Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и
З А К О Н
__________
Къабарты-Малкъар Республиканы
З А К О Н У
__________
З А К О Н
Кабардино-Балкарской Республики
__________
О выборах главы
муниципального образования
(В редакции Закона Кабардино-Балкарской
Республики от
29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Принят Парламентом
Кабардино-Балкарской
Республики
|
25 мая 2017 года
|
Глава 1. Общие
положения
Статья 1.
|
Предмет регулирования
настоящего Закона
|
1. Настоящий
Закон на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон), иных федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской
Республики, Закона Кабардино-Балкарской Республики "О порядке
формирования представительных органов муниципальных районов и избрания
глав муниципальных образований" устанавливает порядок назначения,
подготовки и проведения выборов главы поселения (далее - муниципальное
образование) на муниципальных выборах в Кабардино-Балкарской Республике.
2. Положения
устава муниципального образования, связанные с порядком подготовки и
проведения выборов, не должны противоречить настоящему Закону. В случае, если
указанные положения противоречат настоящему Закону, применяются нормы
настоящего Закона.
Статья 2.
|
Основные понятия и термины
|
Основные понятия
и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что
и в Федеральном законе, Федеральном законе "О Государственной автоматизированной
системе Российской Федерации "Выборы", если иное не предусмотрено
настоящим Законом.
Статья 3.
|
Избирательные права граждан
Российской Федерации при выборах главы муниципального образования
|
1. Гражданин
Российской Федерации, достигший на день голосования возраста восемнадцати лет,
место жительства которого находится на территории соответствующего
муниципального образования, имеет право избирать главу муниципального
образования.
2. Гражданин
Российской Федерации, достигший на день голосования возраста восемнадцати лет,
вправе участвовать в предусмотренных федеральным законодательством и настоящим
Законом и проводимых законными методами избирательных действиях.
3. Главой
муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации,
достигший на день голосования возраста двадцати одного года.
4. Пребывание
гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения на
данной территории выборов главы муниципального образования не может служить
основанием для лишения его права на участие в выборах.
5. Гражданин
Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным главой
муниципального образования независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также
других обстоятельств.
6. Ограничения
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными на выборах
главы муниципального образования определяются в соответствии со статьей 4
Федерального закона.
7. В
соответствии с Федеральным законом на основании международных договоров
Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане,
постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования,
имеют право избирать и быть избранными главой муниципального образования,
участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах
на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Статья 4.
|
Равное избирательное право на
выборах главы муниципального образования
|
Граждане
Российской Федерации участвуют в выборах главы муниципального образования на
равных основаниях.
Статья 5.
|
Прямое избирательное право на
выборах главы муниципального образования
|
Гражданин
голосует на выборах за кандидата непосредственно.
Статья 6.
|
Тайное голосование на выборах
главы муниципального образования
|
Голосование на
выборах главы муниципального образования является тайным, исключающим
возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Статья 7.
|
Обязательность проведения
выборов главы муниципального образования
|
В случае, если
уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального
образования, избираемого непосредственно гражданами, выборы главы
муниципального образования являются обязательными, периодическими и проводятся
в сроки, обеспечивающие соблюдение срока полномочий главы муниципального
образования.
Глава
муниципального образования избирается на срок, установленный уставом
муниципального образования, при этом указанный срок не может составлять
менее двух и более пяти лет.
Статья 8.
|
Избирательный округ при выборах
главы муниципального образования
|
Выборы главы
муниципального образования проводятся по единому избирательному округу,
включающему в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.
Статья 9.
|
Назначение выборов главы
муниципального образования
|
1. Выборы главы
муниципального образования назначает представительный орган муниципального
образования.
2. Днем
голосования на выборах главы муниципального образования является второе
воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий действующего
главы муниципального образования, а если срок полномочий истекает в год
проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных
выборах, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей
статьи.
3. В случае
досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования досрочные
выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня
такого досрочного прекращения полномочий.
4. Голосование
на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается
назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему
день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, и на воскресенье,
которое объявлено в установленном порядке рабочим днем. Если второе
воскресенье сентября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с
нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим
за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено
в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на третье
воскресенье сентября.
5. Решение о
назначении выборов главы муниципального образования должно быть принято не
ранее чем за девяносто дней и не позднее чем за восемьдесят дней до дня
голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в
средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его
принятия. При назначении досрочных выборов сроки назначения выборов, указанные
в настоящей части, по решению представительного органа муниципального
образования могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. В случае
принятия такого решения избирательная комиссия муниципального образования
вправе принять решение о сокращении не более чем на одну треть сроков
осуществления иных избирательных действий.
