Расширенный поиск

Постановление Думы Тамбовской области от 22.02.2017 № 218

 

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 22 февраля 2017 г.

г. Тамбов

№ 218

 

Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2016 год

 

Рассмотрев отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2016 год в соответствии со статьей 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области», и заключение комитета по бюджету, налогам и финансам областной Думы,

 

Тамбовская областная Дума постановляет:

 

1. Принять к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты Тамбовской области за 2016 год (прилагается).

2. Рекомендовать Контрольно-счетной палате Тамбовской области продолжить работу по контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также выявлению резервов увеличения доходов бюджетов всех уровней.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель областной

Думы

Е.А.Матушкин


ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2016 ГОДУ

 

Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Тамбовской области (далее – Контрольно-счетная палата, КСП) в 2016 году подготовлен в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований») и статьи 21 Закона Тамбовской области от 25 июля 2011 года № 41-З «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» (далее – Закон Тамбовской области «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области»), рассмотрен на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты (протокол от 09.02.2017 № 2).

 

1. Основные итоги работы

 

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата, являясь универсальным институтом региональной системы государственного финансового контроля, принимала участие в выработке и реализации решений на всех этапах бюджетного процесса. Проводилась работа по обеспечению деятельности Контрольно-счетной палаты и ее взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти области, органами местного самоуправления, правоохранительными, иными контрольными и надзорными государственными органами, а также с общественными организациями.

Организация работы, обеспечение планового и системного внешнего государственного финансового контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств осуществляется Контрольно-счетной палатой по направлениям деятельности:

контроль доходов и источников финансирования дефицита бюджета Тамбовской области;

контроль расходов бюджета на социальную сферу и за формированием и исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

контроль расходов бюджета на государственное управление и финансовую помощь бюджетам других уровней;

контроль расходов бюджета на отрасли национальной экономики и капитальные вложения.

Внешний государственный финансовый контроль Контрольно-счетной палатой осуществлялся в соответствии с задачами и полномочиями, возложенными на нее Законом Тамбовской области «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области», в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с планом, утвержденным решением Коллегии Контрольно-счетной палаты от 29.12.2015 № 16/4. План работы на 2016 год (с последующими изменениями) выполнен в полном объеме.

В 2016 году Контрольно-счетная палата для реализации полномочий по контролю формирования и исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области провела ряд экспертно-аналитических мероприятий на трех стадиях: предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год; оперативного контроля в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года; последующего контроля исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.

По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий были подготовлены заключения:

на проект закона Тамбовской области «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»;

на проект закона «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов;

на отчет об исполнении бюджета Тамбовской области за 2015 год;

на отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2015 год.

Наряду с этим, проведен поквартальный анализ и подготовлена информация об исполнении бюджетов Тамбовской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области в 2016 году (за 1 квартал, за 1 полугодие, за 9 месяцев). В заключениях на отчеты об исполнении бюджета Тамбовской области дана оценка и сделаны выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей областного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в разрезе доходных источников, главных распорядителей и государственных программ. Во всех материалах Контрольно-счетной палаты отмечено, что подготовка проектов и исполнение бюджетов производилось в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем обращено внимание на то, что в условиях проявления кризисных явлений, замедления темпов экономического развития необходимо более внимательно подходить к бюджетному планированию и повышать эффективность использования бюджетных средств и областного имущества.

Контрольно-счетная палата продолжила активную профилактическую работу, направленную на предупреждение возможных проблем в использовании государственных ресурсов. Выявляемые в ходе мероприятий нарушения и недостатки систематизируются, определяются их причины и регулярно доводятся до сведения главы администрации области, Тамбовской областной Думы, руководителей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.

Учитывая современные требования, предъявляемые к внешнему государственному финансовому контролю, Контрольно-счетная палата ориентируется не только на оценку законности расходования бюджетных средств, но и на анализ эффективности использования государственного имущества и финансовых ресурсов. Вопросы эффективного использования бюджетных средств и государственного имущества исследуются практически в ходе каждой проверки.

В 2016 году тематика мероприятий Контрольно-счетной палаты касалась наиболее актуальных проблем социально-экономического развития Тамбовской области. Проверены вопросы законности и эффективности использования средств, направленных на поддержку сельского хозяйства, сферы жилищно-коммунального хозяйства, строительства и реконструкцию дорог, а также сферы здравоохранения и социальной политики.

Комплексные проверки соблюдения бюджетного законодательства проведены в пяти муниципальных образованиях области, получающих финансовую помощь из областного бюджета (г. Тамбов, г. Рассказово, Сосновский, Староюрьевский и Уваровский районы). Основным и уже системным нарушением для муниципалитетов является ненадлежащее принятие бюджетных обязательств должностными лицами органов местного самоуправления (главами муниципальных образований) в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, что выступает посягательством на нормальный порядок принятия бюджетных обязательств и приводит к грубому нарушению бюджетного законодательства (характерно в 4 из 5 проверенных, кроме Уваровского района).

Особое внимание уделено аудиту в сфере закупок, который проведен в рамках 3 отдельных тематических мероприятий, а также 12 контрольных мероприятий, которыми был охвачен 21 объект контроля, в том числе 12 – областных заказчиков, 9 – муниципальных. В сфере закупок выявлено 76 нарушений, из них 37 финансовых на общую сумму более 216 млн. руб. (216977,0 тыс. руб.).

