Российская Федерация
Республика Калмыкия
Элистинское городское Собрание
пятого созыва
РЕШЕНИЕ N 21
Об утверждении антикоррупционного
стандарта поведения муниципальных служащих города Элисты
Во исполнение пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О
противодействии коррупции», пункта 3 Указа Главы Республики Калмыкия от 30
декабря 2016 года N 184 «Об утверждении антикоррупционного
стандарта поведения государственных гражданских служащих Республики Калмыкия,
замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в
органах исполнительной власти Республики Калмыкия» и в целях предупреждения
коррупционного поведения муниципальных служащих города Элисты,
создания механизма практической реализации мер по профилактике коррупции в
органах местного самоуправления города Элисты, руководствуясь статьей 20 Устава
города Элисты,
Элистинское городское Собрание
решило:
1. Утвердить прилагаемый антикоррупционный
стандарт поведения муниципальных служащих города Элисты (далее - антикоррупционный стандарт).
2. Руководителям органов местного самоуправления города Элисты
обеспечить соблюдение муниципальными служащими города Элисты антикоррупционного стандарта поведения.
3. Настоящее решение
вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Элистинская панорама».
Глава города Элисты,
Председатель Элистинского
городского Собрания В.
Намруев
23 марта 2017 г.
заседание N 23
г. Элиста
Приложение
к решению Элистинского
городского Собрания
от 23 марта 2017 года N 21
Антикоррупционный стандарт поведения
муниципальных
служащих города Элисты
I.
Общие положения
1. Антикоррупционный
стандарт устанавливает единую систему запретов и ограничений, обеспечивающих
предупреждение коррупции в органах местного самоуправления города Элисты.
2. Правовой
основой антикоррупционного стандарта являются федеральные
законы от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 2
марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные
правовые акты Республики Калмыкия.
3. Муниципальные служащие города Элисты (далее –
муниципальные служащие) независимо от замещаемой должности обязаны соблюдать ограничения, выполнять обязательства
и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Калмыкия,
органов местного самоуправления города Элисты.
II. Система запретов,
ограничений и обязанностей.
4. В основе
поведения муниципальных служащих лежит фактор непосредственных действий по
исполнению должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией:
реализация
прав и обязанностей;
несение
ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных
обязанностей в соответствии задачами и функциями органа местного самоуправления
города Элисты и функциональными особенностями замещаемой в нем должности;
принятие
управленческих и иных решений по вопросам, закрепленным в должностной инструкции;
участие в
подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих
и иных решений;
взаимодействие
в связи с исполнением должностных обязанностей с муниципальными служащими,
иными органами местного самоуправления, другими гражданами, а также с
организациями.
4.1.
Представление достоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах).
Предоставление
сведений о доходах осуществляется гражданином, претендующим на замещение
должности муниципальной службы города Элисты, включенной в перечень должностей,
при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставить сведения о
доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а
также муниципальным служащим, замещающим указанную должность муниципальной
службы города Элисты.
Непредставление
гражданином при поступлении на должность муниципальной службы города Элисты
указанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных
сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на
должность муниципальной службы города Элисты. Невыполнение муниципальными
служащими вышеуказанной обязанности, является правонарушением, влекущим
освобождение муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной
службы города Элисты.
Совершение
вышеуказанных действий направлено на предупреждение коррупционных
правонарушений и способствует созданию атмосферы неприятия коррупционного
поведения.
4.2.
Предварительное уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную
оплачиваемую работу.
Муниципальные
служащие вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя
выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт
интересов.
4.3. Передача
подарков, полученных муниципальными служащими в связи с протокольными
мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными
мероприятиями, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом
Российской Федерации.
Указанное
правило применяется в случае, если стоимость подарков превышает три тысячи
рублей. Вместе с этим муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в
связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим
официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом
нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными
правовыми актами.
Поведение
муниципального служащего в этом случае направлено на то, чтобы получение
подарка не было связано с его личной выгодой.
4.4. Передача
принадлежащих муниципальным служащим ценных бумаг (долей участия, паев в
уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.
Передача в
доверительное управление ценных бумаг осуществляется в соответствии с главой 53
«Доверительное управление имуществом» Гражданского кодекса Российской
Федерации, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N39-ФЗ «О рынке
ценных бумаг».
