Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 27.09.1994 № 142-III
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Об
экологической безопасности
Настоящий Закон
закрепляет правовые отношения по обеспечению экологической безопасности
граждан, общества и природной среды на территории Республики Марий Эл. Раздел I. Общие положения
С т а т ь я 1. Понятие экологической безопасности Экологическая безопасность (безопасность экологической сферы) - состояние
защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и природной среды на
территории Республики Марий Эл от последствий антропогенного воздействия на
окружающую природную среду, а также от экологических бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности может
представлять деятельность физических и юридических лиц Республики Марий Эл,
областей и республик Российской Федерации, воздействующих на окружающую среду,
а также опасные природные процессы и явления. В настоящем Законе нижеперечисленные термины и
понятия используются в следующем смысле. Антропогенное воздействие - форма деятельности человека, проявляющаяся в
изменении состояния окружающей природной среды. Экологическая опасность - изменение состояния окружающей природной
среды, угрожающая жизни, здоровью и благосостоянию людей, устойчивому развитию
общества, сохранности экологических систем и природных ландшафтов, растительного
и животного мира и других природных объектов. Экологический терроризм -
преднамеренное разрушение или поноза# изменений состояния окружающей
природной среды. Трансграничное воздействие - антропогенное воздействие на природную среду
Республики Марий Эл из областей н республик Российской Федерации. Экологический терроризм - преднамеренное разрушение или повреждение
объектов повышенной экологической опасности или угроза такого разрушения или
повреждения для достижения политических и иных целей. С т а т ь я 2. Правовые основы обеспечения экологической
безопасности Правовыми основами обеспечения экологической
безопасности являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики
Марий Эл, Законы Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды",
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основы
законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан",
Законы Республики Марий Эл "Об охране и рациональном использовании
окружающей природной среды", "О недрах", "О лицензировании
природопользования", законы и иные нормативные акты Республики Марий Эл,
межреспубликанские и межобластные договоры, заключенные или признанные
Республикой Марий Эл. С т а т ь я 3. Принципы и способы обеспечения экологической
безопасности на территории Республики Марий Эл Основными принципами обеспечения экологической
безопасности на территории Республики Марий Эл являются: приоритет сохранения и создания благоприятной для
жизни человека природной среды в ходе социально-экономического развития республики; создание баланса интересов объектов экологической
безопасности; поддержка мероприятий по оздоровлению среды
обитания, в первую очередь в районах экологического неблагополучия; гласность планов осуществления деятельности,
способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной
среды; обеспечение полной, достоверной и своевременной
информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической
безопасности; разрешительный порядок осуществления
производственной и другой деятельности, в том числе направленной на изъятие
природных ресурсов, способной создать угрозу экологической безопасности
населения и природной среды; организация системы обязательного страхования
граждан, проживающих в зонах экологического бедствия, от последствий
экологических, природных, техногенных воздействий, а также промышленных аварий; участие населения в принятии решений,
затрагивающих его экологическую безопасность; поддержка деятельности общественных организаций и
граждан, направленной на обеспечение экологической безопасности; организация правоохранительными органами на
объектах повышенной экологической опасности оперативно-розыскных мероприятий в
целях предотвращения экологического терроризма. С т а т ь я 4. Право на обеспечение экологической безопасности Каждый гражданин Республики Марий Эл, а также
иные лица, находящиеся на территории Республики Марий Эл, имеют равное право
быть обеспеченными условиями экологической безопасности их существования. Воздействия на окружающую среду не должны
понижать уровень экологической безопасности последующих поколений людей. С т а т ь я 5. Объекты экологической безопасности Основными объектами экологической безопасности
являются: граждане с их правом на обеспечение защищенности
их интересов от последствий антропогенного воздействия на окружающую природную
среду; территория республики с ее природными ресурсами и
природной средой, являющаяся источником и необходимым условием устойчивого
развития общества, благополучия настоящего и будущего поколений. С т а т ь я 6. Субъекты обеспечения экологической безопасности Субъектами правоотношений по обеспечению
экологической безопасности являются органы законодательной, исполнительной и
судебной власти, а также юридические и физические лица, обладающие правами и обязанностями
по обеспечению экологической безопасности в соответствии с законодательством
Республики Марий Эл, нормативными актами органов государственной власти и
управления, принятыми в пределах их компетенции. Раздел II. Система обеспечения экологической безопасности
Республики Марий Эл