Всего в 2016 году проведено 90 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 44 контрольных и 46 экспертно-аналитических. Среди контрольных мероприятий, 2 – проведено по поручению главы администрации области и столько же по запросам правоохранительных органов (по одному от УФСБ по Тамбовской области и от прокуратуры Тамбовской области).

Мероприятиями охвачено 65 объектов. Объем проверенных средств составил 29,3 млрд. руб. (29269224,7 тыс. руб.).

Всего выявлено 164 нарушения. Общий объем выявленных нарушений и недостатков в денежном эквиваленте оценивается в размере 687,2 млн. руб. (687246,0 тыс. руб.), что составляет 2,3 процента от объема проверенных средств.

Структура нарушений в стоимостном выражении в разрезе разделов Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)*, сложилась следующим образом:

нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 31, на общую сумму 203,6 млн. руб. (203632,9 тыс. руб.) или 31,7% от общего объема нарушений;

нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 31, на общую сумму 70,7 млн. руб. (70670,6 тыс. руб.) или 11,0% от общего объема нарушений;

нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 21, на общую сумму 79,9 млн. руб. (79913,2 тыс. руб.) или 12,4% от общего объема нарушений;

нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 76, на общую сумму 217,0 млн. руб. (216977,0 тыс. руб.) или 33,8% от общего объема нарушений;

иные нарушения – 5, на общую сумму 71,5 млн. руб. (71488,7 тыс. руб.) или 11,1% от общего объема нарушений.

Кроме того, выявлено неэффективное использование государственных средств на сумму более 44,5 млн. руб. (44563,6 тыс. руб.).

 

* Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 17.12.2014, протокол № 2-СКСО; одобрен Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014).

 

Наглядно структура выявленных нарушений представлена на диаграмме.

 

 

Для устранения выявленных нарушений и недостатков проверяемым организациям и их учредителям внесено 23 представления. Кроме того, с целью повышения качества бюджетного процесса в регионе, главе администрации области, Тамбовской областной Думе, органам местного самоуправления и другим организациям направлено 35 информационных писем.

В течение 2016 года осуществлялось тесное взаимодействие с правоохранительными и иными контрольными и надзорными органами. По фактам нарушения бюджетного законодательства с целью проведения дополнительных (процессуальных) проверок направлено 15 обращений (по 1 – в прокуратуру Тамбовской области и УМВД по Тамбовской области, 1 – в УФНС по Тамбовской области, 3 – в УФАС по Тамбовской области, 6 – в региональный контрольный орган в сфере закупок), по 7 из которых возбуждены административные производства.

Кроме того, в отчетном году за нарушения бюджетного законодательства Контрольно-счетной палатой самостоятельно в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством, составлено 10 протоколов об административных правонарушениях. Субъектами нарушений бюджетного законодательства, как правило, выступают руководители органов исполнительной власти области, главы администраций муниципальных образований, а также руководители областных бюджетных учреждений. По всем протоколам вынесены судебные решения о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности. Общая сумма штрафных санкций составила 70,0 тыс. руб.

За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, в том числе повлекшее нарушение действующего законодательства и неэффективное использование бюджетных средств, привлечены к дисциплинарной ответственности 19 должностных лиц.

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в контакте с депутатами, профильными комитетами Тамбовской областной Думы, принимая участие в совещаниях, заседаниях комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных мероприятий, заключений на проекты законов области и по другим вопросам, связанным с исполнением бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области.

В соответствии с действующим законодательством отчеты и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Тамбовскую областную Думу и главе администрации области.

В течение прошлого года Контрольно-счетная палата представляла для широкого пользования информацию о своей работе, используя официальный сайт, а также портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в сети «Интернет». Для повышения эффективности внешнего государственного финансового контроля совершенствовались методологические основы деятельности, продолжалось сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами других регионов и муниципальных образований.

 

2. Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности

 

2.1. Контрольные мероприятия

Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде проведены проверки исполнения бюджетов муниципальных образований – получателей межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета Тамбовской области в г. Тамбове, г. Рассказово, Сосновском, Староюрьевском и Уваровском районах.

Деятельность Контрольно-счетной палаты в сфере проверок бюджетов муниципальных образований проводилась с охватом широкого круга вопросов соблюдения бюджетного законодательства, связанных с использованием субвенций из бюджета Тамбовской области (в связи с наделением органов местного самоуправления государственными полномочиями и их участием в реализации областных целевых программ) и раскрытием значительного числа тематических направлений. В отчетах о результатах проверок отмечены недостатки при осуществлении планирования доходной части бюджета, о чем свидетельствует неоднократное уточнение планов практически по всем доходным источникам и их перевыполнение по итогам года. Имеет место наращивание задолженности по налоговым и неналоговым доходам бюджета.

Резервом роста объемов доходов местных бюджетов, формируемых за счет собственных источников в части налоговых поступлений, является активизация работы по погашению сложившейся задолженности с участием налоговых органов, пополнение доходов за счет государственных пошлин, пересмотр ставок налога на имущество физических лиц с принятием мер по регистрации недвижимого имущества.

Проверки бюджетов муниципальных образований характеризуются наличием типичных нарушений и недостатков, допускаемых при формировании и исполнении как районного бюджета, так и бюджетов поселений. В особенности это касается организации бюджетного процесса, соблюдения положений Бюджетного кодекса РФ, что свидетельствует о необходимости усиления ответственности органов местного самоуправления, повышения спроса за качество управления финансами.

