1. Общие положения
1.1. Примерное положение
об оплате труда работников областных государственных учреждений,
подведомственных управлению социальной защиты и семейной политики области,
(далее – Положение, учреждение) разработано в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации, Законом области от
05.02.2016 № 629-З «Об оплате труда работников областных
государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений», постановлением
администрации области от
03.08.2016 № 879 «Об основах формирования системы оплаты труда
работников областных государственных бюджетных, автономных и казенных
учреждений» и в целях совершенствования оплаты труда работников учреждений,
повышения их мотивации к качественным результатам труда.
1.2. Положение включает в
себя:
рекомендуемые размеры минимальных
окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной
платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп
(приложение к Положению);
рекомендуемые размеры и условия
осуществления выплат компенсационного характера (за счет всех источников
финансового обеспечения);
рекомендуемые размеры и условия
осуществления выплат стимулирующего характера (за счет всех источников
финансового обеспечения);
условия оплаты труда
руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений.
1.3. Система оплаты труда
работников учреждения устанавливается коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами, принимаемыми в соответствии с трудовым
законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми
актами Тамбовской области.
Локальные нормативные акты
учреждения, устанавливающие систему оплаты труда, принимаются работодателем с
учетом мнения представительного органа работников.
1.4. Размеры окладов
(должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и
стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда
учреждения.
1.5. Месячная заработная
плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего
времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже
минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом,
минимальной заработной платы, определенной региональным соглашением, в
соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. Система оплаты труда
работников учреждения устанавливается с учетом Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных
стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,
рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений.
1.7. Заработная плата
работника устанавливается трудовым договором.
1.8. При установлении
системы оплаты труда работников учреждения работодатель обеспечивает:
1.8.1.
наличие показателей эффективности деятельности и критериев оценки для
стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества
работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании
структурных подразделений и учреждения в целом;
1.8.2.
применение демократических процедур при оценке эффективности работы
различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат
стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием
представительного органа работников).
1.9. Оплата труда
работника, занятого по совместительству, а также на условиях неполного
рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени.
Определение размеров заработной платы по основной должности и по должности,
занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из
должностей.
1.10. Заработная плата
работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы,
количества и качества затраченного труда.
1.11. Порядок
распределения средств от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности на оплату труда устанавливается локальным нормативным актом
учреждения, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
2. Порядок и условия
оплаты труда работников
2.1. Оплата труда
работников учреждений включает в себя:
оклад (должностной оклад),
ставку заработной платы;
повышающие коэффициенты к окладам
(должностным окладам), ставкам заработной платы;
выплаты компенсационного
характера;
выплаты стимулирующего характера.
2.2. Размеры окладов
(должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждения
устанавливаются работодателем на основе требований к профессиональной
подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления
соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных
квалификационных групп (далее – ПКГ), рекомендуемых минимальных окладов
(минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы, с
учетом сложности и объема выполняемой работы и не могут быть ниже размеров,
установленных для соответствующих квалификационных уровней профессиональных
квалификационных групп постановлением администрации Тамбовской области от
03.08.2016 № 879 «Об основах формирования системы оплаты труда работников
областных государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений».
2.3. Персональный
повышающий коэффициент устанавливается работнику с учётом уровня его
профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени
самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, в
пределах фонда оплаты труда учреждения.
Решение об установлении
персонального повышающего коэффициента принимается руководителем учреждения
персонально в отношении конкретного работника.
Персональный повышающий
коэффициент устанавливается к окладу (должностному окладу), ставке заработной
платы. Повышающий коэффициент не учитывается при установлении иных
стимулирующих и компенсационных выплат.
Максимальный размер
персонального повышающего коэффициента – 3,0.
2.4. Повышающие
коэффициенты по типу (виду) учреждения устанавливаются управлением социальной
защиты и семейной политики области в зависимости от типа (вида) учреждения
(за работу в стационарных учреждениях социального обслуживания населения
психоневрологического типа, в том числе обслуживающих детей инвалидов,
страдающих психическими расстройствами, непосредственно связанную с
предоставлением социальных услуг).
