Расширенный поиск

Постановление Правительства Самарской области от 27.06.2017 № 404

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2017 г. N 404

 

 

О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области

от 03.04.2013 N 135 "Об утверждении Плана мероприятий

("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг

в сфере социального обслуживания населения в Самарской области

(2013 - 2018 годы)"

 

 

В целях повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 03.04.2013 N 135 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив План мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (Антимонову).

3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

                  Первый

         вице-губернатор –

председатель Правительства

         Самарской области                                                                                                         А.П.Нефедов

 

 

 

Приложение

к Постановлению

Правительства Самарской области

от 27 июня 2017 г. N 404

 

 

 

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)

 

I. Общее описание

 

1. Векторы развития системы социального обслуживания региона

 

Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Самарской области (2013 - 2018 годы) (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания населения в Самарской области, повышение качества и доступности социальных услуг.

Формирование и реализация социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите, гарантирование равного доступа к качественным социальным услугам являются приоритетными направлениями государственной политики Правительства Самарской области. В Самарской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социальных услугах.

Целевую направленность развития учреждений социального обслуживания региона определяют демографическая ситуация, в том числе изменение возрастной структуры, связанное с ростом численности нетрудоспособного населения области, неуклонное повышение числа инвалидов (взрослых и детей), тенденция роста численности лиц без определенного места жительства, невысокий уровень жизни маргинальных слоев населения, необходимость улучшения положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Население Самарской области отличается выраженной деформацией возрастной структуры, "старением общества", главным проявлением которого является значительное повышение доли пожилых людей. С 2000 по 2015 год доля граждан пожилого возраста увеличилась с 20,8% (681,7 тыс. человек) до 26% (828,4 тыс. человек), при том что международным критерием старения населения страны является превышение порога 12%. Данная тенденция обуславливает необходимость выработки новой политики в отношении пожилых людей с учетом их индивидуальной нуждаемости в различных видах социальных услуг, включающей создание условий для активного долголетия жителей области.

Выполнение мероприятий "дорожной карты" позволит обеспечить:

реализацию на территории Самарской области Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

развитие системы социального обслуживания региона, ее адаптацию к социально-экономическим и демографическим условиям;

повышение качества и доступности социальных услуг для жителей региона.

 

2. Характеристика отрасли социального обслуживания населения

Самарской области

 

2.1. Система социального обслуживания региона

 

Система социального обслуживания Самарской области представляет разветвленную, многофункциональную структуру организаций, оказывающих социальные услуги различным категориям населения.

С 2014 года осуществляется планомерная оптимизация сети государственных учреждений.

В 2016 году работа в данном направлении проведена путем реорганизации учреждений в форме присоединения: укрупнения по окружному принципу, присоединения более мелких учреждений к более крупным (пансионаты для граждан пожилого возраста и инвалидов), перевода небольших учреждений в структурные подразделения крупных учреждений региона (например, объединение областного центра диагностики и консультирования с территориальными подразделениями, расположенными в муниципальных образованиях).

Так, в 2015 году в ведомственном подчинении министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) находилось 169 государственных учреждений. В ходе оптимизации сети в 2016 году произошло сокращение юридических лиц, что позволило повысить управляемость и обеспечить максимальную эффективность использования средств областного бюджета, ежегодно направляемых на их содержание, при одновременном сохранении в полном объеме целей и видов их деятельности, количества обслуживаемых граждан, коечной мощности, а также доступности социальных услуг для населения.

На 1 января 2017 года сеть государственных организаций социального обслуживания включает 91 учреждение:

10 домов-интернатов общего типа;

8 домов-интернатов психоневрологического профиля;

2 дома-интерната для умственно отсталых детей;

1 специальный пансионат для пожилых граждан и инвалидов из числа маргинальных групп населения;

1 областной геронтологический центр;

1 центр социальной адаптации для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;

1 социальный приют для лиц без определенного места жительства и занятий;

33 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

5 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей и подростков;

5 комплексных центров социального обслуживания населения;

10 центров социальной помощи семье и детям;

1 центр диагностики и консультирования (оказывает социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические услуги в полустационарной форме).

Подразделения службы семьи, а также учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому и в полустационарной форме имеются во всех 37 городских округах и муниципальных районах области.

