Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17.03.2017 № 113

 

 

 

 

МАРИЙ ЭЛ РЕСПУБЛИКЫН

ВИКТЕРЖЕ

 

ПУНЧАЛ

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

от 17 марта 2017 г. № 113

 

 

 

Об утверждении бюджетного прогноза Республики Марий Эл

на период до 2030 года

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.09.2017 № 365)

 

В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Республики Марий Эл на период до 2030 года.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра финансов Республики Марий Эл.

 

 

Председатель Правительства

Республики Марий Эл                                      Л.Маркелов

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Марий Эл

от 17 марта 2017 г. № 113

 

 

 

Бюджетный прогноз Республики Марий Эл

на период до 2030 года

 

 

 

Введение

 

Бюджетный прогноз Республики Марий Эл на период до 2030 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьями 11, 34 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Одним из инструментов достижения целей государственной социально-экономической политики на современном этапе должна стать бюджетная политика республики, основные черты которой при различных вариантах развития российской и мировой экономики будут зафиксированы в долгосрочном бюджетном прогнозе.

Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.

 

1. Основные итоги исполнения консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл за 2015 - 2016 годы, условия формирования бюджетного прогноза

 

В 2015 - 2016 годах в Республике Марий Эл проводилась работа по реализации комплекса системных мер, направленных на увеличение собственных доходов бюджета республики, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов, снижение государственного долга Республики Марий Эл. Правительством Республики Марий Эл большое внимание уделяется поддержке реального сектора экономики, финансовому оздоровлению организаций и сохранению созданного в республике налогового потенциала.

В 2015 - 2016 годах реализовался план мероприятий по обеспечению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Марий Эл и дополнительной мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 г. № 617 "О мерах по обеспечению поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Марий Эл и дополнительной мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл в 2015 - 2016 годах".

В соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2016 г. № 343-р (в редакции распоряжения Правительства Республики Марий Эл от 28 октября 2016 г. № 447-р) утвержден план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл.

Проводимые мероприятия основываются на внутренних ресурсах по выявлению резервов налоговых поступлений, улучшению качества администрирования доходов, повышению эффективности использования государственного имущества и муниципального имущества и развитию  рыночных механизмов в сфере арендных отношений.

Консолидированный бюджет Республики Марий Эл за 2015 год исполнен в целом по доходам в объеме 27 378,7 млн. рублей, с ростом к уровню 2014 года на 1 181,9 млн. рублей, или на 4,5 процента.

Консолидированный бюджет Республики Марий Эл в 2015 году исполнен по налоговым и неналоговым доходам в объеме 16 288,4 млн. рублей. Рост к уровню 2014 года составил 1 238,5 млн. рублей, или 108,2 процента при среднем росте по Российской Федерации - 106,1 процента и по Приволжскому федеральному округу - 104,6 процента. В результате Республика Марий Эл по динамике налоговых и неналоговых доходов занимала 3 место из 14 субъектов Приволжского федерального округа (в 2014 году - 4 место).

В 2015 году безвозмездные поступления в республиканский бюджет Республики Марий Эл составили в сумме 11 080,2 млн. рублей, 99,4 процента к уровню 2014 года. Дотации поступили в сумме 5 613,6 млн. рублей (50,7 процента от общего объема безвозмездных поступлений).

Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл за 2015 год произведены в размере 29 843,8 млн. рублей, с ростом к уровню 2014 года на 1 384,9 млн. рублей, или на 4,9 процента, в том числе республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме 25 875,8 млн. рублей, с ростом к уровню 2014 года на 1 200,9 млн. рублей, или на 4,9 процента.

В общей сумме расходов консолидированного бюджета республики наибольший удельный вес занимают расходы по разделам "Образование" - 25,7 процента, "Национальная экономика" - 19,1 процента, "Социальная политика" - 14,7 процента, "Здравоохранение" - 12,4 процента.

Дефицит консолидированного бюджета Республики Марий Эл на 1 января 2016 г. составил 2 465,1 млн. рублей при плановом дефиците в размере 2 689,3 млн. рублей, дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл - 2 415,7 млн. рублей при плановом дефиците в размере 2 472,3 млн. рублей.

Общая сумма доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Марий Эл за 2016 год, составила 27 269,0 млн. рублей, или 94 процента плана года.

В республиканский бюджет Республики Марий Эл поступило доходов 23 494,6 млн. рублей, план  выполнен на 93,8 процента к годовым назначениям.