6. Если
представительный орган муниципального образования не назначит выборы в
сроки, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, а также если
представительный орган муниципального образования отсутствует, выборы
назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем
за семьдесят дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии
муниципального образования о назначении выборов публикуется не позднее чем
через семь дней со дня истечения установленного частью 5 настоящей статьи срока
официального опубликования решения о назначении выборов.
7. Если
избирательная комиссия муниципального образования не назначит в
установленный частью 6 настоящей статьи срок выборы главы муниципального
образования либо если избирательная комиссия муниципального образования
отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном
Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям
избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов
местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого
представительный орган муниципального образования, а при его отсутствии -
избирательная комиссия муниципального образования должны назначить выборы.
Статья 10.
|
Гласность при подготовке и
проведении выборов главы муниципального образования
|
1. Подготовка и
проведение выборов главы муниципального образования осуществляются гласно.
2. Решения
избирательных комиссий, органов местного самоуправления, связанные с
подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования, подлежат
обнародованию.
Глава 2.
Избирательные участки.
Составление
списков избирателей
Статья 11.
|
Избирательные участки
|
1. Голосование
избирателей на выборах проводится на избирательных участках, образованных в
соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом.
2. Уточнение
перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, осуществляется не позднее чем через десять дней со
дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
3. В местах
временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на
вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного
пребывания) избирательные участки могут образовываться избирательной комиссией муниципального
образования не позднее чем за тридцать дней до дня голосования, а в
исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
4.
Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. На территориях
воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных
пунктов местностях, избирательные участки могут образовываться по решению
избирательной комиссии муниципального образования командирами воинских частей в
срок, установленный частью 3 настоящей статьи.
5. Информация об
избирательных участках, образованных в местах временного пребывания избирателей
позднее чем за тридцать дней до дня голосования, должна быть опубликована не
позднее чем через два дня после их образования.
Статья 12.
|
Составление списков избирателей
|
1. В целях реализации
прав избирателей соответствующей избирательной комиссией составляются списки
избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной
системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с
частью 6 настоящей статьи.
2. В списки
избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации,
обладающие на день голосования активным избирательным правом.
3. В
соответствии с Федеральным законом, если на основании международного договора
Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в
органы местного самоуправления, то в списки избирателей при
проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии с настоящим
Законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста
восемнадцати лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4
Федерального закона, постоянно проживающие на территории муниципального
образования, в котором проводятся указанные выборы.
4. Основанием
для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на
конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства
на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом и
настоящим Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на
территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного
права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения
места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного
избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом,
- другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
5.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях,
военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории
соответствующего муниципального образования, если место жительства этих
военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на
территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не
учитываются при определении числа избирателей на выборах главы
муниципального образования.
6. Сведения об
избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального
района. Сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части,
членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории
расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при
воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской
части. Сведения об избирателях, находящихся в местах временного пребывания,
представляет в избирательную комиссию руководитель организации, в которой
избиратель временно пребывает. Указанные сведения направляются уполномоченным
на то органом или уполномоченным должностным лицом в избирательную комиссию
муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, -
в участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования
или после образования этих комиссий.
7. Список
избирателей составляется комиссией муниципального образования, в том числе с
использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному
участку не позднее чем за одиннадцать дней до дня голосования на основании
сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то
органом или уполномоченным должностным лицом.
По
избирательному участку, образованному на территории воинской части, список
избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и
других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части,
составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за десять дней
до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем на
следующий день после образования участковой избирательной комиссии на основании
сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
8. Лица,
представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность
и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
9. Гражданин
Российской Федерации включается в список избирателей только на одном
избирательном участке. При выявлении избирательной комиссией муниципального
образования факта включения гражданина Российской Федерации в списки
избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах
избирательная комиссия муниципального образования до передачи списков
избирателей в участковые избирательные комиссии проводит работу по устранению
ошибки или неточности в указанных списках.
10. Список
избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях,
включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином
порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются
фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет -
дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В
списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем
подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных
данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой
избирательной комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.
