Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 13.06.2017 № 303-П

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 13 июня 2017 года N 303-П

 

г. Саратов

 

 

 

 

Об утверждении Стратегии озеленения

населенных пунктов Саратовской области

 

 

В целях повышения комфортности условий проживания граждан и улучшения состояния окружающей среды на территории населенных пунктов области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию озеленения населенных пунктов Саратовской области (далее – Стратегия) согласно приложению.

2. Министерству природных ресурсов и экологии области разработать и довести до сведения органов местного самоуправления методические рекомендации по реализации Стратегии (далее – рекомендации).

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области в пределах компетенции разработать и принять правовые акты муниципальных образований, в том числе муниципальные программы в сфере озеленения населенных пунктов, в соответствии со Стратегией и рекомендациями.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Соловьева А.А.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Временно исполняющий обязанности

Губернатора области                                                                     В.В.Радаев

 

 

 

 


Приложение к постановлению

Правительства области от

13 июня 2017 года N 303-П

 

 

Стратегия

озеленения населенных пунктов Саратовской области

 

1. Общие положения

 

Экологическая ситуация, складывающаяся в населенных пунктах, особенно в городах, является предметом повышенного внимания органов исполнительной власти области и местного самоуправления, политических партий и общественных движений, средств массовой информации и граждан.

Основа системы озеленения современного населенного пункта – насаждения различных категорий: в пределах жилых территорий (во дворах при группах домов, в садах жилых районов и микрорайонов), на участках школ, детских учреждений; насаждения общегородского и районного значения в парках культуры и отдыха, детских, спортивных и других специализированных парках, в скверах и на бульварах, на территории промышленных, коммунально-складских территорий, на полосах отвода земель для транспортной коммуникации, а также в заповедниках, санитарно-защитных и водоохранных зонах.

Растительность как средовосстанавливающая система обеспечивает комфортность условий проживания людей в населенном пункте, регулирует газовый состав воздуха и степень его загрязненности, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического наслаждения людей.

Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования зеленых насаждений населением оказывают постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях населенных мест и приводят к преждевременному отмиранию деревьев задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, в частности, химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств. Становится актуальным вопрос озеленения территории с целью снижения техногенной нагрузки.

Озеленение населенных пунктов является составной частью благоустройства и формирует благоприятную окружающую среду.

Обеспечение озеленения населенных пунктов на региональном уровне предполагает проведение эффективной экологически ориентированной политики, сбалансированное и рациональное размещение зеленых зон, постоянное информирование населения о мероприятиях по озеленению, разработку региональных и муниципальных правовых актов, организацию и устройство территории, внедрение современных систем управления объектами зеленого строительства.

Саратовская земля – край с неповторимым индивидуальным обликом и богатой исторической судьбой. Саратовская область входит в состав Приволжского федерального округа и представляет собой регион с развитой экономикой, отличающейся высокой степенью диверсификации. Значительная часть добавленной стоимости формируется базовыми секторами экономики области – промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом. На территории области организовано 328 муниципальных образований, 38 муниципальных районов, 4 городских округа.

Область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, граничит на юге с Волгоградской областью, на западе – с Воронежской и Тамбовской областями, на севере – с Пензенской и Ульяновской областями, на северо-востоке – с Самарской областью, на юго-востоке и юге – с Республикой Казахстан.

Стратегия озеленения населенных пунктов Саратовской области (далее – Стратегия) определяет стратегические цели, задачи и принципы ведения озеленительных работ до 2040 года, направлена на сбалансированное решение задач в указанной сфере, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала населенных пунктов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений населения.

Реализация Стратегии приведет к улучшению состояния окружающей среды, повысит эстетическую привлекательность городов и сел и обеспечит развитие туристско-рекреационного комплекса области.

Правовой основой Стратегии являются Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Саратовской области, указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановление Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года", СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

 

2. Основные понятия

 

Озеленение населенных мест (зеленое строительство) – это комплекс работ по созданию, сохранению и использованию зеленых насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду.

Территория объекта озеленения – территория, включающая все планировочные элементы объекта озеленения в пределах красных линий.

Система озеленения – организованное взаимосвязанное размещение объектов озеленения в плане населенного пункта и пригородной зоны, согласованное с общей планировочной структурой и системой культурно-бытового обслуживания населения. Основными принципами формирования системы озеленения являются: равномерность размещения и равнодоступность объектов озеленения; непрерывность и взаимосвязанность насаждений.