В местные бюджеты  поступило доходов 9 820,9 млн. рублей, или 94 процента к годовому плану.

Безвозмездные поступления составили 10 071,6 млн. рублей, или снизились к уровню 2015 года на 1 018,7 млн. рублей.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет Республики Марий Эл в 2016 году в объеме 17 197,4 млн. рублей, с ростом к уровню 2015 года на 5,6 процента, или на 909 млн. рублей.

Расходы консолидированного бюджета Республики Марий Эл за отчетный период произведены в размере 27 631,2 млн. рублей, что составило 93,4 процента годовых назначений, республиканского бюджета Республики Марий Эл соответственно - 23 813,0 млн. рублей и 93,5 процента, из местных бюджетов профинансировано расходов 9 864,6 млн. рублей, или 93,1 процента к плану.

В общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Марий Эл наибольший удельный вес занимают расходы по разделам "Образование" - 24,2 процента, "Национальная экономика" - 18,8 процента, "Социальная политика" - 15,2 процента, "Здравоохранение" - 15,1 процента.

Консолидированный и республиканский бюджеты Республики Марий Эл за 2016 год исполнены с дефицитом в сумме 362,1 млн. рублей и 318,5 млн. рублей соответственно, местные бюджеты - с дефицитом в сумме 43,7 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2017 г. объем государственного внутреннего долга Республики Марий Эл составил 13 513,8 млн. рублей и увеличился по сравнению с объемом на начало года на 382,5 млн. рублей, или на 3 процента.

Долговая нагрузка (отношение объема долга к объему доходов без учета безвозмездных поступлений) составила 100,9 процента. Предельный норматив, установленный статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации в размере 100 процентов, превышен в пределах объема долга по бюджетным кредитам, что соответствует федеральному законодательству.

 

2. Цель и задачи бюджетного прогноза

 

Основной целью разработки бюджетного прогноза является оценка основных тенденций развития бюджетов бюджетной системы в Республике Марий Эл, позволяющая путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить необходимый уровень сбалансированности бюджетов бюджетной системы в Республике Марий Эл и достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Марий Эл.

К задачам бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:

осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние бюджетов бюджетной системы в  Республике Марий Эл;

разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджетов бюджетной системы в Республике Марий Эл и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл;

выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл и решению ключевых задач социально-экономического развития Республики Марий Эл в долгосрочном периоде;

обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл, макроэкономических и иных показателей, в том числе базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;

профилактика бюджетных рисков для консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл;

определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Республики Марий Эл на период их действия.

Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя следующие основные направления и мероприятия:

обеспечение взаимного соответствия и координации бюджетного прогноза с другими документами государственного стратегического планирования Республики Марий Эл, в первую очередь с прогнозом социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года и государственными программами Республики Марий Эл;

систематизация и регулярный учет основных бюджетных и макроэкономических рисков;

использование в целях долгосрочного бюджетного прогнозирования и планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов;

полноценное включение разработки и обеспечение учета бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.

 

3. Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2030 года и прогноз основных характеристик бюджетов бюджетной системы Республики Марий Эл

 

Бюджетный прогноз сформирован в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года.

Достижение основных параметров прогноза до 2030 года определяется следующими факторами:

развитие эффективных форм государственной поддержки, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность;

повышение доли импортозамещающей конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта.

При подготовке основных параметров прогноза до 2030 года были использованы данные государственной статистики и органов исполнительной власти Республики Марий Эл.

Основные параметры прогноза до 2030 года разработаны в двух вариантах: базовом и целевом.

Два сценария социально-экономического развития республики определены совокупностью внешних и внутренних факторов, условий и предпосылок, в том числе складывающихся макроэкономических показателей в экономике России, а также особенностями государственной политики и масштабами федеральной поддержки.

Базовый вариант социально-экономического развития республики исходит из менее благоприятного сценария развития экономики, характеризуется сохранением сложившихся трендов экономического развития, работой всех секторов экономики в основном за счет использования имеющихся резервов и повышения загрузки существующих мощностей, реализации с учетом ресурсных ограничений наиболее приоритетных и наименее ресурсоемких проектов, умеренными долгосрочными темпами роста экономики.

Целевой вариант предполагает выход экономики республики на траекторию устойчивого роста, более высокие темпы роста валового регионального продукта, инвестиций в основной капитал, потребительского спроса.

В целом отклонение между базовым и целевым вариантами прогноза незначительно.

