Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.03.2017 № 181

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 25 марта 2017 г. N 181
"Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Татарстан"

 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 8 Экологического кодекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Татарстан.

2. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан привести муниципальные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйств Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

 

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

 

 

Порядок
сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 25 марта 2017 г. N 181)

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Экологическим кодексом Республики Татарстан и устанавливает единые требования к сбору твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Республики Татарстан.

1.2. Настоящий Порядок направлен на формирование в Республике Татарстан единой системы организации и осуществления деятельности по сбору ТКО, а также системы государственного управления деятельностью по сбору ТКО в целях:

повсеместного, своевременного и качественного оказания жилищно-коммунальной услуги по обращению с ТКО;

развития селективного сбора, обработки (сортировки) ТКО и уменьшения доли захораниваемых ТКО;

повышения эффективности утилизации (использования) ТКО и безопасности их обезвреживания;

улучшения санитарно-гигиенических показателей состояния территорий муниципальных образований, объектов социальной инфраструктуры, а также снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду.

1.3. Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности по сбору ТКО, за исключением следующих видов отходов:

промышленные отходы;

отходы строительства и ремонта, образующиеся в результате строительства, ремонта, демонтажа, разрушения зданий и сооружений;

радиоактивные отходы;

медицинские отходы;

биологические отходы;

автомобили и их составные части, в том числе автомобильные покрышки;

отходы при сборе и обработке сточных вод;

вещества, разрушающие озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

1.4. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:

уполномоченный орган - орган исполнительной власти Республики Татарстан, на который в установленном порядке возложены полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО;

оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

потребитель - лицо, являющееся собственником ТКО, или уполномоченное собственником ТКО лицо, заключившее либо обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

сбор ТКО - прием или поступление ТКО от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения;

обращение с ТКО - деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО;

крупногабаритные отходы (далее - КГО) - ТКО, размерные и весовые характеристики которых не допускают осуществления их сбора и накопления с использованием стандартных контейнеров для ТКО объемом до 1,1 куб. метра (утратившие потребительские свойства мебель, бытовая техника, рамы, дверные блоки, сантехника и другие подобные отходы от ремонта жилых помещений);

опасные ТКО - отходы I-IV классов опасности, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, подобные им по составу отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (химические источники тока - батарейки и аккумуляторы, кроме автомобильных, ртутьсодержащие люминесцентные лампы и градусники, отходы электронного оборудования, остатки в таре лакокрасочных материалов и др.);

морфологический состав ТКО - состав ТКО, характеризующийся определенным процентным соотношением различных морфологических компонентов;

морфологический компонент ТКО - часть гетерогенной смеси ТКО, характеризующаяся общими физическими, химическими свойствами и происхождением (бумага, картон, пищевые отходы, черные и цветные металлы, текстиль, стекло, пластмассы, дерево, кожа, резина, камни, кости и прочее);

контейнер - вид мусоросборника установленных размеров, формы и материала с установленными цветовыми и письменными обозначениями, используемый для накопления ТКО, за исключением КГО;

бункер - мусоросборник, предназначенный для накопления КГО;

контейнерная площадка - место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

территория, непосредственно прилегающая к контейнерной площадке, - территория, внешние границы которой удалены от границ контейнерной площадки на 5 метров;

мусоровоз - транспортное средство категории N, используемое для транспортирования ТКО;

несанкционированная свалка ТКО - скопление ТКО в виде сплошного свалочного тела объемом не менее 30 куб. метров, занимающее площадь свыше 50 кв. метров на территории, не предназначенной для свала, сброса или складирования ТКО, возникновение которого связано с несанкционированным их сбросом, свалом или складированием;

очаговый навал ТКО - скопление ТКО, возникновение которого связано с их несанкционированным сбросом, свалом или складированием на площади до 50 кв. метров, при этом объем ТКО не превышает 30 куб. метров;

навал ТКО - скопление ТКО, возникновение которого связано с их несанкционированным сбросом, свалом или складированием в объеме, не превышающем 1 куб. метра.

Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.

 

II. Организация сбора (в том числе раздельного сбора) твердых коммунальных отходов региональным оператором

 

2.1. Сбор ТКО обеспечивается региональным оператором в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан (далее - территориальная схема), и региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан (далее - региональная программа), и осуществляется в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами обращения с ТКО, а также настоящим Порядком.

2.2. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений Республики Татарстан участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО на территориях соответствующих поселений.

2.3. Органы местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

2.4. Органы местного самоуправления городских округов Республики Татарстан участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих городских округов.

 

III. Сбор твердых коммунальных отходов

 

3.1. Сбор ТКО осуществляется с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3.2. Сбор ТКО осуществляется способами, обеспечивающими возможность использования утильных фракций ТКО в объемах не ниже установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации отходов от использования товаров.

3.3. Сбор ТКО, образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товаров, утративших свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

Сбор ТКО с территорий жилой застройки осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".

3.4. Сбор ТКО производится оператором по обращению с ТКО или региональным оператором в зоне его деятельности в соответствии с территориальной схемой и региональной программой.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.

3.5. Сбор ТКО осуществляется в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым региональным оператором с потребителем (собственником ТКО, образуемых в зоне деятельности регионального оператора).

Договор заключается в соответствии с типовой формой, утверждаемой Правительством Российской Федерации. При этом договор может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

3.6. В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

3.7. Сбор ТКО от потребителей может осуществляться следующими способами:

с применением инженерного оборудования для вертикального гравитационного транспортирования ТКО - мусоропроводов (при наличии такой внутридомовой инженерной системы);

с применением пневмотранспортного инженерного оборудования для сбора и транспортирования ТКО (при наличии такой внутридомовой инженерной системы);

непосредственно в мусороприемные камеры мусоропроводов (при наличии);

с применением контейнеров (несменяемых или сменяемых), размещаемых на контейнерных площадках;

с применением контейнеров заглубленного (полуподземного) типа;

непосредственно в мусоровоз без применения контейнеров (в пакетах или других предназначенных для сбора ТКО емкостях);

с применением специальных наземных модулей со съемными синтетическими вкладышами (мешками) для раздельного сбора ТКО;

с применением специальных контейнеров, предназначенных для сбора опасных ТКО (отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, энергосберегающих ламп, ртутных градусников и химических источников тока (батареек));

с применением специальных контейнеров для сбора вторичных ресурсов (раздельного сбора);

в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

на специальных площадках для складирования КГО.

3.8. При сборе ТКО в пакетах или других емкостях региональный оператор определяет места, время сбора ТКО, а также параметры пакетов или других емкостей, используемых для сбора ТКО.

3.9. Взаимодействие с региональным оператором при организации сбора ТКО на объектах и территориях в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО осуществляют потребители или представляющие их лица:

в многоквартирных домах - управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (собственники помещений, ТСЖ, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации) в соответствии со способом управления многоквартирными домами;

в нежилых (встроенных и пристроенных) помещениях многоквартирного дома - юридические лица и индивидуальные предприниматели, пользующиеся этими помещениями;

на территориях индивидуальной жилой застройки - владельцы (собственники, наниматели) жилых домов;

на территориях общего пользования - специализированные организации, осуществляющие уборку данных территорий;

на иных территориях - индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, правообладатели данных территорий.

Региональный оператор (в случае, если это предусмотрено договором об организации деятельности по обращению с ТКО) осуществляет сбор ТКО с территорий общего пользования.

3.10. Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет не более 30, иные владельцы контейнеров или контейнерных площадок обеспечивают своевременную уборку контейнерной площадки и непосредственно прилегающей к ней территории, осуществляют контроль за выполнением графика удаления ТКО, содержанием в исправном состоянии контейнеров, степенью их наполнения, обеспечивают свободный доступ к контейнерам и содействуют оператору по обращению с ТКО, региональному оператору в осуществлении ими своих функций.

