Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Чувашской ССР от 18.10.1991 б/н
Закон
Чувашской ССР от 18 октября 1991 г. "О выборах главы местной администрации" Глава 1 Общие положения Статья 1.
Законодательство о выборах главы местной администрации Условия,
порядок подготовки и проведения выборов главы местной администрации регулируются
настоящим Законом, иными законами Чувашской ССР. Статья 2. Выборы главы
местной администрации Выборы
главы местной администрации в районе, городе, поселке, сельском населенном
пункте, группе населенных пунктов осуществляются гражданами Чувашской ССР на
основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайной голосовании. Глава
местной администрации избирается сроком на 4 года. Статья 3. Ограничения на
право занятия должности главы местной администрации Главой
местной администрации может быть избран только гражданин Чувашской ССР,
обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом. Один
и тот же гражданин не может быть главой местной администрации более двух сроков
подряд. Глава
местной администрации с момента вступления в должность не имеет права: занимать
оплачиваемые должности в других государственных органах, а также в общественных
объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; состоять
в руководящих органах зарегистрированных политических партий, движений, клубов
или групп; состоять
в правлениях или в других органах управления предприятий, учреждений,
организаций, получающих из местного бюджета средства для осуществления своей
деятельности; состоять
на действительной военной службе; Статья 4. Право граждан
на участие в выборах главы местной администрации В
выборах главы местной администрации участвуют граждане Чувашской ССР,
проживающие на территории соответствующего района, города, поселка, сельского
населенного пункта, группы населенных пунктов и достигшие на день голосования
18 лет. В
голосовании по выборам главы местной администрации не участвуют психически
больные граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся на
день голосования в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо
иные прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах главы
местной администрации в зависимости от происхождения, социального и
имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, политических, религиозных и иных взглядов,
продолжительности постоянного проживания в данной местности, рода и характера
занятий, запрещаются. Статья 5. Принципы
участия граждан в выборах главы местной администрации Граждане
участвуют в выборах главы местной администрации на равных основаниях. Каждый
гражданин имеет один голос. Граждане
участвуют в выборах непосредственно и лично. Голосование
по выборам главы местной администрации осуществляется тайно, контроль за
волеизъявлением граждан не допускается. Участие
в выборах является свободным. Статья 6. Органы,
обеспечивающие подготовку и проведение выборов главы местной администрации Подготовку
и проведение выборов главы местной администрации, подведение итогов выборов
обеспечивают избирательные комиссии по выборам главы местной администрации
(далее "избирательные комиссии"). Советы
народных депутатов, исполнительные и распорядительные органы, в соответствии со
своей компетенцией принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным
комиссиям в подготовке и проведении выборов главы местной администрации. Статья 7. Гласность при
подготовке и проведении выборов главы местной администрации Деятельность
государственных и общественных органов, участвующих в подготовке и проведении
выборов главы местной администрации, осуществляется открыто и гласно. Избирательные
комиссии в установленные сроки информируют граждан о своей работе, об
образовании избирательных участков, о составе, местонахождении и времени работы
избирательных комиссий и о списках избирателей. Избирательные комиссии доводят
до сведения граждан итоги регистрации кандидатов на пост главы местной
администрации, биографические данные о них, результаты голосования по каждому
кандидату и итоги выборов. На
избирательных участках при проведении голосования, пломбирования или
опечатывания ящиков для голосования, подсчете голосов, а также на заседаниях
избирательной комиссий, в том числе при регистрации кандидатов на пост главы
местной администрации, определении результатов выборов по участку и в целом по
округу, на собраниях и заседаниях, связанных с выборами главы местной
администрации, вправе присутствовать народные депутаты, представители собраний
избирателей по месту жительства, от политических, профессиональных и иных
общественных объединений и организаций, массовых движений, трудовых
коллективов, коллективов средних специальных и высших учебных заведений,
органов государственной власти, средств массовой информации, доверенные лица
кандидатов на пост главы местной администрации. Полномочия
указанных лиц должны быть удостоверены выпиской из протокола собраний
избирателей по месту жительства, трудового коллектива, направивших их
общественных объединений, или иным документом, удостоверяющим их полномочия.