Размер повышающего
коэффициента по типу (виду) учреждения устанавливается до 0,30.
Основанием для
установления повышающего коэффициента по типу (виду) учреждения является
устав учреждения.
Повышающий коэффициент по
типу (виду) учреждения устанавливается в процентах к окладу (должностному
окладу), ставке заработной платы без учета персонального повышающего
коэффициента.
2.5. К окладу
(должностному окладу) работников основного персонала учреждений в целях
стимулирования к качественному результату труда, повышению профессиональной
квалификации и компетенции устанавливаются повышающие коэффициенты за
квалификационную категорию в следующих размерах:
до 0,30 – при наличии высшей
квалификационной категории;
до 0,20 – при наличии первой
квалификационной категории;
до 0,15 – при наличии второй
квалификационной категории.
Повышающий коэффициент за
квалификационную категорию устанавливается к окладу (должностному окладу) без
учета персонального повышающего коэффициента.
2.6. Работникам, которым
присвоено почетное звание в сфере социальной защиты «заслуженный», «почетный
работник» или награждённые нагрудным знаком «Отличник социально – трудовой
сферы», устанавливается повышающий коэффициент по занимаемой должности в
размере до 0,20.
При наличии у работника
учреждения двух и более оснований для установления повышающего коэффициента
за наличие почетного звания в сфере социальной защиты, повышающий коэффициент
устанавливается на основании одного из них.
Повышающий коэффициент по
занимаемой должности устанавливается к окладу (должностному окладу), ставке
заработной платы без учета персонального повышающего коэффициента.
Конкретный размер
повышающего коэффициента устанавливается трудовым договором.
2.7. Оклады заместителей
руководителей структурных подразделений рекомендуется устанавливать на 10%
ниже окладов соответствующих руководителей.
2.8. С учетом условий труда
работнику устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные
разделом 4 Положения.
2.9. Работнику с учетом
выполнения утверждённых в учреждении показателей и критериев оценки
эффективности труда работников учреждения устанавливаются стимулирующие
выплаты, предусмотренные разделом 5 Положения.
2.10. При формировании
системы оплаты труда в учреждении устанавливаются дифференциация оплаты труда
работников, выполняющих работы различной сложности, и зависимость размера
оплаты труда от качества оказываемых услуг (выполняемых работ) и
эффективности деятельности работников по установленным трудовым договором
показателям эффективности деятельности и критериям оценки. При этом
обеспечиваются дифференциация оплаты труда основного и иного персонала и
оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный
персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты
труда учреждения – не более 40%.
К основному персоналу
относятся работники учреждения, непосредственно оказывающие услуги
(выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом целей
деятельности учреждения.
Перечень должностей,
относящихся к основному, вспомогательному и административно-управленческому
персоналу учреждения, устанавливается локальным нормативным актом учреждения
в соответствии с Примерным перечнем должностей, относящихся к
административно-управленческому, основному и вспомогательному персоналу,
утвержденным приказом управления социальной защиты и семейной политики
области.
3. Условия оплаты труда
руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера
3.1. Условия оплаты труда
руководителя учреждения определяются трудовым договором, заключаемым в
соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного
учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
3.2. Размер должностного оклада руководителя учреждения
определяется в трудовом договоре в зависимости от сложности труда, в том
числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости
учреждения.
3.3. Решение об
установлении персонального повышающего коэффициента руководителю учреждения
принимается начальником управления социальной защиты и семейной политики
области персонально в отношении конкретного руководителя учреждения с учетом
уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой
работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении
поставленных задач.
Максимальный размер
персонального повышающего коэффициента – 3,0.
Персональный повышающий
коэффициент начисляется к должностному окладу.
Персональный повышающий
коэффициент к должностному окладу заместителя руководителя, главного
бухгалтера учреждения устанавливается в соответствии с пунктом 2.3.
3.4. Руководителю, заместителям
руководителя, главному бухгалтеру учреждения устанавливаются повышающие
коэффициенты по типу (виду) учреждения, за квалификационную категорию, по
занимаемой должности в соответствии с пунктами 2.4 – 2.6.
