Расширенный поиск

Распоряжение правительства Воронежской области от 25.02.2010 № 85-р

 
                  


                 Правительство Воронежской области

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         
    от 25.02.2010  N 85-р


   О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы
    "Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на
                          2011-2015 годы"


    В   соответствии  с  постановлением  правительства  Воронежской  
области   от  19.11.2009  N  993  "О  Порядке  принятия  решений  о  
разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании 
и  реализации",  в  целях  реализации  государственной  политики  в  
области охраны труда:
    1.   Утвердить  прилагаемую  Концепцию  долгосрочной  областной  
целевой  программы  "Улучшение условий и охраны труда в Воронежской 
области на 2011-2015 годы".
    2.   Назначить   департамент   труда   и  социального  развития  
Воронежской   области   (Мещерякова)   государственным   заказчиком   
долгосрочной  областной  целевой  программы  "Улучшение  условий  и  
охраны  труда  в  Воронежской  области  на 2011-2015 годы" (далее - 
программа).
    3.  Государственному  заказчику  в  срок  до  1  июня 2010 года 
разработать проект программы.
    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на 
первого  заместителя председателя правительства Воронежской области 
Агапову Г.В.

                                        

Губернатор Воронежской области                    А. Гордеев



Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 25.02.2010  N 85-р

                             КОНЦЕПЦИЯ
             ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
    "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА
                          2011-2015 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной
         областной целевой программы приоритетным задачам
       социально-экономического развития Воронежской области

    Здоровье   работающего   населения  непосредственно  связано  с  
условиями   труда,   а   также  с  эффективностью  функционирования  
социально-трудовых  отношений и социальных институтов. Бессмысленно 
принимать   меры   по   стимулированию   рождаемости,   увеличивать   
ассигнования  на здравоохранение населения без исправления ситуации 
с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Более того, 
до  тех  пор,  пока  ситуация  в  этой области не изменится, нельзя 
говорить  всерьез  не  только  о  решении  наших  демографических и 
гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического 
роста и увеличения ВВП.
    Резерв  восполнения  трудовых  ресурсов  в силу неблагоприятной 
демографической  ситуации  практически  исчерпан,  выбытие  граждан  
трудоспособного  возраста  уже  сейчас  приводит к дефициту рабочей 
силы  по многим ключевым для экономики специальностям. Миграционный 
прирост  не  может  обеспечить  восполнение  этого  дефицита как по 
количественным,  так  и  по  качественным  характеристикам.   
    Поэтому   в   разрезе   сложившейся   демографической  ситуации  
обеспечение  здоровых  и  безопасных  условий труда на производстве 
следует  рассматривать  как форму сохранения трудового потенциала и 
репродуктивного  здоровья  работающего  населения  области.    
    Решение  отмеченных проблем можно обеспечить за счет проведения 
активной   государственной   политики  в  сфере  социально-трудовых  
отношений,  предусматривающей,  в  том  числе,  и  создание системы 
обеспечения   здоровых   и  безопасных  условий  труда  работающего  
населения.
    Цель   долгосрочной   областной  целевой  программы  "Улучшение  
условий  и  охраны  труда  в Воронежской области на 2011-2015 годы" 
(далее  -  Программа) - на основе согласованных действий социальных 
партнеров  (исполнительных  органов государственной власти, органов 
местного   самоуправления,   органов   государственного  надзора  и  
контроля,  объединений  работодателей и профессиональных союзов) по 
реализации государственной политики в сфере охраны труда обеспечить 
защиту  конституционных  прав  работников  на здоровые и безопасные 
условия труда.
    Основными задачами Программы являются:
    1)   правовое   обеспечение   охраны  труда,  совершенствование  
региональной  системы  управления  охраной  труда;      
    2)  улучшение  условий  труда  на  рабочих  местах, активизация 
аттестации  рабочих  мест,  повышение  качества оценки существующих 
профессиональных  рисков,  пропаганда  культуры  безопасного труда; 
    3)   содействие  лечебно-профилактическому  обеспечению  охраны  
труда,  развитию системы реабилитации пострадавших на производстве; 
    4)   совершенствование   системы   обучения,   профессиональной   
подготовки  по  охране  труда, обучение персонала приемам и навыкам 
оказания  первой  помощи  при  травмах  и  неотложных  состояниях.  
    Долгосрочная  областная  целевая  программа улучшения условий и 
охраны    труда    должна   занять   особое   место   в   стратегии   
социально-экономического  развития  области,  поскольку  является:  
    -   системным   элементом  демографической  политики,  так  как  
направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, 
на   сохранение   народонаселения   и   здоровья   самой  активной,  
репродуктивной части общества;
    -  необходимым  условием  роста экономики области, формирования 
качественно  новых  условий  труда  с более высокими требованиями к 
культуре труда.

 2. Обоснование целесообразности решения проблем охраны и условий
                 труда программно-целевым методом

    Целесообразность  решения  проблемы  улучшения условий и охраны 
труда  программно-целевым  методом обусловлена тем, что комплексные 
целевые   программы   позволяют  определить  важнейшие  проблемы  и  
приоритеты  в  развитии  отрасли,  добиться  значимых результатов и 
рационального  расходования финансовых средств. Система мероприятий 
Программы   позволит   направить   имеющиеся  ресурсы  на  развитие  
стратегически    значимых   направлений   и   ликвидацию   наиболее   
болезненных явлений.
    Итоги  реализации  областных  целевых программ по охране труда, 
принимаемых  в  области  с  2001 года, наличие не решенных в рамках 
предыдущих    областных   целевых   программ   проблем,   а   также   
социально-экономическая   и   демографическая  ситуация  в  области  
подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по 
улучшению  условий  и  охраны  труда  в  рамках  Программы.   
    Несмотря   на   достигнутые   в   предыдущие   годы  позитивные  
результаты, остаются проблемы в сфере охраны труда, которые требуют 
решения на государственном уровне.

    3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
     ситуации в сфере охраны и условий труда без использования
                    программно-целевого метода

    В  последние  годы  в  области  сохраняется  тенденция снижения 
количества  пострадавших  на  производстве  (по несчастным случаям, 
относящимся   к  категориям  групповых  с  тяжелыми  последствиями,  
смертельных  и  тяжелых).  В  частности, в 2008 году в организациях 
Воронежской  области  отмечается снижение количества как несчастных 
случаев  со  смертельным  исходом,  так  и  количества  погибших от 
несчастных  случаев  в  составе  групповых.  Так,  в 2008 году было 
зарегистрировано 156 несчастных случаев "с тяжелыми последствиями", 
что  на  20%  меньше чем в 2007 году, в котором произошло 193 таких 
несчастных  случая.  При  этом  количество  несчастных  случаев  со  
смертельным  исходом  уменьшилось  на  21,3%.  Снижение  количества  
погибших  в  2009 году по сравнению с 2008 годом составило 2,22% (с 
45 до 44 человек), снижение по количеству тяжелых травм в 2009 году 
составило 24,04%.
    В  то  же время на протяжении последних 3 лет растет и остается 
высоким  количество несчастных случаев с "тяжелыми последствиями" в 
отраслях:  строительства  -  25%  от  общего  количества, сельского 
хозяйства   -  17%,  на  транспорте  -  11%,  в  торговле  -  5,0%,  
обрабатывающих производствах - 26%.

