Расширенный поиск
Постановление Правительства города Севастополя от 31.07.2015 № 702-ПП
ПРАВИТЕЛЬСТВО
СЕВАСТОПОЛЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 31.07. 2015
№ 702-ПП Об утверждении Правил
подготовки организаций города
Севастополя к устойчивому
функционированию в военное время
и при возникновении чрезвычайных ситуаций В
соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской
обороне" и от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении
Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Уставом
города Севастополя, Законом города Севастополя от
14.08.2014 № 62-ЗС "О защите населения и территорий города Севастополя
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях
повышения устойчивого функционирования организаций в военное время и в
чрезвычайных ситуациях Правительство Севастополя постановляет: 1.
Утвердить Правила подготовки организаций города Севастополя к устойчивому
функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций
(далее - Правила) (прилагаются). 2.
Рекомендовать руководителям организаций города Севастополя независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности при подготовке организаций к
устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных
ситуаций руководствоваться настоящими Правилами. 3.
Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее
постановление на официальном сайте Правительства Севастополя. 4.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования. 5.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя
Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Еремеева
А.А. Губернатор города Севастополя, Председатель Правительства Севастополя С.И. Меняйло УТВЕРЖДЕНЫ постановлением
Правительства Севастополя от 31.07.2015 №
702-пп ПРАВИЛА подготовки организаций города Севастополя к
устойчивому функционированию в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций I. Подготовка
организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время 1.Общие
положения 1.1.
Под устойчивым функционированием предприятий, учреждений, организаций (далее -
организации города Севастополя), в военное время понимается их способность
обеспечивать производство продукции (оказывать услуги, обеспечивать
жизнедеятельность населения) в установленной номенклатуре и объемах в военное
время. 1.2.
Устойчивое функционирование организаций города Севастополя достигается
заблаговременным планированием и выполнением в мирное время мероприятий по
подготовке организации к защите от воздействия современных средств поражения, в
том числе от вторичных факторов поражения, и снижению тяжести последствий
воздействия этих средств. 1.3.
Мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций города
Севастополя должны быть дифференцированы по составу, содержанию, объему и
времени выполнения и разделяются на два этапа: первый
этап - подготовка к работе в военное время; второй
этап - работа в условиях военного времени. Мероприятия
первого этапа являются основными и выполняются заблаговременно с привлечением
необходимых для этого финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов. Мероприятия
второго этапа планируются заблаговременно, но осуществляются с объявлением
военного положения в целях выполнения задач по выпуску продукции в объемах и
номенклатуре, установленных на военное время. Подготовка
организаций города Севастополя к устойчивому функционированию в военное время
включает в себя комплекс инженерно-технических, организационных и иных
мероприятий, выполняемых на стадиях проектирования, строительства новых и
реконструкции действующих организаций, а также в период функционирования
организаций. При
определении условий функционирования организаций города Севастополя в военное
время необходимо учитывать: вероятные
варианты воздействия противника; степень
возможных повреждений (разрушений) сооружений и технологического оборудования
организации и прогнозируемый выход из строя части производственных мощностей; возможность
внезапного прекращения (нарушения) электро-, газо-, водо- и теплоснабжения; радиоактивное,
химическое и бактериологическое заражение местности; возможность
катастрофического затопления части организации при разрушении гидросооружений; дефицит
квалифицированных кадров в связи с призывом части рабочих и служащих
предприятий на военную службу. При
планировании и выполнении мероприятий, связанных с поддержанием устойчивого
функционирования организации города Севастополя, необходимо предусматривать: обеспечение
надежной защиты персонала организации; организацию
защиты и обеспечение сохранности основных производственных фондов, материальных,
сырьевых и других запасов; меры
по последующему восстановлению производственного процесса при частичном
разрушении объектов организации в возможно кратчайшие сроки; организацию
охраны и обороны организации. 2. Организация
инженерно-технических мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования
организаций города Севастополя в
военное время 2.1.
Поддержание устойчивого функционирования организаций города Севастополя в
военное время достигается заблаговременным проведением организационных,
инженерно-технических и других мероприятий, направленных на максимальное
снижение результатов воздействия средств поражения противника на организации и
создание условий для быстрой ликвидации последствий этого воздействия. 2.2.
Организационные и инженерно-технические мероприятия по поддержанию устойчивого
функционирования организаций проводятся руководителями этих организаций и
включают: защиту
рабочих и служащих работающих смен организаций, продолжающих работу в военное
время, а также смен дежурного и линейного персонала, обеспечивающего
жизнедеятельность организаций; защиту
основных производственных фондов и осуществление мероприятий по уменьшению
ущерба от возможных вторичных факторов поражения; создание
надежных систем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения организаций; повышение
противопожарной устойчивости организаций; создание
устойчивой системы материально-технического снабжения; создание
устойчивой системы управления; подготовку
к быстрому восстановлению нарушенного производства. 2.3.
