Расширенный поиск
Распоряжение правительства Воронежской области от 15.07.2010 № 443-рПравительство Воронежской области РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15.07.2010 N 443-р О разработке долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации": 1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы". 2. Назначить государственными заказчиками и разработчиками программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" (далее - Программа): - департамент здравоохранения Воронежской области; - департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области. - департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. 3. Определить департамент здравоохранения Воронежской области государственным заказчиком-координатором Программы. 4. Государственному заказчику-координатору в срок до 20 августа 2010 года внести проект Программы для рассмотрения на заседание правительства Воронежской области. 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В. Исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Ю. Агибалов Утверждена распоряжением правительства Воронежской области от 15.07.2010 N 443-р КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011-2015 ГОДЫ" 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области Высокий уровень незаконного наркопотребления, заболеваемости наркоманией, преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, смертности от наркомании является одним из важных факторов, влияющих на демографическую ситуацию, качество и уровень жизни населения, состояние трудовых ресурсов. В ходе реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006-2010 годы" удалось добиться конкретных положительных изменений наркоситуации в Воронежской области: - проведение 550 целенаправленных скоординированных профилактических мероприятий среди детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет снизило потребление наркотических и одурманивающих веществ, что отражает показатель снижения выявления незаконного наркопотребления в данной возрастной группе. В 2009 году профилактическими антинаркотическими мероприятиями было охвачено 45,0-50,0% детей и молодежи; - расширение диагностических возможностей наркологической службы позволило увеличить выявляемость незаконного наркопотребления на 5,0-7,0% ежегодно за счет расширения объемов химико-токсикологических исследований. В 2009 году учтено 10956 незаконных потребителей наркотиков и других одурманивающих веществ в результате координации усилий управления наркоконтроля по Воронежской области и наркологической службы департамента здравоохранения. Коэффициент латентности наркопотребления по экспертным оценкам удалось снизить с 7,0-8,0 в 2005 году до 6,0-6,2 в 2009 году; - создание первой очереди реабилитационного этапа терапии наркотической зависимости - 5 коек при областном наркологическом диспансере позволило организовать оказание данного вида помощи в 2007-2009 годах 92 больным наркоманией и добиться эффективности реабилитации в 23,0-25,0% (показатель по РФ - 18,0-20,0%). Доля больных наркоманией и наркопотребителей, прошедших лечение и реабилитацию с ремиссией более одного года в 2009 году, составила 9,1% (в 2005 году - 7,2%); - степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 дозы наркотика растительного происхождения) в 2009 году снизилась и составила 4,2 единицы (2005 год - 5,14 единицы); - количество наркотиков, изъятых из незаконного оборота правоохранительными органами в 2007-2008 годах, составило 12,0-15,0% от количественной ежегодной оценки незаконного оборота наркотических средств; - снижение масштабов незаконного потребления наркотиков на 10,0-13,0% (до уровня 60-61 тыс. человек) от уровня 2005 года (70 тыс. человек). Целью преследуемой при разработке долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" планируется обозначить: снижение уровня заболеваемости (числа больных с впервые в жизни установленным диагнозом) населения синдромом зависимости от наркотиков (наркоманией) на 10%. Программа будет разработана в соответствии с проектом федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы", приоритетными задачами социально-экономического развития Воронежской области и направлена на: - улучшение демографических, социальных и экономических показателей; - повышение уровня здоровья населения области; - снижение роста зарегистрированной преступности в сфере оборота наркотических веществ; - внедрение прогрессивных научно-технических достижений в деятельность органов здравоохранения, просвещения, правоохранительных органов (УФСКН, УФСИН) и повышение на этой основе результатов работы государственных структур; - создание современной материально-технической базы для диагностики и реабилитации наркологических больных. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Решение проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требует планомерных, целенаправленных, скоординированных и долгосрочных усилий государственных структур для создания комплексной системы мер снижения роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, совершенствования межведомственного взаимодействия в области профилактики. Выполнение мероприятий Программы требует серьезных финансовых затрат и в то же время экономичного и эффективного их использования для достижения конечных результатов, что возможно только при полном взаимодействии всех исполнителей Программы. При решении проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту проблемно-целевым методом необходимо учитывать, что сложившееся положение явилось следствием: - недооценки тяжести последствий употребления молодежью наркотических средств и психотропных веществ; - недостатков во взаимодействии правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов и органов социальной сферы; - несовершенной системы мер по профилактике и снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту; - недостаточных объемов оказания стационарной наркологической помощи населению, оказанию такой помощи только по неотложным показаниям и неоказанию плановой наркологической помощи женщинам и детям в силу отсутствия современной материально-технической базы; - отсутствия совершенной системы реабилитационной работы и социальной адаптации больных наркоманией; - углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость; - либеральной позиции государства в области незаконного оборота наркотиков. В то же время в Воронежской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность, контроля за легальным оборотом наркотиков и оказания больным наркоманией высокоспециализированной медицинской помощи. Правоохранительные органы приобрели опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Управлением Федеральной службы наркоконтроля по Воронежской в 2007-2009 годах приобретен автотранспорт, лабораторное оборудование для экспертной службы и межрайонных отделов, оборудование специального назначения, компьютерная техника на сумму 8 млн. 650 тысяч рублей. В 2009 году УФСКН России по Воронежской области всего зарегистрировано 884 преступления (+ 4,5% к аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ), выявлено и пресечено 612 тяжких и особо тяжких преступлений (+ 8,51 к АППГ), связанных с незаконным оборотом наркотиков. Активная деятельность УФСКН по выявлению и изъятию из незаконного оборота значительного количества наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ способствует сокращению объемов их реализации и потребления, существенно ограничивает их доступность. Всего в 2007-2009 годах из незаконного оборота изъято 884 кг наркотических средств, в том числе 3,8 кг героина, что составляет 12,0-15,0% объема незаконного наркооборота. ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006-2010 годы" содействовала оптимизации затрат на проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, причастных к наркобизнесу, документирование их противоправной деятельности и привлечению к уголовной ответственности. Ведущими специалистами ГУЗ "Воронежский областной наркологический диспансер" постоянно внедряются новые методики лечения и реабилитации больных наркоманиями, дающие положительные результаты. Взаимодействие специалистов и подразделений наркологической службы с общественными и некоммерческими организациями "Матери против наркотиков", "Анонимные наркоманы", АНО "Центр АНТИ/СПИД", волонтерскими организациями обеспечило повышение эффективности работы по профилактике наркомании и социальной реабилитации лиц, употребляющих наркотики, в состоянии ремиссии более 1 года находятся 9% больных наркоманией и потребителей наркотиков с вредными для здоровья последствиями (на начало реализации программы - 2006 год этот показатель составлял 7,2%) и снижение коэффициента латентности наркопотребления с 8,0 в 2006 году до 6,2 в 2010 году. Латентность наркомании в период действия программы снижена на 9,0-10,0%. Совместно с работниками департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области проводится значительная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркозависимости, ежегодно до 50-70% учащихся участвуют в пропагандистских массовых антинаркотических мероприятиях и психологических тренингах. Это позволило в период действия программы на 50% снизить заболеваемость детской наркоманией. Координация профилактической антинаркотической деятельности всех заинтересованных структур дала положительные результаты, особенно в детско-молодежной возрастной группе. Ежегодно происходит снижение выявления детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, допускающих незаконное употребление наркотиков, на 5,0-7,0%. Таким образом, использование программно-целевого метода в решении проблемы комплексного противодействия злоупотреблению наркотиками позволяет обеспечить координацию усилий заинтересованных государственных структур и минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленной цели. Это будет обеспечено функциональным закреплением за участвующими в исполнении Программы органами государственной власти конкретных направлений деятельности по профилактике и противодействию незаконного употребления наркотиков, диагностике и реабилитации, в том числе и социальной реабилитации больных наркоманией. Сотрудничество по профилактике и реабилитации с общественными организациями ("Матери против наркотиков", "Анонимные наркоманы", АНО "Центр АНТИ/СПИД", волонтерскими организациями) будет продолжено, что позволит увеличить результативность программных мероприятий. Департамент здравоохранения Воронежской области, реализуя предлагаемое мероприятие, во взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти обеспечит: - потребности учреждений здравоохранения, просвещения и правоохранительных структур в доказательной диагностике незаконного употребления наркотиков, что позволит повысить выявляемость наркопотребителей и, соответственно, снизить латентность наркопотребления; - мониторирование в режиме текущего времени наркоситуации в области; - профилактику наркомании среди населения и социально незащищенных групп, практикующих незаконное употребление наркотиков и других психоактивных веществ; - завершение реконструкции реабилитационного отделения областного наркологического диспансера мощностью 25 коек, что позволит обеспечить текущие потребности в реабилитации больных наркоманией и обеспечить выполнение поручений Правительства Российской Федерации, предусмотренных протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 08.09.2009 в части развития и совершенствования материально-технической базы. Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области, реализуя предлагаемые мероприятия, во взаимодействии с департаментом здравоохранения Воронежской области, департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управлением физической культуры и спорта Воронежской области и другими органами государственной и муниципальной власти обеспечит: - противодействие незаконному обороту наркотиков путем уменьшения площадей природно-сырьевой базы, используемой для незаконного производства наркотиков, содействия контролю за незаконным распространением наркотиков; - организацию и проведение антинаркотических массовых, в том числе спортивных, мероприятий среди школьников и учащейся молодежи, специализированных профилактических антинаркотических лагерей отдыха для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - подготовку, разработку и размещение в электронных средствах массовой информации антинаркотической рекламы, распространение учебной, методической литературы, иллюстрированных печатных изданий, направленных на профилактику употребления наркотиков. Департамент образования, науки и молодежной политики области, реализуя предполагаемые мероприятия, во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти обеспечит: - мониторирование уровня наркотизации и факторов риска в образовательных учреждениях и детско-подростковой среде; - проведение тренингов и семинаров для педагогов с использованием информационных систем и компьютерных технологий; - повышение уровня профессиональной компетенции специалистов системы образования в области профилактической работы путем подготовки и издания серий методических пособий "Антинаркотическая профилактическая работа в образовательных учреждениях"; - проведение ежегодных массовых акций в муниципальных образованиях "Будущее без наркотиков" с привлечением специалистов наркологов и сотрудников правоохранительных органов; - оснащение ОГУ "Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков в Воронежской области" компьютерным программным обеспечением, оборудование сенсорной комнаты для проведения индивидуальной работы с детьми и подростками группы риска. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, реализуя предполагаемые мероприятия, во взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти обеспечит контрольные и профилактические меры среди контингента мест лишения свободы по диагностике и лечению незаконных потребителей наркотических и психотропных веществ, а также контролю личного состава. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Факторами, способствующими сохранению высокого уровня злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, являются: - расположение области в центре Европейской части России и протяженность ее границ. Она граничит с Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями, а также с Луганской областью Республики Украина (протяженность российско-украинской границы составляет 97 км); - незаконная миграция, которая остается важным элементом, оказывающим негативное влияние на социально-политическую, экономическую и криминальную обстановку в регионе. Мигранты, объединившись в этнические и интернациональные организованные группы, как правило, занимают доминирующее положение в сфере наркобизнеса, контрабанды товаров, организации каналов транснациональной незаконной миграции и совершают иные преступления общеуголовной направленности. Общее количество нелегальных мигрантов на территории области превышает 25000 человек, включая 200-250 мигрантов из стран дальнего зарубежья. Необходимо отметить, что их реальная численность существенно превышает приведенные официальные цифры; - природно-климатические условия, позволяющие выращивать некоторые виды наркокультур (мак, конопля). Поэтому наибольшее распространение в Воронежской области получили наркотики опийной и каннабиноидной групп. Ежегодно в местах, где ранее осуществлялись промышленные посевы мака (Эртильский и Панинский районы), стихийно произрастает масличный мак. В Аннинском, Таловском, Россошанском, Павловском и других районах области имеются крупные очаги произрастания дикорастущей конопли. Доступность сырья, простота изготовления из него наркотического продукта, стабильный спрос со стороны организованных преступных группировок в условиях высокого уровня безработицы населения, отсутствие постоянного заработка и социальной поддержки ориентируют часть сельского населения на заготовку наркосырья, производство наркотических веществ и свободную продажу его по области. Показатель болезненности наркоманией в Воронежской области составляет 222,8 на 100 тыс. населения (ЦФО - 171,3 на 100 тыс. населения). Высокая болезненность наркоманией регистрируется среди жителей Бутурлиновского района - 254,4 на 100 тыс. человек (далее - на 100 тыс. человек), Борисоглебского района - 159,3 человека, Лискинского района - 129,6, Острогожского района - 185,1, Россошанского района - 267,0, Новохоперского района - 132,2, городского округа г.