ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2016 года №
2169-р
Об утверждении стратегий
развития кластеров
В целях повышения
эффективности реализации мероприятий, направленных на развитие промышленности и
предпринимательства Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития
кластера легкой промышленности Нижегородской области;
Стратегию развития IT
кластера Нижегородской области.
2. Контроль за
реализацией утвержденных настоящим распоряжением стратегий возложить на
заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской
области Е.Б.Люлина.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2016 года №
2169-р
СТРАТЕГИЯ
развития кластера легкой
промышленности
Нижегородской области
I. Общие положения
Стратегия развития
кластера легкой промышленности Нижегородской области (далее - Стратегия)
разработана на основании государственной программы "Развитие
промышленности и инноваций Нижегородской области", утвержденной
постановлением Правительства Нижегородской области от 30
апреля 2014 года № 297.
В основу Стратегии
заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития,
ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска
качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам
защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического
перевооружения, импортозамещения,
обеспечения отрасли профессиональными кадрами.
Реализация мероприятий
Стратегии позволит повысить конкурентоспособность компаний, укрепить позиции и
завоевать новые сегменты на внутреннем и межрегиональном рынках, будет
способствовать созданию новых рабочих
мест.
Стратегия призвана стать одним из основных инструментов
региональной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении
инвестиций для ее эффективного развития на период до 2025 года. Она необходима
для обеспечения согласованности действий органов
государственной власти Нижегородской области и органов местного
самоуправления Нижегородской области по направлениям развития отрасли в
долгосрочной перспективе.
II. Цель и задачи
Стратегии
Целью Стратегии
является создание условий для интенсификации развития отрасли, обеспечения
экономической эффективности производств, повышения конкурентоспособности
выпускаемой продукции.
Для достижения цели
Стратегии предполагается решение следующих задач:
1. Формирование благоприятных институциональных
условий развития отрасли, включая меры государственной поддержки.
1.1. Создание условий для развития импортозамещения
в легкой промышленности.
1.2. Защита внутреннего рынка от незаконного оборота
товаров.
1.3. Формирование информационных площадок для
размещения официальной, нормативной, статистической, новостной, аналитической и
иной актуальной информации (участники рынка, перечень сертифицирующих и
разрешительных органов и т.д.).
1.4. Стимулирование инвестиционной деятельности и
открытия новых производств.
1.5. Мониторинг нормативных изменений и программ на
федеральном уровне и обеспечение их исполнения в Нижегородской области,
внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты Нижегородской
области.
1.6. Мониторинг размещения государственного и
муниципального заказа на предмет участия в нем местных производителей продукции
легкой промышленности.
2. Формирование условий развития деловой среды,
включая развитие смежных отраслей, стимулирование конкуренции.
2.1. Развитие отраслевых союзов (ассоциаций) и
саморегулируемых организаций.
2.2. Кластерный подход к развитию рынка спецодежды.
2.3. Обеспечение широкого применения новейших
технологических направлений в области дизайна и конструирования изделий легкой
промышленности для повышения уровня конкурентоспособности промышленной
продукции, производимой предприятиями
Нижегородской области.
2.4. Проведение образовательных мероприятий,
стимулирующих повышение квалификации участников рынка (семинаров, курсов,
мастер-классов, изучение примеров лучшей мировой и российской практики,
стажировок, участие в программах обмена опытом, в том числе с привлечением
российских и зарубежных компаний).
3. Комплексная модернизация и повышение
эффективности предприятий отрасли.
3.1. Инвентаризация и
последующая оптимизация производственных и непроизводственных активов.
3.2. Оптимизация
производственных мощностей (вывод, дозагрузка).
3.3. Разработка и
внедрение программ ресурсоэффективности и ресурсосбережения.
3.4. Разработка и внедрение программ повышения
производительности труда.
4. Оптимизация системы обеспечения сырьем.
4.1. Проведение
комплексного анализа поставщиков сырья для отрасли.
4.2. Развитие системы сертификационных лабораторий,
в том числе выездных.
5. Развитие ассортимента выпускаемой продукции,
стимулирование разработки новых инновационных продуктов.
5.1. Проведение исследований по перспективным к
выпуску видам продукции.
5.2. Проведение исследований изменения структуры и
уровня потребления отдельных групп товаров на душу населения.
5.3. Стимулирование деятельности научных учреждений
по разработке и внедрению новых и инновационных видов продукции.
6. Интеграция предприятий в систему
межрегиональных рынков.
6.1. Разработка и реализация программ стимулирования
вывоза продукции.
6.2. Организация межтерриториальных и
межрегиональных выставок и ярмарок продукции.
6.3. Подписание стратегических соглашений с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации о содействии в
обеспечении поставок продукции.
