Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.02.2017 № 29

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2017 г. N 29

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития детского туризма в Республике Башкортостан на период до 2020 года (далее - Концепция).

2. Министерству образования Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в месячный срок внести в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан на утверждение план мероприятий по реализации Концепции.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова С.Т.

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

Р.Х.МАРДАНОВ

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 7 февраля 2017 г. N 29

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Концепция развития детского туризма в Республике Башкортостан на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в целях определения основных направлений развития детского туризма в Республике Башкортостан.

Концепция разработана в соответствии с:

Федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 (с последующими изменениями);

государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317;

Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р;

Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2016 года N 2251-р);

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;

государственной программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 июня 2012 года N 185 (с последующими изменениями);

а также во исполнение поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации отдыха и оздоровления детей от 6 июля 2016 года, Главы Республики Башкортостан по итогам заседания Попечительского совета Башкирского регионального отделения Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" от 14 октября 2015 года.

Концепция способствует созданию условий для формирования модели развития детского туризма в Республике Башкортостан, ориентирована на развитие туристско-краеведческого движения в регионе, сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, увеличение охвата учащихся различными формами туристско-краеведческой деятельности.

Формирование новых экономических отношений в республике и в стране в целом требует изменений в подходах и механизмах организации массового детского туризма. В частности, происходит смена субъектов и институтов, занимающихся организацией туризма: если до начала 90-х годов этими вопросами занималась система образования, то сейчас в качестве субъектов, развивающих детский туризм, выступают не только образовательные организации, но и коммерческие и некоммерческие организации, бизнес-структуры, предприятия и общественные объединения.

Если в системе образования туристско-краеведческая деятельность - это регулярные занятия в соответствующих кружках и объединениях, то коммерческий туризм предполагает разовые мероприятия в форме различных экскурсий, поездок, лагерей, слетов.

Организации, занимающиеся детским туризмом, находятся в ведении различных министерств и ведомств: спортивные и туристские клубы - Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, организации дополнительного образования детей - Министерства образования Республики Башкортостан, коммерческие туристские организации - Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму.

Концепция позволит усилить межведомственное взаимодействие различных министерств и ведомств Республики Башкортостан. Детский туризм приобретет форму государственного заказа, направленного на патриотическое воспитание и оздоровление детей и молодежи.

В результате реализации Концепции будет обеспечиваться формирование личности с активной гражданской позицией и высоким адаптивным потенциалом.

Практическая значимость Концепции заключается в том, что ее реализация позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях путем проведения учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок по родному краю, для вовлечения детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению Отечества, его культуры и истории.

 

2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

 

Детский туризм - один из самых массовых видов туризма, в перспективе он может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма. В республике для этого имеются все необходимые условия - прежде всего, природно-рекреационный и историко-культурный потенциал региона: около 1000 карстовых полостей и пещер, сотни рек и озер, множество горных хребтов, 3 государственных заповедника, 1 национальный и 4 природных парка, более 4500 памятников истории, искусства, культуры, более 1000 государственных, муниципальных, ведомственных, частных и школьных музеев.

Детский туризм в Башкортостане получил развитие с конца 90-х годов прошлого столетия в рамках туристско-краеведческого движения учащихся. Приказом Министерства народного образования БАССР от 20 февраля 1991 года N 90 был утвержден проект Положения о туристско-краеведческом движении учащихся Республики Башкортостан "Дорогами Отечества", Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 1999 года N 398 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2010 года N 469) - инструкция по организации и проведению в Республике Башкортостан туристских походов, экспедиций, экскурсий с участием несовершеннолетних.

На сегодняшний день система детского туризма представлена 20 профильными организациями (центрами, домами, станциями юных туристов), из них 15 расположены в городских округах, 5 - в муниципальных районах Башкортостана.

В 1416 детских объединениях туристско-краеведческой направленности занимаются более 22 тыс. воспитанников. Кроме этого, в 94 многопрофильных организациях дополнительного образования детей туристско-краеведческая работа ведется в форме кружков и детских объединений.

