Расширенный поиск
Распоряжение правительства Воронежской области от 02.10.2009 № 428-рПравительство Воронежской области РАСПОРЯЖЕНИЕ от 02.10.2009 N 428-р Об утверждении концепции и разработке областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" В соответствии с федеральной целевой программой "Культура России (2006-2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 годы)" (в редакции Постановлений Правительства РФ от 14.06.2007 N 373, 29.12.2007 N971, 14.01.2009 N 23), постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", в целях обеспечения софинансирования из областного бюджета мероприятий программы: 1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы". 2. Назначить управление культуры Воронежской области (Образцов) и департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (Курносов) государственными заказчиками областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" (далее - программа). 3. Государственным заказчикам не позднее 1 октября 2009 года обеспечить представление проекта программы в правительство Воронежской области. 4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В. Губернатор Воронежской области А. Гордеев Утверждена распоряжением правительства Воронежской области от 02.10.2009 N 428-р КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ. 2010-2014 ГОДЫ" 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области Проект областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" разрабатывается в целях реализации основных направлений развития культуры на среднесрочную перспективу в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (в ред. от 08.08.2009 N 1121-р (далее - Концепция), а также стратегией социально-экономического развития культуры Воронежской области до 2020 года, утвержденной управлением культуры Воронежской области, представляющими культуру как ресурс духовного развития, социальной стабильности, экономического роста и социальной безопасности. Роль культурной политики Воронежской области состоит в создании условий для формирования гражданина, приверженного тем культурным ценностям, которые органично связывают исторический опыт и культурное наследие с задачами развития Воронежской области. В соответствии с задачами государственной политики основными приоритетными направлениями развития культуры Воронежской области являются: - обеспечение максимальной доступности для граждан культурных благ и образования в сфере культуры - осуществляется через создание для граждан возможности получения доступа к культурным ценностям (памятники истории и культуры, музейные фонды, библиотечные фонды, фильмофонды и др.) путем обеспечения их сохранности, пополнения, представления и использования; выравнивания возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания; - создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, представляемых в сфере культуры, - осуществляется через обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного фондов, развитие стимулирования и поддержки новых направлений и жанров искусства; - сохранение и популяризация культурного наследия - осуществляется путем составления и публикации свода объектов историко-культурного наследия, проведения реставрационных работ, улучшения технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; разработки и внедрения систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия; обеспечения эффективного использования имущественных прав собственников на объекты культурного наследия и т.д.; - использование культурного потенциала Воронежской области для формирования ее положительного имиджа в России и за рубежом - осуществляется путем развития культурного обмена с государствами - участниками СНГ; реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, проведения международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах; - совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры - путем развития механизмов частно-государственного партнерства; поэтапного перевода учреждений сферы культуры в автономные учреждения; разработки стандартов качества услуг, предоставляемых в сфере культуры. Реализация основных направлений культурной политики должна обеспечить достижение стратегической цели - повышение культурной конкурентоспособности Воронежской области, развития человеческого капитала региона, повышение качества управления и использования общественных финансов в сфере культуры. Основными инструментами проведения государственной культурной политики выступают: - нормативное регулирование деятельности институтов культуры, образования, науки, средств массовой информации, соответствующих учреждений; - нормативное регулирование любых видов деятельности, так или иначе затрагивающих интересы сохранения культурного наследия и развитие культурного потенциала; - диалог и сотрудничество с негосударственными агентами трансляции культуры и культурного творчества, совместная реализация социально-культурных проектов; - исполнение государственных бюджетных обязательств в сфере культуры. Концепция областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" разработана в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 18.01.2008 N 27 "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям областных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающих показатели общественной и экономической эффективности реализации программ", постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ". Актуальность разработки программы обусловлена соответствием ее приоритетов задачам социально-экономического развития Воронежской области. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Решение актуальных проблем культурного развития в условиях крайне ограниченных бюджетных ресурсов требует использования программно-целевого метода планирования важнейших направлений развития культуры. Реализуемая с 2007 года областная целевая программа "Развитие культуры Воронежской области. 2007-2010 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 12.12.2006 N 668-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007-2010 годы", накопила позитивный опыт, давший ощутимые результаты по укреплению материально-технической базы областных учреждений культуры, реконструкции и капитальному ремонту зданий, реставрации объектов культурного наследия, что способствовало сохранению и в определенной степени развитию областных учреждений культуры. Важным результатом реализации программы за 2007-2008 годы явилось укрепление экономического положения областных и муниципальных учреждений культуры (театрально-концертных, сферы образования, библиотек, музеев и т.д.). Ее реализация способствовала укреплению государственности, поддержке единого культурного пространства, придав значительный импульс развитию культуры области. Общий объем финансирования программы на 2007-2008 годы, предусмотренный Законом Воронежской области от 28.12.2006 N 121-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" и Законом Воронежской области от 05.12.2007 N 143-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", составил 361,354 млн. рублей. Фактический объем финансирования программы за 2007-2008 годы составил 271,931 млн. рублей, т.е. 75,2% от запланированного программой. При этом были достигнуты следующие целевые показатели. Выполнение целевых показателей, позволяющих оценить результативность областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007-2010 годы" за 2007-2008 годы представлено в таблице 1. Таблица 1 Выполнение целевых показателей областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007-2010 годы" за 2007-2008 годы N Целевые показатели 2007 год 2008 год п/ п 1 Доля отреставрированных и 40/23 42/24 выведенных из аварийного состояния объектов культурного наследия, %/количество 2 Доля новых произведений 11,0 13,0 профессионального искусства в репертуаре театрально-концертных учреждений, % 3 Количество посещений спектаклей, 373,5 342 тыс. чел. 4 Количество посещений концертов, 172 175 тыс. чел. 5 Количество посещений музеев на 267 328 1000 человек населения, единиц 6 Книгообеспеченность на 1000 6881 6927 человек населения, экземпляров 7 Собственные доходы учреждений 65803 67385 культуры, тыс. рублей 8 Доля учреждений культуры, 68/1 70/2 обеспеченных музыкальными инструментами, %/количество 9 Доля учреждений культуры, 75/2 80/3 обеспеченных современным светозвуковым оборудованием, %/количество 10 Удельный вес населения, 92,1 93,2 участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными учреждениями Анализ выполнения целевых показателей доказывает, что развитие культуры в Воронежской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка областной целевой программы на последующие годы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования. Цели, задачи и основные направления программы "Развитие культуры в Воронежской области. 2007-2010 годы" позволили в 2007-2008 годах учесть наиболее важные аспекты развития культуры, определить приоритетность тех или иных мероприятий. Особое место в реализации программных мероприятий в прошедший период было отведено внедрению новых форм культурной деятельности в условиях рыночных отношений, формированию навыков работы в изменившихся экономических условиях. Однако в связи с недостаточным объемом бюджетного финансирования не удалось решить ряд задач, предусмотренных областной целевой программой, что снизило эффективность и нарушило возможности программно-целевого метода по государственному регулированию культурных процессов. Применение программно-целевого метода позволит: - выработать комплекс мероприятий по решению проблем развития культуры в масштабах области, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам в рамках программы; - сформировать государственную систему поддержки, осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области развития культуры; - объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задач культурного развития; - повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач и обеспечить их целевое использование. Разработка концепции и принятие областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" позволит эффективно планировать, исполнять и контролировать весь процесс реализации поставленных целей и задач, обеспечить подлинное научное решение проблемы, исходя из конкретных условий ее реализации с учетом современной социокультурной ситуации. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Наметившаяся в стране в 2005-2008 годах политическая и экономическая стабильность позитивно отразилась на развитии сферы культуры в регионе. Удалось остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличить финансирование на наиболее важные объекты культуры, сохранить отраслевую структуру и сформированную ранее сеть учреждений культуры. Однако накопившиеся проблемы в сфере культуры в предшествующие годы значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным условиям. Недостаточные объемы бюджетного финансирования отрицательно сказались на состоянии материально-технической базы учреждений культуры. Практически всем учреждениям культуры не хватало средств на проведение реконструкции и текущего ремонта помещений, замену изношенного оборудования и музыкальных инструментов, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования. В основном на эти цели использовались внебюджетные средства. В настоящее время на территории Воронежской области работают 7 театров и 2 концертных учреждения, 15 музеев, 957 библиотек, 79 учебных заведений культуры, 900 учреждений досуга и 5 творческих союзов. В целом по количеству учреждений культуры (1960 единиц) Воронежская область опережает соседние регионы, так в Белгородской области их 1498, в Курской - 1877, в Липецкой - 1171. Вместе с тем сравнительный анализ развития отрасли культуры в Воронежской области с другими территориями Российской Федерации Центрального федерального округа (далее - ЦФО РФ), Центрально-Черноземного региона показывает, что по основным параметрам функционирования сфера культуры Воронежской области отстает от территорий со сходными характеристиками социально-экономического развития. По данным Министерства культуры РФ за 2007 год по количеству объектов и особенно средств, выделяемых на культуру в расчете на одного жителя, Воронежская область имеет показатель в 157 рублей. В Белгородской области на одного жителя приходится 174 рубля, Курской - 174,4 рубля, Липецкой - 244,1 рубля, Орловской - 241 рубль. Состояние материально-технической базы учреждений культуры остается неудовлетворительным. Из 31 объекта областных учреждений культуры 22 или 70% требуют капитального или текущего ремонта помещений, фасадов зданий. В основном это театры, образовательные учреждения, библиотеки: например, здание театра оперы и балета эксплуатируется без капитального ремонта 45 лет, музыкальные инструменты не обновлялись в течение 40 лет, отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура; Воронежский академический театр драмы им. А. Кольцова свыше 5 лет находится на реконструкции, завершение ее постоянно откладывается; здание театра юного зрителя не ремонтировалось свыше 25 лет, пришли в негодность зимний сад, фойе, оборудование энергоснабжения; современное состояние здания театра кукол, которое строилось 20 лет назад, имеет ряд конструктивных недостатков и не отвечает его потенциальным возможностям. Требуют капитального ремонта здания образовательных учреждений. Пять областных музеев, являясь крупнейшими в Центральном Черноземье, не имеют возможности установить новые системы охраны, оповещения и слежения с целью сохранения музейных фондов. Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современной вычислительной техникой, специальным технологическим оборудованием, необходимым для повышения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий (автоматизированных каталогов, интернет-классов, медиатек и др.). Материально-техническая база учебных заведений не отвечает современным требованиям. Износ музыкальных инструментов с учетом их приобретения в 2007 году составляет: в музыкальном училище им.Ростроповичей - 60%, в музыкальном колледже - 55%, в Борисоглебском музыкальном училище - 70%. Недостаточное финансирование областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2007-2010 годы" в 2007 году не позволило завершить намеченные этапы выполнения программных мероприятий, в результате чего в 2008 году в программу были внесены соответствующие изменения и произведено перераспределение объемов финансирования между программными мероприятиями. Выделенные средства на реализацию областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" будут использованы на выполнение социально значимых мероприятий, а также на продолжение работ, начатых в 2007-2008 годах на объектах областных учреждений культуры. Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это в значительной степени затрудняет использование в полном объеме культурного потенциала региона. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал". Государственная поддержка сферы культуры должна быть направлена на обеспечение широкого доступа к культурным ценностям, знаниям и информации, сохранение национальной самобытности, развитие профессионального искусства и народного творчества. Решение проблемы культурного развития Воронежской области в условиях ограниченности бюджетных средств требует формирования собственного инвестиционного потенциала, решения приоритетных задач отрасли и направлений развития региона, концентрации финансовых средств на основных направлениях развития культуры. Такой подход реализуется на базе комплексного использования целевых методов. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы При реализации областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" возможно рассмотрение различных вариантов решения проблемы. В качестве критериев при выборе подхода к решению проблемы программно-целевым методом целесообразно использовать: - возможные источники финансирования; - возможные объемы финансирования; - потребность в финансировании различных мероприятий и направлений развития. Решение проблемы при условии ее полного финансирования. Данный вариант позволит полностью достигнуть целей и задач программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств. Условием предоставления ассигнований из областного бюджета является включение финансирования областной целевой программы в закон Воронежской области "Об областном бюджете" на соответствующий год. Условием предоставления средств