                                                             Таблица 1


           Динамика отдельных показателей производственного           
              травматизма и условий труда в организациях              
                         Воронежской области                          

|———————————————————————|——————|———————————————————————————————————————————————————————————————|
|     Показатель        | Ед.  |                       Значения по годам                       |
|                       | изм. |—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|                       |      |2001 |2002 | 2003  | 2004 | 2005 | 2006  | 2007  | 2008 |2009  |
|                       |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|Количество пострадавших|      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|от несчастных случаев  |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|на производстве:       |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|- всего                | Чел. |1234 |1196 | 1190  | 1122 | 982  |  900  |  891  | 897  |  Х   |
|- со смертельным       | Чел. | 65  | 72  |  68   |  64  |  47  |  48   |  59   |  45  |  44  |
|исходом                |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|Количество             |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|групповых              | Ед.  | 17  | 32  |  13   |  19  |  12  |   9   |  11   |  16  |  11  |
|несчастных случаев     |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|Количество тяжелых     | Ед.  | 326 | 339 |  297  | 294  | 182  |  125  |  123  | 104  |  79  |
|несчастных случаев     |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|Количество впервые     |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|установленных          |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|профессиональных       |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|заболеваний            | Чел. | 159 | 270 |  237  | 215  |  53  |  58   |  34   |  59  |61 <*>|
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|Количество             |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|пострадавших на        |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|производстве в         |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|расчете на 1000        |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|работающих:            |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|- всего                | Ед.  | 3,6 | 3,0 |  3,0  | 2,3  | 1,9  |  1,9  |  2,0  | 1,9  |Х <**>|
|- со смертельным       | Ед.  | 0,1 |0,116| 0,11  |0,101 |0,0099| 0,071 | 0,092 | 0,09 |  х   |
|исходом                |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|
|Количество             |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|работников             |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|предприятий,           |  %   |11,4 |11,8 |12,5   |14,0  |16,0  |16,3   |16,8   | 19,6 |  х   |
|занятых в условиях,    |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|не отвечающих          |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|санитарно-             |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|гигиеническим          |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|нормам, к списочной    |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|численности            |      |     |     |       |      |      |       |       |      |      |
|———————————————————————|——————|—————|—————|———————|——————|——————|———————|———————|——————|——————|


     --------------------------------
    <*> За 9 месяцев 2009 года.
    <**> Статистическая информация в апреле 2010 года.

    Анализ   типологии  происшедших  в  2009  году  в  организациях  
Воронежской  области  несчастных случаев с "тяжелыми последствиями" 
свидетельствует,  что  практически каждый третий работник пострадал 
(получил  тяжелую  травму либо погиб) в результате падения с высоты 
или в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся 
предметов,  деталей,  машин  и  т.п.  Свыше 15% работников получили 
тяжелые травмы либо погибли в результате транспортных происшествий, 
а  более  9%  - в результате падения, обрушения, обвалов предметов, 
материалов и пр.
    В  общей  структуре причин несчастных случаев на производстве с 
"тяжелыми  последствиями", происшедших в Воронежской области в 2009 
году,   более   60%   занимают  типичные  причины  организационного  
характера  (нарушения требований безопасности, неудовлетворительная 
организация производства работ, недостатки в обучении работников по 
охране труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д.). Так, только по 
причине  неудовлетворительной организации производства работ в 2009 
году   произошел   почти   каждый   второй   несчастный  случай  на  
производстве с тяжелыми последствиями.
    Динамика   производственного   травматизма,   в  том  числе  со  
смертельным  исходом,  имеет  тенденцию  к  снижению, в то же время 
состояние  условий  труда нельзя считать удовлетворительным. Анализ 
причин  заболеваемости  в России показывает, что до 40% заболеваний 
прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. 
    Условия  труда  работников  организаций  определяются, в первую 
очередь,   состоянием   основных  фондов.  По  последним  сведениям  
территориального    органа   Федеральной   службы   государственной   
статистики  по Воронежской области износ основных фондов в целом по 
области  составил  48,6  процента.  В  общем объеме основных фондов 
крупных  и средних коммерческих организаций области накопилось 15,5 
процента  полностью изношенных основных средств, однако коэффициент 
ликвидации  составил  всего лишь 0,7 процента. Полностью изношено в 
этих  организациях  23,4  процента  машин  и  оборудования.   
    Отсутствие  средств  для своевременной замены устаревших фондов 
ведет  к  продлению  сроков использования неэффективных, устаревших 
машин  и  оборудования.  Во многих случаях они ликвидируются только 
при   практической   невозможности   их   дальнейшей   эксплуатации   
вследствие   физической   изношенности.  Подобная  ситуация  крайне  
негативно  влияет  на  безопасность производства, определяя высокий 
уровень профессиональных рисков на рабочих местах и не способствуя, 
с  одной  стороны,  ликвидации  причин  травматизма на производстве 
технического  характера,  с другой стороны, определяет существующую 
(высокую)   численность   работников,   занятых  в  неблагоприятных  
условиях труда.
    В 2008 году продолжилось увеличение удельного числа работников, 
занятых  в  условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 
которое  на начало 2009 года составило 19,6% (в 2007 году - 16,8%). 
    Неблагоприятные   условия   труда  на  рабочих  местах  создают  
реальные  предпосылки  для развития профессиональных заболеваний. В 
2008  году  впервые  выявлены  профессиональные  заболевания  у  59  
человек.  Уровень  профессиональной  заболеваемости  (по  сведениям  
областного  центра профессиональной патологии) в 2008 году составил 
0,9 на 10000 работающих, что в 1,6 выше уровня 2007 года и превысил 
уровень в 2005 году (0,85). За 9 месяцев 2009 года зарегистрировано 
61  профессиональное заболевание. Рост показателей профессиональной 
заболеваемости  является  фактом,  свидетельствующим  об  улучшении  
качества   профилактических   осмотров  работников  и  повышении  в  
процессе  их  проведения  выявляемости  признаков  профессиональных  
заболеваний.
    Улучшение   выявляемости   ранних   признаков  профессиональных  
заболеваний  и  проведение последующих реабилитационных мероприятий 
способствует  в  целом  улучшению  состояния  здоровья  работающего  
населения,   поскольку   предотвращает   развитие  профессиональных  
патологий,  утраты  профессиональной  трудоспособности, кроме того, 
снижает   непроизводительные   издержки  государства,  связанные  с  
последствиями   производственного  травматизма  и  профессиональной  
заболеваемости.
    В    структуре    первичной   профессиональной   заболеваемости   
преобладают заболевания от воздействия физических факторов (35,5%). 
Второе место занимают заболевания пылевой этиологии (21,9%), третье 
-  заболевания  от  перенапряжения  (21,5%). Самые распространенные 
нозологии   -   нейросенсорная  тугоухость,  хронические  бронхиты,  
радикулопатии.
    В  79%  случаев  впервые  зарегистрированные  больные  утратили  
профессиональную  трудоспособность.  У 27% больных зарегистрировано 
по   2  заболевания,  у  6%  -  по  3;  88%  пострадавших  являются  
работниками  предприятий  негосударственных  форм  собственности.  
    Помимо увеличения профессиональных рисков, связанных с наличием 
рабочих  мест,  не  отвечающих  требованиям санитарно-гигиенических 
норм  и оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, 
физически   и   морально  устаревшего,  незначительно  снижается  в  
организациях  области уровень нарушений государственных нормативных 
требований охраны труда, которые выявляют в ходе своей деятельности 
органы  надзора  и  контроля.  Так,  в ходе проведенных в 2009 году 
проверок государственными инспекторами было выявлено 15372 (17206 - 
в  2008  году)  нарушения  трудовых  прав работников в сфере охраны 
труда, в целях устранения которых работодателям выдано 1773 (1913 - 
в 2008 году) предписания.
    Анализируя      официальные      статистические     показатели,     
характеризующие   состояние  условий  и  охраны  труда  работающего  
населения  области,  следует принимать во внимание, что официальным 
статистическим  наблюдением  охвачено  лишь около 45% хозяйствующих 
субъектов.  Более  того,  статистика  не  учитывает  растянутые  во  
времени причинно-следственные связи вредных факторов с повреждением 
здоровья  трудоспособного  населения: производственно-обусловленную 
заболеваемость,   снижение   иммунитета,   ускоренное   старение  и  
нарушение  репродуктивных  функций  трудящихся, т.е. так называемые 
"скрытые  профессиональные  риски",  уровень  которых превышает 70% 
всех  рисков  наступления  случаев  утраты  здоровья работников под 
воздействием неблагоприятных производственных факторов.
    Рассмотренные   выше   показатели,   характеризующие  состояние  
условий   и  охраны  труда  работающего  населения  нашей  области,  
отражают  достаточно  противоречивую  картину  и не всегда являются 
объективными.
    Это   следствие  целого  ряда  нерешенных  проблем  обеспечения  
безопасности   труда,  которые,  как  правило,  являются  основными  
причинами   травматизма   и   заболеваемости  на  производстве,  на  
профилактику   которых   направлены  основные  мероприятия  целевых  
программ  по  охране  труда  всех  уровней.      
    Анализ   состояния   условий  и  охраны  труда  в  организациях  
Воронежской  области,  проводимый  по данным органов госстатистики, 
государственной   инспекции   труда   в   Воронежской  области,  ГУ  
"Воронежское  региональное  отделение Фонда социального страхования 
Российской  Федерации"  (далее  -  ГУ  ВРО ФСС РФ), показывает, что 
основными причинами высокого уровня производственного травматизма и 
большого  числа  работников,  занятых  в  условиях,  не  отвечающих  
санитарно-гигиеническим нормам, являются:
    1)   несовершенство  правовых,  организационно-экономических  и  
социальных механизмов регулирования;
    2)  недостаточное  финансирование работодателями мероприятий по 
улучшению  условий  и  охраны  труда;         
    3)  низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям 
труда в организациях области;
    4)   недостатки   в  организации  обучения  и  проверки  знаний  
требований   охраны   труда  работников,  включая  руководителей  и  
специалистов;
    5)    отсутствие    действенного    экономического   механизма,   
побуждающего   работодателей   заниматься   вопросами   обеспечения   
здоровых  и  безопасных  условий  труда;        
    6)  отсутствие  ведомственного  и  ослабление  общественного  и  
государственного контроля за соблюдением законодательства в области 
охраны труда;
    7)  недостаточная  информированность работодателей и работников 
по  вопросам  условий  и  охраны  труда.       
    Вопросы  улучшения  условий  и  охраны труда актуальны для всех 
организаций  независимо  от  их организационно-правовых форм и форм 
собственности муниципальных образований области.
    При  отсутствии  Программы  не  следует  ожидать  положительной  
динамики  основных показателей, характеризующих состояние условий и 
охраны  труда  работающего  населения области. Возможный рост числа 
пострадавших  в  результате  несчастных  случаев  на производстве и 
работников,      занятых      в     условиях,     не     отвечающих     
санитарно-гигиеническим   нормам,   может   привести   к  ухудшению  
социально-экономических   показателей,   росту   непроизводительных   
издержек, связанных с последствиями травматизма и заболеваемости на 
производстве,   дополнительным  моральным  и  материальным  потерям  
работников  и  работодателей.  Деятельность  всех  заинтересованных  
органов,  ведомств  и  организаций  региона в сфере охраны труда не 
будет  в  должной мере эффективной без их комплексного программного 
развития   и   стимулирования,  выполнения  определенной  системной  
совокупности   скоординированных   по   срокам,  целям  и  ресурсам  
мероприятий.
    Осуществление единичных и разрозненных мер по улучшению условий 
и  охраны  труда  работников  организаций,  включая государственную 
поддержку,  может  обеспечить только кратковременный и нестабильный 
положительный  эффект,  который  не  устранит  имеющиеся негативные 
факторы  и  будет  нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом 
произойдет  нецелесообразное и неэффективное расходование бюджетных 
средств.