3.11. Запрещаются действия, в результате которых образуются навалы мусора, очаговые навалы мусора, несанкционированные свалки ТКО.

3.12. На объектах раздельного сбора и накопления ТКО потребители и лица, осуществляющие организацию сбора и сбор ТКО, должны принимать меры, направленные на предотвращение негативного воздействия ТКО на окружающую среду, исключение смешивания отходов, приводящего к загрязнению их отдельных фракций и препятствующего их утилизации.

3.13. Запрещается помещать (оставлять, выбрасывать, выгружать) и накапливать ТКО вне мест сбора и накопления ТКО соответствующего вида. Лицо, поместившее ТКО с нарушением настоящего Порядка, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан и договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

3.14. В случае обнаружения вновь возникших очаговых навалов мусора, объем которых превышает 1 куб. метр, несанкционированных свалок отходов региональный оператор обязан в течение пяти рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган государственной власти, осуществляющий государственный надзор в области обращения с отходами производства и потребления, об обнаружении места очагового навала мусора, несанкционированной свалки отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации очагового навала мусора, несанкционированной свалки ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации очагового навала мусора, несанкционированной свалки ТКО.

3.15. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию очагового навала мусора, несанкционированной свалки ТКО самостоятельно и не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации выявленных очагового навала мусора или несанкционированной свалки ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует очаговый навал мусора или несанкционированную свалку ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

3.16. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию очагового навала мусора или несанкционированной свалки ТКО либо заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по ликвидации выявленных очагового навала мусора или несанкционированной свалки ТКО.

3.17. Сбор ТКО на территории объектов торговли (рынки, торговые комплексы, комплексы объектов мелкорозничной сети) производится:

в контейнеры (для ТКО, не подлежащих сортировке);

в контейнеры для раздельного сбора ТКО (макулатура, стекло, пластик и т.п.).

Конструкция контейнеров должна исключать возможность попадания грызунов, раздувания отходов ветром (то есть должны быть предусмотрены плотнозакрывающиеся емкости).

3.18. На территории объектов торговли в целях сбора и накопления ТКО выделяются места для размещения контейнеров, которые определяются проектом размещения контейнеров и бункеров в соответствии с экологическими и санитарными нормами и правилами, с учетом раздельного сбора вторичных ресурсов.

Запрещается оставлять тару и ТКО на месте торговли по ее окончании.

3.19. Накопление тары торговых организаций и других пользователей нежилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, не допускается.

3.20. Сбор ТКО на объектах нестационарной торговой сети производится в контейнеры для отходов, оборудованные плотно закрывающейся крышкой.

Допускается сбор ТКО (за исключением опасных ТКО) в находящиеся рядом контейнеры для ТКО (в случае достаточности их вместимости) при наличии заключенных договоров с владельцами контейнеров или контейнерных площадок и региональным оператором.

3.21. Сбор ТКО с территорий объектов бытового обслуживания и организаций общественного питания производится в контейнеры для раздельного сбора отходов (макулатура, стекло, пластик, пищевые отходы и т.п.) в соответствии с требованиями СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" и СП 2.3.6.2079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду СП 2.3.6.1079-01

3.22. Правообладатели объектов торговли, нестационарной торговой сети, бытового обслуживания и общественного питания обязаны иметь заключенный договор на оказание услуг по обращению с ТКО на соответствующих объектах и территориях.

3.23. Для сбора ТКО, образующихся на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (далее - садоводческие некоммерческие товарищества), в том числе крупногабаритных, оборудуются контейнерные площадки.

Размещение контейнерных площадок производится в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах садоводческих некоммерческих товариществ с соблюдением экологических и санитарных норм и правил.

3.24. Органы управления садоводческих некоммерческих товариществ осуществляют строительство, ремонт и содержание контейнерных площадок для сбора ТКО, сбор и передачу ТКО оператору по обращению с ТКО, региональному оператору.

3.25. Для сбора ТКО, образующихся в гаражно-строительных кооперативах, оборудуются контейнерные площадки с твердым покрытием.

