Расширенный поиск

Постановление Правительства Ярославской области от 16.05.2017 № 396-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 16.05.2017 N 396-п

г. Ярославль

 

О внесении изменений в постановление Правительства области от 23.05.2016 N 584-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства области от 23.05.2016 N 584-п «Об утверждении областной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Ярославской области» на 2016 – 2018 годы» следующие изменения:

1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.».

1.2. Областную целевую программу «Развитие дополнительного образования детей в Ярославской области» на 2016 – 2018 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

Председатель

Правительства области                                                                  Д.А. Степаненко

 


 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства области

от 23.05.2016 N 584-п

(в редакции постановления

Правительства области

от 16.05.2017 N 396-п)

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие дополнительного образования детей в Ярославской области» на 2016 - 2018 годы

Сроки реализации ОЦП

2016 – 2018 годы

Куратор ОЦП

первый заместитель Председателя Правительства области Костин Виктор Геннадьевич,

тел. (4852) 40-14-83

Ответственный исполнитель ОЦП

департамент образования Ярославской области (далее – ДО ЯО)

директор ДО ЯО Лобода Ирина Валентиновна, тел. (4852) 40-18-95

Исполнители ОЦП

департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (далее – ДФКСиМП ЯО)

директор ДФКСиМП ЯО Сорокин Александр Борисович,

тел. (4852) 40-04-99

департамент культуры Ярославской области (далее – ДК ЯО)

директор ДК ЯО

Васильева Марина

Владимировна,

тел. (4852) 30-52-29

Электронный адрес размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.yarregion.ru/depts/dobr/tmpPages/programs.aspx

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

Общая потребность в финансовых ресурсах

 

Источники финансирования

Плановый объём финансирования

(тыс. руб.)

всего

2016 год

2017 год

Предусмотрено законом об областном бюджете:

 

 

 

- областные средства

38 730,40

4 440,20

34 290,20

- федеральные средства

57 122,20

0,00

57 122,20

Справочно (за рамками закона об областном бюджете):

 

 

 

- местные бюджеты

225,80

225,80

0,00

Итого по ОЦП

96 078,40

4 666,00

91 412,40

 

I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП

 

1. Система дополнительного образования Ярославской области включает:

- 84 организации дополнительного образования сферы образования, в них функционирует 6333 детских объединения (2013 год – 6226 объединений). Всего в данных организациях сферы образования занимаются 88024 ребенка;

- 38 образовательных организаций сферы культуры: 20 детских школ искусств, 4 детские художественные школы, 13 детских музыкальных школ, 1 детскую хоровую школу. Общее количество обучающихся – 13038 детей (в 2013 году – 12896 детей);

- 41 спортивную школу в сфере физической культуры и спорта, в которых занимаются 21809 детей (2013 год – 42 школы, 21262 ребенка), из них 13 детско-юношеских спортивных школ (2013 год – 13 школ), 28 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (2013 год – 29 школ).

В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования (далее – ОДО) региональной системы образования представлены детские объединения:

- технической направленности – 298 объединений, 3250 детей (2013 год – 282 объединения, 3657 детей);

- спортивно-технической направленности – 69 объединений, 852 ребенка (2013 год – 83 объединения, 1053 ребенка);

- эколого-биологической направленности – 427 объединений, 5643 ребенка (2013 год – 405 объединений, 5294 ребенка);

- спортивной направленности - 1164 объединения, 18039 детей (2013 год – 1316 объединений, 19061 ребенок);

- художественной направленности – 2518 объединений, 33772 ребенка (2013 год – 2297 объединений, 31833 ребенка);

- культурологической направленности – 141 объединение, 1968 детей (2013 год – 208 объединений, 2775 детей);

- туристско-краеведческой направленности – 396 объединений, 5583 ребенка (2013 год – 381 объединение, 5271 ребенок).

2. Все государственные ОДО финансируются на основе государственных заданий в соответствии с нормативными затратами на предоставление государственной услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ. Значительная часть ОДО имеет статус автономных, что дает им большую свободу в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Органами местного самоуправления муниципальных образований области в сфере образования разрабатываются подходы к формированию нормативов на реализацию дополнительных образовательных программ для детей. Большинство руководителей ОДО переведены на эффективный контракт.

В системах образования, культуры, спорта и работы с молодежью Ярославской области разработаны отраслевые системы оплаты труда, в которых для организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, предусмотрен стимулирующий фонд оплаты труда и определены соответствующие критерии.

3. В сфере образования организовано сетевое взаимодействие организаций общего образования и ОДО.

