Расширенный поиск

Распоряжение правительства Воронежской области от 05.11.2009 № 512-р

 
                


                 Правительство Воронежской области
                                
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ
                                
                                
    от 05.11.2009  N 512-р
                                
                                
         О разработке проекта областной целевой программы
   "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения
              Воронежской области на 2010-2015 годы"
   
   
    В   соответствии   с  Постановлением  Правительства  Российской  
Федерации   от  11.01.2000  N  28  "О  мерах  по  развитию  системы  
ипотечного  кредитования в Российской Федерации", Указом Президента 
Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции 
демографической  политики  Российской  Федерации  на период до 2025 
года",   постановлением   правительства   Воронежской   области  от  
27.02.2009  N  138  "О  порядке  разработки  и реализации областных 
целевых программ":
    1.  Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы 
"Развитие   системы  жилищного  ипотечного  кредитования  населения  
Воронежской  области  на 2010-2015  годы".     
    2.  Назначить  департамент  экономического развития Воронежской 
области   (Янцов)   государственным  заказчиком  областной  целевой  
программы   "Развитие  системы  жилищного  ипотечного  кредитования  
населения   Воронежской   области   на  2010-2015  годы"  (далее  -  
программа).
    3.  Государственному  заказчику  в  срок до 1 декабря 2009 года 
разработать проект программы.
    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на 
заместителя  губернатора  Воронежской области - первого заместителя 
председателя  правительства  Воронежской  области  Ганова  А.Н.  
   
                                                                
                                                                
Губернатор Воронежской области                    А. Гордеев
   
   

Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 05.11.2009  N 512-р
                                
                             КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНОГО ИПОТЕЧНОГО
   КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2015 ГОДЫ"
                                
  1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной
  целевой программы приоритетным задачам социально-экономического
                   развития Воронежской области
   
    В  последние годы основным направлением социально-экономической 
политики    органов    исполнительной   власти   области   является   
формирование  рынка  доступного  жилья  за счет наращивания объемов 
жилищного  строительства,  развития  системы  ипотечного  жилищного  
кредитования  и  оказания  государственной  поддержки  гражданам  в  
приобретении жилья.
    Доступное жилье - связующее звено между рынком банковских услуг 
и рынком недвижимости: повышая доступность жилья, ипотечные кредиты 
увеличивают  спрос  на  рынке  жилой  недвижимости.     
    Развитие  областного рынка жилья невозможно без его обеспечения 
необходимыми  кредитно-финансовыми  механизмами,  которые  могли бы 
восполнить сокращение бюджетных ассигнований в строительство жилья, 
и   приоритетным   должно   стать   развитие  жилищного  ипотечного  
кредитования.
    Таким  образом,  помимо выполнения социальной функции ипотечное 
кредитование   играет   важную   экономическую   роль.  По  оценкам  
экспертов,  рынок  жилищного  строительства  -  это  9-9,5%  ВВП, а 
ипотека  -  20-25%  сделок  на  жилищном  рынке.     
    Динамика  денежных  расходов  населения  за  последние пять лет 
наглядно   иллюстрирует,   что   расходы  на  покупку  недвижимости  
составляют  около  3%  от  общей суммы денежных расходов населения. 
Купить  жилье  за  счет  текущих  заработков и имеющихся сбережений 
могут  лишь  люди  с  высокими  доходами,  и  этот  фактор является 
источником  социального  напряжения  в  обществе.      
    Необходимо   активизировать   работу   финансовых   механизмов,   
позволяющих  гражданам  улучшать жилищные условия не только за счет 
сбережений   и   текущих   доходов,   но  и  с  учетом  их  будущей  
платежеспособности  (возможность  обслуживать  кредит).  Эту задачу 
призвана решить жилищная ипотека.
    Жилищная  проблема  в  Российской  Федерации,  и  в частности в 
Воронежской  области,  определяет  необходимость  внедрения системы 
жилищного    ипотечного   кредитования   как   неотъемлемой   части   
стабилизации  и  осуществления  структурных  изменений в экономике. 
    На  сегодня  актуальность  жилищной  проблемы  сохраняется и ее 
решение   отнесено   к   важным,  приоритетным  задачам  социально-  
экономической политики государства.
    По   последним  статистическим  данным  в  Воронежской  области  
официально  признаны  нуждающимися  в  жилых  помещениях  47,3 тыс. 
семей,  из  них семьи, имеющие право на государственную поддержку в 
приобретении  жилья, -  10,5  тыс. семей (22,2%).    
    В  их  числе:  ветераны  и  участники  боевых  действий, семьи, 
имеющие  в  своем составе инвалидов, - 3,84 тыс. семей, многодетные 
семьи  - 1,8  тыс. семей,  молодые  семьи  -  2,38  тыс.  семей.  
    Более  7,1%  очередников  проживают  в  коммунальных квартирах, 
9,4% - в  общежитиях,  0,4% - в  ветхом  и  аварийном  жилье.  
    Разнообразные  формы  кредитования  в  сочетании  с  различными  
формами  государственной  поддержки (дотирование процентных ставок, 
субсидии   на   погашение  части  стоимости  приобретаемого  жилья)  
оказывают   наибольшее  влияние  на  сохранение  платежного  спроса  
населения  на жилищном рынке и позволяют смягчить жилищную проблему 
в области.
    Индекс  доступности  приобретения  жилья  с  помощью ипотечного 
кредита     или     займа    (отношение    среднедушевого    дохода    
среднестатистической семьи к минимальному совокупному доходу семьи, 
необходимому  для  приобретения  жилого помещения, соответствующего 
стандартам обеспечения жилыми помещениями) в области составил 0,713 
на  начало  2009  года.  Доля семей, имеющих возможность приобрести 
квартиру  с  помощью  ипотечного  кредита,  по области не превышает 
19,1%  (расчет  сделан согласно Методике Министерства регионального 
развития  Российской  Федерации  по оценке эффективности реализации 
ФЦП "Жилище").
    В  целях  обеспечения  реализации  экономической  и  социальной  
функций  жилищной  ипотеки  основной  упор  должен  быть сделан на: 
    привлечение   бизнес-структур   к   реализации  мероприятий  по  
развитию ипотечного кредитования;
    развитие  унифицированной  системы  рефинансирования  ипотечных  
кредитов  и  займов,  позволяющей  значительно снизить для заемщика 
процентную ставку;
    государственную  финансовую  поддержку,  адресованную различным 
целевым  группам  населения  (социальная  ипотека).      
   