3.26. Размещение контейнерных площадок производится в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов гаражно-строительного кооператива с соблюдением экологических и санитарных норм и правил.

3.27. Органы управления садоводческих некоммерческих товариществ и гаражно-строительных кооперативов обязаны иметь заключенный договор на оказание услуг по обращению с ТКО на соответствующих объектах и территориях.

3.28. Сбор ТКО дошкольной образовательной организации производится в раздельные промаркированные контейнеры с крышками. Для установки контейнеров на территории хозяйственной зоны дошкольной образовательной организации должна быть оборудована специальная площадка с твердым покрытием, которая размещается на расстоянии не менее 15 метров от здания. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1 метр по всему периметру.

3.29. Сбор ТКО общеобразовательной организации производится в контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Для установки контейнеров на территории хозяйственной зоны общеобразовательной организации должна быть оборудована специальная площадка с водонепроницаемым твердым покрытием, которая размещается на расстоянии не менее 20 метров от здания. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1 метр по всему периметру.

3.30. Сбор ТКО с территорий дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" и СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

3.31. Сбор ТКО на территории промышленного предприятия производится:

в контейнеры (для отходов, не подлежащих сортировке);

в контейнеры для раздельного сбора отходов (макулатура, стекло, пластик и т.п.).

На территориях промышленных предприятий выделяются специальные места для размещения контейнеров в соответствии с экологическими и санитарными нормами и правилами.

 

IV. Раздельный сбор твердых коммунальных отходов

 

4.1. Раздельный сбор ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам, перемещение разделенных морфологических компонентов ТКО до контейнерных площадок, предназначенных для раздельного сбора ТКО, раздельное накопление морфологических компонентов ТКО в соответствующих контейнерах.

4.2. Раздельный сбор ТКО организуется региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемым уполномоченным органом с региональным оператором.

4.3. При раздельном сборе ТКО выделяются морфологические компоненты, подлежащие утилизации, перечень которых определяется уполномоченным органом.

4.4. Раздельный сбор ТКО может осуществляться по упрощенной дуальной схеме, т.е. в контейнеры двух видов (для утильных и не утильных морфологических компонентов).

4.5. В случае реализации упрощенной (дуальной) схемы раздельного сбора ТКО сухие морфологические компоненты ТКО, подлежащие утилизации (за исключением органических (пищевых) отходов), размещаются в одном контейнере с желтой цветовой индикацией. Морфологические компоненты ТКО, не подлежащие утилизации, размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией.

4.6. При осуществлении раздельного сбора ТКО могут использоваться контейнеры, в том числе специальные для опасных ТКО, со следующими письменными обозначениями и цветовой индикацией:

несортированные отходы - серый цвет;

отходы для утилизации - желтый цвет;

бумага - синий цвет;

пластик - оранжевый цвет;

стекло - зеленый цвет;

пищевые отходы - черный цвет;

ртутные лампы, батарейки - оранжевый цвет.

4.7. В контейнеры с синей цветовой индикацией складируются морфологические компоненты ТКО, классифицируемые в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО) как бумага и изделия из бумаги, утратившие свои потребительские свойства.

4.8. В контейнеры с оранжевой цветовой индикацией складируются морфологические компоненты ТКО, классифицируемые в соответствии с ФККО как пластмассовые изделия, утратившие свои потребительские свойства (не включая резиновые изделия), очищенные от загрязнений.

4.9. В контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются морфологические компоненты ТКО, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы стекла и изделий из стекла, очищенные от загрязнений.

4.10. В контейнеры с желтой цветовой индикацией складируются утильные морфологические компоненты ТКО, виды которых устанавливаются региональным оператором в соответствии с перечнем, устанавливаемым уполномоченным органом.

4.11. В контейнеры с черной цветовой индикацией складируются морфологические компоненты ТКО, классифицируемые в соответствии с ФККО как отходы пищевой продукции, исключая напитки и табачные изделия.

