП); "Училище олимпийского резерва N 1 (колледж)" (далее - УОР) с филиалами в городах Верхняя Пышма и Новоуральск; 145 детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ), из них 28 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (далее - СДЮСШОР) и 117 ДЮСШ (в том числе 2 спортивно-адаптивных школы).

В 11 учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮСШОР, детско-юношеских спортивных адаптивных школах и детских оздоровительно-образовательных центрах) с детьми-инвалидами ведется системная работа по развитию адаптивного спорта.

Общая численность спортсменов в организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва Свердловской области (ЦСП, УОР, ДЮСШ, СДЮСШОР), составляет 111846 человек.

Вовлечение людей с ограниченными возможностями в занятия спортом является мощным реабилитационным фактором. В Свердловской области организацией физкультурно-массовой работы среди инвалидов занимаются ГАУ СО "Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник", органы управления физической культурой и спортом муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, отделы (управления) по социальной политике органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - органы местного самоуправления), клубы инвалидов, районные организации Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих.

ГАУ СО "Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник" проводятся физкультурные и спортивные мероприятия среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, инвалидов по слуху, инвалидов по зрению.

Успешно развивается спорт высших достижений среди людей с ограниченными возможностями. Спортсмены-инвалиды Свердловской области принимают активное участие в мероприятиях всероссийского и международного уровней по различным видам спорта.

Одной из острейших проблем в развитии реабилитационной работы с инвалидами по-прежнему остается отсутствие собственных спортивных сооружений у организаций, нехватка специалистов по адаптивной физической культуре.

Большую роль в укреплении физической подготовки учащейся молодежи, организации и проведении физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий, пропаганде физической культуры и спорта играют спортивные клубы профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Лидирующие позиции в организации этого направления занимают спортивные клубы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (далее - УрФУ), федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный педагогический университет".

Спортивный клуб УрФУ является одной из крупнейших спортивных организаций в Свердловской области. В клубе активно развиваются такие виды спорта, как легкая атлетика, скалолазание, баскетбол, различные виды единоборств, гандбол, мини-футбол. Студенты университета входят в состав спортивных сборных команд Российской Федерации по 15 видам спорта.

Студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Свердловской области, не имеющих собственных спортивных баз, занимаются в городских секциях и на спортивных сооружениях производственных предприятий, участвуют в областных и городских соревнованиях.

Проблемами развития студенческого спорта являются слабая обеспеченность спортивным инвентарем и отсутствие у многих образовательных организаций собственной спортивной базы.

Свердловская область на протяжении десятков лет является командообразующим регионом Российской Федерации. В составы спортивных сборных команд Российской Федерации по зимним и летним олимпийским и паралимпийским видам спорта в настоящий момент входят 445 спортсменов Свердловской области.

В Свердловской области проводится системная и целенаправленная работа по подготовке и участию спортсменов Свердловской области в составе спортивных сборных команд Российской Федерации для выступлений на международных соревнованиях.

Спортивные сборные команды Свердловской области принимают участие в Международных спортивных играх "Дети Азии", всероссийских и международных соревнованиях "Кожаный мяч", всероссийских соревнованиях "Серебряные коньки", "Мини-футбол в школу", "Золотая шайба", "Президентские состязания", "Президентские юношеские игры", Всероссийских сельских играх, "Специальной Олимпиаде", зимней и летней Универсиаде среди студентов.

Наличие и качество спортивных сооружений являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для спортивных сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.

В настоящее время осуществляется строительство крытого катка с искусственным льдом в городе Каменске-Уральском, хоккейного корта с пластиковыми бортами и искусственным травяным покрытием в Октябрьском районе города Екатеринбурга и лыжной базы в городе Тавде.