В республике ежегодно функционируют около 1500 детских лагерей с дневным пребыванием для отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время; 95 загородных (65 - муниципальных, 20 - ведомственных, 10 - иной формы собственности); 120 палаточных, 1000 лагерей труда и отдыха, трудовых объединений.

Увеличилось количество экскурсионных маршрутов для школьников в связи с открытием новых музеев, устройством смотровых площадок и организацией стоянок.

Получил развитие детский спортивный туризм, включающий отдых в профильных лагерях, прохождение различных по сложности маршрутов, преодоление природных препятствий. К числу таких маршрутов относятся горнолыжные, горные (восхождение), пешеходные, велосипедные, спелеопоходы, водные, конные и др.

Сегодня детским туризмом занимаются как некоммерческие организации, так и коммерческие структуры. В числе некоммерческих организаций - государственные и муниципальные образовательные организации, в том числе дополнительного образования детей, общественные объединения (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения). Коммерческие - это предприятия в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных и публичных акционерных обществ, а также индивидуальные предприниматели, работающие с детьми. Всего в этой сфере в настоящее время функционируют около 30 коммерческих организаций.

В целях координации развития детского туризма Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 июля 2015 года N 262 создан Республиканский совет по развитию детского туризма в Республике Башкортостан.

В республике с учетом ее природного и культурно-исторического потенциала составлен республиканский реестр туристских и экскурсионных маршрутов для учащихся образовательных организаций, детей с родителями, включающий более 80 маршрутов. В 2015 - 2016 учебном году более 200 тыс. школьников посетили природные, культурные и исторические объекты республики. Отдельные туры организуются для детей-сирот.

Вместе с тем темпы развития детского туризма в республике недостаточно высокие. Туристскими услугами сегодня охвачено примерно 40% от общего числа школьников. Только около 6% из них занимаются в туристско-краеведческих объединениях образовательных учреждений.

Сокращается число туроператоров, занимающихся организованным детским туризмом. В 2015 году их количество уменьшилось до 20. В 2014 году их было 30. В летней кампании 2016 года в формировании детских групп принимали участие общества с ограниченной ответственностью "Туристская фирма "Крекс", "Рустур", "Баштур Плюс", "Социум", "Роза ветров", "Тенгри".

В числе главных проблем развития детского туризма - сокращение сети туристских центров в муниципалитетах, отсутствие соответствующей туристской инфраструктуры, системного межведомственного подхода, недостаточный опыт работы по обслуживанию школьников.

Так, количество профильных детских туристских организаций сократилось с 27 в 2010 году до 20 в 2016 году, число занимающихся в туристско-краеведческих объединениях - с 27 тыс. до 22 тыс. человек соответственно. В последние годы закрыты учреждения дополнительного образования данного профиля в Баймакском, Белебеевском, Белокатайском, Бураевском, Дюртюлинском, Хайбуллинском, Шаранском районах.

В муниципалитетах не разработаны программы развития детского туризма, материально-техническая база устарела. Имеются проблемы с использованием школьных автобусов для перевозки детей во внеурочное время по экскурсионным и туристским маршрутам, медицинским сопровождением учащихся, не хватает квалифицированных кадров. В организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования не предусмотрена специализация по детскому туризму.

Разработанные туристские и экскурсионные маршруты требуют соответствующей сертификации.

На республиканском уровне не осуществляется комплексная системная работа по координации деятельности муниципалитетов в этой сфере, не выработаны единые правила и требования к организации и проведению туристских и экскурсионных маршрутов, не отлажен механизм подготовки соответствующих кадров, эффективного взаимодействия республиканских и местных органов власти, транспортных и образовательных организаций. Инструкция по организации и проведению в Республике Башкортостан туристских походов, экспедиций, экскурсий с участием несовершеннолетних, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 1999 года N 398 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2010 года N 469), требует актуализации.