4.12. В специальные контейнеры с оранжевой цветовой индикацией складируются утратившие потребительские свойства лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, термометры ртутные, батареи и аккумуляторы (за исключением автомобильных).

Обращение с такими видами отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681.

4.13. В контейнеры с серой цветовой индикацией складируются отходы, не относящиеся к ТКО, указанным в пунктах 4.7-4.12 настоящего Порядка, либо ТКО, в отношении которых не осуществляется раздельный сбор.

4.14. При осуществлении раздельного сбора ТКО могут по необходимости использоваться дополнительные цветовые обозначения (сбор стекла различных цветов, сбор текстиля и пр.).

4.15. В случае если контейнер для раздельного сбора с ТКО, подлежащими утилизации, содержит несортированные ТКО, оператор по обращению с отходами, осуществляющий сбор и вывоз ТКО, вправе отказаться от вывоза такого контейнера либо вывезти такие отходы вместе с несортированными ТКО, уведомив регионального оператора не позднее чем на следующий день.

При этом региональный оператор вправе соответствующим образом скорректировать объем вывезенных ТКО, учитываемых при расчете по договору на оказание услуг по обращению с ТКО.

 

V. Сбор твердых коммунальных отходов в пунктах приема утильсырья

 

5.1. Сбор ТКО, которые подлежат использованию в качестве вторичного сырья, может производиться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в пунктах приема утильсырья раздельно по морфологическим компонентам (утильным фракциям): картон, бумага, пластик, стекло, ветошь, алюминиевые банки и т.д.

5.2. Стационарные пункты приема утильсырья от населения размещаются и оборудуются в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, санитарных норм и правил.

5.3. Пункты приема утильсырья, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

5.4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием ТКО:

соблюдают требования законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности;

организуют накопление, хранение пригодных для вторичного использования ТКО в специально оборудованных, соответствующих требованиям пожарной безопасности и согласованных в установленном порядке местах;

обеспечивают соблюдение установленных санитарных и экологических требований и нормативов в области обращения с отходами;

обеспечивают своевременную (согласно технологическим регламентам) самостоятельную утилизацию накопленных ТКО либо передачу принятых ТКО операторам по обращению с ТКО, региональному оператору для их утилизации.

5.5. Обязанность по организации сбора, хранения и передачи утильных фракций ТКО операторам по обращению с ТКО, региональному оператору возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием вторичных отходов.

 

VI. Сбор крупногабаритных отходов

 

6.1. Сбор КГО осуществляется следующими способами:

а) с предварительным накоплением в бункерах;

б) на специальных площадках для сбора и накопления КГО;

в) без предварительного накопления путем вывоза по индивидуальной заявке потребителя или по согласованному с потребителями графику.

6.2. Вывоз предварительно накопленных КГО осуществляется по заявкам их собственников, направляемых региональному оператору в порядке, устанавливаемом правилами регулирования деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Татарстан, и в соответствии с договором, заключаемым региональным оператором с потребителем. Время вывоза КГО определяется региональным оператором, но не может превышать пять рабочих дней с даты поступления заявки.

6.3. КГО должны располагаться в день вывоза в месте, определенном в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

6.4. КГО должны находиться в состоянии, не создающем угроз для жизни и здоровья персонала оператора по обращению с отходами, в частности, предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь выступающих острых металлических элементов конструкции, метизов, а также не должны создавать угроз для целости и технической исправности мусоровозов. Предоставленные к вывозу крупногабаритные отходы не должны быть заполнены другими отходами.

6.5. КГО, которые могут быть вторично использованы, региональный оператор направляет на утилизацию.

6.6. КГО могут быть самостоятельно доставлены потребителем непосредственно в бункер или на площадку для сбора КГО.

Места расположения бункеров и площадок определяются в соответствии с территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и (или) генеральными схемами очистки территорий муниципальных образований. Эксплуатация бункеров или площадок для сбора КГО и вывоз поступивших на них КГО обеспечиваются региональным оператором или уполномоченным им лицом.