В регионе разработана Концепция межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения одаренных детей в Ярославской области, направленная на развитие одаренных и талантливых детей, их сопровождение, поддержку и продвижение в социальную сферу и экономику региона в рамках регионального образовательного пространства на основе межведомственного взаимодействия систем образования, культуры, спорта и работы с молодежью.

В регионе формируется и реализуется межведомственный календарь массовых мероприятий с участием обучающихся (с учетом мероприятий в системах образования, культуры, спорта и работы с молодежью).

4. Развиваются формы государственно-общественного управления. В структуре ОДО Ярославской области важное место занимают разнообразные формы коллективного управления, в том числе государственно-общественного управления, – попечительские, управляющие и другие советы, в состав которых входят руководители, педагоги и обучающиеся организации, представители родительской общественности, органов местного самоуправления муниципальных образований области, бизнес-сообществ. Практически во всех образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы, созданы различные общественные советы.

5. В соответствии с законодательством у всех ОДО области имеются сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещается информация о дополнительных образовательных программах и сроках их реализации. Техническую поддержку сайтов осуществляет государственное учреждение Ярославской области «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании».

В рамках концепции регионального портала «Таланты Ярославии», направленного на информационное сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи, разрабатывается информационный сервис для родителей и детей, содержащий полную информацию о региональной системе дополнительного образования детей (виртуальная карта дополнительного образования детей).

6. Повышение квалификации кадров для системы дополнительного образования области осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования». В 2014 году в нем создана кафедра дополнительного и неформального образования. В рамках работы кафедры реализуются программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации по актуальным для системы дополнительного образования направлениям.

Для оценки эффективности ОДО разработана, апробирована и внедрена в практику методика самооценки деятельности, позволяющая соотнести планируемые и фактические образовательные результаты, выявить тенденции развития, определить проблемные зоны и спланировать новый уровень достижений обучающихся. Опыт Ярославской области по организации дополнительного образования детей и реализуемых дополнительных образовательных программ представляет интерес для педагогической и научной общественности Российской Федерации и рекомендован к распространению на федеральном уровне.

7. В ОДО сферы культуры продолжается перевод образовательного процесса на общеобразовательные программы в области искусств (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), который будет завершен в 2016 году. Основными целями реализации новых образовательных стандартов являются повышение качества образования, профессиональное самоопределение детей, повышение статуса детской школы искусств как учреждения профессиональной направленности.

8. Активно развивается коммерческий сектор, предоставляющий дополнительные образовательные услуги на платной основе. Отвечая потребностям, возникшим в обществе, наиболее активно развиваются такие коммерческие направления как школы, студии обучения иностранным языкам, центры, клубы раннего развития детей, студии, школы обучения современным танцам, эстрадному вокалу, обучения игры на гитаре. На базе крупных спортивных сооружений на платной основе действуют группы обучения детей плаванию, верховой езде, фигурному катанию и др.

Растет доля участия в рынке дополнительных образовательных услуг и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО). По состоянию на 01 января 2014 года в ведомственном реестре Управления Министерства юстиции по Ярославской области содержатся сведения о 2371 СО НКО. Деятельность 70 СО НКО включает в себя работу с детьми и молодежью.

Пятьдесят процентов СО НКО, имеющих отношение к образовательной деятельности, направляют свои усилия на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Примерно 25 процентов СО НКО предлагают детям обучение, освоение предметных областей. СО НКО осуществляют образовательную деятельность художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности.

Около 25 процентов СО НКО позиционируют себя как организации, развивающие те или иные способности детей: творческие, коммуникативные, социальные.

Связи между организациями, предоставляющими услуги на платной основе, и организациями, финансируемыми из областного и местных бюджетов, практически отсутствуют.

9. В целом система дополнительного образования Ярославской области, реализующая дополнительные общеобразовательные – дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы, позволяет удовлетворять основные потребности детей в дополнительном образовании.

Вместе с тем в ОДО имеется ряд серьезных проблем, требующих решения:

- устаревшие образовательные программы и технологии;

- физическое и моральное старение отдельных зданий и учебно-материальной базы ОДО для реализации современных, востребованных населением дополнительных образовательных программ;

- недостаточное для решения современных задач дополнительного образования финансовое обеспечение дополнительных образовательных программ;

- отсутствие эффективного механизма реагирования системы дополнительного образования на изменение образовательных потребностей жителей области;

- несовершенство механизмов финансового обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ, особенно на муниципальном уровне;

- ведомственная разобщенность организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (образование, культура и спорт);

- отсутствие единой системы учета обучающихся.

10. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, отмечено, что «все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».

Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

Основные направления реализации Концепции развития дополнительного образования детей предполагают:

- обеспечение доступности дополнительного образования детей;

- увеличение охвата детей дополнительными образовательными программами;

- расширение спектра дополнительного образования детей;

- развитие системы управления качеством реализации дополнительного образования детей;

- развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

- расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;

- модернизацию инфраструктуры дополнительного образования детей.

Эти направления составляют основу ОЦП.


 


II. Цель ОЦП

 

Наименование цели

Показатель

наименование

единица измерения

базовое значение

плановое значение

2016

 год

2017 

год

2018 

год

Обеспечение доступности дополнительного образования детей в Ярославской области

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста

процентов

71,8

72,0

72,0

72,6

 

III. Задачи ОЦП

 

 

N

п/п

Наименование задачи

Результат

наименование

единица измерения

2016 год

2017 год

2018 год

1

2

3

4

5

6

7

1.

Создание условий для обновления содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей

количество созданных ресурсных центров дополнительного образования детей

единиц

 

2

-

-

количество образовательных организаций, в которых закуплено современное оборудование и инвентарь для реализации дополнительных общеобразовательных программ

единиц

5

-

-

 

количество созданных детских технопарков

единиц

-

1

-

2.

Разработка и внедрение новых организационно-экономических механизмов развития системы дополнительного образования детей Ярославской области

разработан и внедрен новый механизм финансирования дополнительного образования детей

да/нет

да

-

-

количество ОДО, в которых внедрена независимая оценка качества образовательной деятельности

единиц

-

76

-

3.

Повышение качества и расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ

численность детей, занимающихся по новым дополнительным общеобразовательным программам

человек

250

не менее 300

не менее 120

4.

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей

количество педагогических работников ОДО, повысивших квалификацию

человек

320

200

200

количество специалистов из других сфер экономики, прошедших переподготовку по специальности «педагог дополнительного образования»

человек

25

-

-

5.

Информационная поддержка реализации ОЦП

создан и функционирует сайт (региональный раздел всероссийского сайта «Дополнительное образование»)

да/нет

да

-

-

 


IV. Механизмы реализации ОЦП

 

1. Реализация ОЦП организуется и координируется ответственным исполнителем – ДО ЯО, который размещает на своей странице на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о ходе и результатах реализации ОЦП, ее финансировании и другие материалы.

ДО ЯО осуществляет:

- координацию работы участников ОЦП;

- контроль исполнения ОЦП;

- подготовку сводных отчетов о реализации ОЦП на основе представленных участниками ОЦП отчетов по установленным формам;

- проведение оценки общей эффективности и результативности реализации ОЦП и разрешение возникающих проблемных ситуаций;

- формирование заявок на финансирование мероприятий ОЦП в пределах выделенных средств;

- контроль целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию ОЦП.

2. ДФКСиМП ЯО и ДК ЯО, являясь исполнителями ОЦП, осуществляют:

- реализацию закрепленных за ними мероприятий ОЦП;

- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации закрепленных за ними мероприятий ОЦП.

3. Источниками финансирования мероприятий ОЦП являются средства областного бюджета.

Мероприятия ОЦП реализуются с использованием следующих механизмов финансирования:

- ДО ЯО формирует государственные задания на предоставление услуг, выполнение работ для государственных организаций, находящихся в функциональном подчинении, и осуществляет финансовое обеспечение их выполнения в установленном действующим законодательством порядке;

- программные мероприятия, реализация которых планируется в муниципальных образованиях области, финансируются из областного бюджета посредством предоставления местным бюджетам и распределения субсидии на развитие дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях Ярославской области. Методика предоставления и распределения субсидии на развитие дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях Ярославской области приведена в приложении к ОЦП.

ДО ЯО дважды в год, не позднее 15 июля текущего года и 10 февраля года, следующего за отчетным, формирует отчет о ходе реализации ОЦП и организует размещение на своей странице на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о ходе и результатах реализации ОЦП, финансировании программных мероприятий.


V. Перечень мероприятий ОЦП

 

 

N п/п

Наименование задачи/мероприятия (в установленном порядке)

Результат выполнения мероприятия

Срок реализации, годы

Плановый объём финансирования (тыс. руб.)

Исполнитель и соисполнители мероприятия (в установленном порядке)

наименование (единица измерения)

плановое значение

всего

ФС

ОС

МБ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Задача 1. Создание условий для обновления содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей

2016 - 2018

95 928,40

57 122,20

38 580,40

225,80

ДО ЯО

2016

4 516,00

-

4 290,20

225,80

2017

91 412,40

57 122,20

34 290,20

-

2018

-

-

-

-

1.1.