Реализация Концепции позволит обеспечить создание благоприятных условий для развития детского туризма в республике за счет расширения его сети и повышения материально-технической оснащенности организаций, оказывающих услуги в сфере детского туризма, создания соответствующей инфраструктуры, укрепления кадрового потенциала, а также организовать тесное взаимодействие республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных, туристских организаций, организаций культуры, культурно-исторических центров, общественных объединений, государственных и муниципальных музеев, предприятий промышленности и агропромышленного комплекса республики.

В конечном счете это должно повысить уровень охвата детей и подростков туристской деятельностью, в том числе посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок.

 

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

 

Цель Концепции - формирование модели развития детского туризма в Республике Башкортостан, создающей условия для комплексного развития подрастающего поколения в духе патриотизма на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию родного края.

Для достижения цели Концепции необходимо решить следующие задачи:

разработать систему мер по сохранению и развитию детского туризма в Башкортостане;

обеспечить координацию взаимодействия в сфере детского туризма республиканских органов исполнительной власти, территориальных подразделений федеральных органов власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных образовательных, общественных, научных и иных организаций, бизнес-структур;

обеспечить интеграцию общего и дополнительного образования детей в сфере детского туризма в рамках внеурочной деятельности;

развивать научно-образовательную и творческую среду в образовательных организациях;

повышать доступность туристско-краеведческих услуг для различных категорий школьников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из семей с низким уровнем дохода, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА И МЕРЫ

ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Реализация Концепции предполагает развитие в муниципальных образованиях Республики Башкортостан:

детского туризма и краеведения;

детского культурно-познавательного, военно-патриотического и образовательного туризма;

детского отдыха и оздоровления;

детского спортивно-оздоровительного туризма.

Основными мерами по реализации данных направлений являются:

нормативно-правовое регулирование сферы детского туризма;

научно-методическое обеспечение детского туризма с общественностью;

подготовка и повышение квалификации кадров в сфере детского туризма.

 

4.1. Развитие детского туризма и краеведения

 

В Республике Башкортостан детский туризм осуществляется в различных формах: походы, ближние и дальние экскурсии с краеведческим и экологическим содержанием, малозатратные палаточные лагеря различных профилей, слеты и соревнования, которые способствуют воспитанию личности ребенка, обучению навыкам самообслуживания и готовности к современной жизни.

Ежегодно в республике совершается более 1200 детских походов с участием свыше 100 тыс. человек. Кроме того, охват экскурсиями и походами выходного дня составляет около 115 тыс. детей. В соревнованиях, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, викторинах участвуют свыше 135 тыс. детей и подростков. В целом в мероприятиях туристско-краеведческой направленности ежегодно принимают участие более 300 тыс. школьников.

Однако возможности рекреационного потенциала муниципальных образований используются сегодня недостаточно. Для эффективного развития сферы детского туризма необходимы:

обеспечение взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, территориальных подразделений федеральных органов власти, органов местного самоуправления республики в части сохранения и развития центров и станций юных туристов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, санитарно-эпидемиологического сопровождения массовых туристских мероприятий;

открытие центров детского туризма в Баймакском, Белебеевском, Бурзянском, Гафурийском районах, Ленинском, Демском и Советском районах города Уфы, городах Мелеузе и Сибае, где нет организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности;

укрепление материально-технической базы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования республики;

привлечение в организации дополнительного образования детей специалистов с профильным образованием;

организация совместной деятельности образовательных организаций республики с центрами детского туризма субъектов Российской Федерации;

паспортизация туристских и экскурсионных маршрутов в республике, составление соответствующих паспортов и технологических карт;

реализация механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства.

 

4.2. Развитие детского культурно-познавательного,

военно-патриотического и образовательного туризма

 

Туристско-краеведческая деятельность как эффективное средство воспитания, образования и оздоровления учащихся является составной частью образовательного процесса и реализуется в форме факультативов, кружков, краеведческих объединений, поисковых отрядов, клубов по интересам в организациях образования и культуры, активного участия школьников в туристско-краеведческом движении учащихся "Дорогами Отечества".