11. Первый
экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь
избирательной комиссии муниципального образования, составившей список. На
избирательных участках, образованных на территории воинской части, а также
в местах временного пребывания избирателей, список избирателей подписывают
председатель и секретарь участковой избирательной комиссии. Список избирателей
заверяется печатями соответственно избирательной комиссии муниципального
образования и (или) участковой избирательной комиссии. Порядок и сроки
изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи
соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения
определяются избирательной комиссией муниципального образования.
12.
Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым
избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного
избирательного участка не позднее чем за десять дней до дня голосования.
Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка
избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего
дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается
печатью, соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью
ее председателя.
13. Участковая
избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным
порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного
самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию
(учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня,
предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем
участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной
комиссии.
14. Участковая
избирательная комиссия за десять дней до дня голосования представляет список
избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
15. Гражданин
Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе
обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список
избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в
список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух
часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования
участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и
представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять
решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив
заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об
отклонении заявления о включении гражданина в список избирателей может быть
обжаловано в избирательную комиссию муниципального образования или в суд (по
месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу
(заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день
голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении
жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой
комиссией немедленно. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в
участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального
закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на
соответствующем участке.
16. Избиратели,
находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с
непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно
уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа
военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением
участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на
избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному
заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три
дня до дня голосования. Информация о включении
избирателя в список избирателей на избирательном участке по месту его
временного пребывания передается, в том числе с использованием ГАС
"Выборы", в участковую комиссию избирательного участка, где данный
избиратель включен в список избирателей по месту его жительства.
Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей
делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке
N" с указанием номера избирательного участка. (В
редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от
29.12.2017 г. № 58-РЗ)
17. В случае,
предусмотренном частью 1 статьи 45 настоящего Закона, избиратели, находящиеся в
день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых, и других местах временного пребывания, по
личному письменному заявлению включаются в список избирателей на основании
паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного
удостоверения.
На избирательных
участках, образованных в соответствии с частью 3 статьи 11 настоящего Закона на
вокзалах и в аэропортах, списки избирателей составляются в день голосования.
Избиратели, находящиеся в день голосования в указанных местах, включаются в
списки избирателей по предъявлении открепительного удостоверения.
18. Исключение
гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания
председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения
печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном частью 11 настоящей статьи,
производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения
избирательной комиссии муниципального образования о включении избирателя в
список избирателей на другом избирательном участке, а также в случаях выдачи
избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, а
также в базе данных ГАС "Выборы" указываются дата исключения
гражданина Российской Федерации из списка и причина такого исключения. Запись в
списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной
комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии,
выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи.
19. Вносить
какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала
подсчета голосов избирателей запрещается.
20. После
официального опубликования результатов выборов информация об избирателях,
содержащаяся в списках избирателей, может использоваться для уточнения сведений
об избирателях в регистре избирателей, участников референдума.
Глава 3.
Избирательные комиссии
Статья 13.
|
Система и статус избирательных
комиссий
|
1. Систему
избирательных комиссий на выборах главы муниципального образования составляют:
1) избирательная
комиссия муниципального образования;
2) участковые
избирательные комиссии.
Избирательная
комиссия муниципального образования является вышестоящей для участковых
избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего
муниципального образования.
Полномочия
избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной
комиссии Кабардино-Балкарской Республики, принятому на основании обращения
представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на
территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию,
действующую в границах муниципального образования.
2. Комиссии
обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской
Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов на соответствующей
территории.
В пределах своей
компетенции комиссии обязаны рассматривать поступившие к ним в период
избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим
обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в
пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по
обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем
голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют
дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в
десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом,
избирательным объединением, то эти кандидат, избирательное объединение или их
уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о
поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
3. Комиссии
вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 2 настоящей
статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и
пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной
власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление
получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня,
предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день,
следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих
нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся
комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной
проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
4. В случае
нарушения кандидатом, избирательным объединением Федерального закона
избирательная комиссия муниципального образования вправе вынести этим
кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до
сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
5. Комиссии
обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления
избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об
избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов.
6. Совмещение
комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней
возможно по решению комиссии, организующей выборы на определенной территории,
которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы на части
этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению
выборов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей
выборы.
7. Решения
вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих
комиссий.
8. Решение
комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной
компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом
вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить
нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы
на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не
рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять
вышестоящая комиссия.
9. Комиссии в
пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и
органов местного самоуправления.
10. Решения и
иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов
исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, государственных
учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных
объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц,
избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной
регистрации.