Разработка и реализация проекта создания в Ярославской области ресурсных центров дополнительного образования по отдельным направлениям

проект реализован (ед.)

2

2016

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО

1.2.

Приобретение оборудования и инвентаря в муниципальные ОДО для реализации дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленности, внедрения новых образовательных технологий

количество ОДО, в которых приобретены оборудование и инвентарь (ед.)

5

2016

4 516,00

-

4 290,20

225,80

ДО ЯО

2017

4 290,20*

-

4 290,20

-

1.3.

Создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся. Создание детского технопарка

количество созданных детских технопарков (ед.)

1

2017

87 122,20

57 122,20

30 000,00

-

ДО ЯО

2.

Задача 2. Разработка и внедрение новых организационно-экономических механизмов развития системы дополнительного образования детей Ярославской области

2016 - 2018

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО

2.1.

Формирование и апробация нового механизма финансирования дополнительных общеобразовательных программ

механизм сформирован и апробирован (да/нет)

да

2016

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО

2.2.

Разработка комплекта нормативных правовых документов, обеспечивающих сетевое освоение обучающимися дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей

комплект документов разработан (да/нет)

нет

2017

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО

2.3.

Разработка комплекта нормативных правовых документов, обеспечивающих освоение обучающимися дополнительных общеобразовательных программ дополнительного образования детей с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

комплект документов разработан (да/нет)

нет

2018

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО

2.4.

Внедрение эффективного контракта в ОДО

количество ОДО, переведенных на эффективный контракт (ед.)

81

2016

-

-

-

-

ДО ЯО

2.5.

Внедрение независимой оценки качества образовательной деятельности ОДО

количество ОДО, в которых внедрена независимая оценка качества образовательной деятельности (ед.)

76

2017

-

-

-

-

ДО ЯО

3.

Задача 3. Повышение качества и расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ

2016 - 2018

150,00

-

150,00

-

ДО ЯО,

ДК ЯО,

ДФКСиМП ЯО

2016

150,00

-

150,00

-

3.1.

Проведение областных смотров, конкурсов программ и моделей дополнительного образования

проведено смотров, конкурсов (ед.)

2

2016

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО,

ДК ЯО,

ДФКСиМП ЯО

3.2.

Разработка программ дополнительного образования детей, ориентированных на освоение обучающимися новых технологий

разработано программ (ед.)

не менее 3

2016

-

-

-

-

ДО ЯО,

ДК ЯО

не менее 3

2017

-

-

-

-

не менее 3

2018

-

-

-

-

3.3.

Разработка и реализация пилотных проектов по модернизации содержания дополнительного образования по различным направлениям

разработаны и реализованы пилотные проекты (ед.)

1

2016

0,00

-

0,00

0,00

ДО ЯО,

ДК ЯО

3.4.

Разработка и реализация проекта создания в Ярославской области школьных спортивных клубов

количество созданных спортивных клубов (ед.)

40

2016

150,00

-

150,00

-

ДО ЯО, ДФКСиМП ЯО

4.

Задача 4. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей

2016 - 2018

-

-

-

-

ДО ЯО,

ДК ЯО,

ДФКСиМП ЯО

4.1.

Разработка и реализация проекта создания стажировочных площадок для педагогических работников системы дополнительного образования сферы образования, культуры и спорта

проект реализован (да/нет)

да

2017

-

-

-

-

ДО ЯО,

ДК ЯО,

ДФКСиМП ЯО

да

2018

-

-

-

-

4.2.

Переподготовка специалистов из других сфер экономики по специальности «педагог дополнительного образования»

количество специалистов, прошедших переподготовку (чел.)

25

2016

-

-

-

-

ДО ЯО

5.

Задача 5. Информационная поддержка реализации ОЦП

2016 -  2018

0,00

-

0,00

     -

ДО ЯО

5.1.

Создание и развитие на региональном образовательном интернет-ресурсе разделов дополнительного образования

интернет-ресурс создан и функционирует (да/нет)

да

2016

0,00

-

0,00

-

ДО ЯО

нет

2017

0,00

-

0,00

-

нет

2018

0,00

-

0,00

-

Итого по ОЦП

2016

4 666,00

-

4 440,20

225,80

 

2017

91 412,40

57 122,20

34 290,20

-

2018

-

-

-

-


Информация по документу
Читайте также