Озелененные территории общего пользования – территории, используемые для рекреации всего населения населенного пункта (скверы, бульвары, сады, парки).

Озелененные территории ограниченного пользования – это территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения.

Озелененные территории специального назначения – это санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные зоны, кладбища, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог, питомники, цветочно-оранжерейные хозяйства, территории, подпадающие под действие Федерального закона "Об особо охраняемых территориях".

Схема озеленения – чертеж, отражающий общий характер и принципы размещения озелененных территорий в плане в зависимости от их функционального назначения.

Генеральный план объекта озеленения – основной чертеж объекта озеленения, являющийся основой для составления всех видов рабочих чертежей и сметы строительства.

Планировка объекта озеленения – территориальное устройство объекта, его пространственная и функциональная структура, размещение центров, дорог, насаждений, входов и т.д. Планировка определяется конкретными ландшафтными, социальными, архитектурно-строительными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.

Норма озеленения – площадь озелененных территорий общего пользования, приходящаяся на одного жителя.

Зонирование территории объекта озеленения – выделение в процессе проектирования объекта озеленения участков или зон различных по функциональному назначению: зоны зрелищных мероприятий, зоны спорта, зоны прогулок или зоны тихого отдыха.

 

3. Характеристика и состояние проблемы

 

Исторически сложилось, что в большинстве населенных пунктов Саратовской области зеленые насаждения расположены фрагментарно, система озеленения состоит из объектов, неодинаковых по площади, функциональному использованию, уровню рекреационной нагрузки и состоянию.

Важнейшей стратегической задачей области является вопрос развития на территории области рекреационного комплекса, включая туристическую и санаторно-курортную деятельность.

Для развития туристско-рекреационной и санаторно-курортной деятельности населенные пункты области должны быть в достаточной степени озеленены.

В последние годы в Саратовской области накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере достичь требуемого результата в сфере озеленения и обеспечить охрану объектов зеленого строительства.

Ранжированный список проблем в сфере озеленения населенных пунктов включает в себя:

невыполнение нормативов обеспечения зелеными насаждениями населения в большинстве населенных пунктов области;

аварийное и низкое эстетическое состояние существующих уличных зеленых насаждений;

отсутствие среднесрочных и долгосрочных планов по развитию системы озеленения населенных пунктов области;

отсутствие нормативно-правовой базы в сфере озеленения населенных пунктов на региональном и местном уровнях;

отсутствие правового механизма по применению административной практики в вопросе охраны объектов зеленого фонда населенных пунктов;

отсутствие непосредственно на городских селитебных территориях свободных площадей, пригодных под проведение масштабных мероприятий по озеленению;

недостаточная степень озеленения новых микрорайонов и застроек;

отсутствие актуальных данных о потребности в обеспечении посадочным материалом для целей озеленения.

 

4. Цели и задачи Стратегии

 

Главная цель Стратегии – увеличение площади и повышение качества насаждений зеленых зон населенных пунктов для создания комфортных условий проживания граждан.

Для достижения этой цели необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач.

Приоритеты Стратегии (основные задачи):

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере озеленения населенных пунктов области.

2. Обеспечение планирования в системе зеленого строительства.

3. Совершенствование системы управления и содержания объектов зеленого строительства.

4. Улучшение состояния и качества зеленых насаждений населенных пунктов области.

5. Проведение воспитательной и образовательной работы, направленной на формирование бережного отношения к зеленым насаждениям.

6. Развитие питомников декоративных растений и цветочно-оранжерейных хозяйств с целью полного обеспечения потребностей зеленого строительства.

7. Обеспечение участия населения и общественности в вопросах зеленого строительства.

Целевой ориентир – комплексный подход к озеленению, восстановлению и оздоровлению природных объектов в населенных пунктах области будет способствовать формированию в них комфортных и безопасных условий для жизни человека.

 

5. Основные этапы и направления деятельности в сфере озеленения

населенных пунктов

 

Схема территориального планирования Саратовской области, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 28 декабря 2007 года N 477-П "Об утверждении схемы территориального планирования Саратовской области", разработана на период до 2040 года.