Защита рабочих и служащих организаций, продолжающих производственную
деятельность в военное время, а также смен дежурного и линейного персонала,
обеспечивающего жизнедеятельность объектов, достигается укрытием в убежищах как
существующих, так и возводимых в соответствии с планом гражданской обороны,
рассредоточением и эвакуацией, а также использованием индивидуальных средств
защиты. 2.4.
Для защиты основных производственных фондов зданий и сооружений, станочного и
технологического оборудования, энергетических и инженерных коммуникаций
необходимо: применять
для строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений
жесткие каркасные конструкции с легким заполнением и легкими перекрытиями, а
также огнестойкие ограждающие конструкции; размещать
наиболее ответственные участки производства, энергетические установки в
частично или полностью заглубленных помещениях, а наиболее ценное и уникальное
оборудование и приборы -в специальных защитных сооружениях; энергетические
и инженерные коммуникации устраивать способом подземной прокладки и
кольцевания; максимально
сокращать запасы аварийно химически опасных и
взрывоопасных веществ в организациях, производящих или потребляющих их; создавать
системы автоматического пожаротушения и нейтрализации в местах хранения
огнеопасных и аварийно химически опасных веществ; хранить запасы аварийно химически опасных, взрыво-
и огнеопасных веществ и материалов в подземных заглубленных или обвалованных
складах (емкостях) и принимать меры для предотвращения их розлива; устанавливать
на рабочих местах расходные заглубленные емкости для аварийного слива аварийно химически опасных веществ и горючих жидкостей; внедрять
системы безаварийной остановки опасных производств, технологических установок и
аппаратов с непрерывным технологическим процессом; осуществлять
светомаскировку населенных пунктов и организаций. Мероприятия
по защите производственных фондов, зданий, сооружений и оборудования отражаются
в заблаговременно разрабатываемых планах гражданской обороны организаций и
планах-графиках выполнения технических и технологических мероприятий по
сокращению и (или) безаварийной остановке производства в организации в военное
время. 2.5.
Для поддержания устойчивого функционирования электроэнергетики необходимо: обеспечить
возможность деления схемы электрических сетей на независимые работающие части; закольцевать
распределительную электрическую сеть и подключить к нескольким источникам
энергоснабжения; создать
в организациях резерв стационарных и передвижных электростанций; создать
на электростанциях необходимый запас топлива и подготовить тепловые
электростанции для работы на резервных видах топлива; дублировать
ввод инженерных и энергетических коммуникаций. 2.6.
Для поддержания устойчивого функционирования систем водоснабжения необходимо: базировать
системы хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземных источниках, а при их
отсутствии или недостаточной мощности -на двух источниках: поверхностном и
подземном; использовать
оборотное водоснабжение при создании систем технического водоснабжения городов
и организаций; создать
две группы заборных головных сооружений (для систем водоснабжения, базирующихся
на поверхностных источниках), одна из которых должна быть вне зон возможных
сильных разрушений; химического
и бактериологического заражения; создать системы водоснабжения,
позволяющие при необходимости подавать чистую воду в сеть, минуя водопроводные
башни, а также подавать воду от одного водопровода к другому с соблюдением
санитарных норм; использовать
технические водопроводы для пожаротушения, расположить пожарные гидранты и
задвижки водопроводов на незатапливаемой территории. 2.7.
Для поддержания устойчивого функционирования систем газо-, тепло- и
топливоснабжения необходимо: основные
распределительные газопроводы высокого и среднего давления устраивать способом
подземной прокладки и кольцевания; газораспределительные
станции и опорные пункты обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих
газоснабжение при выходе их из строя, устраивать в подземных частях; устанавливать
в основные узловые точки систем газоснабжения отключающие устройства,
срабатывающие от давления ударной волны, а на скважинах для исключения
свободного фонтанирования нефти и газа -глубинные отсекающие устройства; создавать
подземные (заглубленные) хранилища для хранения нефтепродуктов. 2.8.
Для повышения противопожарной устойчивости организаций необходимо: максимально
сократить запасы горючих и взрывоопасных веществ и провести
инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие успешное проведение работ по
локализации и тушению пожаров. 2.9.
Для поддержания устойчивого функционирования системы материально-технического
снабжения необходимо: создать
в организациях защищенные запасы и резервы сырья, топлива, комплектующих
изделий, оборудования, позволяющие продолжать работу в случае дезорганизации
снабжения, и организовать рассредоточение и надежное их хранение. Порядок
создания запасов и резервов определяется локальным актом организации. 2.10.