3.5. Должностные оклады
заместителей руководителей, главного бухгалтера учреждений устанавливаются
локальным нормативным актом учреждения (с учетом мнения представительного
органа работников), трудовым договором, на 10 – 30% ниже должностных окладов
руководителей этих учреждений без учета персонального повышающего
коэффициента руководителей этих учреждений.
3.6. Руководителю,
заместителям руководителя, главному бухгалтеру учреждения устанавливаются
выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 Положения.
Конкретные виды, размеры и
условия начисления выплат компенсационного характера устанавливаются в
трудовом договоре.
3.7. Выплаты
стимулирующего характера руководителю учреждения осуществляются с учетом
результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и
целевыми показателями эффективности деятельности учреждения, установленными
для учреждения и его руководителя управлением социальной защиты и семейной
политики области, а также с учетом достижения показателей государственного
задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Выплаты стимулирующего
характера, размеры и условия их осуществления для руководителей Учреждений
определяются в соответствии с пунктами 3.8 – 3.10 и с учетом особенностей,
установленных настоящим пунктом.
Размеры и условия
осуществления выплат стимулирующего характера руководителям учреждений
устанавливаются управлением социальной защиты и семейной политики области и
конкретизируются в трудовых договорах.
Выплаты стимулирующего
характера заместителю руководителя и главному бухгалтеру учреждения
устанавливаются работодателем с учетом показателей и критериев оценки
эффективности работы.
Показатели и критерии
оценки эффективности работы заместителя руководителя и главного бухгалтера
устанавливаются руководителем учреждения.
Конкретные размеры и
условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в
трудовых договорах.
3.8. Руководителю
учреждения, заместителям руководителя, главному бухгалтеру устанавливаются
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы с учётом положений
пункта 3.7 настоящего Положения. Предельный размер выплаты за интенсивность и
высокие результаты работы не может превышать одного должностного оклада без
учета персонального повышающего коэффициента. Порядок и условия ее выплаты
устанавливаются трудовым договором.
3.9. Руководителю
учреждения, заместителям руководителя, главному бухгалтеру устанавливаются
выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет в порядке и на
условиях, определённых в разделе 5 Положения, с учётом положений пункта 3.7 Положения.
В общий стаж работы
руководителя учреждения, дающий право на установление выплаты за стаж
непрерывной работы или за выслугу лет, включаются периоды работы (службы):
в организациях социального
обслуживания в должностях руководителя, заместителя руководителя,
руководителя структурного подразделения, а также в органах исполнительной
власти в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения на
высших и главных должностях гражданской службы;
по специальности,
приобретённой в период получения среднего или высшего профессионального
образования, но не более 5 лет;
в организациях и
учреждениях независимо от формы собственности на руководящих должностях, в
том числе периоды работы руководителем (заместителем руководителя)
структурных подразделений таких учреждений (организаций).
3.10. Руководителю
учреждения, заместителям руководителя, главному бухгалтеру могут
осуществляться премиальные выплаты по итогам работы (единовременные за
выполнение особо важных и (или) срочных работ), в том числе за разработку и
внедрение современных методов социального обслуживания, проведение
мероприятий (акций), направленных на привлечение общественного внимания к
проблемам пожилых людей и инвалидов, устранение последствий аварий, по другим
основаниям, в размере не более одного должностного оклада без учета
персонального повышающего коэффициента, с учётом положений пункта 3.7
Положения в пределах фонда оплаты труда учреждения.
Для премиальных выплат по
итогам работы (единовременные за выполнение особо важных и (или) срочных
работ) руководителю учреждения необходимо наличие поручения, оформленого
приказом начальника управления социальной защиты и семейной политики области.
Решение о выплате премии по итогам работы (единовременные за выполнение особо
важных и (или) срочных работ) и её размере принимается начальником управления
социальной защиты и семейной политики области и оформляется приказом.
Для премиальных выплат по
итогам работы (единовременные за выполнение особо важных и (или) срочных
работ) заместителям руководителя и главному бухгалтеру учреждения необходимо
наличие поручения руководителя учреждения выполнить особо важные работы
(важную работу) в установленный срок. Данное поручение должно быть
обоснованным и оформлено локальным нормативным актом руководителя учреждения.