6.7. Площадки для сбора КГО должны соответствовать требованиям, утверждаемым органами местного самоуправления.

6.8. Бремя содержания специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к таким площадкам, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

6.9. Бремя содержания специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к таким площадкам, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельных участков, на которых расположены такие площадки и прилегающая к ним территория.

 

VII. Сбор опасных твердых коммунальных отходов и отходов электронного оборудования

 

7.1. Сбор опасных ТКО, указанных в пункте 4.12 настоящего Порядка, осуществляется:

с применением специальных контейнеров с оранжевой цветовой индикацией для сбора опасных ТКО;

в местах для сбора опасных ТКО, определенных в соответствии с пунктами 7.2 и 7.3 настоящего Порядка;

с использованием мобильных приемных пунктов, организованных региональным оператором, производителями и импортерами соответствующих потребительских товаров, их ассоциациями;

предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.

7.2. Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей (кроме потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

7.3. Место первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, ртутных градусников, химических источников тока (батареек и аккумуляторов, за исключением автомобильных) у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется по согласованию с региональным оператором (иной специализированной организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности) собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах.

7.4. Утратившие потребительские свойства крупногабаритные бытовые электроприборы:

складируются потребителями на контейнерных площадках или на специальных площадках для сбора и накопления КГО в порядке, установленном региональным оператором;

передаются потребителями региональному оператору или оператору по обращению с ТКО по индивидуальной заявке для транспортирования на объекты накопления, хранения и (или) утилизации.

7.5. Запрещается складировать в контейнерах для сбора ТКО отходы электронного оборудования, а также опасные ТКО, указанные в пункте 4.12 настоящего Порядка.

 

VIII. Сбор потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации

 

8.1. Производители и импортеры потребительских товаров, их объединения и иные уполномоченные такими организациями лица вправе за пределами контейнерных площадок и без согласования с региональным оператором размещать в установленном законом порядке и использовать стационарные и мобильные пункты приема потребительских товаров и упаковки, подлежащих утилизации (далее - пункты приема утильсырья), автоматы для приема утративших потребительские свойства товаров и упаковки, а также специальные наземные модули со съемными синтетическими вкладышами (мешками) для раздельного сбора ТКО, являющихся отходами от использования потребительских товаров и упаковки, утратившими свои потребительские свойства и подлежащими утилизации.

8.2. Производители и импортеры потребительских товаров, их объединения и иные уполномоченные такими организациями лица, региональный оператор, органы местного самоуправления представляют информацию в адрес уполномоченного органа о вновь размещенных пунктах приема утильсырья, автоматах для приема утративших потребительские свойства товаров и упаковки, а также специальных наземных модулях для раздельного сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства и подлежащих утилизации.

Информация о новых объектах сбора потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства и подлежащих утилизации, представляется с целью актуализации территориальной схемы в адрес уполномоченного органа в течение 30 дней после их размещения.

8.3. Изъятие ТКО из контейнеров с целью передачи их для утилизации производителям и импортерам потребительских товаров, их объединениям и иным уполномоченным такими организациями лицам запрещено.

 

IX. Сбор уличного мусора

 

9.1. Сбор уличного мусора осуществляется с использованием уличных урн, расположенных в местах, определяемых органами местного самоуправления.

9.2. Уличные урны используются только для сбора отходов, образующихся в результате потребления населением товаров и услуг на территориях общего пользования, в транспорте, на объектах торговли (включая мелкорозничные), на других объектах по оказанию услуг, включенных в общероссийский классификатор услуг населению.

9.3. Размещение отходов из уличных урн в контейнерах, предназначенных для сбора ТКО многоквартирных и жилых домов, не допускается.

9.4. Сбор уличного мусора организуется региональным оператором (в случае если это предусмотрено договором об организации деятельности по обращению с ТКО).