   4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
   рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

    Решению  поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в 
обществе  под  воздействием  социально-экономических проблем. К ним 
можно   отнести   неустойчивость   темпов   экономического   роста,   
отмеченный   износ   основных  фондов  (48%),  неудовлетворительное  
состояние  и опасные тенденции развития "человеческой составляющей" 
в системе производительных сил.
    Наличие   рисков,   обусловленных   нестабильностью  позитивных  
перемен  в  социально-экономической  сфере,  кризисными явлениями в 
экономике,  не  может  не  учитываться  при  разработке  Программы.  
    Без использования программно-целевого метода высока вероятность 
несоответствия  заявленной  цели  и  задач  по  улучшению условий и 
охраны  труда  работников  результатам,  достигаемым  в процессе их 
реализации.  При  отсутствии  Программы, которая является важнейшим 
инструментом   реализации   основных   направлений  государственной  
политики  в  области  охраны  труда  и  позволяет  координировать и 
планомерно   проводить   работу  в  сфере  обеспечения  здоровых  и  
безопасных  условий  труда  работающих,  достижение запланированных 
показателей,  а  следовательно,  устранение  существующих проблем в 
области охраны труда и решение стоящих задач по улучшению условий и 
охраны  труда работников организаций области в установленные сроки, 
значительно  осложняется. При этом возможны следующие непрограммные 
варианты  решения проблем охраны труда, сопряженные с определенными 
рисками:
    а)  последовательное,  невзаимосвязанное решение проблем охраны 
труда  (возможно  сохранение намеченных позитивных тенденций, но по 
отдельным  позициям не даст положительного эффекта и может привести 
к  ухудшению  положения  в этой сфере вследствие тесной взаимосвязи 
проводимых  мероприятий  по  охране  труда, требующих комплексного, 
полномасштабного решения);
    б)     полное     государственное     бюджетное     обеспечение     
(нецелесообразно    в    силу   значительных   финансовых   затрат,   
ограниченных  возможностей  экономики области и риска неправильного 
определения  потребностей  в  финансовых  средствах).     
    При  использовании  программно-целевого  метода возможны риски, 
связанные:
    а)   с  недостатками  в  управлении  Программой  (недостаточная  
координация  действий  субъектов управления, снижение эффективности 
использования средств);
    б)   с   изменениями   законодательства  Российской  Федерации,  
принципов    регулирования    межбюджетных    отношений   в   части   
финансирования Программы.
    Внедрение  в систему программных действий должных мер контроля, 
анализа  и  оценки  минимизирует  риски неэффективного расходования 
финансовых  ресурсов и недостижения намеченных целевых показателей. 
В  совокупности  это  свидетельствует  об  очевидных  преимуществах  
программно-целевого   метода   по   сравнению   с  остальными,  что  
подтверждается  практикой  реализации  предыдущих областных целевых 
программ  улучшения  условий  и  охраны  труда  и  обобщением опыта 
реализации  аналогичных  программ  субъектов  Российской Федерации. 
    Следует рассмотреть два возможных варианта реализации Программы:
    -  решение  обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых 
органами государственной власти Воронежской области и финансируемых 
за  счет средств бюджета Воронежской области, федерального бюджета, 
бюджета   ВРО   ФСС   РФ  и  средств  организаций  -  участников  и  
исполнителей  программных  мероприятий  (вариант  1);     
    - решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых с 
уменьшенным  объемом  финансирования  (от  40  до  50%  заявленного  
объема) (вариант 2).
    Первый  вариант  предусматривает  выполнение  всех  программных  
мероприятий   и  финансирование  Программы  в  полном  объеме,  что  
позволит  достичь запланированных целевых индикаторов и показателей 
реализации Программы к концу 2015 года. Основные целевые индикаторы 
и    показатели    реализации   Программы   при   первом   варианте   
финансирования  приведены  в  таблице  2.        
    Второй   вариант   предусматривает   реализацию   Программы   с   
уменьшенным  объемом  финансов  (от  40 до 50% заявленного объема). 
Сокращение  финансирования  Программы  приведет  к реализации части 
мероприятий  Программы  не  в  полном  объеме.  В  результате,  при  
сохранении  намеченной  тенденции, в период реализации Программы не 
будет  обеспечено  достижение  целевых индикаторов и показателей по 
планируемому численному значению.
    Анализ  вариантов  решения  проблемы  показывает,  что наиболее 
предпочтительным  по  соотношению затрат и устойчивости к возможным 
рискам   является   вариант   решения  проблемы,  предусматривающий  
финансирование   Программы   в   полном  объеме,  включая  средства  
областного бюджета.

