Расширенный поиск
Постановление Правительства Тверской области от 10.04.2017 № 97-пп
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об утверждении региональной программы Тверской области «Ты не один!» (В редакции Постановления Правительства Тверской области В целях создания условий для эффективных изменений в региональной системе помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) и семьям, в которых они воспитываются, способствующих достижению детьми с РАС максимально возможного уровня развития и социализации, Правительство Тверской области постановляет: 1. Утвердить региональную программу Тверской области «Ты не один!» (далее - Программа) (прилагается). 2. Определить: а) координатором и ответственным исполнителем Программы Министерство образования Тверской области; б) соисполнителями Программы: Министерство здравоохранения Тверской области; Министерство социальной защиты населения Тверской области; Комитет по делам культуры Тверской области; Комитет по физической культуре и спорту Тверской области. 3. Министерству образования Тверской области: а) осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств, выделенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), на реализацию Программы, и информировать Фонд о результатах контрольных мероприятий; б) направлять Фонду финансовые и аналитические отчеты о выполнении Программы в соответствии со сроками, установленными Фондом. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя (заместителя) Председателя Правительства Тверской области, курирующего вопросы образования. Отчет об исполнении настоящего постановления представлять ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Тверской области И.М. Руденя Приложение к постановлению Правительства Тверской области от 10.04.2017 № 97-пп Региональная программа Тверской области «Ты не один!» Паспорт региональной программы Тверской области «Ты не один!» (В редакции Постановления Правительства Тверской области
Раздел I Обоснование проблемы организации системной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, в которых они воспитываются 1. Одной из основных целей государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья является создание благоприятных условий для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию, успешная интеграция их в жизнь общества. 2. С 2015 года в Тверской области реализуется программа «Содействие семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в получении детьми образования, медицинского обслуживания, социальных услуг и адаптации их в обществе на 2015- 2018 годы», разработанная в целях реализации социальной политики Тверской области в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающая переход от ситуативной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья к системной поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Одной из социально уязвимых групп детей среди детей с ограниченными возможностями здоровья являются дети с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). 4. По данным статистических наблюдений, численность детей с РАС в мире ежегодно увеличивается. В настоящее время на 68 детей рождается один ребенок, имеющий РАС. 5. В Тверской области с 2005 года численность детей с РАС в возрасте от 2 до 18 лет увеличилась с 50 до 368 человек:
6. В образовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, численность детей с РАС также ежегодно растет. Если в 2013 - 2014 годах в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, обучалось 79 детей с РАС, то в 2015/16 учебном году - 188 детей. 7. За последние годы в Тверской области произошли определенные позитивные сдвиги в оказании помощи детям с РАС. С 2009 года в Тверской области функционирует государственное казенное учреждение «Тверской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее - ППМС-центр), в котором работает сплоченная команда специалистов – педагоги-психологи, логопеды, дефектологи. ППМС-центр занимается проблемами воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, проводит диагностическую, психокоррекционную и психопрофилактическую работу с детьми, оказывает методическую и консультационную помощь родителям, педагогам и другим специалистам, работающим с особенными детьми. Ежегодно в ППМС-центре в среднем получают помощь более 600 детей (дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, кохлеарной имплантацией, детским церебральным параличом, нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи), оказывается консультационная помощь 800 родителям и педагогам. 8. При содействии Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» на базе ППМС-центра в 2014 году реализован проект «Лекотека», что способствовало внедрению программ раннего вмешательства, в том числе в отношении детей с РАС. 9. Организация Лекотеки в ППМС-центре позволила с учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста осуществлять диагностику и коррекцию отклоняющегося развития ребенка раннего возраста, дала возможность семьям, воспитывающим детей с РАС, получить своевременную помощь в раннем выявлении проблем развития ребенка, определить индивидуальную программу коррекции нарушений. Работа носит комплексный характер с использованием различных технологий, в том числе домашнее визитирование в рамках программы раннего вмешательства при расстройствах аутистического спектра «Ранняя пташка» (Early Bird) для родителей детей с аутизмом, разработанной Национальным обществом аутизма в Великобритании и реализующейся в Тверской области при поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца», игровые сеансы, мастер-классы для родителей и другие мероприятия. В 2015 году в ППМС-центре открыта диагностическая группа для детей с РАС, в которой осуществляется определение их потенциальных возможностей и подготовка к инклюзивному обучению. 