С т а т ь я 7. Система органов, обеспечивающих экологическую
безопасность Республики Марий Эл Система органов, обеспечивающих экологическую
безопасность Республики Марий Эл, включает в себя Правительство Республики
Марий Эл, Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл,
администрации районов и городов Республики Марий Эл, местные администрации,
осуществляющие в пределах своей компетенции обеспечение экологической
безопасности. С т а т ь я 8. Разрешительный порядок осуществления
деятельности, угрожающей экологической безопасности Деятельность, представляющая или способная
представлять угрозу экологической безопасности, осуществляется только по
лицензиям, выдаваемым специально уполномоченными на то органами в области
охраны окружающей природной среды. Органы исполнительной власти районов и городов
определяют условия лицензирования данной деятельности, исходя из требований
экологической безопасности с учетом позиции населения. С т а т ь я 9. Обязанности субъектов хозяйственной деятельности
по обеспечению экологической безопасности Собственники предприятий, осуществляющих
деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, независимо от
ведомственного подчинения и форм собственности, обязаны представлять в
специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среды
Декларацию о безопасности, включающую в числе основных сведений: оценку аварийного воздействия на окружающую среду
осуществляемой или предполагаемой деятельности; перечень мер, обеспечивающих экологическую
безопасность функционирования предприятия. Декларация о безопасности служит основанием для
выдачи лицензии на осуществление деятельности, представляющей или способной
представлять угрозу экологической безопасности. Перечень видов деятельности, подлежащей
декларированию и осуществляемых на основании лицензии, порядок разработки и
оформления Декларации определяются Правительством Республики Марий Эл. С т а т ь я 10. Ограничение деятельности в случае угрозы
экологической безопасности В случае непредвиденного возникновения угрозы
экологической безопасности населения или окружающей природной среды населенного
пункта, района, города, республики из-за воздействия антропогенных факторов на
окружающую среду или непреодолимых стихийных сил природы, деятельность
предприятий, организаций и физических лиц может быть ограничена или
приостановлена в исключительном порядке. Постановление об ограничениях или приостановлении
деятельности предприятий, организаций и физических лиц в этих случаях выносится
специально уполномоченными органами в установленном порядке по рекомендации
Совета по координации деятельности министерств и ведомств по вопросам охраны
окружающей природной среды при Правительстве Республики Марий Эл. С т а т ь я 11. Открытость информации об экологической
безопасности Сведения об опасных последствиях антропогенного
воздействия на окружающую среду, а также о прогнозах природных бедствий и
катастроф являются общедоступными и не могут быть засекречены. Декларация о безопасности, сведения о влиянии
деятельности, продукции и отходов деятельности предприятия на состояние
окружающей природной среды и здоровье населения, а также о безопасности условий
труда, не могут составлять коммерческую тайну вне зависимости от ведомственной
принадлежности предприятия и форм собственности. Объем и содержание вышеуказанных сведений
определяются с учетом баланса обеспечения прав граждан и защиты государственных
интересов и устанавливается Правительством Республики Марий Эл. С т а т ь я 12. Права граждан и общественных объединений в
области обеспечения экологической безопасности В целях обеспечения экологической безопасности
все общественные объединения и граждане имеют право: на бесплатное получение в органах государственной
власти и управления всех имеющихся сведений о состоянии окружающей природной
среды и мерах по обеспечению экологической безопасности; на беспрепятственный сбор информации о влиянии
деятельности предприятий и организаций на состояние окружающей природной среды; на обжалование в судебном порядке решений и
действий органов государственной власти и управления всех уровней, а также
предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и видов
хозяйственной деятельности, угрожающих экологической безопасности, в том числе
о выдаче лицензий на осуществление деятельности; выступать в суде в качестве истца в процессах о
возмещении ущерба природной среды, имуществу и здоровью населения, причиненного
вследствие необеспеченности экологической безопасности; осуществлять общественный контроль за соблюдением
законодательства в области охраны окружающей природной среды и экологической
безопасности. Раздел III. Ответственность за нарушение законодательства об
экологической безопасности
С т а т ь я 13. Основание для привлечения к ответственности за
нарушение законодательства об экологической безопасности Основаниями для привлечения к ответственности за
нарушение законодательства об экологической безопасности являются: противоправность деяния (действия или бездействия)
природопользователя или должностного лица органа государственного управления; причинение вреда здоровью, имуществу граждан и их
объединений или окружающей среде; причинная связь между неправомерным деянием и
причиненным вредом здоровью и имуществу граждан и их объединений или окружающей
среде; вина нарушителя, установленная в установленном
порядке. Ответственность за нарушение законодательства об
экологической безопасности наступает в случае, когда: природопользователь нарушает взятые на себя обязательства