III. Приоритетные
направления Стратегии
развития кластера легкой
промышленности
Стратегия
разработана в соответствии с приоритетами государственной политики Российской
Федерации, обозначенными в Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года,
утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации от 24 сентября 2009 года № 853, соответствует долгосрочным
приоритетам экономики Нижегородской области, определенным Стратегией развития
Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства
Нижегородской области от 17
апреля 2006 года № 127
, и Концепцией
развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской
области на период до 2020 года, утвержденной Губернатором Нижегородской области
от 25 ноября 2008 года, а именно:
1)
повышение уровня диверсификации региональной экономики за счет запуска новых
производств и развития смежных отраслей;
2)
укрепление конкурентных позиций легкой
промышленности на внутреннем и межрегиональном рынках;
3)
повышение уровня жизни населения Нижегородской области (за счет обеспечения
населения качественными швейными изделиями и обувью, улучшения состояния
автодорог за счет использования геотекстиля в их строительстве, увеличения налоговых
отчислений, повышения уровня оплаты труда в отрасли и уровня занятости в
муниципальных образованиях);
4)
развитие человеческого капитала (за счет интенсификации образовательных
программ в отрасли, повышения эффективности взаимодействия системы образования
и бизнеса, повышения уровня квалификации топ-менеджеров,
специалистов предприятий, а также государственных гражданских и муниципальных
служащих; привлечения передовых технологий и знаний в отрасль);
5)
обеспечение поддержки местных инициатив муниципальных образований (за счет
организации планомерной работы по развитию отрасли на локальном муниципальном
уровне совместно с администрациями муниципальных образований);
6)
обеспечение поддержки малого бизнеса (за счет реализации мер по развитию
институциональных условий и деловой среды в региональной экономике).
IV. Этапы реализации стратегии
Этап 1.
Предполагает активизацию формирования базовых условий для дальнейшего
устойчивого роста отрасли на основе развития имеющихся производств и создания
новых предприятий.
1. Развитие имеющихся производств за счет:
1.1. Содействия инвестиционному развитию предприятий
за счет имеющихся мер государственной поддержки.
1.2. Формирования благоприятных институциональных
условий развития отрасли, включая меры государственной поддержки.
1.3. Поддержки предприятий легкой промышленности
через их участие в закупках товаров, работ и услуг для государственных и
муниципальных нужд.
1.4. Реализации комплекса мероприятий по вытеснению
контрафактной и контрабандной продукции.
1.5. Повышения инвестиционной привлекательности производств легкой промышленности.
1.6. Укрепления позиций предприятий на локальном
рынке, активизации продвижения на потенциальных рынках сбыта.
2. Подготовка и организация новых производств:
2.1. Разработка новых программных документов по развитию легкой промышленности.
2.2. В соответствии с программными документами
проведение работы по развитию существующих и созданию новых производств.
2.3. В соответствии с программными документами в
муниципальных образованиях области проведение работы по формированию
индустриальных площадок, созданию необходимой инфраструктуры для организации
текстильных, швейных и обувных производств.
2.4. Активизация работы с отраслевыми инвесторами
по привлечению инвестиций в отрасль.
3. Проведение комплексной модернизации отрасли,
в том числе за счет развития современных форм концентрации деловой активности
(кластерный подход).
4. Усиление роли саморегулируемых и
общественных организаций в отрасли при одновременном снижении степени участия
государства в стимулировании развития отрасли.
Этап 2.
Предполагает увеличение объемов целевых инвестиций в
технологическую модернизацию существующих и создание новых производств за счет
привлечения группы профильных инвесторов и создание благоприятных экономических
условий для развития легкой промышленности, а именно:
1. Увеличение объема инвестиций в отрасль по
следующим направлениям: организация новых производств, технологическая
модернизация, научно-прикладная инфраструктура (лаборатории, сертификационные
центры), сопутствующие производства.
2. Выстраивание межрегиональных связей для
обеспечения эффективного ввоза недостающего сырья.
3. Создание и развитие сильных региональных
брендов продукции легкой промышленности.
4. Корректировка программ высшего образования и
среднего профессионального образования с учетом качественных требований
предприятий отрасли.
5. Обеспечение внедрения систем качества и
международных стандартов производства на предприятиях отрасли с использованием
механизма отраслевых организаций.
Этап 3.
Переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную
на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной
продукции нового поколения.
Предполагает
закрепление системной модели развития отрасли, а также получение результатов от
вложенных инвестиций. На данном этапе предусматривается решение следующих
задач:
1. Формирование и реализация
"экспортной" модели развития отрасли.
2. Планирование и развитие инфраструктуры,
соответствующей "экспортным" приоритетам дальнейшего развития легкой
промышленности в Нижегородской области: логистические мощности для обеспечения
рентабельного вывоза продукции, представительства предприятий в регионах сбыта,
региональные дистрибуционные центры.
3. Корректировка уровня и
направлений инвестиций с учетом смены модели развития отрасли: поддержание
уровня инвестиций для обеспечения прогнозируемого объема производства при
увеличении объема инвестиций в коммерческое продвижении продукции.
V. Анализ текущего состояния легкой промышленности
Нижегородской
области
Легкая промышленность Нижегородской области является многопрофильным
комплексом, выпускающим одежду, обувь, постельные принадлежности, одеяла,
натуральные кожи, шорно-седельную продукцию, кожгалантерею, канаты, веревки,
войлок различного назначения, рыболовецкие сети и т.д.
Кроме
того, отрасль удовлетворяет потребности федеральных органов исполнительной
власти в вещевом имуществе и различной амуниции, что является важной
государственной задачей.
Расположение
предприятий на территории области:
В
Нижегородской области это более 70 промышленных предприятий, объединенных в 10
подотраслей с числом работающих 9,5 тыс. человек, что составляет 1% от общего
числа персонала, занятого в промышленности региона.
Специфика
легкой промышленности в Нижегородской области заключается в том, что около 78 %
объема продукции отрасли производится текстильной и швейной промышленностью и
22% приходится на производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. В
структуре товарной продукции легкой промышленности Нижегородской области
доминирующее положение принадлежит швейному производству, на его долю
приходится 58% общей стоимости товарной продукции отрасли. Удельный вес
текстильного производства составляет 20%.
С
начала года предприятиями легкой промышленности Нижегородской области отгружено
продукции на сумму 2,3 млрд. рублей.