Предварительное уведомление избирательной комиссии о предполагаемом присутствии
указанных представителей не требуется. Избирательные
комиссии обязаны предоставлять указанным представителям по их требованию
информацию о подготовке и проведении выборов. По требованию представителя
участковая избирательная комиссия заверяет составленную им копию итогового
протокола о результатах выборов главы местной администрации. Народные
депутаты имеют право доступа ко всем материалам избирательных комиссий по
проведению выборов главы местной администрации. Неправомерное
вмешательство в деятельность избирательных комиссий влечет за собой
предусмотренную Законом ответственность. Воспрепятствование
гражданам в осуществлении установленных настоящим Законом контрольных функций
при проведении выборов главы местной администрации преследуется по закону. Статья 8. Расходы,
связанные с выборами главы местной администрации. Материальное обеспечение
выборов Расходы,
связанные с подготовкой и проведением выборов главы местной администрации,
производятся за счет средств соответствующего местного бюджета. Государственные
предприятия, учреждения и организации бесплатно предоставляют в распоряжение
избирательных комиссий помещения и оборудование, необходимые для подготовки и
проведения выборов. Аренда помещений и оборудования, предоставленных
негосударственными организациями, оплачиваются избирательными комиссиями за
счет средств, выделенных на проведение выборов. Глава 2 Назначение выборов главы местной администрации. Избирательный округ и порядок образования избирательных
участков Статья 9. Назначение
выборов главы местной администрации Выборы
главы местной администрации и дата их проведения назначаются Президиумом
Верховного Совета Чувашской ССР или соответствующим местным Советом народных
депутатов не позднее чем за два месяца до выборов. Сообщение о дне выборов
публикуются в печати. При
невозможности главы местной администрации осуществлять свои полномочия
вследствие его отставки, отрешения от должности (отзыва избирателями), смерти,
либо по другим причинам выборы главы местной администрации назначаются соответствующим
Советом народных депутатов не позднее чем через две недели со дня прекращения
исполнения главой местной администрации его функций. Статья 10. Избирательный
округ При
выборах главы местной администрации избирательным округом является территория
соответствующей административно-территориальной Единицы, в исполнительный орган
власти которой проводятся выборы. Статья 11. Порядок
образования избирательных участков Проведение
голосования и подсчет голосов граждан осуществляется на избирательных участках,
образованных применительно к последним по времени выборам народных депутатов. В
больницах, санаториях и домах отдыха, а также на судах, находящихся в день
голосования в плавании, могут создаваться избирательные участки, которые входят
в округа в соответствии с местом их расположения или же по месту прописки
судна. Избирательные
участки создаются не позднее чем за двадцать дней до дня выборов районными,
городскими, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов по согласованию
с окружной избирательной комиссией. Соответствующий
местный Совет народных депутатов оповещает граждан о границах каждого
избирательного участка с указанием местонахождения участковой комиссии и
помещения для голосования. Глава 3 Избирательные комиссии по выборам главы местной администрации Статья
12.
Система избирательных комиссий по выборам главы местной администрации Для
подготовки и проведения выборов главы местной администрации образуются
избирательные комиссии: окружная
избирательная комиссия, участковые
избирательные комиссии. Статья 13. Образование
окружной избирательной комиссии Окружная
избирательная комиссия по проведению выборов главы местной администрации
образуется соответствующим Советом народных депутатов. Представители
в состав окружной избирательной комиссии выдвигаются собраниями избирателей по
месту жительства, трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций
или советами трудовых коллективов, коллективами средних специальных и высших
учебных заведений, соответствующими органами общественных объединений,
организаций. При этом в комиссию включаются представители зарегистрированных в
установленном законом порядке политических партий, массовых общественных
объединений (движений), имеющих организации в данном регионе. Окружная
избирательная комиссия образуется не позднее чем за 35 дней до дня голосования
в составе от 11 до 15 человек. Срок
полномочий окружной избирательной комиссии заканчивается через месяц после
завершения выборов главы местной администрации. Полномочия
окружной избирательной комиссии могут быть возложены районным городским,
поселковым. Сельским Советом народных депутатов на соответствующую
избирательную комиссию по выборам народных депутатов этих Советов народных
депутатов. Статья 14. Полномочия
окружной избирательной комиссии Окружная
избирательная комиссия по выборам главы местной администрации: осуществляет
контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное
применение на территории округа; входит
в случае необходимости в Верховный Совет Чувашской ССР с представлениями о
толковании настоящего Закона; распределяет
денежные средства, выделяемые и привлекаемые на подготовку и проведение выборов
главы местной администрации; координирует
и организует деятельность участковых избирательных комиссий; устанавливает единую
нумерацию избирательных участков для голосования по округу; заслушивает
сообщения органов местных Советов народных депутатов, местной администрации,
руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанных с
подготовкой и проведением выборов; контролирует
обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью
и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; контролирует
своевременность и правильность составления списков избирателей и представления
их для всеобщего ознакомления; регистрирует
кандидатов на должность главы местной администрации, их доверенных лиц и выдает
им соответствующие удостоверения; с
привлечением трудовых коллективов и общественных объединений организует встречи
кандидатов и их доверенных лиц с избирателями по месту их жительства; устанавливает
формы бюллетеней, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных
комиссий, других документов по выборам, образцы ящиков для голосования и печати
комиссий, порядок хранения документов по выборам; утверждает
текст бюллетеня для голосования по выборам главы местной администрации,
обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных
комиссий; получает
от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования,
подводит итоги, устанавливает и публикует в печати результаты выборов; рассматривает
заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и
принимает по ним решения; осуществляет
другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законами Чувашской
ССР. Статья 15. Образование
участковых избирательных комиссий Участковая
избирательная комиссия по проведению голосования по выборам главы местной
администрации образуется не позднее чем за 20 дней до даты голосования в
составе от 7 до 19 человек. В необходимых случаях по решению соответствующего
Совета народных депутатов численный состав участковой комиссии может быть
изменен. Представители
в состав участковой избирательной комиссии выдвигаются собраниями избирателей
по месту жительства, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и
организаций или советами трудовых коллективов, коллективами средних специальных
и высших учебных заведений, районными, городскими, районными в городах органами
общественных объединений, их первичными организациями. Участковые
избирательные комиссии образуются сельскими, поселковыми, районными, городскими
Советами народных депутатов. Срок
полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается одновременно с
окончанием срока полномочий окружных избирательных комиссий. Статья 16. Полномочия
участковой избирательной комиссии Участковая
избирательная комиссия: оповещает
население о местонахождении участковой избирательной комиссии, времени ее
работы, о дне и месте голосования; составляет
список избирателей по избирательному участку; знакомит
избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об
ошибках и неточностях в списках и решает вопросы о внесении в них
соответствующих изменений; готовит
помещение и ящики для голосования; организует
на избирательном участке голосование в день проведения выборов; проводит
подсчет голосов и определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает
заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает
по ним решения; осуществляет
другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья
17.
Организация работы избирательных комиссий по проведению выборов главы местной
администрации Сведения
о составе избирательных комиссий по проведению выборов главы местной
администрации публикуются в средствах массовой информации Советов народных
депутатов для всеобщего сведения не позднее чем на пятый день с момента их
образования. В
этот же срок избирательные комиссии проводят свои первые заседания. На этом
заседании избираются председатель, заместитель председателя и секретарь
избирательной комиссии. Заседание комиссии является правомочным, если в нем
принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решение избирательной
комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа
членов комиссии. Члены
участковой или окружной избирательной комиссии, не согласные с ее решением,
вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к
протоколу заседания избирательной комиссии и не позднее, чем на второй день
вместе с протоколом направляется в вышестоящую избирательную комиссию или в
Совет народных депутатов, подведомственная территория которого является
избирательным округом. В
двухдневный срок заверенные копии указанных документов выдаются по требованию
заинтересованных лиц, имеющих право на получение указанных документов. Решения
комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми
государственными и общественными органами и организациями, должностными лицами. Решения
и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению
выборов или, по выбору заинтересованного лица, в суд по месту нахождения
соответствующей комиссии. Решение суда окончательно. До
трех членов избирательной комиссии по ее решению одновременно могут быть
освобождены на весь срок деятельности комиссии или часть срока от
производственной или служебной деятельности по основному месту работы с
выплатой средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение
выборов. Связанные с этим расходы предприятий, учреждений, организаций по
основному месту работы этих членов комиссии, возмещаются из средств, выделенных
на проведение голосования. Остальным
членам избирательной комиссии за время работы в комиссии, по представлению
председателя комиссии, выплачивается средняя заработная плата за счет средств,
выделяемых на проведение выборов, но не более чем за четыре дня. Член
комиссии в период работы в комиссии не может быть уволен либо переведен на
другую работу или должность без его согласия. Председатель,
заместитель председателя, секретарь, любой из членов избирательной комиссии
могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органам
по личному заявлению, либо по представлению органа общественной организации,
трудового коллектива, собрания избирателей по месту жительства. Выдвижение и
утверждение нового представителя в состав комиссии производится в порядке,
установленном настоящим Законом. Государственные
и общественные органы и организации, должностные лица обязаны содействовать
избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять
необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссия вправе обращаться по
вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные и
общественные органы и организации, к должностным лицам, которые обязаны
рассмотреть поставленные вопросы и дать комиссии ответ не позднее чем в
трехдневный срок. Статья 18. Оборудование
избирательных участков для голосования Каждый
избирательный участок для голосования должен иметь помещение, где в момент
опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков и подсчета голосов должны
находиться члены участковой комиссии, представители политических и иных
общественных организаций и массовых движений, трудовых коллективов, собраний
граждан по месту жительства, а также средств массовой информации. Помещение
должно быть оборудовано: сейфом для хранения документации, бюллетеней, мебелью,
кабинами или комнатами для тайного голосования и ящиками для голосования. Кабины
для тайного голосования оснащаются столиками, а также авторучками. Применение
карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким
образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили только через них. Для
обеспечения участия в голосовании граждан, которые по уважительным причинам не
могут прибыть на участок для голосования, на каждом участке должен быть
переносной ящик для голосования. Окружные избирательные комиссии могут давать
разрешения иметь более одного переносного ящика для голосования на участках, в
состав которых входят более двух населенных пунктов, отдаленных рабочих
участков, или на территории которых расположены учреждения закрытого типа
(следственные изоляторы, больницы, лечебно-трудовые профилактории) и других
случаях. Глава 4 Выдвижение и регистрация кандидатов на должностъ главы местной администрации Статья
19.
