Расширенный поиск
Решение Совета депутатов Кольского района от 20.04.2017 № 8/7Мурманская область СОВЕТ ДЕПУТАТОВ КОЛЬСКОГО РАЙОНА (очередное восьмое заседание пятого созыва) Р Е Ш Е Н И Е от 20.04.2017 г. Кола № 8/7 О внесении изменений в Инвестиционную стратегию Кольского района до 2020 года и на период до 2025 года, утверждённую решением Совета депутатов Кольского района от 17.12.2015 № 53/15
В целях актуализации Инвестиционной стратегии Кольского района до 2020 года и на период до 2025 года с учётом предложений исполнительных органов государственной власти Мурманской области, Совет депутатов Кольского района решил: 1. Внести изменения в Инвестиционную стратегию Кольского района до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденную решением Совета депутатов Кольского района от 17.12.2015 № 53/15 "Об Инвестиционной стратегии Кольского района до 2020 года и на период до 2025 года", изложив её в прилагаемой редакции. 2. Настоящее решение опубликовать на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования Кольский район в сети "Интернет". Глава Кольского района В.Д. Кустенкова Приложение к решению Совета депутатов Кольского района от 20.04.2017 № 8/7
Инвестиционная стратегия Кольского района до 2020 года и на период до 2025 года 2017 год СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………………………………...4 1. Общие сведения о муниципальном образовании…………………………………………….5 1.1. Население ……………………………………………………………………………………..6 1.2. Трудовой потенциал ………………………………………………………………………....7 1.3. Имущественный и инфраструктурный потенциал ………………………………………...9 1.3.1. Характеристика транспортной инфраструктуры ……………………………………….10 1.3.2. Характеристика энергетической инфраструктуры ……………………………………..11 1.3.3. Характеристика жилищного фонда ……………………………………………………...13 2. Параметры социально-экономического развития муниципального образования и инфраструктуры ……………………………………………………………………………….13 2.1. Уровень жизни населения ………………………………………………………………….13 2.2. Производство товаров и услуг ……………………………………………………………..15 2.3. Финансовый результат деятельности организаций ……………………………………....18 2.4. Малое и среднее предпринимательство …………………………………………………...18 2.5. Образование ………………………………………………………………………………....19 2.6. Культура ……………………………………………………………………………………..20 2.7. Физическая культура и спорт ……………………………………………………………....21 2.8. Здравоохранение …………………………………………………………………………….23 2.9. Туризм ………………………………………………………………………………………..23 3. Предпосылки инвестиционного развития …………………………………………………...25 4. Анализ инвестиционной привлекательности Кольского района (сильные и слабые стороны инвестиционного климата) …………………………………....27 5. Цели и задачи инвестиционного развития муниципального образования ………………..33 6. Механизмы и инструменты реализации инвестиционной стратегии……………………...36 7. Требования к реализации инвестиционной стратегии ……………………………………..38 Приложение № 1: Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Кольского района ………………………………………………..39 Приложение № 2: Перечень показателей инвестиционной стратегии …………………….... 47 Введение Повышение инвестиционной привлекательности Кольского района является одной из стратегических целей развития муниципального образования и является важнейшей задачей развития конкурентоспособной экономики, направленной, в конечном итоге, на обеспечение высокого качества жизни и комфортной среды проживания. Наиболее полная и эффективная реализация возможностей муниципального образования возможна только при системном стратегическом подходе, который позволяет перейти от реализации отдельных инвестиционных проектов к работе по созданию целостной экономической системы. Стратегия – это долгосрочный системный план привлечения инвестиций и развития бизнеса на территории муниципального образования и практические меры по его осуществлению. Цели Стратегии: - придание инвестиционной деятельности планомерного, системного характера и создание механизмов привлечения и реализации инвестиций; - решение проблем экономической и социальной стабильности и устойчивого планомерного развития Кольского района. Основной целью инвестиционной политики района является обеспечение экономического роста и качественных показателей уровня жизни населения, в том числе в результате развития инфраструктуры района, что будет способствовать обеспечению занятости и повышению доходов населения, расширению налоговой базы и сбалансированности районного бюджета, ослаблению социальных проблем и напряженности в обществе. Настоящая инвестиционная стратегия муниципального образования Кольский район (далее – инвестиционная стратегия) разработана с учетом Инвестиционной стратегии Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года и в соответствии с Методическими рекомендациями по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Мурманской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования (далее – Стандарт 2.0), утвержденными приказом Комитета развития промышленности и предпринимательства Мурманской области от 10.10.2014 № ОД-145. В Инвестиционной стратегии: -проанализированы современное состояние, проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы Кольского района; -приведены результаты оценки Правительством Мурманской области в 2015 году состояния инвестиционного климата в Кольском районе; -сформулированы стратегические цели и задачи развития с учетом текущего состояния и потенциала развития Кольского района, приоритетов развития Мурманской области; -определены приоритетные направления развития, целевые индикаторы, механизмы реализации стратегии инвестиционного развития. Данный документ составляет основу для принятия управленческих решений в сфере экономической и инвестиционной политики Кольского района и обеспечивает согласованное развитие территории в структуре муниципальных образований Мурманской области и Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации. 1. Общие сведения о муниципальном образовании Кольский район расположен на севере и западе Мурманской области. На юго-западе граничит с Финляндией, на севере омывается водами Баренцева моря. Рельеф местности – плоский, равнинный, гористые тундры, болота. По территории протекают две крупные реки Кольского полуострова – Тулома и Кола. Кольский район, как административно-территориальная единица образован 1 августа 1927 года. Его первоначальное наименование – Кольско – Лопарский район. 