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым
                              методом
                                
    Концепция  развития системы ипотечного жилищного кредитования в 
Российской  Федерации,  утвержденная  Постановлением  Правительства  
Российской  Федерации  от  11  января  2000  года  N 28 "О мерах по 
развитию системы ипотечного кредитования в Российской Федерации" (в 
редакции  Постановлений  Правительства  РФ  от 12.04.2001 N 291, от 
08.05.2002  N  302),  обозначила  формирование  системы  ипотечного  
жилищного   кредитования   в   качестве   одного   из  приоритетных  
направлений  государственной  жилищной  политики. Правительством РФ 
рекомендовано  органам  исполнительной  власти субъектов Российской 
Федерации и органам местного самоуправления разрабатывать на основе 
Концепции  развития  системы  ипотечного  жилищного  кредитования в 
Российской  Федерации  региональные  программы ипотечного жилищного 
кредитования.
    Программно-целевой метод позволяет:
    -    определить    основные    направления,   цели   и   задачи   
государственной  политики в сфере жилищного ипотечного кредитования 
на   перспективу   с   учетом   действующего   законодательства   и   
существующих  социально-экономических  условий  в  области;    
    -  систематизировать  мероприятия  по  решению основных задач в 
сфере ипотечного кредитования;
    -  привлечь внебюджетные источники финансирования - собственные 
средства  населения,  средства  кредитных банковских и небанковских 
организаций (организаций-заимодавцев) на развитие жилищной ипотеки; 
    -  обеспечить рациональное использование ограниченных бюджетных 
финансовых ресурсов.
    В  Воронежской  области  с  2005  года  мероприятия по развитию 
ипотечного   жилищного   кредитования  получили  программно-целевое  
оформление.
    К  реализации  областной  целевой  программы  "Развитие системы 
жилищного  ипотечного кредитования населения Воронежской области на 
2005-2010  годы"  (утверждена  постановлением Воронежской областной 
Думы   от   08.07.2004   N  902-III-ОД,  в  редакции  постановлений  
Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 274-IV-ОД, от 14.06.2007 
N 945-IV-ОД) были привлечены филиалы 19 банков (открытое соглашение 
от  18  апреля  2006 года). Заключено соглашение о сотрудничестве с 
федеральным  агентством по ипотечному кредитованию и ОАО "Агентство 
жилищного    ипотечного    кредитования    Воронежской    области",    
аккредитованным   в   качестве  оператора  унифицированной  системы  
рефинансирования  ипотечных  кредитов  и  займов.      
    Это позволило за предыдущие три года привлечь на развитие рынка 
жилищной  ипотеки  15,9 млрд. рублей внебюджетных средств (средства 
населения  в  виде  обязательных  первоначальных  взносов, банков и 
небанковских  организаций),  из  них  7,7 млрд. рублей в 2008 году. 
Жилищные  условия  с  помощью  ипотечного  кредита  смогли улучшить 
порядка 12 тысяч семей.
    Из областного бюджета на поддержку системы ипотечного жилищного 
кредитования  за 2005-2008 годы было выделено 108,1 млн. рублей, из 
них:  28  млн. рублей на поддержку уставной деятельности областного 
оператора   унифицированной   системы   рефинансирования  ипотечных  
кредитов  и  займов  и  80,1  млн.  рублей  на  оказание  поддержки  
отдельным категориям заемщиков.
    Это  позволило обеспечить рефинансирование ипотечных кредитов и 
займов   на  общую  сумму  134,9  млн. рублей.     
    Поддержка  в  улучшении жилищных условий оказана 417 семьям, из 
них:  176 семьям в виде дотирования процентной ставки по ипотечному 
кредиту.
    Эффективность  использования  бюджетных  средств  составила  (в  
расчете  на  каждый  вложенный  рубль  бюджетных  средств):   
    рефинансировано 4,8 рубля ипотечных кредитов и займов;
    привлечено   порядка  9,5  -  10  рублей  внебюджетных  средств  
(средства населения и банков).
    Программно-целевой  метод  позволит обеспечить развитие системы 
ипотечного  жилищного  кредитования,  опирающейся  на привлечение и 
рациональное    использование    финансовых    ресурсов    граждан,    
коммерческих   банков   -  кредиторов,  инвесторов,  и  эффективное  
расходование средств государственного бюджета.
    Программно-целевой  метод необходим для обеспечения системности 
мероприятий  по  развитию  жилищной ипотеки в области, эффективного 
использования  бюджетных  инвестиций и достижения одной из основных 
целей   областной   социально-экономической  политики  -  улучшения  
жилищных условий граждан.
    Областная   целевая   программа   "Развитие  системы  жилищного  
ипотечного  кредитования населения Воронежской области на 2010-2015 
годы"    является    инициативной    самостоятельной    программой;    
софинансирования  из  бюджетов  других  уровней формат программы не 
предусматривает.
   