         5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                    программно-целевым методом

    Предлагаемые  сроки  реализации  Программы  -  2011-2015  годы.  
Программа  предусматривает  достижение  поставленных  целей к концу 
2015 года.
    С  учетом  того,  что  в рамках предлагаемой Программы ежегодно 
решаются  аналогичные  задачи,  Программа  реализуется  одноэтапно.  
    По   итогам   года   будет   проводиться  анализ  эффективности  
реализации  отдельных мероприятий и Программы в целом, расходования 
бюджетных  средств  на  основе  оценки  степени  достижения целевых 
индикаторов  и  показателей,  а  также  определяться  промежуточные  
(квартальные) результаты реализации Программы.

 6. Предложения по целям и задачам долгосрочной областной целевой
программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
 ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам

    Цель  Программы  -  на основе согласованных действий социальных 
партнеров   (органов   исполнительной   власти,   органов  местного  
самоуправления,   органов   государственного  надзора  и  контроля,  
объединений  работодателей и профессиональных союзов) по реализации 
государственной  политики  в  сфере  охраны труда обеспечить защиту 
конституционных  прав  работников  на здоровые и безопасные условия 
труда.
    Основными задачами Программы являются:
    1)   правовое   обеспечение   охраны  труда,  совершенствование  
региональной  системы  управления  охраной  труда;      
    2)  улучшение  условий  труда  на  рабочих  местах, активизация 
аттестации  рабочих  мест,  повышение  качества оценки существующих 
профессиональных  рисков,  пропаганда  культуры  безопасного труда; 
    3)   содействие  лечебно-профилактическому  обеспечению  охраны  
труда,  развитию системы реабилитации пострадавших на производстве; 
    4)   совершенствование   системы   обучения,   профессиональной   
подготовки  по  охране  труда, обучение персонала приемам и навыкам 
оказания  первой  помощи  при  травмах  и  неотложных  состояниях.  
    Целевые  индикаторы  и  показатели  эффективности  предложены в 
таблице 2.

                                                             Таблица 2

              Динамика целевых индикаторов и показателей              
                эффективности реализации долгосрочной                 
                     областной целевой программы                      

|——————————————————————————————————|——————————|—————————————————————————————————|
|        Целевой индикатор         |  Един.   |        Значение по годам        |
|                                  | измерен. |————|———————|——————|——————|——————|
|                                  |          |2011| 2012  | 2013 | 2014 | 2015 |
|——————————————————————————————————|——————————|————|———————|——————|——————|——————|
|Численность пострадавших от       |          |    |       |      |      |      |
|несчастных случаев на производстве|   Чел.   |890 |  885  | 885  | 880  | 880  |
|(в т.ч. со смертельным исходом)   |   Чел.   | 44 |  42   |  42  |  40  |  40  |
|——————————————————————————————————|——————————|————|———————|——————|——————|——————|
|Численность пострадавших на       |          |    |       |      |      |      |
|производстве с утратой            |          |    |       |      |      |      |
|трудоспособности на 1 рабочий день|          |    |       |      |      |      |
|и более в расчете на 1000         |          |    |       |      |      |      |
|работающих:                       |          |    |       |      |      |      |
|- всего;                          |   Ед.    |1,79| 1,78  | 1,78 | 1,77 | 1,77 |
|- в том числе со смертельным      |   Ед.    |0,09| 0,085 |0,085 | 0,08 | 0,08 |
|исходом                           |          |    |       |      |      |      |
|——————————————————————————————————|——————————|————|———————|——————|——————|——————|
|Численность работников, занятых в |    %     |    |       |      |      |      |
|условиях, не отвечающих санитарно-|          |    |       |      |      |      |
|гигиеническим нормам (в % от      |          |19,6| 19,6  | 19,6 | 19,6 | 19,6 |
|списочной численности)            |          |    |       |      |      |      |
|——————————————————————————————————|——————————|————|———————|——————|——————|——————|
|Показатель профессиональной       |          |    |       |      |      |      |
|заболеваемости на 10000 работников|   Ед.    |0,9 | 0,91  | 0,92 | 0,93 | 0,94 |
|——————————————————————————————————|——————————|————|———————|——————|——————|——————|


7. Предложения по объемам и источникам финансирования долгосрочной
 областной целевой программы, предполагаемый перечень мероприятий,
  которые необходимо осуществлять в рамках долгосрочной областной
                целевой программы, сроки реализации