Решение о выплате премии по итогам работы (единовременная за выполнение особо
важных и (или) срочных работ) и её размере принимается руководителем
учреждения и оформляется локальным нормативным актом учреждения.
3.11. Персональный
повышающий коэффициент заместителям руководителя, главному бухгалтеру
учреждения устанавливается в соответствии с пунктом 2.3 Положения.
3.12. Предельный уровень
соотношения среднемесячной заработной платы руководителей учреждений, их заместителей,
главных бухгалтеров, формируемой за счет всех источников финансового
обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной
платы работников учреждений (без учета заработной платы соответствующего
руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера)
устанавливается:
для руководителей учреждений
– в пятикратном размере;
для заместителей
руководителей и главных бухгалтеров – в четырехкратном размере.
4. Порядок и условия
установления выплат компенсационного характера
4.1. Выплаты
компенсационного характера, размеры и условия их осуществления
устанавливаются локальным нормативным актом учреждения в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации.
В учреждениях работникам
устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера:
выплаты работникам, занятым на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
выплаты за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей),
расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении
обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы,
определенной трудовым договором, сверхурочной работе, работе в ночное время,
работе в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других
условиях, отклоняющихся от нормальных);
выплаты за работу со сведениями,
составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а
также за работу с шифрами.
4.2. Размер указанных
выплат определяется в процентном отношении к окладу (должностному окладу),
ставке заработной платы без учета персонального повышающего коэффициента.
4.3. Оплата труда
работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными
условиями труда, производится в повышенном размере в соответствии со статьёй
147 Трудового кодекса Российской Федерации по результатам специальной оценки
условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимых в
соответствии с действующим законодательством. Если по итогам специальной
оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда рабочее
место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится.
4.4. Выплаты за работу в
условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной
квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе
в ночное время, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни и при
выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных),
устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.
4.5. Размер выплаты за
совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за
увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего
работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, и
срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон
трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы,
в пределах фонда оплаты труда по вакантной (совмещаемой) должности.
4.6. Выплата за работу в
ночное время производится работникам учреждения за каждый час работы в ночное
время (с 22 часов до 6 часов в соответствии со статьей 96 Трудового кодекса
Российской Федерации). Размер выплаты составляет не менее 20% оклада
(должностного оклада), ставки заработной платы работника учреждения за каждый
час работы в ночное время.
4.7. Выплаты за работу в
выходные и нерабочие праздничные дни производятся работникам учреждений,
привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в
соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.8. Выплата за
сверхурочную работу производится в соответствии со статьей 152 Трудового
кодекса Российской Федерации.
4.9. Выплаты за работу со
сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и
рассекречиванием, а также за работу с шифрами производятся в соответствии с
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
4.10. Размеры и условия
осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых
договорах.
5. Порядок и условия
установления выплат стимулирующего характера
5.1. В целях
стимулирования работника учреждения к качественному результату труда, а также
поощрения за выполненную работу ему устанавливаются выплаты стимулирующего
характера с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев
оценки эффективности труда работников этого учреждения. Размеры и условия их
осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами учреждения в пределах фонда оплаты труда.
5.2. Решение о применении
выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается
руководителем учреждения с учетом решения соответствующей комиссии
учреждения.
Рекомендуются следующие
выплаты:
выплаты за интенсивность и
высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых
работ;
выплаты за стаж непрерывной
работы или за выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы
(единовременные за выполнение особо важных и (или) срочных работ).
5.3. Размеры и условия осуществления выплат
стимулирующего характера устанавливаются локальным нормативным актом
учреждения с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев
оценки эффективности труда работников.
Критерии эффективности
работы по показателям деятельности устанавливаются работодателем в
соответствии с приказом управления социальной защиты и семейной политики
области об утверждении показателей оценки эффективности деятельности
областных государственных учреждений социального обслуживания населения, их
руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.