Около
50% объема отгруженной продукции приходится на 7 крупных швейных предприятий
легкой промышленности Нижегородской области это: ООО
"Мухтоловская спецодежда" (Ардатовский район), ЗАО "Княгининская
швейная фабрика", ЗАО "Весна", ООО "Адонис-Центр", группа
компаний "Меридиан" (г.
Нижний Новгород), Акционерное общество Дзержинская швейная
фабрика "РУСЬ" (г. Дзержинск), ООО "Большемурашкинская швейная
фабрика", ООО "Караван СК", ЗАО "Богородский
швейно-галантерейный комбинат", ЗАО "Хромтан", ООО "Канат".
if]>
Учитывая,
что основной вклад в развитие легкой промышленности Нижегородской области
вносит швейное производство, именно темпы данного производства определяют
динамику развития отрасли в целом. Швейные предприятия выпускают широкий
ассортимент продукции от детской одежды до головных уборов.
Значительное
количество (более 13) предприятий швейной отрасли изготавливает специальную
одежду промышленного назначения для работников нефтяной, газовой,
металлургической, химической и других отраслей промышленности, сотрудничая с
субъектами Российской Федерации и странами ближнего зарубежья, а также с
крупными корпорациями такими как АО
"Транснефть", ПАО "Нефтяная компания ЛУКОЙЛ", ПАО АНК
"Башнефть", ПАО "Северсталь", ПАО "НК
"Роснефть" и т.д.
Нижегородские
фабрики изготавливают спецодежду разного уровня от типовой одежды и спецодежды среднего ценового
диапазона до одежды повышенного качества. Для последней категории
разрабатывается индивидуальный дизайн, учитываются повышенные требования к
качеству, дизайну, срокам выполнения и т.д.
Широкий
ассортимент продукции предприятий легкой промышленности Нижегородской области
позволяет участвовать в большинстве закупок для государственных и муниципальных
нужд.
Для
обеспечения государственных и муниципальных нужд Нижегородской области в сфере
закупок швейные предприятия Нижегородской области изготавливают: постельные
принадлежности, спецодежду, обувь и др.
Шесть
предприятий легкой промышленности специализируются на изготовлении вещевого имущества для федеральных органов исполнительной власти
выполняя государственные заказы (Акционерное общество Дзержинская швейная
фабрика "РУСЬ", ЗАО "Весна", ЗАО "Княгининская швейная
фабрика", ЗАО "Богородский швейно-галантерейный комбинат", АО "Надежда",
ООО "Ресурс").
Доля
продукции, производимой по заказам федеральных органов исполнительной власти, в
2015 году составила около 6 % от общего выпуска продукции легкой промышленности
Нижегородской области.
В
то же время продукция легкой промышленности Нижегородской области ориентирована
не только на удовлетворение потребностей населения. Легкой промышленностью
также производится выпуск многих видов изделий и вспомогательных материалов для
других отраслей (машиностроения, пищевой промышленности и др.).
Текстильные
предприятия Нижегородской области выпускают широкий ассортимент продукции от
технического войлока, канатов и сетевязальной продукции до товаров народного
потребления - валяная обувь, трикотажные изделия.
Удельный
вес текстильного производства в структуре легкой промышленности Нижегородской
области составляет 20%.
Текстильную
отрасль Нижегородской области представляют: ОАО "Арзамасская
войлочная фабрика", ОАО "Борская войлочная фабрика", АО "Канат", Сетка, ООО "Рыльковская фабрика", ОАО "Борская фабрика первичной обработки
шерсти", ООО "Новая лысковская трикотажная фабрика".
На
производство кожи и изделий из кожи приходится 22% объема продукции легкой
промышленности Нижегородской области. Кожевенный комплекс определяют
предприятия, сосредоточенные в г. Богородске ООО
"Хромтан", ООО "Караван СК", АО "Богородский
кожевенный завод им.А. Ю.Юргенса", ЗАО "Бокоз".
Обувную
и кожгалантерейную отрасли представляют: АО
"Богородская обувная фабрика", ЗАО "Богородская
кожгалантерейная фабрика", ЗАО "Богородский швейно-галантерейный комбинат", ООО "Рекорд"
(Богородск), ООО "Обувь НН" (Н.Новгород), ООО "Детская
мода" (Богородск) и др.
В
производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви отгружено
продукции в текущем году на сумму 0,3
млрд. рублей, индекс промышленного производства составил - 96%.
Более
10 предприятий Нижегородской области выпускают детскую одежду, в том числе
одежду для обучающихся (школьную форму).
В
рамках создания механизмов оказания
поддержки предприятиям, занятым в процессе производства одежды для обучающихся,
министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской
области сформирован перечень предприятий - производителей одежды для
обучающихся, в который вошло 9 организаций: Акционерное общество Дзержинская швейная фабрика "РУСЬ",
ЗАО "Весна", ООО "Северный", ООО "Максим", ООО
"Компания Гамма-текстиль", АО "Надежда", ИП Глебова А.Н.
(Швейное предприятие "Leogrand"), ООО "Ресурс", ООО
"Швейная фабрика № 19".
Предприятия,
вошедшие в него, имеют сертификаты соответствия на производство одежды согласно
требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР
ТС 007/2011 и выпускают качественную и безопасную школьную форму. Данный
перечень размещен на официальном сайте министерства промышленности, торговли и
предпринимательства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
VI. Перечень первоочередных мероприятий
1.