    Для  решения  задач,  предусмотренных  Программой,  планируется  
использовать средства:
    1)  бюджета  Воронежской  области  в  размере,  предусмотренном  
законом  об  областном  бюджете  на  очередной  финансовый  год;  
    2)   предусмотренные   проектами   бюджета   Фонда  социального  
страхования  Российской  Федерации  на  2011  и  последующие годы и 
направляемые  на  обеспечение  реализации  системы  мероприятий  по  
снижению  профессионального  риска застрахованного по обязательному 
социальному  страхованию  от  несчастных  случаев на производстве и 
профессиональных заболеваний Воронежской области в размере не менее 
40  млн.  рублей  ежегодно,  в  том  числе:      
    -  финансирование  предупредительных мероприятий в организациях 
области    согласно   перечню   предупредительных   мер,   ежегодно   
утверждаемому  Минздравсоцразвития  России  в  размере  до  20%  от  
средств,  перечисленных  работодателем  по установленным тарифам на 
цели страхования от несчастных случаев на производстве в предыдущем 
финансовом году;
    -   проведение   углубленных  медицинских  осмотров  работников  
организаций,  занятых  во  вредных  условиях  труда  свыше  5  лет;  
    -    проведение    реабилитационных   мероприятий   с   лицами,   
пострадавшими  на  производстве в результате несчастных случаев или 
профессиональных заболеваний;
    -   обучение   специалистов   организаций  из  числа  отдельных  
категорий застрахованных;
    3) внебюджетные источники - средства организаций - участников и 
исполнителей  программных  мероприятий  -  не  менее 10 млн. рублей 
ежегодно.
    Система    программных   мероприятий   является   совокупностью   
нормативно-правовых,    организационных,   санитарно-гигиенических,   
лечебно-профилактических  и  других мероприятий, выполнение которых 
обеспечивает реализацию Программы.
    7.1.  Для  решения  первой  задачи "Правовое обеспечение охраны 
труда,  совершенствование  региональной  системы управления охраной 
труда"  предусмотрено  выполнение  ряда  программных  мероприятий:  
    7.1.1.   Развитие   социального  партнерства  между  субъектами  
социально-трудовых  отношений, проведение на территории Воронежской 
области  согласованной  политики  в  сфере  охраны и условий труда. 
    Развитие     социального     партнерства    между    субъектами    
социально-трудовых отношений в Воронежской области осуществляется в 
рамках    полномочий   участников   социально-трудовых   отношений,   
определенных  действующим законодательством, на основе деятельности 
областного   координационного  совета  по  охране  труда  в  рамках  
трехстороннего  соглашения,  совместных  решений и постановлений по 
вопросам позитивного воздействия на состояние дел в сфере условий и 
охраны труда.
    В проводимых совместных мероприятиях ежегодно принимают участие 
более  2000  руководителей  исполнительных  органов государственной 
власти    Воронежской   области   (далее   -   ИОГВ)   и   местного   
самоуправления,   государственных   органов   надзора  и  контроля,  
областного  совета  профсоюзов  и  обкома  профессиональных союзов, 
объединений  работодателей, служб охраны труда предприятий и других 
специалистов.
    Источник  финансирования мероприятия - ассигнования на основную 
деятельность исполнителей программного мероприятия.
    7.1.2.  Подготовка,  согласование  и  актуализация  нормативных  
правовых  актов  области,  методических документов по охране труда. 
    В  период реализации Программы потребуется внесение изменений и 
дополнений  в  отдельные  нормативные правовые акты по охране труда 
области   и  постоянная  их  актуализация.  Ежеквартальное  издание  
информационного бюллетеня департамента труда и социального развития 
Воронежской  области  с  анализом ситуации в сфере охраны и условий 
труда,  итогами  реализации государственной политики в сфере охраны 
труда,  обзором  новых  нормативных правовых актов по охране труда. 
    Мероприятием  предусматривается  разработка  и  оплата  за счет 
средств  областного бюджета типографских услуг на сумму не менее 90 
тыс.   рублей  ежегодно  за  публикацию  раздаточного  материала  к  
проводимым  совещаниям  и  издание  ежеквартального информационного 
бюллетеня  департамента  труда  и  социального развития Воронежской 
области.
    7.1.3. Подготовка и включение предложений по обеспечению охраны 
труда    в    проекты    областного    трехстороннего   соглашения,   
территориальных   и   отраслевых   соглашений   в   рамках  системы  
социального партнерства.
    В  целях  повышения  уровня  защиты трудовых прав работников на 
здоровые   и   безопасные   условия   труда  в  проекты  областного  
трехстороннего  соглашения  включаются  вопросы улучшения условий и 
охраны   труда   работников,   а  в  территориальные  и  отраслевые  
соглашения   предложения   по   этим   вопросам   даются   при   их   
уведомительной регистрации.
    7.1.4.  Обеспечение  финансирования  предупредительных  мер  по  
сокращению   производственного   травматизма   и   профессиональных   
заболеваний  работников  организаций  области, занятых на работах с 
вредными  и (или) опасными производственными факторами, совместно с 
ГУ    "Воронежское   региональное   отделение   Фонда   социального   
страхования Российской Федерации".
    Содействие  организациям  в осуществлении предупредительных мер 
по    улучшению   условий   труда,   сокращению   производственного   
травматизма  и профзаболеваний, финансируемых за счет средств Фонда 
социального  страхования  Российской  Федерации,  осуществляется  в  
соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти средства 
направляются на:
    - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
    -   проведение   мероприятий,   рекомендованных  аттестационной  
комиссией  по  приведению  отдельных  показателей  производственной  
среды  в  соответствие  государственным  нормативным  требованиям;  
    - приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты;
    -   санаторно-курортное  оздоровление  работников,  занятых  на  
работах  с  вредными  и (или) опасными производственными факторами. 
    Ежегодно  ГУ ВРО ФСС РФ на указанные цели направляет порядка 40 
млн. рублей.
    7.1.5.  Установление ГУ ВРО ФСС РФ страхователям области скидок 
и   надбавок   к   страховым  тарифам  на  обязательное  социальное  
страхование    от    несчастных    случаев    на   производстве   и   
профессиональных заболеваний.
    В  зависимости от состояния условий и охраны труда организациям 
области Воронежское региональное отделение устанавливает скидки или 
надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование 
от   несчастных   случаев   на   производстве   и  профессиональных  
заболеваний   в   размере   до  40%,  что  способствует  вовлечению  
работодателей   в  систему  управления  профессиональными  рисками,  
стимулирует  деятельность  работодателей  по обеспечению здоровых и 
безопасных условий труда работников.
    7.1.6.  Обеспечение  добровольной аккредитации физических лиц и 
обязательной  аккредитации  юридических  лиц,  оказывающих услуги в 
области  охраны  труда  в  Воронежской  области.     
    Данное  мероприятие  будет осуществляться после установления на 
федеральном  уровне  перечня услуг, для оказания которых необходима 
аккредитация,  и  правил аккредитации в соответствии с требованиями 
статьи  217  Трудового  кодекса  Российской  Федерации.  Проведение  
уведомительной    регистрации   позволит   повысить   эффективность   
оказываемых  услуг  в  области  охраны  труда.      
    7.1.7.    Реализация   проекта   "Декларирование   деятельности   
работодателя  по  соблюдению  трудовых  прав  работников".   
    Данный    проект   реализуется   с   целью   заинтересованности   
работодателя   и   повышении  его  ответственности  за  обеспечение  
государственных  нормативных требований охраны труда в организации, 
достижения   качественно   нового   уровня   защиты  трудовых  прав  
работников на территории области.
    7.2.  Для  решения  второй  задачи  "Улучшение условий труда на 
рабочих  местах,  активизация  аттестации  рабочих  мест, повышение 
качества  оценки  существующих  профессиональных рисков, пропаганда 
культуры  безопасного  труда"  предусмотрены следующие мероприятия. 
    7.2.1.   Мониторинг   состояния   условий   и  охраны  труда  в  
организациях.
    В  целях реализации мероприятий Программы, принятия эффективных 
управленческих   решений  в  сфере  охраны  и  безопасности  труда,  
проведения  анализа состояния условий и охраны труда в организациях 
и  муниципальных  образованиях  области,  разработки  и  выполнения  
эффективных  мер  по  созданию здоровых и безопасных условий труда, 
требуется  регулярное осуществление процедур сбора и систематизации 
информации органов госстатистики, государственной инспекции труда в 
Воронежской  области  и  других  органов государственного надзора и 
контроля,  ГУ ВРО ФСС РФ и других ведомств и организаций. ГУ "Центр 
охраны  и  медицины труда" готовит информацию о состоянии условий и 
охраны  труда  на  территориях  муниципальных образований области и 
ежеквартально  направляет  ее  в  департамент  труда  и социального 
развития Воронежской области.
    Источник    финансирования    -    ассигнования   на   основную   
деятельность.
    7.2.2.  Организация аттестации рабочих мест по условиям труда и 
сертификации  организации  работ  по  охране  труда.     
    Для   реализации  данного  мероприятия  департаментом  труда  и  
социального  развития  Воронежской  области  планируется:    
    1) координация деятельности испытательных лабораторий и органов 
сертификации, имеющих право соответственно на проведение аттестации 
рабочих  мест по условиям труда и сертификации организации работ по 
охране труда;
    2) участие в лицензировании испытательных лабораторий и органов 
сертификации;
    3)  оценка  качества  материалов  аттестации  рабочих  мест  по  
условиям труда при осуществлении государственной экспертизы условий 
труда.
    Источник    финансирования    -    ассигнования   на   основную   
деятельность.
    7.2.3.  Совершенствование проведения государственной экспертизы 
условий труда.
    Проведение    государственной    экспертизы    условий    труда    
регламентируется  федеральным законодательством и законодательством 
области  и  осуществляется  в  соответствии с приказом департамента 
труда и социального развития Воронежской области от 26 августа 2008 
года   N   416-ОД   "Об  утверждении  Административного  регламента  
департамента  труда  и  социального развития Воронежской области по 
предоставлению      государственной      услуги      "Осуществление      
государственной  экспертизы  условий труда в порядке, установленном 
Правительством Российской Федерации".
    Повышение   качества   проведения   государственной  экспертизы  
условий  труда позволит обеспечить соответствие объектов экспертизы 
государственным требованиям охраны труда.
    Источник    финансирования    -    ассигнования   на   основную   
деятельность.
    7.2.4.   Участие  в  рассмотрении  правильности  предоставления  
работникам     организаций     предусмотренных    законодательством    
компенсаций  за  вредные  и  опасные  условия  труда.    
    Данное  мероприятие  позволит обеспечить защиту прав работников 
на  здоровые и безопасные условия труда, предоставление компенсаций 
за  неблагоприятные  условия  труда  в  соответствии  с действующим 
законодательством.
    Источник    финансирования    -    ассигнования   на   основную   
деятельность.
    7.2.5.  Физиолого-гигиеническая оценка условий труда работников 
организаций  отдельных  видов  деятельности  ФГУЗ  "Центр гигиены и 
эпидемиологии в Воронежской области".
    Цель мероприятия - выявление особенностей региональной ситуации 
по  условиям труда и заболеваемости работающих, занятых в отдельных 
отраслях  и  организациях  с  риском возникновения профессиональных 
заболеваний,  на  основе современных методов лабораторного контроля 
приоритетных промышленных загрязнителей, инструментального контроля 
факторов  физической  природы,  а  также  своевременной диагностики 
состояния  здоровья  работающих.  Выработка  системы мероприятий по 
снижению   заболеваемости   работающего   населения  и  обеспечению  
гигиенической   безопасности   условий   труда  и  среды  обитания,  
базирующаяся  на  вероятностной  оценке  риска для здоровья, раннем 
своевременном   выявлении   и   коррекции   критериально   значимых   
отклонений  в  состоянии  организма.  Мероприятие осуществляется за 
счет  средств  областного бюджета и собственных средств ФГУЗ "Центр 
гигиены и эпидемиологии в Воронежской области". Средства областного 
бюджета  до  40 тыс. рублей ежегодно будут направлены на проведение 
замеров параметров производственной среды.
    7.2.6. Улучшение оснащения лабораторных баз ФГУЗ "Центр гигиены 
и  эпидемиологии  в  Воронежской  области".        
    Цель     мероприятия    -    снижение    риска    возникновения    
профессиональных  и  производственно  обусловленных  заболеваний на 
основе  повышения  качества  контроля  и  достоверности определения 
уровней   неблагоприятных,  а  также  вредных  и  опасных  факторов  
производственной       среды      в      организациях      области,      
санитарно-гигиеническая  оценка  влияния условий труда на состояние 
здоровья  работающего  населения.  На  выполнение мероприятия будет 
затрачено   до   3  млн.  рублей  средств  ФГУЗ  "Центр  гигиены  и  
эпидемиологии  в  Воронежской  области"  ежегодно.      
    7.2.7.  Проведение  ежегодных  областных  смотров-конкурсов  на  
лучшую  организацию  работы  по  охране  труда.      
    Организуется  в  соответствии  с  постановлением  администрации  
Воронежской  области  от  28.08.2008 N 756 "О проведении ежегодного 