Указанное
действие муниципальных служащих направлено на предотвращение возникновения
конфликта интересов, когда личная заинтересованность может повлиять на
надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
4.5. Отсутствие
близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также
братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если
замещение должности муниципальной службы города Элисты связано с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
При наличии
таких обстоятельств муниципальный служащий обязан отказаться от замещения
соответствующей должности в установленном порядке путем увольнения с
муниципальной службы города Элисты, перевода на другую должность в этом же или
другом органе местного самоуправления города Элисты.
4.6.
Использование средств материально-технического и иного обеспечения, другого
муниципального имущества только в связи с исполнением должностных обязанностей.
4.7.
Проявление нейтральности, исключающей возможность влияния на свою
профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других
общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.
Данное правило
поведения направлено на предотвращение нарушения, в том числе Федерального
закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях». Муниципальные
служащие не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного
положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в
интересах любой иной политической партии. Указанные лица не могут быть связаны
решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных
обязанностей.
4.8.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения
должностных обязанностей, в части антикоррупционной
составляющей.
Муниципальный
служащий, считающий, что он не обладает достаточными знаниями в сфере
противодействия коррупции, может самостоятельно получить необходимые знания (в
режиме самоподготовки) либо проинформировать об этом представителя нанимателя
для возможного направления его на обучение. Дополнительное профессиональное
образование муниципального служащего может осуществляться в любых не
запрещенных законом формах и видах.
4.9.
Уведомление представителя нанимателя, органов прокуратуры или других
государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в
целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о
фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,
за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится
проверка, является должностной (служебной) обязанностью муниципального
служащего. Муниципальный служащий, своевременно уведомивший в
установленном порядке указанных лиц о фактах обращения к нему в целях склонения
его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими
муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений
о доходах либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о
доходах, находится под защитой государства в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Невыполнение
вышеуказанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с
муниципальной службы города Элисты либо привлечение к иным видам
ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.10.
Письменное уведомление своего непосредственного руководителя о возникшем
конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Муниципальный
служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности
при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту
интересов. Указанная обязанность служащего направлена на предотвращение
коррупционного поведения. После получения от служащего уведомления
представитель нанимателя принимает меры к предотвращению и урегулированию
конфликта интересов, которые могут заключаться в следующем:
в изменении
должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося
стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения
должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;
в отказе
муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта
интересов;
в отводе или
самоотводе муниципального служащего.
4.11.
Обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и
урегулированию конфликта интересов в целях получения согласия на замещение
должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции
муниципального (административного) управления данными организациями входили в
должностные (служебные) обязанности муниципального служащего.
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в
перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации,
Республики Калмыкия, органов местного самоуправления города Элисты, в течение
двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях
трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной
организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца
стоимостью более ста тысяч рублей на условиях
гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные
функции муниципального (административного) управления данной организацией
входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с
согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному
поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
4.12.
Сообщение представителю нанимателя (работодателю) сведений о последнем месте
своей службы при заключении трудовых договоров.
Гражданин,
замещавший должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Калмыкия,
органов местного самоуправления города Элисты, в течение двух лет после
увольнения с муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров
сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте
своей службы. Указанное действие направлено на реализацию новым работодателем
обязанности по информированию о заключении договора представителя нанимателя
(работодателя) муниципального служащего по последнему месту его службы.
4.13.
Муниципальный служащий, наделенный организационно-
распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим,
призван:
а) принимать
меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры
по предупреждению коррупции;
в) не
допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности
политических партий, иных общественных объединений.
5. Соблюдение
запретов, ограничений, требований к служебному поведению, связанных с муниципальной
службой.
5.1. Не
осуществлять предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской
является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или· оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
5.2. Не
участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой
организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
5.3. Не
приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по
которым может быть получен доход.
5.4. Не быть
поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного
самоуправления города Элисты, в котором он замещает должность муниципальной
службы либо
которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не
предусмотрено федеральными законами.
5.5. Не
получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от
физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги,
оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Не
допускается дарение, за исключением подарков, стоимость которых не превышает
трех тысяч рублей.