Общее замедление темпов экономического развития в 2014 - 2015 годах в связи с осложнением внешнеэкономической ситуации в России обусловливает необходимость выбора первого (базового) варианта развития экономики республики для формирования бюджетного прогноза. Это позволит минимизировать риск завышения доходной части консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл и предотвратить принятие расходных обязательств, не соответствующих возможностям бюджетов.

Основные параметры базового сценария социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года приведены в приложении № 1 к настоящему бюджетному прогнозу.

Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Республики Марий Эл и республиканского бюджета Республики Марий Эл на период до 2030 года приведен в приложении № 2 к настоящему бюджетному прогнозу.

 

4. Оценка расходов на реализацию государственных программ

Республики Марий Эл на период до 2030 года

 

Интеграция стратегического и бюджетного планирования в Республике Марий Эл осуществляется в рамках государственных программ Республики Марий Эл, объединяющих регулятивные (нормативные правовые) инструменты, контрольные функции, финансовые и нефинансовые активы, бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Марий Эл для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах (отраслях), включая финансовое обеспечение государственных заданий на оказание (выполнение) государственных услуг (работ).

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 11 апреля 2012 г. № 193-р утвержден перечень государственных программ Республики Марий Эл.

Бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объемы ("потолки") расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию каждой из государственных программ Республики Марий Эл на период до 2030 года. Это позволит Правительству Республики Марий Эл и органам исполнительной власти Республики Марий Эл - ответственным исполнителям государственных программ Республики Марий Эл определить цели и ожидаемые результаты государственных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Республики Марий Эл, сформировать систему мероприятий, установить сроки и содержание этапов их реализации.

Предельные расходы на финансовое обеспечение реализации государственных программ Республики Марий Эл на период их действия представлены в приложении № 3 к настоящему бюджетному прогнозу.

Необходимо отметить, что сами "потолки" расходов вне зависимости от статуса утвердившего их документа не предопределяют объем и структуру расходных обязательств Республики Марий Эл, подлежащих финансированию из республиканского бюджета Республики Марий Эл. Это индикативная оценка объема расходов, который в случае подтверждения долгосрочного экономического и бюджетного прогноза может быть включен в состав ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл по соответствующей государственной программе Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период.

В то же время, несмотря на индикативный характер, данные показатели позволяют определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных средств, сформировать государственные программы Республики Марий Эл, создать стимулы для их ответственных исполнителей по  выявлению и использованию резервов в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.

В случае разработки и принятия новых государственных программ Республики Марий Эл бюджетные ассигнования на их финансовое обеспечение могут быть установлены только за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим государственным программам Республики Марий Эл.

В целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Марий Эл ввиду возможных рисков сокращения расходов при формировании расходной части республиканского бюджета Республики Марий Эл до 2030 года ежегодно предусмотрены условно утвержденные  расходы, не распределяемые по государственным программам Республики Марий Эл.

В случае подтверждения долгосрочного прогноза "потолки" расходов могут ежегодно увеличиваться за счет распределения указанных средств с соответствующей корректировкой целевых индикаторов и показателей государственных программ Республики Марий Эл.

Финансовое обеспечение непрограммных направлений деятельности в долгосрочном периоде не предусматривается.

 

5. Оценка и минимизация бюджетных рисков

 

Возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Марий Эл является одной из ключевых задач бюджетного прогноза.

Общий подход к минимизации возможных угроз ухудшения сбалансированности республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов заключается в возможности обеспечения действующих расходных обязательств Республики Марий Эл без сокращения расходов на реализацию принятых решений.

В целях обеспечения бюджетной сбалансированности в случае сокращения доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов в первую очередь будут сокращены условно утвержденные объемы бюджетных ассигнований.

Долгосрочные бюджетные риски, действие которых будет выходить за пределы планового периода (более трех лет), потребуют введения дополнительных ограничений при формировании бюджетов будущих периодов.

К числу основных внутренних рисков можно отнести следующие виды рисков.

1. Демографические риски.

Рост доли населения старше трудоспособного возраста увеличивает нагрузку на республиканский бюджет Республики Марий Эл за счет увеличения расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения относится к полномочиям субъектов Российской Федерации. В 2016 году доля таких расходов в составе собственных средств республиканского бюджета  Республики Марий Эл оценивается на уровне 19,1 процента. Доля расходов на социальную политику в расходах республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2016 году оценивается на уровне 17 процентов.