В перспективе в Свердловской области планируется реализация следующих крупномасштабных спортивных проектов: строительство теннисной академии УрФУ, реконструкция стадиона в городе Екатеринбурге и трех тренировочных площадок на территории муниципального бюджетного учреждения "Спортивно-оздоровительный комплекс "Калининец", "Спортивный комбинат "Урал" и стадион Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Парк-стадион "Химмаш" (к проведению мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года), строительство физкультурно-спортивного центра по волейболу Н.В. Карполя в городе Екатеринбурге, строительство легкоатлетического манежа в городе Екатеринбурге, строительство Уральской шахматной академии, реконструкция биатлонного и лыжного стадионов Центра зимних видов спорта, строительство Центра адаптивного спорта "Родник", реконструкция стадиона "Металлург" государственного автономного учреждения Свердловской области "Центр подготовки спортивных сборных команд Свердловской области по техническим видам спорта", строительство крытого спортивного комплекса с круговой велодорожкой в городе Верхняя Пышма Свердловской области.

Также планируется продолжить развитие инфраструктуры Уральской футбольной академии, Верхнепышминского филиала УОР, комплекса трамплинов СДЮСШОР "Аист".

Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Свердловской области на текущий момент способно ослабить конкурентоспособность свердловских спортсменов на российских и международных соревнованиях, в том числе на XXIII Олимпийских зимних играх и XII Паралимпийских зимних играх 2018 года в городе Пхенчхане (Республика Корея).

По многим видам спорта в Свердловской области отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные базы, без которых невозможно осуществлять подготовку к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях.

Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задачам обеспечения физкультурно-спортивной отрасли, не может удовлетворять потребности растущего спроса различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом.

Для ряда видов спорта в Свердловской области не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях. Лишь около 25 процентов спортивных объектов Свердловской области введены в эксплуатацию менее 20 лет назад.

Строительство (реконструкция) спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжные базы, футбольные поля (стадионы), горнолыжные трассы, ледовые дворцы, позволит создать необходимые условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом различных слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также проведения в Свердловской области крупномасштабных соревнований.

Исходя из этого, одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, строительство и реконструкция спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта.

Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо развивать в регионе инфраструктуру сферы физической культуры и спорта и обеспечить сохранение темпов за счет строительства и реконструкции малобюджетной спортивной инфраструктуры шаговой доступности, создаваемой с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала.

Вместе с тем существуют негативные тенденции, обусловленные следующими проблемами в сфере физической культуры и спорта:

1) недостаточное привлечение жителей Свердловской области к систематическим занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение физического развития и физической подготовленности населения.

Несмотря на то, что в настоящее время в Свердловской области наблюдается положительная динамика показателя численности населения Свердловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, темпы прироста не достаточны для достижения параметров, поставленных перед субъектами Российской Федерации Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р (далее - Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года).

В связи с этим одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан;

2) недостаточное соответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Свердловской области. Рост количества спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта, является наиболее действенным механизмом увеличения численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;

3) отсутствие эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для спортивных сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.

Развитие спорта высших достижений является неотъемлемой частью в решении задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

На протяжении многих лет спортсмены Свердловской области входят в состав национальных спортивных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. Участие и результаты выступлений спортсменов на Олимпийских играх, всероссийских и международных соревнованиях, включая Паралимпийские, Сурдлимпийские игры и игры специальной Олимпиады, всегда рассматривались как важный фактор укрепления социально-экономического имиджа Свердловской области.

Несмотря на достижения последних лет, растущая конкуренция на международной спортивной арене для достижения высоких результатов в соревнованиях международного уровня требует от Свердловской области использования всего потенциала региона, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал.

Таким образом, отсутствие необходимых и достаточных условий системного взаимодействия в подготовке спортивного резерва является основным фактором снижения конкурентоспособности Свердловской области.

Использование программно-целевого метода позволит создать полноценные условия спортсменам и тренерам для тренировок, восстановления, медицинского обеспечения, а также для улучшения их социально-бытовых условий, что, безусловно, приведет к повышению общего уровня спортивных результатов, выявлению талантливых спортсменов, а также подготовке спортсменов-профессионалов высокого класса, способных достойно представлять Свердловскую область на международной арене;

4) отсутствие механизма государственной поддержки общественных организаций спортивной направленности.

Одной из задач государства в сфере физической культуры и спорта является признание широкого самостоятельного статуса физкультурно-спортивного движения и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.

Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и иные организации) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими международными организациями. Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.