Культурно-познавательный, военно-патриотический и образовательный туризм может осуществляться на уровне образовательных организаций, определенных населенных пунктов (деревня, село, поселок, город), районов или городов, а также республики в целом. При этом должны быть разработаны соответствующие экскурсионно-туристские маршруты, которые будут включены в республиканский реестр маршрутов.

В целях формирования духовно-нравственной личности на основе уважения к историческому, духовному и культурному наследию своего региона необходимо:

разработать комплекс мер по организации в рамках внеурочной деятельности экскурсионных поездок учащихся образовательных организаций для ознакомления с достопримечательностями городов и районов Республики Башкортостан;

разработать модульный план-график посещения учащимися государственных и муниципальных музеев Республики Башкортостан;

систематизировать и создать единый республиканский реестр туристских и экскурсионных маршрутов для учащихся с посещением культурно-исторических объектов, памятников, музеев, театров;

регулярно в плановом порядке проводить перепаспортизацию школьных музеев согласно требованиям нормативных правовых актов;

интегрировать музейные уроки, выездные экскурсии и туристские поездки в процесс обучения и воспитания школьников;

разработать и создать интерактивные экскурсионные маршруты для школьников;

разработать соответствующие современным требованиям инновационные модели, технологии, мероприятия в сфере детского туризма.

 

4.3. Развитие детского отдыха и оздоровления

 

В республике сфера детского отдыха и оздоровления является одной из крупных в Российской Федерации и охватывает ежегодно около 400 тыс. детей школьного возраста, что составляет 96% от общего количества детей.

Получили развитие экономичные и малозатратные формы отдыха - туристско-палаточные, профильные лагеря, детские площадки, многодневные и категорийные походы, автобусные экскурсионные поездки по природным и археологическим объектам республики и за ее пределы. Такими формами отдыха ежегодно охвачено свыше 140 тыс. человек, организуются около 3 тыс. многодневных походов, сплавов с охватом свыше 69 тыс. человек. Каждый шестой ребенок республики ежегодно участвует в данных мероприятиях.

Учреждениями дополнительного образования детей муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан ежегодно организуются профильные лагеря. Большинство из них имеют социально значимую направленность, ведут социальную и реабилитационную работу с детьми из "группы риска", неблагополучными семьями, детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В республике действуют 19 детских лагерей, созданных при санаторно-курортных организациях, и 6 санаторно-оздоровительных детских лагерей с общим охватом около 30 тыс. детей.

Для дальнейшего развития сферы детского отдыха и оздоровления необходимо:

сохранить организацию смен туристско-краеведческого профиля на базе загородных оздоровительных организаций;

расширять спектр предоставляемых услуг посредством поддержки соответствующих инновационных проектов и программ;

сохранять в актуальном состоянии единый реестр (банк данных) организаций отдыха и оздоровления детей всех видов и форм в целях обобщения и распространения лучших практик.

 

4.4. Развитие детского спортивно-оздоровительного туризма

 

К данному направлению относятся походы с детьми и подростками (многодневные, категорийные), соревнования учащихся по различным видам туризма (водному, пешему, лыжному, спелео), слеты, туриады, полевые туристские лагеря. Ежегодно в этих мероприятиях участвуют более 75 тысяч учащихся. В 120 летних палаточных лагерях отдыхают более 5 тысяч школьников. Малозатратными формами отдыха охвачены более 90 тыс. учащихся.

Одним из главных условий развития детского туристского движения, особенно его спортивного направления, является обеспечение безопасности детей. В республике сохранилась сеть маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций (19), деятельность которых направлена на грамотную квалифицированную подготовку юных туристов и предполагает четкую организацию и безопасность туристских походов школьников. Важнейшими научно-практическими проблемами, требующими решения в ближайшем будущем, являются поиск и разработка наиболее эффективных технологий организации и проведения с учащимися массовых туристско-краеведческих мероприятий.