в соответствии с Декларацией о безопасности, или должностное лицо органов
государственного управления нарушает порядок лицензирования деятельности,
представляющую экологическую безопасность. С т а т ь я 14. Ответственность органов государственного
управления, предприятий, организаций и физических лиц за нарушения
законодательства об экологической безопасности Должностные лица и граждане, предприятия,
учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений,
повлекших нарушение экологической безопасности, выразившихся в: выдаче лицензий на деятельность, представляющую
угрозу экологической безопасности, либо принятии решений, допускающих подобную
деятельность; дезинформации или сокрытии информации о наличии
угрозы экологической безопасности; воспрепятствовании или неоказании содействия
деятельности специально уполномоченных органов экологической безопасности, а
также общественных объединений и граждан, занятых в общественной системе
экологической безопасности; отсутствие лицензии на деятельность,
представляющую или способную представлять угрозу экологической безопасности; продолжении производства в случае, если
предприятие предвидело экологическую опасность, но не приостановило
производство; умышленном невыполнении или небрежном выполнении
своих обязательств, изложенных в Декларации о безопасности; подвергаются административной ответственности в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики
Марий Эл. С т а т ь я 15. Компенсация за ущерб из-за необеспечения
экологической безопасности Вред, причиненный правонарушителем
законодательства об экологической безопасности, подлежит возмещению в полном
объеме за экономический (материальный) и экологический (нематериальный) ущербы. В соответствии со ст.128 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и республик владельцы источников повышенной
опасности возмещают экономический и экологический ущербы независимо от вины. Экономический ущерб, нанесенный в результате
уничтожения, повреждения, загрязнения и истощения природных объектов, как
ресурсов использования и в связи с этим невозможности использовать природные
объекты по назначению, получать доходы, в необходимости дополнительных затрат
на их восстановление, вследствие необеспечения экологической безопасности, компенсируется
в полном объеме в размерах их стоимости за счет причинившего этот ущерб
предприятия, организации и учреждения. Экологический ущерб, выражающийся в ухудшении
естественного состояния природных объектов, в ослаблении их экологических
функций, в снижении или потере способности природных объектов к самоочищению и
самовосстановлению, в ослаблении защитных свойств природы, а вместе с этим и
человека, определяется по таксовой стоимости поврежденного, уничтоженного или
испорченного естественного состояния природных объектов. Величина ущерба определяется условно по заранее
установленным расценкам и возмещается в полном объеме за счет причинившего
экологический ущерб предприятия, организации и учреждения. Раздел IV. Межобластные и межреспубликанские аспекты
экологической безопасности
С т а т ь я 16. Защита от внешних угроз экологической
безопасности С целью защиты населения и природной среды
Республики Марий Эл от трансграничных воздействий, угрожающих их экологической
безопасности Правительство Республики Марий Эл в лице специально уполномоченных
органов в области охраны окружающей природной среды обязано: с помощью национальных средств осуществлять учет
и постоянное наблюдение за источниками угрозы экологической безопасности,
находящимися вне территории Республики Марий Эл; принимать меры, необходимые для предотвращения
угрозы экологической безопасности от источников экологической опасности,
находящихся вне территории Республики Марий Эл; участвовать в создании и функционировании
межреспубликанской и межобластной систем экологической безопасности и
предотвращения экологического терроризма. Все действия, предпринимаемые во исполнение
настоящей статьи, осуществляется# на основе и с соблюдением действующих
норм законодательства Российской Федерации и межреспубликанских и межобластных
договоров или соглашений. С т а т ь я 17. Предотвращение ущерба экологической безопасности Правительство Республики Марий Эл, специально
уполномоченные органы экологической безопасности принимают все меры для
предотвращения ущерба и угроз ущерба экологической безопасности населению и
природной среде других областей и республик вследствие трансграничного
воздействия источников экологической опасности, находящихся на территории
Республики Марий Эл. С т а т ь я 18. Участие в ликвидации последствий экологических
катастроф и стихийных бедствий в других областях и республиках Государственные органы Республики Марий Эл
обеспечивают участие республиканских сил и средств в предотвращении и
ликвидации последствий экологических катастроф и стихийных бедствий,
произошедших в других областях и республиках, в соответствии с межобластными и
межреспубликанскими соглашениями или по просьбе соответствующих республик и
областей. С т а т ь я 19. Межобластные и межреспубликанские соглашения в
области обеспечения экологической безопасности Межобластные и межреспубликанские соглашения в
области обеспечения экологической безопасности устанавливают порядок действий и
ответственность сторон по обеспечению экологической безопасности на своих
территориях. Президент Республики Марий Эл В.Зотин г.Йошкар-Ола, 27 сентября 1994 года, № 142-III Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|