областного  смотра-конкурса  на лучшую организацию работы в области 
охраны  труда"  (в редакции постановления правительства Воронежской 
области  от  02.10.2009  N  839)  с  целью активизации деятельности 
работодателей,     трудовых     коллективов,    органов    местного    
самоуправления  по  созданию здоровых и безопасных условий труда на 
каждом рабочем месте.
    Мероприятием  предусматривается  награждение  за  счет  средств  
областного   бюджета   (238   тыс.   рублей)   почетными  грамотами  
правительства Воронежской области и ценными подарками 21 коллектива 
-  организаций-победителей  областного  смотра-конкурса.   
    Участниками  областного смотра-конкурса ежегодно станут порядка 
500  организаций  различных сфер экономической деятельности с общей 
численностью  работающих  более 100 тыс. человек. Улучшатся условия 
более чем на 15000 рабочих местах за счет проведения мероприятий по 
техническому      перевооружению      производства,      устранению      
неблагоприятных  факторов  производственной  среды  и  доведения их 
значений  до  предельно  допустимых  уровней.       
    7.2.8.  Проведение  ежегодных  конкурсов  среди  уполномоченных  
(доверенных)   лиц   по  охране  труда  профессиональных  союзов  в  
отраслевых организациях профессиональных союзов.
    Мероприятие   организуется  и  финансируется  за  счет  средств  
областных  отраслевых  советов  профессиональных союзов Воронежской 
области  в  целях  активизации в организациях области общественного 
контроля  за  состоянием  условий  и  охраны  труда.    
    7.2.9.   Организация   экспонирования   достижений  Воронежской  
области   в   сфере   условий   и  охраны  труда  на  международных  
специализированных выставках.
    С  целью  демонстрации  достижений  Воронежской области в сфере 
условий  и  охраны  труда,  изучения  передового  отечественного  и  
зарубежного  опыта в этой сфере на международных специализированных 
выставках,   проводимых   ежегодно   в   г.   Москве   под  девизом  
"Безопасность  и  охрана  труда",  департамент  труда и социального 
развития    Воронежской   области   организует   участие   ИОГВ   и   
заинтересованных  организаций  области  в  ежегодно проводимых в г. 
Москве    на   ВВЦ   международных   специализированных   выставках   
"Безопасность  и  охрана  труда",  а  также  в  научно-практической  
конференции,  проводимой  в  рамках  выставки.       
    Средства  областного  бюджета в размере 80 тыс. рублей ежегодно 
направляются   на   оплату   экспоместа   (не  менее  4  кв.  м)  и  
регистрационного  сбора  за  участие  в  конференции представителей 
Воронежской  области.  Организации-участники  за  счет  собственных  
средств  оплачивают  проезд,  проживание,  командировочные расходы. 
    7.3.     По     выполнению     третьей    задачи    "Содействие    
лечебно-профилактическому   обеспечению   охраны   труда,  развитию  
системы  реабилитации  пострадавших  на производстве" предусмотрена 
реализация следующих мероприятий.
    7.3.1. Обеспечение лечения застрахованных непосредственно после 
тяжелого  несчастного  случая  на  производстве  до  восстановления  
трудоспособности  или  установления стойкой утраты профессиональной 
трудоспособности.
    Мероприятием предусматривается организация лечения пострадавших 
непосредственно  после  тяжелого несчастного случая на производстве 
до  восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты 
профессиональной  трудоспособности.  За  счет средств ГУ ВРО ФСС РФ 
будет  проводиться  оказание стационарной медицинской помощи (в том 
числе  высокотехнологичной,  специализированной медицинской помощи) 
при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве, 
оказание амбулаторно-поликлинической помощи и др. до восстановления 
трудоспособности  или установления стойкой утраты трудоспособности. 
    Оплата расходов на лечение пострадавшего лица осуществляется на 
основании  заключаемого  ГУ  ВРО  ФСС РФ с медицинской организацией 
договора  об  оплате  лечения  застрахованного  лица.    
    Объем финансирования составит ежегодно порядка 1 млн. рублей.
    7.3.2.  Проведение углубленных медицинских осмотров работников, 
занятых  на  работах  с вредными и (или) опасными производственными 
факторами.
    Мероприятие  предусматривает проведение углубленных медицинских 
осмотров  ежегодно в среднем 15000 работников, занятых на работах с 
вредными и (или) опасными производственными факторами, работающих в 
организациях,  расположенных в Воронежской области, за счет средств 
ГУ ВРО ФСС РФ.
    Проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых 
на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, 
в  настоящее время является основным мероприятием по предупреждению 
развития  профессиональных  заболеваний  у  работников.     
    Объем  финансирования  данного  мероприятия  составит  не менее 
6000,0 тыс. рублей ежегодно.
    7.3.3.  Развитие  системы оказания учреждениями здравоохранения 
области профпатологической помощи, системы медицинской реабилитации 
пострадавших  на  производстве  от  профессиональных  заболеваний.  
    Цель  мероприятия  - совершенствование системы профилактических 
мероприятий   по   повышению   качества  периодических  медицинских  
осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными 
производственными   факторами,   экспертизы   связи  заболевания  с  
профессией  и  экспертизы профессиональной пригодности, медицинской 
реабилитации  лиц с профессиональными заболеваниями, предупреждение 
и   снижение   профессиональной   обусловленной   заболеваемости  и  
инвалидности     по    причине    профессионального    заболевания;    
восстановление   трудоспособности   и   снижение   степени   утраты   
профессиональной трудоспособности пострадавших.
    На   реализацию  мероприятия  ежегодно  планируется  направить:  
средства  областного  бюджета  -  не менее 300 тыс. рублей, местных 
бюджетов  - до 100 тыс. рублей, ГУ ВРО ФСС РФ - до 100 тыс. рублей. 
    Средства    областного   бюджета   планируется   направить   на   
приобретение  медицинского и компьютерного оборудования; обучение и 
повышение   квалификации  по  вопросам  профессиональной  патологии  
врачей  -  членов  комиссий по проведению профилактических осмотров 
работников,    занятых    во   вредных   условиях   труда;   оплату   
регистрационного  сбора за участие одного представителя Воронежской 
области  в  ежегодном  конгрессе  "Здоровье  работающего  населения  
России".  За  счет  местных  бюджетов  проводится  оплата  проезда,  
проживания,   командировочных   расходов  врачей,  направляемых  на  
обучение.
    7.3.4.  Развитие  системы  профессиональной  реабилитации  лиц,  
пострадавших  на  производстве,  на базе ОГУ "Воронежский областной 
реабилитационный  центр  инвалидов  молодого  возраста".    
    Цель  мероприятия  -  интеграция в общество лиц, пострадавших в 
результате  несчастного  случая на производстве и профессионального 
заболевания,    путем    создания    условий   для   реализации   и   
непосредственного     осуществления    программ    профессиональной    
реабилитации   через   социальную   реабилитацию,  профессиональную  
ориентацию  и  трудовую  реабилитацию,  психологическую поддержку и 
профессиональное обучение.
    Средства  областного  бюджета  в  размере  до  280  тыс. рублей 
ежегодно  планируется  направить  на  приобретение оборудования для 
монтажа  учебно-производственной базы в реабилитационном центре для 
обучения  пострадавших  граждан  пользованию  и ремонту специальных 
технических  средств;  создание учебной аудитории с аудиовизуальным 
комплексом;   приобретение   профессионального   инструментария   и   
методик,  повышение  квалификации  специалистов-психологов. За счет 
средств  ГУ  ВРО  ФСС  (до  100 тыс. рублей ежегодно) будут оказаны 
услуги   по  проведению  предусмотренных  видов  психологической  и  
профессиональной  реабилитации  пострадавших  на  производстве.   
    7.4.  Для решения четвертой задачи Программы "Совершенствование 
системы  обучения,  профессиональной  подготовки  по  охране труда, 
обучение  персонала  приемам  и  навыкам оказания первой помощи при 
травмах и неотложных состояниях" предусмотрено выполнение следующих 
программных мероприятий.
    7.4.1.   Повышение   качества   обучения   по  охране  труда  и  
эффективности  работы  учебно-методических  центров  по  обучению и 
проверке  знаний  требований  охраны  труда.       
    В   целях   повышения   качества  обучения  и  проверки  знаний  
требований охраны труда в учебно-методических центрах департаментом 
труда  и  социального  развития  области  планируется:    
    1)  координация  деятельности  учебно-методических  центров  по  
обучению  и проверке знаний требований охраны труда, действующих на 
территории области;
    2) участие в лицензировании учебно-методических центров;
    3)  согласование  учебных  планов и программ обучения по охране 
труда;
    4) оценка качества обучения и проверка знаний требований охраны 
труда.
    Источник    финансирования    -    ассигнования   на   основную   
деятельность.
    7.4.2.  Организация  и  проведение  обучения  по  охране  труда  
отдельных  категорий  застрахованных  в  организациях  области.  
    Данное  мероприятие  будет осуществляться за счет средств Фонда 
социального  страхования  Российской  Федерации  в  соответствии  с  
квотой,  определяемой  Министерством  здравоохранения и социального 
развития Российской Федерации для Воронежской области (в размере не 
менее  5  млн.  рублей  в  год).         
    7.4.3.     Повышение     квалификации    специалистов    отдела    
государственной   политики  в  сфере  охраны  и  условий  труда  во  
всероссийских профильных учебных центрах.
    Мероприятием     предусматривается    повышение    квалификации    
специалистов  отдела  государственной  политики  в  сфере  охраны и 
условий   труда   во   всероссийских   профильных  учебных  центрах  
(г.Москва,  г. Иваново,  г. Санкт-Петербург).       
    Мероприятие  реализуется  за  счет средств областного бюджета в 
сумме  128  тыс.  рублей  с учетом обучения не менее 5 специалистов 
ежегодно,  проезда,  проживания  и  командировочных  расходов.   
    7.4.4. Организация обучения и проверки знаний требований охраны 
труда  руководителей  и  специалистов  организаций  области.   
    Мероприятие будет осуществляться в целях повышения квалификации 
руководителей  и  специалистов организаций области в соответствии с 
Трудовым кодексом Российской Федерации, Постановлением Министерства 
труда  и  социального  развития Российской Федерации и Министерства 
образования  Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29 "Об 
утверждении  Порядка  обучения  по  охране  труда и проверки знаний 
требований  охраны  труда работников организаций", ГОСТ 12.0.004-90 
ССБТ,  "Организация  обучения безопасности труда. Общие положения". 
Исполнители  мероприятия  -  действующие  в области учебные центры. 
    Мероприятия  выполняются за счет средств работодателей на сумму 
не  менее 6 млн. рублей ежегодно, что позволит обучить охране труда 
не  менее  6 тыс. руководителей и специалистов организаций области. 
    7.4.5.   Организация   обучения  персонала  приемам  и  навыкам  
оказания  пострадавшим  первой  помощи  при  травмах  и  неотложных  
состояниях.
    Данное    мероприятие    планируется   осуществлять   на   базе   
организаций,  имеющих соответствующую лицензию на проведение данной 
работы,   что  позволит  обеспечить  качественное  оказание  первой  
медицинской   помощи   пострадавшим   при   несчастных  случаях  на  
производстве,   снизит   процент   летальности  и  степень  тяжести  
повреждения  здоровья при травмах и неотложных состояниях. Ежегодно 
на базе специализированных центров планируется обучить не менее 500 
инструкторов-реаниматоров   из   числа   работников   травмоопасных   
профессий.
    На  эти цели работодателями области будет направлено не менее 1 
млн. рублей ежегодно.
    7.4.6.  Обеспечение  профессиональной  гигиенической подготовки 
работников,  занятых  во  вредных  условиях  труда.     
    С   целью   снижения  риска  возникновения  профессиональных  и  
производственно   обусловленных  заболеваний  на  основе  повышения  
уровня  знаний  вопросов промышленной гигиены, мер профилактики как 
общей,  так  и  профессиональной  заболеваемости  лиц,  занятых  во  
вредных условиях труда и тяжелым физическим трудом на производстве, 
специалистами  ФГУЗ  "Центр  гигиены  и эпидемиологии в Воронежской 
области"    будет    проводиться   профессиональная   гигиеническая   
подготовка   на  предприятиях  отдельных  отраслей  промышленности.  
Мероприятие  осуществляется  за счет средств работодателей в объеме 
не  менее  300  тыс.  рублей  ежегодно.       
    Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с задачами 
программы  в  4 раздела с планируемым финансированием из областного 
бюджета  в  объеме  1156,0  тыс.  рублей  в 2011 году с последующей 
индексацией  по  годам.  Средства  областного  бюджета  в 2011 году 
планируется  распределить  по  следующим  разделам.      
    1.   "Правовое   обеспечение  охраны  труда,  совершенствование  
региональной  системы управления охраной труда" - 90,0 тыс. рублей. 
    2.  "Улучшение  условий  труда  на  рабочих местах, активизация 
аттестации  рабочих  мест,  повышение  качества оценки существующих 
профессиональных  рисков,  пропаганда культуры безопасного труда" - 
358,0 тыс. рублей.
    3.  "Содействие  лечебно-профилактическому  обеспечению  охраны  
труда,  развитию системы реабилитации пострадавших на производстве" 
- 580,0 тыс. рублей.
    4.   "Совершенствование   системы   обучения,  профессиональной  
подготовки  по  охране  труда, обучение персонала приемам и навыкам 
оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях" - 128,0 
тыс. рублей.