Воронеж - 385,4. Среди больных наркоманией по-прежнему преобладают больные с опийной зависимостью - 92,2%. В последнее время в г. Воронеже получают распространение наркотики синтетического происхождения и героин. В сравнении с 2007 годом при химико-токсикологическом исследовании задержанных лиц они обнаруживаются в 4-5 раз чаще. Их незаконный оборот, как правило, осуществляется на территории увеселительных заведений, а основными потребителями являются представители молодежной среды. По распространенности потребления наркотиков наша область находится на 28-м месте в Российской Федерации (2005 год - 22-е место). По экспертным оценкам около 60-62 тысяч человек (2,7% жителей области) употребляют эпизодически или постоянно наркотики. Употребление жителями области наркотических и других психоактивных веществ ухудшает демографические показатели. Выявление больных наркоманией происходит за счет лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, проходящих призывные комиссии, состоящих на профилактическом учете в ЛПУ в связи с употреблением наркотических веществ, добровольной явки на лечение и при освидетельствовании на состояние наркотического опьянения. Текущий анализ выполнения программных мероприятий по ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006-2010 годы" за период 2007-2009 годов показал, что фактическое финансирование программных мероприятий составило 33,55 млн. рублей (99,2% запланированных средств). Освоение выделенных средств позволило укрепить материально-техническую базу правоохранительных органов, продолжить создание реабилитационного центра для больных наркоманией на 25 мест, провести ряд профилактических и социальных мероприятий, направленных на оценку наркоситуации и обследование широких слоев населения области на употребление наркотических средств. Отсутствие программного подхода к профилактике и борьбе со злоупотреблением наркотиков не позволит обеспечить комплексного подхода и стимулирования деятельности всех заинтересованных ведомств в данном направлении. Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганды среди различных категорий населения, создание основ эффективного взаимодействия и пополнения практическим содержанием системы профилактики наркомании повлечет разрозненность усилий органов исполнительной власти Воронежской области: - в определении масштабов незаконного наркопотребления при проведении мониторингов наркоситуации; - в текущем определении эффективных направлений противодействия наркоугрозе и оперативной коррекции деятельности заинтересованных государственных и муниципальных органов власти. Кроме того, недостатками и издержками подхода без использования программно-целевого метода являются: - сложность определения приоритетных направлений, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов в процессе решения проблем профилактики и борьбы с наркоманией; - отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы; - невозможность осуществления программно-целевого принципа планирования, предназначенного для реализации полного управленческого цикла; - невозможность сведения целей антинаркотической политики к текущим результатам работы профильных ведомств; - возможность постановки потенциально неисполнимых целей и задач, что может привести к недоучету негативных явлений и фальсификации результатов для характеристики итогов работы. Таким образом, в случае отказа от программно-целевого метода решения проблемы следует прогнозировать при достаточно высоких финансовых затратах невозможность создания механизма эффективного взаимодействия между различными органами исполнительной власти в сфере профилактики наркомании. В результате не удастся создать необходимый комплекс мер, направленных на снижение вредных последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными средствами, а также на предупреждение вовлечения несовершеннолетних и молодежи в процесс употребления наркотиков. Организация профилактики, предупреждения, диагностики, лечения и реабилитации наркомании и незаконного наркопотребления - задача надведомственная, требующая формулирования собственных целей и последующего привлечения соответствующих исполнителей для решения определенных задач. Разработка и реализация мероприятий требуют оценки и ранжирования как существующих, так и будущих рисков социально значимых наркологических заболеваний, сравнительного анализа бюджетной, социальной и экономической эффективности планируемых мероприятий и четкого определения промежуточных и конечных целей, что возможно только в рамках долгосрочной областной целевой программы как инструмента управления оценки антинаркотической политики. Поэтому внепрограммные варианты приведут к неоправданному увеличению объема финансирования или недофинансирования и могут поставить под сомнение само решение проблемы снижения масштабов незаконного употребления наркотиков на территории Воронежской области. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Возможно два варианта решения проблемы: 1. Создание долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы", которая станет естественным продолжением ранее действовавшей программы. 2. Спонтанное противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту без консолидации сил и средств деятельности органов исполнительной государственной власти, общественных организаций. Основным преимуществом первого варианта, т.