Порядок выдвижения кандидатов на должность главы местной администрации Кандидаты
на должность главы местной администрации выдвигаются соответствующими местными
отделениями республиканских (Чувашской ССР) общественных организаций,
профессиональных союзов и массовых общественно-политических движений,
зарегистрированных в установленном законом порядке, а также соответствующими
местными отделениями республиканских органов зарегистрированных всесоюзных и
всероссийских политических партий, профессиональных союзов и массовых
общественно-политических движений, трудовыми коллективами предприятий,
учреждений, организаций, коллективами средних специальных и высших учебных
заведений, собраниями избирателей по месту жительства, имеющими право голоса в
соответствии с настоящим Законом. Выдвижение
кандидатов на должность главы местной администрации проводится на общих
собраниях, конференциях соответствующих территориальных организаций
политических партий, а также профессиональных союзов или массовых
общественно-политических движений либо на пленумах соответствующих вышестоящих
территориальных организаций в соответствии с их Уставом (Положением) и
действующим законодательством Чувашской ССР. Выдвижение
кандидатов на должность главы местной администрации трудовыми коллективами
предприятий, учреждений, организаций, коллективами средних специальных и высших
учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства производится в
установленном настоящим Законом порядке. Каждой
территориальной организацией политических партий, профессиональных союзов или
массовых общественно-политических движений, либо на пленумах соответствующих
вышестоящих территориальных организаций, коллективом предприятия, учреждения
или организации, собранием избирателей по месту жительства может быть выдвинут
только один кандидат на должность местной администрации. Выдвижение
кандидатов на должность главы местной администрации, проведенное с нарушением
изложенных в настоящей статье положений, признается недействительным. Выдвижение
кандидатов на должность главы местной администрации начинается со дня
официального опубликования решения о назначении выборов и заканчивается не
позднее чем за месяц до выборов. Статья
20.
Порядок проведения собрания по выдвижению кандидата на должность главы местной
администрации По
инициативе избирателей для выдвижения кандидатов на должность главы местной
администрации созывается собрание избирателей по месту жительства или собрание
членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, собрание
членов коллектива среднего специального или высшего учебного заведения.
Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 150 избирателей. Для
выдвижения кандидатов на должность главы местной администрации поселков,
сельских населенных пунктов, групп населенных пунктов с численностью
избирателей менее 1000 человек, собрание правомочно, если на нем присутствует
не менее 50 избирателей. При
выдвижении кандидатов на должность главы местной администрации поселков,
сельских населенных пунктов собрания могут проводиться в подразделениях
коллективов с численностью не менее 50 избирателей. Трудовым
коллективам, где менее 50 избирателей, разрешается проведение совместных
собраний нескольких коллективов по выдвижению кандидата на должность главы
местной администрации. Инициаторы
проведения собрания письменно уведомляют соответствующий Совет народных
депутатов, на подведомственной территории которого проводятся выборы, не
позднее чем за три дня о времени и месте проведения собрания. Перед началом
собрания проводится регистрация его участников. Собрание принимает решение о
выдвижении кандидата на должность главы местной администрации и может образовать
инициативную группу для оказания помощи кандидату во время предвыборной
кампании. Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на
собрании. О
выдвижении кандидата составляется протокол. Принятое собранием решение
доводится до сведения кандидата на должность главы местной администрации не
позднее чем в двухдневный срок. Сам
кандидат на должность главы местной администрации или инициаторы проведения
собрания в недельный срок представляют в соответствующий Совет народных
депутатов или исполнительный орган протокол собрания, решение о выдвижении
кандидатом на должность главы местной администрации. Совет народных депутатов
или исполнительный орган не вправе признать собрание неправомочным, если
несмотря на своевременное предупреждение о дате проведения собрания,
представители Совета народных депутатов или исполнительного органа не
присутствовали на этом собрании. Статья
21.