Во взаимосвязи со схемой территориального планирования Саратовской области практическая реализация основных направлений Стратегии должна осуществляться также до 2040 года.

Реализация Стратегии не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода ее действия.

Предусматривается следующий план мероприятий на территории Саратовской области по реализации Стратегии.

 

План мероприятий

на территории Саратовской области по реализации Стратегии

("дорожная карта")

 

N

п/п

Наименование мероприятия

Планируемый результат

Срок реализации, годы

Ответственные исполнители, соисполнители, участники

1.

Совершенствование правовых актов

в области озеленения населенных пунктов

повышение уровня нормативно-

правового регулирования

в сфере зеленого строительства

2017-2020

органы местного самоуправления

(по согласованию), министерство природных ресурсов и экологии области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство

по делам территориальных образований области

2.

Внедрение практики учета и оценки состояния территорий объектов озеленения

получение фактических данных, характеризующих зеленые насаждения

2017-2020

органы местного самоуправления (по согласованию)

3.

Разработка предложений

по совершенствованию законодательства

в сфере охраны объектов зеленого фонда населенных мест

обеспечения своевременного

и эффективного предотвращения возможных негативных последствий

в виде нанесения вреда зеленым насаждениям

2017-2018

министерство природных ресурсов и экологии области, органы местного самоуправления (по согласованию)

4.

Разработка среднесрочных

и долгосрочных планов по озеленению населенных пунктов муниципальных образований, их увязка с документами градостроительного планирования

обеспечение непрерывного планомерного характера озеленения населенных пунктов

2017-2020

органы местного самоуправления

(по согласованию)

5.

Подготовка кадров

по направлению подготовки "садово-парковое и ландшафтное строительство"

в профессиональных образовательных организациях области

обеспечение потребностей зеленого строительства

в специалистах

2017-2040

министерство образования области, органы местного самоуправления

(по согласованию), министерство природных ресурсов и экологии области

6.

Реализация мероприятий по охране зеленых насаждений в населенных пунктах области

сохранение озелененных территорий

в населенных пунктах

2017-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию)

7.

Развитие питомников декоративных древесных растений

обеспечение потребностей

в саженцах древесно-

кустарниковых пород

2017-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию), министерство природных ресурсов и экологии области

8.

Закладка питомников декоративных растений и цветочно-

оранжерейных хозяйств

обеспечение потребностей

в районированном посадочном материале стандартного качества

2017-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию),

министерство природных

ресурсов и экологии области, министерство сельского хозяйства области

9.

Удаление устаревших, аварийных насаждений, подготовка территории под новые объекты зеленого строительства

улучшение качества зеленых насаждений населенных пунктов

2017-2040

органы местного самоуправления (по согласованию)

 

10.

Капитальный ремонт объектов озеленения

в населенных пунктах

улучшение качества зеленых насаждений населенных пунктов

2017-2040

органы местного самоуправления (по согласованию)

11.

Обновление объектов зеленого строительства при проведении работ по благоустройству дворовых территорий

в городах области

улучшение качества зеленых насаждений населенных пунктов

2017-2040

органы местного самоуправления (по согласованию), министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

12.

Выполнение работ

по уходу за зелеными насаждениями

и устройство поливочных систем

улучшение качества зеленых насаждений населенных пунктов

2017-2040

органы местного самоуправления (по согласованию)

 

13.

Проведение конкурсов в муниципальных районах "Лучшее озелененное пространство двора многоквартирного дома и частной застройки"

обеспечение участия населения

и общественности

в вопросах зеленого строительства

2017-2020

органы местного самоуправления (по согласованию)

14.

Реализация

и актуализация среднесрочных

и долгосрочных планов, муниципальных программ по озеленению населенных пунктов муниципальных районов области

обеспечение непрерывного планомерного процесса озеленения населенных пунктов

2017-2025

органы местного самоуправления

(по согласованию)

15.

Обеспечение рабочими местами подготовленных специалистов в сфере зеленого строительства

повышение качества создаваемых объектов зеленого строительства

2021-2040

органы местного самоуправления (по согласованию)

16.

Создание парков, скверов, бульваров, садов и озелененных полос улично-дорожной сети

увеличение площади озелененных территорий общего назначения

2017-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию)

17.