е. с использованием программно-целевого механизма планирования и распределения финансирования мероприятий, является консолидация финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств, а значит, возможность достижения поставленных целей. Использование программно-целевого метода обеспечивает возможность последовательно осуществлять меры по комплексному постоянному мониторированию уровня наркотизации населения, пропорциональному повышению эффективности системы профилактики наркомании, активизации противодействия немедицинскому употреблению наркотиков, ускоренному укреплению материально-технического обеспечения учреждений системы противодействия, профилактики, лечения и реабилитации в соответствии с задачами, утвержденными протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 08.09.2009, утвержденного Президентом Российской Федерации 17.09.2009 N Пр-2467. Одним из необходимых условий для эффективности реализации мероприятий в рамках программно-целевого подхода является достаточное финансирование выполнения программных мероприятий. Программно-целевой метод решения проблемы может развиваться по двум направлениям в зависимости от развития экономической и финансовой ситуации: 1. Реализация Программы в предложенных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей в течение срока реализации. При этом варианте решение целей и задачи Программы, достижение целевых индикаторов будет достигнуто. При использовании данного варианта могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой, с неверно выбранными приоритетами. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий и объема их финансирования, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации. Нейтрализовать данные риски предполагается путем: - избрания приоритетов, обозначенных в проекте федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы" и концепции государственной антинаркотической политики; - планирования объемов финансирования программных мероприятий в тесной привязке к реальной ситуации на стадии разработки Программы; - контроля над ходом реализации Программы ее государственным заказчиком-координатором. 2. Принятие Программы в уменьшенном объеме финансирования. Сокращение финансирования Программы из бюджета Воронежской области приведет к невозможности реализации части программных мероприятий. К рискам, указанным в первом варианте, добавятся следующие: уменьшенный объем финансирования будет направлен лишь на реализацию наиболее приоритетных отраслевых мероприятий, что не позволит получить устойчивый и положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы. Таким образом, недофинансирование Программы может привести к увеличению числа потенциальных потребителей наркотических средств и психотропных веществ, снижению возраста начала употребления наркотиков и, в конечном итоге, снизит эффективность предпринятых ранее действий. При выборе второго варианта, т.е. варианта спонтанного противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, решение проблемы сомнительно. Масштабные задачи предполагают большие финансовые вливания, разностороннюю направленность деятельности органов исполнительной государственной власти по достижению единой цели. Ни один руководитель не сможет самостоятельно и в полном объеме решить эти проблемы. Решение проблемы непрограммными средствами может привести к утрате межведомственного взаимодействия органов государственной власти в сложившейся в настоящее время системе профилактики наркомании и предупреждения преступности, к более затратной реализации, по сравнению с комплексным решением проблемы, мероприятий по профилактике распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков, лечению и реабилитации больных наркоманией, пресечению незаконного оборота наркотиков. Данный вариант решения проблемы обеспечит лишь отраслевой принцип планирования, когда в долгосрочной перспективе не заданы конечные результаты деятельности ведомств, а предметом планирования являются лишь тактические вопросы. В качестве базового предлагается первый вариант, позволяющий решить цели и задачи Программы, минимизирующий риски и исключающий их системный характер. 5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Для нейтрализации причин и условий, способствующих незаконному распространению и потреблению наркотиков, формированию в обществе нетерпимости их употребления, повышению уровня здоровья общества предусматривается реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике, реабилитации, а также укрепление материальной базы правоохранительных органов и проведение долгосрочных правоохранительных мероприятий, в связи с чем отдельные этапы решения проблемы не выделяются. Срок реализации Программы - без выделения этапов. 6. Предложения по целям и задачам долгосрочной областной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам Цель Программы: создание единой организационной системы противодействия и профилактики злоупотребления наркотиками различными категориями населения, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ними негативных социальных последствий. Задачи Программы: - проведение целенаправленной работы по профилактике немедицинского потребления наркотиков подростками и молодежью; - раннее выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков; - повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков; - противодействие организованным формам наркопреступности; - ограничение доступности наркотиков в целях немедицинского потребления. Основными индикаторами, позволяющими оценивать ход реализации Программы, могут служить следующие показатели: |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| | Показатели-индикаторы |Единицы |Базовый показатель |2011 год |2012 год |2013 год |2014 год |2015 год | | |измерения |2010 