Регистрация кандидатов на должность главы местной администрации Регистрацию
выдвинутых кандидатов на должность главы местной администрации и их доверенных
лиц осуществляет окружная избирательная комиссия в течении двух дней с момента
поступления документов о выдвижении кандидата и его письменного согласия
баллотироваться, но не позднее чем за двадцать дней до дня выборов главы
местной администрации. Решение
о регистрации кандидатов на должность главы местной администрации принимается
при наличии следующих документов: протокола
заседания (собрания, конференции, пленума) высшего органа общественного
объединения, собрания избирателей по месту жительства, собрания трудового
коллектива, собрания среднего специального или высшего учебного заведения,
оформленных в соответствии с требованиями настоящего Закона; биографических
данных о кандидате на должность главы местной администрации; заявления
кандидата на должность главы местной администрации о его согласия на
выдвижение. Кандидат
на должность главы местной администрации может баллотироваться только в одном
избирательном округе. Кандидат
на должность главы местной администрации, а также доверенные лица кандидата на
должность главы местной администрации не могут состоять ни в одной из
избирательных комиссий по выборам главы местной администрации. В случае, если
член одной из избирательных комиссий по выборам главы местной администрации
выдвинут кандидатом на должность главы местной администрации либо доверенным
лицом кандидата, он считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с
момента его регистрации в качестве кандидата либо доверенного лица. Окружная
избирательная комиссия в течении двух дней после регистрации выдает кандидатам
на должность главы местной администрации и их доверенным лицам соответствующие
удостоверения. Отказ
окружной избирательной комиссии зарегистрировать кандидата может быть обжалован
общественными объединениями и коллективами, выдвинувшими данного кандидата, в
народный суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок с момента ее подачи.
Решение суда окончательно. Статья 22. Избирательный
бюллетень В
избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные
кандидаты на должность главы местной администрации с указанием фамилии, имени,
отчества, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства
каждого кандидата и, по желанию кандидата, его партийности. Текст
избирательного бюллетеня по избирательному округу утверждается окружной
избирательной комиссией не позднее чем за десять дней до дня выборов. Изготовление
бюллетеней для голосования обеспечивается окружной избирательной комиссией. Участковые
избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее
чем за семь дней до дня выборов. Передача
бюллетеней избирательным комиссиям производится по акту, составляемому в двух
экземплярах, один из которых остается в комиссии выдавшей бюллетени, второй
передается комиссии, получившей бюллетени. Акт подписывают по три члена от
каждой комиссии, выдавшей и получившей бюллетени, и заверяется печатью окружной
избирательной комиссии, выдавшей бюллетени. После подведения итогов голосования
акты передаются и хранятся вместе с итоговыми протоколами в порядке,
установленном для хранения протоколов. Все
бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией, подписываются на
обороте не менее чем двумя членами комиссии либо отмечаются печатью, при ее
наличии. При этом участковой избирательной комиссией должно обеспечиваться
единообразие отметок на всех полученных ею избирательных бюллетенях. Не
заверенные комиссией избирательные бюллетени при подсчете голосов не
учитываются. Глава 5 Списки избирателей Статья 23. Порядок
включения граждан в списки избирателей Списки
граждан, имеющих право участвовать в голосовании, составляются по каждому
участку для голосования участковой избирательной комиссией и подписываются ее
председателем и секретарем. Списки
составляются на основе данных, предоставляемых соответствующей местной
администрацией. Участковая комиссия принимает меры для сверки списков
избирателей, для чего может привлекать представителей общественности. В
список избирателей включаются граждане Чувашской ССР. имеющие право на участие
в голосовании по выборам главы местной администрации и проживающие к моменту
составления списка на территории данного участка. Гражданин
не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках. Списки
предоставляются для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной
комиссии не позднее, чем за десять дней до дня голосования, а также доводятся
до сведения граждан другими способами. Каждый
гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное
включение в списки или исключение из списка, а также допущенные в списках
неточности в указании данных о нем. Заявление о неправильностях в списках
рассматривается участковой избирательной комиссией, которая обязана в
трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно, рассмотреть
заявление, внести необходимые исправления в список, либо выдать заявителю копию
мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение не позднее чем
за пять Дней до дня выборов, может быть обжаловано в соответствующий народный
суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение народного
суда окончательно. Исправление в списках в соответствии с решением суда производится
немедленно участковой избирательной комиссией. Статья
24.