11. Финансовое обеспечение
деятельности избирательной комиссии муниципального образования, действующей на
постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет
средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и (или)
местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом
Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской
Республики на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом
органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.
12.
Избирательная комиссия муниципального образования представляет отчет об
использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их
деятельности, проведение выборов, в порядке, устанавливаемом законодательством
Кабардино-Балкарской Республики.
13.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные,
муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать
комиссиям содействие в реализации их полномочий в соответствии с Федеральным
законом. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от
29.12.2017 г. № 58-РЗ)
14. Организации,
в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации,
Кабардино-Балкарской Республики, иных субъектов Российской Федерации и (или)
муниципальных образований превышает тридцать процентов на день официального
опубликования (публикации) решения о назначении выборов, их должностные лица,
государственные органы и учреждения, их должностные лица обязаны оказывать
избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности
предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование,
помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в
архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных
законодательством Российской Федерации, и обеспечивать охрану этих помещений и
указанной документации.
15.
Муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание,
безвозмездно предоставляют избирательной комиссии муниципального образования не
позднее чем в пятидневный срок со дня ее обращения не менее десяти минут
эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов в целях информирования
избирателей в порядке, установленном Федеральным законом, настоящим Законом.
Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного
раза в неделю, безвозмездно предоставляют избирательной комиссии муниципального
образования не позднее чем в пятидневный срок со дня ее обращения не менее одной
десятой от еженедельного объема печатной площади для опубликования решений
комиссии и размещения иной информации. При этом расходы организаций,
осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных
изданий осуществляются в порядке, указанном в части 9 статьи 32 настоящего
Закона.
16.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные
объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации,
осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации
телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные
лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям
необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в
пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня
голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день
голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные
сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.
Статья 14.
|
Полномочия избирательной
комиссии муниципального образования
|
Избирательная
комиссия муниципального образования:
1) осуществляет
на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных
прав граждан Российской Федерации;
2) обеспечивает
на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с
подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования, изданием
необходимой печатной продукции;
3) осуществляет
на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении
выборов главы муниципального образования соблюдения единого порядка
распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными
кандидатами для проведения предвыборной агитации;
4) осуществляет
на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении
выборов главы муниципального образования соблюдения единого порядка
установления итогов голосования, определения результатов выборов;
5) осуществляет
на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении
выборов главы муниципального образования соблюдения единого порядка
опубликования итогов голосования и результатов выборов;
6) осуществляет
на территории муниципального образования меры по организации финансирования
подготовки и проведения выборов главы муниципального образования, распределяет
выделенные из местного бюджета и (или) республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики средства на финансовое обеспечение подготовки и
проведения выборов главы муниципального образования, контролирует целевое
использование указанных средств;
7) регистрирует
кандидатов на должность главы муниципального образования, их доверенных лиц, а
также уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, выдает
им удостоверения установленного образца;
8) оказывает
правовую, методическую, организационно-техническую помощь участковым
избирательным комиссиям;
9) заслушивает
сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой
и проведением выборов главы муниципального образования;
10) определяет
результаты выборов главы муниципального образования и сообщает их средствам
массовой информации;
11)
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие)
нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям)
мотивированные решения;
12) осуществляет
иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными
законами, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Законом,
иными законами Кабардино-Балкарской Республики, уставом муниципального
образования.
Статья 15.
|
Полномочия участковой
избирательной комиссии
|
Участковая
избирательная комиссия:
1) информирует
население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии,
времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
2) уточняет
список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком,
рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает
вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
3) обеспечивает
подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого
оборудования;
4) обеспечивает
информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах;
5) контролирует
соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной
агитации;
6) организует на
избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное
голосование;
7) проводит
подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке,
составляет протокол об итогах голосования и передает его в избирательную
комиссию муниципального образования;
8) объявляет
итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола
об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
9) рассматривает
в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального
закона, настоящего Закона и принимает по указанным жалобам (заявлениям)
мотивированные решения;
10) обеспечивает
хранение и передачу в избирательную комиссию муниципального образования
документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
11) осуществляет
иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, Конституцией
Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Законом, иными законами
Кабардино-Балкарской Республики, уставом муниципального образования.