Для создания устойчивой системы управления необходимо: подготовить сеть
пунктов управления организации
и оборудовать их современными средствами связи,
обеспечить автономными источниками электроснабжения; создать
дублирующие пункты управления, а также внедрить надежную систему получения и
передачи необходимой информации, ее быстрой обработки и анализа; широко
использовать в системе управления автоматизированные системы управления; обеспечить
пункты управления связью от загородных узлов по кольцованным линиям связи, а
также создать резерв мобильных средств связи. 2.11. Подготовка
к быстрому восстановлению нарушенного производства проводится заблаговременно и
включает: разработку
необходимой технической, технологической и другой документации; . создание запасов
материальных средств для восстановительных работ; составление
необходимых расчетов потребности сил и средств для восстановительных работ, а
также по восполнению понесенных потерь в рабочей силе и производственном
оборудовании; определение
вероятной очередности работ по восстановлению производства с учетом наличия
ресурсов и местных условий. 3. Мероприятия
по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного
производства города Севастополя в военное время 3.1. Поддержание
устойчивого функционирования организаций города Севастополя
сельскохозяйственного производства в военное время достигается заблаговременным
проведением организационных, инженерно-технических и других мероприятий,
направленных на максимальное снижение результатов воздействия на
сельскохозяйственных животных и растения современных средств поражения
противника, создание условий для быстрой ликвидации последствий применения
противником современных средств поражения и обеспечение производства
доброкачественной сельскохозяйственной продукции. 3.2.
Планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования
организаций города Севастополя сельскохозяйственного производства в военное
время возлагается на руководителей организаций. К разработке
мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций сельскохозяйственного
производства и их проведению привлекаются специалисты ветеринарных,
зоотехнических, агрохимических и других учреждений. 3.3. Основными
направлениями поддержания устойчивого функционирования организаций города
Севастополя сельскохозяйственного производства в военное время являются: обеспечение
защиты рабочих и служащих в процессе сельскохозяйственного производства; строительство
животноводческих и производственных зданий, складов и других
сельскохозяйственных сооружений с повышенными защитными свойствами, с учетом
защиты производственного персонала, сельскохозяйственных животных, сырья,
готовой продукции, водоисточников и систем
водоснабжения от радиоактивного, химического и бактериологического заражения; обеспечение
животноводческих ферм, складов, хранилищ и других сельскохозяйственных
помещений средствами пожаротушения; накопление для удовлетворения аварийных
нужд производства автономных источников электроэнергии и приспособление для
этих целей сельскохозяйственной техники; создание
запасов материалов для герметизации животноводческих и других помещений,
источников водоснабжения, а также для укрытия зерна, кормов, овощей и других
сельскохозяйственных продуктов в период их уборки, транспортирования,
переработки и хранения; создание необходимых
запасов кормов, биопрепаратов, антибиотиков, средств обеззараживания животных и
растений, воды и других материальных средств; подготовка и
приспособление сельскохозяйственной техники для использования ее при ликвидации
последствий применения противником современных средств поражения; обеспечение
племенных и высокопродуктивных, а по возможности -всех групп животных
простейшими средствами индивидуальной защиты органов дыхания; создание хороших
зоогигиенических условий содержания, кормления и эксплуатации животных; регулярное
проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в хозяйствах, а также
плановой иммунизации животных против инфекционных заболеваний; внедрение в
севооборот высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, устойчивых к
болезням и некоторым вредителям; своевременное и
полное проведение агротехнических и агрохимических мероприятий; освоение методов
ведения сельскохозяйственного производства в условиях заражения местности
радиоактивными, отравляющими (химическими) веществами и бактериальными
средствами с учетом почвенных и других условий организации
сельскохозяйственного производства. 4. Мероприятия
по подготовке органов управления организаций города Севастополя к устойчивому
функционированию в военное время 4.1. Мероприятия
по подготовке органов управления организаций города Севастополя. Управление
организацией есть постоянное и целенаправленное воздействие органов управления
организации на деятельность организации в целях обеспечения ее надежного
функционирования в условиях мирного и военного времени. Подготовка
органов управления организации города Севастополя к действиям в военное время
проводится с учетом обеспечения: устойчивости,
непрерывности и скрытности управления при переводе гражданской обороны в высшие
степени готовности; оперативности,
обоснованности и своевременности принятия и выполнения решений; организации
дублирования управления; комплексности в
постановке и решении задач управления; достоверности
оценки обстановки и прогноза ее развития; координации и
взаимодействия органов управления всех уровней; накопления
достоверной информации о последствиях воздействия противника; оперативного
перевода управления на децентрализованную форму; готовности
органов управления к работе в условиях полной или частичной потери связи; заблаговременной
подготовки резерва кадров всех уровней; организации охраны и обороны
организаций, защиты средств управления и мест их размещения. Для подготовки
органов управления организаций города Севастополя к действиям в военное время
целесообразно предусмотреть: наличие штатных
расписаний, схем управления и связи организаций на военное время, их
своевременную корректировку; разработку схем