Формирование благоприятных институциональных условий развития отрасли, включая
меры государственной поддержки:
1)
проработка возможности внесения изменений в программу "Развитие
промышленности и инноваций Нижегородской области", утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года №
297;
2)
оказание административной поддержки инвестиционным проектам в получении
государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством;
3)
выявление перспективных инвестиционных проектов;
4)
содействие предприятиям легкой промышленности, участвующим в программах
развития малого бизнеса в моногородах и зонах экономического благоприятствования;
5)
разработка схемы локализации новых производств легкой промышленности;
6)
планирование суммы средств государственной поддержки, предоставляемой на
муниципальном уровне, необходимой для развития предприятий легкой
промышленности;
7)
систематизация информации о реализации инвестиционных проектов;
8)
борьба с контрафактной и контрабандной продукцией;
9)
содействие увеличению доли закупок продукции текстильной и легкой
промышленности области для государственных и муниципальных нужд.
2.
Формирование условий развития деловой среды, сопутствующих услуг,
стимулирование конкуренции:
1)
проведение исследования рынков сбыта продукции легкой промышленности:
локальный, межрегиональный уровни Разработка мероприятий по продвижению
продукции легкой промышленности местного производства через товаропроводящие
сети;
2)
проведение информационно-разъяснительной работы о целесообразности введения
единой школьной одежды в образовательных учреждениях Нижегородской области
среди родительской и педагогической общественности;
3)
проработка механизма введения в образовательных учреждениях области единой
одежды для школы;
4)
организация нового швейного производства по выпуску одежды для школы;
5) привлечение предприятий легкой
промышленности к участию (членству) в центре субконтрактации;
6) проведение исследования потребности в
рабочих кадрах;
7) формирование отраслевого заказа
профессиональным образовательным организациям на подготовку специалистов со
средним профессиональным образованием и высшим образованием (бакалавриат,
специалитет, магистратура).
3. Комплексная модернизация и повышение
эффективности предприятий отрасли:
1)
разработка программы повышения производительности труда на предприятиях легкой
промышленности с учетом особенностей производственного процесса;
2)
организация обучающих семинаров по вопросам повышения производительности труда
и управления персоналом для руководителей предприятий легкой промышленности;
3)
проведение представительных отраслевых конференций;
4)
разработка программы энергосбережения для предприятий легкой промышленности;
5)
организация обучающих семинаров по
энергоресурсоэффективности для руководителей и специалистов предприятий
легкой промышленности;
6)
организация обучающих семинаров по маркетингу для руководителей легкой промышленности.
4.
Развитие ассортимента выпускаемой продукции:
1)
организация выставок для предприятий легкой промышленности;
2)
проведение совещаний и круглых столов по проблемам развития (расширения)
ассортимента предприятий;
3)
проведение областных конкурсов по разработке моделей одежды.
5.
Интеграция предприятий в систему межрегиональных рынков.
Участие
предприятий легкой промышленности в межрегиональных и международных выставках.
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Нижегородской области
от
29 декабря 2016 года № 2169-р
СТРАТЕГИЯ
развития IT кластера Нижегородской области
(далее
- Стратегия)
I. Общие положения
Настоящая
Стратегия - базовый документ, определяющий единую государственную
информационную политику Правительства Нижегородской области на территории
области на долгосрочную перспективу, устанавливающий цели, задачи и основные
направления развития IT кластера Нижегородской области до 2020 года.
В
стратегии приведена оценка уровня развития информационно-телекоммуникационных
технологий в Нижегородской области, в том числе учтены факторы, способствующие
и препятствующие развитию на территории Нижегородской области информационного
общества, приведены механизмы и основные результаты ее реализации.
Разработка
и реализация стратегии является фактором успешного развития информатизации
Нижегородской области в современных условиях, а также способствует адаптации к
быстро меняющимся условиям, как внешним, так и внутренним, позволяет быстро
реагировать на динамику макро- и микросреды и рассматривается как инструмент
достижения целей, осуществляет видение долгосрочной перспективы.
II. Цели и задачи Cтратегии
Основными
целями IT кластера (далее - Кластер) являются:
1. Повышение качества жизни граждан за счет
использования информационных и телекоммуникационных технологий.
2. Обеспечение лидерства Нижегородской области
по развитию информатизации среди субъектов Российской Федерации.
3. Формирование эффективной системы
государственного управления на основе использования информационных и
телекоммуникационных технологий.
Основными
задачами, требующими решения для достижения указанных целей, являются:
1. Оптимизация управления информатизацией в
Нижегородской области.
2. Реализация Правительством Нижегородской
области положений федерального и регионального законодательства.
3. Управление ИКТ-инфраструктурой
Нижегородской области.
4. Развитие экосистемы информационного
общества Нижегородской области.
Важнейшие
задачи Правительства Нижегородской области по поддержке отрасли:
1.
Создание возможностей для улучшения условий для ведения ИТ-бизнеса в
Нижегородской области.
2.
Развитие человеческого капитала путем повышения качества образования в сфере
ИТ.
3.
Координация мер по устранению дефицита специалистов отрасли ИТ.
4.
Популяризация среди молодежи профессий отрасли ИТ.
5.
Содействие созданию на основе открытых данных социально значимых и коммерческих
интернет-сервисов.
6.
Поддержка стартапов в области ИТ.
7.
Создание механизмов для мониторинга, позволяющего объективно отражать развитие
ИТ-отрасли в регионе.
III. Приоритетные направления Стратегии развития
IT-кластера
Стратегические
направления развития Кластера:
1. Сделать IТ кластер
необходимым звеном экосистемы Нижегородской области: в информационных системах
органов управления, предприятий и учреждений, кластеров.