В целях минимизации указанных рисков должна проводиться систематическая работа по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование. Кроме того, должна быть проведена работа по инвентаризации мер социальной поддержки граждан с учетом введения критериев адресности и нуждаемости.

2. Снижение конкурентоспособности экономики и производительности труда.

Результатом влияния данного фактора является сокращение инвестиций, снижение рентабельности соответствующих видов экономической деятельности и дальнейшее замедление темпов экономического роста.

Минимизация указанных рисков возможна за счет реализации системных мер, направленных на развитие производства, повышение производительности труда. В качестве основных мер в долгосрочном периоде сохранятся налоговые льготы, субсидирование затрат производителей.

3. Сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.

В среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для стимулирования экономического роста, поскольку потенциал стимулирования внутреннего спроса и роста экспорта в настоящее время ограничен.

Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста, а также формирует условия для снижения темпов промышленного производства в республике. Основными мерами, направленными на минимизацию указанных рисков, будут являться сохранение налоговых льгот, нацеленных на развитие производства и рост инвестиций, реализация проектов, направленных на развитие инфраструктуры.

Основным внешним риском будет сохранение влияния мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации в целом. В случае длительности негативных влияний в мировой экономике следует ожидать дополнительных эффектов, отрицательно влияющих на сбалансированность бюджетов бюджетной системы в  Республике Марий Эл.

Основными мерами, направленными на минимизацию риска несбалансированности консолидированного и республиканского бюджетов  Республики Марий Эл, будут являться оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств.

В целях недопущения риска несбалансированности консолидированного бюджета Республики Марий Эл требуется постоянная оценка расходных обязательств  Республики Марий Эл в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.

Реализация мер, направленных на минимизацию перечисленных рисков, позволит обеспечить ускорение темпов роста экономики и, соответственно, рост доходного потенциала консолидированного и республиканского бюджетов  Республики Марий Эл.

 

 

 

 


 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к бюджетному прогнозу

Республики Марий Эл

на период до 2030 года

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

 

базового сценария социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года

 

Показатели

2017

год

2018

год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс потребительских цен, в процентах к предыдущему году

 

105,7

104,7

104,4

104,2

104,1

104,0

103,6

103,3

103,0

103,1

103,2

103,2

103,1

103,0

Темп роста валового регионального продукта в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

 

102,0

101,4

101,7

101,3

101,7

101,8

101,8

102,0

102,1

102,1

102,3

102,4

102,5

102,6

Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

 

100,5

102,4

103,0

102,5

102,5

102,9

103,3

103,5

103,6

103,4

103,4

103,5

103,9

104,4

 

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к бюджетному прогнозу

Республики Марий Эл

на период до 2030 года

 

 

 

П Р О Г Н О З

 

основных характеристик консолидированного бюджета Республики Марий Эл и республиканского бюджета Республики Марий Эл на период до 2030 года

 

(млн. рублей)

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Консолидированный бюджет Республики Марий Эл

 

Доходы

25 884,2

23 920,7

24 886,9

25 698,4

26 523,9

27 362,3

28 147,0

Расходы

25 884,2

23 920,7

24 886,9

25 698,4

26 523,9

27 362,3

28 147,0

Дефицит (профицит)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Республиканский бюджет Республики Марий Эл

 

Доходы

22 267,9

20 113,5

20 883,3

21 526,8

22 181,2

22 845,9

23 468,0

Расходы

22 267,9

20 113,5

20 883,3

21 526,8

22 181,2

22 845,9

23 468,0

Дефицит (профицит)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственный долг

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

 

 

 

 

Показатели

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

2029 год

2030 год

1

9

10

11

12

13

14

15

 

Консолидированный бюджет Республики Марий Эл

 

Доходы

28 892,3

29 592,1

30 336,9

31 129,7

31 947,7

32 765,6

33 581,7

Расходы

28 892,3

29 592,1

30 336,9

31 129,7

31 947,7

32 765,6

33 581,7

Дефицит (профицит)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Республиканский бюджет Республики Марий Эл

 

Доходы

24 058,9

24 613,7

25 204,2

25 832,7

26 481,3

27 129,7

27 776,7

Расходы

24 058,9

24 613,7

25 204,2

25 832,7

26 481,3

27 129,7

27 776,7

Дефицит (профицит)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Государственный долг

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

13 513,8

 

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к бюджетному прогнозу

Республики Марий Эл

на период до 2030 года

 

 

 

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ


Информация по документу
Читайте также