Статья 16.
|
Гласность в деятельности
избирательных комиссий
|
1. На всех
заседаниях избирательных комиссий, а также при подсчете голосов избирателей
комиссиями, осуществлении участковой избирательной комиссией работы со списками
избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об
итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены
избирательной комиссии муниципального образования и работники их аппаратов,
кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией муниципального
образования, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или
доверенное лицо. На заседании комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос
о регистрации кандидата, вправе присутствовать выдвинутый кандидат либо его
уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на
заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными
документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия
обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на
свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей,
осуществляется работа с указанными избирательными документами.
2. На всех
заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в
части 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой
информации, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
3. На заседаниях
комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов
выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать
представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств
массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня
официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов трудового
или возмездного гражданско-правового договора, аккредитованные в соответствии с
частью 16 настоящей статьи.
4. Решения
комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов,
публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до
сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой
информации в полном объеме в пятидневный срок. При опубликовании (доведении до
сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не
подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего
паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего
паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места
жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации,
наименование района, города или иного населенного пункта, где находится его
место жительства.
5. С момента
начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в
дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии избирательной
комиссией муниципального образования протокола об итогах голосования, а также
при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе
присутствовать лица, перечисленные в частях 1 и 3 настоящей статьи, а также
наблюдатели.
6. При
проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным
кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного
кандидата. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее
зарегистрированного кандидата, вправе назначить в каждую комиссию не более двух
наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в
помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем
только в одну комиссию. Наблюдателями не могут быть назначены выборные
должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской
Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся
в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных
комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия
которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального
закона.
7. Доступ в
помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном
участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, местах
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для
голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится
подсчет голосов избирателей, должен быть обеспечен всем членам участковой
избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в части 5 настоящей
статьи.
8. Наблюдатели
вправе присутствовать в соответствующих избирательных комиссиях при проведении
досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении
результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, результатах
выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
9. Полномочия
наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном
зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным
объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его
фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного
участка и наименования комиссии, куда он направляется, записью об отсутствии
ограничений, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Указание каких-либо
дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя
кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего
паспорт гражданина.
10.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, назначившие
наблюдателей в участковые избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до
дня голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных
наблюдателей в соответствующую избирательную комиссию муниципального
образования. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого
наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка,
наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.
11. Направление,
указанное в части 9 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в
комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования
(досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного
голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть
представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 10
настоящей статьи.
12. Наблюдатели
вправе:
1) знакомиться
со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений,
находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений
(обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в
помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день
голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период,
указанный в части 5 настоящей статьи;
3) наблюдать за
выдачей бюллетеней избирателям;
4)
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за
подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных
избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей
на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им
обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, знакомиться с любым
заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей,
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных
документов в период, указанный в части 5 настоящей статьи;
6) обращаться к
председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к
лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации
голосования;
7) знакомиться с
протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с
протоколами избирательной комиссии муниципального образования о результатах
выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей
избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
8) носить нагрудный
знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества,
а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или
наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
9) обжаловать в
порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, действия (бездействие)
комиссии в избирательную комиссию муниципального образования, Избирательную
комиссию Кабардино-Балкарской Республики, Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации или суд;
10) присутствовать
при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных
комиссиях;
11) производить
в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем
участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно
уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря
участковой избирательной комиссии.
13. Наблюдатель
не вправе:
1) выдавать
избирателям бюллетени;
2) расписываться
за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
3) заполнять за
избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
4) предпринимать
действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать
непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего
голоса подсчете бюллетеней;
6) совершать
действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести
агитацию среди избирателей;
8) участвовать в
принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
14.
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном
освещении подготовки и проведения выборов, вправе:
1) знакомиться с
протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с
протоколами избирательной комиссии муниципального образования о результатах
выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей
комиссии копии указанных протоколов;
2)
присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение.
15.
Представители средств массовой информации, указанные в части 3 настоящей
статьи, вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни
досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно
уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря
соответствующей комиссии.
16. Для
осуществления полномочий, указанных в частях 3, 5 и 15 настоящей статьи,
представители средств массовой информации аккредитуются в соответствии с
Федеральным законом. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных
полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию
не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).
17.
Аккредитованный в соответствии с частью 16 настоящей статьи представитель
средства массовой информации считается извещенным о проведении мероприятия
комиссии, если выполнены требования закона об опубликовании (обнародовании)
соответствующей информации.
18. Заверение
копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или
заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо,
заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно"
или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы,
дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
Глава 4.