1 июля 1936 года часть территории района была выделена в другие административно-территориальные единицы и Кольско-Лопарский район переименован в Кольский район. Территория района составляет 27,6 тыс. км² (2 758 134 га), это 19% территории Мурманской области. Плотность населения составляет 1,5 человека на 1 квадратный километр. Административным центром района является город Кола. Впервые в исторических источниках Кола упоминается в 1565 году. В 1965 году (в год 400-летия) поселок Кола был преобразован в город районного подчинения. Город расположен на полуострове, омываемом с севера морским заливом, с запада – рекой Тулома, с востока – рекой Кола. Город Кола соседствует с областным центром. Согласно Закону Мурманской области от 29.12.2004 № 577-01-ЗМО муниципальное образование Кольский район имеет статус муниципального района. В состав района входят 11 муниципальных образований (6 городских и 5 сельских поселений). На территории района расположены: город Кола, 5 поселков городского типа и 28 сельских населенных пунктов. Градостроительно освоенные территории района расположены в его центральной части и тяготеют к границе города Мурманска. Здесь расположены наиболее крупные населенные пункты: г. Кола, п.г.т. Молочный, п.г.т. Мурмаши, п.г.т. Кильдинстрой и село Тулома. Восточная и западная части района градостроительно, практически, не освоены. Для них характерно очаговое освоение территории. В западной части Кольского района расположен только п.г.т. Верхнетуломский, один малочисленный населенный пункт Светлый (9 чел.), в восточной части – поселок городского типа Туманный и село Териберка. В районе разработана схема территориального планирования. На основе комплексной оценки территории района выявлены потенциальные ресурсы возможного дальнейшего развития городских и сельских населенных пунктов за счет имеющихся внутренних территориальных резервов, а также путем освоения прилегающих территорий. Основу экономики Кольского района составляют предприятия по производству и распределению электроэнергии, производству тепловой энергии. Ведущим производителем электрической и тепловой энергии в Мурманской области является филиал "Кольский" ОАО "ТГК-1". Энергоснабжение около 770 тыс. потребителей на территории 144,9 тыс. кв. км осуществляет Колэнерго, которое является филиалом ПАО "МРСК Северо-Запада". Выработка электроэнергии осуществляется шестью гидроэлектростанциями, расположенными на реках Тулома, Воронья и Териберка, входящих в каскад Туломских и Серебрянских ГЭС филиала "Кольский" ОАО "ТГК-1". С 1975 года энергосистема Кольского полуострова подключена к Объединенной энергосистеме Северо-Запада России. В общем объеме отгружаемой продукции (работ, услуг), производимых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на территории района, 72 % приходится на производство и распределение электроэнергии. Экономика района имеет сельскохозяйственную направленность. На долю его организаций приходится почти 50 % производства сельхозпродукции области. Сельскохозяйственные угодья составляют 1,5 % всех земель района, из них пашня занимает 89,5 %. Сельхозпредприятия специализируются на скотоводстве молочного направления. В районе расположены следующие сельскохозяйственные предприятия: ГОУСП "Тулома", ООО "Полярная звезда", ООО "СК Пригородный", СПК РК "Энергия" и др. Предприятия ориентированы на обеспечение потребностей населения северной части региона в сельскохозяйственной продукции. В районе дислоцируются 11 войсковых частей и 2 исправительные колонии. Кольский район имеет благоприятные условия для развития туризма, осуществления активного отдыха на природе. В районе расположен государственный природный комплексный заказник регионального значения "Лапландский лес". В г. Кола действует Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы – объект культурного наследия регионального значения, которое является первым каменным зданием, построенным на Кольской земле. 1.1. Население За 2015 год среднегодовая численность населения района составила 41730 человек и сократилась по отношению к уровню 2010 года на 7,1 %. На 1 января 2016 года численность населения составила 41608 человек (5,5 % населения Мурманской области). По-прежнему большая часть приходится на долю городского населения – 77,9 %; на долю населения, проживающего в сельской местности – 22,1 %. По состоянию на 01.01.2016 года в районе проживает 21043 мужчин (50,6 % всего населения) и 20565 женщин (49,4 %). Общее превышение численности мужчин составило 478 чел. На 1000 мужчин приходится 977 женщины. За последние пять лет (с 2011 по 2016 год) прослеживается следующая тенденция изменения численности населения по возрастным группам: - численность граждан моложе трудоспособного возраста увеличилась с 6795 чел. до 6946 (+2,2 %); - численность граждан трудоспособного возраста уменьшилась с 29496 чел. до 25433 чел. (- 13,8 %); - численность граждан старше трудоспособного возраста увеличилась с 8139 чел. до 9229 чел. (+ 13,4 %). Острой проблемой остается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Тенденция старения населения со временем приведет к дефициту рабочей силы, перегрузке систем здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения. В районе идет процесс естественной убыли населения. Так, в 2010 году естественная убыль населения составляла 1 человек, в то время как в 2015 году - 72 чел. В 2015 году коэффициент естественной убыли достигнул максимума за последние пять лет (-1,7 человека на 1000 населения). Основной отток населения из Кольского района вызван реформой Минобороны, которая подразумевает сокращение воинских частей и как следствие снижение численности населения в пунктах их дислокации. В настоящее время, ситуация стабилизировалась, но тенденция превышения миграционного оттока над миграционным притоком сохраняется. Так, в 2015 году на территорию Кольского района прибыло 1 951 человек, а выехало – 2 123 человек. Причиной миграции из районов Крайнего Севера является желание граждан улучшить климатические условия проживания и свое экономическое благосостояние. В ближайшие годы ожидается замедление темпов миграционной убыли за счет привлечения рабочей силы в связи со строительством: - специализированной верфи – "Центр строительства крупнотонажных морских сооружений (ЦСКМС); - склада продовольственных и непродовольственных товаров с объектами автотранспортного предприятия и топливозаправочным пунктом (Региональный распределительный центр"); - новой железнодорожной ветки Выходной – Лавна и трех железнодорожных станций (Мурмаши-2, Промежуточная, Лавна); - портовых перегрузочных комплексов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива в устье р. Лавна; - мусоросортировочного комплекса и полигона ТБО на территории с.