оповещения организаций с учетом штатных расписаний на военное время; соответствие
схем связи по различным уровням управления и с различных пунктов управления
(основных, запасных, дублеров) в организациях; оснащение
современными средствами связи и автоматизации пунктов управления и поддержание
их в готовности к применению; своевременную
корректировку планов гражданской обороны и защиты населения, инструкций для
должностных лиц органов и пунктов управления по действиям в военное время; систематическое
проведение в мирное время учений и тренировок как основной формы подготовки
органов управления к выполнению своих функций в военное время. При подготовке
системы связи к работе в военное время необходимо предусмотреть мероприятия по: своевременному и
скрытому развертыванию системы связи в соответствии с потребностями управления; маневру
средствами связи (каналами, линиями) в соответствии с обстановкой, обеспечению
своевременного прохождения информации; контролю за соблюдением дисциплины
связи; защите пунктов
управления и линий связи от воздействия средств поражения противника (в том
числе от средств радиоэлектронного подавления, разведывательно-диверсионных
групп); быстрому
восстановлению нарушенных связей. 4.2. Мероприятия
по защите персонала организаций города Севастополя. Для защиты жизни
и здоровья персонала организаций города Севастополя необходимо предусматривать
следующие мероприятия: укрытие
персонала в защитных сооружениях и приспособленных для защиты помещениях; рассредоточение
и эвакуация персонала; обеспечение
персонала индивидуальными средствами защиты; подготовка к
проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; медицинская
защита персонала. 4.3. Мероприятия
по созданию запасов материальных средств. Кроме имущества,
необходимого для производственного процесса организации, в состав запасов
материальных средств целесообразно включать: отдельные виды
комплектующих изделий (для обеспечения безопасного производства работ в
организациях); специальную
оснастку (для ремонта техники и оборудования); технические
средства и имущество для выполнения спасательных и восстановительных работ (в
том числе для развертывания формирований для ведения спасательных и других
неотложных работ); медицинское,
санитарно-хозяйственное и другое имущество (для оказания помощи персоналу
организаций); средства
разведки, дегазации, дезактивации, дезинфекции; специальное
оборудование и имущество для выполнения эвакуационных перевозок (людей и
оборудования). II. Подготовка к
устойчивому функционированию организаций города Севастополя при возникновении
чрезвычайных ситуаций 5. Общие
положения 5.1. Подготовка
организаций города Севастополя к устойчивому функционированию при возникновении
чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) -комплекс экономических,
организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения
устойчивости их функционирования в условиях ЧС. 5.2. Повышение
устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики
достигается осуществлением мероприятий, направленных на: предотвращение и
уменьшение возможности образования крупных производственных аварий и катастроф; снижение
возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от их
вторичных поражающих факторов; создание условий для ликвидации
последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведения работ по
восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения. 5.3.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению
устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики
осуществляют соответствующие комиссии, созданные руководителями организаций. На комиссии
возлагаются следующие задачи: организация
работы по повышению устойчивого функционирования подчиненных (подведомственных)
организаций; контроль за
планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и
разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий в подчиненных
(подведомственных) организациях; оценка
состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных)
организаций для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных
(необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и
разрушений; организация
исследований по вопросам устойчивого функционирования подчиненных
(подведомственных) организаций, подготовка предложений по целесообразности
практического осуществления выработанных мероприятий; проверка
качества выполнения мероприятий по повышению устойчивого функционирования
подчиненных (подведомственных) организаций; обобщение данных
и подготовка предложений по вопросам повышения устойчивого функционирования
экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных)
организаций на работу в режиме чрезвычайной ситуации; обобщение данных
обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной
деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными
организациями и проведения аварийно-восстановительных работ. 5.4. На
организации города Севастополя возлагаются: планирование и выполнение мероприятий по
повышению устойчивого их функционирования; планирование и
выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в
результате аварий, катастроф, стихийных бедствий; обеспечение
выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и
номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений; ответственность
за выделение необходимых материальных и финансовых средств. 6. Основные
направления повышения устойчивого функционирования организаций города
Севастополя в отрасли экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций 6.1. Основные
направления повышения устойчивого функционирования организаций города
Севастополя в отрасли экономики при возникновении ЧС: обеспечение
защиты населения и его жизнедеятельности в условиях ЧС; рациональное
размещение производственных сил на соответствующей территории; проведение
технических мероприятий, направленных на повышение устойчивого функционирования
экономики; подготовка к
работе в ЧС отраслей экономики; подготовка к
выполнению работ по восстановлению экономики в условиях ЧС; подготовка
системы управления экономикой для решения задач в условиях ЧС; обеспечение
защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в
ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в условиях ЧС; рациональное
размещение производственных сил организаций на соответствующей территории; подготовка
организаций к работе в условиях ЧС; подготовка к
выполнению работ по восстановлению организаций в условиях ЧС; подготовка
системы управления организаций для решения задач в условиях ЧС. 6.2. По основным
направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению
устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли экономики
при возникновении ЧС. Мероприятия по
повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли
экономики при возникновении ЧС разрабатываются и осуществляются
заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных
аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и
совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время. Мероприятия,
которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно,
проводятся в возможно короткие сроки в условиях ЧС (например, эвакуационные
мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей,
структуры управления и другие). 6.3. Предложения
по повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в
отрасли экономики разрабатываются на основе результатов научных исследований,
обобщения и анализа опыта повышения устойчивого функционирования экономики. Мероприятия по
повышению устойчивого функционирования организаций города Севастополя в отрасли
экономики рекомендуется оформлять отдельным документом - планом по повышению
устойчивого функционирования организации. Часть
мероприятий по повышению устойчивого функционирования организаций города
Севастополя в отрасли экономики предусматривается в соответствующих планах
гражданской обороны и защиты населения и планах действий по предупреждению и
ликвидации ЧС природного и техногенного характера. 6.4.
Эффективность мероприятий по подготовке организаций города Севастополя в
отрасли экономики к устойчивому функционированию в условиях ЧС определяется при
проведении специальных учений гражданской обороны. В целом общая
схема организации работы по повышению устойчивого функционирования организаций
делится на 3 основных этапа: I этап -
исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности
звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких
мест; II этап - проверка и оценка предполагаемых
мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений для данных
условий (учения гражданской обороны); III этап -
реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и
контроля. 7. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования организаций города
Севастополя в отрасли экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций 7.1. Основными
этапами выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска)
возникновения аварий и катастроф являются: выявление
возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды
производств, емкости с химически опасными веществами (далее - АХОВ),
оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.); анализ риска
возникновения ЧС на каждом элементе - источнике ЧС и возможных
социально-экономических последствий; выбор основных мероприятий
предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС. 7.2. Исходя из
требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки
системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований: совершенствование
основных фондов и производственных процессов; разработка (уточнение) и соблюдение
требований и норм безаварийного производства; эффективный
контроль за состоянием и проведением регулярного технического обслуживания и
ремонта основных производственных фондов; повышение квалификации персонала в
области безаварийности производства. С этой целью
необходимо: выявлять
источники ЧС; прогнозировать последствия ЧС; уменьшать количество источников
ЧС. В случае
невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить
защиту производственного персонала путем: своевременного оповещения персонала; создания и
подготовки сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС; подготовки к
оказанию первой медицинской помощи; подготовки
системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС. 7.3. При
создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов
экономики учитываются требования к их размещению, а также к размещению их
элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми
мероприятиями являются: размещение
объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа,
грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности; исключение
(ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках
местности; рассредоточение
элементов крупных объектов и ограниченное расширение крупных производств; ограничение
размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их
на безопасном удалении от других объектов; строительство
базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся
веществ за пределами территории объекта в загородной зоне. 7.4. Уменьшение
ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба
и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду
достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по повышению
устойчивого функционирования. Эти цели должны
достигаться путем: защиты основных
производственных фондов от поражающих факторов ЧС; проведения специальных природоохранных
мероприятий. Защита основных
производственных фондов: повышение
физической стойкости основных производственных фондов; установка
пожарной сигнализации, систем пожаротушения; внедрение
технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение
вероятности возникновения ЧС; защита
уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации. Природоохранные
мероприятия: очистка стоков; герметизация
оборудования, трубопроводов; снижение
использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы. 7.5. Подготовка
хозяйственных объектов экономики к работе в условиях ЧС осуществляется с целью: обеспечения
выпуска важных видов продукции (услуг) в условиях ЧС; устойчивого снабжения объектов материально-техническими