Проведение областного конкурса "Лучшая озелененная территория образовательной организации"

формирование

у детей бережного отношения к зеленым насаждениям

2021-2025

министерство образования области, органы местного самоуправления

(по согласованию), министерство природных ресурсов и экологии области

18.

Внедрение современных научно-обоснованных технологий проектирования

и способов создания зеленых насаждений

снижения затрат при создании объектов зеленого строительства

и повышение

их экологической устойчивости

2017-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию),

образовательные организации высшего образования области

(по согласованию)

19.

Расширение ассортимента посадочного материала в питомниках декоративных растений и цветочно-

оранжерейных хозяйства

полное обеспечение потребностей

в посадочном материале питомниками, организованными на территории области

2017-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию), министерство природных ресурсов и экологии области, министерство сельского хозяйства области

20.

Проведение областного конкурса "Лучшая озелененная территория лечебного учреждения"

Формирование

у населения бережного отношения к зеленым насаждениям

2025-2030

министерство здравоохранения области, органы местного самоуправления

(по согласованию), министерство природных ресурсов и экологии области

21.

Актуализация информации

о состоянии объектов зеленого строительства на основе инвентаризации

получение информации для дальнейшего планирования

в сфере озеленения населенных мест

2021-2040

органы местного самоуправления

(по согласованию)

22.

Оценка результативности исполнения среднесрочных

и долгосрочных планов по озеленению населенных пунктов

создание информационной основы для выработки дальнейших управленческих решений

2025-2040

министерство природных ресурсов и экологии области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, органы местного самоуправления (по согласованию)

 

6. Совершенствование системы озеленения населенных пунктов

Саратовской области

 

В связи с интенсивным ведением строительства, развитием наружной рекламы, уличной торговли, а также в отсутствие планов развития озеленения и схем озеленения населенных пунктов, а также муниципальных программ по созданию, содержанию и охране объектов зеленого строительства площади зеленых насаждений повсеместно сокращаются, что приводит к ухудшению качества окружающей среды. Озеленение городов и других населенных пунктов осуществлялось и продолжает осуществляться устаревшими методами, по остаточному принципу финансирования, без учета состояния окружающей среды и средозащитных свойств зеленых насаждений. Вместе с тем, именно зеленые насаждения являются одним из совершенных и сравнительно дешевых методов оптимизации среды населенного пункта.

Основными мероприятиями в зеленом строительстве являются работы по посадке и уходу за деревьями и кустарниками, созданию газонов, посадка и уход за цветочной рассадой и т.п.

В настоящее время в области насчитывается более 110 тысяч га зеленых насаждений, из них по оценкам экспертов около 40 процентов зеленых насаждений – возрастные. Такие насаждения особенно сильно страдают во время снегопадов, ливневых дождей, порывистого ветра и чрезвычайных ситуаций, поэтому во многих местах отмечается падение деревьев, облом скелетных ветвей, стволов. Требуется замена погибших деревьев саженцами пород, наиболее подходящих по условиям произрастания.

Вследствие катастрофического недофинансирования работ по озеленению на протяжении ряда лет не производился профилактический и плановый уход за деревьями и кустарниками, в результате чего растения подвержены многочисленным болезням. В зеленых насаждениях и лесопарковых частях зеленых зон городов древесно-кустарниковая растительность возобновляется самосевом малоценных и эстетически непривлекательных пород, что также отрицательно сказывается на качестве озеленения.

Ассортимент древесных и кустарниковых пород, применяемых в озеленении населенных пунктов, на протяжении более 30 лет не подвергался ревизии и не пересматривался с учетом меняющейся экологической ситуации. Необходимо расширить ассортимент селекционного материала для выращивания устойчивых и высоко декоративных насаждений для озеленения городских и сельских территорий.

Актуален для области вопрос восстановления и развития питомников декоративных древесно-кустарниковых культур и оранжерейно-цветочных хозяйств.

В связи с интенсивным строительством новых микрорайонов в ряде городов возникла необходимость в корректировке системы озеленения в увязке с планировочными градостроительными решениями и прогнозными объемами работ на ближайшие годы.

При строительстве и реконструкции парков, скверов, бульваров по периметру массивов целесообразно создавать живую изгородь, которая будет снижать поступление пыли и загрязненного воздуха во внутреннюю часть зеленых насаждений. При озеленении внутренней части массивов предпочтительно использовать растения, которые не только устойчивы к загрязненному воздуху населенных пунктов, но и характеризуются эстетической привлекательностью в разные времена года.

