Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 236-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 апреля 2017 г. N 236-ПП ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 22.11.2017 № 874-пп) В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законами Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области" и от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет: 1. Утвердить Стратегию развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года (прилагается). 2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области А.Р. Салихова. 3. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru). Губернатор Свердловской области Е.В.КУЙВАШЕВ Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 5 апреля 2017 г. N 236-ПП СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 22.11.2017 № 874-пп) Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Стратегия развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет цели, направления развития архивного дела в Свердловской области, содержит принципы и приоритеты государственной политики, механизмы ее реализации, параметры развития, формы и методы деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, которые обеспечат благоприятные условия развития архивного дела. Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203), Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р, Концепцией региональной информатизации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 2769-р, Программой информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011 - 2020 годы, утвержденной Приказом Федерального архивного агентства от 02.12.2011 N 104, Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области", в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы". (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 22.11.2017 № 874-пп) Стратегия базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области в сфере архивного дела. Стратегия учитывает основные положения Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года N 203, Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства, а также проекта Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г. (В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 22.11.2017 № 874-пп) Место архивов в современном мире определяется той ролью, которую играет в нем документ как оперативный регулятор различных сфер деятельности человека, общества и государства. Востребованность в ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития страны, государственного и муниципального управления делает архив надежным, адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности человека, общества и государства. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архив имеет признаки научной организации. Популяризируя историю страны в целом и родного края в частности, архив выступает в качестве культурно-просветительского учреждения. Раздел 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В Свердловской области накоплен значительный информационный массив архивных документов и создана инфраструктура по его обработке: развитая сеть архивных учреждений, квалифицированный кадровый состав. На 01.01.2016 в государственных архивах Свердловской области (далее - областные государственные архивы) и муниципальных архивах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные архивы), сосредоточено свыше 5 млн. единиц хранения, в том числе более 45006 особо ценных дел, 153559 единиц хранения аудиовизуальных документов на традиционных и электронных носителях, 54043 дела научно-технической документации, 4766511 кадров страхового фонда особо ценных и уникальных документов, которые отражают историю заселения и освоения территории Среднего Урала с начала XVII века, разносторонне характеризуют социально-экономическое, культурное и духовное развитие региона более чем за четырехсотлетний период. В течение 2006 - 2016 годов развитие архивного дела в Свердловской области было ориентировано на достижение следующих стратегических целей: 1) обеспечение единого информационного пространства и прав граждан в сфере использования архивных документов как составной части информационных ресурсов Свердловской области; 2) развитие информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области и Архивного фонда Свердловской области; 3) обеспечение сохранности архивных документов как части историко-культурного достояния Свердловской области. Решение задач, направленных на реализацию указанных целей, позволило осуществить мероприятия, направленные на развитие имеющегося информационного потенциала Свердловской области. Базовыми направлениями развития архивного дела в последние годы стали: сохранение и популяризация историко-архивного наследия, информатизация отрасли, развитие выставочной деятельности, модернизация материально-технической базы архивных учреждений. За период с 2006 по 2016 год удалось достичь следующих результатов: 1) преодолеть негативные тенденции в развитии отрасли; 2) сформировать новую систему государственного управления в области архивного дела, опирающуюся на нормативно закрепленное разграничение полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления; 3) обеспечить стабильное финансирование архивных органов и учреждений в Свердловской области; 4) достичь положительной динамики роста ключевых показателей (противопожарная защищенность областных государственных и муниципальных архивов; оснащенность компьютерным оборудованием и локальными вычислительными сетями; упорядочение и улучшение физического состояния архивных документов; увеличение объемов работ по разработке информационно-поисковых систем и автоматизированных технологий; прием документов на постоянное хранение). Как следствие, архивная служба Свердловской области занимает лидирующие позиции в Уральском федеральном округе по приоритетным направлениям. Значительная часть мероприятий, направленных на совершенствование имеющейся материально-технической базы отрасли, реализована за счет средств областных государственных целевых программ. В Свердловской области с 1999 года реализованы 4 областные целевые программы в сфере архивного дела. В результате выполнения программы в 2005 году достигнут показатель 100-процентной компьютеризации областных государственных и муниципальных архивов. С 2011 года в рамках областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1477-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", реализовано самостоятельное направление "Создание автоматизированной информационной системы по документам Архивного фонда Российской Федерации, находящимся в государственной собственности