10. Большой опыт в инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) накоплен в городе Удомля Тверской области в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Удомельская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Попова» (далее – Удомельская СОШ № 1). В школе совместно обучаются дети с различными нарушениями в развитии, в том числе со сложной структурой дефекта, и дети с нормативным развитием. При школе работает центр психолого-медико-педагогической помощи. 11. В рамках расширения инклюзивного образовательного пространства в Тверской области ведется активная работа по открытию классов для детей с РАС в общеобразовательных организациях. 12. С сентября 2015 года в Тверской области совместно с Фондом помощи детям «Обнаженные сердца» начата реализация проекта «Внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», в рамках реализации которого с 1 сентября 2016 года на базе государственных образовательных организаций – государственной казенной общеобразовательной организации «Тверская школа-интернат № 2» (далее – Тверская школа-интернат № 2) и государственной казенной общеобразовательной организации «Тверская школа № 2» (далее – Тверская школа № 2), а также на базе Удомельской СОШ № 1 открыты классы «Особый ребенок» для детей с РАС. 13. При поддержке Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» специалисты Тверской школы-интерната № 2, Тверской школы № 2, Удомельской СОШ № 1 прошли стажировку в городах Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Два специалиста ППМС-центра прошли стажировку за рубежом по вопросам реализации новых подходов в помощи детям с РАС и в настоящее время осуществляют супервизию по обучению детей с РАС в общеобразовательных организациях. 14. Несмотря на определенные успехи, которые достигнуты в системе психолого-педагогической реабилитации и социализации детей с РАС в Тверской области, существует ряд проблем, связанных как с недостаточностью методического обеспечения, так и малым количеством подготовленных специалистов, в том числе специалистов службы сопровождения, владеющих технологиями работы с детьми с РАС и семьями, их воспитывающими. 15. В Тверской области отсутствует единая межотраслевая база данных о детях с РАС и семьях, их воспитывающих, что не позволяет рационально планировать и своевременно реализовывать мероприятия по созданию специальных условий для абилитации, реабилитации, образования и социализации детей с РАС. 16. Несовершенство диагностики в отношении детей с РАС, недостатки в применении современного диагностического инструментария, современных медицинских, образовательных и реабилитационных технологий снижают эффективность оказываемой помощи, способствуют тому, что основная масса детей с РАС имеет другие диагнозы и находится в системе специального образования. 17. Система инклюзивного образования детей с РАС находится в стадии становления. Обучение на дому, в том числе и дистанционное, не отвечает потребностям ребенка с РАС, так как создает дефицит социальных контактов, способствует их вторичной аутизации. 18. Имеющийся опыт работы с детьми с РАС в образовательных организациях, расположенных на территории Тверской области, показывает, что для данной категории детей должны быть апробированы и внедрены модели обучения, позволяющие в максимальной степени раскрыть возможности детей с РАС применительно к дошкольному и школьному обучению, позволяющие реализовать их право на получение оптимального образования с учетом их психофизических возможностей. Практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для этой категории детей должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения. 19. Организация обучения детей с РАС требует определения соотношения форм специального и инклюзивного образования, соответствующего их особым образовательным потребностям. 20. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и совершенствования организационных форм инклюзии ребенка с РАС в общеобразовательную среду. Наличие специальных условий будет способствовать формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта, поможет ребенку с РАС быть более успешным в освоении дошкольной и школьной программ. 21. Опыт, накопленный в России и в других странах, показывает, что система поддержки инклюзивного образования детей с РАС может включать несколько основных элементов: в общеобразовательных организациях совместно с другими обучающимися посредством организации инклюзивного образования, ресурсные классы в общеобразовательных организациях, отдельные общеобразовательные организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 22. Одна из немаловажных проблем в оказании комплексной помощи детям с РАС – это дефицит кадровых ресурсов. В Тверской области не хватает специалистов, получивших специальную подготовку по оказанию помощи детям с РАС. 23. В настоящее время ППМС-центр - единственный центр в Тверской области, предоставляющий детям с аутизмом индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Но данный центр не может решить все образовательные и социальные задачи в отношении детей с РАС. Параллельно со специальными занятиями в ППМС-центре, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детям с РАС гарантировано право на посещение общеобразовательных организаций. 24. Семьи, воспитывающие детей с РАС, в настоящее время не имеют достаточной информации об организациях, работающих с детьми с РАС, об особенностях развития ребенка с РАС, формах и способах их обучения, воспитания и реабилитации. 25. С 2015 года Министерством образования Тверской области осуществляется взаимодействие с Тверской областной общественной организацией родителей детей с расстройством аутистического спектра «Открытие» (далее – организация «Открытие»), которая создана в регионе с целью представления интересов семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. 26. Совместно с организацией «Открытие», исполнительным органам государственной власти Тверской области предстоит решить ряд задач для организации системной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим. Среди первоочередных задач – проведение анализа ситуации с обучением детей с РАС, создание профессионального сообщества специалистов, занимающихся вопросами обучения детей с РАС, отработка технологий обучения детей с РАС в образовательных организациях, распространение успешного опыта обучения детей с РАС, развитие межведомственного взаимодействия. Предстоит создать специальные условия обучения в дошкольных и общеобразовательных организациях Тверской области, в том числе посредством организации инклюзивного образования. Для создания таких условий необходима специальная организация образовательного пространства, сопровождение детей тьюторами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами. 27. Одно из перспективных направлений работы в Тверской области – создание ресурсных классов для детей с РАС на базе общеобразовательных организаций. 28. С целью социализации детей с РАС, вовлечения в занятия физической культурой и спортом на базе государственного бюджетного учреждения Тверской области «Спортивно-адаптивная школа» (далее – Спортивно-адаптивная школа) проводятся учебно-тренировочные занятия адаптивной группы по гребле. Дети с ограниченными возможностями здоровья в количестве 24 человек, в том числе дети с РАС участвуют в региональных соревнованиях по гребле на лодках «Дракон». Программа спортивной подготовки включает в себя лыжи, игровые виды спорта, скоростно-силовую и легкоатлетическую подготовку. Четверо спортсменов школы с ограниченными возможностями здоровья участвовали в Эстафете Паралимпийского огня в 2014 году. (В редакции Постановления Правительства Тверской области от 13.11.2017 № 384-пп) 29. Основной задачей в работе с адаптивной группой по гребле является адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями города Твери и Тверской области к социальной среде. Дети начинают общаться со своими сверстниками, получают массу положительных эмоций, необходимую двигательную активность, соревновательный опыт, что позволяет им получить возможность успешного интегрирования в современное общество, а также открывает возможности выступления детей и подростков на всероссийских и международных соревнованиях «Специальная Олимпиада», а для более способных детей – получение путевок в большой паралимийский спорт. 30. Участие в проекте Спортивной школы по видам гребли будет способствовать повышению качества проведения учебно-тренировочного процесса с детьми с РАС, расширению возможностей для занятия спортом данной категории детей. 31. Участие в проекте образовательных организаций позволит внедрить в тверском регионе новые технологии обучения детей с РАС, основанные на методах с доказанной эффективностью, обеспечить перевод обучающихся с РАС с обучения на дому на обучение в классе среди сверстников посредством организации инклюзивного образования. Практика работы образовательных организаций будет способствовать накоплению практического опыта в регионе по работе с категорией детей, имеющих РАС, который в дальнейшем будет распространяться на другие образовательные организации. На базе Тверской школы-интерната № 2 и Тверской школы № 2 планируется открыть стажировочные площадки для образовательных организаций региона. 32. Планируемые мероприятия будут способствовать социализации детей с РАС, адаптации их в обществе, а также повышению качества жизни семей, их воспитывающих, самореализации родителей детей с РАС в трудовой и общественной деятельности. Раздел II Цель, задачи, сроки реализации региональной программы 33. Цель настоящей Программы – создание условий для эффективных изменений в региональной системе помощи детям с РАС и семьям, в которых они воспитываются, способствующих достижению детьми с РАС максимально возможного уровня развития и социализации. 34. Задачи настоящей Программы: а) создание условий для развития системы комплексной помощи детям с РАС в Тверской области с учетом региональных особенностей; б) создание условий для развития детских организаций различной ведомственной принадлежности, для развития, обучения и адаптации к жизни в обществе детей с РАС, а также оказания комплексной помощи семьям, их воспитывающим; в) поддержка семей, воспитывающих детей с РАС, преодоление изолированности, создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей с РАС в трудовой и общественной деятельности; г) обучение специалистов здравоохранения, образования, социальной защиты населения, в том числе работающих в системе ранней помощи, современным технологиям выявления детей с РАС и оказания помощи таким детям, семьям, в которых они воспитываются; д) разработка и реализация программ профессиональной ориентации, комплексных программ социальной адаптации подростков с РАС на базе образовательных организаций; е) повышение информированности населения о детях с РАС, формирование дружественного к ним отношения, привлечение к оказанию помощи таким детям. 35. Обозначенные задачи требуют применения системного комплексного межведомственного взаимодействия, новых подходов к решению проблем обучения, социализации и интеграции детей с РАС. Решение поставленных задач возможно программно-целевым способом. Планируемые сроки реализации настоящей Программы – 2017 - 2018 годы. Раздел III Система программных мероприятий и ожидаемые результаты 36. Программа содержит мероприятия, указанные в приложении к настоящей Программе, которые направлены на реализацию цели и задач Программы. 37. Программа предусматривает привлечение ресурсного потенциала различных организаций Тверской области для обеспечения грамотного подхода к организации деятельности по преодолению социальной изолированности детей с РАС. 38. Структура программных мероприятий состоит из целевых направлений, обеспечивающих реализацию поставленных задач, повышает качество жизни семей, воспитывающих детей с РАС, содействует преодолению социальных барьеров и открытию пути интеграции в общество. 39. Для достижения поставленной цели необходимо решать задачи в системе программных мероприятий. Задача 1. Создание условий для развития системы комплексной помощи детям с РАС в Тверской области с учетом региональных особенностей. Программные мероприятия: Мероприятие 1.1. Разработка региональных нормативных правовых актов, регулирующих процесс развития и функционирования региональной системы комплексной помощи детям с РАС. Планируется усовершенствование нормативно-правовой и методической базы в сферах получения качественного образования, медицинской, социальной и психологической абилитации и реабилитации, социальной защиты детей с РАС. Мероприятие 1.2. Проведение анализа существующего мирового, федерального и регионального опыта в сфере оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС. Предполагается изучение научно-исследовательской литературы, анализ нормативно-правовой базы, изучение зарубежного и отечественного опыта оказания комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, и опыта специалистов Тверской области по данной проблеме. Мероприятие 1.3. Создание регионального межведомственного информационного банка данных по детям с РАС. На базе ППМС-центра будет создана персонифицированная система учета детей с РАС для оказания им своевременной систематической комплексной помощи. Запланировано приобретение дополнительного модуля к региональной системе «Контингент» по учету детей с РАС. Мероприятие 1.4. Внедрение эффективных технологий и методик, направленных на диагностику и раннюю помощь детям с РАС. Включение в реализацию мероприятия программы образовательных организаций, организаций здравоохранения. Усовершенствование механизма выявления детей с РАС. Внедрение эффективных технологий диагностики и ранней помощи будет способствовать своевременному выявлению детей с РАС и оказанию им своевременной помощи. В рамках мероприятия планируется приобретение 2 комплектов программного обеспечения для внедрения технологии KID и их установка на базе ППМС-центра и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Областной клинический психоневрологический диспансер» (далее – ОКПНД). Компьютерная диагностика позволит определять уровень развития ребенка от полутора до трех лет по состоянию моторно-двигательных функций, навыков самообслуживания, интеллектуального развития и развития речи. Данная диагностика будет способствовать выявлению детей с РАС в раннем возрасте. Для ППМС-центра планируется приобретение опросника для диагностики аутизма - адаптированный вариант (ADI-R), что позволит осуществлять дифференцированную диагностику детей с целью уточнения индивидуальной образовательной программы. Для 3 образовательных организаций (государственное казенное общеобразовательное учреждение «Тверская школа-интернат №1» (далее – Тверская школа-интернат № 1»), Удомельская СОШ № 1, ППМС-центр) и 1 организации здравоохранения (ОКПНД) будет приобретено 4 опросника CASD для диагностики расстройств аутистического спектра с целью осуществления скрининговой экспресс-диагностики детей независимо от уровня их умственного развития и степени проявления аутизма. Для ППМС-центра будет приобретена шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), что позволит с использованием различных диагностических модулей осуществлять диагностику детей и подростков с различным уровнем речевого развития. Охват по мероприятию - 400 детей в год. Мероприятие 1.5. Расширение службы ранней помощи с целью повышения охвата ранней помощью детей с РАС. ППМС-центру будут выделены дополнительные помещения с целью выделения службы ранней помощи в отдельное структурное подразделение. Это будет способствовать совершенствованию условий предоставления ранней помощи, увеличению охвата ранней помощью детей с РАС. Мероприятие 1.6. Внедрение эффективных технологий комплексной реабилитации детей с РАС, направленных на образование и их подготовку к жизни в обществе. В результате реализации мероприятия планируется повышение качества образовательных и социальных услуг, предоставляемых детям с РАС, перевод детей с РАС с обучения на дому на обучение в классе среди сверстников. В трех образовательных организациях (Тверская школа-интернат № 2, Тверская школа № 2, Удомельская СОШ № 1) будут апробированы современные технологии и методики работы с детьми с РАС на классах «Особый ребенок», которые в дальнейшем планируется распространять на другие образовательные организации. В 8 образовательных организациях Тверской области (Тверская школа-интернат № 2, Тверская школа № 2, Удомельская СОШ № 1, Тверская школа-интернат № 1, государственное казенное общеобразовательное учреждение «Нелидовская школа-интернат» (далее - Нелидовская школа-интернат), Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9» (далее - МБОУ СШ № 9), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Зубцова (далее - Зубцовская СОШ № 1), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 (далее - МДОУ № 39) будут внедрены в процесс обучения детей с РАС технологии прикладного поведенческого анализа. (В редакции Постановления Правительства Тверской области от 13.11.2017 № 384-пп) Охват по мероприятию - 150 детей в год. Мероприятие 1.7. Создание регионального ресурсного центра комплексной помощи детям с РАС. Создание регионального ресурсного центра комплексной помощи детям с РАС планируется на базе ППМС-центра. Региональный ресурсный центр станет площадкой для апробации и внедрения новых механизмов, схем межведомственного взаимодействия, междисциплинарного взаимодействия специалистов учреждений, осуществляющих комплексную помощь детям с РАС. Центр будет являться научно-методической и практической базой по внедрению современных технологий психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. В рамках центра предполагается проведение мероприятий по повышению методического уровня специалистов и семей, воспитывающих детей с РАС. Региональный ресурсный центр станет координатором сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС. В рамках мероприятия планируется закупка необходимого оборудования и технических средств для функционирования регионального ресурсного центра. Охват по мероприятию – 50 специалистов, не менее 150 детей и 150 родителей. Мероприятие 1.8. Создание стажировочных площадок по распространению эффективных технологий оказания ранней помощи, обучения и воспитания детей с РАС. На базе 4 образовательных организаций, расположенных на территории Тверской области, (ППМС-центр, Тверская школа-интернат № 2, Тверская школа № 2, Удомельская СОШ № 1) будут созданы стажировочные площадки по распространению эффективных технологий оказания психолого-педагогической помощи детям с РАС. В рамках деятельности стажировочных площадок будет осуществляться информирование, консультирование и координация деятельности специалистов различных ведомств, мониторинг профессиональных затруднений, а также методическое сопровождение специалистов, оказывающих помощь семьям, воспитывающим детей с РАС. Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 1 позволит: создать основу для развития системы комплексной помощи детям с РАС в Тверском регионе; повысить результативность деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области в части выполнения функций по государственной поддержке детей с РАС; сформировать региональную базу о детях с РАС для ведения персонифицированного учета детей на всех возрастных этапах, что будет способствовать развитию преемственности в оказании помощи данной категории детей; усовершенствовать систему диагностики и ранней помощи детям с РАС; разработать, апробировать и внедрить современные технологии и методики обучения, абилитации и реабилитации детей с РАС. Задача 2. Создание условий для развития детских организаций различной ведомственной принадлежности для развития, обучения и адаптации к жизни в обществе детей с РАС, а также оказания комплексной помощи семьям, их воспитывающим. Программные мероприятия: Мероприятие 2.1. Создание специализированных групп, классов, (структурных подразделений) для детей с РАС в образовательных организациях, включая дошкольные. Осуществление мероприятия будет способствовать реализации прав детей с аутизмом на образование через создание специальных условий обучения в режиме инклюзии в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях. В 8 образовательных организациях Тверской области (Тверская школа-интернат № 2, Тверская школа № 2, Удомельской СОШ № 1, МОУ СОШ № 24, Нелидовская школа-интернат, Тверская школа-интернат № 1, Зубцовская СОШ № 1, МДОУ № 39) запланировано открытие классов (групп) для детей с РАС с внедрением методик обучения, основанных на прикладном анализе поведения. Охват по мероприятию – 45 детей в год. Мероприятие 2.2. Модернизация пространства и специальных условий для проведения реабилитации, абилитации, обучения в организациях, оказывающих помощь детям с РАС. Реализация мероприятия будет способствовать увеличению охвата комплексной помощью детей с РАС, повышению качества образовательных услуг, предоставляемых детям с РАС, переводу детей с РАС с обучения на дому на обучение в классе в среде сверстников. Планируется оборудование 5 комнат сенсорной разгрузки на базе ППМС-центра, Удомельской СОШ № 1, Тверской школы-интерната № 2, Нелидовской школы-интерната, МОУ СОШ № 24, а также установка вестибулярных тренажеров и мягких модулей в МДОУ № 39. Для 6 образовательных организаций, обучающих детей с РАС (ППМС-центр, МДОУ № 39, Тверская школа-интернат № 1, Нелидовская школа-интернат, МОУ СОШ № 24, Удомельская СОШ № 1), будут закуплены сенсорные панели и сенсорные столы, которые повышают эффективность процесса обучения, развивают познавательную и творческую активность детей, внимание, память, мышление, моторику, слуховое и зрительное восприятие, знакомят детей с компьютерными технологиями. Планируется усовершенствование службы ранней помощи «Лекотека» на базе ППМС-центра. На базе Тверской школы № 2 и ППМС-центра будут оборудованы комнаты сенсорной интеграции и движения с целью внедрения новых технологий по развитию двигательной сферы у детей с РАС с целью развития вестибулярных чувств и проприоцептивных навыков у детей с РАС. Охват по мероприятию – 200 детей в год. Мероприятие 2.3. Разработка и реализация индивидуальных программ обучения, реабилитации и абилитации детей с РАС. Для каждого ребенка с РАС, обучающегося в образовательных организациях, запланирована разработка и реализация индивидуальных образовательных программ с учетом психофизических и возрастных особенностей. Охват – 100 % обучающихся с РАС. Мероприятие 2.4. Внедрение социальных технологий, моделей и методик, направленных на привитие навыков здорового образа жизни. В Спортивной школе по видам гребли предполагается создание условий для круглогодичного занятия спортом детей с РАС за счет оснащения процесса обучения детей специальным спортивным оборудованием. В процессе реализации данного мероприятия дети с РАС смогут заниматься физической культурой и спортом круглогодично, будут формироваться благоприятные условия для развития системы реабилитации детей с РАС. Занятия будут проходить под руководством тренера в интегрированных группах с целью адаптации детей с РАС в среду здоровых сверстников, их социализации. Охват по мероприятию – не менее 16 детей в год. Мероприятие 2.5. Расширение возможностей для развития творческих способностей детей с РАС. Внедрение технологии «Творческая мастерская». Реализация мероприятия будет способствовать оказанию психологической и психоэмоциональной коррекции через занятия творчеством, поможет развить в детях чувство прекрасного. «Творческая мастерская» объединяет в себе практически все сферы искусства и творчества: конструктивную, изобразительную, театральную деятельности, анимацию и др. Для ППМС-центра, государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской областной Центр детского и семейного чтения им. А.С. Пушкина», государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Торжок (далее – Реабилитационный центр), Тверской школы-интерната № 1, Тверской школы-интерната № 2 планируется закупка оборудования «Творческая мастерская» с целью внедрения арт-терапевтических и арт-педагогических технологий в досуговую деятельность детей с РАС, объединения в досуговой деятельности детей и родителей. Охват по мероприятию – не менее 100 детей в год. Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 2 позволит: создать коррекционно-развивающую среду для обучения, абилитации и реабилитации детей с РАС в организациях различной ведомственной принадлежности; повысить эффективность внедрения современных технологий оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим. Задача 3. Поддержка семей с детьми с РАС, преодоление их изолированности, создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей с РАС в трудовой и общественной деятельности. Программные мероприятия: Мероприятие 3.1. Проведение мониторинга потребностей родителей, воспитывающих детей с РАС, в услугах в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости. Ежегодный мониторинг направлен на анализ потребностей родителей, воспитывающих детей с РАС, и разработки дальнейших направлений комплексной абилитации и реабилитации детей с РАС. В рамках реализации мероприятия будут разработаны опросники для проведения мониторинга потребностей родителей, воспитывающих детей с РАС, с целью повышения качества комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС. Охват по мероприятию – не менее 150 семей в год. Мероприятие 3.2. Разработка и реализация индивидуальных программ оказания социальных услуг и социального сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС. Обеспечение права ребенка на жизнь в семье с повышением качества жизни семей, воспитывающих детей с РАС. Для каждой семьи, воспитывающей ребенка с РАС, обратившейся в организацию социальной защиты населения, планируется разработка и реализация индивидуальных программ социального сопровождения, которые включают получение информации о правах и льготах семей, воспитывающих ребенка с РАС, помощь в подготовке документации, необходимой для получения инвалидности, снабжение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги ребенку с РАС и его семье, поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам. Охват по мероприятию – не менее 20 семей в год. Мероприятие 3.3. Поддержка родительских объединений, воспитывающих детей с РАС. В рамках мероприятия планируется осуществление взаимодействия с Тверской областной организацией родителей детей с расстройствами аутистического спектра «Открытие» с целью включения семей, воспитывающих детей с РАС, в социум, определения основных направлений комплексной реабилитационной помощи детям с РАС в регионе, а также включение представителей родительского объединения в рабочие группы при исполнительных органах государственной власти Тверской области по вопросам, связанным с организацией деятельности по оказанию комплексной помощи детям с РАС. Мероприятие 3.4. Организация помощи родителям, воспитывающим детей с РАС, реализация программ обучения родителей, в том числе с использованием интернет-технологий. Содействие в обучении родителей методам коммуникативного взаимодействия, помощи детям с РАС. Разработка, издание и распространение методических материалов для родителей. Организация деятельности по консультированию родителей по вопросам особенностей социального взаимодействия и развития ребенка с РАС, организации развивающей среды, обучения и воспитания ребенка в условиях семьи, в том числе в режиме он-лайн, специалистами образовательных, медицинских организаций, организаций социальной защиты Тверской области. В ходе реализации данного мероприятия будет проводиться консультирование родителей (в соответствии с запросами родителей) по вопросам организации правильного взаимодействия с ребенком и потенциальным возможностям его дальнейшего развития, а также обучающие мероприятия (не менее 2 семинаров в год) с целью обучения родителей средствам и приемам коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС. Предполагается издание методических материалов в объеме не менее 300 экземпляров с рекомендациями по осуществлению взаимодействия родителей с ребенком с РАС. Охват по мероприятию – не менее 150 родителей в год. Мероприятие 3.5. Организация деятельности мобильного пункта сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС. Организация мобильного пункта будет способствовать доступности комплексной помощи детям с РАС, которые в силу психо-физических особенностей не могут быть доставлены в образовательную организацию, а также способствовать расширению домашнего визитирования в рамках программы раннего вмешательства при расстройствах аутистического спектра «Ранняя пташка» – программы помощи родителям, имеющим детей-дошкольников с РАС, которые недавно узнали о диагнозе ребенка. Работа мобильного пункта также будет способствовать помощи детям с аутизмом через обучение их родителей. Охват по мероприятию – 20 семей в год. Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 3 позволит: повысить уровень компетентности родителей и ближнего окружения ребенка с РАС, улучшить качество жизни ребенка с РАС в семье; сформировать базу данных о потребностях детей с РАС, семей с детьми с РАС, что окажет содействие в оказании своевременной помощи данной категории граждан; снизить дефицит общения, расширить социальные контакты, гармонизировать отношения в семье. Задача 4. Обучение специалистов, работающих с детьми с РАС, в том числе в системе ранней помощи, современным технологиям выявления детей с РАС и оказания помощи таким детям и семьям, их воспитывающим. Программные мероприятия: Мероприятие 4.1. Организация обучения специалистов, работающих с детьми с РАС, современным технологиям в сфере оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим. Реализация мероприятия будет способствовать повышению уровня знаний, практических навыков с последующим распространением опыта, повышению профессиональной компетенции специалистов. Планируется организация повышения квалификации специалистов по теме «Технологии комплексной помощи детям с РАС». Реализация данного мероприятия даст возможность обучить 75 специалистов (ППМС-центр, Тверская школа-интернат № 2, Тверская школа № 2, Тверская школа-интернат № 1, Удомельская СОШ № 1, Зубцовская СОШ № 1, Нелидовская школа-интернат, МОУ СОШ № 24, МДОУ № 39). Специалисты смогут ежегодно оказывать помощь не менее 200 детям с РАС. Мероприятие 4.2. Организация обучающих мероприятий по проблеме внедрения технологий комплексной реабилитации детей с РАС, направленных на образование и их подготовку к жизни в обществе. В рамках реализации мероприятия Фондом «Обнаженные сердца» предполагается проведение обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня подготовки специалистов общеобразовательных организаций региона в сфере сенсорной интеграции, проведение стажировок, мастер-классов в режиме супервизии, семинаров, участие в форуме «Каждый ребенок достоин семьи». Планируется не менее 4 мероприятий в год. Мероприятие 4.3. Создание и укрепление профессиональных сообществ специалистов, занимающихся вопросами обучения детей с РАС в общеобразовательных организациях. Методическая поддержка специалистов образовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание детей с РАС, будет осуществляться путем участия в целенаправленной работе методических объединений, постоянно действующих семинаров, консультирования специалистов. Целенаправленная работа специалистов в рамках работы профессиональных сообществ решит задачи психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, окажет содействие их социализации. Охват по мероприятию – не менее 100 специалистов в год. Мероприятие 4.4. Развитие методического обеспечения деятельности специалистов, непосредственно работающих с детьми с РАС, посредством подготовки, издания и распространения тематических методических материалов. Подготовка и издание методических материалов (200 экземпляров) по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и семей, их воспитывающих. Внедрение и распространение современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по обучению и воспитанию детей с РАС. Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 4 позволит: повысить уровень знаний и практических навыков специалистов с последующим распространением опыта; усовершенствовать профессиональную компетенцию специалистов в работе с семьями, воспитывающими детей с РАС; обеспечить единую методическую основу в деятельности специалистов учреждений различных ведомств; координировать деятельность специалистов и обмен практическим опытом, развить межведомственное сотрудничество. Задача 5. Разработка и реализация программ профессиональной ориентации, комплексных программ социальной адаптации подростков с РАС на базе образовательных организаций. Программные мероприятия: Мероприятие 5.1. Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся с РАС в общеобразовательных организациях. Мероприятие направлено на формирование профессиональной ориентации, развитие предпрофессиональных навыков обучающихся с РАС, повышение уровня их трудовой подготовки, развитие творческой активности, повышение культуры выбора будущей профессии. В рамках реализации мероприятия будет осуществляться консультирование, информирование по вопросам выбора профессии, проведение мероприятий образовательными организациями. Охват по мероприятию – около 20 человек в год. Мероприятие 5.2. Внедрение технологий по освоению доступной трудовой деятельности. Модернизация кабинетов социально-бытовой ориентации. В рамках реализации мероприятия дети с РАС, обучающиеся в Тверской школе № 2, приобретут навыки ведения домашнего хозяйства, организации питания и приготовления еды, обучатся правилам жизнебезопасности, приобретут элементарные экономические и социально-бытовые навыки. Планируется закупка оборудования и мебели для кабинета социально-бытовой ориентации Тверской школы № 2, что будет способствовать развитию социально-бытовых навыков и социализации детей с РАС. Охват по мероприятию – не менее 31 ребенка в год. Мероприятие 5.3. Разработка и реализация проекта «Гончарная мастерская» в общеобразовательных организациях Тверской области. Реализация мероприятия позволит внедрить новую технологию допрофессиональной подготовки детей с РАС в Тверской области. Будет способствовать расширению трудовых компетенций детей. В двух образовательных организациях Тверской области (Тверская школа-интернат № 2, Нелидовская школа-интернат) будут открыты гончарные мастерские, что позволит детям с РАС овладеть основами гончарного мастерства, приемами ручной лепки, различными техниками декорирования изделий. Охват по мероприятию – не менее 50 детей в год. Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 5 будет способствовать: профессиональному самоопределению подростков с РАС и их социальной адаптации. Задача 6. Повышение информированности населения о детях с РАС, формирование дружественного к ним отношения, привлечение к оказанию помощи таким детям. Программные мероприятия: Мероприятие 6.1. Создание базы данных о психолого-педагогических и медико-социальных ресурсах, имеющихся в Тверской области, для помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим. В результате реализации мероприятия планируется создать условия для максимального использования родителями существующих медицинских, психолого-педагогических, социальных и правовых ресурсов по оказанию комплексной помощи детям с РАС в Тверской области. В ходе реализации мероприятия предполагается обобщение сведений о специальных услугах, оказываемых специалистами в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты для детей с РАС. Мероприятие 6.2. Информирование населения посредством информационно-коммуникационной сети Интернет, средств массовой информации о проблемах детей с РАС и семей, их воспитывающих. Привлечение внимания к проблемам детей с РАС и семей, их воспитывающих, воспитание толерантного к ним отношения в обществе. Привлечение средств массовой информации к освещению тем, связанных с проблемами детей с РАС и их семей, с вопросами социальной интеграции детей в общественную жизнь, с информированием населения о результатах настоящей Программы, включая создание телевизионных видеосюжетов. Планируется не менее 2 телесюжетов и 2 публикаций в средствах массовой информации. Мероприятие 6.3. Вовлечение волонтеров в оказание услуг детям и семьям с детьми с РАС. Расширение социальных контактов детей с РАС. Уменьшение дефицита кадровых ресурсов в организациях, осуществляющих комплексную помощь детям с РАС. Привлечение к реализации мероприятий в качестве волонтеров студентов Тверских профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Сопровождение волонтерами не менее 30 детей с РАС. Мероприятие 6.4. Вовлечение некоммерческих организаций в оказание услуг детям и семьям с детьми с РАС. Привлечение средств некоммерческих организаций к оказанию комплексной помощи детям с РАС в Тверской области. Повышение эффективности системы поддержки детей с РАС путем коллегиального решения проблем реализации прав и законных интересов детей с РАС на территории Тверской области. В рамках реализации мероприятия продолжится взаимодействие с Фондом помощи детям «Обнаженные сердца», Фондом помощи детям и молодежи «Обнаженное сердце», другими некоммерческими организациями. Реализация комплекса мероприятий в рамках задачи 6 будет способствовать: повышению уровня информированности родителей и широкой общественности о предоставляемых в соответствии с законодательством мерах социальной поддержки детей с РАС, об имеющихся в Тверской области ресурсах для осуществления психолого-педагогической и медико-социальной коррекции; привлечению внимания населения области к участию в решении проблем детей с РАС; формированию толерантного отношения к детям с РАС в обществе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|