2. Увеличить количество предприятий,
участвующих в деятельности Кластера.
3. Создать систему управления Кластером.
4. Организовать систему внутрикластерной
кооперации.
5. Организовать взаимодействие с органами исполнительной
власти Нижегородской области по улучшению условий для IТ-отрасли.
6. Организовать реализацию совместных проектов
участников.
7.
Подготовить консолидированные решения по импортозамещению.
8. Подготовить предложения для
государственно-частного партнерства в построении инфраструктуры IТ-отрасли.
9. Развивать взаимодействие с учебными
заведениями с целью радикального увеличения количества специалистов, идущих в IТ отрасль.
10.
Обеспечить высокое качество и актуализацию компетенций персонала предприятий
Кластера.
11. Развить в Кластере процесс выращивания новых
компьютерных компаний и, особенно, научных исследований и
опытно-конструкторских разработок, инновационных решений.
12. Привлекать финансирование проектов кластера.
13. Осуществлять популяризацию деятельности
Кластера и продвигать бренд Кластера.
Основными
показателями деятельности Кластера будут:
1. Количественный рост участников Кластера и
показатели активности их вовлечения в деятельность Кластера;
2. Рост показателей отрасли, рост количества
занятых в отрасли, в особенности молодых специалистов.
3. Рост научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР).
4. Рост количества кластерных цепочек и
совместных проектов.
IV. Анализ текущего положения в сфере информатизации в
Нижегородской области
4.1.
Реализация мероприятий по информатизации в Нижегородской области позволила
создать на региональном уровне базовую информационно-телекоммуникационную
инфраструктуру, сформировать основные органы управления региональной
информатизацией, ввести в эксплуатацию отраслевые и инфраструктурные
региональные информационные системы, в том числе предназначенные для
электронного взаимодействия.
Создана
нормативная база Нижегородской области в сфере информатизации. Ведется активная
работа по реализации мероприятий и программ, различных видов сотрудничества - с
государственными органами и организациями Нижегородской области и других
субъектов Российской Федерации.
В
соответствии с положениями федерального и регионального законодательства
определен орган исполнительной власти по координации и контролю деятельности
органов исполнительной власти в ИТ-сфере - министерство информационных
технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области (далее -
Мининформ).
В
соответствии с действующими федеральными и региональными нормативными правовыми
актами организована работа по переводу государственных и муниципальных услуг в
электронный вид.
Организация процесса предоставления государственных и муниципальных
услуг в электронном виде была достигнута с помощью внедрения единой
региональной информационной системы перевода государственных и муниципальных
услуг и организации межведомственного информационного взаимодействия между
органами государственной власти Нижегородской области и подведомственными им
организациями в электронном виде, а также с помощью государственной
информационной системы Нижегородской области "Единый Интернет-портал
государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области".
На
территории Нижегородской области ведется прием заявлений на выдачу
универсальных электронных карт (далее - УЭК). Обеспечено функционирование
пунктов приема заявлений на выдачу УЭК, УЭК изготавливаются для граждан,
проживающих на территории Нижегородской области и подавших заявление на её
получение.
С
целью повышения качества и снижения затрат при осуществлении государственных
услуг и функций в области лицензирования обеспечен доступ к информационной
системе поддержки лицензирования отдельных видов деятельности, позволяющей
обеспечить реализацию процедур административных регламентов по лицензированию с
возможностью контроля исполнения сроков, качества документов, обоснованности
принятия решения на всех этапах предоставления услуг.
В
Нижегородской области ведется работа по созданию сети многофункциональных
центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). В
регионе создание МФЦ организовано муниципальными районами и городскими округами
с использованием финансирования местных бюджетов и субсидий из областного
бюджета.
4.1.1. Сильные стороны.
Нижегородская
область - регион с достаточно большой площадью территории и численностью
населения, расположен в центре европейской части России, является крупным
научным и образовательным центром - на территории региона осуществляют
деятельность крупные исследовательские центры, университеты, академии и другие
учебные заведения. Также Нижегородская область развивается как крупнейший
индустриальный центр.
Большая
часть работы по достижению регионом положительных результатов
социально-экономического развития проводится Правительством Нижегородской
области, при этом немалая роль уделяется развитию информационных технологий.
Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной
постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года №
127, установлены целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской
области до 2020 года, где одной из главных целей определена эффективная
исполнительная власть области, а для достижения цели значительная роль
отводится решению задач по внедрению и использованию ИКТ в органах
исполнительной власти Нижегородской области (далее - ОИВ).
Также
деятельность ОИВ по внедрению и использованию ИТ-технологий осуществляется в
рамках государственных программ, так ряд основных проектов включен в
государственную программу "Информационное общество Нижегородской
области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области
от 30 апреля 2014 года № 300, разработчиком которой является Мининформ.
В
целях популяризации ИТ-сферы и обмена опытом традиционно проводится ежегодный
IT-Форум.
4.1.2. Слабые стороны.
Факторами,
препятствующими развитию информатизации в Нижегородской области, являются:
- протяженность территории области,
административный состав (52 муниципальных района
(городских округа));
- существующая децентрализованная
организационная структура управления информатизацией снижает эффективность
реализации мероприятий в сфере информатизации;
- невовлеченность Мининформа, как
уполномоченного органа исполнительной власти по координации и контролю
реализации ИТ-проектов, в реализацию мероприятий и проектов по информатизации
отраслевых ОИВ в связи с тем, что Мининформ не наделен
достаточными полномочиями по реализации ведомственных проектов по информатизации.