5.6. Не выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за
исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности
органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального
образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями
других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и
органами местного самоуправления иностранных государств, международными и
иностранными некоммерческими организациями.
5.7. Не
разглашать и не использовать в целях, не связанных с муниципальной службой в
органах местного самоуправления города Элисты к сведениям конфиденциального
характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с
выполнением должностных обязанностей.
Служебной информацией является любая информация, касающаяся
деятельности органа местного самоуправления города Элисты, за исключением
общедоступной информации, а также в соответствии с Федеральным законом от 9
февраля 2009 г.
N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности органов
местного самоуправления города Элисты, доступ к которой не может быть
ограничен.
Указанное
ограничение распространяется также на граждан после увольнения с муниципальной
службы города Элисты.
5.8. Не
использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных
и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к
указанным объединениям в качестве муниципального служащего.
Не создавать
в органе местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других
общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также
ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать
созданию указанных структур
Муниципальные
служащие обязаны руководствоваться исключительно законодательством, не связаны
при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений
и иных общественных объединений.
Данный запрет
полностью направлен на исключение возможности использования должностного
положения муниципального служащего в интересах участников
общественно-политической жизни. Это означает запрет на публичные высказывания,
содержащие оценку их деятельности, свое отношение к ним и пропагандирующие их
деятельность. В то же время он не направлен на ограничение свободы совести,
мысли и слова.
Исключение из
этого запрета - право муниципальных служащих создавать или способствовать
созданию профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной
самодеятельности.
5.9. Не
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов,
иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и
действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений,
если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или
законодательством Российской Федерации.
Под
иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается
организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей
деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками,
созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с
законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не
являются государственные органы.
5.10. Не
оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям,
профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.
Предпочтение
кому-либо всегда способствует дальнейшему коррупционному поведению, так как оно
должно быть как-то выражено: в виде благ, преимуществ для
указанного лица.
5.11. Не
допускать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных
обязанностей.
Указанный
запрет направлен на предотвращение коррупционного поведения муниципального
служащего, так как следующий шаг после того, как муниципальным служащим
допущено влияние какого-либо интереса, будет само коррупционное правонарушение.
5.12. Не
исполнять данное ему неправомерное поручение.
Неправомерное
поручение может заключаться в необходимости совершения действий, содержащих
признаки коррупционного поведения. В связи с этим при
получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению
муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен
представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с
указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены
при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение
этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем
данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться
от его исполнения.
6. В
служебном поведении муниципальному служащему необходимо исходить из
конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго
имени.
7. В случае
возникновения конфликта интересов муниципальный служащий обязан обратиться в
комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию
конфликта интересов органа местного самоуправления.
8. Поведение
муниципального служащего должно быть
корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного
отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.
9. У
муниципального служащего должна быть хорошая моральная репутация.
10.
Муниципальный служащий должен быть примером поведения для подчиненных (честным,
справедливым, беспристрастным, вежливым, доброжелательным, внимательным и
проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами).
11. Внешний
вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в
зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен
способствовать уважительному отношению граждан к органам местного
самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают
официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту решения Элистинского городского Собрания
«Об
утверждении антикоррупционного стандарта поведения
муниципальных
служащих города Элисты»
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря
2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных
направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является
введение антикоррупционных
стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой
системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение
коррупции в данной области.
Указом Главы Республики Калмыкия от
30 декабря 2016 года N 184 утвержден антикоррупционный
стандарт поведения государственных гражданских служащих Республики Калмыкия,
замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия в
органах исполнительной власти Республики Калмыкия». Пунктом 3 данного Указа рекомендовано
руководителям органов местного самоуправления Республики Калмыкия разработать и утвердить антикоррупционный
стандарт
поведения муниципальных служащих.
На основании изложенного, в соответствии с нормами, установленными
Федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О
противодействии коррупции», от 2 марта 2006 года N 25-ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации» разработан и предлагается на рассмотрение Элистинскому городскому Собранию проект решения Элистинского городского Собрания «Об утверждении антикоррупционного
стандарта поведения муниципальных служащих города Элисты».