из федерального бюджета является включение приоритетных направлений и мероприятий в федеральные целевые программы. Решение проблемы на основе сокращенного объема финансирования. В данном случае сохраняется большинство существующих на сегодня проблемных мест, что ведет к невыполнению мероприятий программы, потере Воронежской областью позиций на уровне Центрально-Черноземного региона и Центрального федерального округа. Сокращение финансирования программы повлечет возникновение наиболее серьезных рисков: финансового и административного. В частности, финансовый риск создает: - финансовые потери от неэффективного использования объектов культуры и культурного наследия; - нарушение принципа доступа к культурным ценностям различных групп граждан; - снижение количества предоставляемых культурой услуг, посещаемости учреждений культуры и искусства; - сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала"; - потерю квалифицированных кадров в отрасли. Недофинансирование мероприятий программы предполагает снижение показателей ее эффективности, прогнозируемости результатов, различий в приоритетах при решении рассматриваемых проблем. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. Административный риск связан с неэффективным управлением программой, который в свою очередь может привести к невыполнению целей и задач программы, срывам выполнения мероприятий и недостижению целевых показателей, неэффективному использованию ресурсов, повышению вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию программы. Способами ограничения административного риска являются: - регулярная публикация данных о ходе финансирования программы; - обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов; - усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствованием механизма текущего управления реализацией программы; - своевременная корректировка мероприятий программы. 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Проект областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" рассчитывается на пять лет (2010-2014 годы), реализация его мероприятий будет осуществляется в один этап. 6. Предложения по целям и задачам областной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход ее реализации по годам Выбор приоритетных целей программы опирается на стратегические цели социально-экономического развития Воронежской области и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы. Основными стратегическими целями развития отрасли на среднесрочную перспективу являются: - сохранение объектов историко-культурного наследия Воронежской области; - формирование единого культурного и информационного пространства, создание условий для поддержки перспективных направлений развития культуры и обеспечения равных возможностей доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам всех жителей Воронежской области вне зависимости от места проживания и отношения к социальным группам; - формирование культурной политики в соответствии со стратегией развития Воронежской области в интересах ее инвестиционной привлекательности и повышения качества жизни на ее территории; - создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям; - интеграция в мировой культурный процесс; - укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры. Достижение целей осуществляется посредством решения следующих задач: - обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия, музейных ценностей, библиотечных фондов; - укрепление существующей инфраструктуры отрасли культуры, содействие гастрольной деятельности театральных и концертных организаций, проведение областных конкурсов, смотров, фестивалей, праздников; - автоматизация и информатизация библиотек, обеспечение пополнения и сохранности книжных и музейных фондов, расширение сферы услуг, предоставляемых населению на базе центральных и муниципальных библиотек; - обеспечение условий для повышения уровня профессионального образования, повышение квалификации кадров учреждений культуры, поддержка молодых дарований, стимулирование творчества мастеров искусств; - создание условий для развития рынка образовательных услуг, системы художественного образования; - поддержка перспективных творческих проектов в отрасли, адресная поддержка профессиональных навыков; - развитие разнообразных форм государственной и частной поддержки отраслей культуры; - обеспечение культурного обмена, формирование современной маркетинговой стратегии продвижения культурного продукта на внутреннем и международном рынках; - повышение качества услуг, представляемых учреждениями культуры. Выполнение поставленных задач реализуется через конкретные мероприятия, направленные на: - сохранение традиций и развитие театрального искусства, сохранение жизнеспособности театрально-зрелищных учреждений, укрепление их материально-технической базы; модернизацию специального оборудования и профессионального инструментария; совершенствование условий оплаты труда; создание условий для художественного творчества и инновационной деятельности, расширение возможностей для реализации новаторских концепций, развитие конкуренции и потребительского спроса на результаты деятельности культуры; разработку и реализацию международных культурных проектов, способствующих росту престижа российской культуры через проведение гастролей, конкурсов, выставок, фестивалей; - сохранение культурного наследия, народного творчества - стимулирование деятельности фольклорных коллективов и мастеров декоративно-прикладного