Практически каждый ОИВ в своей структуре имеет отдел по информатизации (или
подведомственное учреждение), в функции которого входит реализация ИТ-проектов,
управление ИКТ-инфраструктурой ведомства (в т.ч. сетью
подведомственных учреждений). То есть, ОИВ самостоятельно реализуют мероприятия
по информатизации своей сферы.
- отсутствие управления консолидированным
бюджетом на информатизацию, что снижает эффективность расходования бюджетных
средств, выделяемых органам исполнительной власти на информатизацию;
- отсутствие механизма координации и
управления муниципальной информатизацией.
4.1.3. Внешние факторы.
4.1.3.1.
Внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению
поставленных целей.
К
ключевым внешним факторам, дающим дополнительные возможности по достижению
поставленных целей, необходимо отнести ряд основополагающих документов по
информатизации, которые задают основные направления развития:
Государственная
программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)",
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля
2014 года № 313;
Концепция
региональной информатизации, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2769-р;
Концепция
развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронном виде, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 2013 года № 2516-р;
национальные проекты (образование, медицина, сельское хозяйство и
т.д.), включающих в себя ИТ-составляющую.
4.1.3.2.
Внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение поставленных
целей.
К
внешним вероятным факторам, которые могут осложнить достижение цели необходимо
отнести:
изменение
федерального законодательства (изменение федеральных стандартов в области
информационных технологий);
изменение
приоритетов государственной политики в области формирования информационного
общества Российской Федерации и электронного правительства;
изменение
принципов организации работ для субъектов Российской Федерации в области
формирования информационного общества;
в
условиях конкуренции за бюджетные средства цели информатизации могут показаться
менее значимыми по сравнению с другими целями социально-экономического развития
области;
несогласованность
и недостаточный уровень координации взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти Нижегородской области;
пассивное
сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению
мероприятий по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого
идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным и религиозным
причинам.
образовательными
организациями высшего образования
V. Характеристика IТ-сферы в
Нижегородской области
и предпосылки
создания кластера
5.1. Специфика IT-сферы Нижегородской области выражается:
-
наличие образовательных организаций высшего образования (далее - вуз),
предоставляющих качественное фундаментальное образование в сфере IT;
-
наличие крупных компаний в сфере IT, преимущественно программистов и системных
интеграторов;
-
высокая конкуренция среди IT-компаний за специалистов;
- недостаток инвесторов в IT-сферу (класс
инвесторов в IT-сферу в регионе еще не сложился);
- отсутствие стремления к развитию стартапов
среди IT-специалистов, позиционирование себя как наемный персонал;
- существуют компании, ориентированные на
внутренние и на западные рынки.
Наличие таких факторов, как географическая близость к Москве, наличие
вузов, готовящих качественных IT-специалистов, наличие крупных компаний в сфере
IT, ориентированных как на внутренний, так и на западный рынки, обеспечивают
высокий потенциал IT-сферы Нижегородской области.
Нижний
Новгород находится на 4 месте в России по объемам выпускаемого программного обеспечения
после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Высокий
потенциал IT-сферы региона обусловлен следующими факторами:
Географическая
близость к Москве. Это позволяет открывать в Нижнем Новгороде ресурсные центры,
привлекает в область крупные IT-компании. Положительная сторона- доступность
потенциальных заказчиков.
С
точки зрения кадрового потенциала IT-рынок Нижегородской области является
хорошо развитым. В Нижнем Новгороде присутствуют вузы, предоставляющие
качественное фундаментальное образование в сфере IT. Выпускники вузов являются
хорошо подготовленными специалистами. Большинство студентов работают уже на 3
курсе, что позволяет им не только получить качественное образование, но и опыт
работы в реальных проектах. Крупнейшие компании города (например, ЗАО
"Интел") разрабатывают совместно с вузами программы подготовки
специалистов "под себя". Работая в ведущих IT-компаниях, специалисты
востребованы не только на российском, но и мировом рынке. Это приводит к оттоку
специалистов из региона, получается необходимы меры по
удержанию специалистов в области.
Наличие
крупных компаний в сфере IT, преимущественно программистов и системных
интеграторов. Компании оказывают услуги заказчикам в разных сферах рынка;
работающих, в том числе, на внешний рынок. В результате Нижний Новгород
является одним из ведущих IT-городов, где создаются программные продукты
мирового уровня и используются передовые технологии.
Высокая
конкуренция среди IT-компаний за специалистов вынуждает компании больше средств
инвестировать в персонал, создавать для сотрудников более благоприятные
условия. Возможность получить качественное IT-образование, опыт работы в
ведущих IT-компаниях создают условия для
привлечения в Нижегородскую область студентов из других регионов и сокращения
кадрового дефицита в области.
Развитая
инфраструктура - ИТ-парки (Саров, Анкудиновка), бизнес-инкубаторы
для поддержки ИТ-компаний.
Перечень
бизнес-инкубаторов Нижегородской области:
- Бизнес-инкубатор г.
Заволжье;
- Бизнес-инкубатор г.
Дзержинск;
- Бизнес-инкубатор г.
Павлово;
- Бизнес-инкубатор г.
Выкса;
- Бизнес-инкубатор р.п. Тоншаево;
- Бизнес-инкубатор г.
Бор;
- Бизнес-инкубатор CLEVER;
- Бизнес-инкубатор ННГУ;
- Бизнес-инкубатор НГТУ.