Выдвижение и регистрация кандидатов
на должность
главы муниципального образования
Статья 17.
|
Право выдвижения кандидатов на
должность главы муниципального образования
|
1. Граждане
Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть
выдвинуты на должность главы муниципального образования непосредственно путем
самовыдвижения либо избирательным объединением в соответствии с Федеральным
законом и настоящим Законом.
2. Гражданин
Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и
ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в
связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение
которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо
отрешенный от должности главы муниципального образования Главой
Кабардино-Балкарской Республики, не может быть выдвинут кандидатом на выборах,
назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
3. Кандидат
не может дать согласие на выдвижение более чем одному инициатору выдвижения.
4. Кандидат,
выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут
избирательным объединением. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не
может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
5. Период,
включающий в себя выдвижение кандидатов, а также сбор подписей избирателей в
поддержку выдвижения кандидатов, заканчивается по истечении двадцати дней со
дня, следующего за днем опубликования (публикации) решения о назначении
выборов.
Статья 18.
|
Условия выдвижения кандидатов
|
1. О выдвижении
кандидата избирательная комиссия муниципального образования уведомляется в
установленном настоящим Законом порядке.
2. Избирательная
комиссия муниципального образования считается уведомленной о выдвижении
кандидата, а кандидат считается выдвинутым, при-обретает права и обязанности
кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после
поступления в нее заявления в письменной форме (приложение 1 к настоящему
Закону) выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему
избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить
деятельность, несовместимую с замещением соответствующей выборной должности. В
заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес
места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа,
заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт
или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер
налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном
образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей
образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об
образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая
должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род
занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на
непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и
наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать
в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к
одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за
один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в
этой политической партии, этом общественном объединении при условии
представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения
и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного
объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного
подразделения политической партии, иного общественного объединения. При
указании принадлежности к иному общественному объединению кандидат
согласовывает с избирательной комиссией муниципального образования состоящее не
более чем из семи слов краткое наименование данного общественного объединения,
которое используется в избирательных документах.
3. Если у
кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частью 2
настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость
снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
4. Вместе с
заявлением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, представляются:
1) копия
паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных в порядке, предусмотренном
Федеральным законом) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная
кандидатом;
2) заверенные
кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об
образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде
занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
3) если кандидат
менял фамилию, или имя, или отчество - копии соответствующих документов.
5. Вместе с
заявлением, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, в избирательную комиссию
муниципального образования должны быть представлены сведения о размере и об
источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на
праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках,
ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению
1 к Федеральному закону.
6. Документы,
указанные в частях 2, 4 и 5 настоящей статьи, кандидат обязан представить
лично. Документы, указанные в частях 2, 4 и 5 настоящей статьи, могут быть
представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен,
содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом
подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть
удостоверена нотариально либо администрацией стационарного
лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на
излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей
подозреваемые и обвиняемые), а также в иных случаях, установленных федеральным
законом.
В случае
выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего
возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по
единому избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить
иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для
этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в
заполнении или заверении документов, указанных в частях 2, 4 и 5 настоящей
статьи, должны быть нотариально удостоверены.
7. Избирательная
комиссия муниципального образования обязана незамедлительно после приема
документов, представленных в соответствии с настоящей статьей для уведомления о
выдвижении кандидата, выдать кандидату подтверждение получения указанных документов
в письменной форме и разрешение на открытие специального избирательного счета,
подписанное лицом, уполномоченным данной избирательной комиссией муниципального
образования.
8. Избирательная
комиссия муниципального образования обращается с представлением о проверке
достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 2,
3 и 5 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о
результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частями 2 и 3
настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в
соответствии с частью 5 настоящей статьи - в течение двадцати дней. Если
указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования,
соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок,
установленный избирательной комиссией муниципального образования.
9. Избирательная
комиссия муниципального образования доводит до сведения избирателей сведения о
кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном
избирательной комиссией муниципального образования.
10.
Избирательная комиссия муниципального образования направляет в средства
массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных
кандидатами сведений.
Статья 19.
|
Выдвижение кандидатов в порядке
самовыдвижения
|
Самовыдвижение
кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии
муниципального образования с последующим сбором подписей в поддержку
самовыдвижения кандидатов.
Статья 20.
|
Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
|
1. Кандидата на
должность главы муниципального образования вправе выдвигать избирательное
объединение. Избирательное объединение вправе выдвинуть не более одного
кандидата.