 

X. Контейнеры для твердых коммунальных отходов и бункеры для крупногабаритных отходов

 

10.1. Контейнеры предоставляются потребителям региональным оператором либо оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО в соответствии с договором на транспортирование ТКО, заключенным с региональным оператором. По соглашению с региональным оператором контейнеры могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органами государственной власти Республики Татарстан или органами местного самоуправления.

10.2. Для сбора ТКО и КГО используются контейнеры с плотно закрывающейся крышкой и бункеры следующего объема:

1) 0,040 куб. метра;

2) 0,080 куб. метра;

3) 0,120 куб. метра;

4) 0,240 куб. метра;

5) 0,370 куб. метра;

6) 0,660 куб. метра;

7) 0,770 куб. метра;

8) 1,1 куб. метра;

9) 2,5 куб. метра;

10) 4,5 куб. метра;

11) 8,0 куб. метра;

12) 10,0 куб. метра;

13) 20,0 куб. метра;

14) 37,0 куб. метра.

Допускается использование контейнеров и бункеров другой емкости в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, либо по согласованию с уполномоченным органом.

10.3. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из количества проживающих в многоквартирных жилых домах и жилых домах жителей, для сбора и накопления ТКО которых предназначены эти контейнеры, установленных нормативов накопления ТКО, а также с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Расчетный объем контейнеров должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования с коэффициентом запаса 1,25.

Тип, количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, собственников жилых домов, при этом уменьшение количества и вместимости контейнеров допускается только при условии осуществления такими лицами раздельного сбора ТКО.

10.4. Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления ТКО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.

10.5. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры размещаются на усовершенствованных контейнерных площадках, оборудованных навесом. Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактных сведений об организации коммунального комплекса, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО.

Контейнеры должны быть оборудованы педальным приводом для открывания крышки.

10.6. Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка. Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере таким образом, что становится невозможным высыпание его содержимого при загрузке в мусоровоз.

10.7. В контейнеры для ТКО запрещается помещать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, жидкие вещества, биологические отходы, биологически и химически активные отходы, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, химические источники тока (батареи и аккумуляторы), медицинские отходы, навоз сельскохозяйственных животных, отходы растительного происхождения, образовавшиеся в результате работ на приусадебных участках, от уборки улиц и дворовых территорий, а также все отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью граждан, повредить или нетипичным образом загрязнить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию и размещению отходов.

10.8. Запрещается помещать ТКО вне контейнеров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком. Запрещается помещать ТКО в контейнеры, предназначенные для сбора отходов других лиц, и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

10.9. В случаях, предусмотренных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, ТКО, за исключением образуемых в многоквартирных домах, могут собираться в специально предназначенные для этого мешки, предоставляемые потребителям региональным оператором за отдельную плату либо отвечающие требованиям, установленным региональным оператором. В этом случае масса отходов, размещаемых в мешках, не должна превышать величины, установленной региональным оператором.

10.10. В пределах территориальных зон, в отношении которых градостроительным законодательством предъявляются повышенные требования к архитектурной среде, на специальных площадках вблизи многоквартирных домов и административных зданий, в парках, скверах, зонах отдыха, на пляжах, в случаях, когда график вывоза ТКО, составленный в соответствии с требованиями пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", предусматривает периодичность выгрузки ТКО не чаще одного раза в три дня, могут применяться контейнеры заглубленного (полуподземного) типа следующих объемов:

1) 0,6 куб. метра;

2) 1,0 куб. метра;

3) 1,3 куб. метра;

4) 3,0 куб. метра;

5) 3,5 куб. метра;

6) 5,0 куб. метра.

По согласованию с уполномоченным органом допускается использование контейнеров заглубленного (полуподземного) типа другой емкости.

 

XI. Обслуживание контейнеров для твердых коммунальных отходов

 

11.1. Периодичность обслуживания контейнеров (выгрузки ТКО) определяется в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, условиями соглашения, заключаемого уполномоченным органом с региональным оператором на осуществление деятельности по обращению с ТКО, а также договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым региональным оператором с собственником ТКО.