Дополнительный список избирателей Дополнительный
список избирателей составляется после составления основного списка в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к основному списку избирателей. В
дополнительный список включаются по письменному заявлению избиратели, не
включенные в основной список в связи со сменой места жительства, по
предъявлению ими открепительного удостоверения с прежнего места проживания, или
в результате ошибки участковой избирательной комиссии. Дополнительный
список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой
избирательной комиссии. Глава 6 Гарантии участников выборов главы местной администрации Статья 25. Гарантии
деятельности кандидатов на должность главы местной администрации и их
доверенных лиц Кандидаты
на должность главы местной администрации с момента их регистрации окружной
избирательной комиссией: участвуют
в выборах на равных основаниях; имеют
равное право на использование возможностей средств массовой информации, в том
числе радио и телевидения; в
равной степени обеспечиваются материально-техническими и финансовыми средствами
со стороны соответствующего Совета народных депутатов, исполнительного органа
власти, окружной избирательной комиссии; на
время проведения выборов имеют право на освобождение от выполнения
производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной
платы по месту работы за счет средств, выделяемых на проведение выборов; пользуются
правом на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта
(за исключением такси) и междугородного транспорта в пределах территории
избирательного округа или населенного пункта, в который входит территория
избирательного округа. Кандидаты
на должность главы местной администрации, доверенные лица кандидатов не могут
быть уволены с работы, а также переведены на другую работу или должность без их
согласия. Кандидат
на должность главы местной администрации не может быть привлечен к уголовной
ответственности, подвергнут аресту, задержанию или административному взысканию,
налагаемому в судебном порядке, без согласия окружной избирательной комиссии. Кандидат
на должность главы местной администрации в любое время до выборов может снять
свою кандидатуру, обратившись с письменным заявлением в окружную избирательную
комиссию. Статья 26. Доверенные лица
кандидатов на должность главы местной администрации Кандидат
на должность главы местной администрации вправе иметь доверенных лиц, которые
помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию,
представляют интересы кандидата в отношениях с государственными и общественными
органами, избирательными комиссиями. Окружная
избирательная комиссия определяет число доверенных лиц для каждого кандидата исходя
из численности избирателей по округу и с учетом географических особенностей
округа, но не более трех для кандидата в сельском, поселковом, городском
(районного подчинения) избирательном округе и не более пяти для кандидата в
городском, районном избирательном округе. Кандидатам на должность главы местной
администрации по одному избирательному округу окружной избирательной комиссией
разрешается иметь равное число доверенных лиц. Доверенные
лица по представлению кандидата на должность главы местной администрации
регистрируются окружной избирательной комиссией. Статья 27. Предвыборная
агитация Гражданам
Чувашской ССР, политическим партиям, профессиональным союзам или массовым
общественно-политическим движениям, коллективам предприятий, учреждений,
организаций или средних специальных и высших учебных заведений предоставляется
право беспрепятственной агитации "за" или "против" того или
иного кандидата на должность главы местной администрации через средства
массовой информации, на собраниях и митингах, среди избирателей. В
день голосования агитация запрещается. Глава 7 Проведшие голосования Статья 28. Голосование по
выборам главы местной администрации Голосование
по выборам главы местной администрации проводится по всему округу в один день с
6 до 21 часа по местному времени. О времени и месте голосования участковая
избирательная комиссия оповещает граждан не позднее чем за семь дней до даты
голосования. Голосование
может быть закончено ранее 21 часа на участках, находящихся в больницах, на
судах, когда проголосовали все внесенные в списки граждане. Статья 29. Досрочное
голосование В
случае, если менее чем за семь дней до дня голосования гражданин, включенный в
списки избирателей, имеющих право участвовать в выборах, узнает, что не будет
иметь возможности прибыть в день выборов в помещение для голосования, он вправе
получить в участковой избирательной комиссии бюллетень для голосования. При
получении бюллетеня избиратель расписывается в списке лиц, имеющих право
участвовать в выборах. Для
обеспечения тайны волеизъявления избиратель после заполнения бюллетеня
вкладывает его в конверт, который заклеивается и скрепляется печатью или
заверяется подписями членов участковой избирательной комиссии, и передает его
комиссии. Запечатанный конверт хранится в комиссии до дня проведения выборов. Статья 30. Процедура
голосования В
день проведения выборов, за полчаса до начала голосования председатель
участковой избирательной комиссии в присутствии членов комиссии и
представителей инициативных групп, политических и иных общественных организаций
и массовых движений, трудовых коллективов, коллективов средних специальных и
высших учебных заведений, собраний избирателей, а также средств массовой
информации проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо
вложений и опечатывает их. Бюллетени
для голосования, заполненные досрочно проголосовавшими избирателями и
хранящиеся на избирательном участке, опускаются в ящик для голосования в день
проведения выборов председателем участковой комиссии в присутствии других ее
членов и общественных наблюдателей перед началом общего голосования. При этом
проверяется целостность конверта, наличие на нем печати или заверительных
подписей, а также соответствие количества конвертов отметками в списках для
голосования. Каждый
гражданин голосует самостоятельно. Бюллетени для голосования выдаются гражданам
на основании списков избирателей по предъявлению паспорта или другого
документа, удостоверяющего личность гражданина. В списке избирателей гражданин
расписывается в получение бюллетеня. Член комиссии, выдавший бюллетень, также
расписывается в списке против фамилии избирателя, получившего бюллетень. В
тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут
прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным
причинам, по их письменному заявлению участковая избирательная комиссия
поручает членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих
граждан в присутствии представителей общественности, если таковые находятся на
избирательном участке. В этом случае члены участковой избирательной комиссии,
выезжающие по заявлению, получают под роспись количество бюллетеней,
соответствующее количеству письменных заявлений. Фамилии граждан,
проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором
избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии в его выдаче. Избиратели
самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования.