    3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
        ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                    программно-целевого метода
   
    Сегодня  ситуация на рынке жилищной ипотеки в области и в целом 
по  России  значительно  осложнилась.  В  условиях  роста ставок по 
заемным   средствам   банки   предпочитают  уходить  от  ипотеки  и  
концентрироваться  на  кредитах  с более коротким сроком погашения. 
Как    результат   -   ужесточение   банками   условий   ипотечного   
кредитования.
    В  качестве  основных проблем, сдерживающих развитие ипотечного 
кредитования (заимствования), следует отметить:
    - снижение платежеспособного спроса населения;
    - сокращение предложений на первичном рынке жилья;
    -  рост  процентных  ставок в связи с недостаточностью у банков 
источников  для  долгосрочного  кредитования  и высокими кредитными 
рисками.
    Ставки  по  ипотечным  кредитам  в  регионе  по  состоянию на 1 
сентября  2009  года  находились  в  диапазоне  от  13,25% до 29,5% 
годовых.  Обязательный  взнос  заемщика увеличен до 20-40%. Ведущие 
банки   фактически   свернули  ипотеку  на  первичном  рынке  жилья  
(готовность  объектов  -  90-95%,  обязательный  взнос - до 40-50%, 
высокие  процентные ставки, предоставление залога имеющегося жилого 
помещения на период строительства).
    Возникает  угроза  снижения  социальной  роли  жилищной ипотеки 
(возможность   улучшения  гражданами  жилищных  условий)  и  потери  
существенного    источника    инвестирования   застройщиков   через   
физических лиц.
    Отсутствие целевого программного документа серьезно осложнит:
    -  формирование  основных  принципов  регулирования финансового 
рынка;
    -  определение  целей  и задач органов государственной власти в 
сфере  ипотечного  жилищного  кредитования  в изменившихся условиях 
финансового рынка;
    -  создание  необходимой нормативно-правовой и договорной базы, 
ориентированной  на  быстрое  реагирование  на  рыночную  ситуацию;  
    -   обеспечение   социальной  ориентированности  и  доступности  
ипотечных продуктов.
                                
   4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
   рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
   
    Темпы   и   масштабы   развития  системы  ипотечного  жилищного  
кредитования  определяются  объективной  экономической  ситуацией в 
области,  а  также  наличием необходимой нормативно-правовой базы и 
инфраструктуры.
    На   сегодня   инфраструктура   ипотечного   рынка   в  области  
сформирована.  Она включает в себя кредитные, оценочные, страховые, 
риэлтерские  организации,  регистрационную  службу,  осуществляющую  
регистрацию  прав  на  недвижимое имущество и сделок с ним, а также 
юридические   службы,  оказывающие  населению  правовые  услуги  по  
оформлению ипотеки.
    Сформированы  стандарты  процедуры  выдачи,  рефинансирования и 
сопровождения  ипотечных кредитов и аккредитации участников системы 
жилищного ипотечного кредитования, развивается правовая нормативная 
база  функционирования  и финансового обеспечения системы жилищного 
ипотечного кредитования.
    Одной   из   задач   программы  будет  являться  определение  и  
совершенствование      направлений     взаимодействия     субъектов     
инфраструктуры,    осуществляемой   через   систему   договоров   и   
соглашений.
    При   расчете   бюджета   программы   и   целевых   показателей   
рассматривались  два  варианта  решения  проблемы.      
    Первый вариант рассчитывался исходя из:
    -  реальной  ситуации  на  рынке жилищной ипотеки (предлагаемые 
банками  ипотечные  продукты, средневзвешенные процентные ставки по 
кредитам   и   займам,  сроки  кредитования,  размер  обязательного  
первоначального взноса заемщика);
    - динамики среднедушевых денежных доходов населения;
    -  динамики  средней  стоимости  одного квадратного метра общей 
площади  жилья  на  первичном  и  вторичном  рынке;    
    -   иных  показателей,  необходимых  для  расчета  минимального  
совокупного  дохода  семьи,  необходимого  для приобретения жилья с 
помощью  собственных  и  заемных  средств  (доля  заемных средств в 
стоимости   приобретаемого   жилья,  доля  платежей  по  ипотечному  
кредиту, необходимому  для  приобретения  жилья);      
    - возможностей областного бюджета.
    В  качестве  базовых  были приняты ожидаемые показатели за 2009 
год (кризисный период).
    Второй вариант (оптимистический) был ориентирован на достижение 
к  2015  году  показателей  2008  года  (наибольший  объем выданных 
ипотечных кредитов и займов за последние три года и более доступные 
для  населения  условия  кредитования,  чем  в  кризисный  период).  
    В качестве целевых показателей по вариантам рассматривались:
   