Предложения, содержащиеся в отчетах Контрольно-счетной палаты, направлены на улучшение состояния экономики муниципальных районов с точки зрения бюджетных перспектив.

Контрольно-счетной палатой неоднократно отмечалось, что межбюджетные отношения, сложившиеся на данный момент между разными уровнями бюджетов, оцениваются как недостаточно эффективные. Проблемой, связанной с реализацией полномочий, является слабый учет в методиках и критериях расчетов финансовых потребностей территорий для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

По результатам проверок внесено 5 представлений. Привлечены к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ (Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств) главы администраций города Тамбова, Сосновского и Староюрьевского районов; по ст. 15.15.3 (Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов) председатель комитета городского хозяйства администрации города Тамбова; по ст. 15.15.6 КоАП РФ (Нарушение порядка представления бюджетной отчетности) бухгалтер администрации Староюрьевского района; по ст. 15.11 КоАП РФ (Грубое нарушение ведения бухгалтерского учета) начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации города Моршанска.

По результатам проверки использования средств бюджета Тамбовской области, предоставленных областным государственным бюджетным учреждениям здравоохранения (ТОГБУЗ «Мичуринская ЦРБ», ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ», ТОГБУЗ «Кирсановская ЦРБ», ТОГБУЗ «Гавриловская ЦРБ», ТОГБУЗ «Пичаевская ЦРБ», ТОГБУЗ «Петровская ЦРБ», ТОГБУЗ «Мордовская ЦРБ) на оказание паллиативной медицинской помощи взрослому населению в рамках подпрограммы «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» государственной программы Тамбовской области «Развитие здравоохранения Тамбовской области» на 2013-2020 годы» установлено, что управлением здравоохранения допущены нарушения порядка формирования государственных заданий областным государственным бюджетным учреждениям здравоохранения, выразившиеся во включении в задания не предусмотренной Уставами учреждений услуги по оказанию паллиативной медицинской помощи, а также в отсутствии пересмотра в сторону уменьшения объема субсидий, предоставленных из бюджета Тамбовской области отдельным учреждениям здравоохранения на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий, в связи с сокращением перечня оказываемых услуг, в 2014 году – на общую сумму 1250,3 тыс. руб., в 2015 году на сумму – 16287,7 тыс. руб. В результате государственные задания были сформированы и доведены ТОГБУЗ «Мичуринская ЦРБ», ТОГБУЗ «Петровская ЦРБ», ТОГБУЗ «Мордовская ЦРБ», ТОГБУЗ «Первомайская ЦРБ» на 2015 год на оказание услуги по предоставлению круглосуточной стационарной паллиативной медицинской помощи по профилю коек сестринского ухода, фактически ими не оказываемой и предоставлены субсидии на финансовое обеспечение государственных заданий на общую сумму 17538,0 тыс. руб.

За допущенные нарушения к административной ответственности по статье 15.15.15 КоАП РФ (Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания) привлечен заместитель начальника управления здравоохранения, четырнадцати должностным лицам объявлены замечания.

По результатам проверки эффективности использования государственного имущества Тамбовской области и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, влияющих на размер части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Тамбовской области, в ОАО «Тепличное» за 2015 год, установлены факты необоснованного перечисления налога за объект, который не числится в основных средствах АО «Тепличное». В ходе проверки установлена множественность эпизодов, связанных с оплатой сверхнормативных сумм земельного налога (начиная с 2009 года), что в свою очередь, обусловлено тем, что АО «Тепличное» на протяжении длительного периода времени (с 2009 года) считается арендатором непрофильного актива. По результатам анализа бухгалтерской отчетности и информации из Росреестра выявлено, что указанный непрофильный актив представляет собой земельный участок, который расположен за пределами территории АО «Тепличное» и числится в ЕГРП в составе земель населенных пунктов (д. Красненькая, ул. Хитрова) под кадастровым номером 68:20:3003007:5. Данный земельный участок АО «Тепличное» на каком-либо вещном праве не принадлежит и не связан с его основной и дополнительными видами деятельности. При этом на протяжении длительного периода времени (с 2009 года) Предприятие оплачивает избыточную сумму земельного налога за данное имущество, что привело к необоснованному увеличению расходов АО «Тепличное» и указывает на формальность работы ревизионной комиссии Предприятия на протяжении более чем 6 лет. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», сведения государственного реестра прав являются открытыми и существует единый порядок их получения, в том числе для выявления мнимого или притворного объекта налогообложения в рамках проведения внутреннего контроля, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Механизм вышеназванного порядка в 2015 году АО «Тепличное» не реализован, что привело к отсутствию должного контроля и снижению эффективности использования имущества Предприятия. В нарушение п. 8 Постановления администрации Тамбовской области от 20.01.2009 № 42 в отношении большинства объектов недвижимого имущества, переданных Предприятию по акту от 04.05.2009, не осуществлена государственная регистрация права собственности АО «Тепличное». Наличие значительного количества нарушений, связанных с отсутствием государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество АО «Тепличное», свидетельствует о системном характере нарушений ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации. В целом совокупность нарушений и недостатков, выявленных в имущественной сфере, свидетельствует о неэффективном управлении имуществом и указывает на недостаточную работу ревизионной комиссии, избранной в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», которая осуществляет свою деятельность в рамках п.п. 12.1 – 12.6 Устава АО «Тепличное». В нарушение статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» размер резервного фонда АО «Тепличное» (по состоянию на 01.01.2016) составил менее 5% от его уставного капитала. За допущенные нарушения два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Пожарно-спасательный центр» за 2015 год установлено, что в нарушение статьи 219 Бюджетного кодекса РФ ТОГКУ «Пожарно-спасательный центр», в лице директора, при заключении четырех государственных контрактов приняло бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств. За указанное нарушение директор учреждения привлечен к административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ (Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств).

По результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Тамбовской области, выделенных на финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы по направлению поддержки развития отрасли садоводства установлен факт нарушения управлением сельского хозяйства области правил и условий предоставления субсидий, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 24.02.2015 № 175, в части предоставления субсидий на раскорчевку многолетних насаждений ОАО «Ягодное» при наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. По данному факту должностное лицо управления привлечено к административной ответственности по статье 15.15.5 КоАП РФ (Нарушение условий предоставления субсидий).

По результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджета Тамбовской области, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Тамбовской области» государственной программы Тамбовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области на 2014-2020 годы» в 2015 году, установлены многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок на объектах контроля Соколовский сельсовет и Новолядинский поссовет, выразившееся в несанкционированных изменениях условий контрактов, в отсутствии со стороны заказчиков действий по истребованию с поставщиков, допустивших нарушения условий контрактов неустоек, пеней и штрафов, а также в несвоевременном размещении информации об исполнении контрактов. По каждому факту нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок Контрольно-счетной палатой направлены обращения в контрольные органы в сфере закупок для проведения дополнительных проверок в пределах полномочий.

По результатам проверки обоснованности утвержденных управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области подушевых нормативов финансирования социальных услуг для учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме и тарифов на социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг в стационарной форме социального и обслуживания на 2016 год, установлено неэффективное использование средств бюджета Тамбовской области на сумму 30163,2 тыс. руб. (избыточные расходы бюджета Тамбовской области). В ходе проверки, проведен анализ перечня социальных услуг, в том числе на соответствие примерному перечню социальных услуг, утвержденному на федеральном уровне, проверено соблюдение порядка утверждения подушевых нормативов финансирования и тарифов на социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме социального обслуживания, их расчетов, анализ размера ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме социального обслуживания.

Подушевые нормативы на 2016 год утверждены с применением индекса роста цен (тарифов) – 104,2%, что ниже индекса потребительских цен, определенного управлением экономической политики администрации области в размере 106,5%. Применение индекса роста цен (тарифов) в размере ниже утвержденного значения на 2,3% привело к занижению подушевых нормативов финансирования социальных услуг, что в свою очередь привело к занижению тарифов на социальные услуги.

Минимальный размер платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в 2016 году увеличился более чем в 2 раза по сравнению с размером платы, установленным на 2015 год в сумме 3695 рублей. Значительный рост стоимости услуг связан с тем, что в нарушение п. 4 ст. 32 Федерального закона № 442-ФЗ размер платы за стационарное социальное обслуживание, установленный на 2015 год не пересматривался с 2013 года.

На момент проверки утвержденные тарифы на социальные услуги были ниже подушевых нормативов финансирования. Размер утвержденных тарифов составляет от 45 до 55% подушевых нормативов финансирования социальных услуг, что связано со сдерживанием роста размера платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Однако, даже в таких размерах утвержденные тарифы на социальные услуги при определении размера платы за стационарное социальное обслуживание вызывали недовольство среди получателей.

Утверждение тарифов на социальные услуги ниже величины подушевых нормативов финансирования приводит к дополнительной нагрузке на бюджет Тамбовской области.

По расчетам Контрольно-счетной палаты в результате установления тарифов ниже величины подушевых нормативов финансирования нагрузка на бюджет Тамбовской области на 2016 год в части финансового обеспечения деятельности учреждений стационарного социального обслуживания составит более 30 млн. рублей.

Управлением социальной защиты и семейной политики области по итогам контрольного мероприятия произведен перерасчет подушевых нормативов финансирования социальных услуг на 2017 год в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» с применением индекса цен (тарифов).

Во избежание роста недовольства среди получателей социальных услуг, при расчете тарифов на социальные услуги на 2017 год и последующие годы, с учетом предложения Контрольно-счетной палаты будет соблюдаться принцип поэтапного увеличения тарифов относительно подушевых нормативов финансирования.

Предложения Контрольно-счетной палаты по устранению объектами контроля нарушений и недостатков находятся в режиме постоянного мониторинга и снимаются с контроля по мере устранения по решению Коллегии Контрольно-счетной палаты.

Результаты всех контрольных мероприятий рассмотрены на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты и после утверждения представлены главе администрации области и направлены в Тамбовскую областную Думу.

 

2.2.Экспертно-аналитические мероприятия

О бюджете Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта закона Тамбовской области «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». В заключении отмечено, что прогноз основных макроэкономических показателей, принятый за основу при составлении проекта бюджета Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, сформирован с учетом сложившихся тенденций развития экономики области и исходных условий для формирования вариантов развития экономики, принятых на уровне Российской Федерации.