п. Междуречье, севернее озера Лавненское – 4. Таким образом, основные демографические проблемы связаны с сокращением численности репродуктивного населения, оттока трудоспособного населения и молодежи, увеличения численности пенсионеров. В целях улучшения демографической ситуации необходимо предусмотреть ряд комплексных мер, направленных на развитие человеческого потенциала и устранение негативных демографических тенденций за счет создания социально-экономических и инфраструктурных условий, обеспечивающих сокращение миграционного оттока и привлечение молодых специалистов в Кольский район за счет: - улучшения жилищных условий населения, включая обеспечение жильем молодых семей; - развития рынка труда; - повышения качества и доступности медицинского обслуживания; - удовлетворения потребности населения в качественном дошкольном образовании; - повышения безопасности проживания, профилактики правонарушений, пресечения нелегальной миграции, противодействия терроризму и экстремизму. 1.2. Трудовой потенциал Численность населения Кольского района в трудоспособном возрасте в 2015 году составила 25,4 тыс. человек, или 61,1 % от общей численности населения. За период 2011-2016 гг. произошло сокращение численности трудоспособного населения на 13,8 %. Среднегодовая численность работников организаций в 2015 году составила – 11,7 тыс. человек. В перспективе экономика Кольского района будет функционировать в условиях сохраняющегося дефицита трудовых ресурсов. Основной причиной этого является непропорциональная возрастная структура населения и резкое падение уровня рождаемости в 90-е годы, что привело к неравномерному соотношению категорий лиц, выбывающих на пенсию и вступающих в трудоспособный возраст. Численность трудоспособного населения к 2020 году сохранит тенденцию к сокращению, однако темпы убыли замедлятся в связи с привлечением рабочей силы в рамках реализации проектов по развитию Мурманского транспортного узла, строительства специализированной верфи – "Центр строительства крупнотонажных морских сооружений (ЦСКМС), строительства склада продовольственных и непродовольственных товаров с объектами автотранспортного предприятия и топливозаправочным пунктом (Региональный распределительный центр"). На конец 2015 года численность официально зарегистрированных безработных составила 0,40 тыс. человек, или 1,6 % от числа населения трудоспособного возраста. Потребность организаций в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в декабре 2015 года составила 1003 ед., что на 21,1 % ниже уровня аналогичного периода 2014 года. Нагрузка незанятого населения на одну вакансию в декабре 2015 года - 0,5 человека. Среднесписочная численность работников организаций составляет 11,7 тыс. человек, по малым предприятиям 7,9 тыс. человек, по средним предприятиям - 0,6 тыс. человек. Современная ситуация в экономической и социальной жизни Кольского района тесно взаимосвязана с развитием экономики Мурманской области, что диктует необходимость выработки гибкой политики в сфере занятости, способствующей адаптации трудового контингента к изменяющимся экономическим условиям. В целом на рынке труда продолжится тенденция увеличения степени несоответствия требований, предъявляемых работодателями, и фактического уровня квалификации претендентов на работу, что связано с более широким распространением таких требований к качеству рабочей силы, как владение смежными профессиями, наличие опыта работы с современными материалами, оборудованием, новыми технологиями и т. д. В настоящее время, по данным службы занятости, наибольшим спросом при трудоустройстве пользуются высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические специалисты. Основная масса вакансий будет заявлена в основном за счет текучести кадров в таких отраслях, как торговля, строительство, ЖКХ, здравоохранение и образование. Основными источниками пополнения трудовых ресурсов района в предстоящие годы будут являться: - категория пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, которая за счет своего многочисленного состава в течение нескольких лет будет способна сдерживать стремительное сокращение численности трудовых ресурсов; - внешняя миграция. При благоприятном выполнении достигнутых соглашений между инвесторами, Правительством Мурманской области и администрацией Кольского района в 2015-2020 годах будут создаваться новые рабочие места в сферах: - добычи, переработки и транспортировки нефти и газа; - строительства жилья; - переработки водно-биологических ресурсов; - туризма; - физкультуры и спорта. При осуществлении этих проектов возрастет спрос на рабочую силу и на новые профессии и специальности. Будет продолжаться рост потребности в специалистах высокой квалификации, специалистах-универсалах, способных заменить собой менее квалифицированных работников. Таким образом, основными проблемами на рынке труда являются: - отток квалифицированных кадров, -ограниченные возможности трудовой миграции, -неравномерное распределение численности работников по видам экономической деятельности, -несоответствие спроса (количества вакантных мест) и предложения рабочей силы (численности ищущих работу лиц) по основным параметрам: образованию, возрасту, полу, профессии и квалификации. В этой связи для более полного вовлечения трудовых ресурсов в экономику района необходимо предусмотреть ряд комплексных мер, направленных на: - обеспечение социальной стабильности и недопущение нарушения трудовых прав работников, - повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов и взаимосвязи рынка труда и профессионального образования за счет установления более тесных контактов между социальными партнерами всех уровней, - развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности трудовых ресурсов. 1.3. Имущественный и инфраструктурный потенциал Общая площадь земель Кольского района составляет 2 758,4 тыс. га, в том числе: -земли поселений – 5,6 тыс. га; -земли промышленного назначения – 99,0 тыс. га; -земли сельскохозяйственного назначения – 19,12 тыс. га; -земли водного и лесного фонда – 2076,5 тыс. га. Кадастровая стоимость земли в разрезе отдельных видов разрешенного использования зависит от места расположения земель и колеблется в следующих значениях: -земли поселений (жилая застройка) от 665,69 до 3 913,44 руб./кв.м.; -земли городских поселений (промышленность) от 693,45 до 1 235,18 руб./кв.м; -земли городских поселений (рекреация) от 367,77 до 1 260,27 руб./кв.м.; -земли промышленности вне городских поселений от 0,11 до 316,14 руб./кв.м; -земли рекреации вне городских поселений – от 0,82 до 110,58 руб./кв.м.; -земли сельскохозяйственного назначения вне поселений – 0,0760 до 0,4454 руб./кв.м. На территории района имеются месторождения строительных материалов и поделочных камней, залежи апатито-магнетитовых, медно-никелевых, титановых руд. Перечень основных месторождений отражен в таблице № 1, а объем разведанных ресурсов - в таблице № 2. таблица № 1
таблица № 2