--------------------T-----------T-----T------T------T------T------T------|
|Целевой            |Единица    |2010 |2011  |2012  |2013  |2014  |2015  |
|индикатор          |измерения  |     |      |      |      |      |      |
+-------------------+-----------+-----+------+------+------+------+------+
|Число  семей,      |Семей      |     |      |      |      |      |      |
|улучшивших жилищные|(единиц)   |     |      |      |      |      |      |
|условия с помощью  |           |     |      |      |      |      |      |
|ипотечных кредитов |           |     |      |      |      |      |      |
|и  займов, в области|          |     |      |      |      |      |      |
|(количество        |           |     |      |      |      |      |      |
|выданных           |           |     |      |      |      |      |      |
|банковскими и      |           |     |      |      |      |      |      |
|небанковскими      |           |     |      |      |      |      |      |
|организациями      |           |     |      |      |      |      |      |
|ипотечных кредитов |           |     |      |      |      |      |      |
|и займов населению)|           |     |      |      |      |      |      |
|1-й  вариант       |           |790  |800   |820   |840   |860   |880   |
|2-й вариант        |           |2650 |2930  |3200  |3510  |3860  |4250  |
+-------------------+-----------+-----+------+------+------+------+------+
|Доля семей, имеющих|%          |     |      |      |      |      |      |
|возможность        |           |     |      |      |      |      |      |
|приобрести жилье,  |           |     |      |      |      |      |      |
|соответствующее    |           |     |      |      |      |      |      |
|стандартам         |           |     |      |      |      |      |      |
|обеспечения жилыми |           |     |      |      |      |      |      |
|помещениями, с     |           |     |      |      |      |      |      |
|помощью            |           |     |      |      |      |      |      |
|собственных и      |           |     |      |      |      |      |      |
|заемных средств    |           |     |      |      |      |      |      |
+-------------------+-----------+-----+------+------+------+------+------+
|1-й   вариант      |           |19,2 |19,3  |19,45 |19,6  |319,72|19,85 |
+-------------------+-----------+-----+------+------+------+------+------+
|2-й вариант        |           |19,7 |20,0  |20,8  |21,9  |22,3  |23,0  |
L-------------------+-----------+-----+------+------+------+------+-------
   
    По   второму   варианту   имеет  место  высокая  степень  риска  
невыполнения программы.
    В   2007-2008   годах   рост   объемов   ипотечного   жилищного   
кредитования в значительной степени обеспечивался доступом банков к 
кредитным   ресурсам   на  более  доступных  условиях  и  снижением  
процентных  ставок  ведущими  мировыми банками. В условиях мирового 
кризиса  при  росте  ставок по заемным средствам банки предпочитают 
уходить от ипотеки и концентрироваться на кредитах с более коротким 
сроком  погашения.  В  связи  с  этим значительного снижения ставок 
банков  по  ипотечным  кредитам  в  ближайшие годы не ожидается. На 
рынке  жилищной  ипотеки  преимущественно останутся крупные банки с 
государственным  участием и организации-заимодавцы, предоставляющие 
займы  в  соответствии  со  стандартами  Федерального  агентства по 
ипотечному жилищному кредитованию.
    В  соответствии с вышеизложенным в качестве возможного варианта 
решения  проблемы  (оптимальный вариант) был выбран первый вариант. 
    В  процессе  реализации программы в случае позитивных изменений 
на   рынке  жилищного  ипотечного  кредитования  (заимствования)  в  
установленном  порядке  будет произведена корректировка программных 
показателей.
   
         5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                    программно-целевым методом
                                
    Развитие  системы  ипотечного  жилищного  кредитования является 
необходимым  для  населения  (социальная  функция  ипотеки)  и  для  
обеспечения  устойчивого  развития  строительного комплекса области 
(экономическая   функция   ипотеки)   и   останется  актуальным  на  
перспективу.
    Областная   целевая   программа   "Развитие  системы  жилищного  
ипотечного  кредитования населения Воронежской области на 2010-2015 
годы"  призвана  продолжить  решение  задач,  систематизированных и 
ранее  достаточно  успешно выполняемых областной целевой программой 
"Развитие   системы  жилищного  ипотечного  кредитования  населения  
Воронежской  области  на  2005-2010  годы".        
    Сроки   реализации   всего  комплекса  мероприятий,  намеченных  
программой,  будут  осуществляться  с  2010-го  по 2015  год.  
    Ввиду  того,  что в результате выполнения мероприятий областной 
целевой    программы   "Развитие   системы   жилищного   ипотечного   
кредитования  населения  Воронежской  области  на  2005-2010  годы"  
создана  необходимая  база  для  развития  рынка жилищной ипотеки в 
области   (сформирована   инфраструктура  ипотечного  кредитования,  
создана   и  постоянно  развивается  нормативная  правовая  основа,  
организована  система  областной  государственной поддержки системы 
жилищного   ипотечного   кредитования),   реализация  программы  не  
предусматривает деления на этапы.
   
6. Цели и задачи областной целевой программы, целевые индикаторы и
показатели, позволяющие оценивать ход реализации областной целевой
                        программы по годам
   