В Свердловской области отсутствует механизм развития клубной системы и государственной поддержки общественных организаций в области физической культуры и спорта. Недостаточное финансирование таких организаций со стороны Свердловской области не позволяет в полной мере проводить углубленную учебно-тренировочную подготовку для повышения мастерства и увеличения результативности ведущих спортсменов Свердловской области, включая подготовку спортивного резерва, а также обеспечить полноценное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на территории Свердловской области.

Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должна быть направлена прежде всего на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, в том числе путем вовлечения в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и их адресного использования.

Целесообразность программного решения проблемы заключается в создании нормативно-правовых, организационных и финансовых условий, способствующих укреплению физического и нравственного здоровья населения, во внедрении здорового образа жизни, развитии массового спорта, совершенствовании системы подготовки спортсменов высокого класса и спорта высших достижений, развитии инфраструктуры отрасли в Свердловской области.

 

Глава 2. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:

1) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р;

2) Закон Свердловской области от 29 октября 2013 года N 113-ОЗ "О молодежи в Свердловской области";

3) Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы";

4) План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 30.08.2016 N 595-ПП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы".

Применение программно-целевого метода управления сферой работы с молодежью позволило систематизировать подходы к реализации молодежной политики в Свердловской области и использовать новые механизмы взаимодействия субъектов, осуществляющих деятельность в сфере реализации прав молодежи. Один из наиболее важных результатов - возможность формирования государственного заказа через предоставление субсидий на осуществление деятельности основных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере реализации прав молодежи.

Реализация программы позволит предоставлять субсидии не только муниципальным образованиям, но и некоммерческим организациям.

Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области совместно с УрФУ проведена большая работа по привлечению, отбору (рекрутингу) и обучению кандидатов в волонтеры.

Регулярно проводимые социологические исследования характеризуют положение молодежи в Свердловской области, отношение населения к физической культуре и спорту, ценностные ориентиры молодых граждан. Ведется мониторинг экстремистских проявлений в молодежной среде. Изучаются молодежные субкультуры, динамика их развития.

В Свердловской области в целях создания условий для успешной самореализации молодежи и привлечения ее к решению комплекса социально-экономических и общественно-политических задач активно развиваются и действуют органы молодежного самоуправления на областном и муниципальном уровнях, такие как Молодежное Правительство, Молодежный Парламент, Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов, Ассоциация молодежных этнокультурных объединений Уральского региона и другие молодежные организации.

Реализация вышеперечисленных мер позволила достичь следующих результатов:

1) 27 процентов молодых граждан в Свердловской области задействованы в проектах и программах общественных объединений, работающих с молодежью;

2) до 27 процентов увеличилась доля проектов некоммерческих организаций, получающих государственную поддержку.

Положительная динамика развития сферы работы с молодежью во многом объясняется существенным увеличением бюджетных инвестиций в человеческий капитал, в потенциал молодого человека.

Достигнутые успехи необходимо закрепить и развивать. При этом стоит обратить внимание на то, что в сфере работы с молодежью до сих пор присутствует достаточное количество точек роста - позиций, от которых зависит развитие российского общества в целом и потому требующих пристального внимания и новых решений со стороны всех субъектов работы с молодежью.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Россия в лице молодых граждан сегодня обладает высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом с высоким потенциалом. Предстоит приложить существенные усилия для того, чтобы этот ресурс был полноценно задействован. Для этого государству и обществу необходимо создать для молодежи возможности для полноценной реализации важнейшего конкурентного преимущества в современном мире - интеллектуального потенциала поколения и добиться реальной, целенаправленной и системной поддержки талантливой и инициативной молодежи.

Цель работы с молодежью в Свердловской области - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития России и Свердловской области. Достижение цели осуществимо через реализацию задач, указанных в приложении N 1 к государственной программе. Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил следующие приоритетные аспекты работы с молодыми гражданами в Российской Федерации:

1) формирование системы ценностей у молодежи;

2) совершенствование образовательной политики;

3) совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

4) пропаганда здорового образа жизни, уважительного отношения к собственному здоровью.

Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области организована работа по формированию новой стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области, корректирующей цели и методы работы в соответствии с новыми реалиями.

Разработка стратегии патриотического воспитания опирается на "пилотное" исследование патриотических воззрений молодежи Свердловской области на предмет выявления внутренней патриотической позиции в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения.