1.3.1. Характеристика транспортной инфраструктуры Транспортная инфраструктура района представлена сетью автомобильных дорог, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Воздушный транспорт На территории Кольского района расположен аэропорт "Мурманск", который имеет статус международного и располагается в 4 км юго-западнее поселка Мурмаши, в 15 км от административного центра Кольского района – города Колы. Из аэропорта осуществляются регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Череповец. Аэропорт "Мурманск" включает аэродром первого класса (категория В по длине взлетно-посадочной полосы, соответствует I категории в классификации Международной организации гражданской авиации ICAO). Типы обслуживаемых (эксплуатируемых) воздушных судов который способен принимать самолеты: А-320, А-319, Ил-76 (Т,ТД), Б-737 (200, 300, 400, 500, 800), Б-757-200, ДС-9 (32, 41, 51), Fokker F27MK050, SAAB-2000, Ту-214, Ту-204, Ту-204-100, Ту-204С, Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-12, Ан-24 (26,30,32), Ан-72, Ан-74, Ан-148 и его модификации, Як-42, Як-42Д, Як-40, Ил-114, ЕМВ – 145 и другие типы ВС III и IV классов, вертолеты всех типов. Железнодорожный транспорт Железнодорожное сообщение на территории Кольского района и Мурманской области осуществляет Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги", занимающаяся эксплуатацией железнодорожной инфраструктуры Северо-Западных областей России. На территории Кольского района расположены 8 железнодорожных станций: ж.д. ст. Выходной; ж.д.ст. Кица; ж.д.ст. Лопарская; ж.д.ст. Тайбола; ж.д.ст. Нял; ж.д. ст. Пяйве, ж.д. ст. Магнетиты и жд.ст Кола. Развитие транспортной инфраструктуры Кольского района напрямую зависит от хода реализации крупного инвестиционного проекта на его территории, такой как комплексное развитие Мурманского транспортного узла. В рамках реализации данного проекта предусматривается строительство новой железнодорожной ветки Выходной – Лавна длиной 46 км, которая полностью будет проходить по территории района. Автомобильное сообщение По центральной зоне Кольского района проходит автодорога федерального значения Р-21 ("Кола") Санкт-Петербург – Мурманск – МАПП "Борисоглебск". В широтном направлении в районе проходят две автодороги регионального значения: -Кола – Верхнетуломский – КПП "Лота" (а/д "Лота") – 229 км; -Кола – Серебрянские ГЭС (а/д "Серебрянка") – 136 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории района, составляет 1002,7 км, в том числе: - 190,5 км федерального значения; - 733 км регионального значения; - 79,2 км автомобильных дорог местного значения, из них 65,1 км - с твердым покрытием, 31,7 км – с усовершенствованным покрытием. Федеральная автодорога Р-21 ("Кола") находится в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Кола", а региональные автомобильные дороги - в оперативном управлении Мурманскавтодора. Степень развития транспортной сети позволяет обеспечить обслуживание потребностей местного населения и бизнеса и возрастающих туристических потоков. При этом существует постоянная необходимость проведения ремонта дорог для сохранения их качественного состояния, а также строительства новых участков дорог с твердым покрытием и реконструкции подъездных путей к перспективным туристическим объектам района, а также реконструкции трассы в районе пограничного перехода "Лотта" с Финляндией. 1.3.2. Характеристика энергетической инфраструктуры Теплоснабжение Теплоснабжение в муниципальном образовании Кольский район осуществляется от отопительных котельных, использующих для генерации тепловой энергии мазут, электроэнергию, уголь и сжиженный газ. Всего на территории района расположено 35 источника теплоснабжения суммарной мощностью 324,7 Гкал/час. Три котельные работают на твердом топливе, 9 котельных – на жидком топливе. В 2015 году отпущено 328,6 тыс. Гкал тепловой энергии, в том числе 255,6 тыс. Гкал (77,8%) отпущено населению. Протяженность тепловых и паровых сетей составляет 77,5 км.
Электроснабжение потребителей района осуществляется: - от энергосистемы Мурманской области, основными собственниками объектов которой являются филиал "Кольский" ОАО "ТГК-1"; филиал ПАО "МРСК Северо-Запада" "Колэнерго", филиал ПАО "ФСК ЕЭС"; - МЭС Северо-Запада; - территориальными сетевыми организациями. По итогам 2015 года потреблено электроэнергии на выработку коммунальных ресурсов 173198,3 тыс. кВт/час. Населению отпущено электрической энергии 97918,9 тыс. кВт/час. На территории Кольского района расположены системные энергоисточники – Туломский и Серебрянский каскады гидроэлектростанций. Гидроэлектростанции Туломского каскада находятся в границах муниципального образования городское поселение Верхнетуломский (Верхнетуломская ГЭС-XII) и муниципального образования городское поселение Мурмаши (Нижнетуломская ГЭС-XIII). Гидроэлектростанции Серебрянского каскада функционируют на территориях муниципальных образований городское поселение Туманный (Серебрянская ГЭС-XV, Серебрянская ГЭС-XVI) и сельское поселение Териберка (Верхне-Териберская ГЭС- XVIII, Нижне-Териберская ГЭС- XIX). Вблизи поселка Ура-Губа (губа Кислая Баренцева моря) расположена первая и единственная экспериментальная приливная электростанция России - Кислогубская ПЭС, которая состоит на государственном учёте как памятник науки и техники. Станция установлена в узкой части губы Кислая, высота приливов в которой достигает 5 метров. Конструктивно станция состоит из двух частей — старой, постройки 1968 года, и новой, постройки 2006 года. После пуска ПЭС была передана на баланс "Колэнерго" и использовалась НИИЭС в качестве экспериментальной базы. В 1994 году, в связи со сложной экономической ситуацией, ПЭС была законсервирована. За время эксплуатации на данной станции было выработано 8,018 млн. кВт·ч электроэнергии. В начале 2000-х годов руководством РАО "ЕЭС России" было принято решение о восстановлении Кислогубской ПЭС в качестве экспериментальной базы для отработки новых гидроагрегатов для приливных электростанций, а также технологий сооружения ПЭС. В конце 2004 года станция была введена в эксплуатацию. В конце 2006 года к станции была подведена линия электропередачи напряжением 35 кВ. В ходе реформы электроэнергетики, Кислогубская ПЭС перешла в собственность ОАО "ТГК-1", однако летом 2006 года была выкуплена ОАО "ГидроОГК" (ныне ОАО "РусГидро") и поставлена на баланс его дочернего предприятия ОАО "Малая Мезенская ПЭС". На Кислогубской ПЭС начался эксперимент по использованию энергии ветра для производства электроэнергии. Водоснабжение Водоснабжение населенных пунктов и промышленных предприятий района осуществляется в основном из поверхностных источников. Для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов используются преимущественно поверхностные воды (99,41%). Среднесуточный отпуск воды на одного жителя в 2015 году составил 192,4 литра. Источниками водоснабжения являются р. Кола, р. Тулома, р. Ура, р. Воронья, р. Туманная, р. Лавна, оз. Кицкое, оз. Пулозеро, оз. Нял-Явр, оз. Пяйве-Явр, оз. Лавненское, оз. Секретарское, Верхнетуломское водохранилище. На территории района расположено 22 водопроводов и отдельных водопроводных сетей производственной мощностью 59,4 тыс.