    Главная   цель   развития  долгосрочного  ипотечного  жилищного  
кредитования  -  создание эффективно работающей системы обеспечения 
населения  жильем  на  доступных  условиях, основанной на принципах 
приобретения  жилых  помещений на свободном от монополизма жилищном 
рынке   за   счет   собственных  доходов  и  сбережений  граждан  и  
долгосрочных    кредитов.   Долгосрочное   кредитование   позволяет   
значительно снизить ежемесячную нагрузку на бюджеты домохозяйств за 
счет  уменьшения  размера  выплат  по  кредиту  и  делает возможным 
приобретение  жилых  помещений  для  более широкой части населения. 
    Создание указанной системы позволит:
    -   увеличить   платежеспособный   спрос   граждан   и  сделать  
приобретение  жилья  доступным  не  только для высокодоходных групп 
населения,   но   также   и  для  слоев  населения  со  средними  и  
приближающимися к ним доходами;
    - активизировать рынок жилья;
    -  вовлечь  в  экономический  оборот  области приватизированное 
жилье,  сбережения  и иные средства населения (первоначальный взнос 
заемщика за приобретаемое жилье);
    -  привлечь  в  жилищную  сферу  другие внебюджетные финансовые 
ресурсы  (средства банков, организаций-заимодавцев, рефинансирующих 
организаций);
    - обеспечить развитие строительного комплекса;
    - оживить экономику области в целом.
    Для   становления   и  развития  системы  ипотечного  жилищного  
кредитования  необходимо  предусмотреть  решение следующих основных 
задач:
    -  совершенствование  областной  нормативной  правовой базы для 
эффективного   функционирования   первичного  и  вторичного  рынков  
ипотечных жилищных кредитов;
    -   создание   условий,   обеспечивающих   приток  внебюджетных  
финансовых   ресурсов   на   рынок   жилищной   ипотеки  в  области  
(привлечение  на  основе  договоров  и соглашений бизнес-структур к 
развитию  системы  ипотечного  жилищного  кредитования);    
    -  обеспечение реализации мер государственной поддержки системы 
ипотечного  кредитования,  включая  ассигнования  в  уставный  фонд  
оператора   унифицированной   системы   рефинансирования  ипотечных  
кредитов   и   займов   по  стандартам  Федерального  агентства  по  
ипотечному   кредитованию   и   оказание  в  установленном  порядке  
безвозмездной  финансовой  помощи  льготным  категориям  заемщиков;  
    -  организация  взаимовыгодного сотрудничества между субъектами 
рынка   ипотечных   жилищных  кредитов,  основанного  на  принципах  
равноправия и свободной конкуренции.
    Определяя   основные   направления   и   подходы   к   созданию   
эффективного    рыночного   механизма   жилищного   финансирования,   
позволяющего  обеспечить  комплексное  решение  жилищной  проблемы,  
необходимо  выделить  следующие  основные  взаимосвязанные  блоки:  
    - долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения;
    -   развитие  системы  рефинансирования  ипотечных  кредитов  и  
займов;
    -   государственная  поддержка  приобретения  жилья  населением  
(оказание  в  установленном порядке безвозмездной финансовой помощи 
льготным категориям заемщиков).
    Достижение    поставленных    целей    реально    при   условии   
финансирования запланированных мероприятий.
    Для  оценки эффективности и социально-экономических последствий 
реализации  программы  применяются  следующие  основные индикаторы: 
    1. Число семей, улучшивших жилищные условия с помощью ипотечных 
кредитов  и займов (количество выданных банковскими и небанковскими 
организациями  ипотечных  кредитов  и  займов  населению).   
    2.   Доля   семей,   имеющих   возможность   приобрести  жилье,  
соответствующее   стандартам   обеспечения  жилыми  помещениями,  с  
помощью  собственных  и  заемных  средств.        
    Измеряемость целевых показателей, привязка к графику (по годам) 
реализации  программы  приведены  в  таблице 1.     
   
                                                                Таблица 1
   
   
Целевой индикатор                   Единица   Значение индикаторов по годам
                                    измерения
                                              2010  2011 2012  2013 2014   2015
Число семей, улучшивших жилищные    Семей     790   800  820   840  860    880
условия с помощью ипотечных         (единиц)
кредитов
и займов, в области (количество
выданных банковскими и
небанковскими
организациями ипотечных кредитов и
займов населению)
Доля семей, имеющих возможность     %         19,2  19,3 19,45 19,6 19,72  19,85
приобрести жилье, соответствующее                                         
стандартам обеспечения жилыми
помещениями, с помощью собственных
и заемных средств
   
   
    Расчет  основных  индикаторов  оценки эффективности программы и 
социально-экономических     последствий     реализации    программы    
производится согласно следующей методике.
   
    Индикатор 1: Число семей, улучшивших жилищные условия с помощью 
ипотечных   кредитов  и  займов,  в  области  (количество  выданных  
банковскими  и  небанковскими  организациями  ипотечных  кредитов и 
займов населению) в год.
   
    1. Исходные данные
   
    При  расчете значения целевого индикатора применяются следующие 
данные:
    сведения    о    количестве    ипотечных   жилищных   кредитов,   
предоставленных   кредитными   организациями  физическим  лицам  за  
отчетный период;
    информация  о  количестве  ипотечных  жилищных займов, выданных 
небанковскими  организациями  -  участниками  программы за отчетный 
период.
    Источники   данных  -  Главное  управление  Центрального  банка  
Российской  Федерации  по Воронежской области и отчеты организаций- 
заимодавцев, являющихся участниками программы.
   
    2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора по Воронежской 
области
   
    Значение  целевого индикатора рассчитывается путем суммирования 
данных   о   количестве   ипотечных  жилищных  кредитов  и  займов,  
предоставленных   банковскими   и   небанковскими  организациями  -  
участниками  программы  за  отчетный  период.       
   
    3. Значения целевого индикатора
   
    За  период  реализации  программы  не  менее 4990 семей улучшат 
жилищные  условия  с  помощью  жилищных  ипотечных  кредитов.   
   
    Индикатор  2: Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, 
соответствующее   стандартам   обеспечения  жилыми  помещениями,  с  
помощью  собственных  и  заемных  средств.        
   