Свердловской области" (на 2011 - 2012 годы было предусмотрено 39437 тыс. рублей) с целью оперативного предоставления информационных услуг гражданам посредством интернет-ресурсов. В рамках данной программы Управление архивами Свердловской области (далее - Управление архивами) приступило к реализации инновационного проекта "Электронный архив Свердловской области". Применение программных методов управления отраслью позволило достичь положительных качественных изменений в предоставлении архивных услуг населению: в архивах установлены автоматизированные пользовательские места, расширился спектр возможностей предоставления услуг, оказываемых на базе новых информационных технологий, снизились сроки исполнения запросов граждан. В связи с наметившимися положительными тенденциями необходимо дальнейшее развитие программного метода управления, ориентированного на конкретный результат. Архивное обслуживание населения осуществляется преимущественно областными государственными казенными учреждениями, выступающими главным инструментом реализации политики в сфере архивного дела на территории Свердловской области. Муниципальная сеть архивных учреждений остается наиболее социально ориентированной (таблица 1). Таблица 1 СЕТЬ АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В отличие от иных социальных отраслей заказчиком и потребителем услуг и продуктов деятельности архивных учреждений, как и учреждений культуры, является общество в целом. Ежегодно посетителями архивных учреждений становятся не менее 35 тыс. человек. Количество пользователей по сравнению с 2011 годом выросло в 1,5 раза и составило в 2015 году 52252 тыс. человек (таблица 2). Таблица 2 КОЛИЧЕСТВО ПОСЕТИТЕЛЕЙ В АРХИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Деятельность архивных учреждений Свердловской области, направленная на решение задач по воспитанию патриотизма и развитию творческого, научного потенциала населения, сегодня наиболее востребована обществом. Перечень государственных услуг установлен Приказом Управления архивами от 30.11.2015 N 27-01-33/208 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями Свердловской области в сфере архивного дела, и одобрении примерного перечня муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области". Сохранение и популяризация историко-культурного наследия Свердловской области через развитие архивного дела - одна из важных задач, которую отрасли предстоит решать, реализуя Стратегию. Результатом работы должно стать снижение количества архивных документов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, и увеличение показателя посещаемости архивов. На фоне общероссийской статистики архивы Свердловской области выгодно смотрятся по показателям интенсивности использования архивных фондов, превышая средний показатель по России. Количество тематических запросов по архивным документам с 2011 по 2015 год в среднем по Российской Федерации увеличилось на 25 процентов, по Уральскому федеральному округу - на 36 процентов, в Свердловской области - на 38 процентов. Рост количества посещений читальных залов государственных архивов субъектов Российской Федерации в среднем по Российской Федерации за 2011 - 2015 годы составил 24 процента, читальных залов государственных архивов Свердловской области - 39,6 процента. Сравнительные данные по объему хранящихся архивных документов в государственных архивах субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов по Уральскому федеральному округу приведены в таблице 3. Таблица 3
Архивная деятельность на сегодняшний день востребована не только населением, но и является предметом повышенного внимания на всех уровнях власти, что объясняется большими потенциальными возможностями архивов в продвижении процессов информатизации общественной жизни. Количество принятых в областные государственные и муниципальные архивы документов за 2006 - 2016 годы значительно увеличилось, в том числе за счет документов по личному составу. Изменился качественный состав принимаемых на постоянное хранение документов в связи с развитием политической и государственной системы Российской Федерации. Внедрение научно-технических достижений отразилось на способах документирования человеческой жизнедеятельности, появились новые материальные носители документной информации. Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, в условиях происходящих экономических и политических преобразований возникла необходимость поиска новых решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность информационных ресурсов, а с другой - создать механизмы, позволяющие архивной отрасли более эффективно развиваться в рыночных условиях. Состояние архивного дела в Свердловской области определяется спецификой его развития, характерной для старопромышленных регионов России: 1) высокой долей архивных документов крупнейших промышленных предприятий, в том числе оборонного комплекса; 2) долговременной и непрерывной концентрацией в областных государственных и муниципальных архивах архивных документов ликвидирующихся организаций, а также предприятий, прошедших процедуру акционирования, вызвавшей резкое сокращение свободных площадей архивохранилищ. Перечисленные факторы обусловливают повышенную нагрузку на материально-технический комплекс архивов. Для архивного дела Свердловской области острой остается проблема недостаточности площадей архивохранилищ. Около 70 процентов архивов достигли предельной загруженности архивными документами. Плановый прием на постоянное хранение в областные государственные архивы составляет 18,917 тыс. единиц хранения архивных документов и в муниципальные архивы - более 110 тыс. единиц хранения архивных документов в год. Более 22 процентов архивных документов хранятся сверх установленного срока в организациях и подлежат приему в государственные архивы, и 7,3 процента - в муниципальные архивы. В организациях - источниках комплектования муниципальных архивов сверх установленного срока хранится 11,35 процента архивных документов. Остаются нерешенными на уровне законодательства Российской Федерации проблемы приема архивных документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В условиях дефицита средств местных бюджетов услуги населению, ориентированные на формирование личности и повышение качества городской и сельской среды, частично софинансируются областным бюджетом через предоставление дотаций. В современных условиях оценка эффективности работы архивных учреждений связана с повышением доступности информационных услуг для граждан и организаций. Высок уровень компьютеризации архивов. Все они оснащены техническими средствами автоматизации, 