В ходе исследования "Патриотическое воспитание молодежи в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения" были освещены следующие основные вопросы: является ли патриотизм значимым побуждающим мотивом деятельности современного молодого человека в Свердловской области? Как молодежь оценивает свою патриотичность, что готова делать для содействия процветанию Родины?

Основные результаты данного исследования значимы для разработки стратегии патриотического воспитания.

Во-первых, уровень патриотизма молодежи Свердловской области следует оценить как низкий. Респондентам не свойственно руководствоваться патриотическими чувствами в принятии решений и планирования своей жизни. В лучшем случае патриотизм рассматривается как некий "сопутствующий" и необязательный элемент культуры личности.

Патриотизм не престижен для молодежи. "Патриоты - это те, кто жертвует собой ради Родины и других людей!" Такую формулировку можно применить по результатам ответов респондентов на вопрос "Какие группы населения, по Вашему мнению, являются наиболее яркими носителями патриотических ценностей?" - ветераны войн (более 80 процентов). Молодежь фактически единодушна в том, что "незащищенные слои населения" воплощают "образ патриотов". Кроме того, молодежь явно не ассоциирует саму себя с патриотами России. Лишь 5 процентов ответивших считают, что молодежь относится к группе, которая является носительницей патриотических ценностей.

Во-вторых, важным результатом исследования является тот факт, что само понятие "патриотизм" не дискредитировано в глазах молодежи. Это означает, что при правильных шагах государства в этой сфере можно достичь необходимого результата для значительной части молодежи.

В-третьих, коррупционный фактор сильно сдерживает не только патриотические настроения молодежи, но и негативно воздействует на всю духовно-нравственную атмосферу в российском обществе. Коррупция и мздоимство порождают ощущение распущенности, вседозволенности в восприятии окружающего мира. Данная оценка была проверена в рамках контент-анализа информационного потока двух крупнейших информационных порталов Свердловской области, а также комментариев к различным тематическим публикациям.

Результаты показали, что 70 процентов обследуемых имеют негативную направленность, в то время как 30 процентов - нейтральную. Информационный поток и его восприятие субъектом носят радикально негативный оттенок. В мировосприятии молодежи отрицательные оценки носят доминирующий характер. "Информационный мир", являющийся вполне адекватным отражением "реального мира", наполнен раздражением, недовольством и бессилием.

В-четвертых, если рассматривать патриотизм как меру ответственности за свою Родину, то такая оценка также не характерна для молодежи. "Мы ни при чем!" Распределение ответов на вопрос "Чувствуете ли Вы причастность к происходящему в стране, регионе, городе" дает возможность проанализировать взаимосвязь патриотизма и ответственности. Лишь 8 процентов опрошенных однозначно ответили, что чувствуют свою причастность (следовательно, и ответственность) к тому, что происходит в России. Однозначно "нет" ответило в 4 раза больше респондентов (36 процентов).

Все перечисленное формирует довольно сложную ситуацию, связанную с формированием патриотического сознания. Гражданская инициатива или проект глобального политического значения для Свердловской области в своем идеальном варианте предполагают конструктивную модель поведения молодых людей. Однако реальное состояние патриотических воззрений, преобладающий тип патриотизма, патриотические установки могут противоречить желаемому состоянию. При этом установки и воззрения в процессе непосредственных социальных контактов могут повлечь за собой большой спектр рисков непатриотического поведения.

Проблема патриотического воспитания молодежи для таких проектов актуализируется не только на уровне эмоционального восприятия, ценностного отношения. Речь идет о непосредственном активном контакте молодых людей с большим количеством иностранных граждан, представителей различных стран, национальностей и конфессий. В выстраивании такого реального диалога огромное значение наряду с общекультурным уровнем играет и патриотизм молодежи. Можно сказать, что молодежь, будучи наиболее активной контактной группой, будет осуществлять самую непосредственную "презентацию" России на международном уровне.

Руководство Свердловской области активно сотрудничает с религиозными организациями, прежде всего с Екатеринбургской митрополией Русской Православной Церкви, мусульманскими и иудейскими организациями.