Доходы бюджета области на 2017 год прогнозируются в сумме 35927573,9 тыс. руб., что на 6976526,1 тыс. руб. или на 16,3% меньше ожидаемого исполнения за 2016 год. Прогноз поступлений доходов на плановый период 2018 и 2019 годов составляет соответственно 32551119,0 тыс. руб. и 32733398,8 тыс. руб.

В законопроекте виды доходов и нормативы зачисления в бюджет Тамбовской области по налоговым поступлениям соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и закону Тамбовской области о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета области прогнозируются в сумме 22755074,1 тыс. руб. и составляют 63,3% от общего объема доходов бюджета области, на 2018 год – 23694593,9 тыс. руб., на 2019 год – 23949040,2 тыс. руб.

Контрольно-счетная палата отмечает реалистичность прогноза по исполнению доходной части бюджета области на 2017 год.

Объем прогнозируемых поступлений из федерального бюджета сформирован в условиях отсутствия распределения по регионам значительного объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и составляет 13172499,8 тыс. руб.

Расходы бюджета Тамбовской области на 2017 год предусматриваются в сумме 37227573,9 тыс. руб., на 2018 год – 29572430,0 тыс. руб., на 2019 год – 32055882,8 тыс. руб.

Расходы на исполнение программной части бюджета составят в 2017 году – 35802464,2 тыс. руб., в 2018 году – 28899566,1 тыс. руб., в 2019 году – 31050103,5 тыс. руб.

Учитывая, что проект бюджета области сформирован в программном формате, Контрольно-счетная палата большое внимание уделила анализу соответствия предусмотренных программ требованиям законодательства. Объем финансового обеспечения большинства госпрограмм, планируемых к финансированию в 2017 году, согласно приложенным к законопроекту паспортам, не соответствовал ассигнованиям, предусмотренным законопроектом.

В связи с этим, потребуется корректировка мероприятий, показателей и индикаторов, характеризующих достижения поставленных целей и задач, в связи с расхождениями объемов средств на их реализацию, вызванных необходимостью перераспределения средств на приоритетные направления развития.

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений Указов Президента Российской Федерации запланированы в 2017 году в объеме 7408790,2 тыс. руб., в 2018 году – 7048580,9 тыс. руб., в 2019 году – 7158211,6 тыс. руб.

Общий объем межбюджетных трансфертов общего характера, предоставляемых из бюджета Тамбовской области составит в 2017 году – 9098181,3 тыс. руб., в 2018 году – 8828425,2 тыс. руб., в 2019 году – 8758649,0 тыс. руб.

Прогнозируемый дефицит бюджета Тамбовской области на 2017 год составит в сумме 1300,0 млн. руб. и не превысит ограничений, установленных бюджетным законодательством. В 2018 и 2019 годах исполнение бюджета области прогнозируется с профицитом в сумме 2978689,0 тыс. руб. и 677516,0 тыс. руб.

Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 1 января 2018 года прогнозируется в сумме 15833014,9 тыс. руб. В 2018 и 2019 годах планируется постепенное снижение объема государственного долга Тамбовской области до 12854325,9 тыс. руб. и до 12176809,9 тыс. руб. соответственно.

Анализ соблюдения нормативных требований по размеру дефицита бюджета, предельных размеров государственного долга области и расходов по его обслуживанию показал, что установленные в законопроекте параметры соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства Тамбовской области.

О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов. В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта закона Тамбовской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Предлагаемый проектом закона бюджет фонда сформирован на очередной финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российский Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона Тамбовской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области» с проектом закона области о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования представлен проект Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования, предусмотренная законопроектом, составляет на 2017 год – 9094023,5 тыс. руб., на плановый период 2018 и 2019 годов – 10615952,0 тыс. руб. и 11167971,8 тыс. руб. соответственно.

Средние нормативы объема медицинской помощи, предусмотренные проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов соответствуют средним нормативам, предусмотренным проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Доходы и расходы бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования спрогнозированы в равных объемах: на 2017 год в сумме 9496849,1 тыс. руб. Рост объема доходов и расходов на 2017 год по отношению к первоначально утвержденным бюджетным назначениям на 2016 год составляет 617925,9 тыс. руб. или 7,0%; на 2018 год – в сумме 11033575,6 тыс. рублей, с ростом на 1536726,5 тыс. рублей или на 16,2 процента к 2017 году; на 2019 год – в сумме 11599338,7 тыс. рублей, с ростом на 565763,1 тыс. рублей или на 5,1 процента к 2018 году.

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи при формировании Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Тамбовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрены на уровне не ниже федеральных средних нормативов, установленных проектом Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Объем субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации рассчитан исходя из численности застрахованного населения Тамбовской области по состоянию на 01.04.2016 в количестве 1026614 человек и с учетом норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, согласно письму ФОМС от 09.12.2016 № 12085/21-2/и в сумме 8896,0 руб. на 1 застрахованное лицо.

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов бездефицитен, сбалансирован по доходам и расходам, что соответствует статье 33 Бюджетного кодекса РФ.

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой подготовлено 10 заключений на законопроекты «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О бюджете Тамбовской области на 2016 год» и 4 – на законопроекты «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2016 год».