    1. Исходные данные
   
    При  расчете значения целевого индикатора применяются следующие 
данные:
    средняя  рыночная  стоимость  1  кв.  метра  жилья  (в рублях в 
среднем  за год). Рассчитывается как среднее арифметическое средних 
цен  по  Воронежской области на первичном и вторичном рынках жилья. 
Источник   данных   -   территориальный  орган  Федеральной  службы  
государственной  статистики  по  Воронежской  области;     
    доля  заемных  средств  в  стоимости  приобретаемого  жилья  (в  
процентах).  Определяется  на  основе  средневзвешенных  данных  об  
условиях  предоставления  жилищных  ипотечных  кредитов и займов по 
банковским  и  небанковским  организациям  -  участникам программы. 
Источник  данных - Главное управление Центрального банка Российской 
Федерации  по Воронежской области, данные официальных сайтов банков 
и опросные данные;
    средневзвешенная   процентная   ставка  по  ипотечному  кредиту  
(процентов годовых). Определяется на основе средневзвешенных ставок 
по  ипотечным  жилищным  кредитам и займам в рублях по банковским и 
небанковским организациям - участникам программы. Источник данных - 
Главное  управление  Центрального  банка  Российской  Федерации  по  
Воронежской области;
    срок  кредита  на приобретение жилья (в годах). Определяется на 
основе  средневзвешенных  по  рынку  жилищной  ипотеки  Воронежской  
области сроков кредитования по ипотечным жилищным кредитам и займам 
в  рублях.  Источник данных - Главное управление Центрального банка 
Российской  Федерации  по Воронежской  области;      
    доля платежа по ипотечному жилищному кредиту в доходах заемщика 
с    созаемщиками    (в    процентах).   Определяется   на   основе   
средневзвешенных   данных   об   условиях  предоставления  жилищных  
ипотечных   кредитов   и   займов   по  банковским  и  небанковским  
организациям  -  участникам  программы.  Источник  данных  - данные 
официальных  сайтов  банков  и  опросные  данные;     
    распределение  домохозяйств  по  уровню среднемесячного дохода. 
Источник   данных   -   территориальный  орган  Федеральной  службы  
государственной  статистики  по  Воронежской  области;     
    количество  семей  в  Воронежской  области.  Источник  данных - 
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики 
по Воронежской области.
   
    2. Алгоритм расчета значения целевого индикатора
   
    Минимальный    совокупный    доход   семьи,   необходимый   для   
приобретения  жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми 
помещениями  (54  кв.  метра  для  семьи  из  3 человек), с помощью 
собственных  и  заемных  средств,  определяется  по  формуле:   
   
         LTV                 i
         ---  x P x 54 x ---------
         100%            12 x 100%     100%
    TI = --------------------------- x ----, где:
                      i      -t x 12    PI
         1 - (1 + ----------)
                  12 x 100%
   
    TI  -  минимальный  совокупный  доход  семьи,  необходимый  для  
приобретения  жилья  (в  рублях  в  месяц);      
    LTV  - доля заемных средств в стоимости приобретаемого жилья (в 
процентах);
    P  -  средняя  рыночная стоимость 1 кв. метра жилья (в рублях в 
среднем за год);
    i - процентная ставка по кредиту (в процентах в год);
    t - срок кредита (в годах);
    PI  -  доля  платежа  по ипотечному жилищному кредиту в доходах 
семьи (в процентах).
    Доля  домохозяйств  с совокупным доходом выше минимального (TI) 
определяется  исходя  из  данных  о  распределении  домохозяйств по 
уровню среднемесячного дохода.
   
    3. Значения целевого индикатора
   
    К  концу 2015 года в среднем по Воронежской области доля семей, 
имеющих  возможность  приобрести  жилье, соответствующее стандартам 
обеспечения  жилыми  помещениями,  с  помощью собственных и заемных 
средств,  должна  составить  не  менее  19,85 процента.   
                                
 7. Объемы и источники финансирования областной целевой программы,
   перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в рамках
     областной целевой программы, сроки реализации и объемы их
                          финансирования
                                
    В рамках программы к реализации намечены следующие мероприятия: 
    - развитие инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования;
    -   государственная  (областная)  поддержка  системы  жилищного  
ипотечного кредитования;
    -   привлечение  дополнительных  средств  в  систему  жилищного  
ипотечного кредитования.
   
    Характеристика мероприятий:
   
    1. Развитие инфраструктуры жилищного ипотечного кредитования
   
    В  сложившихся  условиях  финансового рынка в качестве наиболее 
перспективного    направления    на    общегосударственном   уровне   
рассматривается  развитие  унифицированной системы рефинансирования 
ипотечных  кредитов  и займов по стандартам агентства по ипотечному 
жилищному  кредитованию,  учрежденного  Правительством  РФ.    
    Аккредитованным  оператором  системы  является  ОАО  "Агентство  
жилищного    ипотечного    кредитования    Воронежской    области",    
деятельность   которого   осуществляется   в  рамках  соглашения  о  
сотрудничестве  по  развитию  долгосрочного ипотечного кредитования 
между  органами  государственной  исполнительной власти Воронежской 
области  и  Федеральным  агентством  по  ипотечному  кредитованию.  
    В  целях участия области в федеральной системе рефинансирования 
ипотечных  кредитов  и  займов  за  счет средств областного бюджета 
должна   поддерживаться   уставная   деятельность   ОАО  "Агентство  
жилищного  ипотечного  кредитования  Воронежской  области".    
    Потребность  в  финансовых средствах на ассигнования в уставный 
фонд  областного оператора унифицированной системы рефинансирования 
ипотечных   кредитов  и  займов  рассчитана  исходя  из  нормативов  
ликвидности  акционерного  общества  и требований к показателям его 
финансовой  устойчивости,  предъявляемых  Федеральным агентством по 
ипотечному  кредитованию,  осуществляющим  выкуп  закладных.   
   