искусства, создание условий для привлечения детей и молодежи к народной культуре; - обеспечение эффективной государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры - реставрация, восстановление и сохранение; эффективное использование недвижимых памятников истории и культуры как объектов наследия и как недвижимого имущества; совершенствование законодательной базы об объектах культурного наследия; - методическое и организационно-финансовое обеспечение процессов модернизации деятельности музеев - создание современных экспозиций, использование новых информационных технологий в учетно-хранительской и популяризаторской деятельности музеев; организационное, финансовое и правовое обеспечение сохранения, пополнения, изучения и представления Музейного фонда Российской Федерации в музеях Воронежской области; внедрение в деятельность музеев современных форм и методов управления; повышение эффективности государственного учета музейного фонда, форм государственного контроля за его сохранением, что обеспечит более широкий круг доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям; - осуществление комплексных мер по модернизации образовательной системы культуры - введение новых направлений обучения, соответствующих требований по подготовке специалистов в современных условиях; введение в образовательный процесс новых педагогических технологий; создание новых интегрированных образовательных систем; проведение реорганизации ряда образовательных учреждений, обеспечивающих переподготовку специалистов отрасли; - модернизацию библиотечной системы - внедрение новых информационных технологий, осуществление компьютеризации библиотечных процессов, участие библиотечной системы в формировании единого информационного поля региона, сети центров правовой, деловой, муниципальной, потребительской и дугой информации; создание и ведение сводного каталога библиотек области, развитие информационных услуг, предоставляемых населению на базе центральных и муниципальных библиотек; обновление фондов библиотек и увеличение объемов комплектования по международному нормативу, который составляет 205 наименований книг на 1000 жителей в год; обеспечение условий доступа населения к социально значимой информации путем создания информационных баз данных, передвижных систем обслуживания; - развитие кинематографа - повышение материально-технической базы, формирование эффективного механизма государственной поддержки производства и проката отечественных фильмов; активизацию делового и международного сотрудничества, включая культурный обмен коллективами, культурными программами; - сохранение и модернизацию инфраструктуры отрасли культуры - поддержка зданий и сооружений в надлежащем состоянии; обеспечение безопасности и комфортности для пользователей культурными ценностями, нормальных условий труда работников учреждений культуры; достижение в течение 5 лет улучшения состояния материально-технической базы учреждений культуры областного подчинения; формирование экономических механизмов, направленных на функционирование культуры в условиях рыночных отношений, - использование разнообразия форм государственной и частной поддержки различных отраслей культуры; создание институтов государственно-частного партнерства; развитие меценатства и благотворительности; внедрение инвестиционных проектов; разработка механизма участия представителей бизнеса в развитии объектов культуры. Государственная политика в сфере культуры на современном этапе ориентирована на поиск решений, которые позволили бы без ущерба для сохранения культурных ценностей создать экономические механизмы, обеспечивающие сфере культуры эффективное развитие в рыночных условиях. Для оценки объективного количественного и качественного процессов развития культуры, а также для определения целей стратегии развития, прогнозирования и планирования на 2010-2014 годы выбраны следующие целевые показатели и индикаторы. Динамика изменения целевых показателей и индикаторов представлена в таблице 2. Таблица 2 Динамика изменения целевых показателей и индикаторов на 2010 - 2014 годы N Целевые показатели и 2010 2011 2012 2013 2014 п/п индикаторы год год год год год Основные показатели, индикаторы 1 Количество экземпляров 6955 6970 6984 6998 7011 библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения, единиц 2 Удельный вес населения, 93,3 93,3 93,4 93,5 93,7 участвующего в культурно- досуговых мероприятиях, % 3 Число посещений 222 225 226 229 232 спектаклей и концертов на 1000 человек населения, единиц 4 Число посещений музеев на 229 232 234 236 239 1000 человек населения, единиц 5 Доля объектов культурного 25,0 29,0 32,0 34,0 37,0 наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии в общем количестве, % Дополнительные показатели, индикаторы 6 Доля отреставрированных и 40/22 43/24 46/26 50/28 53/33 выведенных из аварийного состояния объектов культурного наследия в общем объеме культурного наследия, требующего реставрации, %/на кол-во объектов 7 Доля новых произведений 11,0 11,0 12,0 12,0 13,0 профессионального искусства в общем репертуаре, % 8 Количество мероприятий 2300 2323 2345 2369 2390 по театрально-концертным учреждениям, единиц 9 Доля учреждений культуры, 70 72 74 76 80 обеспеченных современным светозвуковым оборудованием, % 10 Доля образовательных 60 62 64 66 70 учреждений, оснащенных современным оборудованием, % 11 Собственные доходы 72,8 75,8 78,8 82,0 85,3 учреждений культуры, тыс. рублей 7. Предложения по объемам и источникам финансирования областной