В рамках оперативного контроля за ходом исполнения бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области Контрольно-счетной палатой осуществлялся анализ исполнения текстовых статей законов области о бюджете Тамбовской области и о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на 2016 год, своевременности подготовки и принятия нормативных правовых актов в целях реализации данных законов. По результатам контроля подготовлено 6 заключений.

В соответствии со статьей 8 Закона Тамбовской области «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области» Контрольно-счетная палата осуществляла внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета Тамбовской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области. Результаты внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов, бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств использовались при проведении экспертизы проектов законов области об исполнении бюджета Тамбовской области за 2015 год и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2015 год. По результатам внешней проверки подготовлены заключения Контрольно-счетной палаты на проекты законов Тамбовской области «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Тамбовской области за 2015 год» и «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области за 2015 год».

Кроме того, Контрольно-счетной палатой в рамках полномочий, проведена финансово-экономическая экспертиза 12 проектов законов области.

Все заключения, касающиеся экспертно-аналитических мероприятий на этапах предварительного, оперативного и последующего контроля исполнения бюджетов направлялись в Тамбовскую областную Думу и рассмотрены на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам.

Контрольно-счетной палатой в 2016 году проведены тематические экспертно-аналитические мероприятия по проведению оценки эффективности бюджетных расходов с учетом особенностей, определенных видом расходов по государственным программам Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2020 годы» и «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан области на 2014-2020 годы», а также по анализу мер, принимаемых органами исполнительной власти области по сокращению объемов незавершенного строительства в целях повышения эффективности использования средств бюджета Тамбовской области в 2015 году и анализу итогов исполнения отдельных вопросов реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе показателей доступности и качества медицинской помощи, а также показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

В рамках полномочий, закрепленных в статье 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществлен аудит в сфере закупок в управлении сельского хозяйства области, в управлении по регулированию тарифов области и в Тамбовском колледже искусств. В ходе мероприятий проведен анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Число нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в общей структуре всех выявленных Контрольно-счетной палатой нарушений значительно превосходит другие виды (76 из 164) и в суммовом выражении составляют более 33% от всего объема нарушений (почти 217 млн. руб.). Основными нарушениями в сфере закупок, выявленными Контрольно-счетной палатой, в том числе и в рамках контрольных мероприятий, являются:

несоблюдение требований, в соответствии с которыми государственные (муниципальные) контракты (договора) заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств – 15 или 20,0% от общего числа нарушений в сфере закупок;

непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию – 14 или 18,7% от общего числа нарушений в сфере закупок;

неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 13 или 17,3% от общего числа нарушений в сфере закупок;

несоблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке – 6 или 8,0% от общего числа нарушений в сфере закупок;

нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) – 6 или 8,0% от общего числа нарушений в сфере закупок;

нарушение при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 4 или 5,3% от общего числа нарушений в сфере закупок;

приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров) – 4 или 5,3% от общего числа нарушений в сфере закупок.

По результатам аудита в сфере закупок по обращениям Контрольно-счетной палаты контрольными органами в сфере закупок возбуждено 8 административных дел, по 7 из которых должностные лица привлечены к административной ответственности (одно прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности).

По результатам всех экспертно-аналитических мероприятий подготовлены заключения, которые представлены главе администрации области и рассмотрены на заседаниях комитета Тамбовской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

 

3. Обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты

 

Работа аппарата Контрольно-счетной палаты по обеспечению ее деятельности была направлена на повышение качества контрольной и экспертно-аналитической работы.

В течение 2016 года разработаны, рассмотрены и утверждены Коллегией Контрольно-счетной палаты:

стандарт организации деятельности СОД 4 «Порядок проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий» (утв. решением Коллегии КСП от 18.04.2016 № 7/6);

стандарт финансового контроля СФК 56 «Общие правила проведения проверки бюджета муниципального образования – получателя межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области» (утв. решением Коллегии КСП от 18.04.2016 № 7/7);

стандарт финансового контроля СФК 57 «Осуществление аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг» (утв. решением Коллегии КСП от 18.04.2016 № 7/8).

В целях совершенствования процедур по осуществлению внешнего государственного финансового контроля в регионе внесены изменения в Регламент Контрольно-счетной палаты и в стандарт финансового контроля СФК 51 «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

В настоящее время организация и проведение контрольной и экспертно-аналитической работы Контрольно-счетной палаты обеспечивается 17 стандартами внешнего государственного финансового контроля и 2 методическими рекомендациями (по аудиту закупок и административному производству).

Продолжена работа по наполнению информационного банка портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов Российской Федерации (портал СКСО при СП РФ) с проведением постоянного мониторинга на предмет актуальности информации, публикуемой на портале. Обеспечено участие сотрудников Контрольно-счетной палаты в 3-х видеоконференциях региональных контрольно-счетных органов, в 2-х семинарах-совещаниях, проводимых Счетной палатой РФ, в 4-х обучающих вебинарах, организованных НИИ СП РФ, в 2-х электронных опросах, проводимых на портале СКСО при СП РФ.

Организована работа по обеспечению функционирования государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» (далее – ГИС ЕСГФК), в соответствии с совместным приказом Счетной палаты РФ и Министерства финансов РФ от 25 декабря 2015 г. № 128/214н «Об утверждении Положения о государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений». В соответствии с указанием Счетной палаты РФ от 28 января 2016 г. № 16-04/21 проведена регистрация должностных лиц-участников по структурным подразделениям аппарата, организована работа по наполнению банка данных ГИС ЕСГФК.