Количество отделений, оказывающих социальные услуги на дому, за период 2013 - 2016 годов увеличилось с 443 до 446 единиц.

В целях формирования рынка социальных услуг в области проводится работа по привлечению негосударственного сектора в сферу социального обслуживания. Наблюдается динамика увеличения доли негосударственных организаций в общем объеме организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере. В реестр поставщиков социальных услуг Самарской области (далее - реестр) в 2015 году входили только государственные учреждения. В 2016 году в реестр вошли 207 организаций социального обслуживания, из них 3 некоммерческие общественные организации, в 2017 году внесены 102 организации, из них 11 некоммерческих (10,7%). В 2018 году в реестр ориентировочно войдут 15 негосударственных поставщиков.

 

2.2. Финансирование

 

Расходы на социальное обслуживание населения ежегодно предусматриваются в бюджете Самарской области, а также осуществляются за счет внебюджетных источников - от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений.

На территории Самарской области реализуются:

государственная программа Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы, включающая в себя подпрограммы:

"Развитие социального обслуживания населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы с объемом финансирования 85 855,37 тыс. рублей;

"Укрепление и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения Самарской области" на 2014 - 2019 годы с объемом финансирования 4 201 988,27 тыс. рублей;

государственная программа Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014 - 2020 годы с общим объемом финансирования 4 454 859,42 тыс. рублей.

Информация о расходах на социальное обслуживание населения в Самарской области представлена в таблице 1.

Среднемесячная заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения области за 2015 год составила 15 495,9 рубля (61,9% к уровню среднего дохода от трудовой деятельности в регионе), в 2016 году - 19 922,0 рубля (78,6%), в 2017 году составит 21 360,0 рубля (80%), с 1 января 2018 года - 29 070,0 рубля (100%).

 


Таблица 1

 

Расходы на социальное обслуживание населения

в Самарской области

 

Годы

Расходы на социальное обслуживание, тыс. рублей

в том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. рублей

Доля фонда оплаты труда в общих расходах, %

из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников, тыс. рублей

Доля в общем фонде оплаты труда, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

Всего

в том числе

доля внебюджетных средств, %

средства бюджета Самарской области

внебюджетные средства

средства бюджета Самарской области

внебюджетные средства

средства бюджета Самарской области

внебюджетные средства

2013

4990552,9

4522692,1

467860,8

9,4

3718714,3

3501807,7

216906,6

5,8

74,5

1146130,0

1118630,0

27500,0

2,4

30,8

2014

6215895,5

5689671,3

526224,2

8,5

4857213,3

4601190,8

256022,6

5,3

78,1

1477700,0

1447100,0

30600,0

2,1

30,4

2015

6197760,3 <1>

5611186,8 <2>

586573,5

9,5

4878600,4

4582076,9 <2>

296523,5

6,1

78,7

1477340,0

1446440,0 <2>

30900,0

2,09

30,3 <2>

2016

7139308,6

6504190,9

635117,7

8,9

5800351,7

5474303,6

326048,2

5,6

81,2

1863210,3

1823383,3

39827,0

2,14

32,1

2017

7864382,6

7245296,9

619085,7

7,9

6527198,9

6321222,8

205976,1

3,1

80,9

2074791,0

2045523,9

29267,1

1,4

31,8

2018

8568605,5

7894914,8

673690,7

7,9

7228393,7

6967812,6

260581,1

3,6

84,4

2823697,2

2794430,1

29267,1

1,04

39,1

 

 

--------------------------------

<1> Общий объем средств на социальное обслуживание в 2015 году уменьшился в связи со снижением среднесписочной численности социальных работников и оптимизацией расходов на текущее содержание учреждений. В 2016 году расходы увеличились в связи с открытием дополнительно 3 отделений социального обслуживания на дому и увеличением численности социальных работников.

<2> Объем средств бюджета Самарской области в 2015 году уменьшился в связи со снижением среднесписочной численности социальных работников и оптимизацией расходов на текущее содержание учреждений. В 2016 году бюджетное финансирование увеличилось в связи с увеличением расходов на фонд оплаты труда в рамках повышения средней заработной платы целевых категорий работников (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").