Уже более 12 лет активно действует один из первых в России Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области, созданный для системного решения вопросов поддержания межнационального мира и согласия. Это особенно важно для региона, где живут представители более 142 народов, действуют свыше 650 религиозных организаций, представляющих практически все мировые религии. Около 12 процентов населения составляют представители этнических меньшинств.

Казачество играет важную роль в Свердловской области, сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи. На Урале в 2008 году по инициативе казаков казачьих станиц Каменской, Богдановичской и Сухоложской создано и активно развивается общественное молодежное объединение "Казачий Дозор".

Военно-патриотическое воспитание осуществляется с учетом особенностей Уральского региона, его культуры, истории, традиций и тенденций развития Свердловской области как части России, психолого-возрастного подхода. Большое внимание уделяется развитию и совершенствованию форм и методов военно-патриотического воспитания, осуществляемого органами государственной власти Свердловской области, институтами воспитания, общественными организациями и объединениями.

Военно-патриотическая линия представлена системной работой по следующим направлениям:

открытие центров патриотического воспитания и допризывной подготовки;

оборудование стрелковых тиров в государственных образовательных организациях, имеющих структурные подразделения - центры патриотического воспитания и допризывной подготовки;

проведение мероприятий по открытию казачьих кадетских корпусов (создание условий для военно-спортивной и строевой подготовки).

В рамках культурно-национального направления систематически проводятся спортивные мероприятия. Активно развиваются около 150 видов спорта: от традиционных олимпийских до скейтбординга и паркура. Сегодня Свердловская область проводит чемпионаты мира по шахматам, крупнейшие международные соревнования по баскетболу и волейболу, индорхоккею и мини-футболу, парусному спорту, скалолазанию, настольному теннису.

Реализация вышеперечисленных мер позволила достичь следующих результатов:

до 45 процентов увеличилась доля обучающихся, участвующих в деятельности патриотических молодежных объединений. Рост по отношению к показателю 2013 года составил 15 процентов;

26 процентов граждан допризывного возраста из числа обучающихся (15 - 18 лет) прошли подготовку в оборонно-спортивных лагерях, что на 16 процентов выше уровня 2013 года;

каждый 20-й активист национально-культурных общественных объединений принял участие в мероприятиях, направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений;

на 4 процента возросла доля обучающихся, занимающихся военно-прикладными и техническими видами спорта, и составила 30 процентов.

При очевидных успехах развития системы патриотического воспитания сохраняются слабые стороны патриотического воспитания граждан в Свердловской области.

В системе патриотического воспитания Свердловской области существует преобладание военно-патриотического направления, что не дает возможности в полной мере реализовать потенциал других направлений. Если будет превалировать военно-патриотическое воспитание, то сложившийся стереотип будет усугубляться. А если ослабить работу по военно-патриотическому воспитанию, то возникнет угроза государственной безопасности.

В существующих патриотических воззрениях молодежи Свердловской области практически полностью отсутствуют ценности экономического патриотизма, что не позволяет организовать целенаправленное воспитательное воздействие на патриотическую активность граждан в глобальных процессах социально-экономического развития, согласованных с формированием нового инвестиционного имиджа Свердловской области на российском и международном уровнях.

В развитии системы патриотического воспитания необходим баланс различных направлений патриотического воспитания, а также сохранность и дальнейшее развитие накопленного на сегодняшний период потенциала военно-патриотического и духовно-патриотического направлений воспитания.

Вместе с тем в связи с необходимостью формирования нового образа патриотического поведения граждан Свердловской области и глобальными политическими, экономическими, гражданскими и другими инициативами Свердловской области на российском и международном уровнях возникла потребность активизации и углубления культурно-исторического направления патриотического воспитания с целью перспективного формирования представительского поведения граждан при взаимодействии с представителями других регионов России, других стран при реализации глобальных инициатив Свердловской области.

Цель организации патриотического воспитания граждан в Свердловской области определена как развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, построенной на правовом сознании молодежи, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранении культурной и исторической памяти.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.

В Свердловской области финансовая поддержка молодых граждан при обеспечении жильем целенаправленно осуществляется с 2003 года.

