Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.06.2017 № 386
Постановление Кабинета
Министров Республики Татарстан
|
Премьер-министр |
А.В. Песошин |
Концепция развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017-2020 годы (далее - Концепция) - стратегический документ в области региональной государственной образовательной политики. Он определяет общий вектор и приоритетные направления развития кадетского образования в республике как значимого социально-педагогического, социокультурного явления, обладающего большим обучающим, воспитательным, развивающим потенциалом на 2017-2020 годы.
Концепция ориентирована на совершенствование и повышение эффективности кадетского образования, которое в современных условиях может и должно стать одним из приоритетных направлений в системе отечественного общего образования. Она разработана на основе анализа состояния и тенденций кадетского образования в Российской Федерации и Республике Татарстан.
Концепция раскрывает:
современное состояние кадетского образования в Республике Татарстан;
основные задачи и направления развития кадетского образования в Республике Татарстан;
ожидаемый результат от реализации Концепции.
Концепция служит основанием разработки программы развития кадетского образования в Республике Татарстан.
Основные понятия, используемые в Концепции:
кадетский корпус - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в целях военно-патриотического воспитания, подготовки детей и молодежи к военной и гражданской службе;
кадетская школа-интернат - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, где созданы условия для проживания обучающихся;
кадетская школа - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами;
кадетские классы - классы кадетского образования, созданные в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами;
кадет - участник образовательного процесса в кадетском классе, кадетской школе и кадетской школе-интернате, кадет готовится на основе интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
В регионе сформирована сеть кадетских образовательных организаций различного типа и направленности на базе общеобразовательных организаций, в том числе государственных:
11 кадетских школ-интернатов,
3 кадетские школы,
1 кадетский корпус.
Общая численность кадетов в республике составляет более 4 тыс. человек. По социальному составу: 36,6 процента - дети из неполных семей, 3,2 процента - дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, 17,8 процента - дети из многодетных семей, 1,9 процента - дети из неблагополучных семей, 1,7 процента - дети военнослужащих.
В 12 муниципальных общеобразовательных организациях Республики Татарстан функционируют кадетские классы с общим охватом более 2000 обучающихся, в т.ч. в гг. Казани (4), Буинске (1), Набережные Челны (1), Альметьевске (2), Елабуге (1), Алексеевском (1), Лаишевском (2) муниципальных районах.
Таким образом, в Республике Татарстан сформирована модель кадетского образования, где основными учредителями образовательных организаций являются Министерство образования и науки Республики Татарстан или исполнительные комитеты Республики Татарстан. Модель кадетского образования включает в себя:
кадетский корпус;
кадетские школы-интернаты (кадетские школы) с возможностью интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пищи) - с 1 (5) по 11 классы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и профильного предпрофессионального образования, в соответствии с решением учредителя;
общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы муниципального уровня - с 5 по 11 классы, реализующие образовательные программы основного общего, среднего общего образования с углубленной спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ, являющиеся организациями кадетского воспитания, но не кадетского образования.
В целом ежегодно около 25 процентов выпускников кадетских образовательных организаций продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Важным импульсом развития кадетского образования в республике стал проект "КаДетство", реализуемый аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, в рамках которого в 2014 году в г. Нижнекамске открыт "Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина". В нем обучаются 250 человек, из них 72 процента - дети из муниципальных районов Республики Татарстан. Программы дополнительного образования реализуются по следующим направлениям: военно-патриотическое, техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, лингвистическое и культурологическое, естественно-научное.
Разработка Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан представляется стратегическим образовательным проектом. Эта актуальность обусловлена действием комплекса следующих социальных, мотивационно-ценностных факторов, определяющих востребованность, результативность функционирования кадетского образования и тем самым необходимость его развития в республике:
возрастающими требованиями к кадетскому образованию как к важному социально-педагогическому институту, который может и должен становиться более эффективным;
объективной потребностью в формировании целостной системы кадетского образования, адекватно отражающей новые вызовы времени, условия, тенденции и особенности современного социокультурного развития;
новыми возможностями развития системы кадетского образования, открывающимися в результате оптимального использования накопленного опыта педагогических и управленческих кадров республики, уровня их компетенций, а также реальными возможностями усиления ресурсного, информационного, учебно-методического, воспитательного, развивающего потенциала кадетских образовательных организаций;
необходимостью активизации участия общественных институтов, ведомств и организаций в решении задач кадетского образования, развития личности обучающегося, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта.
Проведенный SWOT-анализ выявил сильные и слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан.
