Расширенный поиск

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 03.02.1994 № 81-XXI

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О выборах депутатов в Народное Собрание

Карачаево-Черкесской Республики

 

(В редакции Закона  Карачаево-Черкесской Республики

от 15.06.1996 № 123-XXII)

 

Статья 1. Основные принципы.

Выборы депутатов в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики (Палату Представителей и Законодательную Палату) осуществляется гражданами Карачаево-Черкесской Республики, постоянно проживающими на территории республики.

Депутаты Народного Собрания избираются сроком на 4 года.

Статья 2. Избирательное право.

1. Право избирать в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики принадлежит постоянно проживающим на территории республики гражданам Карачаево-Черкесской Республики, достигшим на день выборов 18-летнего возраста.

2. Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами.

3. Депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики может быть избран гражданин Карачаево-Черкесской Республики, постоянно проживающий на территории республики и достигший 21-летнего возраста.

4. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Статья 3. Выборы в Палату Представителей Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.

1. Палата Представителей состоит из 27 депутатов, избираемых на основе равного представительства на общенациональных собраниях (съездах) выборщиков граждан абазинской, карачаевской, ногайской, русской, черкесской национальностей (по 5 депутатов от указанных национальностей и 2 депутата из числа других национальностей)

2. Выборщики депутатов в Палату Представителей избираются на 4 года по месту жительства граждан в количестве и порядке, определенным Центральной избирательной комиссией.

3. Списки выборщиков и выдвинутых кандидатов в депутаты Палаты Представителей отражаются в соответствующих протоколах, которые представляются на общенациональное собрание (съезд) выборщиков.

4. Выборщики на своих общенациональных собраниях (съездах) путем тайного голосования избирают депутатов в Палату Представителей из числа представленных кандидатов или вновь предложенных на этом собрании (съезде).

5. Избранными в Палату Представителей считаются первые пять кандидатов, набравших наибольшее количество голосов выборщиков.

6. Протокол общенационального собрания (съезда) выборщиков с указанием результатов выборов депутатов в Палату Представителей представляется не позднее трех дней в Центральную избирательную комиссию по выборам в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики.

7. Центральная избирательная комиссия на основании протоколов о результатах выборов в Палату Представителей опубликовывает общие итоги выборов и после опубликования производит регистрацию избранных депутатов и выдает им соответствующие удостоверения.

Статья 4. Выборы в Законодательную Палату Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.

Законодательная Палата состоит из 73 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым в пределах административно-территориальных единиц на основе единой нормы представительства.

Статья 5. Право выдвижения кандидатов.

1. Кандидаты в состав Законодательной Палаты, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями.

2. Избирательными объединениями являются партии, политические движения, общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в Министерстве юстиции Карачаево-Черкесской Республики и в Минюстиции Российской Федерации, если участие в выборах в республиканский законодательный орган предусмотрено в этих уставах, или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. Партия, политическое движение и общественное объединение не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, политическое движение, общественное объединение в случае вхождения в состав блока не могут, выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.

3. Представление в окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в соответствии с уставом органа партии, политического движения общественного объединения, а в случае создания блока партий, политических движений, общественных объединений - по совместному решению уполномоченных органов составляющих блок организаций.

4. Выдвижения кандидатов в одномандатном избирательном округе по выборам в Законодательную Палату производится в порядке, предусмотренном ст. 24 настоящего Закона о выборах в Народное Собрание.

Статья 6. Статья 6. Финансирование выборов.

Работа, связанная с подготовкой и проведением выборов в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики производится за счет федерального и республиканского бюджета.

Избирательные объединения и кандидаты в депутаты Народного Собрания КЧР вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств:

а) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату на предвыборную агитацию Центральной или соответственно окружной избирательной комиссией;

б) собственных средств избирательного объединения или кандидата;

в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением;

г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями.

1. Организация выборов в Народное Собрание возлагается на избирательниц комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, Центральная избирательная комиссия и нижестоящие комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, независимы от других государственных органов.

2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.

ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ.

Статья 8. Образование избирательных округов по выборам в Законодательную Палату Карачаево-Черкесской Республики.

1. Для проведения выборов в Законодательную Палату образуется 73 одномандатных избирательных округа.

2. Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию Карачаево-Черкесской Республики и должны отвечать следующим требованиям:

- равенство избирательных округов по числу избирателей в пределах одного округа с допускаемым взаимным отклонением до 15 процентов;

- территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего не из граничащих между собой территорий, а также выход за пределы административно-территориальных единиц (районов, городов республиканского значения).