37 процентов имеют доступ к электронной почте и выход в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет). В то же время серьезной проблемой остается высокий процент зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии (61 процент), существует потребность в профильном оборудовании. Численность работающих в отрасли составляет 525 человек, средний показатель образовательного уровня работающих специалистов - 48 процентов работников, имеющих высшее образование. В целом присутствует дефицит кадров в государственных архивах, сохраняется острый спрос на специалистов высокой квалификации и персонал, владеющий инновационными технологиями. Архивная отрасль испытывает потребность и в молодых специалистах: средний возраст работников архивов составляет 39 лет. Основными поставщиками кадров для архивных учреждений является департамент "Исторический факультет" Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (далее - Уральский Федеральный университет). Численность списочного состава работников государственных и муниципальных архивных учреждений представлена в таблице 4. Таблица 4 Численность работников областных государственных и муниципальных архивов
Наряду с численностью работающих растет заработная плата работников архивов Свердловской области. С 01.12.2010 введена новая система оплаты труда работников областных государственных архивов, в 2014 году утверждена "дорожная карта". Прирост заработной платы работников областных государственных архивов в 2015 году по отношению к 2013 отчетному году составил 17,3 процента. Переход на отраслевую систему оплаты труда позволил увязать размер заработной платы с качеством и результативностью работы специалистов. Уровень заработной платы работников архивов в 2015 году достиг 92,2 процента от средней заработной платы по экономике в Свердловской области. В связи с этим повышение оплаты труда - необходимое условие повышения результативности сферы архивного дела. Динамика финансирования архивной отрасли представлена в таблице 5. Таблица 5
В то же время превалирующая идеология социально ориентированной бюджетной политики, связанной преимущественно с повышением заработной платы (ее доля в расходах учреждений по-прежнему составляет от 60 до 75 процентов) и текущим оснащением и содержанием учреждений, еще не позволяет эффективно решать существующие инфраструктурные проблемы, расширять спектр услуг и создавать конкурентоспособные продукты. Необходимо изменение финансовой политики, связанной с наращиванием активов учреждений, переориентацией расходования средств в текущем режиме сметного финансирования на целевое бюджетирование по достигнутым результатам. Эти проблемы предстоит решать в среднесрочный период через государственные программы, направленные на повышение эффективности расходования бюджетных средств при решении стратегических и тактических задач. Проблемы развития на современном этапе: 1) устаревшая материально-техническая база: отсутствие специализированных зданий, помещений, устаревшее оборудование, недостаточность современных форм (компьютеризированных программных продуктов) для организации выполнения задач уставной деятельности архивов; 2) отсутствие системы подготовки и переподготовки специалистов; 3) отсутствие программы поддержки молодых специалистов; 4) отставание системы организации деятельности архивов от изменившихся характеристик социума; 5) невысокий уровень юридической и экономической грамотности кадров; 6) преобладание "бюджетного сознания" в условиях экономических преобразований, сложность в переориентации мышления; 7) невысокий уровень социальной защищенности работников архивов; 8) низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли в целом. Раздел 3. ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ АРХИВНОГО ДЕЛА Глава 1. ПРИОРИТЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ Предполагается, что развитие архивного дела в данный период будет обусловлено прежде всего темпами роста потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной части историко-культурного наследия, документальных информационных ресурсов региона, а также повышением качества оказываемых государственных услуг. В Стратегии учтены и наиболее серьезные риски, указанные в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", которые могут повлиять на состояние архивного дела, к ним относятся угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, в том числе: неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, другой открытой социально значимой информации; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы. За 2004 - 2016 годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности. Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности в сфере архивного дела. Приняты Федеральные законы от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере. Принят Закон Свердловской области от 15 марта 2005 года N 5-ОЗ "Об архивном деле в Свердловской области". Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в областных государственных архивах, получена лицензия на деятельность областных государственных архивов в области защиты государственной тайны. Наибольшую опасность информационной безопасности областных государственных архивов представляют ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий. В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений необходимо формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействие организациям в повышении эффективности работы. Недостаточность финансирования деятельности областных государственных архивов и, как следствие, приостановка комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации в связи с отсутствием свободных площадей в трех областных государственных архивах (государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив административных органов Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив в городе Красноуфимске"). На 01.01.2016 загруженность архивохранилищ областных государственных архивов составляет более 100 процентов. В результате в ближайшей перспективе невозможно будет осуществить прием порядка 500 тыс. единиц хранения архивных документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основе договоров, государственных органов Свердловской области, муниципальных архивов, а также организаций - источников комплектования, что, безусловно, ведет к увеличению количества документов, находящихся в ведомствах сверх установленного срока. Недостаток свободных площадей ведет к размещению архивных документов в условиях, не соответствующих всем требованиям нормативных режимов хранения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|