S |
W |
Сильные стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан Значительный опыт инновационной деятельности кадетских образовательных организаций различных видов и направленности; высокий уровень интереса общественности, субъектов образовательных отношений к кадетским образовательным организациям (данные социологических исследований); объединение усилий государства, бизнес-сообществ, общественности вокруг вопросов, связанных с кадетским образованием и его развитием; значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему воспитания и социализации обучающихся в кадетских образовательных организациях; наличие крупных образовательных и исследовательских центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере развития кадетского образования; опыт разработки федеральных и региональных проектов в области воспитания и социализации обучающихся; развитая региональная и этнокультурная составляющие системы воспитания |
Слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан Недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения/сопровождения развития кадетского образования; отсутствие комплексных психолого-педагогических исследований в сфере кадетского образования и его развития; недостаточный уровень учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом его вариативности и специфики "кадетских дисциплин"; отсутствие эффективной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров системы кадетского образования в области воспитания и дополнительного образования; недостаточный уровень обновления материально-технической базы; недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований качества кадетского образования и достижения личностных результатов обучающихся; отсутствие системы материального стимулирования воспитательной деятельности по конечным результатам; отсутствие единых требований к отбору и приему учащихся в кадетские образовательные организации; несовершенство системы выявления и работы с одаренными детьми в кадетских образовательных организациях |
O |
T |
Возможности развития кадетского образования в Республике Татарстан Повышенное внимание Правительства Республики Татарстан к вопросам развития системы образования, в том числе кадетского; содержательное обогащение и расширение использования новых форм обучения, воспитания и развития в кадетских образовательных организациях, позволяющих повысить качество подготовки и конкурентоспособность их выпускников; возрастающие запросы общества к активному развитию кадетского образования; значительный потенциал взаимодействия и интеграции кадетских образовательных организаций и социальных партнеров, в том числе бизнес-сообществ; внедрение новых форм и методов контроля качества кадетского образования, оценки эффективности деятельности кадетских образовательных организаций; активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс; повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования |
Угрозы развитию кадетского образования в Республике Татарстан Несовершенство нормативно-правового сопровождения развития кадетского образования; отсутствие единых требований к уровню подготовки выпускников кадетских образовательных организаций; отсутствие целостной и эффективной системы управления системой кадетского образования; недостаточный уровень материально-технической базы, спортивного и медицинского обеспечения; отсутствие качественной системы отбора и воспроизводства педагогических кадров в кадетских образовательных организациях; отсутствие системных научных исследований состояния и проблем кадетского образования, его ресурсного обеспечения |
Современное кадетское образование как социально-педагогическое явление интегрирует в себе:
личностную ценность - формирование ценностного отношения к себе и качеств лидера - будущего командира, руководителя, организатора, государственного (военного и гражданского) служащего;
общественную ценность - формирование товарищества, кадетского братства, ответственности, позволяющих адекватно адаптироваться в коллективах, обществе;
государственную ценность - образование как фактор профессионализма, карьерного роста, формирования способности достойного служения Отечеству и обеспечения его национальной безопасности.
Цель развития кадетского образования в республике заключается в создании оптимальной системы профильного образования, обеспечивающей целенаправленный, эффективный процесс обучения, воспитания и развития высокообразованной, духовно-нравственной личности, способной найти достойное место как на военном, так и на гражданском поприще.
Задачи развития кадетского образования:
1. Создание единого концептуального и нормативно-правового пространства региональной системы кадетского образования.
2. Совершенствование системы управления кадетским образованием.
3. Повышение качества кадрового обеспечения развития кадетского образования, включая предварительный отбор, повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических и руководящих кадров.
4. Развитие информационного, психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе организация консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов кадетских образовательных организаций.
5. Укрепление материально-технической базы кадетских образовательных организаций.
6. Совершенствование социального партнерства кадетских образовательных организаций, взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, общественными организациями.
7. Создание системы оценки качества деятельности кадетских образовательных организаций.
8. Организация региональных научных исследований по проблемам развития кадетского образования.
К числу ведущих социально-педагогических принципов, которые являются важным условием реализации цели и задач развития кадетского образования, относятся:
признание высокой социальной значимости государственной службы, как на военном, так и на гражданском поприще, преданность органам государственной власти, патриотизм - нравственный стержень личности, определяющий готовность к достойному служению Отечеству;
научность, позволяющая выявлять, определять содержание педагогического наследия кадетского образования и передовой педагогический опыт, духовно-нравственные ценности и традиции кадетов, проектировать их реализацию в современных кадетских образовательных организациях;
системность, преемственность и непрерывность в развитии кадетского образования с учетом особенностей различных возрастов и категорий кадетов, многообразие форм, методов и средств обучения, воспитания и развития обучающихся.
Специфическими педагогическими принципами кадетского образования являются:
воспитание примером. Кадеты, естественно, подражали, подражают и будут подражать педагогам, офицерам-воспитателям в умении носить форму одежды, красиво говорить, правильно ходить, держать осанку. Поэтому офицеры-воспитатели, преподаватели не позволяют себе, например, держать руки в карманах, жестикулировать при разговоре, употреблять жаргонные слова, быть неряшливо одетыми или небритыми, курить в присутствии кадетов;
равенство всех кадетов независимо от их возраста, социального прошлого, титулов, чинов родителей, их материального состояния, личного интеллектуального и физического развития;
воспитание трудом - подготовка кадетов к самообслуживанию в быту, формирование опрятности, добросовестности, готовности выполнить любую, пусть и неприятную, но нужную работу и научить другого тому, что умеешь делать сам. Наказание трудом категорически запрещается.