3. Схема избирательных округов утверждается и публикуется Центральной избирательной комиссией не позднее 50 дней до дня выборов.

Статья 9. Образование избирательных участков.

1. Избирательные участки образуются не позднее чем за 40 дней до дня выборов решениями окружных избирательных комиссий из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок. В горных и иных малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей.

2. Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

3. Список избирательных участков с указанием адресов участковых избирательных комиссий и приложением графической схемы должен быть опубликован в течение трех дней после принятия решения, указанного в пункте I настоящей статьи.

Статья 10. Список избирателей.

1. Местная администрация в районе, городе, сельском населенном пункте обеспечивает учет избирателей и передает участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории.

2. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, проживающих в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами боннских частей.

3. В список избирателей включаются все граждане Карачаево-Черкесской Республики, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.

4. Список избирателей составляется в алфавитном порядке или ином порядке, удобном для организации голосования. В списке указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя.

5. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 10 дней до дня выборов. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления за 10 дней до выборов.

6. Гражданам обеспечивается возможность ознакомления со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой избирательной комиссии.

7. Избиратели, прибывшие к новому месту жительства после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления либо в силу различных обстоятельств не включенных в основной список избирателей в день выборов по их просьбе и предъявлении ими паспорта или иного удостоверения личности, заменяющего паспорт, включаются в дополнительный список избирателей на избирательном участке по месту их постоянного проживания.

8. Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательней комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.

ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ.

Статья 11. Видя избирательных комиссий.

Для организации и проведения выборов в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики образуются следующие избирательные комиссии;

а) Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики;

б) городские и районные;

в) окружные избирательные комиссии;

г) участковые избирательные комиссии.

Статья 12. Порядок Формирования Центральной избирательной комиссии.

1. Центральная избирательная комиссия формируется в составе председателя и 12 членов комиссии не позднее чем за 60 дней до выборов депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.

2. Состав Центральной избирательной комиссии утверждается Президиумом Верховного Совета КЧР по представлению органов местного самоуправления.

Статья 13. Порядок формирования окружных избирательных комиссий.

1. Для проведения выборов в Законодательную Палату в каждом избирательном округе Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до проведения выборов образуется окружная избирательная комиссия в составе председателя, секретаря и, как правило, 5 членов избирательной комиссии по представлению органов местного самоуправления района, города.

2. Каждое избирательное объединение или группа избирателей, выдвинувшее своего кандидата по данному избирательному округу, а также каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначить одного члена окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 14. Порядок формирования городских и районных избирательных комиссий.

Городские и районные избирательные комиссии образуются в составе председателя, заместителя и секретаря и 5-7 членов комиссии органами местного самоуправления города, района.

Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий.

1. Участковые избирательные комиссии формируются окружной избирательной комиссией не позднее чем за 35 дней до выборов в составе председателя, секретаря и 5-9 членов по представлению органов местного самоуправления районов, городов.

2. Каждое избирательное объединение и каждый кандидат по соответствующему избирательному округу вправе назначать одного члена соответствующей участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Статья 16. Статус члена избирательной комиссии.

1. Лица, назначенные в состав избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:

- заблаговременно извещаются о заседаниях избирательной комиссии и присутствуют на них;

- вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по ним голосования;

- вправе задавать другим участником заседания избирательной комиссии вопросы по повестке дня и получать на них ответы;

- вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.

Статья 17. Полномочия Центральной избирательной комиссии.

1. Центральная избирательная комиссия:

- дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение;

- руководит работой окружных избирательных комиссий;

- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает но ним решения;

- в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов;

- осуществляет контроль за законностью проведения выборов в Народное Собрание;

- устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их изготовления и хранения, утверждает текст бюллетеня для голосования и образцы печатей избирательных комиссий;

- распределяет выделение из федерального и республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики средства на финансирование выборов и контролирует их целевое использование;

- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

- устанавливает результаты голосования в целом по Карачаево-Черкесской Республике и публикует их в печати, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов в архив;

- составляет списки лиц, избранных депутатами Народного Собрания, передает их и документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, мандатным комиссиям Палат;

- организует повторные выборы в Народное Собрание;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, может передать часть своих полномочий городским и районным избирательным комиссиям.

2. Решения Центральной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы.

3. Центральная избирательная комиссия действует до образования Центральной избирательной комиссии в новом составе в соответствии с Законом о выборах в Народное Собрание.

Статья 18. Полномочия окружной избирательной комиссии.