 

2.3. Кадровый потенциал отрасли социального обслуживания

населения

 

На 1 января 2017 года общая численность работников отрасли составляет 18 759 человек, в том числе:

5 986 социальных работников;

3 816 медицинских работников (врачи - 301 человек, средний медицинский персонал - 1 508 человек, младший медицинский персонал - 2 007 человек);

1 447 специалистов по социальной работе;

209 психологов.

Квалификационную категорию имеют: врачи - 94 человека (высшую - 18 человек, первую - 67 человек, вторую - 9 человек), средний медицинский персонал - 732 человека (высшую - 392 человека, первую - 36 человек, вторую - 104 человека). В системе работает 2 кандидата медицинских наук.

Количественная и качественная характеристика социальных работников организаций социального обслуживания населения Самарской области представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Количественная и качественная характеристика социальных

работников организаций социального обслуживания населения

Самарской области

 

Годы

Среднесписочная численность

Вакансии на 1 января отчетного года

Количество уволенных за отчетный год

Текучесть, %

Пол

Средний возраст

Образование

Всего

в том числе в сельской местности

ж.

м.

среднее общее

среднее профессиональное

высшее профессиональное

2013

6413

3225

672

538

8,4

6387

26

43,4

1055

4728

629

2014

6328

3182

696

512

8

6306

22

43,9

1073

4680

574

2015

6102

3163

937

570

9,3

6081

21

44,3

1096

4384

622

2016

5986

3223

983

455

7,6

5964

22

44,7

1106

4247

633

2017

6217 <1>

3223

983

473

7,6

6195

22

44,7

1106

4247

633

2018

6217

3223

983

473

7,6

6195

22

44,7

1106

4247

633

 

 

--------------------------------

<1> В 2017 году численность социальных работников увеличилась в связи с открытием в конце 2016 года дополнительно 3 отделений социального обслуживания на дому в новых крупных микрорайонах городского округа Самара с общей численностью жителей более 200 000 человек (Южный город, Крутые ключи).

 

2.4. Численность получателей и количество оказанных

социальных услуг

 

Динамика численности получателей социальных услуг по всем формам обслуживания и количества оказанных социальных услуг организациями социального обслуживания населения Самарской области представлена в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Динамика численности получателей социальных услуг

и количества оказанных социальных услуг организациями

социального обслуживания населения Самарской области

 

Форма социального обслуживания

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год (план)

2018 год (план)

Количество получателей

Количество оказанных услуг

Количество получателей

Количество оказанных услуг

Количество получателей

Количество оказанных услуг

Количество получателей

Количество оказанных услуг

Количество получателей

Количество оказанных услуг

Количество получателей

Количество оказанных услуг

Стационарная

5 728

1 987 116

5 652 <1>

1 993 704

5 660

1 979 284

5 581 <2>

1 984 514

6 447

2 051 316

6 835

2 206 122

Полустационарная

123 209

295 200

127 785

295 500

56 358 <3>

295 800

66 895

347 854

77 432

402 646

87 969

457 439

На дому

56 196 <4>

17 006 100 <4>

57 991 <4>

17 159 300 <4>

59 629

17 866 800

60 024

17 980 515

60 296

18 004 681

60 417

18 064 681

Срочные социальные услуги

36 907

638 523

36 863

638 473

16 907 <5>

436 300

28 668

437 999

29 314

439 707

29 428

441 422

Всего

221 092

19 926 939

226 764

20 045 977

138 554

20 568 184

161 168

20 700 882

173 489

20 898 350

184 649 <6>

21 169 664


--------------------------------

<1> Незначительное снижение численности получателей социальных услуг в стационарной форме в 2014 году (76 человек) сложилось за счет естественной убыли. Количество койко-мест в учреждениях не уменьшилось. В таблице указана численность граждан, получивших услуги в течение года (обслуженных), с учетом умерших и выбывших.

<2> Незначительное снижение численности получателей социальных услуг в стационарной форме в 2016 году (79 человек) сложилось за счет естественной убыли. Количество койко-мест в учреждениях не уменьшилось. С 2017 года планируется увеличение численности граждан, получивших социальные услуги в стационарной форме, за счет увеличения коечной мощности психоневрологических интернатов (оптимизации имеющихся площадей).