Ведется работа по участию в мониторинге открытости бюджетных данных в соответствии с Методикой проведения мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных в 2016 году, разработанной ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» (НИФИ).

Во исполнение Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в соответствии с Регламентом Контрольно-счетной палаты информация о деятельности Контрольно-счетной палаты (годовые планы работы, годовые отчеты, решения Коллегии, информация о контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях и др.) размещается на созданном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» официальном сайте http://ksp.tambov.gov.ru. Всего за отчетный период размещено 61 материал на официальном сайте. За отчетный период в газете «Тамбовская жизнь» опубликовано 2 интервью с председателем Контрольно-счетной палаты.

 

4. Взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований области, иными контрольными, надзорными и правоохранительными органами

 

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с государственными и муниципальными органами по вопросам организации внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также при выявлении правонарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статьей 20 Закона Тамбовской области «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области».

Сотрудничество Контрольно-счетной палаты со Счетной палатой РФ, кроме того, осуществляется в соответствии с соглашением о сотрудничестве от 15 июля 2014 года, которое определяет порядок организации и проведения, в пределах собственной компетенции каждой из сторон, внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения бюджетными средствами, средствами бюджетов государственных внебюджетных фондов, государственной собственностью и иными ресурсами, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации.

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата принимала участие в подготовке сводного отчета Счетной палаты РФ по результатам контрольного мероприятия, проведенного совместно в 2015 году, по проверке использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2015 годах на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, и обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 24.03.2016 № 13К (1088), п. 2). Реализация результатов указанного контрольного мероприятия осуществляется Счетной палатой РФ с участием Контрольно-счетной палаты.

Постоянное взаимодействие со Счетной палатой РФ и другими региональными контрольно-счетными органами осуществляется в рамках созданного 21 марта 2014 года Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ (далее – СКСО при СП РФ, Совет). Совет организует работу через образованные в нем отделения по федеральным округам и комиссии (всего их 6: по вопросам методологии, информационно-аналитическая, по правовым вопросам, по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, по этике, по вопросам повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов). Председатель КСП, помимо общего членства от региона в Совете и отделении Совета по ЦФО, является избранным членом комиссии по этике, с функцией заместителя председателя комиссии. Функционал по указанной должности обеспечивается аппаратом КСП. Так, в отчетном году Контрольно-счетной палатой в рамках обеспечения деятельности комиссии по этике проведен мониторинг информационного наполнения официальных сайтов контрольно-счетных органов Северо-западного и Приволжского федеральных округов. Результаты мониторинга использованы в аналитическом федеральном обзоре по итогам деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, в котором Контрольно-счетная палата получила высокую оценку с информационной наполняемостью сайта в 95,84 процента.

В течение 2016 года председатель КСП принял участие в работе семинаров-совещаний руководителей контрольно-счетных органов: 6 апреля в г. Москве на тему: «Аудит эффективности – приоритет деятельности контрольно-счетных органов» (организатор – КСП Москвы); 7 апреля в г. Москве в российско-китайском семинаре на тему: «Роль ВОФК в системе государственной власти и гражданском обществе. Оценка деятельности правительства» (организатор – Счетная палата РФ); 21-23 сентября в г. Калуге на тему: «Практика применения классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля)» (организатор – КСП Калужской области), где выступил с докладом на тему: «Классификатор нарушений – единая система координат деятельности контрольно-счетных органов: практика и проблемы применения». Полученный в ходе мероприятий передовой опыт по осуществлению внешнего государственного финансового контроля через обсуждение на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты внедряется в практику работы Контрольно-счетной палаты.

Несмотря на то, что специфика финансово-бюджетной сферы не получила должного отражения в нормах действующего антикоррупционного законодательства, а Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», являясь основополагающим нормативным правовым актом в данной сфере, не содержит указания на необходимость антикоррупционного контроля в части публичных (государственных и муниципальных) финансов, Контрольно-счетная палата исходит из полномочий, определенных для нее Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Законом Тамбовской области «О Контрольно-счетной палате Тамбовской области», где они отражены следующим образом: «участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции».

В условиях отсутствия системного подхода в сфере государственного антикоррупционного финансово-бюджетного контроля Контрольно-счетная палата выделяет следующие основные направления своей деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции:

обеспечение добросовестности, открытости, содействие конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

оптимизация и конкретизация полномочий (в том числе финансовых) органов власти области и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

При этом, относя к коррупционным проявлениям действия должностных лиц объектов контроля в бюджетной сфере, Контрольно-счетная палата, помимо самостоятельного правового реагирования в части привлечения нарушителей к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, взаимодействует с правоохранительными и другими контрольными и надзорными органами.

Порядок такого взаимодействия конкретизирован в соответствующих Соглашениях:

от 14.02.2012 с УФК по Тамбовской области;

от 10.07.2012 с Управлением ФАС России по Тамбовской области;

от 06.08.2012 со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Тамбовской области;

от 25.03.2013 с Прокуратурой Тамбовской области;

от 17.11.2014 с УМВД России по Тамбовской области;

от 29.06.2015 с Управлением ФНС России по Тамбовской области.

В вопросах противодействия коррупции деятельность Контрольно-счетной палаты направлена на выявление фактов аффилированности и условий возникновения конфликта интересов в руководстве объектов контроля при заключении ими сделок с использованием бюджетных средств.