К основным задачам данного направления относятся:

повышение уровня физической подготовки детей, включая подготовку к военной службе допризывной молодежи и сдачу норм ГТО, приобщение их к здоровому образу жизни;

обеспечение взаимодействия организаций, развивающих детский туризм, с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям в части регистрации туристских групп, выходящих на маршруты, методического сопровождения и оказания помощи в организации и проведении туристских спортивных мероприятий;

разработка новых, оценка и расширение перечня действующих спортивно-оздоровительных маршрутов для детей;

совершенствование деятельности маршрутно-квалификационных комиссий районов и городов в целях обеспечения безопасности при проведении мероприятий;

создание в муниципальных образованиях стационарных полигонов и скалодромов для занятий туристским многоборьем и туристским ориентированием.

 

4.5. Нормативно-правовое регулирование сферы

детского туризма

 

В республике с 1999 года действует инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий с участием несовершеннолетних, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 1999 года N 398 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2010 года N 469), которая регулирует детскую туристскую деятельность.

На федеральном уровне с 2012 года применяется национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54605-2011 "Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 года N 739-ст. Он устанавливает общие требования к туристским и экскурсионным услугам, оказываемым для детей и юношества, и предназначен для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на детском и юношеском туризме.

Кроме того, туристские организации руководствуются собственными разработанными и утвержденными локальными актами.

В целях совершенствования нормативной правовой базы в сфере детского туризма необходимо:

разработать механизмы применения государственно- и муниципально-частного партнерства в сфере детского туризма для организации взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, организаций культуры, культурно-исторических центров, туристских организаций, общественных объединений, государственных и муниципальных музеев, предприятий промышленности и агропромышленного комплекса;

совершенствовать программно-методическое сопровождение развития детского туризма, включая экспертную оценку различных программ и учебно-методической литературы;

разработать критерии оценки деятельности музеев образовательных организаций, оказать содействие в создании ассоциации школьных музеев;

разработать механизм, касающийся перевозки организованных детских групп на льготных условиях всеми видами транспорта (самолетами, автобусами, поездами);

проработать вопросы применения налоговых льгот для организаций, участвующих в развитии детского туризма.

 

4.6. Научно-методическое обеспечение детского туризма

и связь с общественностью

 

Основными направлениями научно-методического обеспечения в сфере детского туризма являются:

информационно-методическое (семинары, конференции, "круглые столы");

практико-ориентированное (изучение и обобщение передового опыта работы в сфере детского туризма);

инструктивно-методическое (методические рекомендации, создание банка данных, мониторинг основных направлений деятельности, изучение инновационных форм).

Научно-методическое обеспечение детского туризма и связь с общественностью предполагают решение следующих вопросов:

привлечение научного потенциала образовательных организаций высшего образования;

обеспечение взаимодействия организаций дополнительного образования детей с Башкирским региональным отделением Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" и другими общественными организациями;

вовлечение педагогического сообщества в процесс разработки и обсуждения методических материалов, направленных на повышение качества услуг в сфере детского туризма;

обобщение и распространение опыта работы лучших педагогов и организаций, действующих в сфере детского туризма;

организация взаимодействия органов местного самоуправления Республики Башкортостан со средствами массовой информации и общественностью в целях популяризации детского туризма;

медиа- и Интернет-поддержка деятельности организаций в сфере детского туризма, Республиканского совета по развитию детского туризма;

издание методических пособий, научно-популярной литературы.

 

4.7. Подготовка и повышение квалификации кадров в сфере

детского туризма

 

Подготовка кадров для индустрии туризма осуществляется на базе Башкирского института физической культуры (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Уральский государственный университет физической культуры, Института экономики и сервиса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Уфимский государственный технический университет, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Башкирский государственный университет, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Башкирский государственный аграрный университет. Однако в этих вузах нет специализации в области детского туризма.