<3> Большая разница в численности получателей социальных услуг в полустационарной форме связана с изменением подходов к учету получателей социальных услуг - совершенствованием учета. Ведение с 2015 года персонифицированного учета (регистра получателей социальных услуг) позволяет исключить "задвоенность" при подсчете. Ранее учет осуществлялся некорректно (учитывались оказанные социальные услуги (обращения), а не получатели социальных услуг, а также услуги по переданным полномочиям (функциям), которые с 01.01.2015 к социальным услугам не относятся).

<4> Сведения представлены с учетом деятельности специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому.

<5> Численность получателей срочных социальных услуг не уменьшилась. Снижение показателя численности также связано с изменением подходов к учету получателей социальных услуг - совершенствованием учета. С 2015 года в Самарской области осуществляется персонифицированный учет. Работа ведется в регистре получателей социальных услуг, разработанном на основе программного продукта - автоматизированного рабочего места "ЦСО".

<6> Разница в показателях численности получателей услуг в 2018 году в сравнении с показателями 2013 года связана с тем, что до 01.01.2015 учет получателей социальных услуг осуществлялся по количеству обращений в учреждения социального обслуживания, а не по количеству получателей (один заявитель учитывался неоднократно). Кроме того, показатели 2013 - 2014 годов содержат услуги, оказываемые центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по иным полномочиям, не относящимся к социальному обслуживанию. Информация об этих услугах приведена в таблице 4.

 

В Самарской области наблюдается устойчивый рост численности граждан, нуждающихся в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услугах, прежде всего на дому и в стационарной форме обслуживания.

На 1 января 2017 года социальным обслуживанием охвачено 156 000 пожилых граждан (18,8%).

Численность лиц, обслуженных на дому, увеличилась с 56 196 человек в 2013 году до 60 024 человек в 2016 году.

Численность граждан, состоящих на учете и ожидающих своей очереди для организации обслуживания на дому, в 2013 году составила 61 человек, с 2015 года очередность отсутствует.

На 1 января 2017 года в стационарных учреждениях социального обслуживания Самарской области проживает 5 098 граждан пожилого возраста и инвалидов. В двух домах-интернатах для умственно отсталых детей проживает 319 человек, из них 110 имеют родителей.

 

2.5. Характеристика деятельности организаций социального

обслуживания населения, формы и методы работы с получателями

социальных услуг

 

В учреждениях социального обслуживания населения Самарской области оказываются все виды социальных услуг, включая социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг. Также применяются новые и ставшие традиционными формы работы, уделяется большое внимание работе, направленной на создание условий для активного долголетия пожилых граждан.

В центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов созданы все условия для организации досуга получателей социальных услуг, формирования у них позитивных интересов: действуют комнаты эмоциональной разгрузки, социально-бытовой адаптации, организованы клубы по интересам, кружки, в том числе с обучением разным видам художественного и прикладного творчества. Для малоимущих функционируют банки вещей.

В целях повышения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов на базе всех центров социального обслуживания работают компьютерные клубы. В течение 2016 года на курсах компьютерной грамотности клубов обучено 2880 человек.

Центрами социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов организована работа школ реабилитации и ухода, основной учебной площадкой которых являются 53 комнаты социально-бытовой адаптации. Комнаты представляют собой модель безбарьерной среды проживания инвалидов с различной патологией. В 2016 году услуги в комнатах социально-бытовой адаптации получили 24 тыс. человек.

Для повышения доступности и оперативности оказания социальных услуг в 33 центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов организована работа мобильных и мультидисциплинарных бригад. В работе задействовано 110 единиц автотранспорта. В течение 2016 года состоялось 4815 выездов мобильных бригад, более 13 тыс. человек получили свыше 33,0 тыс. социальных услуг.

С целью предупреждения опасных ситуаций и повышения эффективности оказания помощи себе и другим с 2013 года в учреждениях организованы школы безопасности для пожилых людей.

Школа безопасности представляет собой технологию, предусматривающую обучение пожилых людей и инвалидов, их родственников, специалистов и других лиц, осуществляющих уход за гражданами на дому, наиболее востребованным правилам повседневной безопасности, включая безопасность в быту, пожарную, антитеррористическую, юридическую безопасность, безопасность при приеме лекарственных средств и продуктов питания, безопасность на дорогах. Данная работа осуществляется при взаимодействии учреждений социального обслуживания населения с учреждениями здравоохранения, МЧС, районными отделами полиции и ГИБДД, общественными организациями.