С использованием бюджетных средств в 2003 - 2015 годах жилищные условия улучшили 2844 молодые семьи, в том числе члены молодежных жилищно-строительных кооперативов.

В то же время по состоянию на 01 января 2016 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления состояли 7204 молодые семьи.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Другая категория молодых семей имеет возможность накопить на первоначальный взнос по ипотечному жилищному кредиту и самостоятельно приобрести жилье с привлечением средств данного кредита. Однако, находясь в репродуктивном возрасте, многие молодые семьи после вступления в брак принимают решение о рождении ребенка. В период по уходу за новорожденным ребенком платежеспособность молодой семьи резко снижается в связи с тем, что один из молодых родителей находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособие, а не полноценную заработную плату.

В целях предоставления финансовой поддержки молодым семьям при обеспечении жильем в составе государственной программы предусмотрена подпрограмма 6.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Свердловской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей позволит сформировать экономически активный слой населения.

К наиболее серьезным рискам реализации подпрограммы 6 можно отнести такие риски, как изменение региональной нормативной правовой базы в части сокращения или прекращения финансирования государственных программ Свердловской области и неэффективное управление государственной программой.

В целях реализации на территории Свердловской области подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - федеральная подпрограмма) был принят План мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области на 2006 - 2010 годы (далее - областной план).

В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной подпрограммы и областного плана молодой семье предоставлялась социальная выплата, которую молодая семья - участница федеральной подпрограммы могла использовать на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.

На момент окончания реализации федеральной подпрограммы и областного плана около 500 молодых семей - участников федеральной подпрограммы, проживающих в Свердловской области, приобрели жилье с использованием средств ипотечного жилищного кредита или займа и планировали использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу.

Во многих молодых семьях репродуктивного возраста один из супругов находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособие, а не полноценную заработную плату, отсюда возникают проблемы с исполнением кредитных обязательств.

Поддержка данной категории молодых семей позволит исполнить обязательства со стороны областной и муниципальной власти, так как подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы исключают возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу. Соответственно в государственной программе предусмотрена подпрограмма 7.

В Свердловской области размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье в рамках федеральной подпрограммы, составляет 35 процентов расчетной стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 40 процентов расчетной стоимости жилья для молодых семей, имеющих одного и более детей, и одиноко проживающих родителей с детьми и может выплачиваться за счет средств бюджетов всех уровней.

Средний показатель по количеству молодых семей, улучшивших свои жилищные условия в рамках данной меры государственной поддержки, за все годы ее реализации на территории Свердловской области составляет 420 семей, или в среднем не более 4 процентов от числа молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, встает вопрос о повышении эффективности мер государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий без значительных увеличений объемов бюджетных средств.

Развитая сфера ипотечного жилищного кредитования в Свердловской области позволяет молодым семьям улучшать свои жилищные условия, однако остается проблемой наличие собственных средств, которые должны быть направлены на первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита (займа), строительстве жилья, паевого взноса в жилищно-строительный кооператив.

Средний размер первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) составляет от 10 до 15 процентов от фактической стоимости жилья, или 20 процентов от расчетной стоимости жилья, используемой в рамках федеральной подпрограммы.

К тому же остается проблемой условие, связанное с ограничением возраста молодых семей для участия в подпрограмме 6, так как при достижении возраста 36 лет одним из супругов молодая семья, так и не получив социальную выплату, исключается из участников федеральной подпрограммы.

Предоставление молодым семьям - участникам федеральной подпрограммы региональной социальной выплаты в размере 20 процентов от расчетной стоимости жилья за счет средств областного и местных бюджетов, а также исключение требования по ограничению возраста супругов поможет значительно сократить очередь молодых семей по федеральной подпрограмме.

Предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям в размере 100 тысяч рублей за каждого рожденного ребенка за время реализации подпрограммы 8 будет способствовать увеличению рождаемости и улучшению демографической ситуации в Свердловской области.

К наиболее серьезным рискам реализации подпрограммы 8 можно отнести такие риски, как изменение региональной нормативно-правовой базы в части сокращения или прекращения финансирования областных целевых программ и неэффективное управление государственной программой.

 

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОТРАСЛИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ


Информация по документу
Читайте также