К основным направлениям развития кадетского образования в Республике Татарстан следовало бы отнести:
нормативно-правовое направление - разработка нормативной базы, определяющей механизмы, институты развития кадетского образования с учетом региональной специфики Республики Татарстан в соответствии с государственной образовательной политикой;
организационно-управленческое направление - организация межведомственного взаимодействия в области разработки и реализации моделей социально-педагогической поддержки воспитания и успешной социализации обучающихся, воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;
кадровое направление - разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров в сфере кадетского образования; пополнение банка лучших инновационных образовательных практик; освоение и распространение эффективного опыта кадетского образования;
информационно-технологическое направление - организация на современной технологической базе информационной поддержки учебно-методического сопровождения деятельности кадетских образовательных организаций, образовательного процесса с привлечением региональных образовательных ресурсов (средства массовой информации, интернет-сайты, страницы сайтов образовательных организаций, интернет-конференции, вебинары, форумы и т.п.);
мониторинговое направление - создание системы организации и осуществления мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по развитию, оценке качества кадетского образования.
Реализация данных направлений способствует реализации ключевых воспитательных направлений в учебном процессе и системе дополнительного образования:
духовно-нравственное направление - осознание кадетами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, формирование способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности, поведении. Направление включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения и качеств: чести, долга, ответственности, верности присяге и кадетскому братству;
военно-патриотическое направление - формирование важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих особенности развития российского общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Направление предусматривает формирование беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
профессионально-деятельностное направление - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Направление включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно, с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
психолого-педагогическое направление - формирование у кадетов высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе;
политико-правовое направление - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции национальной безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил Российской Федерации в политической системе общества и государства. Направление включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений военной присяги;
здоровьесберегающее направление - формирование ценностного отношения к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников. Данное направление включает осознание ценности спорта и физической культуры, здорового и безопасного образа жизни, взаимосвязи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли физической культуры в обеспечении личного и общественною здоровья и безопасности; утверждение негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков, других психоактивных веществ.
Определены основные этапы реализации Концепции.
I этап - 2017 год:
утверждение Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан.
II этап - 2017-2018 годы:
разработка нормативно-правовых и организационных механизмов функционирования кадетских школ-интернатов, кадетских школ и кадетских классов в общеобразовательных организациях Республики Татарстан;
разработка типовых моделей развития инфраструктуры кадетских школ- интернатов, кадетских школ и кадетских классов в общеобразовательных организациях. Принятие программы мероприятий по улучшению материально-технической и учебной базы республиканской кадетской школы-интерната (школы), кадетских школ и кадетских классов в общеобразовательных организациях;
принятие нормативно-правового акта Республики Татарстан по определению нормативных затрат на реализацию образовательных программ, учитывающих особенности реализации основных общеобразовательных программ, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами для решения целей и задач кадетского образования;
разработка примерных образовательных программ, учитывающих особенности реализации основных общеобразовательных программ, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами для решения целей и задач кадетского образования и на их основе разработка образовательных программ кадетской школой-интернатом и кадетскими школами, кадетскими классами;
разработка правил приема на обучение в кадетские школы-интернаты, кадетские школы, кадетские классы в общеобразовательных организациях;
разработка и внедрение программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки педагогических работников и мотивированных к педагогической деятельности лиц для работы в кадетских школах-интернатах и кадетских школах, кадетских классах.
III этап - 2018-2020 годы:
оценка хода и результатов реализации Концепции. Реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Реализация Концепции позволит обеспечить развитие системы кадетского образования с учетом меняющихся условий на основе достижения следующих результатов:
концептуальное и нормативно-правовое оформление оптимальной системы кадетского образования в Республике Татарстан;
создание эффективной воспитательной системы в кадетских образовательных организациях республики в интересах обеспечения военно-патриотического и духовно-нравственного развития кадетов, формирования целостного гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, профессионального самоопределения;
распространение и освоение инновационного воспитательного опыта кадетских образовательных организаций республики;
формирование готовности педагогических и управленческих кадров кадетских образовательных организаций к работе в современных условиях, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, включающей в себя в том числе овладение ими современными образовательными технологиями и методиками в целях реализации кадетского образования;
организация обучения, воспитания и развития кадетов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, сетевого взаимодействия;
укрепление материально-технической базы кадетских образовательных организаций;
создание системы целенаправленной профориентационной работы в образовательных организациях по формированию, поддержанию и развитию у обучающихся устойчивой мотивации к выбору военной или иной государственной службы;
повышение престижа государственной, особенно военной, службы среди молодежи;
рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями обучения, воспитания и развития в кадетских образовательных организациях;
увеличение удельного веса кадетов, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных патриотическим, духовно-нравственным ценностям;
повышение уровня социальной защищенности обучающихся в кадетских образовательных организациях.
2024
Ноябрь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |