Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 28.12.2016 № 770
О результатах мониторинга правоприменения
закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об
установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность из находящихся в государственной или муниципальной
собственности земель для ведения садоводства, огородничества,
животноводства, дачного строительства" Законодательное Собрание области
постановляет: Утвердить прилагаемые результаты мониторинга правоприменения
закона области от
3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных
и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения
садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства". Председатель Законодательного Собрания области А.Н. Луценко г. Вологда 28 декабря 2016 года № 770 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Законодательного Собрания области от 28.12.2016 № 770 Результаты мониторинга правоприменения закона Вологодской
области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об
установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для
ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства"
I. Общие положения Объект мониторинга – закон области от 3 декабря
2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных)
размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся
в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства,
огородничества, животноводства, дачного строительства" (далее также – Закон
области). Субъект мониторинга – постоянный комитет Законодательного
Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию (далее также – постоянный
комитет). Цель мониторинга Закона области – совершенствование законодательства
в сфере правового регулирования установления предельных размеров земельных участков,
предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной
собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного
строительства. II. Сведения о деятельности постоянного комитета Мониторинг осуществлялся постоянным комитетом в соответствии
с планом мероприятий Законодательного Собрания области на второе полугодие 2016
года, утвержденным постановлением Законодательного Собрания области от 17 июня
2016 года № 436. Постоянным комитетом осуществлены следующие
мероприятия. 1. Совместно с правовым управлением Законодательного Собрания
области проведен анализ законодательства Вологодской области и законодательства
других субъектов Российской Федерации в сфере государственной поддержки молодых
специалистов агропромышленного комплекса. 2. Проведен анализ судебной практики по оспариванию региональных
нормативных правовых актов по теме мониторинга. 3. Проведен анализ и сбор информации о возникающих проблемах
правоприменения Закона области. 4. Результаты мониторинга рассмотрены на заседании постоянного
комитета Законодательного Собрания области по аграрному комплексу и продовольствию. III. Проведение мониторинга Состояние законодательства Вологодской области
в сфере Статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации до внесения
в него изменений Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении
изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации", вступившим в силу с 1 марта 2015 года, было предусмотрено,
что предельные (максимальные и минимальные) размеров земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности
земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства,
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года №
171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" данное положение признано утратившим
силу с 1 марта 2015 года. При этом в переходных положениях Федерального закона от
23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено,
что до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации
порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления
земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
применяются установленные до вступления в силу указанного Федерального закона предельные
(максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности
земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства.
В Вологодской области эти размеры установлены законом области
от 3 декабря
2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных)
размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся
в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства,
огородничества, животноводства, дачного строительства", согласно которому максимальный
размер земельного участка, который может быть предоставлен гражданам в собственность
из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения
садоводства, огородничества и дачного строительства, не может превышать 0,30 гектара,
для ведения животноводства – 10,0 гектара. Минимальный размер земельного участка, который может быть
предоставлен гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной
собственности земель: для ведения садоводства, огородничества и животноводства составляет
0,03 гектара, а для ведения дачного строительства – 0,15 гектара. Кроме того Законом области, также как и Федеральным законом
от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
предусмотрено переходное положение о том, что предельные (максимальные и минимальные)
размеры земельных участков для ведения садоводства, огородничества, животноводства,
дачного строительства, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся
в государственной или муниципальной собственности земель, применяются до утверждения
в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования
и застройки на территориях муниципальных образований области. По результатам проведения правовой и антикоррупционной
экспертиз Закона области управлением Министерства юстиции Российской Федерации по
Вологодской области коррупциогенные факторы и противоречия федеральному законодательству
не выявлены. Состояние законодательства субъектов
Российской Федерации в сфере правового регулирования
установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность из находящихся в государственной или
муниципальной собственности земель для ведения садоводства,
огородничества, животноводства и дачного строительства Субъекты Российской Федерации по-разному подходят к вопросу
правового регулирования установления предельных размеров земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности
земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного
строительства. В большинстве субъектов Российской Федерации законы области
или отдельные положения, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные)
размеры таких земельных участков, признаны утратившими силу в связи с принятием
Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный
кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
К таким субъектам относятся: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Хакасия,
Ставропольский край, Алтайский край, Амурская, Архангельская, Владимирская, Волгоградская,
Воронежская, Ивановская, Костромская, Магаданская, Мурманская, Новосибирская, Омская,
Ростовская, Самарская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Ярославская области
и другие субъекты Российской Федерации. В законе Республики Марий Эл предусмотрено применение предельных
(максимальных и минимальных) размеров земельных участков (установленных утратившим
силу законом Республики Марий Эл от 21 июня 2004 года № 18-З "О предельных
размерах земельных участков на территории Республики Марий Эл") до утверждения
правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. так
же, как это предусмотрено Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О
внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ). В более чем 20 субъектах Российской Федерации, таких как
Московская, Белгородская, Кировская, Новгородская, Псковская, Томская области, Ханты-Мансийский
автономный округ - Югра, Республика Татарстан, Пермский край, предельные (максимальные
и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения
садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, установлены
без так называемых переходных положений, что обусловлено, скорее всего, тем, что
актом более высокой юридической силы - Федеральным законом № 171-ФЗ - положение,
предусматривающее возможность применения предельных размеров земельных участков,
закреплено на федеральном уровне (часть 20 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ). В 15 субъектах Российской Федерации предусмотрены аналогичные
Вологодской области положения о применении предельных размеров земельных участков,
предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной
собственности земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного
строительства, до утверждения правил землепользования и застройки на территориях
муниципальных образований. К таким субъектам относятся: Ленинградская, Астраханская,
Иркутская, Калининградская, Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Тверская,
Тульская области, Республика Бурятия, Республика Коми, Краснодарский край, Хабаровский
край. Например, в Ленинградской области законом от 29 октября
2003 года № 83-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые
могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан,
ведущих личное подсобное хозяйство" предусмотрено, что предельные (максимальные
и минимальные) размеры земельных участков для целей образования и предоставления
земельных участков гражданам в собственность для ведения садоводства, огородничества,
животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, на территории Ленинградской области устанавливаются
применительно к тем муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 марта
2015 года правила землепользования и застройки не утверждены. В Тверской области в преамбуле к закону области определено,
что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности
земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства,
устанавливаются в случаях, если органами местного самоуправления муниципальных образований
в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке не утверждены
правила землепользования и застройки. По сути, все региональные законы основываются на положениях
федерального законодательства. В тех случаях, когда в законах субъектов Российской
Федерации не отражаются те положения, которые зафиксированы на федеральном уровне,
нормы федерального законодательства действуют напрямую, независимо от их наличия
или отсутствия в текстах законов субъектов Российской Федерации. Размеры предоставления земельных участков гражданам для
садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства в субъектах
Российской Федерации также различны. В некоторых субъектах Российской Федерации максимальные
и минимальные размеры предоставляемых гражданам земельных участков в собственность
из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения
садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства одинаковы вне
зависимости от цели использования земельного участка (например, в Оренбургской области),
в других наблюдается отсутствие различий между максимальными и минимальными размерами
предоставляемого земельного участка, т.е. просто установлен единый размер (например,
в Волгоградской области). В Курской области законом от 11 апреля 2007 года № 35-ЗКО
максимальные и минимальные размеры предоставляемых гражданам земельных участков
в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности
земель для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства
установлены отдельно для территорий городских округов и отдельно для территорий
поселений (см. таблицу). Информация о размерах земельных участков, предоставляемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации гражданам для садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства
Информация о реализации закона области от 3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных
и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной
или муниципальной собственности земель для ведения садоводства,
огородничества, животноводства, дачного строительства", возникающих проблемах правоприменения Закона области и выявляемых нарушениях его реализации. В Вологодской области осуществление полномочий
в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства
о градостроительной деятельности возложено на Комитет градостроительства и архитектуры
Вологодской области (далее - Комитет). В связи с преобразованием муниципальных образований,
проходившим в период 2013 - 2016 годов, в Вологодской области общее количество муниципальных
образований сократилось с 283 до 218, или на 65. В настоящее время в состав Вологодской области
входят 2 городских округа, 26 муниципальных районов, 22 городских поселения и 169
сельских поселений. По информации Комитета, по состоянию на 15 декабря
2016 года в 183 муниципальных образованиях области разработаны правила землепользования
и застройки, из которых 176 утверждены. Таким образом, в настоящее время правила землепользования
и застройки не утверждены в 42 муниципальных образованиях области. Комитетом проведена 181 внеплановая проверка правил
землепользования и застройки муниципальных образований области на соответствие требованиям
федерального законодательства. По результатам проведенных проверок Комитетом подготовлены
52 акта и предписания в органы местного самоуправления области по выявленным нарушениям
градостроительного законодательства. Для принятия мер по скорейшему устранению нарушений
Комитетом принято решение о разработке типовой модели правил землепользования и
застройки с учетом вступления в силу с 1 января 2017 года изменений в Градостроительный
кодекс Российской Федерации, а также в соответствии с приказом Минэкономразвития
России от 1 сентября 2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного
использования земельных участков". Актуальных актов судебной практики по теме мониторинга
не выявлено. По информации прокуратуры Вологодской области,
по результатам анализа закона области от
3 декабря 2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных
и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения
садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства" нарушений
не установлено, жалоб и обращений по вопросам его правоприменения не поступало.
Депутаты постоянного комитета по аграрному
комплексу и продовольствию отмечают, что отсутствие
генеральных планов и правил землепользования и застройки у муниципальных образований области повлечет за собой запрет с 1 июля 2017
года на принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления
решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных
или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, а также иных
мероприятий в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В связи с чем
комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Вологодской области в процессе
исполнения областного бюджета на 2017 год рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств вновь образованным
муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования,
правил землепользования и застройки. IV. Результаты проведения мониторинга По результатам проведения мониторинга закона области от 3 декабря
2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных)
размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся
в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства,
огородничества, животноводства, дачного строительства" постоянный комитет Законодательного Собрания
области по аграрному комплексу и продовольствию считает необходимым: 1) информацию о результатах мониторинга правоприменения закона области от 3 декабря
2009 года № 2157-ОЗ "Об установлении предельных (максимальных и минимальных)
размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся
в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства,
огородничества, животноводства, дачного строительства" принять к сведению; 2) рекомендовать Правительству
Вологодской области в процессе исполнения областного бюджета на 2017
год рассмотреть вопрос о выделении финансовых средств вновь образованным
муниципальным образованиям области на подготовку документов территориального планирования,
правил землепользования и застройки. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|