В парках и садах жилых районов и микрорайонов желательно создавать минидендрарии, в которых коллекции растений могут формироваться по природным зонам, по материкам происхождения и другим признакам. В рамках экологического просвещения растения необходимо сопровождать табличками с информацией о названии и родине вида, что будет удовлетворять познавательный интерес посетителей.

В объектах озеленения вдоль магистралей и улиц населенных пунктов желательно отказаться от использования крупномерных деревьев с раскидистой кроной.

Выделяются следующие первоочередные направления работ по улучшению озеленения в населенных пунктах области:

совершенствование правовых актов в сфере создания, содержания и охраны зеленых насаждений;

реконструкция зеленых насаждений, утративших свою декоративную ценность;

создание новых объектов озеленения общего назначения с учетом современных требований ландшафтного дизайна;

проведение работ по санитарной обрезке и рубке возрастных, сухостойных и больных пораженных вредителями деревьев;

цветочное оформление территорий населенных пунктов;

утверждение ассортимента древесных и кустарниковых пород, рекомендуемых действующими нормативными документами для озеленения населенных пунктов Саратовской области.

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества зеленых насаждений, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в увязке с ведомственными целевыми программами.

Принципы построения региональной системы озеленения населенных пунктов Саратовской области должны быть основаны на организационной целостности, соподчиненности, преемственности и взаимосвязанности в организации работы, последовательности в реализации основных направлений деятельности и мероприятий по обеспечению озеленения населенных мест. Условие ее эффективного функционирования – координация деятельности, которая реализуется посредством организационно-управленческих мероприятий.

В качестве основных программных мероприятий можно выделить:

обязательность планирования работ в сфере зеленого строительства;

совершенствование государственной политики и системы управления объектами зеленого строительства;

кадровое и материально-техническое обеспечение зеленого строительства;

совершенствование органами местного самоуправления нормативно-правовой базы в сфере озеленения населенных пунктов;

научно-исследовательское и проектное сопровождение мероприятий по озеленению;

внедрение инновационных разработок отечественной науки и производства в сфере зеленого строительства;

развитие и совершенствование системы непрерывного экологического образования населения;

обеспечение участия общественности в подготовке и обсуждении проектов в сфере зеленого строительства.

 

7. Организационная модель Стратегии

 

Решение задач по обеспечению озеленения населенных пунктов области осуществляется ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками, указанными в плане мероприятий на территории Саратовской области по реализации Стратегии ("дорожной карте"), во взаимодействии.

Источниками финансирования Стратегии являются как бюджетные, так и внебюджетные средства (прогнозно).

 

8. Реализация Стратегии

 

Основным принципом реализации Стратегии является развитие и улучшение качественных характеристик озеленения населенных пунктов Саратовской области.

Общая оценка вклада Стратегии в экономическое развитие заключается в консолидации действий органов местного самоуправления, органов государственной власти области и инвесторов, направленных на достижение положительных результатов в решении поставленных задач.

Эффективность реализации Стратегии оценивается путем систематического проведения мониторинга результатов программных мероприятий и анализа полученных данных.

 

9. Научно-техническое обеспечение Стратегии

 

Важным условием реализации комплекса мер, предусмотренных Стратегией, является развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере озеленения населенных пунктов Саратовской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие важнейшие задачи:

актуализация ассортимента декоративных деревьев, кустарников и лиан, цветочно-декоративных растений, рекомендуемых к культивированию в населенных пунктах области;

разработка и совершенствование технологий проектирования и способов создания зеленых насаждений на принципах снижения затрат и повышения их экологической устойчивости;

разработка системы инвентаризации и мониторинга за состоянием систем озеленения населенных пунктов на базе ГИС-технологий;

подготовка высококвалифицированных кадров в сфере ландшафтной архитектуры и строительства по современным образовательным программам.

 

10. Ожидаемые результаты (заключение)

 

Достижение целей и решение задач Стратегии планируется осуществить путем реализации плана мероприятий.

Реализация Стратегии позволит обеспечить:

повышение уровня комфортности проживания населения;

снижение количества переросших и представляющих угрозу жизни и здоровью граждан деревьев;

улучшение эстетического состояния территорий населенных пунктов.

 

_____________________

 


Информация по документу
Читайте также