целевой программы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках областной целевой программы, сроки реализации и объем их финансирования Основными источниками финансового обеспечения программы являются: - средства федерального бюджета - 42,7%; - средства областного бюджета - 53,2%; - средства местных бюджетов - 0,7%; - собственные средства учреждений культуры - 0,6%; - средства внебюджетных источников - 2,8 %. Прогнозируемый объем финансирования программы на 2010 - 2014 годы за счет всех источников составит (в ценах 2009 года) 2111,2 млн. рублей, из них: 900,8 млн. рублей - средства федерального бюджета; 1123,7 млн. рублей - средства областного бюджета; 15,2 млн. рублей - средства местных бюджетов; 11,5 млн. рублей - собственные средства учреждений культуры; 60,0 млн. рублей - средства других внебюджетных источников. Прогнозируемый объем финансирования программы по годам ее реализации составит: - 2010 год - 316,4 млн. рублей; - 2011 год - 798,6 млн. рублей; - 2012 год - 545,0 млн. рублей; - 2013 год - 373,6 млн. рублей; - 2014 год - 77,6 млн. рублей. Из средств федерального бюджета на реализацию программы предусмотрено 900,8 млн. рублей. В основном это средства, финансируемые Министерством культуры РФ на мероприятия, вошедшие в федеральные целевые программы, на обеспечение сохранности историко-культурного наследия (ремонтно-реставрационные, противоаварийные, консервационные работы на памятниках федерального значения) и на мероприятия, вошедшие в непрограммную часть. Из областного бюджета на реализацию программы предусмотрено 1123,7 млн. рублей (53,2% от общего объема финансирования программы), из них 871,8 млн. рублей - на финансирование мероприятий, вошедших в областную адресную инвестиционную программу. Из местных бюджетов - 15,2 млн. рублей (0,7% от общего объема финансирования программы). Из внебюджетных средств на реализацию программы предусматривается 60,0 млн. рублей за счет использования разнообразных форм государственной и частной поддержки, внедрения инвестиционных проектов и т.д. Прогнозируемые объемы и источники финансирования программы по годам реализации представлены в таблице 3. Таблица 3 Объемы и источники финансирования программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" Источники и Объемы финансирования, тыс. рублей направления расходов всего в том числе по годам реализации 2010 2011 2012 2013 2014 Общий объем 2111,2 316,4 798,6 545,0 373,6 77,6 финансирования, всего в том числе: Федеральный 900,8 155,4 372,8 226,9 144,9 0,7 бюджет Областной 1123,7 156,6 414,9 301,3 204,3 46,6 бюджет Местные бюджеты 15,2 2,3 6,4 6,5 - - Собственные 11,5 2,1 4,4 0,3 4,4 0,3 средства учреждений культуры Внебюджетные 60 - - 10 20 30 средства Программой предусматривается реализация конкретных мероприятий, направленных на решение задач развития и модернизации отрасли, сохранение объектов историко-культурного наследия Воронежской области, укрепление материально-технической базы областных учреждений культуры, развитие профессионального искусства. 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы В соответствии с целью программы ее реализация будет способствовать осуществлению конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, на реализацию прав народов на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры как основы идентификации и духовно-нравственного единства общества. За период исполнения программы будет создана база для дальнейшей реализации основных направлений деятельности в сфере культуры, повышения ее социальной роли, активизации деятельности по популяризации культурного наследия. Реализация программы будет способствовать росту культурного потенциала области и его влиянию на процесс социальных преобразований и позволит к 2014 году: - завершить реконструкцию и отреставрировать здания: государственного Воронежского академического театра драмы им. А.В.Кольцова, ГУК "Воронежский областной краеведческий музей", Дома-музея А.Л. Дурова, ГОУК "Областной историко-художественный музей им. И.Н. Крамского", музея-усадьбы Д. Веневитинова, ГУК "Природный историко-культурный музей-заповедник "Дивногорье" и государственного археологического музея-заповедника "Костенки"; - капитально отремонтировать здания ГУК "Воронежский государственный театр оперы и балета", ОГУК "Воронежоблкинофонд", завершить работы по капитальному ремонту ГУК "Воронежский государственный театр юного зрителя", ГУК "Воронежский государственный театр кукол", ГУК "Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение "Филармония", образовательных учреждений культуры, библиотек; - повысить уровень материальной обеспеченности театрально-концертных учреждений, библиотек, музеев, образовательных учреждений в сфере культуры; - продолжить начатые работы по плановой замене музыкальных инструментов в театрально-концертных организациях, переоснащению их современным звуковым и световым оборудованием; - продолжить работы по плановой замене устаревших и пришедших в негодность систем пожарной и охранной сигнализации в учреждениях культуры; - увеличить количество мероприятий по театрально-концертным учреждениям на 5 процентов; - увеличить количество посещений учреждений культуры и наполняемость зрительных залов на 2,5 процента; - увеличить долю новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре до 18 процентов; - увеличить количество посещений музеев на 1000 человек населения на 2,0 процента, а также довести удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными и муниципальными учреждениями культуры, до 93,7 процента. Реализация программы позволит задействовать хозяйствующие субъекты области и других регионов России, такие как строительные организации и научные учреждения, увеличить количество рабочих мест, создать временные (сезонные) рабочие места. Для характеристики эффективности программных мероприятий будут использоваться показатели социального и бюджетного эффектов, рассчитанные согласно постановлению правительства Воронежской области от 27.02.2009 N 138 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", приказу Главного управления экономического развития Воронежской области от 29.06.2007 N 90-О "Методика оценки экономической, бюджетной и социальной эффективности от реализации инвестиционных проектов по строительству (реконструкции) объектов социальной сферы, инженерной инфраструктуры, осуществляемому с участием средств областного бюджета, методике расчета финансового эффекта от их реализации и эксплуатационных расходов будущих периодов". Реализация программы позволит создать условия для принятия обоснованных управленческих решений в сфере сохранения культурного наследия Воронежской области. 9. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию областной целевой программы Ответственным за формирование и реализацию областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" является управление культуры Воронежской области при участии областных учреждений культуры, департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области. 10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам областной целевой программы Государственными заказчиками областной целевой программы в соответствии с законодательством являются управление культуры Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, координатором программы - управление культуры Воронежской области. Государственный заказчик-координатор - управление культуры Воронежской области: - подготавливает исходное задание на формирование программы, координирует действия разработчиков; - согласовывает с основными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; - подготавливает проекты правовых актов о разработке проекта программы и ее утверждении, предложения по передаче при необходимости на договорной основе части функций государственного заказчика программы другим организациям, относящимся к управлению культуры; - согласовывает и представляет проект программы в департамент экономического развития на экспертизу и по результатам экспертизы осуществляет его доработку; - ежегодно подготавливает доклад о ходе реализации программы; - разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы; - осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию; - несет ответственность за несвоевременную и некачественную подготовку и реализацию программы, осуществляет управление исполнителями; обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; - подготавливает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям; - организует размещение информации на портале Воронежской области в сети Интернет о ходе и результатах реализации программы. Государственный заказчик - департамент архитектуры и строительной политики: - согласовывает с основными участниками программы объекты капитального строительства, возможные сроки выполнения, объемы и источники финансирования; - согласовывает проектно-сметную документацию на выполнение строительных работ; - осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому объекту; - подготавливает предложения по уточнению перечня строительно- монтажных работ на очередной финансовый год и их финансирования; - несет ответственность за несвоевременную и некачественную реализацию программных мероприятий; - осуществляет финансирование объемов выполненных работ в соответствии с выделенными лимитами. Ответственным за формирование областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" является управление культуры Воронежской области. 11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации областной целевой программы При определении направлений финансирования в рамках программы приоритетными являются следующие: 1. Сохранение объектов историко-культурного наследия Воронежской области. Цель мероприятия - восстановление и сохранение уникальных историко-культурных и природных памятников Воронежской области; развитие музеев-заповедников, внедрение новых методов рекреационного обслуживания; пропаганда литературного наследия; создание современных экспозиций; обеспечение доступа граждан к музейным ценностям. Прогнозируемый объем финансирования для реализации мероприятия программы из всех источников составит 1963,8 млн. рублей, в том числе: 900,8 млн. рублей - средства федерального бюджета, 976,3 млн. рублей - средства областного бюджета, 15,2 млн. рублей - средства местных бюджетов, 11,5 млн. рублей - собственные средства учреждений культуры, 60,0 млн. рублей - другие внебюджетные источники, в том числе по годам реализации: 2010 год - 294,8 млн. рублей; 2011 год - 774,8 млн. рублей; 2012 год - 513,5 млн. рублей; 2013 год - 336,1 млн. рублей; 2014 год - 44,5 млн. рублей. В рамках данного мероприятия предусматривается: завершение реконструкции и реставрации здания государственного Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова - памятника архитектуры XIX века "Городской зимний театр"; реконструкция здания Воронежского государственного театра оперы и балета, проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ на территории ГУК "Природный архитектурно-археологический музей-заповедник "Дивногорье"; создание мемориального комплекса на базе музея-усадьбы Д. Веневитинова, реставрация исторических зданий - памятников истории и культуры - ГУК "Воронежский областной краеведческий музей "Арсенал", "Дом, в котором в 1901-1915 годы жил артист цирка А.