ресурсами, энергией и водой; обеспечения
безопасности работающей смены. С учетом этих
требований мероприятиями в этой области являются: оценка
возможностей выпуска важнейших видов продукции; совершенствование
производственных связей с поставщиками; подготовка к
независимому функционированию отдельных производств; подготовка к
работе по упрощенной технологии; создание
минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов; подготовка к
использованию местных ресурсов; обеспечение автономными
источниками энерго- и водоснабжения; использование
кабельных линий электропередачи; электроснабжение
объекта от двух и более источников; подготовка к
централизованному отключению отдельных потребителей; обеспечение
аварийного освещения территорий и помещений; обеспечение
объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами; своевременное
оповещение персонала об аварии и стихийном бедствии (угрозе их возникновения); создание и
подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС; обучение
персонала способам защиты в условиях ЧС; подготовка к
оказанию первой медицинской помощи; подготовка
системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС. 7.6. Подготовка
системы управления, сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и
стихийных бедствий направляется на: создание условий
для своевременного оповещения персонала и населения; проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее -АСДНР). Эти цели
достигаются путем: заблаговременной
подготовки сил и средств; подготовки
системы управления. 7.7. Типовыми
мероприятиями по подготовке сил и средств являются: создание и обучение
формирований, материально-техническое обеспечение; создание
резервных фондов материально-технических ресурсов; подготовка к развертыванию постов
наблюдения и контроля; подготовка к использованию местных ресурсов; создание и
сохранность страхового фонда документации. 7.8. Типовыми
мероприятиями по подготовке системы управления являются: разработка и
постановка задач организациям на ликвидацию последствий аварий, ЧС; обеспечение
органов управления организаций нормативно-технической документацией; создание сети
наблюдения и лабораторного контроля на территории организаций и прилегающей
местности; создание и
поддержание в готовности системы оповещения; создание систем
сбора и анализа информации об источниках ЧС; создание системы
пунктов управления; развитие системы
связи в отрасли; уточнение
прогноза возможных ЧС и планов действий; организация
взаимодействия функциональных и территориальных органов управления; подготовка
информационных центров организаций к работе в условиях ЧС; подготовка
персонала органов управления организаций; обеспечение
контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью; обеспечение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам повышения
устойчивости. 8. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования в отраслях экономики с
опасными объектами (производствами) 8.1. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования химически опасных
объектов: обеспечение
персонала защитными сооружениями (далее - ЗС); обеспечение
персонала средствами индивидуальной защиты; защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ; создание системы
оповещения персонала и населения вблизи объектов; обеспечение
вытяжными системами и респирационными установками для
удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования; подготовка к
эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварии; подготовка к
обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.; подготовка к
санитарной обработке персонала; накопление
медицинских средств для первой медицинской помощи; обучение
персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС; подготовка к
использованию верхних этажей зданий и возвышенностей; регулярный медицинский контроль и
соблюдение санитарно -гигиенического режима на
объектах экономики (далее - ОЭ); размещение
объектов с подветренной стороны относительно населенных пунктов; размещение
складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает
наибольшее число персонала; создание
санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ; ограничение
объемов АХОВ, легко воспламеняющихся горючих жидкостей (далее - ЛВГЖ),
взрывчатых веществ (далее - ВВ), хранящихся на территории ОЭ; подземное
хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование,
поддоны; сооружение
защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ; применение
автоматических устройств, блокировок на технологических линиях; герметизация
оборудования и трубопроводов с АХОВ, бесшовные трубы; регулярный
контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; своевременное
техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ; строгий учет
количества, местонахождения и перемещения АХОВ; подготовка к
дегазации территории, оборудования, транспорта; обеспечение
объектов формирований материально-техническими средствами для локализации ЧС; устройство
ловушек, направленных стоков для приема разлившихся
АХОВ; оснащение
технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения; внедрение систем
автоматической нейтрализации АХОВ; внедрение
резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования; обеспечение
возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ; разработка мер
по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности; разработка
режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ; регулирование
импорта и экспорта АХОВ. 8.2. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования взрывоопасных объектов: обеспечение
персонала ЗС; обеспечение
персонала средствами индивидуальной защиты; изоляция
взрывоопасных зон прочными стенами; использование
рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от
опасных зон; подготовка к
эвакуации персонала, не занятого в ликвидации последствий аварий, ЧС; подготовка к
обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т.п.; накопление
медицинских средств первой медицинской помощи; обучение
персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре; размещение
объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей; создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды; предотвращение
образования взрывоопасных смесей при пожарах; автоматический
контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации); установка
автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров); разработка
высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ; обеспечение
грозозащитными устройствами; установка
предохранительных клапанов для сбора давления; обеспечение
прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, работающих под
давлением; использование
несгораемых конструкций и материалов; создание
противопожарных разрывов и минерализованных полос; создание
ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации
ЛВГЖ; запрещение
взрывных работ вблизи объектов; строгое
соблюдение правил пожарной безопасности; обеспечение
пожарной техникой, оборудованием и инструментом; обеспечение
пожарными водоемами и средствами пожаротушения; подготовка пожарных
проездов для пожарной техники. 8.3. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования объектов, расположенных в
зонах опасных природных явлений: создание
необходимой физической стойкости к поражающим факторам ЧС; создание укрытий
для производственного персонала в районах расположения; утепление
рабочих помещений, зданий, сооружений и тепловых сетей; обеспечение
персонала объектов спецодеждой с учетом специфики ЧС; создание
минимально необходимого фонда спасательных плавающих средств; размещение
рабочих помещений ОЭ на возвышенностях (гидрологические ЧС); установка режима
поведения персонала при получении информации о возникновении ЧС; запрещение
(ограничение) размещения ОЭ и их элементов с учетом возможного затопления; размещение ОЭ и
их элементов с учетом снижения эффективности воздействий на ЧС; проведение
агротехнических лесомелиоративных защитных мероприятий на склонах; применение
бесшовных труб для транспорта нефтепроводов и газа в зонах ЧС; регулирование
стока воды из водохранилищ, устройство искусственного и естественного
регулирования стока; обеспечение
предварительного срабатывания верхнего бьефа водохранилищ в случае угрозы ЧС; создание запасов
материалов для укрепления дамб (при угрозе ЧС); защита уникального и особо ценного
оборудования; создание запасов
дефицитных материалов для аварийно-восстановительных работ; берегоукрепительные
работы для профилактики оползней и обрушений; подготовка к
укреплению элементов зданий, сооружений; локальная защита
объектов и небольших участков территории; подготовка к
проведению аварийных работ по предотвращению прорыва плотин, дамб и
оградительных валов; стабилизация
слабых грунтов, устройство дренажа; подготовка к
эксплуатации в условиях ЧС наиболее стойких зданий; гидроизоляция
зданий, сооружений на гидродинамических опасных ОЭ; подготовка
плавающих средств для эвакуации ОЭ в зонах затопления. 8.4. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования в нефтяной и газовой
отраслях: перераспределение
в условиях ЧС ресурсов нефтепродуктов и газа по направлениям, объемам и
потокам; создание
перемычек и кольцевых магистральных трубопроводов с существующими и
строящимися; резервирование и
повышение устойчивости подводных переходов через реки; разработка и
применение систем противокоррозионной защиты оборудования; размещение
подземных хранилищ нефтепродуктов и газа вне зон природных ЧС; подземная
прокладка трубопроводов через авто- и железные дороги; размещение на
газопроводах поочередно компрессоров с электро-и газотурбинными агрегатами; создание
аварийного неснижаемого запаса труб различного диаметра и запорной арматуры; оборудование ОЭ
байпасами и клапанами-отсекателями в защитных
колодцах; подземное
хранение сжиженных газов и хранение их в отверженном состоянии; регулярный
контроль над герметичностью трубопроводов и технологических систем; создание
автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и экстренного
отключения аварийных участков, магистральных газопроводов и компрессорных
станций. 8.5. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования на всех видах транспорта: подготовка
постоянных транспортных устройств, подвижного состава (судов) и
производственно-технической базы транспорта к работе в условиях ЧС; обеспечение
эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в
условиях ЧС; подготовка
транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации
последствий ЧС, а также для эвакуационных мероприятий; обеспечение
защиты грузов от заражения (загрязнения); разработка
(уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности
транспортного процесса и достижение минимального риска возникновения ЧС; повышение
эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов
перевозочного процесса. 8.6. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования на железнодорожном
транспорте: создание резерва
локомотивной автономной тяги на электрифицированных участках сети для работы в
условиях нарушения электроснабжения; создание запасов
топлива и других ресурсов для успешной эксплуатации локомотивов всех видов; подготовка к
доставке грузов получателям в обход возможных зон ЧС; подготовка
подвижного состава, находящегося в зонах возможных крупномасштабных ЧС, к
перевозкам эвакуируемого населения; подготовка
станций, входящих во временные перегрузочные районы, а также
погрузочно-выгрузочные районы, для работы в условиях ЧС; разработка норм,
типовых проектов и вариантов восстановления инженерных сооружений
железнодорожного транспорта; проектирование и
подготовка к строительству временных переправ и строительство подходов к
мостам-дублерам и временным переправам, используемым в условиях ЧС; осуществление
мероприятий по техническому прикрытию и восстановлению объектов
железнодорожного транспорта. 8.7. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования на автомобильном
транспорте: подготовка
объездов возможных зон ЧС; подготовка к
прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения; установление
оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального
риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и народного
хозяйства; подготовка
автотранспорта и дорожной сети в зонах возможных ЧС к перевозкам эвакуируемого
населения; рациональное
размещение в зонах ЧС производственной базы технического обслуживания, ремонта
и заправки автомобилей; разработка и
подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания,
ремонта и восстановления техники в условиях ЧС; создание и
хранение в резерве мобильных средств технического обслуживания и специальной
обработки зараженной автотехники; накопление и
хранение неприкосновенного запаса запасных частей, оборудования, инструмента; совершенствование
системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные
транспортные направления и проложенных в зонах опасных природных явлений; строительство
автодорог вблизи железных дорог, находящихся в зонах возможных ЧС, подготовка
подходов к местам дублирования мостовых переходов; подготовка
производственных мощностей предприятий (асфальтовые заводы, карьеры и т.п.) для
строительства и ремонта дорог в ЧС; совершенствование
дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в ЧС; разработка
типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению
постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и
производственно-технической базы в условиях ЧС. 8.8. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования на воздушном транспорте: подготовка
аэропортов к перераспределению пассажиро- и
грузопотоков при возникновении ЧС; подготовка
самолетов и вертолетов для ведения разведки, проведения АСДНР в ЧС; подготовка к
проведению мероприятий по обеспечению рассредоточения авиационного парка в ЧС; создание и
накопление в резерве универсальных комплектов транспортно-санитарного
оборудования для магистральных пассажирских самолетов; подготовка
экипажей воздушных судов для работы по ликвидации последствий ЧС, перевозки
раненых и больных, эвакуации населения из опасных зон; совершенствование
системы технического прикрытия аэропортов. 8.9. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования на трубопроводном
транспорте: реконструкция,
новое строительство стационарных нефтепродуктопроводов с учетом безопасной
эксплуатации их в условиях ЧС; строительство
площадок на трассах магистральных трубопроводов для массовой заправки горючим
автотранспорта, сооружение колодцев для подключения трубопроводов; создание и
совершенствование автоматических систем обнаружения утечки опасных веществ и отключения
аварийных участков; подготовка к
транспортировке нефтепродуктов из зоны возможных ЧС и обход компрессорных
станций в случае нарушения их работы; заглубленная
прокладка трубопроводов в зонах возможных разрушений и вынос главных насосных
станций за пределы таких зон; создание базовых
складов резерва материалов и оборудования для восстановления участков и
прокладки временных трубопроводов; создание и
внедрение в эксплуатацию передвижных перекачивающих средств; строительство
отходов от магистральных трубопроводов к ближайшим нефтебазам и транспортным
узлам; повышение
надежности электроснабжения компрессорных станций системами дублирования
открытых линий электропередач и прокладки подземных кабелей. 8.10. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования на объектах энергетики: распределение энергоисточников по районам и потребителям; внедрение
кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов; кольцевание
отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие
подсистемы; организация
технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно
допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы; создание
береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок; внедрение эффективных
устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи; подготовка к
оперативному отключению второстепенных потребителей; подготовка
энергосистем к работе по специальным режимам ЧС; подготовка к
работе резервных видов топлива за счет местных ресурсов. 8.11. Типовые
мероприятия по повышению устойчивого функционирования в пищевой промышленности: обеспечение
автономными источниками энерго- и водоснабжения в
минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности); создание и
внедрение в производство закрытых (защищенных) технологических линий; автоматизация
технологических процессов подачи сырья до упаковки; подготовка
предприятий пищевой промышленности к временному переходу на упрощенные
технологии; разработка
сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей объектов
экономики; дублирование
основных видов продукции для обеспечения потребителей в ЧС; организация
хранения запасов с повышенной герметизацией; защита пищевого
сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары; разработка и
внедрение защитной тары (нетоксичной); совершенствование
существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого
сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств; обеспечение
предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней
содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами
лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими
веществами и биотоксинами; совершенствование
методов лабораторного контроля,
предусматривающих комплексное использование приборов и
электронно-вычислительных машин для экстренного определения загрязнения
(заражения) пищевых продуктов; снижение взрыво- и пожарной опасности мукомольных предприятий,
подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение; накопление
подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей
хлебопекарной промышленности и использования их в условиях ЧС; разработка
типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня
необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных
в условиях ЧС; оснащение
предприятий отрасли установками для обеззараживания водоисточников; создание запасов
консервантов и материалов первичной обработки мяса (соли и других) в условиях
ЧС. Исполняющий обязанности начальника Управления обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя И.М. Васильев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|