год (прогноз) | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |1. Заболеваемость синдромом|человек/ 100 |18,0 |17,65 |17,3 |16,95 |16,6 |16,2 | |зависимости от наркотических |тыс. населения| | | | | | | |веществ (число больных с | | | | | | | | |впервые в жизни установленным | | | | | | | | |диагнозом на 100 тыс. | | | | | | | | |населения) | | | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |2. Удельный вес |% |100,0% |98,0 |96,0 |94,0 |92,0 |90,0 | |несовершеннолетних, состоящих| |(количественные | | | | | | |на учете в связи с | |значения будут | | | | | | |употреблением наркотиков в | |установлены по | | | | | | |подразделениях по делам | |состоянию на 1 января | | | | | | |несовершеннолетних органов | |2011 года) | | | | | | |внутренних дел, комиссиях по | | | | | | | | |делам несовершеннолетних и | | | | | | | | |защите их прав, а также в | | | | | | | | |наркологических | | | | | | | | |диспансерах, в общей | | | | | | | | |численности | | | | | | | | |несовершеннолетних | | | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |3. Количественная оценка годового |кг |2000 |1900 |1800 |1700 |1600 |1500 | |незаконного оборота наркотиков| | | | | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |4. Удельный вес изъятых из |%/ кг |11,1 |11,6/ 11,6 |12,2/ 22,4 |12,9/ 38,7 |13,4/ 53,6 |14,2/ 71,0 | |незаконного оборота наиболее | | | | | | | | |опасных видов наркотических | | | | | | | | |средств к общему объему изъятых | | | | | | | | |из незаконного оборота | | | | | | | | |наркотических средств, | | | | | | | | |психотропных веществ или их | | | | | | | | |аналогов, | | | | | | | | |сильнодействующих веществ | | | | | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |5. Денежный эквивалент доходов и|рубли |100,0% |103 - 104 |106 - 108 |109 - 112 |112 - 116 |115 - 120 | |имущества, полученных в | |(количественные | | | | | | |результате незаконного оборота | |значения будут | | | | | | |наркотиков, на которые | |установлены по | | | | | | |наложен арест | |состоянию на 1 января | | | | | | | | |2011 года) | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| |6. Площадь уничтоженных |га |- |50 |100 |150 |200 |250 | |незаконных посевов, а также | | | | | | | | |дикорастущих растений, | | | | | | | | |содержащих наркотические | | | | | | | | |вещества (нарастающим итогом) | | | | | | | | | | | | | | | | | |———————————————————————————————————|———————————————|————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|———————————————|——————————————| 7. Предложения по объемам и источникам финансирования долгосрочной областной целевой программы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках долгосрочной областной целевой программы, сроки реализации и объемы их финансирования Для реализации Программы общий объем финансирования составит 173,148 млн. рублей, из которых средства областного бюджета - 173,148 млн. рублей. Средства федерального бюджета для софинансирования Программы не указаны в связи с окончанием действия в 2009 году федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" и наличием лишь предварительного проекта федеральной целевой антинаркотической программы на 2011-2015 годы. Ежегодный объем финансирования: 2011 год - 110,625 млн. рублей, 2012 год - 14,502 млн. рублей, 2013 год - 15,514 млн. рублей, 2014 год - 15,914 млн. рублей, 2015 год - 16,593 млн. рублей. В рамках Программы в 2011-2015 годах планируется осуществлять следующие мероприятия: Мероприятие 1. Развитие реабилитационной, материально-технической, диагностической базы областной наркологической службы. В рамках мероприятия необходимо продолжение работы по: 1. Завершению строительства в с. Богданово Рамонского района центра реабилитации для больных наркоманией на 25 коек ГУЗ "Воронежский областной наркологический диспансер". С этой целью необходимо выполнить корректировку проектно-сметной документации для ее приведения в соответствие требованиям действующих строительных норм и правил (СНиП) и санитарных правил и норм (СанПиН) и осуществить следующий комплекс работ: - завершить строительство спального корпуса и пуско-наладочные работы по котельной; - выполнить строительство столовой, гаража на 2 санитарных автомобиля, цеха по переработке древесины, мастерской по изготовлению медицинской мебели; - выполнить наружные сети и сооружения электроснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения; - выполнить благоустройство территории. Сметная стоимость объекта в базовых ценах 2000 года составляет 15129,76 тыс. рублей. Ориентировочная остаточная стоимость объекта в текущих ценах на 01.04.2010 - 91301,2 тыс. рублей (акт обследования реабилитационного стационарного отделения ГУЗ "Воронежский областной наркологический диспансер" для больных наркоманией в с. Богданово Рамонского района, произведенного 09.04.2010 комиссией УКС "Единая дирекция капитального строительства и газификации". 2. Обеспечению диагностики незаконного потребления наркотиков в химико-токсикологической лаборатории областного наркологического диспансера по направлениям правоохранительных органов посредством обеспечения лаборатории в достаточном количестве тест-системами экспресс-диагностики наркотиков, реактивами, оборудованием и расходными материалами. 