Окружные избирательные комиссии:

- осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на территории своего избирательного округа;

- руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают Заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимают по ним решения.

- регистрируют; кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;

- обеспечивают соблюдение правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты;

- распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными Центральной избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу;

- устанавливают результаты выборов по округу и передают их в Центральную избирательную комиссию, обеспечивают передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив;

- контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии.

Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии.

1. Участковая избирательная комиссия:

- организует ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений;

- оповещает население о дне выборов и месте голосования;

- контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Законом;

- обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

- организует на своем избирательном участке голосование в день выборов;

- производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архив;

- рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования, принимает по ним решения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации в окружную избирательную комиссию.

Статья 20. Полномочия городских и районных избирательных комиссий:

Городская, районная избирательная комиссия;

- дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение;

- координирует работу окружных и участковых избирательных комиссий;

- рассматривает заявления и жалобы по поручению Центральной избирательной комиссии;

- осуществляет контроль за законностью проведения выборов в Народное Собрание;

- контролирует целевое использование выделенных средств на финансирование выборов;

- рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;

- осуществляет иные полномочия делегированные Центральной избирательной комиссией.

Статья 21. Организация работы Центральной, окружных и участковых избирательных комиссий.

1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии с решающим голосом, а также председатель комиссии либо его заместитель.

2. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избирается на первом заседании из членов комиссии в правом решающего голоса.

3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.

4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии, обладающих правом решающего голоса.

5. Инструкции и иные решения Центральной избирательной комиссии имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии, обладающих правом решающего голоса. Нормативные решения Центральной избирательной комиссии подлежат опубликованию.

6. Председатель, заместитель председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии могут работать в комиссии на постоянной основе. Иные члены Центральной избирательной комиссии с правом решающего голоса работают временно с отрывом от основной работы.

7. По решению окружных, избирательных комиссий утверждаемых Центральной избирательной комиссией председатель и отдельные члены окружных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы.

8. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований выделенных на содержание соответствующих комиссий.

9. Смета расходов, связанных с деятельностью Центральной избирательной комиссии, включается в республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики отдельной строкой.

10. На заседаниях избирательных комиссий могут присутствовать представители средств массовой информации.

11. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.

12. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.

13. Все государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения, их задач.

Статья 22. Обжалование решений и действий избирательных комиссий.

1. Решения и действия Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховном Суде Карачаево-Черкесской Республики в порядке, установленном законодательством.

2. Решения и действия окружных, городских, районных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящей Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

3. Центральная избирательная комиссия и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции, рассматривают жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 5-ти дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно.

ГЛАВА 4. ВЬДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

НАРОДНОГО СОБРАНИЯ.

Статья 23. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах.

1. Лицо, у которого должность, мандат или занятия несовместимы в соответствии с Законом Народного Собрания, с мандатом депутата Народного Собрания дает письменное обязательство о прекращении деятельности в случае избрания его депутатом.

2. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным.

Статья 24. Выдвижение кандидатов в одномандатном избирательном округе по выборам в Законодательную Палату.

1. Для выдвижения кандидата в одномандатном избирательном oкруге по выборам в Законодательную Палату требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 5 процентов общего числа избирателей избирательного округа. Подписные листы изготавливаются по форме установленной в Приложении № 1 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и постоянное место жительства кандидата.

2. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию номер удостоверения личности или паспорта. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера его удостоверения личности или паспорта и лицом, за выдвижение, кандидатуры которого собрали подписи.

3. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявления кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию по выборам в Законодательную Палату не позднее 25 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия совместно с городской (районной проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней регистрирует его, публикует данные о нем, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи и выдает ему удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени либо отказывает, в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются также средствами массовой информации.

4. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в одномандатном избирательном округе остается менее двух кандидатов, выборы в этих избирательных округах откладываются по решению Центральной избирательной комиссии до 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе.

Статья 25. Права и обязанности кандидатов в депутаты.

1. Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты по его желанию неоплачиваемый отпуск е момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в размере, не превышающем 7-кратный размер минимальной заработной платы, ежемесячно выплачивается кандидату в депутаты зарегистрировавший его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов.

2. Кандидаты в депутаты Народного Собрания со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа, где они баллотируются, пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси, бесплатно. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов избирательного округа, в котором баллотируется, то он имеет право в течение указанного периода на поездки общественным транспортом (кроме такси) в избирательный округ и обратно. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

3. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может состоять ни в одной избирательной комиссии.

4. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Карачаево-Черкесской Республики. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики.

5. Кандидат в депутаты может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставить доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.

6. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь) избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию.

7. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого зарегистрированного им кандидата, и, если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию в окружную избирательную комиссию новую кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и др.), избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию. Информация о выбытии или замене кандидатов в депутаты не позднее трех дней - публикуется соответствующей избирательной комиссией и сообщаются средствам массовой информации.

8. Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно.

ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Статья 26. Право на участие в предвыборной агитации.

1 Граждане Карачаево-Черкесской Республики, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов в депутаты.

2. Участие государственных органов и органов местного самоуправления в предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не допускается.

Статья 27. Порядок проведения предвыборных мероприятий.

1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в 5-ти дневный срок и удостоверяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией.

2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой информации.

1. В течение 10 дней до дня выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами.

2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, а равно средства массовой информации полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов в депутаты Народного Собрания.

3. Кандидат в депутаты имеет право на одно бесплатное выступление по местному радио. Порядок выступлений кандидатов в депутаты по радио устанавливается городскими, районными избирательными комиссиями, которые должны обеспечивать получение эфирного времени на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).

Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов.

1. Политические партии и другие общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.

2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск этих материалов. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

3. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с предоставлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.

Статья 30. Сроки проведения агитационной кампании.

1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается в день выборов.

2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещения для голосования могут сохраняться на прежних местах, в течение семи дней до дня выборов запрещается распространение материалов, наносящих ущерб чести и достоинству кандидатов в депутаты.

ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ.

Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов.

1. Средства, выделенные из бюджета Карачаево-Черкесской Республики на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии немедленно после ее сформирования и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями.

2. Избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной комиссией средств не позднее 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

3. Центральная избирательная комиссия представляет Народному Собранию Карачаево-Черкесской Республики отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Народное Собрание.

ГЛАВА 6. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 32. Помещение для голосования.

1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий районной городской администрациями Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходяще здание у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производится избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов.

2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии, и наблюдателей.

Статья 33. Избирательные бюллетени.

1. Для выборов в Законодательную Палату Народного Собрания каждый избиратель получает 1 бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу.

2. Избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу по выборам в Законодательную Палату содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов в их данные, указанные в пункте 1 статьи 24 настоящего Закона. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов", с расположенным справа от него пустым квадратом.

3. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.

4. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.

5. Избирательные бюллетени для выборов в Законодательную Палату Народного Собрания печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 10 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от городских (районных) избирательных комиссий по выборам в Народное Собрание избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов.

6. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию соответствующих окружных избирательных комиссий вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, либо изготавливают новые бюллетени.

Статья 34. Порядок голосования.

1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов.

Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов.

Избиратель, который в период, начиная с 10 дней до дня выборов, уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 9-10дней до выборов) или участковой (за 3-1 день до выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайность голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивается и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте клейки на конверте ставится печать окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии по выборам в Законодательную Палату Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей конвертов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом избирателей.

3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и представляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями оставленные временно выбывшими избирателями и опускает извлеченные их них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии.

4. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности и расписывается.

Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав избирательной комиссии, фамилия которого указывается в списке.

5. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнат для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя.

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ:

- в избирательном бюллетене для выборов по одномандатному округу в Законодательную Палату избиратель ставит крест или иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрат, расположенный напротив строки "Против всех кандидатов".

Избиратель может проголосовать по выборам в Законодательную Палату только за одного кандидата.

6. Заполненный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии и наблюдателей.

7. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ей.

8. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии в его выдаче.

Статья 35. Подсчет голосов на избирательном участке.

1. По истечении голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находившиеся в помещении.

2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствий всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени распределяются по избирательным округам.

3. По каждому избирательному участку прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности бюллетени:

- по выборам в Законодательную Палату, в которых крест или иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них.

4. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования, в которых указываются:

По выборам в Законодательную Палату (одномандатному округу):

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;

б) число погашенных неиспользованных бюллетеней;

в) число бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями;

г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательном ящике;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов;

з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов;

и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов;

к) число голосов, поданных против всех кандидатов;

л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом и с отдельным его положением, вправе приложить свое особое мнение.

6. По одному экземпляру протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующие окружные избирательные комиссии. Один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.

7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем за 10 дней после официального объявления итогов выборов.