11.2. Время выгрузки ТКО из контейнеров в мусоровозы определяется региональным оператором, который обязан проинформировать потребителя о графике обслуживания контейнеров. График обслуживания контейнеров должен быть составлен таким образом, чтобы выгрузка ТКО из контейнеров осуществлялась не ранее 7.00 часов и не позднее 23.00 часов.

11.3. При несменяемой системе обслуживания контейнеров промывку металлических контейнеров в летний период необходимо осуществлять не реже одного раза в 10 дней.

При сменяемой системе обслуживания контейнеров промывку металлических контейнеров в летний период необходимо осуществлять после опорожнения.

 

XII. Контейнерные площадки и подъездные пути к ним

 

12.1. Информация о расположении контейнерных площадок, количестве и объеме размещенных на них контейнеров направляется региональным оператором в адрес уполномоченного органа для включения в территориальную схему при ее актуализации и в адрес органов местного самоуправления для включения в генеральные схемы очистки территорий соответствующих муниципальных образований, в отношении которых такие схемы разработаны, разрабатываются или должны быть разработаны.

12.2. Бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к контейнерным площадкам, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

12.3. Бремя содержания контейнерных площадок и территории, прилегающей к контейнерным площадкам, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельных участков, на которых расположены контейнерные площадки и прилегающая к ним территория.

12.4. Лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом, иные владельцы контейнеров и (или) контейнерных площадок обеспечивают содержание контейнерных площадок и контейнеров, свободный доступ к контейнерам, не допускают засорение территории в результате ненадлежащей эксплуатации контейнеров, а также осуществляют контроль за соблюдением графика вывоза ТКО.

12.5. Контейнерная площадка должна располагаться чуть выше или на уровне земли, иметь твердое, прочное, легко очищаемое покрытие из бетона, тротуарной плитки или асфальта, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения, и быть устроена таким образом, чтобы на ней не могли скапливаться поверхностные воды. Контейнерная площадка должна иметь ограждение с трех сторон из стандартных железобетонных изделий или других материалов высотой не менее 1,5 метра. В случае применения контейнеров с педальным приводом открывания крышки возможно использование контейнерных площадок без ограждения, но с обязательным устройством бордюра.

12.6. Контейнерная площадка и (или) контейнеры должны иметь маркировку с наименованием владельца, оператора по обращению с ТКО или регионального оператора по обращению с ТКО, осуществляющих вывоз ТКО, а также с информацией о графике вывоза ТКО.

12.7. Расстояние от контейнеров до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 и не более 100 метров.

Подъезды к контейнерным площадкам должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или гидроманипулятора.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарных разрывов от мест сбора и накопления ТКО, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор). Акты комиссий должны утверждаться исполнительными комитетами муниципальных образований.

12.8. В зонах застройки индивидуальными жилыми домами места расположения контейнерных площадок должны определяться самими домовладельцами, а расстояние до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом может быть сокращено до 8 метров.

12.9. Контейнерная площадка должна по мере необходимости очищаться от снега и льда, содержаться без отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).

12.10. Подъездные пути к контейнерной площадке должны отвечать требованиям по допустимой высоте не менее 4 метров и ширине не менее 3,5 метра, быть пригодными для проезда транспортных средств с максимально допустимым весом 30 тонн. Они должны быть достаточно освещены, не иметь ступенек и иных неровностей, препятствующих перемещению и эксплуатации контейнеров, а также постоянно содержаться в рабочем состоянии.

12.11. Подъездные пути во время вывоза отходов должны содержаться свободными. В случае если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, вывоз ТКО не осуществляется.

12.12. Производственный контроль состояния контейнерных площадок, контейнеров и подъездный путей к ним осуществляет региональный оператор либо оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование ТКО в соответствии с договором на транспортирование ТКО, заключенным с региональным оператором.

 

XIII. Ответственность за несоблюдение настоящего Порядка

 

13.1. Должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору ТКО на территории Республики Татарстан, несут ответственность за несоблюдение требований настоящего Порядка в соответствии с законодательством.

 


Информация по документу
Читайте также