Председатель КСП 24 ноября принял участие в работе координационного совещания руководителей правоохранительных органов области под председательством прокурора области В.И.Торговченкова, где представил доклад о результатах взаимодействия с правоохранительными органами области.

В настоящее время методологическая комиссия Совета контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации при Счетной палате РФ прорабатывает вопросы подготовки соответствующих регламентов финансового аудита исполнения антикоррупционного законодательства, а также финансового мониторинга коррупционных правонарушений в финансово-бюджетной сфере с корректировкой алгоритма проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2016 году продолжил свою работу Совет контрольно-счетных органов области. На заседании, которое состоялось 20 апреля, члены Совета проанализировали итоги работы контрольно-счетных органов муниципальных образований области в 2015 году, сформулировали задачи на текущий год, обсуждали проблемы становления и развития системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля в Тамбовской области, занимались поиском новых подходов к осуществлению внешнего контроля государственных и муниципальных программ, организации аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, проблемами изменения в бюджетном законодательстве, также рассматривали вопрос взаимодействия органов внутреннего и внешнего финансового контроля области. Опытом своей работы поделились председатели муниципальных контрольно-счетных органов области.

В заседании, наряду с представителями контрольно-счетных органов муниципальных образований области приняли участие председатель Тамбовской областной Думы Е.А.Матушкин, представители прокуратуры области, финансового управления области и члены Коллегии Контрольно-счетной палаты.

Президиумом Совета утвержден план работы Совета контрольно-счетных органов Тамбовской области на 2016 год.

Контрольно-счетная палата отмечает, что в 2016 году повысились уровень и качество работы муниципальных контрольно-счетных органов, эффективность принимаемых мер по реализации их предложений.

 

5. Задачи Контрольно-счетной палаты на 2017 год

 

Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2017 году будет направлена на содействие органам власти Тамбовской области (в рамках предоставленных полномочий) в решении наиболее актуальных задач социально-экономического развития региона, в том числе на реализацию мер, обозначенных в посланиях Президента Российской Федерации к Федеральному собранию РФ по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также в соответствии с документами стратегического планирования Тамбовской области.

План работы Контрольно-счетной палаты на 2017 год учитывает предложения Тамбовской областной Думы, поручения главы администрации области и запросы правоохранительных органов.

При планировании своей деятельности на текущий год Контрольно-счетная палата исходила из задач, поставленных региональным контрольно-счетным органам председателем Счетной палаты РФ Т.А.Голиковой на совместном заседании Президиума и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, состоявшимся 20 декабря текущего года, в части мониторинга реализации приоритетных проектов по направлениям «Здравоохранение», «Образование», «Ипотека и арендное жилье», «ЖКХ и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные дороги», «Комплексное развитие моногородов», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Реформа контрольно-надзорной деятельности», «Производительность труда» и «Международная кооперация и экспорт». Проекты (всего 11) одобрены созданным по инициативе Президента РФ В.В.Путина Советом по стратегическому развитию и реализации приоритетных проектов. В связи с тем, что реализация 6 из 11 проектов предусматривают участие регионов, Контрольно-счетная палата будет подключена к обеспечению системного мониторинга и контролю за их реализацией по отдельному плану Счетной палаты РФ.

Для повышения эффективности регионального государственного финансового контроля и исключения дублирования в работе различных контролирующих органов план работы Контрольно-счетной палаты скоординирован с контрольно-ревизионным отделом финансового управления области. Проверки муниципальных образований будут проведены с участием местных контрольно-счетных органов, что должно способствовать формированию целостной системы внешнего государственного и муниципального финансового контроля и позволит повысить качество выполнения полномочий, возложенных на контрольно-счетные органы.

В числе главных задач, на решении которых будут сконцентрированы внимание и усилия Контрольно-счетной палаты в 2017 году, стоят обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением бюджета Тамбовской области, углубленное проведение экспертно-аналитических мероприятий, концентрация экономической деятельности на вопросах оценки прогноза социально-экономического развития области, перспектив, определяемых бюджетным планированием, выявление причин недопоступления доходов в бюджет, анализ долговой устойчивости бюджета. Также в качестве приоритета выдвигается профилактика совместно с другими контролирующими органами коррупционных проявлений в сфере государственных финансов.

Учитывая важность совершенствования контрактной системы, в рамках каждого контрольного мероприятия предусмотрено проведение аудита в сфере закупок.

Взаимодействие с Тамбовской областной Думой и администрацией области играет важнейшую роль в организации деятельности Контрольно-счетной палаты. Возможность регулярного информирования руководства области об основных результатах проведенной работы, позволяет интегрировать деятельность Контрольно-счетной палаты в решение важнейших задач области.

Степень взаимодействия Контрольно-счетной палаты с органами государственной власти и правоохранительными органами выступает одним из показателей результативности и эффективности ее деятельности.

Укрепление взаимодействия с Тамбовской областной Думой, ее комитетами является основным фактором, определяющим направления деятельности Контрольно-счетной палаты и позволяющим наиболее полно и оперативно реализовать имеющийся потенциал финансового контроля и выступает основой укрепления финансовой дисциплины.

 

 

Контрольно-счетная палата Тамбовской области,

февраль, 2017 год

 


Информация по документу
Читайте также