Конкретные размеры и
условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в
трудовых договорах.
5.4. Выплата за стаж
непрерывной работы или за выслугу лет в учреждениях устанавливается к окладу
(должностному окладу), ставке заработной платы без учета персонального
повышающего коэффициента в следующих размерах:
Стаж работы
|
Размер надбавки
(в процентах)
|
От 1 до 3 лет включительно
|
5
|
Свыше 3 до 5 лет включительно
|
10
|
Свыше 5 до 10 лет включительно
|
15
|
Свыше 10 до 15 лет включительно
|
20
|
Свыше 15 лет
|
30
|
Основанием для
установления выплаты за стаж непрерывной работы или за выслугу лет являются
трудовой договор, локальный нормативный акт руководителя учреждения о приеме
на работу (назначении на должность), трудовая книжка работника.
Руководитель учреждения
принимает локальный нормативный акт о назначении выплаты за стаж непрерывной
работы или за выслугу лет по представлению комиссии по установлению общего
стажа работы, дающего право на установление выплаты за стаж непрерывной
работы или за выслугу лет. Локальный нормативный акт об установлении выплаты
объявляется работнику под расписку.
Состав комиссии по
установлению общего стажа работы, дающего право на установление выплаты за
стаж непрерывной работы или за выслугу лет, утверждается локальным
нормативным актом руководителя учреждения.
Выплата за стаж
непрерывной работы или за выслугу лет исчисляется ежемесячно пропорционально
отработанному времени.
Выплата за стаж
непрерывной работы или за выслугу лет не учитывается при установлении и начислении
иных доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
При исполнении
обязанностей временно отсутствующего работника выплата за стаж непрерывной
работы или за выслугу лет начисляется от оклада, ставки заработной платы по
своей основной работе, обусловленной трудовым договором, без учёта доплаты за
исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Выплата за стаж
непрерывной работы или за выслугу лет выплачивается со дня возникновения
права на ее назначение или изменение размера.
В том случае, если у
работника право на назначение или изменение размера выплаты за стаж
непрерывной работы или за выслугу лет наступило в период его пребывания в
ежегодном основном и дополнительном оплачиваемых отпусках, в отпуске без
сохранения заработной платы, а также в период его временной
нетрудоспособности, выплата, в том числе и в новом размере, производится
после окончания соответствующего отпуска, временной нетрудоспособности.
В общий стаж
работы, дающий право на установление выплаты за стаж непрерывной работы или
за выслугу лет, включаются периоды работы (службы): (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
28.07.2017 № 729)
в организациях социального обслуживания, а также в органах
исполнительной власти и органах местного самоуправления в сфере социального
обслуживания и социальной защиты населения; (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
28.07.2017 № 729)
в организациях здравоохранения, образовательных
организациях на аналогичных должностях. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
28.07.2017 № 729)
5.5. При наличии экономии
по фонду оплаты труда учреждения для работников могут быть установлены премиальные
выплаты по итогам работы (единовременные за выполнение особо важных и (или)
срочных работ) в размере не более одного оклада (должностного оклада), ставки
заработной платы без учета персонального повышающего коэффициента.
Премиальные выплаты по
итогам работы (единовременные за выполнение особо важных и (или) срочных
работ) выплачиваются работнику, в том числе за разработку и применение
современных методов социального обслуживания, участие в проведении
мероприятий (акций), направленных на привлечение общественного внимания к
проблемам пожилых людей и инвалидов, устранение последствий аварий, по другим
основаниям, в пределах фонда оплаты труда учреждения.
Для премиальных выплат по
итогам работы (единовременные за выполнение особо важных и (или) срочных работ)
необходимо наличие поручения руководителя учреждения конкретному работнику
(работникам) выполнить особо важные работы (важную работу) в установленный
срок. Данное поручение должно быть обоснованным и оформлено локальным
нормативным актом руководителя учреждения. Решение о выплате единовременной
премии за выполнение особо важных и сложных работ и её размере принимается
руководителем учреждения и оформляется локальным нормативным актом.
5.6. Размеры и условия
осуществления выплат стимулирующего характера предусматриваются в трудовом
договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору).
|