куб.м в сутки, 38 единиц уличных водоразборов (колонок, кранов, будок), 32 насосных станций производственной мощностью 67,7 тыс.куб.м/сут. Протяженность водопроводных сетей составляет 175 км, из которых 80,6 км (46,1 %) нуждаются в замене. Из общей протяженности водопроводных сетей 80,0 км приходится на водоводы; 52,1 км – на уличную водопроводную сеть, 42,9 км – на внутриквартальную и внутридворовую сеть. Нуждается в замене 36,1 % водоводов, 25,6 % улично водопроводной сети, 18,9 % внутриквартальной и внутридворовой сети. Водоотведение В Кольском районе отвод сточных вод осуществляется по системам напорно-самотечных коллекторов. На территории района расположено 19 канализационных насосных станций, мощностью 112,4 тыс.куб.м в сутки. Пропускная способность очистных сооружений составляет 27,2 тыс.куб.м в сутки, в том числе сооружения механической очистки – 4,2 тыс.куб.м/сут., биологической очистки – 26,6 тыс.куб.м/сут. Протяженность канализационных сетей составляет 116,7 км, из которых 48,2 км (41,3%) нуждаются в замене. Из общей протяженности канализационных сетей 38 км приходится на главные коллекторы, 33,9 км – на уличную канализационную сеть, 44,8 км – на внутриквартальную и внутридворовую сеть. Нуждается в замене 21,3 % коллекторов, 8,5 % улично канализационной сети, 18,4 % внутриквартальной и внутридворовой сети. В 2015 году пропуск сточных вод составил 2842,3 тыс.куб.м, в том числе от населения – 2095,5 тыс.куб., от организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, - 491,1 тыс.куб.м, от промышленных организаций – 84,9 тыс.куб.м, от прочих организаций – 175,6 тыс.куб.м. От общего объема сточных вод (4331,2 тыс.куб.м) подано на очистку 158,1 % сточных вод, в том числе на полную биологическую очистку (физико-химическую) 4289,6 тыс.куб.м сточных вод (99,0%). Газоснабжение В Кольском районе газоснабжение осуществляется сжиженным углеводородным газом. Из 34 населенных пунктов негазифицированны 11 населенных пунктов. 1.3.3. Характеристика жилищного фонда На территории Кольского района расположено 629 многоквартирных домов (95 % жилищного фонда), состоящих из 20120 квартир. Площадь всех жилых помещений в районе на конец 2015 года составила 995,4 тыс. кв.м. В среднем на одного жителя приходится 23,9 м2 общей площади жилых помещений. В некоторых населенных пунктах, где произошел сильный отток населения, жилищная обеспеченность достигает больших значений – н.п. Песчаный, н.п. Мокрая Кица, ж-д ст.Кица, жд.ст. Табола, жд.ст. Пяйве, жд.ст. Нял, с. Ура-Губа, с. Минькино, н.п. Мишуково. Наиболее низкая обеспеченность в крупных населенных пунктах района - п.г.т. Мурмаши, п.г.т. Кильдинстрой, п.г.т. Молочный, г. Кола. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 2,9 % от общей площади жилищного фонда. Число проживающих в ветхих жилых домах – 542 чел., в аварийных жилых домах – 371 чел. Переселено из ветхих и аварийных домов в 2015 году – 6 чел. 94,5 % жилищного фонда обеспечено централизованным водоснабжением, водоотведением, отоплением. Горячим водоснабжением обеспечено 88,2 % жилищного фонда. Всеми видами благоустройства обеспечено 86,9 % жилищного фонда. В 2015 году введено в эксплуатацию 3,6 тыс. кв. м общей площади жилых помещений. В период 2017-2019 гг. планируется ввести в эксплуатацию 3 многоквартирных дома в п.г.т. Молочный и в с. Териберка. 2. Параметры социально-экономического развития муниципального образования и инфраструктура 2.1. Уровень жизни населения В последние годы денежные доходы населения Кольского района сохраняли динамику роста за счет ежегодного увеличения оплаты труда, неоднократной индексации пенсий и выплат социального характера, роста доходов от предпринимательской деятельности. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в организациях Кольского района за 2015 год составила 42423 рублей, что составляет 86,4 % от уровня средней заработной платы по Мурманской области. За период 2010-2015 гг. размер заработной платы увеличился на 153,6 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений в сфере дошкольного образования составляет 28129 рублей; в сфере общего образования – 33202 рубля; в сфере культуры и искусства – 32243 рубля; в сфере физической культуры и спорта – 36116 рубля. По итогам 2015 года на территории Кольского района не зафиксирована просроченная задолженность по заработной плате работникам организаций. Средний размер назначенных пенсий на 31.12.2015 составил 16148,0 рублей или 142,4 % к величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на 4 квартал 2015 год. В 2015 году получателями мер социальной поддержки стало 10569 человек (25,4 % от общей численности населения), в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг 7676 человек (18,4 % от общей численности населения). 3019 семья получает субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Средний размер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составляет 1285,81 рублей, а субсидии – 3001,55 рублей. Доходы консолидированного бюджета Кольского района за 2015 год составили 1936,8 млн. рублей, в том числе собственные средства – 678,4 млн. рублей (35,0 %); за счет других бюджетов – 1258,4 млн. рублей. Общий объем расходов консолидированного бюджета в 2015 году составил – 1910,0 млн. рублей. Из них 56,1 % расходы на образование, 10,1 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 9,2 % - на культуру и кинематографию, 6,1 % на социальную политику. Бюджет района продолжает сохранять свою социальную направленность. Уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет района в 2015 году к 2014 году возрос на 16,6 %. При этом 62,1 % всех налоговых поступлений обеспечены налогом на доходы физических лиц, 27,0 % отчислений - налоги на совокупный доход. Основными доходными источниками консолидированного бюджета Кольского района в 2015 году являются налоговые и неналоговые поступления: -налог на доходы физических лиц (50,1% в собственных доходах); -налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (1,7 % в собственных доходах); -налоги на совокупный доход (21,8 % в собственных доходах); -налоги на имущество (5,9 % в собственных доходах); -государственные пошлины (1,2 % в собственных доходах); -доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (9,9 % в собственных доходах); -платежи при пользовании природными ресурсами (0,2 % в собственных доходах); -доходы от продажи материальных и нематериальных активов (7,0 % в собственных доходах); -дотации, в т.