Избиратель, который не может это сделать сам, вправе пригласить в кабину другое
лицо, не являющееся членом участковой комиссии или общественным представителем. Избиратель,
изъявляя свою волю по поводу того или иного кандидата на должность главы
местной администрации, вычеркивает фамилии кандидатов, против которых он
голосует. Статья 31. Подсчет голосов
на участке для голосования При
выборах главы местной администрации подсчет голосов на каждом избирательном
участке избирательной комиссией производится отдельно по каждому кандидату. Ящики
для голосования вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления
председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для
голосования до окончания голосования не допускается. Перед .вскрытием ящиков
для голосования все неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой
комиссией. По спискам избирателей участковая избирательная комиссия
устанавливает общее число избирателей на участке и число избирателей,
получивших бюллетени для голосования. Подсчет бюллетеней, находящихся в
переносном ящике для голосования, производится отдельно. При этом количество
бюллетеней в ящике для голосования сверяется с количеством поданных письменных
заявлений и дополнительным списком голосовавших вне избирательного участка. По
числу бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования, участковая
избирательная комиссия устанавливает: общее
число избирателей, принявших участие в голосовании; число
голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против"
каждого кандидата на должность главы местной администрации; число
бюллетеней, признанных недействительными. Недействительными
признаются бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного
кандидата. Бюллетени неустановленного образца при подсчете не учитываются. При
возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос
разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования. По фамилиям
граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетень, голоса не
подсчитываются. Бюллетени,
не заверенные участковой комиссией в соответствии со статьей 22 настоящего Закона,
при подсчете голосов не учитываются. В
протокол участковой комиссии заносятся следующие сведения: число
граждан, внесенных в списки избирателей по выборам главы местной администрации; число
граждан, получивших бюллетени для голосования; число
граждан, принявших участие в голосовании по выборам главы местной
администрации; количество
голосов, поданных против всех кандидатов на должность главы местной
администрации; количество
голосов, поданных за каждого кандидата на должность главы местной администрации; количество
голосов, поданных против каждого кандидата на должность главы местной
администрации; количество
бюллетеней, признанных недействительными. Протокол
составляется в двух экземплярах, подписывается председателем, заместителем
председателя, секретарем и членами участковой избирательной комиссии, и первый
экземпляр незамедлительно пересылается в окружную избирательную комиссию,
второй остается на хранении в участковой комиссии. Участковые
избирательные комиссии после подсчета голосов сдают копии протоколов и
бюллетени в опечатанном виде, в том числе погашенные, в соответствующие Советы
народных депутатов, где они хранятся в течении двух месяцев, а затем
уничтожаются, если за это время результаты голосования не были опротестованы. Глава 8 Установление результатов голосования Статья 32. Установление
опубликование итогов выборов главы местной администрации Окружная
избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных
комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения не
позднее пяти дней со дня выборов составляет, подписывает и заверяет печатью
итоговый протокол в двух экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие
данные: общее
число граждан, внесенных в списки избирателей по выборам главы местной
администрации; число
избирателей, получивших бюллетени для голосования по выборам главы местной
администрации; число
избирателей, принявших участие по выборам главы местной администрации; число
голосов, поданных против всех кандидатов на должность главы местной администрации; число
голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против"
каждого кандидата на должность главы местной администрации; количество
бюллетеней, признанных недействительными. Избранным
главой местной администрации считается кандидат: получивший
при голосовании более половины голосов избирателей, принявших участие в
голосовании; набравший
относительное большинство голосов избирателей при условии, если сумма голосов,
поданных за других кандидатов, не превышает числа голосов, поданных за первого кандидата,
и голоса, поданные избирателями за всех кандидатов, внесенных в бюллетень,
составляет более половины от числа избирателей, принявших участие в
голосовании. Выборы
признаются несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее половины
избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием
кандидата на должность главы местной администрации, когда в избирательный
бюллетень был включен только один кандидат. Выборы
в целом или по отдельным избирательным участкам могут быть признаны
недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов
нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов
недействительными принимает окружная комиссия по выборам главы местной
администрации и оно может быть обжаловано в соответствующий народный суд в
течении одного месяца. Право обжалования решения о признании выборов
недействительными принадлежит кандидатам на должность главы местной
администрации. Сообщение
об итогах выборов публикуются окружной избирательной комиссией в течении пяти
дней с момента подписания протокола об итогах выборов. Статья 33. Повторное
голосование В
случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на
должность главы местной администрации и ни один из них не был избран в первом
туре голосования, окружная избирательная комиссия назначает повторное
голосование по выборам главы местной администрации по двум кандидатам,
получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование проводится не
позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона.