2. Выдвижение
кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным
законом "О политических партиях" и уставом политической партии.
Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на
съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных
или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных
требований, предъявляемых Федеральным законом к выдвижению кандидатов для
политических партий.
3. Избирательное
объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами данного
избирательного объединения. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом
гражданина Российской Федерации, являющегося членом иной политической партии.
4. Кандидат,
выдвинутый избирательным объединением, одновременно с документами, указанными в
частях 2, 4 и 5 статьи 18 настоящего Закона, представляет в избирательную
комиссию муниципального образования следующие документы:
1) нотариально
удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного
объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных
объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, -
также решение о его создании;
2) копию устава
общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом
общественного объединения (для кандидатов, выдвинутых общественными
объединениями (за исключением политических партий, их региональных отделений и
иных структурных подразделений);
3) решение
съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального
отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической
партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических
партиях", - соответствующего органа политической партии, ее регионального
отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания)
иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о
выдвижении кандидата по единому избирательному округу;
4) документ, подтверждающий
согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного
объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое
согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного
объединения;
5) решение о
назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором
указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства,
серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае
отсутствия основного места работы или службы - род занятий);
6) сведения о
наименовании избирательного объединения.
5. Наименованием
избирательного объединения является наименование, указанное в документе о
государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере
регистрации общественных объединений. Наименованием избирательного объединения,
не являющегося юридическим лицом, является наименование, указанное в решении о
его создании.
В избирательных
документах используется полное наименование избирательного объединения, если
оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование избирательного объединения
состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование - не более чем из
семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование
избирательного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименования
избирательного объединения состоят более чем из семи слов, избирательное
объединение, выдвинувшее кандидата, согласовывает с избирательной комиссией
муниципального образования краткое (состоящее не более чем из семи слов)
наименование, которое используется в избирательных документах. Краткое
наименование избирательного объединения образуется с соблюдением требований,
предусмотренных статьей 6 Федерального закона "О политических
партиях", положениями Федерального закона "Об общественных
объединениях", только из слов, составляющих наименование избирательного
объединения.
Изменение
наименования избирательного объединения после представления такого наименования
в избирательную комиссию муниципального образования не допускается.
Статья 21.
|
Сбор подписей в поддержку
выдвижения кандидата
|
1. Сбор подписей
избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за
днем получения избирательной комиссией муниципального образования документов,
указанных в частях 2, 4 и 5 статьи 18 настоящего Закона.
2. Количество подписей,
которое необходимо для регистрации кандидата, составляет 0,5 процента от числа
избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не
менее десяти подписей.
3. Подписи могут
собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в
соответствующем муниципальном образовании. Участие органов государственной
власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций
независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с
правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в
процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не
допускаются. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи
заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также
при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с
нарушением указанных положений, являются недействительными.
4. Право сбора
подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к
моменту сбора подписей возраста восемнадцати лет и не признанному судом
недееспособным. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей
избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется
только из средств избирательного фонда кандидата.
5. Подписные
листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения)
кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и
оформляются по форме согласно приложению 6 к Федеральному закону.
Подписные листы
должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата (за
исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 38 настоящего Закона).
6. Если у
кандидата на должность главы муниципального образования, данные которого
указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в
подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат на
должность главы муниципального образования, сведения о котором содержатся в
подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы
муниципального образования в соответствии с частью 2 статьи 18 настоящего
Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному
общественному объединению и свой статус в данной политической партии, либо
данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном
листе.
7.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов,
но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также
указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати
лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места
жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в
подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта
Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера
дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию
с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Подпись в
поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит
собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись
и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя
лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата. Указанные
данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не
допускается. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет
возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее
внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не
являющегося членом избирательной комиссии, кандидатом, доверенным лицом или
уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, доверенным
лицом или уполномоченным представителем избирательного объединения,
выдвинувшего кандидата. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта
или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь
избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. (В редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от
29.12.2017 г. № 58-РЗ)
8. При сборе
подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного
листа на его лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является
продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные
записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после
последней подписи избирателя.
9. Каждый
подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей
избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей
избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату
рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или
документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его
органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в
подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта
Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров
дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию
с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей
избирателей. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от
29.12.2017 г. № 58-РЗ)
Каждый подписной
лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата
должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат
напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и
дату ее внесения.