Л. Дуров"; реконструкция здания государственного археологического музея-заповедника "Костенки"; исторических зданий-памятников архитектуры конца XVIII века федерального значения - "Воронежский областной художественный музей имени И.Н.Крамского", памятника архитектуры XIX века - здания "Острогожский художественный музей имени И.Н. Крамского"; завершение строительства 3-й очереди здания государственного академического театра драмы имени А. Кольцова; строительство Дворца культуры в г. Павловске Павловского муниципального района; реконструкция районных домов культуры в с. Воробьевка Воробьевского муниципального района, в пгт Ольховатка Ольховатского муниципального района; капитальный ремонт Новохоперского краеведческого музея-памятника архитектуры областного значения и детской школы искусства в г. Бутурлиновка Бутурлиновского муниципального района. 2. Сохранение и развитие инфраструктуры учреждений культуры. Цель мероприятия - сохранение и модернизация объектов культуры, поддержание зданий и сооружений в надлежащем состоянии; обеспечение условий для полноценной творческой деятельности; обеспечение безопасности и комфортности для пользователей, создание нормальных условий труда работникам культуры. Прогнозируемый объем финансирования для реализации мероприятия программы составит 113,3 млн. рублей - средства областного бюджета, в том числе по годам реализации: 2010 год - 8,3 млн. рублей; 2011 год - 18,5 млн. рублей; 2012 год - 26,9 млн. рублей; 2013 год - 30,8 млн. рублей; 2014 год - 28,8 млн. рублей. В рамках мероприятия предусматривается проведение ремонтных работ на 20 объектах культуры. 3. Модернизация творческого и производственного процессов. Укрепление материально-технической базы областных учреждений культуры. Цель мероприятия - техническое переоснащение учреждений культуры новым световым оборудованием; содействие сохранению парка музыкальных инструментов в областных музыкальных учебных заведениях; техническая модернизация библиотек путем обновления программно-технического комплекса; оснащение музеев современными средствами оповещения и охраны. Прогнозируемый объем финансирования для реализации мероприятия программы составит 37,1 млн. рублей - средства областного бюджета, в том числе по годам реализации: 2010 год - 13,3 млн. рублей; 2011 год - 5,3 млн. рублей; 2012 год - 5,5 млн. рублей; 2013 год - 7,8 млн. рублей; 2014 год - 5,2 млн. рублей. 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий областной целевой программы Формирование мероприятий областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области. 2010-2014 годы" производится на основании конкурсного отбора управлением культуры Воронежской области мероприятий, заявленных в программу областными государственными учреждениями культуры. 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией областной целевой программы Общее руководство и контроль за ходом реализации областной целевой программы будет осуществлять государственный заказчик-координатор программы. Функции руководства реализацией областной целевой программы, координации деятельности всех органов исполнительной власти Воронежской области, организаций, участвующих в программе, возлагаются на руководителя программы - управление культуры Воронежской области. Реализацию программы планируется осуществлять на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых управлением культуры с исполнителями программных мероприятий, определяемых на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственные заказчики в рамках своей компетенции: - несут ответственность за реализацию и конечные результаты мероприятий программы, нерациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств; - проводят согласование объектов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы, определяют формы и методы управления реализацией программы; - согласовывают и уточняют с департаментом экономического развития Воронежской области и департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области показатели эффективности программы, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей и при необходимости вносят предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации; - проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливают и в установленном порядке представляют отчеты о реализации программных мероприятий и использовании финансовых средств. Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществляет департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, Контрольно-счетная палата Воронежской области. Для текущего управления реализацией программы государственный заказчик-координатор формирует рабочую группу, в функции которой входит: - сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; - корректировка программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы; - контроль за выполнением программных мероприятий, договоров и контрактов подрядных организаций на всех этапах ее реализации. Корректировка программы, а также продление срока ее реализации осуществляется по предложению управления культуры Воронежской области в установленном порядке на один год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|