    2.  Государственная  (областная)  поддержка  системы  жилищного  
ипотечного кредитования
   
    Целью  мероприятия  является  повышение  доступности  ипотечных  
жилищных   кредитов  и  займов  для  отдельных  категорий  граждан,  
нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,  посредством оказания 
целевой  адресной  поддержки  за  счет  средств областного бюджета. 
    Оказание  государственной  поддержки  осуществляется в порядке, 
установленном   правительством   Воронежской  области,  в  пределах  
средств,  предусмотренных законом Воронежской области "Об областном 
бюджете" на  очередной  финансовый  год.        
    Потребность  в  финансовых  средствах на реализацию мероприятия 
рассчитана  с  учетом  значительных темпов роста объемов ипотечного 
кредитования за последние три года, обусловивших рост потенциальных 
заявителей  своего  права  на государственную поддержку в ближайшие 
годы,  и  положительной динамики выдачи ипотечных кредитов и займов 
по годам реализации программы.
   
    3.  Привлечение  дополнительных  средств  в  систему  жилищного  
ипотечного кредитования
   
    Целью мероприятия является привлечение долгосрочных ресурсов на 
развитие  системы  жилищного  ипотечного кредитования в Воронежской 
области  из различных источников за счет организации сотрудничества 
с  банковскими  и  небанковскими  кредитными  организациями.   
    Результатами сотрудничества должны стать:
    -  развитие  конкуренции,  побуждение  первичных  кредиторов  к  
увеличению   и   разнообразию   предлагаемых   населению  кредитных  
продуктов, наращивание клиентской базы, изменение отношения людей к 
долгосрочному   кредитованию,   повышение   доступности   ипотечных   
жилищных кредитов;
    -   привлечение  кредитных  ресурсов  и  средств  населения  на  
развитие жилищной ипотеки;
    -  инвестирование  средств  кредитных  организаций, организаций 
заимодавцев  и  населения  на первичный рынок жилья, рост объемов и 
снижение стоимости жилищного строительства.
    Общий   объем  финансовых  ресурсов  для  реализации  программы  
составит 4363347 тыс. рублей.
    Основными   источниками   средств   для   реализации  программы  
являются:
    1)  внебюджетные средства - 3785105 тыс. рублей, что составляет 
86,7  процента  от  общего  объема  финансовых  ресурсов,  из  них:  
    - средства банковских и небанковских организаций - 2792000 тыс. 
рублей;
    -   средства   населения   в  виде  первоначальных  взносов  за  
приобретаемое с помощью ипотечного кредита жилое помещение - 709405 
тыс. рублей;
    -  средства  рефинансирующих  организаций  на выкуп закладных - 
283700 тыс. рублей.
    2)  средства  областного  бюджета  -  578242  тыс.  рублей, что 
составляет  13,2  процента  от  общего  объема финансовых ресурсов. 
    Объемы     финансирования     мероприятий    программы    будут    
корректироваться  в процессе их реализации в установленном порядке, 
исходя  из  возможностей  областного  бюджета и фактических затрат. 
    Привлечение  средств федерального бюджета и местных бюджетов на 
реализацию    программных   мероприятий   форматом   программы   не   
предусматривается.
   
        8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
    результативности предполагаемого варианта решения проблемы
   
   Основные   ожидаемые  результаты  эффективности   программных
мероприятий приведены в таблице 2.
   
                                                                                            Таблица 2
   
   
            Эффективность программных мероприятий на 2009-2012 годы
   
N   Наименование      Срок          Число рабочих Платежи в бюджет, тыс. рублей   Общий эффект, тыс. рублей
п/  мероприятия       реализации    мест          в                               в
п                     (окупаемос-                 год                             год
                      ти),
                      месяцев
                                    сохра- новые  все-  в том числе                всего в том числе
                                    ненные        го
                                                       феде-    област-  местные        бюджет-  социальный
                                                       ральный  ной                     ный
1.  Развитие          2010 - 2015   81     10     2060 -        1236     824      23600 2060      21540
    инфраструктуры
    жилищного
    ипотечного
    кредитования
2.  Государственная   2010 - 2015   -      -      -    -        -        -        -     -         -
    (областная)
    поддержка
    системы
    жилищного
    ипотечного
    кредитования
3.  Привлечение       2010 - 2015   -      -      -    -        -        -        -     -         -
    дополнительных
    средств в
    систему
    жилищного
    ипотечного
    кредитования
Всего по программе                  81     10     2060 -        1236     824      23600 2060      21540
   
    В  процессе  реализации  программы  будет  сохранено 81 рабочее 
место.
    Платежи  в  бюджеты за время реализации программы составят 2060 
тыс.  рублей, в том числе: в областной бюджет - 1236 тыс. рублей, в 
местный  бюджет  -  824  тыс.  рублей.       
    Общий эффект составит 23600 тыс. рублей.
    В том числе социальный эффект - 21540 тыс. рублей.
   