В учреждениях социального обслуживания населения организовано 50 пунктов проката технических средств реабилитации, в том числе специализированных: для инвалидов-колясочников, инвалидов с патологией зрения, а также детей-инвалидов. Прокатный фонд учреждений социального обслуживания составляет более 3500 технических средств реабилитации, свыше 40 наименований технических средств реабилитации из федерального и регионального перечней.

В Самарской области наряду с предоставлением социальных услуг на государственные бюджетные учреждения - центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов возложены иные функции (полномочия), которые значительно увеличивают нагрузку на специалистов отделений, предоставляющих услуги в полустационарной форме. К таким полномочиям относятся:

содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), протезно-ортопедическими изделиями (далее - ПОИ), путевками на санаторно-курортное лечение и в учреждения, оказывающие реабилитационные услуги, собаками-проводниками, предоставлении услуг по ремонту ТСР, ПОИ, сурдопереводу, тифлосурдопереводу, назначении компенсации за самостоятельное приобретение ТСР, ПОИ, получение услуг по ремонту ТСР, ПОИ, сурдопереводу, тифлосурдопереводу, а также предоставлении бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения, изготовления ТСР, ПОИ, санаторно-курортного лечения, включающее в себя:

консультирование и прием документов;

постановка на учет и ведение учета граждан, нуждающихся в ТСР, ПОИ, собаках-проводниках, путевках на санаторно-курортное лечение и в учреждения, оказывающие реабилитационные услуги, ремонте ТСР, ПОИ, компенсационных выплатах за самостоятельное приобретение ТСР, ПОИ, получении услуг по ремонту ТСР, ПОИ, сурдопереводу, тифлосурдопереводу, проезде к месту лечения, изготовлении ТСР, ПОИ;

формирование потребности в ТСР, ПОИ, собаках-проводниках, путевках;

выдача гражданам путевок, ТСР, ПОИ, направление в организации, оказывающие услуги по сурдопереводу, тифлосурдопереводу;

работа по организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов, включающая в себя:

консультирование и прием документов;

обследование условий жизни граждан, изъявивших желание создать приемную семью;

заключение трехстороннего договора об оказании услуг в рамках приемной семьи;

составление акта приема-сдачи оказанных услуг в рамках приемной семьи;

социально-психологическое сопровождение приемных семей;

работа по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, включающая в себя:

консультирование и прием документов;

формирование дела и направление уведомления заявителю о принятии документов и основаниях проведения проверки представленных сведений;

проведение на дому комиссионного обследования условий жизни заявителя, составление акта обследования материально-бытового положения;

расчет сумм денежных выплат по социальному контракту, составление протокола;

разработка проектов программ социальной адаптации и социальных контрактов;

сопровождение социального контракта;

контроль за выполнением программ социальной адаптации (проведение комиссионных обследований с составлением акта обследования, подготовка информационных справок о реализации социального контракта каждой семьей).

Часть указанных полномочий (функций) финансируется в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В 2013 - 2014 годах услуги по данным направлениям работы учитывались как социальные услуги в полустационарной форме обслуживания.

Динамика количества оказанных услуг по иным функциям (полномочиям), не относящимся к социальному обслуживанию, представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Динамика количества оказанных услуг по иным функциям

(полномочиям), не относящимся к социальному обслуживанию (до

01.01.2015 учитывались как социальные услуги)

 

Наименование функции (полномочия) центра социального обслуживания

Количество оказанных услуг

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Содействие в обеспечении путевками в учреждения, оказывающие реабилитационные услуги

18695

17935

14755

13144

Содействие в обеспечении ТСР/ПОИ

73692

69787

78682

88813

Содействие в получении услуг по ремонту ТСР/ПОИ

336

314

401

294

Содействие в получении собак-проводников и услуг по сурдопереводу

658

542

774

761

Содействие в обеспечении региональными ТСР

13125

13378

10801

9825

Содействие в получении компенсации расходов на ТСР/ПОИ и прочих услуг

26376

32445

38415

32668

Содействие в обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение, талонами на проезд

25997

27604

15738

13899

Организация деятельности приемных семей для пожилых граждан и инвалидов

197

200

200

183

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта

1647

1791

1753

1613

Всего услуг

160723

163996

161519

161200

 

В стационарных учреждениях социального обслуживания Самарской области пожилым гражданам и инвалидам оказывается полный комплекс социальных услуг, включающий все виды услуг, предусмотренные действующим законодательством.