3. Информатизации наркологической службы области с целью выполнения указаний Правительства Российской Федерации о создании единого регистра незаконного потребления наркотиков и мониторинга наркоситуации в области. Срок реализации мероприятия - 2011-2015 годы. Планируемый объем финансирования - 136671,0 тыс. рублей. Мероприятие 2. Содействие осуществлению контроля над незаконным оборотом наркотиков, проведение антинаркотических профилактических мероприятий, осуществление социальной антинаркотической рекламы, разработка и тиражирование методической литературы и печатных изданий. В рамках мероприятия необходимо продолжение работы по: - развитию экспертно-криминалистических возможностей и совершенствованию информатизации Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области. Это обеспечит активизацию противодействия незаконному обороту наркотиков и приведет к изъятию из незаконного оборота 500 кг наркотического сырья (25%), в том числе 195 кг (11,1%) особо опасных видов наркотических веществ, увеличение объемов ареста денежных эквивалентов доходов и имущества, полученных в результате незаконного оборота наркотиков на 15-20%; - уменьшению природно-сырьевой базы, используемой для незаконного производства наркотиков, на 750 га за период выполнения Программы; - организации и проведению антинаркотических массовых спортивных мероприятий, специализированных профилактических антинаркотических лагерей для отдыха детей и подростков; - разработке и тиражированию учебной, методической литературы, печатных изданий, направленных на профилактику незаконного оборота наркотиков. Срок реализации мероприятия - 2011-2015 годы. Планируемый объем финансирования - 32600,0 тыс. рублей. Мероприятие 3. Профилактика наркомании среди детей и подростков. Срок реализации мероприятия - 2011-2015 годы. Планируемый объем финансирования - 3121,0 тыс. рублей. Мероприятие 4. Оснащение медицинских частей и здравпунктов Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области комплектами тест-систем экспресс-диагностики для предварительного обнаружения алкоголя, наркотических и психотропных веществ в биологических средах обследуемых. Срок реализации мероприятия - 2011-2015 годы. Планируемый объем финансирования - 746,0 тыс. рублей. Финансирование Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета и фактических затрат. 8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Реализация предполагаемого варианта Программы к 2016 году позволит: - снизить заболеваемость наркоманией на территории области на 10,0%, что предупредит заболевание наркоманией в период действия Программы 115-120 человек; - своевременно осуществлять мониторинг распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества; - снизить детско-подростковую наркотизацию на 10,0%, что уменьшит количество детей и подростков, употребляющих наркотики с вредными для здоровья последствиями, на 85-90 человек за период действия Программы; - укрепить материально-техническую базу областного наркологического диспансера, осуществляющего профилактику и оказание специализированной наркологической помощи наркозависимым (в том числе расширение и реконструкция реабилитационного стационарного отделения для больных наркоманией на 25 коек в с.Богданово Рамонского района Воронежской области); - снизить годовой незаконный оборот наиболее опасных наркотиков на территории Воронежской области на 14,2%, что составит 197-198 кг в период действия Программы при общем снижении оборота всех видов наркотиков на 25,0% или 500 кг; - расширить межведомственное взаимодействие в области противодействия незаконной рекламе и совершенствования антинаркотической пропаганды; - создать комплексную систему мероприятий по профилактике и снижению злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, оптимизировать затраты на профилактику, диагностику и реабилитацию больных наркоманией; - проводить обнаружение наркотиков, технологий, осуществлять картирование и уничтожение наркосодержащих растений на территории - 750 га за весь период действия Программы. 9. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию долгосрочной областной целевой программы К участию в формировании и реализации Программы предполагается привлечь: аппарат антинаркотической комиссии Воронежской области; управление по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области; Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области; департамент здравоохранения Воронежской области; департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. 10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам долгосрочной областной целевой программы Заказчиком-координатором Программы предлагается назначить департамент здравоохранения Воронежской области. Заказчиком и разработчиком Программы предлагается определить: - департамент здравоохранения Воронежской области; - департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области; - департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. К разработке Программы привлечь: - Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области; - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области. Департамент здравоохранения Воронежской области - государственный заказчик-координатор Программы направляет всем заинтересованным областным ведомствам и управлениям федеральных ведомств по Воронежской области концепцию Программы и дает поручения по разработке предложений в проект Программы. После получения предложений проводится их анализ, а также оценка эффективности использования средств областного бюджета. Предложения, оптимальные по экономической (затраты/результат) и социальной характеристике, включаются в проект Программы. 