10. После окончания
сбора подписей избирателей кандидат подсчитывает общее количество собранных
подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей по форме,
установленной избирательной комиссией муниципального образования. Протокол
подписывается кандидатом.
11. Подписные
листы представляются в избирательную комиссию муниципального образования в
сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию
представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в
машиночитаемом виде.
Статья 22.
|
Регистрация кандидатов
|
1. Для
регистрации кандидата этот кандидат или уполномоченный представитель
избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, представляет следующие
избирательные документы: необходимое количество подписей избирателей в
поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации
кандидата) вместе с протоколом об итогах сбора подписей избирателей на бумажном
носителе и в машиночитаемом виде, первый финансовый отчет кандидата, сведения
об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с 2, 4
и 5 статьи 18 настоящего Закона (в случае, если указанные изменения вносились).
Кандидат или
уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего
кандидата, не ранее чем за семьдесят пять дней и не позднее чем за сорок пять
дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет для
регистрации кандидата в избирательную комиссию муниципального образования
необходимые избирательные документы.
2. При выявлении
неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов,
представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для
уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено Федеральным
законом и настоящим Законом, или несоблюдения требований к оформлению
документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за
три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о
регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день
до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором
должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить
уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное
объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, а
также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями
избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального
образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях
приведения указанных документов в соответствие с требованиями Федерального
закона и настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат,
избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в
случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона и
настоящего Закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа,
представление которой предусмотрено частью 4 статьи 18 настоящего Закона,
кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания
избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен
рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
3. Количество
представляемых в избирательную комиссию муниципального образования для
регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей,
необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на десять процентов.
Если для регистрации кандидата требуется представить менее сорока подписей,
количество представляемых подписей избирателей может превышать количество
подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на четыре
подписи.
4. Избирательная
комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения
кандидатов требованиям настоящего Закона. Если представлены подписные листы с
подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата,
избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка
сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об
избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить
достоверность биографических и иных сведений, представленных в соответствии с
настоящим Законом.
5. Избирательная
комиссия муниципального образования обязана обратиться с представлением о
проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с
настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти
дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный
избирательной комиссией муниципального образования, сообщить избирательной
комиссии муниципального образования о результатах проверки.
6. Избирательная
комиссия муниципального образования доводит до сведения избирателей сведения о
кандидатах, представленные при их выдвижении, в установленном ею объеме, а
также направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах
недостоверности представленных кандидатами сведений.
7. Избирательная
комиссия муниципального образования для проведения проверки соблюдения порядка
сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений
об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах,
может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной
комиссии, работников ее аппарата. К такой проверке могут привлекаться члены
участковых избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов
внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов
регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по
месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных
органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания
недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах
сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в
письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
8. Проверке
подлежат все представленные подписи, собранные в поддержку выдвижения кандидатов
и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах.
9. Проверке и
учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но
исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это
специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора
подписей до представления подписных листов в комиссию.
10. Не могут
служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся
в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и
дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
11. При
проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат,
представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его
уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители
или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата и
представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О
соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный
представитель избирательного объединения, представившие установленное
количество подписей избирателей.
12. По
результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об
избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть
признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
13. Если при
проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того
же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной
считается только одна подпись, а остальные подписи признаются
недействительными.
14.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим
лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке
подписей избирателей в соответствии с частями 4 - 8 настоящей статьи.
15.
Недействительными признаются:
1) подписи
избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня,
следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата;
2) подписи лиц,
не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи
избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие
действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при
наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к
проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;
4) подписи
избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с
настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения
избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи
избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом
или карандашом;
6) подписи
избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти
исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей,
даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на
основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью
7 настоящей статьи;
7) подписи
избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об
избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или
лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи
избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен
собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и
(или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо
если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не
достигшим к моменту сбора подписей возраста восемнадцати лет, и (или) указанное
лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена
собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в
сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате
внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не
оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей,
кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей
избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не
соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор
подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным
способом или карандашом;
9) все подписи
избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует Федеральному
закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи
21 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований,
предусмотренных частями 1 и 5 статьи 21 настоящего Закона;
10) подписи
избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи
21 настоящего Закона;
11) подписи
избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими
избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей
избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения
эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;
12) подписи
избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного
листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;
13) все подписи
избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего
сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи
кандидата.