Организация социокультурных мероприятий занимает важное место в деятельности стационарных учреждений социального обслуживания.

Во всех домах-интернатах регулярно проводятся концертные программы, посвященные основным календарным праздникам, коллективно отмечаются дни рождения проживающих. Во всех учреждениях созданы клубы по интересам, кружки, компьютерные клубы.

Одной из наиболее востребованных форм досуговой деятельности является социальный туризм. В учреждениях организуются экскурсионные поездки, речные экскурсии в различные города с посещением религиозных святынь. Для подопечных, находящихся на постоянном постельном режиме или ограниченных в передвижении, организуются виртуальные путешествия.

В пансионатах оборудованы спортивные залы (комнаты) для занятий лечебной физкультурой, оснащенные современными тренажерами и спортивным инвентарем, создаются клубы любителей финской ходьбы.

Для осуществления трудовой терапии в пансионатах организованы трудовые мастерские. В них проживающие занимаются швейным, столярным, слесарным, сапожным делом. Трудовая реабилитация в швейных мастерских направлена на приобретение проживающими профессиональных навыков.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" принято распоряжение Правительства Самарской области от 31.10.2014 N 847-р "Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, на 2014 - 2015 годы".

В план мероприятий включены: правовое, методическое, организационное, кадровое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мониторинг реализации мероприятий.

В реализации плана мероприятий участвуют:

2 дома-интерната для умственно отсталых детей (ГБУ СО "Самарский пансионат для детей-инвалидов (детский дом-интернат для умственно отсталых детей)", ГБУ СО "Сергиевский пансионат для детей-инвалидов (детский дом-интернат для умственно отсталых детей"));

5 детских домов (ГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Фролова Б.П. г.о. Самара (коррекционный)", ГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Иволга" г.о. Самара (коррекционный)", ГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Созвездие" г.о. Тольятти (коррекционный)", ГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Единство" г.о. Тольятти (коррекционный)", ГКУ СО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Искра" г.о. Сызрань (коррекционный)");

2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (ГКУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Наш дом", ГКУ СО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Ровесник" г.о. Самара");

3 дома ребенка (ГКУЗ СО "Тольяттинский дом ребенка специализированный", ГКУЗ СО "Дом ребенка специализированный" г.о. Сызрань, ГКУЗ СО "Дом ребенка "Солнышко" специализированный").

По состоянию на 1 января 2017 года психолого-медико-педагогическое обследование проведено повторно в отношении всех воспитанников учреждений. Образовательным процессом охвачено 100% подопечных в возрасте от 7 до 18 лет, 1032 ребенка обучаются по основным образовательным программам, 948 - по дополнительным общеразвивающим программам.

С учетом отсутствия необходимых площадей в образовательных учреждениях и состояния здоровья детей принимаются меры для организации образовательного процесса в помещениях домов-интернатов.

Для этого требуется оснащение классов учреждений специальной мебелью (регулируемыми партами и стульями), специальным, в том числе интерактивным, оборудованием, дидактическими материалами, а также создание собственной базы игр для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (в том числе для детей с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом).

С 2015 года учреждениями социального обслуживания региона осуществляется социальное сопровождение граждан, что приводит к увеличению нагрузки на специалистов отделений, оказывающих социальные услуги в полустационарной форме. В 2015 - 2016 годах услуги по социальному сопровождению получили более 134 тысяч человек.

Динамика численности граждан, получивших содействие в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), представлена в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Динамика численности граждан, получивших содействие

в предоставлении помощи, не относящейся к социальным услугам

(социальное сопровождение)

 

Виды содействия

Численность, человек

2015 год

2016 год

Содействие в получении медицинской помощи

4267

7325

Содействие в получении психологической помощи

8344

2268

Содействие в получении педагогической помощи

1695

8594

Содействие в получении юридической помощи

8782

3306

Содействие в получении социальной помощи

20109

9723

Содействие в получении иной помощи (информационно-консультационная помощь)

51369

25548

Всего

78146

56674


Информация по документу
Читайте также