ч. на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (16,9 % от доходной части бюджета); -субсидии и субвенции бюджетам муниципальных образований (48,2 % от доходной части бюджета). Основными налогоплательщиками в бюджет являются предприятия, осуществляющие деятельность в сфере выработки электрической и тепловой энергии, а также рыбоводства. 2.2. Производство товаров и услуг По состоянию на 01.01.2016 в районе зарегистрировано 1297 организации, в том числе 713 малых предприятий, 7 средних предприятий и 754 индивидуальных предпринимателей. В период 2015 года зарегистрировано 80 организаций, ликвидировано – 75. Промышленное производство, строительство Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2015 году составил 21 061,9 млн. руб. (уровень к аналогичному периоду прошлого года – 123,5 %), в том числе по основным видам экономической деятельности: -добыча полезных ископаемых – 370,6 млн. руб; -обрабатывающие производства – 5 325,3 млн. руб; -производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 8 553,4 млн. руб. Преобладающим видом экономической деятельности в промышленном комплексе района остаётся производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Добывающая промышленность представлена предприятиями, осуществляющими разработку песчано-гравийных карьеров и производством нерудных материалов. Объем работ по виду экономической деятельности "Строительство" в 2015 году сложился в размере 335,1 млн. рублей и составил 73,4% к 2014 году. Рыболовство, рыбоводство В структуре обрабатывающих производств по-прежнему основной является производство пищевых продуктов – 56,0 %. Данная тенденция объясняется ростом объемов переработки рыбной продукции. Объем отгрузки продукции рыбоводства в 2015 году составил 2 722,3 млн. рублей, что выше уровня 2014 почти в 3 раза. В настоящее время активно развиваются и имеют высокий инвестиционный потенциал аква- и марикультура. С 1992 года на Верхнетуломской ГЭС ОАО "ТГК-1" функционирует уникальный завод по выращиванию мальков радужной форели. Завод расположен под землей на глубине 50 метров — на участках подземного транспортного тоннеля общей протяженностью 250 метров находятся инкубационный цех, включающий 28 бассейнов, где выращиваются мальки, и цех маточного стада. При достижении определенного веса мальки продаются рыбным хозяйствам, преимущественно в Мурманской области и республике Карелия. В п.г.т. Мурмаши действует предприятие по переработке и консервированию рыбо- и морепродуктов ООО "Причальное". В перспективе на территории района ООО "Русское море – Аквакультура" должно создать аквабиотехнический промышленный комплекс законченного цикла по производству рыбных кормов для лососевых видов рыб, получению посадочного материала молоди атлантического лосося (сёмги) с целью дальнейшего доращивания рыбы до товарной массы, переработки полученного сырья и производства готовой пищевой рыбной продукции. Сельское хозяйство На территории Кольского района расположено 16 предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, из них 7 крестьянско-фермерских хозяйств. В 2015 году объем продукции сельского хозяйства составил 962,4 млн. рублей, что на 27,4% ниже прошлогодних показателей. По итогам 2015 года состояние сельского хозяйства Кольского района характеризуется следующими показателями. В сфере животноводства: - поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 2,6 % и составило 3403 ед., из них коров 1606 ед.; - 305,5 тонны скота и птицы произведено на убой, что составляет 7,9% к 2014 году; - произведено 9284,8 тн молока, что на 16,4 % меньше, чем в 2014 году, соответственно уменьшилась на 15,2 % реализация данной продукции. В 2015 году реализовано 8 062,6 тн молока; - наличие кормов увеличилось на 38,9 % и на одну условную голову приходится 5,6 центнеров кормовых единиц. В сфере растениеводства: -посевные площади уменьшились на 0,1 % и их площадь составляет 2942 га, из которых под кормовые используется 2862 га. На 25,9 % увеличились посевные площади под овощи; -на 36,2 % снизилась урожайность многолетних трав на зеленую массу; -снизилась урожайность картофеля (на 3,2 %) и увеличилась урожайность овощей (на 0,7 %). Сельское хозяйство как традиционный сегмент экономики района при условии возможного расширения мер государственной поддержки в перспективе сохранит устойчивые позиции без тенденции к росту. В 2015 году падение производства молока обусловлено проводимой ГОУСП "Тулома", ведущим производителем молока в Мурманской области, выбраковки коров продуктивностью ниже 12 литров. В 2015 году ГОУСП "Тулома" получила порядка 55,0 млн. рублей государственной поддержки по всем видам, предусмотренным государственной программой Мурманской области. Также на территории Кольского района функционирует предприятие ООО "Полярная Звезда. Для расширения производства товаров и услуг в Кольском районе необходима реализация мероприятий, направленных на: - поддержку местных товаропроизводителей, -ускорение процессов технологической модернизации на основе внедрения передовых производственных технологий, -содействие в реализации проектов по развитию новых и реконструкции существующих производств с использованием ресурсосберегающих технологий, -развитие партнерских отношений между органами местного самоуправления и собственниками предприятий, -привлечение бизнеса для участия в социальных проектах и программах. Потребительский рынок По состоянию на 01.01.2016 года на территории района функционируют 98 объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги, 7 приемных пунктов бытового обслуживания, 475 объектов торговли, 16 аптек и аптечных пунктов (киосков), 50 объекта общественного питания. По состоянию на 01.01.2016 на территории муниципального района расположено 175 стационарных торговых объектов, в том числе: продовольственных магазинов - 111, непродовольственных магазинов - 46, магазинов, реализующих смешанные товары – 18. Кроме этого, в районе функционируют 37 объектов нестационарной торговли, из которых 29 объектов осуществляют торговлю социально-значимыми продуктами питания. Обеспеченность населения района площадью торговых объектов на 1 января 2016 года составила 567,3 м2 на 1000 жителей, при нормативе минимальной обеспеченности 373 м2. Администрацией Кольского района в целях реализации Закона Мурманской области от 13.10.2011 № 1395-01-ЗМО "О некоторых вопросах в области регулирования торговой деятельности на территории Мурманской области" разработана подпрограмма "Развитие торговли в Кольском районе". В целях реализации Указа Президента "О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ" администрацией Кольского района с 11.08.2014 организован мониторинг цен на 40 видов продуктов в магазинах федеральных и региональных торговых сетей, в 3 несетевых магазинах, 5 нестационарных торговых объектах. Население Кольского района имеет возможность воспользоваться услугой по ремонту предметов личного пользования (обуви, одежды, бытовой аппаратуры, транспортных средств и т.д.), которую оказывают на 47 объектах. На территории района расположено 15 бань и душевых, 20 парикмахерских, 6 объектов, предоставляющих ритуальные услуги, 4 фотоателье. В районе отсутствуют объекты, оказывающие услуги по ремонту жилья, услуги прачечных. В целом ситуацию на потребительском рынке района можно охарактеризовать как стабильную. Дефицит товаров в магазинах района не зафиксирован. По сравнению с 2014 годом в 2015 году оборот розничной торговли увеличился на 20,0 %, оборот общественного питания увеличился на 4,4 %, объем платных услуг увеличился на 5,9 %. Увеличение оборота розничной торговли обусловлено появлением в Кольском районе магазинов торговой сети "Евророс", "Яблочко", "Магнит", "7Я", "Дикси", "Улыбка радуги". Одним из направлений работы органов местного самоуправления является развитие социально ориентированной торговли, услугами которой, в первую очередь, пользуются малообеспеченные категории населения, пенсионеры, ветераны. В 2013 году сроком на 3 года с предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность на территории Кольского района, подписаны соглашения о сотрудничестве по организации розничной торговли продовольственными товарами с использованием дисконтной карты "Спасибо за Победу". Дисконтная карта дает право на приобретение продуктов питания со скидкой 10 % в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством экономического развития Мурманской области. В настоящее время, приобрести товары в рамках акции "Спасибо за Победу" можно в 12 предприятиях торговли. В Кольском районе социальные карты "Спасибо за Победу" выдает Центр социальной поддержки населения по Кольскому району. Всего жителям Кольского района выдано 690 карт. Во всех аптеках района пенсионеры могут приобрести медикаменты со скидкой до 10 %. 2.3 Финансовый результат деятельности организаций По итогам 2015 года сальдированный финансовый результат деятельности организаций на территории Кольского района составляет прибыль в размере 3328,9 млн. рублей. Данная тенденция отмечается с 2010 года. Вместе с тем, в 2015 году 24,7 % организаций получили убыток от своей деятельности: - 39,1 % организации, осуществляющие деятельность в сельском и лесном хозяйстве (убыток на общую сумму 199,1 млн. рублей); - 45,0 % организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (убыток на сумму 157,1 млн. рублей); - от операций с недвижимостью, аренде и предоставлению услуг получили убыток 39,1 % организаций; - 40,0 % организаций получили убыток от осуществления деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (величина убытка 11,9 млн. рублей); - 13,6 % организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления коммунальных услуг. Общая кредиторская задолженность организаций составляет 3034,0 млн. рублей, которая увеличилась по сравнению с 2010 годом почти в 6 раз. Дебиторская задолженность составляет 2168,9 млн. рублей (увеличение в 3 раза к уровню 2010 года). 2.4. Малое и среднее предпринимательство Развитие малого и среднего предпринимательства является важной частью социально-экономического развития Кольского района. Субъекты малого бизнеса осуществляют свою деятельность практически во всех социально значимых сферах экономики района: в сфере потребительского рынка и услуг, транспортном обслуживании, строительстве, производственной сфере. По состоянию на 01.01.2016 в районе зарегистрировано 1474 субъектов малого и среднего предпринимательства: - 713 малых предприятий, из которых 579 являются микропредприятиями; - 7 средних предприятий; - 754 индивидуальных предпринимателя. По сравнению с 2014 годом численность малых предприятий увеличилась на 85 единицы, на 87 уменьшилось количество микропредприятий (с 492 до 579), при этом снизилось число индивидуальных предпринимателей на 8 человек ( с 762 до 754). Среднесписочная численность работников по средним предприятиям составляет 600 человек (91,9 % к уровню 2014 года). К числу основных приоритетных направлений развития малого предпринимательства может быть отнесено развитие сферы услуг, в первую очередь в области туризма, развития традиционных промыслов, фермерских хозяйств. В целях содействия развитию малого и среднего бизнеса в районе реализуется подпрограмма "Содействие развитию субъектов малого предпринимательства" в рамках муниципальной программы "Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Кольском районе" на 2014-2018 годы. В 2015 году на реализацию подпрограммы "Содействие развитию субъектов малого предпринимательства" предусмотрено 620,0 тыс. рублей. В 2015 году индивидуальным предпринимателям предоставлена субсидия в размере 565,5 тыс. рублей, что составляет 99,2 % от планируемых назначений, в том числе: - 300,0 тыс. рублей двум индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству хлеба в городе Кола и селе Териберка; - 265,5 тыс. рублей на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования. В целях вовлечения в предпринимательскую деятельность различных слоев населения оказывается содействие по направлению субъектов малого предпринимательства на тренинг-курсы "Начинающий предприниматель", которые организует государственное областное бюджетное учреждение "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор". Субъектам малого и среднего предпринимательства создаются благоприятные условия по предоставлению в безвозмездное пользование, аренду муниципального недвижимого имущества Кольского района, в том числе путем предоставлении муниципальной преференции в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции". По состоянию на 01.01.2016 предоставлено в аренду 5 объектов недвижимого имущества. Перечень свободных помещений, предназначенных для сдачи в аренду физическим и юридическим лицам, публикуется на официальном сайте Кольского района. 2.5. Образование По состоянию на 01.01.2016 года в Кольском районе функционируют 16 общеобразовательных школ, подведомственных администрации Кольского района. Количество обучающихся на 01.01.2016 - 4872 чел. С 1 сентября 2014 года во всех общеобразовательных учреждениях района образовательный процесс осуществляется в первую смену. На территории Кольского района расположены два государственных областных бюджетных общеобразовательных учреждения - коррекционные школы-интернаты в с. Минькино и в п.г.т. Кильдинстрой, а также государственное казенное образовательное учреждение Мурманской области "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 18" (п.г.