        8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
     результативности предлагаемого варианта решения проблемы

    Предварительно  ожидаемая эффективность применения программного 
подхода  к  улучшению  охраны и условий труда работающего населения 
выразится  в  том,  что  показатели  не  превысят целевых значений, 
указанных в таблице 2.
    К  концу  реализации  Программы  планируется снизить смертность 
трудоспособного    населения,    обусловленную    производственными    
факторами,  уровень  общего  производственного  травматизма,  в том 
числе со смертельным исходом.
    Планируется  снизить темпы роста и стабилизировать удельный вес 
численности   работников,   занятых   в   условиях,  не  отвечающих  
санитарно-гигиеническим нормам.
    Эффективность  реализации  программных  мероприятий выразится в 
сохранении  жизни  и  здоровья  работников  в  процессе  труда, что 
позитивно   влияет   на   рынок   труда   и  сохранение  социальной  
стабильности.  Повысится  уровень социальной защиты прав работников 
на  здоровые  и безопасные условия труда, снизится производственный 
травматизм,   улучшится   ситуация  с  выявлением  профессиональной  
заболеваемости на ранних стадиях.
    Несмотря  на то, что в настоящее время в стране и за рубежом не 
существует   апробированных   методик,   позволяющих  количественно  
оценить  экономическую эффективность мероприятий по охране труда на 
уровне   региона,  косвенный  экономический  эффект  предприятий  и  
организаций,  обеспечивающих  безопасные  и здоровые условия труда, 
очевиден.  Эффект  достигается  за счет сокращения административных 
штрафов  за  нарушения  законодательства  о  труде  и охране труда, 
получения  скидок  к  страховым  тарифам на обязательное социальное 
страхование    от    несчастных    случаев    на   производстве   и   
профессиональных заболеваний.
    Отсутствие несчастных случаев на производстве позволяет снизить 
себестоимость  продукции за счет снижения уровня прямых и косвенных 
потерь,   расходов   на   ремонт   и   замену  вышедшего  из  строя  
оборудования,   машин,   механизмов   и   приспособлений,   ремонта   
помещений,  цехов  и  участков, покупку нового инструмента, сырья и 
материалов.  Остановка  производства, вынужденная замена работников 
напрямую  связаны  со  снижением  качества  продукции и объемами ее 
производства.
    Общеэкономический  эффект  от  улучшения условий и охраны труда 
проявится  в  увеличении  доходов  предприятий,  а  также налоговых 
поступлений  в  бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат 
пособий   по  временной  нетрудоспособности  вследствие  несчастных  
случаев    на    производстве   и   профессиональных   заболеваний,   
единовременных  и  ежемесячных  выплат пострадавшим на производстве 
или  их  родственникам  в  связи  с  потерей  кормильца  (страховых  
выплат),  уменьшения  расходов  на  медицинскую, профессиональную и 
социальную реабилитацию.