Сообщение о проведении повторного голосования публикуются в печати не позднее
чем за три дня до голосования. Избранным
считается кандидат, получивший при повторном голосовании относительное
большинство голосов избирателей по отношению к другому кандидату. При
повторном голосовании выборы признаются состоявшимися если в голосовании
приняло участие не менее одной трети граждан, внесенных в списки избирателей. Статья 34. Повторные
выборы Если
выборы на должность главы местной администрации были признаны несостоявшимися
или недействительными, окружная избирательная комиссия принимает решение о
проведении в округе повторных выборов. При этом она может принять решение о
необходимости замены состава участковых избирательных комиссий. Голосование
проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей,
составленным для проведения основных выборов. Повторные
выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после предыдущих выборов.
Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов на
должность главы местной администрации, другие мероприятия проводятся в порядке,
установленном настоящим Законом, а сроки проведения мероприятий устанавливаются
окружной избирательной комиссией. Сообщение о проведении повторных выборов
публикуются в печати. Глава 9 Иные положения Статья 35. Регистрация и
вступление в должность главы местной администрации Окружная
избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов главы
местной администрации производит регистрацию главы местной администрации. Об
этом ею выдается соответствующее удостоверение. Глава
местной администрации вступает в должность с момента официального сообщения об
итогах выборов. Статья 36. Назначение
исполняющего обязанности главы местной администрации В
случае, если выборы признаны несостоявшимися или в результате повторного
голосования не был избран глава местной администрации, окружная избирательная
комиссия приостанавливает проведение выборов и передает итоговые документы в
соответствующий местный Совет народных депутатов. В этом случае и в случае освобождения по любым
причинам с должности главы местной администрации менее чем за год до истечения
срока полномочий назначается исполняющий обязанности главы местной администрации. Назначение
проводит глава соответствующей вышестоящей администрации. В районах и городах
(республиканского подчинения) - Президент Чувашской ССР или иное должностное
лицо, определяемое Верховным Советом Чувашской ССР. Глава
вышестоящей администрации вносит представление по кандидатуре главы
администрации нижестоящей административно-территориальной единицы на
согласование в соответствующий Совет народных депутатов. Представление главы
вышестоящей местной администрации рассматривается Советом народных депутатов в
10-дневный срок со дня поступления в Совет. Кандидатура главы местной
администрации считается согласованной, если за нее подано более половины
голосов народных депутатов, присутствующих на заседании Совета. В случае
несогласования Советом народных депутатов кандидатуры на должность главы
местной администрации в установленный срок либо при отклонении Советом
предложенной кандидатуры вносится представление по новой кандидатуре главы
местной администрации на согласование или назначается исполняющий обязанности
главы местной администрации. Статья 37. О соблюдении
законности при проведении голосования Контроль
за соблюдением законности при проведении выборов главы местной администрации
осуществляют Советы народных депутатов и избирательные комиссии, общий надзор
осуществляют органы прокуратуры. Народные
суды рассматривают заявления граждан в двухдневный срок. Заявление должно
содержать изложение факта нарушения настоящего Закона, фамилию и адрес
заявителя. Суд рассматривает заявления граждан, принимает по ним решение и
ставит о принятом решении в известность членов той избирательной комиссии, где
произошло нарушение. Решения народных судов по наиболее значительным
нарушениям, способным повлиять на результаты голосования, направляются в
соответствующие окружные избирательные комиссии. незаконные
решения органов власти и управления, местного самоуправления, избирательных
комиссий по вопросам выборов, а также результаты выборов могут быть обжалованы: при
проведении выборов в сельском населенном пункте, поселке, городе (районного
подчинения) - в районный (городской) народный суд; при
проведении выборов в районе, городе (республиканского подчинения) - в Верховный
Суд Чувашской ССР. Иные
нарушения обжалуются в соответствующие районные (городские) народные суды. Собрания
граждан по месту жительства или трудового коллектива для направления
представителей, осуществляющих контроль за проведением выборов, проводится в
порядке, определенном статьей 20 настоящего Закона. Статья 38. Ответственность
за нарушения законодательства о выборах главы местной администрации К
лицам, препятствующим путем насилия, обмана, угрозы или подкупа свободному
осуществлению гражданином Чувашской ССР или группой граждан Чувашской ССР их
права участвовать в выборах главы местной администрации, вести агитацию,
осуществлять контроль избирательных комиссий, должностным лицам государственных
или общественных органов, совершившим подлог документов по выборам, заведомо
неправильный подсчет голосов, нарушившим тайну голосования, применяются меры
уголовной или административной ответственности, предусмотренные действующим
законодательством. Председатель
Верховного Совета
г.
Чебоксары, 18
октября 1991 года Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|