Наибольший
потенциал IT-сферы Нижегородской области - компании-программисты, работающие
как на российский, так и на мировой рынок.
Сбалансированная
поддержка Правительства Нижегородской области позволит использовать его в
полной мере, что приведет к увеличению конкурентоспособности уже присутствующих
IT-компаний на федеральном уровне, будет способствовать открытию филиалов
ведущих российских IT-компаний в Нижнем Новгороде, а также увеличит приток
студентов и IT-специалистов в область. Это приведет к созданию рабочих мест и
увеличению доходной части бюджета
Нижегородской области.
5.2. Меры поддержки, предпринятые Правительством
Нижегородской области.
Для
поддержки IT отрасли Правительством Нижегородской области были предприняты
инициативы, например, создание IT-парка
"Анкудиновка". Создание благоприятных
условий для развития IT-отрасли в Нижегородской области будет способствовать
открытию новых компаний, в том числе ориентированных на общероссийский и
мировой рынки (в том числе филиалов московских компаний), усиление конкуренции будет способствовать
созданию более качественных IT-продуктов в Нижегородской области,
конкурентоспособных на федеральном и мировом рынке, работа в подобных компаниях
будет способствовать повышению профессионального уровня IT-специалистов.
Возможность приобрести качественное IT-образование с дальнейшей перспективой
трудоустройства в крупнейшие IT-компании будет привлекать в Нижний Новгород
студентов из других регионов.
Источники финансирования стартапов:
- НКО "Фонд содействия развитию
венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере
Нижегородской области";
- АНО "Агентство по развитию системы
гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области";
- Ассоциация бизнес-ангелов
"Стартовые инвестиции";
- Представительство фонда содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Поддержку экспорта осуществляют организации:
- ГАУ "Центр развития экспортного
потенциала Нижегородской области";
- НОУ "Центр бизнес практики
"Лидер".
Поддержку молодежи осуществляют организации:
- Молодежное бизнес-движение
"Колесо";
- АНО ДПО "Молодежный инновационный
центр";
- ГБОУ ДПО "Нижегородский
научно-информационный центр".
Другие организации, осуществляющие поддержку стартапов:
- Союз "Торгово-промышленная палата
Нижегородской области";
- Региональное объединение работодателей
"Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей".
Мероприятия в Нижегородской области, проводимые для
стартапов:
- Круглые столы в рамках выставки
"Будущее России 2014";
- Международный Гранд Форум "Вокруг
ЦОД. Вокруг Облака. Вокруг IP. Бизнес и IТ" (или
Grand-2014);
- Хакатон 2014 (проводит Майкрософт);
- IV Международный IT форум по облачным
технологиям для бизнеса "CloudsNN 2014";
- Семинары ТПП;
- Семинары бизнес-инкубатора;
- StartupPoint.
Конкурсы по поддержке стартапов в Нижегородской области:
- "Умник" федеральный 200 т.р.
- "Умник" региональный 100-280
т.р.
- "Старт" федеральный 1\2\3
млн.р.
- "Старт" региональный до 1
млн.р.
- Грант в сфере науки, технологий и техники
200 т.р.
- Грант на создание собственного дела в
инновационной сфере 500 т.р.
- Фонд посевных инвестиций до 20 млн.р.
- Субсидирование затрат действующим
инновационным компаниям 5 млн.р.
- Конкурс ИT-проектов
IT-Volga
- Фестиваль молодежных инноваций
"Иннофест".
5.3. Характеристика образования Нижегородской области в
сфере IТ.
Можно
отметить высокую конкурентоспособность российских образовательных стандартов по
сравнению с иностранными, но есть и необходимость
модернизации стандартов. Причина необходимости модернизации стандартов -
высокая динамичность IT-отрасли, необходимость изменения компетенций для
некоторых технологий и профессий.
Заполняемость
бюджетных мест 100%, конкурс 3-7 человек на место.
В 3 вузах (ФГАОУ ВО
"Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И.Лобачевского" (далее - ННГУ)
и ФГОУ ВПО "Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е.Алексеева (далее - НГТУ) и ФГАОУ
ВО "Национальный исследовательский университет "Высшая школа
экономики") действуют программы сотрудничества с крупными IT-компаниями
Нижнего Новгорода (ЗАО "Интел", группа компаний "Мера"
(производство программно-аппаратного обеспечения, в т.ч. по заказу Intel Servis Inc), "Телма"). Студентам читаются курсы,
адаптированные под потребности данных компаний.
2
вуза (ННГУ, НГТУ) Нижегородской области отметили, что предлагают курсы
повышения квалификации в IT-области.
Можно
отметить дефицит квалифицированных IT-специалистов в Нижегородской области. По
оценкам, дефицит составляет около 30%, отметим, что студенты IТ-специальностей
работают уже с 3-го курса, это тоже показатель дефицита. В то же время дефицит
неоднороден, есть малооплачиваемые вакансии, "бюджетные" места, куда
молодежь идти не хочет. Также с приходом кризисных явлений в экономику этой
осенью появился выбор для работодателя, это связано с уменьшением заработной
платы, и соответственно специалисты более активно занимаются поиском работы.
Также причиной дефицита является демографическая яма 90-х (сейчас на рынок
приходят специалисты 1993-95 г.р.)
и отток кадров в Москву.
2
вуза (ННГУ, НГТУ) готовят узких специалистов в IT-области (специальности
компьютерная лингвистика, информационная безопасность). В ближайшие 2-3 года
один из вузов планирует начать подготовку студентов по специальности "проектировщик нейроинтерфейсов".