     9. Исполнительные органы государственной власти области,
   ответственные за формирование и реализацию областной целевой
                             программы
                                        
    Положением  о  департаменте экономического развития Воронежской 
области,   утвержденным  постановлением  правительства  Воронежской  
области от 18.05.2009 N394 "Об утверждении Положения о департаменте 
экономического   развития   Воронежской  области"  (в  редакции  от  
23.07.2009), предусмотрено выполнение функции по формированию основ 
и  механизмов  реализации  региональной политики в сфере ипотечного 
жилищного кредитования.
    Ответственным  за  формирование и реализацию программы является 
департамент  экономического  развития  Воронежской области.   
                                        
  10. Государственные заказчики и разработчики областной целевой
                             программы
                                        
    Государственным заказчиком областной целевой программы является 
департамент  экономического  развития  Воронежской  области.   
    Разработчиком  областной целевой программы является департамент 
экономического   развития   Воронежской  области  при  участии  ОАО  
"Агентство  жилищного  ипотечного кредитования Воронежской области" 
(по согласованию).
   
 11. Основные направления финансирования, сроки и этапы реализации
                    областной целевой программы
   
    Объемы   и   источники   финансирования   программы  по  срокам  
реализации  программы  представлены  в  таблице 3.     
   
                                                                       Таблица 3
   
                   Объемы и источники финансирования программы
                               на 2010-2015 годы
   
                                                                                                                  тыс. рублей
N   Наименование   Объемы    Федераль-Областной  Местные  Собственные   Кредиты     Иностран-   Другие   Гарантии   Гарантии
п/  мероприятия    финанси-  ный      бюджет     бюджеты  средства      коммерчес-  ные         источни- Правитель- областного
п                  рования,  бюджет                       предприятий и ких         кредиты     ки       ства РФ    залогового
                   всего                                  организаций   банков                  финанси-            фонда
                                                                                                рования
1   2              3         4        5          6        7             8           9           10       11         12
1.  Развитие                                                                                                        
    инфраструктуры
    жилищного
    ипотечного
    кредитования
    2010 год       10 000    -        10 000     -        -             -           -           -        -          -
    2011 год       10 500    -        10 500     -        -             -           -           -        -          -
    2012 год       11 000    -        11 000     -        -             -           -           -        -          -
    2013 год       11 600    -        11 600     -        -             -           -           -        -          -
    2014 год       12 100    -        12 100     -                                                                  
    2015 год       13 000    -        13 000                                                                        
    Итого по       68 200    -        68 200     -        -             -           -           -        -          -
    мероприятию
2.  Государственна                                                                                                  
    я
    (областная)
    поддержка
    системы
    жилищного
    ипотечного
    кредитования
    2010 год       74 942    -        74 942     -        -             -           -           -        -          -
    2011 год       78 200    -        78 200     -        -             -           -           -        -          -
    2012 год       81 900    -        81 900     -        -             -           -           -        -          -
    2013 год       85 000    -        85 000     -        -             -           -           -        -          -
    2014 год       92 000    -        92 000     -        -             _           -           -        -          -
    2015 год       98 000             98 000                                                                        
    Итого          510 042   -        510 042    -        -             -           -           -        -          -
3.  Привлечение                                                                                                     
    дополнительных
    средств в
    систему
    жилищного
    ипотечного
    кредитования
    2010 год       553 351   -        -          -        553 351       -           -           -        -          -
    2011 год       577 000   -        -          -        577 000       -           -           -        -          -
    2012 год       604 754   -        -          -        604 754       -           -           -        -          -
    2013 год       650 000   -        -          -        650 000       -           -           -        -          -
    2014 год       680 000   -        -          -        680 000       -           -           -        -          -
    2015 год       720 000                                720 000                                                   
    Итого          3 785 105 -        -          -        3 785 105     -           -           -        -          -
По программе
    2010 год                                                                                                        
    2011 год                                                                                                        
    2012 год                                                                                                        
    2013 год                                                                                                        
    2014 год                                                                                                        
    2015 год                                                                                                        
    Всего по       4 363 347 -        578 242    -        3 785 105     -           -           -        -          -
    программе
   
 12. Механизм формирования мероприятий областной целевой программы
   
    Программа  будет реализовываться на основе нормативных правовых 
актов   Воронежской   области,   соглашения   между  правительством  
Воронежской   области,   Федеральным   агентством   по   ипотечному   
кредитованию"  и  ОАО  "Агентство жилищного ипотечного кредитования 
Воронежской  области",  соглашений между правительством Воронежской 
области и кредитными организациями.
   
    13. Формы и методы управления реализацией областной целевой
                             программы
                                        
    Комплексное   управление   реализацией  программы  осуществляет  
департамент    экономического    развития    Воронежской    области    
(координатор),   который  несет  ответственность  за  реализацию  и  
конечные    результаты    программы,   рациональное   использование   
выделяемых  на  ее  выполнение  финансовых  средств.     
    Координатор в рамках своей компетенции:
    -  определяет  наиболее  эффективные формы и методы организации 
работ по реализации программы;
    - в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок 
на  ассигнования из областного бюджета для финансирования программы 
на очередной финансовый год;
    -  осуществляет  реализацию  программных  мероприятий в области 
социальной политики;
    - организует взаимодействие всех участников программы;
    -  обеспечивает  представление  отчетности  о  ходе  выполнения  
программы;
    - вносит предложения по корректировке программы;
    - принимает меры по обеспечению выполнения программы.
   
   


Информация по документу
Читайте также