Приоритетными направлениями в подготовке кадров являются:

разработка и совершенствование образовательных программ по профессиональной переподготовке, повышению квалификации инструкторов, организаторов туризма, гидов-проводников, экскурсоводов и других специалистов, способных обеспечить безопасность детей и высокое качество туристских услуг;

введение дисциплины "Основы туристско-краеведческой деятельности" в программы курсов повышения квалификации для педагогов на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан;

реализация вариативных моделей подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере детского туризма, отдыха и оздоровления, включая формат дистанционного (электронного) обучения;

организация республиканских конкурсов профессионального мастерства для педагогов и руководителей детских организаций отдыха и оздоровления;

обеспечение методического сопровождения деятельности туристских организаций муниципальных органов;

внедрение новых педагогических технологий, эффективных методик, экспериментальных площадок на базе организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля;

стимулирование педагогов, осуществляющих деятельность в сфере детского туризма.

 

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 

Сроки реализации Концепции - 2016 - 2020 годы в два этапа:

I этап - 2016 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2020 годы.

На I-м этапе планируется разработка плана мероприятий и механизмов реализации Концепции (управления, финансирования, материально-технического, кадрового, информационного и научно-методического обеспечения).

Предполагается разработка и реализация в муниципальных районах и городских округах республики программ развития детского туризма и пилотных проектов на базе организаций дополнительного образования детей.

На II-м этапе планируется формирование модели детского туризма в Республике Башкортостан, выполнение плана мероприятий Концепции, а также распространение лучших практик реализации Концепции в муниципальных районах и городских округах республики. Особое внимание будет уделено сохранению и развитию системы дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.

Социально-экономические, правовые, общественно-политические и иные риски при этом отсутствуют.

Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении к ней. Выполнение плана мероприятий Концепции обеспечит достижение плановых значений указанных целевых показателей.

Финансирование реализации Концепции будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней, средств, полученных от приносящей доход деятельности, и внебюджетных средств.

 

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 

Реализация Концепции обеспечит:

увеличение финансирования системы детского туризма за счет применения государственно- и муниципально-частного партнерства;

укрепление материально-технической базы организаций и учреждений, развивающих детский туризм, за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований, а также привлеченных средств;

укрепление кадрового потенциала сферы детского туризма, повышение квалификации работников путем обучения в формате краткосрочных курсов на базе организаций высшего и дополнительного профессионального образования;

сохранение и расширение сети организаций дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, открытие новых центров и станций детского туризма в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан;

расширение перечня туристских и экскурсионных маршрутов для учащихся, их родителей и педагогов;

создание сводного реестра организаций, работающих в сфере детского туризма в Республике Башкортостан;

расширение межведомственного взаимодействия в развитии детско-юношеского туризма;

повышение доступности туристских услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением.

 

 

 

 

 

Приложение

к Концепции развития детского туризма

в Республике Башкортостан

на период до 2020 года

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 

N п/п

Наименование целевого показателя, единица измерения

Значения целевого показателя по годам реализации Концепции

2016

2017

2018

2019

2020

1

Доля обучающихся, охваченных туристскими услугами, сформированными с учетом познавательных потребностей детей и подростков, по отношению к общему количеству обучающихся в Республике Башкортостан (%)

40

50

55

60

70

2

Доля обучающихся, вовлеченных в образовательные программы туристско-краеведческой направленности, в общем количестве обучающихся в Республике Башкортостан (%)

11

12

13

14

15

3

Количество детских объединений туристско-краеведческого профиля в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан (единицы)

1640

1645

1500

1555

1560

4

Охват детей, вовлеченных в различные формы туристско-краеведческой деятельности (%)

35

40

45

50

55

5

Количество музеев в образовательных организациях республики (единицы)

1480

1485

1490

1496

1500

6

Количество разработанных туристских и экскурсионных маршрутов для обучающихся республики и их родителей (единицы)

80

90

100

110

120

7

Количество подготовленных организаторов и специалистов, действующих в сфере детского туризма (единицы)

120

140

160

180

200

8

Количество методических разработок, рекомендаций, пособий по вопросам детского туризма (единицы)

15

20

30

40

50

 

 


Информация по документу
Читайте также