ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ–АЛАНИЯ
О
ходе реализации мероприятий по оптимизации системы
здравоохранения
в Республике Северная Осетия–Алания
по
итогам 2016 года
Заслушав и
обсудив информацию Правительства Республики Северная Осетия–Алания о ходе
реализации мероприятий по оптимизации системы здравоохранения в Республике
Северная Осетия–Алания по итогам 2016 года, Парламент Республики
Северная Осетия–Алания отмечает следующее.
Правительством
республики продолжена работа по реализации плана мероприятий («дорожной карты»)
«Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности
здравоохранения в Республике Северная Осетия–Алания») (далее–«дорожная карта»).
В целях снижения неэффективных расходов реорганизовано
одно и ликвидировано два государственных бюджетных учреждения здравоохранения.
Сокращен размер платежа из республиканского бюджета на обязательное медицинское
страхование (далее–ОМС) неработающего населения на 55,8 млн руб. (с 3 425 068,8
тыс. руб. в 2015 г. до 3 369 303,4 тыс. руб. в 2016 г) . Оптимизация расходов на
содержание государственных учреждений составила всего 31,7 млн рублей.
Общая сумма средств, полученных за счет
реорганизации неэффективных организаций и направленных на повышение заработной
платы медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной
социальной политики», составила 19 600,0 тыс. руб.
Численность
круглосуточного коечного фонда превышает индикативный показатель на 1
292 койки и составляет 4 996 коек. При
этом количество коек для оказания паллиативной медицинской помощи (84 койки) не
соответствует нормативной потребности (189 коек).
При проведении оптимизации на уровне центральных
районных больниц сохранены общетерапевтические и хирургические подразделения, а
также направления специализированной медицинской помощи, соответствующие по
своему материально-техническому состоянию необходимым требованиям.
Соответствуют установленному индикативному
показателю средняя занятость койки (332 дня) и средняя длительность
пребывания пациента на койке (11,6 дня).
По сравнению с 2015 годом показатели общей и
младенческой смертности снизились с 10,7 до 10,3 (при целевом показателе 10,5)
и с 9,4 до 7,1 (при целевом показателе 9,6)
соответственно.
С декабря 2016 г. функционирует Региональный
сосудистый центр на 150 коек, из которых 90 коек предназначены для больных с
острыми нарушениями мозгового кровообращения, а 60 коек–с острым коронарным синдромом.
Сократилась смертность от болезней системы
кровообращения на 236 человек и злокачественных новообразований на 51
человек и составила 4 662 и 1136 человек соответственно.
С целью повышения доступности
скорой медицинской помощи приобретены и переданы
центральным районным больницам 8 автомобилей скорой медицинской помощи.
Станция, отделения и машины скорой медицинской помощи оснащены аппаратурой
спутниковой навигации ГЛОНАСС, внедрена система автоматизированного управления
и использования кардиопультов для
передачи через мобильную связь данных в центры расшифровки ЭКГ. Время доезда до пациента
выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской
помощи в экстренной форме не превысило 20 минут с момента ее вызова в
85,1% случаев.
Фактическое
соотношение средней заработной платы руководителей к средней заработной плате
основных работников учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству
здравоохранения Республики Северная Осетия–Алания, составило 1,8:1 при
индикативном показателе 3:1.
Обеспеченность
врачами составила 45,8 при нормативном значении 40,5 на 10 тыс. населения.
Показатель
смертности от дорожно-транспортных происшествий составил 13,9, при нормативе
12,1 на 100 тыс. населения.
За отчетный период на
эффективный контракт переведено 40,8% от общей численности работников лечебных
учреждений.
Вместе с тем депутаты обращают внимание на
следующие проблемы.
Показатель рождаемости уменьшился с 14,6 в 2015 г.
до 14,1 в 2016 г. (РФ–12,9; СКФО–15,9).
С дефицитом за счет бюджетных
ассигнований республиканского бюджета в размере 1 130,2 млн рублей, или 45,2%, утвержден основополагающий документ
при реализации «дорожной карты»–Территориальная программа государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Республики Северная Осетия–Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
В структуре тарифа на оплату медицинской помощи
расходы на оплату труда составляют около 90%.
Остается высокой кредиторская задолженность
учреждений, финансируемых как за счет средств ОМС (552,73 млн руб., в том числе
просроченная–267,42 млн руб,), так и за счет средств республиканского бюджета (
67,3 млн руб., в том числе просроченная–14,5 млн руб.).
При высоком показателе обеспеченности врачами в
республике отчетливый дефицит медицинских кадров по отдельным специальностям:
анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, неврологов, нефрологов,
психиатров, фтизиатров, врачей скорой медицинской помощи, неонатологов,
педиатров и терапевтов. Стабильно высоким остается коэффициент совместительства
неукомплектованных должностей, что неизбежно сказывается на качестве медицинского
обслуживания. Крайне негативно отражается на лечебно-диагностическом
процессе сложившееся в республике и не отвечающее современным требованиям
соотношение числа врачей и средних медицинских работников. (1:1,77 при норме
1:4).
Ограниченные возможности республиканского
бюджета не позволяют направлять специалистов для прохождения усовершенствования
на центральных базах.
Из-за
отсутствия эффективной политики по формированию резерва управленческих кадров
ощущается дефицит результативных руководителей учреждений здравоохранения,
владеющих современными принципами управления и многопрофильными
профессиональными знаниями.
Штатные расписания
учреждений здравоохранения утверждаются на основе устаревших штатных нормативов
без учета проводимых в отрасли преобразований, связанных с возросшей сложностью
лечебно-диагностического процесса.
Крайне низкой остается материально-техническая база
ряда лечебно-профилактических учреждений республики. Высок процент изношенности
парка машин скорой медицинской помощи.
Остается нерешенным вопрос сервисного обслуживания
дорогостоящего оборудования.
Требует совершенствования вопрос оказания
медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
В связи с вышеизложенным Парламент Республики
Северная Осетия–Алания постановляет:
1. Принять к
сведению информацию Правительства Республики Северная Осетия–Алания о ходе
реализации мероприятий по оптимизации системы здравоохранения в Республике
Северная Осетия–Алания по итогам 2016 года.
2. Рекомендовать
Правительству Республики Северная Осетия–Алания принять дополнительные меры по
реализации «дорожной карты» в части:
обеспечения
сбалансированности Территориальной программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики
Северная Осетия–Алания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в части
финансового обеспечения за счет средств республиканского бюджета, в том числе
по видам медицинской помощи;
ликвидации кредиторской задолженности
государственных учреждений здравоохранения;
приведения штатных
расписаний учреждений здравоохранения в соответствии с объемами и порядками
оказания медицинской помощи;
реализации комплекса мер по повышению квалификации
медицинских кадров, в том числе организаторов здравоохранения;
обеспечения целевой
подготовки специалистов в соответствии с кадровыми потребностями системы
здравоохранения республики, обратив особое внимание на дефицитные
специальности;
улучшения
материально-технического оснащения и транспортного обеспечения медицинских
организаций с точки зрения соответствия порядкам оказания медицинской помощи;
обеспечения сервисного обслуживания дорогостоящего
оборудования;
совершенствования оказания первичной
медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
повышения информированности населения по
вопросам необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и
прохождения профилактических осмотров.
3. Рассмотреть итоги реализации мероприятий
по оптимизации системы здравоохранения в Республике Северная Осетия–Алания в
ноябре 2018 года.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со
дня принятия.
Председатель Парламента
Республики Северная Осетия–Алания
А.Мачнев
г. Владикавказ
27 апреля 2017 г.
№ 1109/59-5