 9. Предложения по участию исполнительных органов государственной
    власти области, ответственных за формирование и реализацию
             долгосрочной областной целевой программы

    В   формировании  мероприятий  Программы  предлагается  участие  
следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской 
области:  департамент  труда  и  социального  развития  Воронежской  
области,  департамент  экономического развития Воронежской области, 
департамент   финансово-бюджетной   политики  Воронежской  области,  
департамент здравоохранения Воронежской области.
    Предлагается ответственным за разработку и реализацию Программы 
определить  департамент  труда  и  социального развития Воронежской 
области.

   10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
             долгосрочной областной целевой программы

    Государственным  заказчиком  Программы  предлагается определить 
департамент  труда  и  социального  развития  Воронежской  области.  
    Основной   разработчик   Программы   -   департамент   труда  и  
социального развития Воронежской области.

 11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и
    этапам реализации долгосрочной областной целевой программы

    В   ходе   реализации   мероприятий  Программы  не  планируется  
направление  финансирования  на объекты капитального строительства. 
    Реализация  предложенных  примерных  программных  мероприятий в 
2011 году планируется (по КЭСР - 226) за счет следующих источников: 
    1) областной бюджет - 1156,0 тыс. рублей;
    2) средства ВРО ФСС - не менее 53200,0 тыс. рублей ежегодно;
    3) средства организаций области - не менее 10300,0 ежегодно;
    4) средства местных бюджетов - до 100,0 тыс. рублей ежегодно.
    Программа  реализуется  одноэтапно  на период с 2011-го по 2015 
год.  В  рамках планируемой Программы ежегодно решаются аналогичные 
задачи  и  реализуются  все  вышеуказанные  примерные  мероприятия.  
    С  учетом индексирования планируемые расходы областного бюджета 
на  вышеуказанные  мероприятия  составляют: 2011 год - 1156,0 тысяч 
рублей;  2012  год  -  1271,6 тысяч рублей, 2013 год - 1400,0 тысяч 
рублей,  2014  год  -  1540,0 тысяч рублей, 2015 год - 1695,0 тысяч 
рублей.

12. Предложения по механизмам формирования мероприятий долгосрочной
                    областной целевой программы

    Мероприятия  Программы определяются на основе анализа состояния 
условий   и   охраны  труда  в  организациях  Воронежской  области,  
предложений  исполнительных органов государственной власти области, 
органов   государственного   надзора   и  контроля  за  соблюдением  
требований   охраны   труда,   органов   местного   самоуправления,   
работодателей,  объединений работодателей, а также профессиональных 
союзов  и их объединений и с учетом задач, определенных стратегиями 
социально-экономического    развития    Российской    Федерации   и   
Воронежской области.
    Отбор    мероприятий   Программы   осуществляется   исходя   из   
приоритетности достижения конечной цели.

 13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
       реализацией долгосрочной областной целевой программы

    Управление   реализацией   Программы   будет  осуществляться  в  
соответствии  с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных 
областных   целевых   программ,   их   формировании  и  реализации,  
утвержденным  постановлением  правительства  Воронежской области от 
19.11.2009 N 993.
    Департамент  труда и социального развития Воронежской области - 
государственный заказчик Программы осуществляет:
    - текущее управление реализацией долгосрочной областной целевой 
программы;
    -   сбор   и   систематизацию  статистической  и  аналитической  
информации  о  реализации  программных  мероприятий;     
    - мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
    -  подготовку  и направление всех видов отчетности в надлежащей 
форме  и  в  установленные  сроки.          
    Департамент  труда и социального развития Воронежской области с 
учетом  выделяемых  на  реализацию  долгосрочной  областной целевой 
программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и 
затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы. 
    Осуществление  контроля за эффективным и целевым использованием 
средств, выделяемых на реализацию Программы, будет осуществляться в 
соответствии   с  нормами  бюджетного  законодательства  Российской  
Федерации.
    В  соответствии  с  положениями  Федерального закона от 24 июля 
1998  года  N  125-ФЗ  "Об  обязательном  социальном страховании от 
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", 
соответствующими  федеральными законами о бюджете Фонда социального 
страхования  Российской  Федерации,  постановлениями  Правительства  
Российской  Федерации  и  приказами  Министерства здравоохранения и 
социального     развития    Российской    Федерации    регулируется    
финансирование  Программы  из средств Фонда социального страхования 
Российской Федерации.
    Отбор   предложений   по   реализации   мероприятий  Программы,  
финансируемых  за  счет  областного  бюджета,  будет осуществляться 
посредством  заключения  договоров и размещения запроса котировок в 
соответствии  с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О 
размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание 
услуг  для  государственных  и  муниципальных  нужд".    




Информация по документу
Читайте также