Значительного
увеличения количества выпускников по дефицитным специальностям в области
информационной безопасности и в области внедрения управленческого учета вузы не
планируют.
Количество
абитуриентов, желающих поступить на технические специальности, меньше
количества абитуриентов, поступающих на гуманитарные специальности. Причина - в
высокой технической сложности специальности. Необходима популяризация
IT-специальностей среди молодежи. Также есть необходимость популяризации в
области изучения иностранных языков, навыков программирования, навыков работы в
группе (дни открытых дверей, чтение лекций школьникам преподавателями вузов и
т.д.).
5.4. Характеристика сферы НИОКР Нижегородской области.
В 2
вузах (ННГУ, НГТУ) проводятся НИОКР в IT-сфере. Заказы на НИОКР размещают те
компании, в работе которых есть научная составляющая (например, ЗАО
"Интел" (далее - "Интел")). Компания ООО "Теком"
является резидентом инновационного центра "Сколково", вела НИОКР
совместно с НГТУ 3 года, успешно по тематике "Энергетика", закончили
проект в 2013 году, сейчас подписали новое соглашение, проект финансировался по
гранту (сами не могут себе позволить финансирование коммерчески рискованного
проекта).
Другие
IТ-компании региона не занимаются НИОКР (по данным
экспертов исследования и ведущих вузов).
НГТУ. В
вузе ведутся НИОКР в области IT по различным направлениям. Это работы и с
предприятиями, и работы по заказу Министерства образования, Российского
научного фонда, Министерства промышленности и торговли, Минобороны. Направления
самые разные. Это геоинформационные системы для "Газпрома", системы
современной радиолокации для военных целей, системы автоматизации
проектирования транспортных средств и т.д. На данный момент исследования с
малыми нижегородскими предприятиями в сфере IT не ведутся. Много промышленных
предприятий является партнерами вуза. Это практически все радийные заводы,
машиностроительные предприятия. С малыми нижегородскими предприятиями в сфере
IT не ведутся.
Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется по
направлениям:
- федерально-целевые программы Российской
Федерации;
- научно-технические программы Министерства
образования и науки Российской Федерации;
- единый заказ-наряд (тематический план)
Минобрнауки России;
- гранты.
ННГУ. В
вузе, в большом объеме практически на всех факультетах, готовящих
IT-специалистов, проводятся НИОКР. Заказы на НИОКР размещают компании, в работе
которых есть научная составляющая (например, ЗАО "Интел" - работы по распознаванию голоса, топологии). В
вузе проводятся НИОКР в сфере IT. Их проводят как НИИ, так и факультеты. ВМК
проводит НИОКР на тему "Расчеты с использованием суперкомпьютеров, с
использованием параллельных вычислений", у механиков есть договора с
Саровом на обсчет. Практически все IT-факультеты проводят НИОКР.
ННГУ,
около 20 лет работает с "Интел". В вузе создана учебная лаборатория
"Интел", студенты проходят практику в "Интел".
"Интел" предоставляет вузу оборудование и заинтересован
в определенных программных разработках.
ННГУ
уже работает с ведущими компаниями и организациями России, например, ОАО
"Газпром", Российский Федеральный Ядерный Центр (г.Саров)
и с известными зарубежными компаниями, например, "Интел", ИБМ,
Микрософт, Моторола.
ННГУ. Направления НИОКР:
- математические модели, методы, алгоритмы и
новые информационные технологии обработки пространственно распределенных данных
и изображений (Научно-исследовательский институт прикладной математики и
кибернетики, факультет Вычислительной математики и кибернетики);
- математическое моделирование в
естественных науках и науках о живом (Научно-исследовательский институт
прикладной математики и кибернетики, факультет Вычислительной математики и
кибернетики);
- разработка
и реализация диалоговых программных средств моделирования и оптимизации
добычи, транспорта природного газа и переработки газового конденсата (факультет
Вычислительной математики и кибернетики);
- модели, методы, программные средства и
практические приложения для сложных задач выбора оптимальных решений
(Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики,
факультет Вычислительной математики и кибернетики);
- модели, методы, программные средства и
практические приложения в области высокопроизводительных вычислений
(Научно-исследовательский институт прикладной математики и кибернетики,
факультет Вычислительной математики и кибернетики).
VI. Перечень основных мероприятий
Разработка
организационной структуры Кластера.
1. Разработка системы управления Кластером.
2.
Организация внутрикластерного взаимодействия.
3. Развитие инфраструктуры.
4. Организация совместных проектов среди
участников Кластера.
5. Популяризация деятельности в области
информационных технологий и технологического предпринимательства с
использованием возможностей кластера.
VII. Риски, при которых может снизиться
эффективность реализации стратегии
Реализация
стратегии сопряжена, прежде всего, с финансово-экономическими, социальными и
законодательными рисками.
К
финансово-экономическим рискам относится возможность ухудшения экономической
конъюнктуры: снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности,
высокая инфляция, а также несвоевременность и недостаточность финансирования
мероприятий и проектов сферы информационных технологий.
Управление
данными рисками будет обеспечено в рамках организации мониторинга и
аналитического сопровождения реализации мероприятий ит-сферы. Пересмотр и
корректировка мероприятий и целевых значений показателей позволят
минимизировать последствия указанных рисков.
К
социальным рискам относится неготовность или незаинтересованность населения
эффективно использовать информационно-телекоммуникационные технологии.
Управление
данными рисками будет обеспечено за счет открытости и прозрачности деятельности
органов власти всех уровней по реализации мероприятий ит-сферы, активного
информирования и популяризации данных мероприятий.