ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 апреля 2017 г. №
121-р
г. Владикавказ
Об утверждении основных
направлений долговой политики
Республики Северная
Осетия-Алания
на 2017-2019 годы
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1482 «Об утверждении правил
предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год» и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля
2008 года № 33-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Северная
Осетия-Алания»:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019
годы.
2. Рекомендовать органам
местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная
Осетия-Алания с целью проведения единой долговой политики на территории
Республики Северная Осетия-Алания при формировании местных бюджетов учитывать
основные направления долговой политики.
3.
Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Северная
Осетия-Алания от
16 ноября 2015 года № 354-р «Об утверждении основных направлений долговой
политики Республики Северная Осетия-Алания на 2015 - 2018 годы».
Председатель Правительства
Республики Северная
Осетия-Алания
Т.Тускаев
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 11 апреля 2017 г. № 121-р
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
НА 2017-2019 ГОДЫ
I. Общие положения
Основные направления долговой политики
Республики Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы (далее-долговая политика)
разработаны в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008
года № 33-РЗ «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» и
Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря
2016 г. № 1482 «Об утверждении правил предоставления (использования, возврата)
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных
кредитов на 2017 год».
Под долговой политикой понимается
деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания,
направленная на поддержание объема государственного долга Республики Северная
Осетия-Алания (далее-государственный долг) на оптимальном уровне, минимизацию
стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение
платежей, связанных с его погашением и обслуживанием.
II. Текущее состояние
государственного долга
Анализ исполнения республиканского бюджета
Республики Северная Осетия-Алания (далее-республиканский бюджет) за 2016 год
показал, что опережение роста объема расходов республиканского бюджета по
сравнению с ростом собственных доходов республиканского бюджета обусловило
утверждение и исполнение дефицита республиканского бюджета в объеме, близком к
его предельному значению, и неуклонный рост объема государственного долга.
По итогам 2016 года государственный долг
составил 9223,1 млн рублей, или 91,1 процента
от объема доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных
поступлений, что на 159,4 млн рублей больше, чем в 2015 году.
При этом необходимо отметить, что по-прежнему
наибольший объем в структуре долга занимают бюджетные кредиты, полученные из
федерального бюджета (по состоянию на 1 января 2017 г.–88,4 процента), рыночный
долг составляет 11,0 процентов (кредиты кредитных организаций), объем
государственных гарантий составляет 0,6 процента.
Что касается структуры долгового портфеля
республики по срочности, то он представлен в основном среднесрочными долговыми
обязательствами.
По состоянию на 1 января 2017 г. долговые
обязательства республики сроком до 1 года составляли 1014,7,0 млн. рублей, или
11,0 процентов от объема долговых обязательств республики (без учета
государственных гарантий Республики Северная Осетия-Алания), сроком до 3
лет–7813,9 млн рублей, или 85,2 процента,
сроком свыше 3 лет–342,8 млн рублей, или 3,7 процента.
Несмотря на рост государственного долга в
абсолютном и относительном значении в 2015-2016 годах был проведен ряд
мероприятий, направленных на максимальное снижение расходов по его
обслуживанию, в том числе:
были осуществлены заимствования из
федерального бюджета в сумме 1 348,4 млн
рублей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27
января 2016 г. № 40 «Об утверждении Правил предоставления (использования,
возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
бюджетных кредитов на 2016 год» с целью погашения долговых обязательств
субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам,
государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам,
полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых организаций, это позволило снизить расходы
республиканского бюджета;
на покрытие временных кассовых разрывов при
исполнении республиканского бюджета в 2016 году были привлечены бюджетные
кредиты, предоставленные в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, в сумме 5060,0 млн рублей под 0,1 процента годовых на пополнение остатков
средств республиканского бюджета в целях исполнения расходных обязательств по
выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и социальным выплатам.
Также сокращению расходов на обслуживание
долга способствовало снижение платы по реструктурированной в 2015 году задолженности по бюджетному кредиту,
предоставленному для строительства, реконструкции, капитального ремонта,
ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением
автомобильных дорог федерального значения), которой предусмотрена отсрочка по
возврату кредита до 2025 года и рассрочка возврата долга по кредитам в
течение 10 лет с 2025 по 2034 год до 0,1 процента годовых.
Проведение вышеуказанных мероприятий
позволило в полном объеме и в установленные сроки произвести погашение долговых
обязательств, срок исполнение которых наступил в 2016 году, значительно
сократить расходы республиканского бюджета на обслуживание государственного
долга, а также соблюсти условия соглашений,
заключенных между Правительством Республики Северная Осетия-Алания и
Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении Республике
Северная Осетия-Алания бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита
бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целях замещения рыночных долгов в
2015- 2016 г.г.
Ниже приведены данные о динамике показателей
государственного долга и расходов на его обслуживание.