11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации долгосрочной областной целевой программы Срок реализации Программы рассчитан на 2011-2015 годы. Программа будет реализовываться в тесной связи с государственной политикой в области противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактикой злоупотребления психоактивными веществами и основными направлениями социально-экономического развития Воронежской области. Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе интеграции и межведомственного взаимодействия ведомств Воронежской области, являющихся заказчиками и исполнителями Программы. Программа предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий: - организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, профилактике злоупотребления психоактивными веществами; - система профилактических мер по предупреждению наркомании, токсикомании и алкоголизма, злоупотребления психоактивными веществами; - информационное обеспечение тематических мероприятий; - диагностика и реабилитация больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, зависимых от психоактивных веществ; - развитие взаимодействия и сотрудничества правоохранительных органов с органами государственной власти Воронежской области в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками. Координацию деятельности исполнителей Программы по выполнению мероприятий Программы осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяемых на эти цели. Перечень основных мероприятий и предложения по расходованию средств из областного бюджета. N Наименование мероприятий Объем Областной Федеральный бюджет п/п финансирования, бюджет, млн. рублей млн. рублей 1 2 3 4 5 Итого 173,148 173,148 ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" закончила свое действие. Проект ФЦП носит предварительный характер 2011 год 110,625 110,625 2012 год 14,502 14,502 2013 год 15,514 15,514 2014 год 15,519 15,519 2015 год 16,593 16,593 1. Развитие реабилитационной, материально-технической, диагностической базы областной наркологической службы 2011 год 102,687 102,687 2012 год 7,301 7,301 2013 год 8,143 8,143 2014 год 8,957 8,957 2015 год 9,583 9,583 2. Содействие осуществлению контроля над незаконным оборотом наркотиков, проведение антинаркотических профилактических мероприятий, осуществление социальной антинаркотической рекламы, разработка и тиражирование методической литературы и печатных изданий 2011 год 7,3 7,3 2012 год 6,5 6,5 2013 год 6,6 6,6 2014 год 6,1 6,1 2015 год 6,1 6,1 3. Профилактика наркомании среди детей и подростков 2011 год 0,515 0,515 2012 год 0,566 0,566 2013 год 0,623 0,623 2014 год 0,685 0,685 2015 год 0,732 0,732 4. Оснащение медицинских частей и здравпунктов УФСИН комплектами тест- систем экспресс- диагностики для предварительного обнаружения алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ в биологических средах 2011 год 0,123 0,123 2012 год 0,135 0,135 2013 год 0,148 0,148 2014 год 0,162 0,162 2015 год 0,178 0,178 12. Предложения по механизмам формирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы При разработке Программы предполагается использование принципов, обеспечивающих обоснованный отбор программных мероприятий и сбалансированное решение основного комплекса проблем и задач Программы в соответствии с ее целями. Механизмы формирования мероприятий основаны на следующих критериях: - направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам); - общеобластное значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения; - комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, использование информационно-коммуникационных технологий. Департамент здравоохранения Воронежской области, УФСКН по Воронежской области, УФСИН по Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области и другие заинтересованные ведомства формируют предложения по проекту Программы с обоснованием целевых индикаторов и показателей. Государственный заказчик-координатор использует подготовленные предложения по формированию перечня мероприятий Программы на основе предложений, признанных целесообразными. 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией долгосрочной областной целевой программы Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором. Государственный заказчик-координатор: 1) при наличии необходимости подготавливает предложения по изменению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год; 2) осуществляет распределение средств на реализацию программных мероприятий; 3) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей мероприятий Программы; 4) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет координацию деятельности ее участников, обеспечивает эффективное использование средств бюджета, выделяемых на ее реализацию; 5) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также анализ рационального и эффективного использования средств. Государственный заказчик-координатор направляет ежегодно до 1 марта в департамент экономического развития Воронежской области и департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области доклады о ходе работы по Программе и эффективности использования финансовых средств. Государственный заказчик-координатор Программы организует контроль за ходом выполнения программных мероприятий, фактическим финансированием Программы, заключенными государственными контрактами, за объемами финансирования и исполнителями, результатами экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсами на участие в реализации мероприятий Программы, результатами мониторинга реализации Программы, оценкой достижения целевых показателей. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|