т. Мурмаши, ул. Зеленая, 10). Подготовку по программам начального и среднего профессионального образования осуществляет ГАОУ МО СПО "Кольский агропромышленный колледж" (г. Кола), Который 26.10.2015 переименован в государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский транспортный колледж". По состоянию на 01.01.2016 обучалось 346 человек по следующим специальностям: -механизация сельского хозяйства; -техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; -техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования, -технология продукции общественного питания, -машинист дорожных, строительных машин, -автомеханик, -повар, кондитер, -продавец, контролер-кассир, -мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-транспортного парка. На территории города Кола расположен Мурманский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы", в котором возможно получить специальность по следующим направлениям: мировая экономика, коммерция (торговое дело), государственное и муниципальное управление , юриспруденция, экономика, менеджмент, бизнес-информатика, туризм, прикладная информатика. В 2015 году на территории района функционировало 22 дошкольных общеобразовательных учреждения, в том числе 21 учреждение, подведомственные администрации Кольского района, одно – Минобороны России. По состоянию на 01.01.2016 в Кольском районе проживает 2890 человек в возрасте от 1 до 6 лет (включительно). Из них охвачено дошкольным образованием – 2311 ребенка. Показатель обеспеченности дошкольными образовательными организациями равен 98 воспитанникам на 100 мест. На территории района функционирует три учреждения дополнительного образования детей, подведомственных отделу образования администрации Кольского района, и девять учреждений, подведомственных отделу культуры администрации Кольского района. В учреждениях дополнительного образования детей занимается 3441 человек. В целях повышения качества и объема оказываемых муниципальных услуг в сфере образования необходимо: - дальнейшее совершенствование структуры сети образовательных учреждений, - развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, - обеспечение инновационного характера базового образования, - обеспечение полноценного качественного питания детей и создание условий для их полноценного оздоровления и отдыха, что особенно важно в суровых климатических условиях, - создание современной системы непрерывного образования, - осуществление подготовки и переподготовки профессиональных кадров. 2.6. Культура Сеть учреждений культуры района составляет 12 культурно-досуговых учреждений, 12 библиотек с 11-тью структурными подразделениями (филиалы). Основной целью деятельности учреждений культурно-досугового типа является удовлетворение потребностей в услугах социально-культурного, просветительного оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения. Ведущее учреждение района - муниципальное автономное учреждение культуры "Кольский районный Центр культуры", является методическим и координационным центром для досуговых учреждений городских и сельских поселений района. В каждом муниципалитете функционирует от 1 до 2-х учреждений клубного типа. По состоянию на 01.01.2016 на территории Кольского района проживает 41,6 тыс. человек, количество зрительных залов - 13, с численностью зрительских мест 3 113, что в перерасчете на одну тысячу жителей составляет 81 зрительское место. Библиотечное обслуживание муниципального района полностью соответствует рекомендуемой нормативной методике определения потребностей субъекта РФ в объектах культуры и искусства. В соответствие с базовыми нормативами ресурсного обеспечения публичных библиотек в каждом муниципальном образовании Кольского района от 1-й до 4-х муниципальных библиотек (филиалов), которые обеспечивают библиотечное обслуживание населения. Методическим центром для муниципальных библиотек является Межпоселенческая библиотека Кольского района, в которой функционируют "Публичный центр правовой информации" и "Центр общественного доступа к информационным ресурсам", библиотечный пункт выдачи специальных изданий для слепых и слабовидящих (совместно с Мурманской государственной областной специальной библиотекой для слепых и слабовидящих), молодежный информационно-досуговый центр. Основные показатели, характеризующие работу библиотеки в 2015 году, следующие: количество пользователей – 5 910 человек, из них детей до 14 лет – 1863, молодежи от 14-30 лет – 1451. Число посещений – 45 874, из них детей до 14 лет – 7 746, молодежи от 14-30 лет – 5 991. Показатель книговыдачи – 134 905 экземпляров. Процент охвата населения библиотечным обслуживанием - 59,98 %. Показатель количества массовых (культурно-просветительских) мероприятий, в 2015 году составил 447 единиц, с численностью посещений 8 800 единиц. На территории Кольского района расположено 11 объектов культурного наследия регионального и федерального значения. 2.7. Физическая культура и спорт Физическая культура как сфера деятельности направлена на разностороннее развитие личности. Ежегодно в Кольском районе проводится более 200 спортивных мероприятий, в которых принимают участие свыше 4 тысяч человек. На 01.01.2016 г. в Кольском районе имеется 110 спортивных сооружений, в том числе 22 спортзала, 36 плоскостных спортивных сооружений, 2 плавательных бассейна. В Кольском районе в 2015 году доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности населения района, составила 27,7 %. В 2014 году приобретена и установлена спортивная площадка (хоккейный корт) на территории н.п. Шонгуй. Выполнен ремонт спортивной площадки (скейт-парк) в п.г.т. Мурмаши. На территории физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Коле открыта спортивная площадка с уличным (антивандальным) спортивным оборудованием и площадка для игры в "уличный баскетбол". В 2015 году за счет бюджета Кольского района на территории Урагубской СОШ установлен хоккейный корт. Также за счет бюджета Кольского района установлено спортивное оборудование на территориях МОУ Мурмашинская СОШ № 1 и МБОУ Кольская СОШ № 2. В 2015 году за счет бюджета Мурманской области на территории МОУ Мурмашинская СОШ № 1 установлена спортивная площадка для подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Кроме того, в 2015 году администрация Кольского района приняла участие в реализации проекта "Детский спорт" (подпроект "Реконструкция спортивных залов в сельских школах") Всероссийской политической партии "Единая Россия". В рамках реализации проекта: - выполнен ремонт спортивных залов в 5 общеобразовательных учреждениях (Междуреченская СОШ, Зверосовхозская СОШ, Пушновская СОШ, Шонгуйская СОШ, Лодейненская СОШ) и помещения для размещения спортивного клуба (Туломская СОШ); Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|