Таблица 1. Государственный
долг и расходы на его обслуживание
(млн рублей)
|
2015, факт
|
2016, факт
|
Отклонение
|
Государственный долг
(на конец года)
|
9 063,7
|
9 223,1
|
159,4
|
Расходы на обслуживание
государственного долга (за год)
|
430,0
|
168,1
|
261,9
|
III. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики Республики
Северная Осетия-Алания на 2017-2019 годы
Основными факторами,
определяющими характер и направления долговой политики Республики Северная
Осетия-Алания, являются:
влияние рисков ухудшения
экономической ситуации в Российской Федерации и сохранения неустойчивости
восстановления мировой экономики в среднесрочной перспективе на возможность
рыночных заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических
задач, и на приемлемых условиях;
изменчивость финансовой
конъюнктуры, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими
факторами и неопределенностью темпов восстановления национальной экономики;
возможные действия
рейтинговых агентств;
низкая долговая нагрузка на
бюджет республики;
сохранение потребности в
финансировании инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры
Республики Северная Осетия-Алания;
установленные условия
бюджетного законодательства Российской Федерации по предельному объёму
государственного долга субъекта Российской Федерации.
IV. Основные
риски, связанные с управлением
государственным долгом, цели и задачи
долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением
государственным долгом, являются:
риски принятия республиканского бюджета с
превышением расходов над доходами;
риски недостижения запланированных налоговых
и неналоговых доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания;
риски роста процентных ставок на рынке
заимствований;
риски снижения ликвидности рынка
заимствований;
риски, вызванные инфляционным давлением на
текущие расходы;
риски, обусловленные сокращением финансовой
помощи из федерального бюджета;
риски наступления гарантийного случая-риск
неисполнения обязательств заемщиками по гарантиям, предоставленным из
республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания;
риски рефинансирования-риск потерь вследствие
чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное
рефинансирование уже имеющихся обязательств, а также невозможность
рефинансирования.
Целями долговой политики являются:
непревышение уровня государственного долга,
установленного бюджетным законодательством;
абсолютное исключение условий для
невыполнения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания;
снижение расходов на обслуживание
государственного долга;
соблюдение показателей и индикаторов,
установленных программой оздоровления государственных финансов Республики
Северная Осетия-Алания
Задачами долговой политики являются:
удержание размера государственного долга на
текущем уровне либо снижение темпов прироста государственного долга;
планирование объемов заимствований с учетом
нестабильности поступления доходов и необходимости обеспечивать кассовые
разрывы при исполнении бюджета путем привлечения бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета в соответствии со
статьей 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
своевременное погашение долговых обязательств
Республики Северная Осетия-Алания, имеющих сроки погашения в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019 годов;
эффективное использование
государственных заимствований Республики Северная Осетия-Алания, контроль за
параметрами государственного долга и расходами на его обслуживание;
определение экономической
безопасности уровня государственного долга;
снижение расходов на
обслуживание государственного долга в результате сокращения объема коммерческих
кредитов в структуре государственного долга, ставки по которым имеют тенденцию
к изменению.
V. Мероприятия, проводимые в рамках реализации
основных направлений долговой политики
Достижение
целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения
комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям
долговой политики:
1)
поддержание объема государственного долга на оптимальном уровне, в рамках
которого предполагается:
установление и исполнение
расходных обязательств Республики Северная Осетия-Алания в пределах полномочий,
отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к
полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и с
учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
проведение мероприятий,
направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей республиканского
бюджета и приводящих к ликвидации дефицита республиканского бюджета и снижению
государственного долга, таких как:
жесткое ограничение
действующих расходных обязательств в течение всего периода реализации основных
направлений долговой политики;
максимальное ограничение
принятия новых расходных обязательств;
реализация неэффективных и
непрофильных активов;
концентрация ресурсов на
приоритетных социально значимых направлениях с целью достижения наибольшего
эффекта;
повышение адресности при
предоставлении мер социальной поддержки, введение «принципа нуждаемости»;
последовательная реализация
мер по оптимизации бюджетной сети;
осуществление мониторинга
использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского
бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных
бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении республиканского
бюджета;
направление остатков средств
на едином счете республиканского бюджета (без учета безвозмездных поступлений,
имеющих целевое значение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета),
образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов,
поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении
республиканского бюджета на сокращение дефицита республиканского бюджета в
целях снижения объема государственного долга;
2) минимизация стоимости
обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
управление ликвидностью
единого счета республиканского бюджета;
проведение анализа
процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов
республиканского бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного
долга;
осуществление заимствований
в кредитных организациях, преимущественно в виде возобновляемых кредитных линий
с одновременным использованием краткосрочных кредитов, предоставляемых из
федерального бюджета на пополнение остатка средств на едином счете
республиканского бюджета, в целях сокращения расходов на обслуживание
государственного долга;
обеспечение информационной
открытости и поддержание кредитного рейтинга республики на должном
уровне;
3) равномерное распределение
платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в
рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков
погашения действующих долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания и
выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения
платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры
государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных
заимствований в общем объеме долговых обязательств Республики Северная
Осетия-Алания в целях равномерного распределения долговой нагрузки на
республиканский бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков
погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания.
Реализация основных
направлений долговой политики будет способствовать снижению долговой нагрузки
на бюджет Республики Северная Осетия-Алания, росту долговой устойчивости
бюджета и повышению инвестиционной привлекательности Республики Северная
Осетия-Алания.