Статья 36. Определение результатов выборов в одномандатном избирательном округе по выборам в Законодательную Палату.

1. Окружная избирательная комиссия по выборам в Законодательную Палату по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по одно­мандатному избирательному округу по выборам в Законодательную Палату путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах.

2. Окружная избирательная комиссия по выборам в Законодательную Палату составляет протокол, в котором указывает:

а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу;

б) число выданных избирательных бюллетеней;

в) число бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования;

г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными;

д) число недействительных избирательных бюллетеней;

е) фамилия и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них, число голосов поданных против каждого из них;

ж) число голосов, поданных против всех кандидатов;

з) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения.

3. Окружная избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше;

б) признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

в) признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если общее число действительных бюллетеней менее 25 процентов числа зарегистрированных избирателей.

4. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы и формирования комиссии в новом составе.

Статья 37. Установление общих итогов выборов в Народное Собрание.

1. На основании протоколов общенациональных собраний (съездов) и протоколов окружных избирательных комиссий по результатам выборов в Законодательную Палату Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов.

2. Центральная избирательная комиссия признает недействительными результаты-проведенных общенациональных собраний (съездов) или выборов по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные при проведении этих собраний (съездов) или допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить волеизъявление избирателей.

3. При признании результатов общенациональных собраний - съездов недействительными, Центральная избирательная комиссия рекомендует провести новое собрание - съезд) в определенный срок.

4. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, Центральная избирательная комиссия назначает новые выборы. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть.

Центральная избирательная комиссия может распорядиться о сформировании в этих случаях новых окружных и участковых избирательных комиссий в новом ее составе.

Статья 38. Регистрация избранных депутатов.

1. Центральная избирательная комиссия после подписания протоколов об итогах выборов извещает об этом кандидатов, избранных депутатами Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии с требованиями настоящего Закона, кандидат, избранный депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики в 3-х дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики.

2. После опубликования общих итогов выборов Центральная избирательная комиссия в течение 5 дней производит регистрацию избранного депутата Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований пункта 1 настоящей статьи.

РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ

Статья 39. Оспаривание списков избирателей.

1. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованию пункта 1 и не попадающий под действие пункта 4 настоящего Закона, может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 40. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов.

1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами отказа может служить только невыполнение требований настоящего Закона.

2. Отказ в регистрации отдельного кандидата в депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в пункте 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо депутат могут обжаловать в суд и установленном законом порядке.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий, органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан, нарушающих Закон Карачаево-Черкесской Республики "О выборах депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики" в ходе подготовки, проведения выборов, подведения итогов голосования по избирательное округу, могут быть обжалованы в республиканскую избирательную комиссию и суд в течение 10 дней. (Абзац дополнен - Закон  Карачаево-Черкесской Республики от 15.06.1996 № 123-XXII)

Статья 41. Оспаривание границ избирательных округов.

1. В течение 10 дней после опубликования общего списка одномандатных избирательных округов по выборам в Законодательную Палату границы избирательных округов, образованных в соответствии с настоящим Законом, могут быть оспорены. Жалоба подается органом местного самоуправления затрагиваемой территориальной единицы, входящей в соответствующий район (город), в Центральную избирательную комиссию, которая в течение пяти дней производит проверку жалобы либо производит соответствующее исправление границ избирательных округов с опубликованием исправленной схемы, либо выдает заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

2. Отклонение жалобы Центральной избирательной комиссией или невыполнение ею обязанностей, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 42. Замещение вакантных депутатских мандатов.

В случае досрочного выбытия депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики Центральная избирательная комиссия рекомендует проведение общенационального собрания (съезда) или назначает в соответствующем избирательном округе дополнительные выборы которые проводятся согласно настоящему Закону. Если до окончания срока полномочий Народного Собрания остается менее шести месяцев, дополнительные выборы не проводятся.

Статья 43. Последствия фальсификации подписных листов.

В случае обнаружения фальсификации подписей в подписных листах, если количество таковых превышает 3 процента собранных подписей, либо если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации согласно условиям настоящего Закона, регистрация кандидата аннулируется соответствующей палатой Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики по представлению ее мандатной комиссии.

Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению гражданином Карачаево-Черкесской Республики права избрать и быть избранным депутатом Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественные организации, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства, несут установленную законом ответственность.

 

 

Председатель Верховного Совета

Карачаево-Черкесской Республики                                                  В. Савельев

 

 

 

город Черкесск

03 февраля 1994 года

№ 81-XXI


Информация по документу
Читайте также